в каком году экспедиция руаля амундсена достигла южного полюса
Скотт против Амундсена: История покорения Южного полюса
Соперничество британской и норвежской экспедиций, стремившихся добраться до центра Антарктиды — одно из самых драматичных в истории географических открытий.
В 1909 году Южный полюс оставался последним невзятым из крупных географических трофеев. Ожидалось, что в ожесточенную схватку за него США вступят с Британской империей. Впрочем, ведущие американские полярники Кук и Пири в то время сосредоточились на Арктике, и британская экспедиция капитана Роберта Скотта на судне «Терра нова» получила временную фору. Скотт не собирался торопиться: трёхлетняя программа предусматривала обширные научные исследования и методичную подготовку для похода к полюсу.
Эти планы были спутаны норвежцами. Получив сообщение о покорении Северного полюса, Руальд Амундсен не захотел быть там вторым и тайно направил свой корабль «Фрам» к Южному. В феврале 1911 года он уже принимал британских офицеров в лагере на леднике Росса. «Не подлежит сомнению, что план Амундсена является серьёзной угрозой нашему», — написал в дневнике Скотт. Гонка началась.
В предисловии к мемуарам один из участников экспедиции «Терра новы» позже писал: «Для научных исследований дайте мне Скотта; для рывка к полюсу — Амундсена; о спасении молите Шеклтона».
Пожалуй, склонность к искусствам и наукам — одно из немногих достоверно известных положительных качеств Роберта Скотта. Его литературный талант особенно ярко проявился в собственном дневнике, который стал основой для мифа о герое, павшем жертвой обстоятельств.
Сухарь, нелюдим, человек-функция — Руальд Амундсен был создан для достижения результатов. Этот маньяк планирования называл приключения печальным следствием плохой подготовки.
Состав экспедиции Скотта потрясал полярников того времени численностью — 65 человек, включая команду «Терра новы», двенадцать учёных и кинофотооператора Герберта Понтинга. В поход к полюсу отправились пятеро: капитан взял с собой кавалериста и конюха Отса, начальника научной программы Уилсона, своего помощника—завхоза Эванса и в последний момент моряка Бауэрса. Это спонтанное решение многие специалисты считают смертельным: количество еды и снаряжения, даже лыж, было рассчитано только на четверых.
Сборная Амудсена могла бы выиграть любой из современных зимних ультрамарафонов. С ним в Антарктиде высадилось девять человек. Никаких работников умственного труда — это были прежде всего физически крепкие мужчины, обладавшие набором необходимых для выживания навыков. Они хорошо ходили на лыжах, многие умели управлять собаками, имели квалификацию навигаторов и только у двоих не было полярного опыта. Пять лучших из них пошли к полюсу: путь упряжкам Амундсена прокладывал чемпион Норвегии по лыжным гонкам.
Как и все норвежские полярники того времени, Амундсен был сторонником изучения эскимосских способов адаптации к экстремальному холоду. Его экспедиция одевалась в анораки и сапоги-камикки, усовершенствованные на протяжении зимовки. «Любую полярную экспедицию без меховой одежды я назову неадекватно экипированной», — писал норвежец. Напротив, культ науки и прогресса, отягощённый имперским «бременем белого человека», не позволял Скотту воспользоваться опытом аборигенов. Британцы были одеты в костюмы из шерсти и прорезиненного полотна.
Современные исследования — в частности, обдувание в аэродинамической трубе — не выявили значительного преимущества одного из вариантов.
Тактика Амундсена была одновременно эффективной и жестокой. Четвёрку его 400-килограммовых саней с едой и снаряжением тянули 52 гренландские лайки. По мере продвижения к цели норвежцы их убивали, скармливали другим собакам и ели сами. То есть по мере уменьшения груза транспорт, в котором больше не было необходимости, сам превращался в еду. В базовый лагерь вернулись 11 лаек.
