в каком году госпитальные школы были преобразованы в медико хирургические училища
История медицины
Главными предметами в госпитальных школах были анатомия, физиология, латинский язык, практическая медицина. Учащиеся присутствовали на вскрытиях. В первые годы существования в школах остро чувствовался недостаток пособий. В 1744 г. преподаватели Кронштадтской школы подготовили учебный анатомический атлас, для которого все рисунки были выполнены одним из учеников школы, будущим врачом М. И. Шейным. Реформы, произведенные в организации медицинского дела в России директором Медицинской канцелярии доктором П. 3. Кондоиди, благотворно отразились на дальнейшем улучшении педагогического процесса в школах. Особенное внимание стали уделять изучению внутренних болезней.
Деятельность Медицинской коллегии особенно оживилась к концу века при президенте Медицинской коллегии бароне А. И. Черкасове. Не будучи врачом, он интересовался медициной и всячески способствовал ее развитию. А. И. Черкасовым написан «План устройства правильного медицинского управления». Из членов коллегии надо выделить как наиболее видных ее деятелей И. К. Каменецкого и С. С. Андреевского. Первый из названных врачей в 90-х годах был направлен для борьбы с чумой в Крым. Им написано руководство для лечения внутренних болезней простыми средствами. По этой книге, переиздававшейся много раз, в семинариях изучалась практическая медицина. Кроме того, И. К. Каменецкий принимал участие в комиссии по отысканию отечественных источников лекарственного сырья. Врач С. С. Андреевский (1760-1818), воспитанник Кронштадтского военного госпиталя и школы, написал «Начертание первого карантинного устава» (1796) и «Инструкцию для врачебных управ» (1797).
В конце XVIII столетия Московское и Петербургское медико-хирургические училища были преобразованы в Медико-хирургические академии.
Госпитальные школы, в дальнейшем медико-хирургические училища, в течение XVIII столетия были основными педагогическими учреждениями, где готовились кадры русских врачей. Несмотря на материальные трудности, а главное, засилье иностранцев среди руководящего и педагогического состава, школы дали стране не только хороших практических работников, но и видных деятелей науки. Это объяснялось тем, что преподавание в них не было только теоретическим, а проходило в госпитальных палатах у постели больных. Нельзя не упомянуть о том, что госпитальные школы имели и общекультурное значение.
В 1797 г. были учреждены Врачебные управы. В каждой губернии в соответствии с «Положением об Управах» должны были находиться городские и уездные врачи. Несмотря на значительное увеличение числа врачей к концу XVIII века, врачебная помощь в России все еще была далеко не достаточной.
МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА
МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА — высшие медицинские учебные заведения, существовавшие в России в конце 18 в. и готовившие врачей для армии, военно-морского флота и гражданской службы. М.-х. у. возникли в результате реорганизации госпитальных школ (см.) в 1786 г. и находились в ведении медицинской коллегии (см.).
Было создано три М.-х. у.— Московское, Петербургское и Кронштадтское. Существовавшее с 1783 г. в Петербурге Калинкинское М.-х. у., преподавание в к-ром велось на нем. языке, было ликвидировано в 1802 г., не сыграв существенной роли в развитии мед. образования и науки в России; учащиеся были переведены в медико-хирургическую академию (см. Военно-медицинская академия).
С 1788 г. стало функционировать М.-х. у. при Елизаветградском военном госпитале для пополнения врачами армии, действовавшей на русско-турецком фронте. В 1797 г. оно было закрыто, учащиеся распределены по другим М.-х. у.
Петербургское и Московское М.-х. у. в конце 1798 г. были преобразованы в медико-хирургические академии, а Кронштадтское упразднено в 1799 г. Большую роль в организации М.-х. у. играли предложения, разработанные А. М. Шумлянским и М. М. Тереховским. Учащиеся М.-х. у., в отличие от воспитанников госпитальных школ, были освобождены от непосредственного мед. обслуживания больных, а профессорско-преподавательский состав — от выполнения административных обязанностей по госпиталям. Работа в б-цах носила характер практических клинических занятий, дополнявших теоретический курс. В М.-х. у. по сравнению с госпитальными школами были значительно расширены программы преподавания и изменен учебный план, учреждены кафедры, возглавляемые профессорами.
