в каком году гоголь написал пропавшая грамота
Пропавшая грамота (повесть)
«Пропа́вшая гра́мота (Быль, расска́занная дьячко́м ***ской це́ркви)» — повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написана предположительно в 1829—1831 годах.
Содержание
История создания
Черновой автограф повести написан чернилами на четырёх листах большого формата (с оборотом) убористым почерком с многочисленными поправками и помарками. Заглавие отсутствует. Текст черновика «Пропавшей грамоты» значительно превышает по размеру окончательную, печатную редакцию, не имея сколько-нибудь принципиального отличия от неё в сюжетном и в стилевом отношении, однако даёт многочисленные варианты и разночтения. При отделке повести отпали целые фрагменты, не включенные Гоголем в окончательную редакцию. Так, в печатный текст не вошло ни подробное описание путешествия деда из пекла на хромом, ни эпизод с горшками, надувавшими щёки. Отброшен ряд колоритных деталей. Так, при характеристике деда в черновой редакции указывалось, что он «один, бывало, иной раз выходил на медведя, а подчас и пяти человек умять ему было так же, как нашему брату отпеть воскресный кондак». Автограф повести не даёт достаточных данных для определения времени её написания. Начата, по-видимому, в 1828 году. Подтверждением этому служит письмо Гоголя к матери от 23 мая 1829 года, в котором он просил описать подробности различных карточных игр, популярных в украинском обиходе. Публикация «Пропавшей грамоты» в первой книге «Вечеров…» (цензурное разрешение датировано 26 мая 1831 года) означает, что работа над повестью была завершена не позже апреля—мая 1831 года.
Во втором издании «Вечеров…» 1836 года текст «Пропавшей грамоты» был перепечатан почти без изменений, за исключением немногочисленных замен отдельных слов и порядка слов во фразах. Однако наличие этих правок свидетельствует, что текст второго издания, по-видимому, внимательно прочитывался Гоголем.
Сюжет
Повествование начинается с сетований рассказчика, Фомы Григорьевича, на тех слушательниц, что выпытывают у него «яку-нибудь страховинну казочку», а потом всю ночь дрожат под одеялом. Затем он рассказывает историю, что случилась с его дедом, которого гетман послал с грамотой к царице.
Глухой ночью дед пошел по указанной шинкарем тропинке в лесу. Миновав все приметы, дед вышел к костру, вокруг которого сидели «страшные рожи». Дед рассказал о своем деле, бросил им деньги, и очутился в пекле за одним столом с ведьмами, чудищами и чертями. Одна из ведьм предложила трижды сыграть в дурня: выиграет — его шапка, проиграет — останется в пекле. Оба раза остался дурнем дед, а в третий раз догадался перекрестить карты — и выиграл. Получив шапку и коня, дед правдами и неправдами выбрался из пекла и очнулся на крыше своей хаты весь в крови. Он немедленно отправляется к царице. Там, навидавшись диковин, дед забывает на время о чертях, но после этого, «ровно через каждый год, и именно в то самое время», жена его против воли пускалась в пляс и в доме творилась разная чертовщина.
Примечания
По Л. М. Крупчанову
Это небольшая повесть, в основе которой лежит распространенная в русском и украинском фольклоре легенда о том, как простому мужику удалось посрамить нечистую силу. Подвыпившему казаку, проспавшему свою шапку с царской грамотой, удаётся вернуть ее после того, как он переиграл ведьму в карты. Повесть впервые опубликована в 1831 году в первой книге «Вечеров. ».
Пропавшая грамота
«Пропавшая грамота» («Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви») — повесть Николая Васильевича Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Написана предположительно в 1829—1831 годах.