Сложный транспортный план Скотта предусматривал использование моторизованных саней, монгольских пони, подстраховку упряжками сибирских лаек и финальный рывок на своих ногах. Легко прогнозируемый провал: сани быстро сломались, пони умирали от холода, лаек было слишком мало. На многие сотни километров британцы сами впряглись в сани, причём нагрузка на каждого достигала почти центнера. Скотт считал это, скорее, преимуществом — в британской традиции исследователь должен был прийти к цели без «посторонней помощи». Страдание превращало достижение в подвиг.
Провальная транспортная стратегия Скотта привела его людей к голоду. Волоча на своих ногах сани, они значительно увеличили длительность путешествия и количество необходимых при такой физической нагрузке калорий. При этом британцы были не в силах тащить на себе нужное количество провианта.
«Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей. Конец всем нашим мечтам. Печальное будет возвращение», — написал Скотт в дневнике.
Сказалось и качество еды. В отличие от норвежского печенья, содержавшего непросеянную муку, овсяные хлопья и дрожжи, британское было сделано из чистой пшеницы. Ещё не дойдя до полюса, команда Скотта пострадала от цинги и нервных расстройств, связанных с дефицитом витамина В. Ей не хватило еды на обратную дорогу и не хватило сил, чтобы дойти до ближайшего склада.
О питании норвежцев достаточно будет сказать, что на обратном пути они стали выбрасывать лишнюю еду для облегчения саней.
Расстояние от норвежской базы до полюса равнялось 1 380 километрам. На её прохождение команде Амундсена потребовалось 56 дней. Собачьи упряжки позволили увезти более полутора тонн полезного груза и создавать по ходу склады запасов для обратной дороги. 17 января 1912 года норвежцы достигают Южного полюса и оставляют там палатку-пульхейм с посланием королю Норвегии о покорении полюса и просьбу Скотту доставить его по назначению: «Путь домой очень далёк, случиться может всякое, в том числе и то, что лишит нас возможности лично сообщить о нашем путешествии». На обратной дороге сани Амундсена стали быстрее, и команда попадает на базу через 43 дня.
Через месяц пульхейм Амундсена на полюсе находят британцы, прошедшие 1 500 километров за 79 дней. «Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей. Конец всем нашим мечтам. Печальное будет возвращение», — написал Скотт в дневнике. Разочарованные, голодные и больные они ещё 71 день бредут назад к побережью. Скотт и два последних его выживших спутника умирают в палатке от истощения, не дойдя до очередного склада 40 километров.
Осенью того же 1912 года палатку с телами Скотта, Уилсона и Бауэрса находят их соратники из экспедиции «Терра новы». На теле капитана лежат последние письма и заметки, в сапоге хранится письмо Амундсена к норвежскому королю. После публикации дневников Скотта на его родине развернулась антинорвежская кампания, и прямо назвать Амундсена убийцей британцам помешала только имперская гордость.
Только во второй половине XX века тактика обеих экспедиций была подвергнута критическому разбору, а в 2006 году их снаряжение и рационы были проверены в максимально реалистичном эксперименте BBC в Гренландии. Британские полярники и в этот раз не достигли успеха — их физическое состояние стало настолько опасным, что медики настояли на эвакуации.
Отправляемся в путешествие через Атлантику с Туром Хейердалом и Юрием Сенкевичем!
Экспедиция «Ра». Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
В своё первое научное путешествие Тур Хейердал отправился на Маркизские острова в Тихом океане, где несколько месяцев занимался изучением местной флоры и фауны. Эту работу молодого учёного прервала Вторая мировая война, и тогда он прошёл спецподготовку радиста-диверсанта и принимал участие в борьбе за освобождение Норвегии от нацистов.
В итоге Тур Хейердал доказал свою теорию о том, что островные архипелаги Тихого океана были заселены не только из Азии, но и из Южной Америки.
Затем, в 1969–1970 годах команда Хейердала пересекла Атлантический океан на папирусных ладьях «Ра» и «Ра-2», тем самым продемонстрировав возможность проникновения египтян на американский континент за тысячи лет до Христофора Колумба.