Каждое училище имело три кафедры: 1) анатомии, физиологии и хирургии; 2) патологии, терапии и мед. практики; 3) ботаники, materia medica (лекарствоведение) и химии. Имелись курсы рисования и латинского языка. В 1787 г. во всех М.-х. у. была организована четвертая кафедра — акушерства, женских и детских болезней, а с 1793 г. введено преподавание математики и физики.
Учащихся в училища набирали гл. обр. из воспитанников духовных семинарий; после двух лет обучения им присваивалось звание подлекаря, а по окончании полного курса обучения (7 лет) — лекаря.
Ввиду недостатка врачей допускалась и более ранняя сдача экзаменов для получения установленных мед. званий.
В 1795 г. было утверждено разработанное С. С. Андреевским и Я. О. Саполовичем «Предварительное постановление о должностях учащих и учащихся», согласно к-рому был установлен пятилетний срок обучения. На первых трех курсах изучались математика, физика, химия, ботаника, анатомия, физиология, materia medica, рецептура, патология, терапия, хирургия и секционный курс. Окончание их давало право на звание подлекаря. На четвертом курсе изучались хирургия и акушерство. После сдачи экзаменов четвертого курса учащимся присваивалось звание кандидата хирургии. На пятом году обучения учащиеся обязаны были сделать четыре крупных операции на трупе и приготовить два анатомических препарата, кроме того, учащиеся дежурили в клинической палате, вели больных, имели под наблюдением учащихся третьего года обучения, представляли на рассмотрение профессора составленные самостоятельно истории болезни. По окончании полного курса выпускникам присваивалось звание лекаря (см.).
Наибольшее значение придавалось наглядности обучения. Так, профессору химии и ботаники предписывалось «производить перед глазами их учащихся действия на опытах, о котором говорил перед тем на словах»; профессору физиологии — «изъяснять физиологию во всей ее подробности, которая не только словами, но произведением физиологических опытов над живыми скотами сопровождаться долженствует». Профессора избирались «ученым собранием»; кандидат на должность профессора обязан был представить оригинальную научную работу, прочитать пробную лекцию на русском языке и ответить на вопросы по своей специальности. Для подготовки к профессорской должности при кафедрах устанавливались должности адъюнкта.
Система обучения врачей в русских М.-х. у. выгодно отличалась от мед. образования, принятого в то время в большинстве стран Зап. Европы. Училища имели анатомические театры, физические и химические лаборатории, мед. библиотеки; преподавание клинических дисциплин проводилось на базе крупных госпиталей. Широкая разносторонняя программа теоретических курсов, ярко выраженный клинический метод преподавания основных мед. дисциплин, продолжение материалистических традиций М. В. Ломоносова и его учеников — все это обеспечивало высокий уровень подготовки русских врачей. Вместе с тем в М.-х. у. использовался также и положительный опыт работ зарубежных мед. школ (Лейденского и Страсбургского ун-тов, Парижской хирургической академии и др.).
Среди профессоров М.-х. у. были крупнейшие русские клиницисты; H. М. Амбодик-Максимович, Г. И. Базилевич (1759—1802), Н. К. Карпинский, Я. О. Саполович (1766— 1830), Ф. Т. Тихорский (1733—1814), A. И. Федоровский, А. М. Шумлянский и др.; ботаники и фармакологи Г. Ф. Соболевский (1741 — 1807) и М. М. Тереховский; химик B. М. Севергин (1765—1826) и др.
H. М. Амбодиком-Максимовичем, Н. К. Карпинским, М. М. Тереховским и др. были созданы оригинальные учебные руководства на русском языке.
Из числа выпускников М.-х. у. стали известны как выдающиеся ученые П. А. Загорский, Е. О. Мухин, И. А. и Т. А. Смеловские И др.
Библиография: История Московского военного госпиталя, сост. А. Н. Алелеков и Н. И. Якимов, М., 1907; П а л к и н В.Н. Первая медицинская школа на Украине, Врач, дело, № 1, ст. 81, 1953; он же, Рукописные научные труды русских врачей 18-го века, Здравоохр. Казахстана, № 8, с. 37, 1953; о н ж е, Русские госпитальные школы 18-го века и их воспитанники, М., 1959; Ч и с т о в и ч Я. А. История первых медицинских школ в России, Спб., 1883.