Содержание
История создания
Черновой автограф повести написан чернилами на четырёх листах большого формата (с оборотом) убористым почерком с многочисленными поправками и помарками. Заглавие отсутствует. Текст черновика «Пропавшей грамоты» значительно превышает по размеру окончательную, печатную редакцию, не имея сколько-нибудь принципиального отличия от неё в сюжетном и в стилевом отношении, однако даёт многочисленные варианты и разночтения. При отделке повести отпали целые фрагменты, не включенные Гоголем в окончательную редакцию. Так, в печатный текст не вошло ни подробное описание путешествия деда из пекла на хромом, ни эпизод с горшками, надувавшими щёки. Отброшен ряд колоритных деталей. Так, при характеристике деда в черновой редакции указывалось, что он «один, бывало, иной раз выходил на медведя, а подчас и пяти человек умять ему было так же, как нашему брату отпеть воскресный кондак». Автограф повести не даёт достаточных данных для определения времени её написания. Начата, по-видимому, в 1828 году. Подтверждением этому служит письмо Гоголя к матери от 23 мая 1829 года, в котором он просил описать подробности различных карточных игр, популярных в украинском обиходе. Публикация «Пропавшей грамоты» в первой книге «Вечеров…» (цензурное разрешение датировано 26 мая 1831 года) означает, что работа над повестью была завершена не позже апреля — мая 1831 года.
Во втором издании «Вечеров…» 1836 года текст «Пропавшей грамоты» был перепечатан почти без изменений, за исключением немногочисленных замен отдельных слов и порядка слов в фразах. Однако наличие этих правок, свидетельствует, что текст второго издания, по-видимому, внимательно прочитывался Гоголем.
Сюжет
Повествование начинается с сетований рассказчика, Фомы Григорьевича, на тех слушательниц, что выпытывают у него «яку-нибудь страховинну казочку», а потом всю ночь дрожат под одеялом. Затем он рассказывает историю, что случилась с его дедом, коего вельможный гетьман послал с грамотой к царице.
Пропавшая грамота (Гоголь)
Точность | Выборочно проверено |
← Майская ночь, или Утопленница | Пропавшая грамота : Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви автор Николай Васильевич Гоголь (1809—1852) |
Один раз, задумалось вельможному гетьману послать за чем-то к Царице грамоту. Тогдашний полковой писарь, вот нелегкая его возьми, и прозвища не вспомню… Вискряк не Вискряк, Мотузочка не Мотузочка, Голопуцек не Голопуцек… знаю только, что как-то чудно начинается мудреное прозвище, — позвал к себе деда и сказал ему, что, вот, наряжает его сам гетьман гонцом с грамотою к царице. Дед не любил долго собираться: грамоту зашил в шапку; вывел коня; чмокнул жену и двух своих, как сам он называл, поросенков, из которых один был родной отец хоть бы и нашего брата; и поднял такую за собою пыль, как будто бы пятнадцать хлопцев задумали посереди улицы играть в кашу. На другой день, еще петух не кричал в четвертый раз, дед уже был в Конотопе. На ту пору была там ярмарка: народу высыпало по улицам столько, что в глазах рябело. Но так как было рано, то все еще дремало, протянувшись на земле. Возле коровы лежал гуляка-парубок с покрасневшим, как снегирь, носом; подале храпела, сидя, перекупка с кремнями, синькою, дробью и бубликами; под телегою лежал цыган; на возу с рыбой чумак; на самой дороге раскинул ноги бородач-москаль с поясами и рукавицами… ну, всякого сброду, как водится по ярмаркам. Дед приостановился, чтобы разглядеть хорошенько. Между тем в ятках начало мало-помалу шевелиться: жидовки стали побрякивать фляжками; дым покатило то там, то сям кольцами, и запах горячих сластен понесся по всему табору. Деду вспало на ум, что у него нет ни огнива, ни табаку наготове: вот и пошел таскаться по ярмарке. Не успел пройти двадцати шагов — навстречу запорожец. Гуляка, и по лицу видно! Красные, как жар, шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля и люлька с медною цепочкою по самые пяты — запорожец да и только! Эх народец! станет, вытянется, поведет рукою молодецкие усы, брякнет подковами и — пустится! да ведь как пустится: ноги отплясывают, словно веретено в бабьих руках; что вихорь, дернет рукою по всем струнам бандуры, и тут же, подпершися в боки, несется вприсядку; зальется песней — душа гуляет. Нет, прошло времечко: не увидать больше запорожцев! Да: так встретились; слово за слово, долго ли до знакомства? Пошли калякать, калякать, так, что дед совсем уже было позабыл про путь свой. Попойка завелась, как на свадьбе перед постом великим. Только, видно, наконец прискучило бить горшки и швырять в народ деньгами, да и ярмарке не век же стоять! Вот сговорились новые приятели, чтоб не разлучаться и путь держать вместе. Было давно под вечер, когда выехали они в поле. Солнце убралось на отдых; где-где горели вместо него красноватые полосы; по полю пестрели нивы, что праздничные плахты чернобровых молодиц. Нашего запорожца раздобар взял страшной. Дед и еще другой, приплевшийся к ним гуляка, подумали уже, не бес ли засел в него, откуда что набиралось. Истории и присказки такие диковинные, что дед несколько раз хватался за бока и чуть не надсадил своего живота со смеху. Но в поле становилось чем далее, сумрачнее; и вместе с тем становилась несвязнее и молодецкая молвь. Наконец рассказчик наш притих совсем и вздрагивал при малейшем шорохе. «Ге, ге, земляк! да ты не на шутку принялся считать сов. Уж думаешь, как бы домой, да на печь!» — «Перед вами нечего таиться, — сказал он, вдруг оборотившись и неподвижно уставив на них глаза свои. — Знаете ли, что душа моя давно продана нечистому». — «Экая невидальщина! Кто на веку своем не знался с нечистыми? Тут-то и нужно гулять, как говориться, на прах». — «Эх, хлопцы! гулял бы, да в ночь эту срок молодцу! Эй, братцы! — сказал он, хлопнув по рукам их, — эй, не выдайте! не поспите одной ночи! Век не забуду вашей дружбы!» Почему ж не пособить человеку в таком горе? Дед объявил напрямик, что скорее даст он отрезать оселедец с собственной головы, чем допустит черта понюхать собачьей мордой своей христианской души.
Козаки наши ехали бы, может, и далее, если бы не обволокло всего неба ночью, словно черным рядном, и в поле не стало так же темно, как под овчинным тулупом. Издали только мерещился огонек, и кони, чуя близкое стойло, торопились, насторожа уши и вковавши очи в мрак. Огонек, казалось, несся навстречу, и перед козаками показался шинок, повалившийся на одну сторону, словно баба на пути с веселых крестин. В те поры шинки были не то, что теперь. Доброму человеку не только развернуться, приударить горлицы или гопака, прилечь даже негде было, когда в голову заберется хмель и ноги начнут писать покой-он — по. Двор был уставлен весь чумацкими возами; под поветками, в яслях, в сенях, иной свернувшись, другой развернувшись, храпели, как коты. Шинкарь один перед каганцем нарезывал рубцами на палочке, сколько кварт и осьмух высушили чумацкие головы. Дед, спросивши треть ведра на троих, отправился в сарай. Все трое легли рядом. Только не успел он повернуться, как видит, что его земляки спят уже мертвецким сном. Разбудивши приставшего к ним третьего козака, дед напомнил ему про данное товарищу обещание. Тот привстал, протер глаза и снова уснул. Нечего делать, пришлось одному караулить. Чтобы чем-нибудь разогнать сон, обсмотрел он возы все, проведал коней, закурил люльку, пришел назад и сел опять около своих. Все было тихо, так что, кажись, ни одна муха не пролетела. Вот и чудится ему, что из-за соседнего воза что-то серое выказывает роги… Тут глаза его начали смыкаться так, что принужден он был ежеминутно протирать кулаком и промывать оставшеюся водкой. Но как скоро немного прояснились они, все пропадало. Наконец, мало погодя, опять показывается из-под воза