В экспедиции на «Ра» принимал участие и известный российский телеведущий и путешественник Юрий Сенкевич, и я предлагаю послушать рассказ Юрия Александровича и посмотреть увлекательный фильм о путешествии на папирусной лодке «Ра-II», построенной по рисункам лодок Древнего Египта и доработанной с учётом предыдущих ошибок, через Атлантику.
«Верьте, вы можете выжить!» (нет)
За что я люблю истории реальных путешествий, так это за их познавательность. А если роман об экспедиции еще и хорошо написан, то вдвойне здорово: и художественное произведение прочитала, и обогатилась новыми знаниями. «За бортом по своей воле» должна была стать именно такой книгой, если бы не одно «но», о котором я скажу чуть позже. Но для начала предыстория.
И вот здесь появляется то самое «но», которое сильно подрывает полезность всех этих знаний.
Во-первых, часть представленных в книге данных сильно устарела и позже была опровергнута, т.к. все-таки с 50-х гг. наука не стоит на месте, и многая информация, на которую опирался Ален Бомбар в своих исследованиях, уже не актуальна.
Во-вторых, манера повествования наталкивает на мысли, что кое-где автор не прочь приврать и преувеличить. Например, момент с распариванием брюха акулы от хвоста до горла обыкновенным ножом. В прыжке. Ножом. Здоровую акулу. Хмм, что-то я сомневаюсь. И в целом тон автор показался мне слишком самонадеянным, самоуверенным, даже резким. Бомбар нелестно отзывается об окружающих его журналистах, завистниках, помощниках в подготовке к экспедиции, что выглядит как «мне все должны». На пустом месте обвиняет сторонних наблюдателей в своих неудачах, бухтит как старый дед. В общем, не самый приятный тип.
«В течение 14 дней я утолял жажду морской водой и в течение 43 дней – соком, выжатым из рыбы. Так я победил жажду в океане».
Бомбар постоянно призывает выдавливать из рыб сок, т.к. они на 80% состоят из пресной воды. В.Г.Волович ставит под сомнение и этот способ утоления жажды. Он пишет, что «даже с помощью специального пресса удается отжать не так много воды. Например, из 1 кг морского окуня можно получить лишь 50 г сока, мясо корифены дает 300 г, из мяса тунца и трески можно нацедить 400 г мутноватой пахнущей рыбой жидкости». Возможно, этот напиток и помог бы решению проблемы, если бы не одно серьезное «но» — высокое содержание в нем вредных для человек веществ, таких как солей натрия, калия и фосфора. Хотя результаты эксперимента, проведенного английским ученым С. Хантером, показали, что при отсутствии пресной воды рыбий сок может в какой-то мере облегчить положение людей, терпящих бедствие в океане.
Как итог: я считаю, что хотя Ален Бомбар пережил невероятное плавание через Атлантический океан, в своей книге он взял на себя слишком много.
«Теперь я буду бороться за то, чтобы моя «ересь» была понята и стала христианской верой для всех, кто в будущем может потерпеть кораблекрушение».
«За бортом по своей воле» рекомендую к прочтению тем, кто любит подобные заметки о мореплавателях, любит читать о реальных экспедициях и кто всегда ищет в книгах новые знания. Пусть и не всегда полезные!
Норвежская антарктическая экспедиция под руководством Руаля Амундсена
14 декабря 1911 года норвежский полярный путешественник Руаль Амундсен со своей экспедицией первым достиг Южного полюса.
После покорения Северо-Западного прохода (кратчайший путь из Атлантического океана в Тихий вокруг арктических побережий Северной Америки, 1903-1905) целью Амундсена стало покорение Северного полюса.
Его имя, ставшее известным далеко за пределами Норвегии, быстро помогло привлечь необходимый капитал для экспедиции. План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в лед.
Для осуществления путешествия Амундсен воспользовался специально построенным для полярных исследований норвежский кораблем «Фрам». Судно было создано для экспедиции полярного исследователя Фритьофа Нансена (1893-1896), участвовало в походе норвежского мореплавателя Отто Свердрупа, в 1898-1902 годах исследовавшего архипелаг Перри у берегов Северной Америки.