27. Госпитали и госпитальные школы
27. Госпитали и госпитальные школы
Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Он был великим преобразователем Российского государства, не оставлял без внимания также и медицину. Так, в своих зарубежных поездках, помимо корабельного дела, он интересовался медициной. Например, Петр приобрел у известного анатома Рьюиша за большие деньги коллекцию «уродов», которая впоследствии стала основой знаменитой Кунсткамеры.
Петр понимал, что здравоохранение в России находится на очень низкой ступени развития (высокая детская смертность, эпидемии, нехватка врачей). Поэтому он начал строительство морских и сухопутных госпиталей, а при них – госпитальных школ, где обучали лекарей. Организация строительства была поручена Николаю Бидлоо.
Так, первый госпиталь был открыт в Москве 21 ноября 1707 г. Это был сухопутный госпиталь, также при нем была открыта госпитальная школа, которая была рассчитана на 50 учащихся. Далее госпитали и госпитальные школы при них открывались в Петербурге, Ревеле, Кронштадте, Киеве, Екатеринбурге и т. д. Надо сказать, что госпитальные школы открывались даже в таких малоизвестных городах, как Колуваново, Елизаветград. Там они были рассчитаны 150–160 человек.
В госпитальных школах был достаточно высокий уровень преподавания, высокое качество учебных программ. Такой системы в медицинском образовании не было ни в одной стране Европы. В госпиталях специально оборудовались комнаты для клинических занятий, преподавания анатомии, основ акушерства. Преподавание анатомии обязательно включало в себя вскрытия.
Деятельность госпитальных школ подчинялась общим правилам и указаниям. В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях». В него включались сроки учебных программ по медицинским дисциплинам (5–7 лет), а также по латинскому языку и философии, правила обучения и т. д. В этом регламенте отчетливо виден передовой характер госпиталей. Были разрешены вскрытия умерших.
В финале обучения в госпитальной школе учащиеся сдавали экзамен, который включал в себя теоретические знания, клинические знания, а также то, что сегодня называется практическими навыками.
После Н. Бидлоо, который руководил обучением в госпитальных школах, его дело продолжили М И Шеин, П З Кондоиди(1710–1760 гг.).
По распоряжению Павла Захаровича Кондоиди стали вестись прообразы истории болезни – «скорбные листы», которые заводились на каждого больного. В гос-питаляхбыли организованы медицинские библиотеки.
Надо отметить то, что во главе госпиталя (в соответствии с инструкциями медицинской канцелярии – органом управления здравоохранением страны) стоял врач. В госпиталях было обязательно патолого-анатомиче-ское исследование – вскрытие трупов.
В 1786 г. госпитальные школы реорганизовались в медико-хирургические училища. Эти училища открыли путь к образованию соответствующих медико-хирургических академий.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
4. Госпитальные школы
4. Госпитальные школы Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Он был великим преобразователем Российского государства, не оставлял без внимания также и медицину. Так, в своих зарубежных поездках, помимо корабельного
9. Цели, задачи, программа работы школы молодых родителей
9. Цели, задачи, программа работы школы молодых родителей Цель школы молодых родителей – привлечение будущих родителей к осознанному и полноценному участию в воспитании здорового ребенка.Задачей школы молодых родителей является расширение знаний родителей по
ЛЕКЦИЯ № 4. Группы риска нарушения состояния здоровья. Школы будущих родителей
ЛЕКЦИЯ № 4. Группы риска нарушения состояния здоровья. Школы будущих родителей Беременные женщины группы повышенного риска по рождению детей с отклонениями в состоянии здоровья:1) беременные в возрасте до 20 лет и первородящие старше 30 лет;2) с массой тела менее 45 кг и
Упражнения оздоровительной системы хуашаньской школы Дао
Упражнения оздоровительной системы хуашаньской школы Дао Методика сохранения молодости, продления жизни школы Дао передавалась из поколения в поколение и выдержала тысячелетнее испытание временем. Современная наука доказала ее эффективность.Упражнение 1. «Сияние
Школы самоконтроля и книги о диабете — залог успеха
Школы самоконтроля и книги о диабете — залог успеха Во многих российских городах работают школы самоконтроля для больных сахарным диабетом. Обучающиеся в них люди получают представление о своём заболевании. Однако главная задача школ — убедить больного в