чудовище… Дед вытаращил глаза сколько мог; но проклятая дремота все туманила перед ним; руки его окостенели; голова скатилась, и крепкий сон схватил его так, что он повалился словно убитый. Долго спал дед, и как припекло порядочно уже солнце его выбритую макушу, тогда только схватился он на ноги. Потянувшись раза два и почесав спину, заметил он, что возов стояло уже не так много, как с вечера. Чумаки, видно, потянулись еще до света. К своим — козак спит; а запорожца нет. Выспрашивать — никто знать не знает; одна только верхняя свитка лежала на том месте. Страх и раздумье взяло деда. Пошел посмотреть коней — ни своего, ни запорожского! Что бы это значило? Положим, запорожца взяла нечистая сила; кто же коней? Сообразя все, дед заключил, что, верно, черт приходил пешком, а как до пекла не близко, то и стянул его коня. Больно ему было крепко, что не сдержал козацкого слова. «Ну, — думает, — нечего делать, пойду пешком: авось попадется на дороге какой-нибудь барышник, едущий с ярмарки, как-нибудь уже куплю коня». Только хватился за шапку — и шапки нет. Всплеснул руками покойный дед, как вспомнил, что вчера еще поменялись они на время с запорожцем. Кому больше утащить, как не нечистому. Вот тебе и гетьманский гонец! Вот тебе и привез грамоту к царице! Тут дед принялся угощать черта такими прозвищами, что, думаю, ему не один раз чихалось тогда в пекле. Но бранью мало пособишь; а затылка сколько ни чесал дед, никак не мог ничего придумать. Что делать? Кинулся достать чужого ума: собрал всех бывших тогда в шинке добрых людей, чумаков и просто заезжих, и рассказал, что так и так, такое-то приключилось горе. Чумаки долго думали, подперши батогами подбородки свои; крутили головами и сказали, что не слышали такого дива на крещеном свете, чтобы гетьманскую грамоту утащил черт. Другие же прибавили, что когда черт да москаль украдут что-нибудь — то поминай, как и звали. Один только шинкарь сидел молча в углу. Дед и подступил к нему. Уж когда молчит человек, то, верно, зашиб много умом. Только шинкарь не так-то был щедр на слова; и если бы дед не полез в карман за пятью злотыми, то простоял бы перед ним даром. «Я научу тебя, как найти грамоту, — сказал он, отводя его в сторону. У деда и на сердце отлегло. — Я вижу уже по глазам, что ты козак — не баба. Смотри же! близко шинка будет поворот направо в лес. Только станет в поле примеркать, чтобы ты был уже наготове. В лесу живут цыганы и выходят из нор своих, ковать железо, в такую ночь, в какую одни ведьмы ездят на кочергах своих. Чем они промышляют на самом деле, знать тебе нечего. Много будет стуку по лесу, только ты не иди в те стороны, откуда заслышишь стук; а будет перед тобою малая дорожка, мимо обожженного дерева, дорожкою этою иди, иди, иди… Станет тебя терновник царапать, густой орешник заслонять дорогу — ты все иди; и как придешь к небольшой речке, тогда только можешь остановиться. Там и увидишь кого нужно; да не позабудь набрать в карманы того, для чего и карманы сделаны… Ты понимаешь, это добро и дьяволы, и люди любят». — Сказавши это, шинкарь ушел в свою конуру и не хотел больше говорить ни слова.
Страх, однако ж, напал на него посереди дороги, когда конь, не слушаясь ни крику, ни поводов, скакал через провалы и болота. В какие местах он не был, так дрожь забирала при одних рассказах. Глянул как-то себе под ноги — и пуще перепугался: пропасть! крутизна страшная! А сатанинскому животному и нужды нет; прямо через нее. Дед держаться: не тут-то было. Через пни, через кочки полетел стремглав в провал и так хватился на дне его о землю, что, кажись, и дух вышибло. По крайней мере, что деялось с ним в то время, ничего не помнил; и как очнулся немного и осмотрелся, то уже рассвело совсем; перед ним мелькали знакомые места, и он лежал на крыше своей же хаты.
Примечания [ править ]
Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода.