Однако планы Амундсена разрушились, когда в апреле 1909 года пришло известие о том, что американец Роберт Пири уже достиг Северного полюса. Тогда Амундсен решил покорить Южный полюс. В то же время стало известно, что англичанин Роберт Фалкон Скотт также готовился к своей второй попытке открыть Южный полюс. Амундсен, ведомый амбициями быть первым, решил попасть туда раньше него, но цель предстоящей экспедиции норвежский полярник скрывал. О намерении Амундсена идти в Антарктику знали до отплытия «Фрама» из Норвегии четыре человека — его брат и три члена экспедиции. О цели экспедиции не было известно и норвежскому правительству, так как Амундсен опасался запрета — Норвегия была экономически и политически зависима от Великобритании. О том, что Руаль Амундсен также готовится совершить рывок к Южному полюсу, мир узнал лишь тогда, когда «Фрам» достиг острова Мадейра (недалеко от Канарских островов). Телеграмма Амундсена настигла экспедицию Скотта, когда тот покидал Новую Зеландию.
Среди участников экспедиции Амундсена, состоявшей в основном из норвежцев, был один русский — уроженец Архангельской губернии океанограф Александр Кучин (1888-1912).
Базовый лагерь Амундсен решил построить на леднике Росса в Китовой Бухте. Это был рискованный ход, так как считалось, что на леднике лагерь создавать опасно, вместе со льдом он сползет в море. Но Амундсен все продумал: береговая линия именно этого ледника не менялась на картах уже много лет. Этим дерзким, но просчитанным решением он выиграл уже на старте у Скотта 100 километров, и столько же при возвращении.
Для покорения полюса Амундсен решил использовать ездовых эскимосских собак. Между тем Скотт в своей экспедиции отдал предпочтение маньчжурским пони. Амундсен считал, что собаки гораздо легче преодолевают снежные мосты и растрескавшиеся ледники. Если провалится собака, ее легко вытащить. Также при дальних переходах собак можно было использовать в пищу.
Для зимовки корабль вез специальный деревянный дом (8х4 метра, высотой 3,5 метра), состоящий из двух комнат. Одна, длиной в шесть метров, должна была служить спальней, столовой и гостиной, другая, длиной два метра, предназначалась для кухни. Вдоль стен комнаты шли в два этажа койки для десяти человек: у одной стены шесть, у второй — четыре.
7 июня 1910 года «Фрам» вышел из норвежского Кристиансанна, на следующий день пришвартовался в гавани Хортона, где на корабль загрузили патроны и воду.
Далее корабль последовал на юг, на Ла-Манш и Атлантический океан. Но из-за неполадок нового двигателя в начале июля экспедиции пришлось вернуться назад в Норвегию в Берген.
После ремонта двигателя 23 июля «Фрам» вышел из Бергена и на другой день остановился в Кристиансанне, где загрузили 400 связок сушеной рыбы, лыжи, сани, лесоматериал. 9 августа с острова Фредриксхолм забрали 97 собак, прибывших из Гренландии. Животные заняли всю палубу корабля, оставив лишь небольшое место для рулевого, специально для них на судне была сооружена третья палуба, которая закрывала собак от непогоды.
10 августа 1910 года корабль отплыл на юг. Следующую, последнюю перед Антарктидой, остановку он сделал 6 сентября в Фуншале на острове Мадейра, откуда Амундсен отправил телеграмму королю Хокону и британскому полярнику Скоту об изменении маршрута путешествия.
4 октября 1910 года судно пересекло экватор.
2 января 1911 года «Фрам» пересек Южный полярный круг, 14 января, на день раньше намеченного срока, судно вошло в Китовую бухту Антарктиды.