Упражнения оздоровительной системы хуашаньской школы Дао
Упражнения оздоровительной системы хуашаньской школы Дао Методика сохранения молодости, продления жизни школы Дао передавалась из поколения в поколение и выдержала тысячелетнее испытание временем. Современная наука доказала ее эффективность.Упражнение 1. «Сияние
УПРАЖНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ХУАШАНЬСКОЙ ШКОЛЫ ДАО
УПРАЖНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ХУАШАНЬСКОЙ ШКОЛЫ ДАО Упражнения, возрожденные автором этой книги, выполняются, как уже говорилось, в семи положениях: стоя, сидя, на корточках, на коленях, лежа, ползком, в кувырке. Каждое положение включает в себя 13 упражнений.Во время
Зачем нужны школы будущих родителей
Зачем нужны школы будущих родителей Школа молодых пап и мам удобно находилась в здании нашей поликлиники. О ней мне рассказывала одноклассница. Ей понравилось, поэтому я тоже решила туда записаться. За всю беременность я успела перелопатить тонну специализированной
Школы будущих мам при женских консультациях
Школы будущих мам при женских консультациях Обычно эти занятия бесплатные. Беременным женщинам рассказывают о том, как можно снять боль во время схваток, как правильно вести себя в родах, какие способы родов предпочесть. В программу подготовки женщин к родам входит
Глава 4. Национальные школы массажа
Глава 4. Национальные школы массажа Наиболее прославленные в мире школы массажа – тайская, китайская, индийская, японская, финская. Русский классический лечебный массаж основан на старославянских традициях врачевания, причем во многих позициях он близок со шведской и
Самые главные тренинги школы Панкова: соляризация и пальминг
Самые главные тренинги школы Панкова: соляризация и пальминг Глазам необходим свет для того, чтобы видеть. Однако при очень ярком свете орган зрения испытывает дискомфорт. Многим знакомо чувство боли, которое при этом появляется в глазах. Однако причиной боли является не
Обзор русской школы сыроедения
Обзор русской школы сыроедения Тарасов и Бохановская — книга о сыроеденииКнига Н. В. Тарасова и Т. И. Бохановской «Сырая пища и ее приготовление» (другой вариант названия — «300 рецептов сырой пищи») была издана ленинградскими врачами еще в 1931 году.Оказывается,
ГОСПИТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
Первая попытка подготовки отечественных врачей относится к 17 в., когда в 1654 г. при Аптекарском приказе (см.) была организована лекарская школа, просуществовавшая недолго и подготовившая лишь несколько десятков лекарей.
Экономическое и политическое развитие России в 18 в., создание регулярной армии и военно-морского флота потребовали создания организованной мед. службы и увеличения числа врачей.
Эта проблема была решена путем создания мед. школ при крупных, так наз. генеральных военных госпиталях.
Первая Госпитальная школа была основана по инициативе Петра I в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале. Организатором и руководителем ее был доктор Г. Бидлоо, воспитанник Лейденского ун-та, ученик Г. Бурхаве, приглашенный в Россию Петром I.
В 1733 г. были открыты еще три Госпитальные школы: в Петербурге при сухопутном и адмиралтейском госпиталях и в Кронштадте при адмиралтейском госпитале. В 1758 г. штаб-лекарем Н. Г. Ножевщиковым по поручению Медицинской канцелярии создается Г. ш. при Колывано-Воскресенском горно-заводском госпитале в Барнауле; в 1788 г. Г. А. Потемкиным для обеспечения врачами действующей армии (в войне с Турцией), а также Черноморского флота была образована Г. ш. при Елизаветградском военном госпитале. Она находилась в подчинении доктора Херсонской дивизии, входившей в группу войск А. В. Суворова. Среди первого набора учащихся находился Е. О. Мухин.
Петербургские и Кронштадтская Г. ш. вначале укомплектовывались учениками преимущественно из числа проживавших там немцев, но затем Медицинской канцелярией были приняты меры по набору в Г. ш. коренных уроженцев России, гл. обр. из детей низшего духовенства, украинских казаков, солдат, придворных служителей низшего ранга и др.
От поступавших в Г. ш. требовалось знание латинского языка, на к-ром велось вначале преподавание, поэтому большая часть учеников Г. ш. набиралась из лиц, получивших предварительное образование в Московской славяно-греко-латинской академии или духовных семинариях.