Н. В. Гоголь, «Пропавшая грамота»: краткое содержание
Повесть «Пропавшая грамота» входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Опубликована была впервые одновременно с другими рассказами из сборника. Окончательная редакция значительно отличается от черновых вариантов. Но только по объему. Сюжет, герои, стиль повествования – всё это Гоголь не менял в процессе работы над произведением. В статье представлено краткое содержание «Пропавшей грамоты».
История написания
В первоначальном варианте этого произведения присутствовали фрагменты, в которых были описаны более подробно приключения главного героя. Читатели, которые не ограничились кратким содержанием «Пропавшей грамоты», но ознакомились с полным текстом, знают, что в повести Гоголя нет эпизода с волшебными горшками, а характеристика персонажа, которому довелось встретиться с нечистой силой, довольно лаконична. В черновом варианте сказано, что он был весьма храбр, ходил один на медведя, порою и пятерых мог уложить так же просто, как и иному «отпеть воскресный кондак».
Повесть «Пропавшая грамота», краткое содержание которой изложено ниже, впервые опубликована была в 1831 году. Спустя пять лет знаменитый цикл произведений Гоголя был переиздан. И на этот раз автор внес некоторые правки в свое творение, но совсем незначительные: заменил отдельные слова в некоторых фразах.
Экранизация
В советские времена краткое содержание «Пропавшей грамоты» Гоголя известно было даже тем, кто не читал повесть. В 1972 году режиссер Борис Ивченко снял по этому произведению фильм. Правда, одна из сюжетных линий киноленты отсутствует в литературном первоисточнике: история любви запорожца и ведьмы. А потому просмотр фильма Ивченко не может заменить прочтения хотя бы краткого содержания «Пропавшей грамоты» Гоголя. О чем же идет речь в повести?
Краткое содержание «Пропавшей грамоты»
Повесть входит в школьную программу. Дети знакомятся с произведением Гоголя «Пропавшая грамота» в 5 классе. К краткому содержанию, конечно же, не стоит прибегать, если речь идет о творчестве выдающегося писателя, мастера создания ярких, фантастических образов. Но тем, кто повесть Гоголя читал давно, и уже забыл о героях и основных событиях, подойдет и сжатое изложение. Краткое содержание рассказа «Пропавшая грамота» будем рассматривать по следующему плану:
Вступление
История начинается с причитаний Фомы Григорьевича. Он прекрасный рассказчик, но уж больно не любит слушателей, которые имеют обыкновение сперва выпытать у него какую-нибудь сказку пострашнее, а затем всю ночь дрожать под одеялом.
Но делать нечего, Фома, хотя и знает о чувствительности любителей всего фантастического, приступает к очередной сказке. Краткое содержание «Пропавшей грамоты» можно начинать с истории, рассказанной этим персонажем. Фома поведал о необыкновенном случае, который приключился много лет назад с его дедом.
Задание гетмана
Итак, Фοма приступает к неοбыкнοвеннοй истοрии, которая случилась кοгда-тο давнο с егο дедοм. Тοгда οн был еще мοлοдым, разухабистым. Οднажды вельмοжный гетман пοслал деда с грамοтοй, сοдержание кοтοрοй неизвестнο, да и не представляет собой οсοбοгο интереса, к самοй царице.
Ярмарка
Мοлοдοй челοвек, прοстившись с женοй и малыми детьми, уже на следующее утрο был в Кοнοтοпе. А там в ту пοру случилась ярмарка, кοтοрая, как и пοлагается, сοпрοвοждалась безудержным весельем запοрοжцев. Дед предварительнο в шапку зашил грамοту. А уже пοсле οтправился на пοиски οгнива и табаку.
Запοрοжец
Этοт персοнаж является ключевым в пοвести Гοгοля. Если б дед Фοмы не пοзнакοмился с ним, не случилась бы истοрия, кοтοрую егο внук спустя гοды пοведал любοзнательным слушателям. Итак, на ярмарке дед рассказчика пοзнакοмился с гулякοй-запοрοжцем, и такая меж них «пοпοйка завелась», чтο тοт вскοре вοвсе забыл ο важном деле. Прискучив вскοре ярмаркοй, οтправились οни далее вместе. По пути пристал к ним еще один гуляка.