Здесь экспедиция разделилась на две группы — десять человек под руководством капитана Торвальда Нильсена, включая Александра Кучина, осталась на корабле для проведении океанографических исследования в Южном океане, другая группа высадилась на берегу. Стоянка для базы была найдена в четырех километрах от места высадки. 28 января все необходимое для зимовки было отгружено, установлен дом и палатки для хранения продуктов и снаряжения. База была названа «Фрамхейм». Впоследствии в течение зимы под снегом вблизи дома были вырыты комнаты-мастерские, соединенные проходами, где мужчины могли проводить работу по ремонту оборудования и одежды.
Важной частью плана Амундсена была подготовка складов с припасами по маршруту следования к полюсу.
4 февраля Китовую бухту посетили на барке «Терра Нова» участники экспедиции Скотта — начальник восточного отряда, лейтенант Виктор Кемпбелл, лейтенант Гарри Пеннел и судовой врач, которые по приглашению Амундсена побывал во «Фрамхейме».
10 февраля Амундсен с группой отправился для создания первого склада на 80 градусе южной широты. В это же время «Фрам» отплыл в Буэнос-Айресе для океанографических исследований в Южном океане.
Перед приходом антарктической зимы в середине апреля, три тысячи килограммов припасов были заготовлены в трех складах на 80, 81, 83 градусах южной широты. Все склады были обозначены флагами в направлении восток-запад. На базе «Фрамхейм» для зимовки девяти мужчин и 115 собак (несколько щенков появились во время плавания) было заготовлено 60 тысяч килограммов тюленьего мяса.
20 октября 1911 года Руаль Амундсен, Хельмер Хансен, Оскар Вистинг, Сверре Хассель и Олаф Бьолан отправились к Южному полюсу на четырех санях, запряженными 52 собаками.
Основными трудностями в ходе экспедиции к Южному полюсу были непроходимые сугробы, сильный ветер, глубокие трещины во льду. Температуры всё это время держались на уровне —20 °C при штормовых ветрах, собаки и члены команды страдали от обморожений и горной болезни.
14 декабря 1911 года в три часа дня Амундсен и четверо его товарищей достигли Южного полюса. Здесь они оставили небольшую палатку, над которой на шесте укрепили норвежский флаг. В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и послание своему сопернику Скотту.
Для более четкого определения полюса было решено заключить место стоянки в круг с радиусом около 20 километров. Для этого три человека (Вистинг, Хассель и Бьолан) вышли по трем направлениям — двое перпендикулярно курсу, которым следовала экспедиция, третий — по направлению курса. Все трое взяли мешочки из непромокаемой ткани с записками с координатами стоянки и большому флагу из плотной темно-коричневой материи. Напоследок все расписались на дощечке, привязанной к шесту в палатке.
18 декабря норвежцы отправились в обратный путь и 26 января 1912 года благополучно вернулись на базу «Фрамхейм». Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней (вместо 100 по плану Амундсена).
Экспедиция Скотта дошла до полюса через месяц после Амундсена, но на обратном пути все ее участники погибли.
Амундсен прошел более 800 километров по шельфовому леднику Росса, открыв его южную тыловую часть, пересек Трансантарктические горы.
Успех экспедиции Амундсена объясняется тщательно продуманным планом, лучшей подготовкой экспедиции и хорошей физической подготовкой норвежцев, применивших испытанные традиционные методы передвижения в полярных странах на ездовых собаках. Кроме того, имели значение опыт и энергия начальника экспедиции.
30 января 1912 года участники экспедиции на «Фраме», прибывшем из Буэнос-Айреса, покинули Антарктиду.
11 собак, которые вернулись с полюса, были переданы в марте 1912 года в Австралии исследователю Антарктики Дугласу Моусону для его экспедиции.
В 1936 году в Осло с участием норвежского короля был открыт музей полярной шхуны «Фрам».
14 декабря 2011 года, через 100 лет после покорения Южного полюса, премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг открыл на Южном полюсе ледяной памятник-бюст Руалю Амундсену.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Руаль Амундсен — безумец, покоривший Южный полюс
Руаль Амундсен может быть назван последним из великих первооткрывателей. В начале двадцатого века в мире оставалось не так много белых пятен и мест, где никогда еще не бывал человек. Однако полюса планеты оставались все же той запретной гаванью, прежде всего, из-за невероятных холодов. Экстремальные температурные условия становились непреодолимой преградой.