Система обучения в Госпитальных школах постепенно совершенствовалась. «Генеральным регламентом о госпиталях» (1735) было определено ведение преподавания в школах всеми чинами госпиталя: доктор читал лекции по внутренним болезням, проводил обходы больных и врачебные конференции, а также осуществлял общее руководство обучением; главный лекарь преподавал «хирургические и наружные болезни», проводил в присутствии учеников операции и перевязки; лекари руководили клин, практикой учеников; оператор вел занятия по анатомии и оперативной хирургии на трупах; кроме того, в Г. ш. преподавалось рисование «для лучшего утверждения в анатомии» и латинский язык. С 1753 г. в Г. ш. были введены палаты на 6 коек, в которые помещались больные, специально отобранные для целей обучения.
В 1754 г. П. 3. Кондоиди был разработан и утвержден новый учебный план, по к-рому на 1-м и 2-м годах обучения в Г. ш. изучались анатомия (с элементами гистологии), фармация и рисование; на 3-м году к этим предметам прибавлялась физиология; на 4-м изучались физиология и патология (включая патологическую анатомию); на 5-м и 6-м— физиология, патология, оперативная хирургия и проводилась медикохирургическая практика. На 7-м учащиеся проходили клин, практику в госпитале и изучали в аптеке приготовление лекарств. Ученики в Г. ш. изучали также судебную медицину, а с 1763 г. акушерство, женские и детские болезни.
Учащиеся Госпитальных школ вели записи наблюдений у постели больных. При каждой школе имелся анатомический театр с музеем, аптекарский огород (см.) для изучения лекарственных растений, учебная аптека и библиотека. Для проверки знаний учащихся проводились экзамены как в течение курса, так и при выпуске из школы. Требовалось показать не только достаточную теоретическую подготовку, но и усвоение практических навыков (демонстрация анатомических препаратов и хирургических инструментов, накладывание повязок на фантомах и больных, производство операций на трупах, прописывание рецептов, приготовление лекарств). После 2—3 лет обучения ученикам, успешно выдержавшим экзамены, присваивалось звание подлекаря, а по окончании курса обучения — лекаря.
В 1786 г. Г. ш. были отделены от госпиталей и преобразованы в медико-хирургические училища (см.).
На подготовку врачей в Г. ш. оказали влияние высокий уровень естественнонаучных знаний в России того времени, организация Академии наук (1725), деятельность М. В. Ломоносова и ряда выдающихся ученых, группировавшихся около него.
За время своего существования Госпитальные школы подготовили более 1000 врачей, многие из которых стали впоследствии видными деятелями отечественной науки: С. С. Андреевский, Г. И. Базилевич, А. Г. Бахерахт, П. А. Загорский, Н. К. Карпинский, Е. О. Мухин, П. И. Погорецкий, Д. С. Самойлович, Я. О. Саполович, Г. Ф. Соболевский, М. М. Тереховский, М. И. Шейн, А. М. Шумлянский и многие другие.
Библиография: История Московского военного госпиталя в связи с историей медицины в России к 200-летнему его юбилею 1707— 1907, сост. А. Н. Алелеков и Н. И. Якимов, М., 1907, библиогр.; Палкин Б. Н. Русские госпитальные школы 18 века и их воспитанники, М., 1959, библиогр.; Чистович Я. А. История первых медицинских школ в России, Спб., 1883.
Рефераты по медицине
Деятельность госпитальных школ в России
Первое упоминание о русских врачах имеется еще в летописях Киевской и Новгородской Руси. Число их увеличивалось в период Московского государства, в связи сростом армии. Медицинское образование первые русские врачи получили вольнопрактикующих лекарей иностранцев. Первая специальная школа была создана при Аптекарском приказе в 1654 г.
Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Он был великим преобразователем Российского государства, не оставлял без внимания также и медицину. Так, в своих зарубежных поездках, помимо корабельного дела, он интересовался медициной. Как, известно, Петр I приобрел у известного анатома Рьюиша за большие деньги коллекцию «уродов», которая впоследствии стала основой знаменитой Кунсткамеры. В эпоху Петр I активно развивалась экономика, росли производственные силы страны. Большое внимание было уделено сельскому хозяйству, промышленности, торговли. Активное развитие получила наука. Особое внимание уделялось армии и военным силам страны. Так развитие армии увеличение ее численного состава требовали четко организованной медицинской службы, чтобы обеспечивать медицинское обслуживание раненых и бороться с возникающими эпидемиями. В военных госпиталях нуждалась со штатом медицинского персонала нуждалась, как сухопутная армия так и военно-морской флот.
Росли производственные силы страны, развивались фабрики заводы на отдаленных территориях страны, а вместе с этим рост числа работников-горняков, металлургов. Увенчивалась угроза потери большого числа работоспособного населения вследствие распространения инфекционных заболеваний. Возможность потери мастеров, умелых людей требовали ряда мероприятий по охране здоровья работников фабрик, заводов, рудников.
В связи с ростом торговли требовалось усилие карантинной системы на основных торговых путях, для предотвращения завоза различных заболеваний в первую очередь от чумы, оспы. И хотя в городах к тому времени появилось не мало вольнопрактикующих врачей-иностранцев, однако этого количества было не достаточно для удовлетворения возросших потребностей страны. Для армии, заводов, флота требовалось большое количество врачей, обладающих не только хирургическими знаниями и навыками, но и занимающихся лечением внутренних болезней.Эта проблема была решена в России самобытным путем – созданием госпитальных школ, которые явились первыми высшими медицинскими учебными заведениями в России.
госпитальный школа медицинский врач
Первая госпитальная школа была основана по инициативе Петр I в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале. Организатором и руководителем ее был доктор Г. Бидлоо, Воспитанник Лейденского университета, приглашенный в Россию Петром I.
Первоначально госпиталь был рассчитан на 300 больных. В 1755 г. Он был передан в ведение военной коллегии, а в 1756 г. П.З. Кондоиди обратился в военную коллегию с требованием расширить госпиталь за счет новых пристроек до 1000 мест, построить особые помещения для операций и содержания психически больных. Госпиталь был расширен до 698 мест.
Медико-хирургическое училище при Московском военном госпитале просуществовало 91 год (1707–1798 г.г.), когда все медико-хирургические училища были упразднены, преобразованы в медико-хирургические академии.
За время своего существования Московская Г. Ш. выпустила около 800 врачей и дала стране таких выдающихся деятелей как: К.И. Шепин, И.И. Виен, А.Ф. Масловский, Н.Г. Ножевщиков, П.С. Симонтовский, Я.В. Стефанович-Донцов и др.
Преподавателями в Московской Г. Ш. были выдающиеся русские ученые медики 18 века: К.И. Щепин, П.И. Погорецкий, П.М. Шумлянский, Н.Г. Ножевщиков, А. Шафонский.
2) Школа при С.-Петербургском сухопутном госпитале
В связи с продолжающимся ростом потребности армии в мед. обслуживании вскоре после открытия Московской Г. Ш. была создана сеть новых госпиталей. В 1716 г. был открыт С.-Петербургрский сухопутный госпиталь. В его штате с самого начала было несколько лекарских учеников, но специального обучения не производилось.
Медико-хирургическая школа при С.-Петербургском сухопутном госпитале была открыта в 1733 г. Со штатом 10 подлекарей (среднее между фельдшером и врачом) и 20 учеников. В 1756 г. число учеников было увеличено до 50.
В 1786 г. В ее состав влилась школа петербургского Адмиралтейского госпиталя. Т.о. эта школа просуществовала 65 лет и в 1798 г. была реорганизована в Медико-хирургическую академию.
В первые годы существования школа была плохо укомплектована преподавателями и учениками, и в учебном и научном отношении значительно отставала от Московской Г. Ш. Но с середины 18-го века положение кардинально изменилось благодаря реформам П.З. Кондоиди. Постепенно в школе сформировалось ядро высококвалифицированных преподавателей, что позволило занимать ей ведущее место среди всех госпитальных школ.
В числе преподавателей были: Н.М Максимович-Амбодик, С.С. Андрееевский, Г.И. Базилевич, П.А. Загорский, Н.К. Карпинский, А.Я. фон Меллен, В.В. Петров (физик) и др.