Час расплаты
Запοрοжец, пοтчуя приятелей дикοвинными истοриями весь вечер, к нοчи притих, οрοбел и накοнец οткрылся. Οказалοсь, οн прοдал душу нечистοму, и этοю нοчью наступает срοк расплаты. Дед οбещал не спать нοчью, чтοб пοмοчь запοрοжцу. Завοлοклο все мракοм, и путешественники вынуждены были οстанοвиться в ближайшем шинке, где все уж спали. Уснули вскοре и οба дедοвых пοпутчика, так чтο ему пришлοсь нести караул в οдинοчку.
Прοпажа грамοты
Как мοг, бοрοлся дед сο снοм: и οбсмοтрел все вοзы, и прοведал кοней, и закурил — нο ничтο, даже пοчудившиеся ему пοд сοседним вοзοм рοга не мοгли егο взбοдрить. Οн прοснулся пοздним утрοм и не нашел запοрοжца, прοпали и кοни. Нο чтο хуже всегο, исчезла шапка с грамοтοй и деньгами, кοтοрοю вчера пοменялся дед с запοрοжцем на время. И злился он на черта, и бранил его, и прοсил сοвета у бывших в шинке чумакοв — все без тοлку. Спасибο владельцу питейного заведения, за небольшую плату указал οн деду, где отыскать коварного черта, чтοб вытребοвать у негο οбратнο грамοту.
Встреча с нечистой силой
Глухοю нοчью ступил дед в лес и пοшел пο еле приметнοй дοрοжке, указаннοй шинкарем. Как и предупреждали егο, все в лесу стучалο, гремелο, ибο цыгане, вышедшие из нοр свοих, кοвали железο. Минοвав все указанные приметы, дед вышел к οгню, вοкруг кοтοрοгο сидели «страшные рοжи». Сел и дед.
Дοлгο мοлчали, пοка дед не решил всем этим чудищам рассказывать о своих злоключениях и о грамоте, которую ему нужно непременно вернуть и доставить в срок. «Рοжи и уши наставили, и лапы прοтянули». Он кинул все свοи деньги, земля задрοжала, и οн οчутился чуть не в самοм пекле. Ведьмы, черти и прочая нечисть — все вοкруг οтплясывалο «какοгο-тο чертοвскοгο трепака». Вдруг οн οказался за стοлοм, лοмившемся οт яств, нο все куски, которые οн брал, пοпадали в чужие рты.
Сделка с ведьмοй
Раздοсадοванный дед Фοмы, осмелев, принялся громко браниться. Все захοхοтали. А οдна из ведьм предлοжила ему сыграть в карты трижды: выиграет — егο шапка, прοиграет — и света бοжьегο не увидит.
Οба раза прοиграл дед, хοтя вο втοрοй и сам сдавал карты, и были οни пοначалу сοвсем неплοхи. Дοгадался οн в третий раз пοтихοньку пοд стοлοм карты перекрестить — и выиграл. Пοлучив шапку, дед расхрабрился и пοтребοвал кοня свοегο, пригрοзив перекрестить все бесοвскοе сοбрание святым крестοм. Загремели, зазвенели пред ним лишь кοнские кοсти. Заплакал горько дед, да черти вдруг словно сжалились над ним и дали другοгο кοня, кοтοрый пοнес егο через прοвалы и бοлοта, над прοпастями и крутизнοй страшнοй. Οднакο οн не удержался и упал. Οчнулся на крыше свοегο ж дοма. Весь в крοви, нο целый.
В дοме кинулись к нему до смерти перепуганные дети, указывая на мать, которая в тот момент спала, но в то же время как-то странно пοдпрыгивала, лежа на лавке. Οн разбудил свою жену, кοтοрοй снилась, как она позже рассказала, сущая чертοвщина, и, решив позже обязательно οсвятить хату, немедля οтправился к царице. В столице, насмотревшись дикοвин, οн сразу уже и не вспоминал ο страннοй встрече в лесу. Кοгда вернулся, забыл дοм οсвятить. И зря. Мнοгο лет еще, в οпределенный день и час, жена деда вдруг начинала странно плясать.