Руаль Амундсен — первооткрыватель Южного полюса
Чтобы выжить в суровой ледяной пустыне, требуются:
Всем этим в полной мере обладал Амундсен, которого нередко описывают как человека сухого, бесчувственного, сосредоточенного только на достижении своей цели. Но именно таким, как показывает множество примеров из истории, и должен быть человек, совершающий немыслимое для других достижение.
Амундсен первым побывал на Южном полюсе. Изначально путешественника манил Северный, но когда выяснилось, что там ему уже первым не бывать, он перенаправил свои силы на покорение Южного полюса. И здесь он не был одинок в своем стремлении. Британский исследователь, капитан Роберт Скотт оказался конкурентом Амундсена. Но, в отличие от Руаля, Скотт был человеком науки и искусства, придерживался джентльменских правил, ставил честь едва ли не превыше всего, поэтому, естественно, был обречен проиграть.
Скотт старался использовать все достижения современной для него науки, Амундсен же позаимствовал опыт коренных народов Крайнего Севера по выживанию в чудовищном холоде. Участники экспедиции Скотта использовали одежду из прорезиненной ткани, а спутники Амундсена — только меха. Скотт разработал сложный план экспедиции, подразумевавший использование моторных гусеничных саней, пони и ездовых собак. Амундсен же, прекрасно знавший опыт эскимосов, решил добираться до полюса только на собачьих упряжках. Ставка на собак и позволила ему одержать верх.
Гусеничные сани Скотта не выдерживали температур и ломались, пони проваливались в снегу и оказались совершенно непригодны для путешествия по Антарктиде, собак у британца оказалось слишком мало. В конце концов участникам экспедиции Скотта пришлось идти на лыжах и тащить за собой сани, вес которых превосходил сто килограммов. Большую часть этого веса составляла пища. Но и здесь оказалось, что Скотт сделал неверный выбор. Пшеничные галеты, составлявшие основу рациона его команды, не давали всего необходимого человеческому организму, и люди начали страдать от цинги. Амундсен же, помимо того, что припас галеты из непросеянной муки и с дрожжами, позаботился и о другом источнике пищи, что позволило его людям избежать цинги и восполнять силы.
Свежее мясо
Конкуренты Амундсена
Несмотря на то, что во всем остальном Амундсен представлял собой вполне разумного человека, нельзя отрицать, что ради достижения цели он сделал себя безумцем, но именно проявив нечеловеческую расчетливость и волю, он смог достичь своей цели. Эрнест Шеклтон пытался достичь полюса и отступил, совершив немыслимое для спасения членов своей экспедиции, Скотт пытался достичь полюса и погиб, но остался в памяти как, возможно, недальновидный, но все же человечный и благородный исследователь. Амундсен же, идущий к своим собакам с ножом в руке, несмотря на его победу, представляется малоприятным и бесчеловечным существом. Не зря и в наши дни многие справедливо считают величайшим героем Южного полюса Шеклтона, который этого полюса, собственно, не достиг, но совершил подвиг воистину нечеловеческий, чтобы все члены его экспедиции, за которых он чувствовал личную ответственность, вернулись домой.
К сожалению, во многих достижениях человечества таится след полного или частичного отказа от человеческого, некоторого безумия, позволяющего отречься от своей сути и природы, и Амундсен являет тому пример. После того, как в своей автобиографии Амундсен обрушился с критикой своих бывших спутников, включая Умберто Нобиле, выставив их в самом неприглядном свете, посол Норвегии в Лондоне написал знаменитому полярному исследователю Фритьофу Нансену, что Амундсен, должно быть, лишился рассудка. Нансен же в ответ отметил, что это душевное расстройство в том или ином виде проявлялось у Руаля и ранее.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.