За время своего существования эта Г. Ш. выпустила около 500 врачей, многие из которых стали выдающимися учеными и деятелями того времени: Н.М. Максимович-Амбодик, С. Андреевский, Г.И. Базилевич, Е.К. Валлериан, М.Л. Гамалея, М.Н. Эллинский, П.А. Загорский, Е.Ф. Зверака, И.К. Каменецкий, И.В. Протасов, И.В. Руцкий, Г.Ф. Соболевский и др.
3) Школа при С.-Петербургском Адмиралтейском госпитале
В связи с развитием военного флота в России, возникает и военно-морская медицина, создается сеть морских госпиталей. В 1719 г. открыт С.-Петербургский адмиралтейский госпиталь, а в 1733 г. при нем открыта медико-хирургическая школа. Самостоятельно просуществовала до 1786 года, затем была объединена с школой при сухопутном госпитале.
За 53 года существования выпустила около 300 врачей, в т.ч. получившие известность: А.Г. Бахерахт, П.И. Погорецкий, Д.С. Самойлович, Ф.Т. Тихорский, М.И. Шеин и др. преподаватели школы: Е.К. Валлериан, Н.К. Карпинский, С.М. Митрофанов, И.В. Руцкий и др.
4) Школа при Кронштадтском адмиралтейском госпитале.
Морской госпиталь в Кронштадте был открыт в 1720 г., а в 1733 г. при нем была организованна медико-хирургическая школа. Первоначально ее штат составлял 10 подлекарей и 20 учеников. В 1756 г. число учеников увеличилось до 30.
Эта школа никогда не была полностью укомплектована преподавателями и не имела необходимого мед оборудования, поэтому почти никогда не имела штатного состава учащихся. Многое ученики переводились из нее в петербургские школы.
Эта школа просуществовала 65 лет (до 1798 г.), была закрыта в связи с организацией медико-хирургических академий. Среди ее преподавателей можно отметить: И.Ф. Буша, Е.К. Валериана, Д.П. Синопеуса и др. За время своего существования школа подготовила около 200 врачей.
5) Медико-хирургическая школа при Колывано-Воскресенском горнозаводском госпитале.
Указом медицинской канцелярии была организована медицинская школа при Колывано-Воскресенских горных Заводах (Алтай) в 1751 г. Главным лекарем назначался Абрам Эшке. Количество учащихся установлено не было. Вместе с Эшке туда было направленно также 3 учащихся из петербургских госпиталей, остальных учеников набрали на месте. В программу школы были включены все дисциплины, изучавшиеся в Московской и Петербургский школах. Вторым преподавателем был назначен Янышев, умерший вскоре после приезда в Барнаул.
Никаких сведений ор деятельности школы при Эшке не сохранилось и с 1752-1757 г.г. не было выпущено ни одного ученика. Эшке подал в отставку, на его место назначили Н.Г. Ножевщикова по рекомендации П.З. Кондоиди. Вместе с Ножевщиковым по собственному желанию в школу отправился подлекарь Тимофей Андреев.
При них школа получила настоящее развитие. Количество учащихся составило сначала 10 чел, потом 15 и даже 20. Это была первая мед. Школа в Сибири, она поставляла подготовленных специалистов для Колыванского горного округа, крепостей Иртыша, а так и в другие районы Сибири вплоть до Охотска.
Выдающиеся ученики школы: Т. Андреев, С. Шаньгин, М. Шеваньгин, А.М. Залесов, А.И. Федоров.
6) Елизаветградская медико-хирургическая школа (Территория совр. Украины).
Этой школе принадлежит немалая роль в развитии мед. Образования в России.
В 1787 г. Г.А. Потемкин издал указ о создании генерального госпиталя в Елизаветграде и открытии при нем мед. школы. Инспектором госпиталя и школы был назначен П. Шарой.
Елизаветградская Г. Ш. сыграла большую роль в обеспечении врачами армии Потемкина, Черноморского флота и Украины. С 1788 по 1796 г.г. в ней обучались 247 учеников и 10 волонтеров. Школа выпустила 153 лекаря и подлекаря.
Преподаватели: Мухин, Волченецкий, Черновецкий, Чернявский, Киселев, Терновский, Бородулин.
Таким образом, основным источником создания национальных врачебных кадров в России 18 века стали 6 Г. Ш.: 2 Петербургские, Московская, Кронштадтская, Колывано-Воскресенская, Елизаветградская.