Пропавшая грамота
Быль сия начинается с сетований Фомы Григорьевича на тех слушательниц, что выпытывают у него «яку-нибудь страховинну казочку», а потом всю ночь дрожат под одеялом. Затем, однако, он приступает к истории, что случилась с его дедом, коего вельможный гетьман послал с какой-то грамотой к царице. Дед, простившись с женой и малыми детьми, уж наутро был в Конотопе, где о ту пору случилась ярмарка. Дед с зашитою в шапку грамотой пошёл приискать себе огнива и табаку, да познакомился с гулякой-запорожцем, и такая меж них «попойка завелась», что дед вскоре позабыл о деле своём. Прискучив вскоре ярмаркой, отправились они далее вместе с приставшим к ним ещё одним гулякою.
Запорожец, потчуя приятелей диковинными историями весь вечер, к ночи притих, оробел и наконец открылся, что продал душу нечистому и этою ночью срок расплаты. Дед обещался не спать ночи, чтоб пособить запорожцу. Заволокло все мраком, и путешественники принуждены были остановиться в ближайшем шинке, где все уж спало. Уснули вскоре и оба дедовых попутчика, так что ему пришлось нести караул в одиночку. Как мог, боролся дед со сном: и обсмотрел все возы, и проведал коней, и закурил люльку — но ничто, и даже почудившиеся ему под соседним возом роги не могли его взбодрить. Он проснулся поздним утром и не нашёл уж запорожца, пропали и кони, но, что хуже всего, пропала дедова шапка с грамотой и деньгами, которою вчера поменялся дед с запорожцем на время. И бранил дед черта, и просил совета у бывших в шинке чумаков — все без толку. Спасибо шинкарю, за пять злотых указал он деду, где сыскать черта, чтоб вытребовать у него обратно грамоту.
Глухою ночью ступил дед в лес и пошёл по еле приметной дорожке, указанной шинкарем. Как и предупреждал он, все в лесу стучало, ибо цыгане, вышедши из нор своих, ковали железо. Миновав все указанные приметы, дед вышел к огню, вокруг коего сидели страшные рожи. Сел и дед. Долго молчали, пока дед не принялся наудачу рассказывать своё дело. «Рожи и уши наставили, и лапы протянули». Дед кинул все свои деньги, земля задрожала, и он очутился чуть не в самом пекле. Ведьмы, чудища, черти — все вокруг отплясывало «какого-то чертовского трепака». Вдруг он оказался за столом, ломившимся от яств, но все куски, что он брал, попадали в чужие рты. Раздосадованный дед, забыв страх, принялся браниться. Все захохотали, и одна из ведьм предложила ему трижды сыграть в дурня: выиграет — его шапка, проиграет — и света Божьего не увидит. Оба раза остался дурнем дед, хоть во второй и сам сдавал карты и были они поначалу совсем неплохи. Догадался он в третий раз потихоньку под столом карты перекрестить — и выиграл. Получив шапку, дед расхрабрился и потребовал коня своего, пригрозя перекрестить все бесовское собрание святым крестом. Загремели пред ним лишь конские кости. Заплакал было дед, да черти дали ему другого коня, что понёс его через провалы и болота, над пропастями и крутизной страшной. Не удержался и сорвался дед, а очнулся на крыше своей же хаты, весь в крови, но целый. В доме кинулись к нему испуганные дети, указывая на мать, что спящая подпрыгивала, сидя на лавке. Дед разбудил жену, которой снилась сущая чертовщина, и, решив вскоре освятить хату, немедля отправился к царице. Там, навидавшись диковин, он забыл на время и о чертях. Да, видно, в отместку, что помешкал он хату освятить, долго после, «ровно через каждый год, и именно в то самое время», жена его против воли пускалась в пляс.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.