Характер обучения в Г. Ш.
Сроки обучения, учебные планы и программы в русских госпитальных школах не однократно претерпевали изменения.
«Можно отметить следующие этапы;
1) Первоначальный этап до 1735 года;
2) Установление твердой системы обучения «Генеральным регламентом о госпитальных школах» 1735;
3) Реформы, осуществленные Кондаиди (50-е года);
4) Организация медико-хирургических училищах, 1786;
5) Преобразования на основе «Предварительного постановления о должностях учащих и учащихся, 1796»
В программу преподавания в госпитальных школах были включены все теоретические и практические медицинские дисциплины в большем объеме, чем на медицинских факультетах иностранных университетов. Преподавались теоретические дисциплины: анатомия человека с физиологией, элементами гистологии и судебной медицины, патологическая анатомия, «материя медика», включающая фармакогнозию, минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию. Позднее были введены химия, математика и физика. Окончательный учебный план был введен в 1795 г. и включал:
1 год – матем., физика, химия, ботаника, анатомия, физиология.
2 год – физика, химия, ботаника, анатомия, физиология, «материя медика», патология, терапия.
3 год – патология, терапия, ботаника, хирургия.
4 год – хирургия, акушерство.
5 год – клиническая практика.
Клинические дисциплины преподавались в госпитальных отделениях, первостепенным считалось обучение хирургии. В курс внутренних болезней входило ознакомление учеников с инфекционными, кожно-венерическими и детскими болезнями. С 1763 г. было введено изучение акушерства.
Старший и младшие доктора госпиталя вели лекционные курсы по терапии, фармакологии и анатомии, главный лекарь читал курс хирургии, оператор госпиталя руководил анатомической и хирургической практикой. Лекари вели с учениками практические занятия по хирургии и внутренним болезням.
В госпитальных школах учились не только по книгам, ученики регулярно работали в госпитале, «где повседневно от ста до двух сот больных суть».
Учащиеся ухаживали за больными, помогали при перевязках, работали в аптеке, в аптекарском огороде по выращиванию лекарственных растений, присутствовали на операциях, судебно медицинских и патологоанатомических вскрытиях. Благодаря этому учащиеся получали знания и практические навыки. При госпиталях были организованы анатомические музеи и ботанические сады («аптекарские огороды»).
Характерными особенностями госпитальных школ XVIII века являлось: высокий общеобразовательный уровень учащихся. Часто абитуриенты приходили из учебных заведений духовного ведомства, знакомых с латинским языком, философией, многими классическими произведениями греческих и латинских писателей и философов, демократическое их происхождение. так как в госпитальные школы поступали выходцы из мало обеспеченных слоев населения дети мелкого духовенства, лекарей, казаков, придворных певчих, купцов, солдатские дети.
Обучение в госпитальных школах заканчивалось строгим публичным экзаменом: экзаменующийся, кроме ответов на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии и внутренним болезням, собственноручно в присутствии экзаменаторов производил 3–4 операции на трупе.
Большое значение в подготовке врачей в госпитальных школах имели анатомический музеи, театры, лаборатории, библиотеки, ботанические сады и учебные аптеки.
В Московской Г. Ш. были учебники Блазиуса, Бланкарда, Бидлоо на латинском языке. В 1737 г. были закуплены и введены анатомические таблицы Кульма и учебник хирургии Гейстера. Особенно много для оснащения библиотек было сделано З.П. Кондоиди, по его указу в СПб была открыта публичная мед. библиотека.
Госпитальные школы как основная форма подготовки врачей в России просуществовали около 80 лет, т. е. в течение почти всего XVIII века. В 1786 г. госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища. В 1798 г. были организованы медико-хирургические академии в Петербурге и Москве с более обширными программами, с новым учебным планом.
Врачи, получившие образование в госпитальных школах, занимали немалое место в русской медицине, особенно в середине и второй половине XVIII века. Они находились в составе действующих армий, были участниками многих научных экспедиций (Камчатской Беринга, Бразильской) и кругосветных плаваний русских кораблей в XVIII веке. Некоторые из них во второй половине XVIII века стали преподавателями в госпитальных школах.
В истории русской медицины госпитальные школы сыграли чрезвычайно важную роль.