в каком году днепрогэс построили

Девяносто лет Днепрогэсу. Строительство грандиозного объекта уложилось в пятилетку

15 марта 1927 года, ровно 90 лет назад, на берегу Днепра был водружен красный флаг с надписью «Днепрострой начат». Так открылась первая страница в истории одной из самых масштабных строек сталинской эпохи, подарившей советской стране Днепрогэс.

в каком году днепрогэс построили. . в каком году днепрогэс построили фото. в каком году днепрогэс построили-. картинка в каком году днепрогэс построили. картинка . 15 марта 1927 года, ровно 90 лет назад, на берегу Днепра был водружен красный флаг с надписью «Днепрострой начат». Так открылась первая страница в истории одной из самых масштабных строек сталинской эпохи, подарившей советской стране Днепрогэс.

Подготовка к строительству мощнейшей электростанции на Днепре началась задолго до символической церемонии водружения флага. Если обратиться к истории гидроэлектростанции на Днепре, то можно установить, что первые проекты использования днепровской воды появились еще в конце XIX — начале ХХ вв. Правда, тогда инженеры в большей степени были озадачены обеспечением свободного судоходства по Днепру, которое было серьезно затруднено наличием порогов. Но к возможности использования «даром текущей» воды они также обращались. Однако, все задумки инженеров так и оставались на стадии благих намерений вплоть до 1920-х годов.

История строительства Днепрогэса напрямую связана с планом электрификации всей страны, предложенным В.И. Лениным практически сразу же после прекращения масштабных сражений Гражданской войны. Уже 21 февраля 1920 года была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), которая тут же приступила к разработке плана электрификации страны. Такую оперативность в былые времена сложно было представить. Уже в декабре 1920 г. комиссия представила на VIII Всероссийском съезде Советов свой план электрификации, который получил одобрение съезда. Теперь, при наличии нормативно-правовых оснований, оставалось лишь приступить к непосредственной разработке проектов и строительству.

План ГОЭЛРО предусматривал создание крупной гидроэлектростанции на Днепре — вблизи города Александровска (теперь Запорожье). Поэтому станцию называли Александровской, однако вскоре появилось и другое ее название — Днепровская гидроэлектрическая станция (ДнепроГЭС).

Строительство гидроэлектростанции вблизи Александровска было жизненно необходимым, поскольку помогало решить сразу целый комплекс серьезных экономических проблем. Во-первых, благодаря строительным работам по возведению плотины ликвидировались препятствия для судоходства по Днепру. Стокилометровая порожистая часть Днепра становилась пригодной для судоходства, что позволяло крупным морским судам заходить и подниматься по Днепру от Черного моря до Киева. Это становилось серьезнейшим прорывом на пути к развитию транспортной инфраструктуры, особенно — перевозки грузов. Во-вторых, промышленные районы Екатеринославщины, рудники Криворожья, Херсонщина и Николаевщина нуждались в дешевой электроэнергии. Поскольку в самом Александровске собирались построить машиностроительный комплекс, то и здесь было необходимо дешевое электричество. Создание гидроэлектростанции на Днепре сразу же решало перечисленные проблемы. Поэтому подготовка к строительству Днепрогэса началась еще до того, как IX Всероссийский съезд Советов утвердил конкретные сроки реализации плана ГОЭЛРО. Совет народных комиссаров принял решение освободить земли вблизи г. Александровска, которые подлежали затоплению в результате строительства гидроэлектростанции.

в каком году днепрогэс построили. 1489497445 ivan gavrilovich aleksandrov. в каком году днепрогэс построили фото. в каком году днепрогэс построили-1489497445 ivan gavrilovich aleksandrov. картинка в каком году днепрогэс построили. картинка 1489497445 ivan gavrilovich aleksandrov. 15 марта 1927 года, ровно 90 лет назад, на берегу Днепра был водружен красный флаг с надписью «Днепрострой начат». Так открылась первая страница в истории одной из самых масштабных строек сталинской эпохи, подарившей советской стране Днепрогэс.Автором и руководителем разработки проекта строительства Днепрогэс был известный экономист, географ и инженер Иван Гаврилович Александров (1875-1936). Выходец из московской интеллигентной семьи (его родители были врачами), Иван Александров окончил Московское инженерное училище путей сообщения и долгое время работал в сфере железнодорожного строительства, занимаясь проектированием железных дорог и железнодорожных мостов. Ему довелось участвовать в проектировании Среднеазиатской железной дороги, Финляндского моста через Неву и Бородинского моста в Москве и т.д. Но, помимо практической деятельности в сфере железнодорожного строительства, с 1912 года Александров очень интересовался и изучением проблем ирригации засушливых земель. Еще тогда он начал проектировать строительство оросительных каналов для среднеазиатских территорий, которые были построены уже в советское время.

В 1920 г. Иван Александров заинтересовался вопросами строительства гидроэлектростанции на Днепре. Именно он предложил вместо создания нескольких электростанций соорудить крупную плотину и построить огромную гидроэлектростанцию с колоссальной по тем временам мощностью. Александров был приглашен к участию в составлении плана ГОЭЛРО, при этом продолжив заниматься другими интересными проектами, включая экономическое районирование страны. В 1921 г. Александрова включили в состав президиума Госплана СССР. 5 марта 1921 г. было выдано задание на проектирование Днепровской гидроэлектростанции. Разработчики проекта анализировали и учитывали передовой опыт того времени — строительства гидроэлектростанций в других странах мира, на крупных реках.

В январе 1921 г. по решению советского руководства была создана проектная организация Днепрострой под руководством Ивана Александрова, в которую включили несколько инженеров. Перед работниками Днепростроя была поставлена задача проанализировать все материалы проводившихся на Днепре геодезических и гидрологических изысканий. В летнее время работники Днепростроя выезжали непосредственно на место предполагаемого строительства, где также проводили изыскательские работы. Затем Иван Александров отправился в США — для консультаций по строительству электростанции. В качестве главного консультанта выступил Хью Купер — известный в то время американский инженер — гидростроитель, который предложил использовать ряд эффективных мер, помогающих увеличить темпы строительства и снизить стоимость материалов.

Однако, непосредственно в 1922 г. экономические и технические возможности еще не позволяли советскому руководству приступить к немедленному строительству гидроэлектростанции на Днепре. Поэтому в начале 1920-х гг. власти ограничились лишь выбором места строительства будущей электростанции — в 5 км от Александровска, в районе колонии Кичкас, а также предварительными изысканиями. В 1923-1926 гг. планировалось построить Александровскую плотину, что становилось первым серьезным этапом на пути к дальнейшему возведению электростанции.

в каком году днепрогэс построили. 1489497711 tmpwwdnvt. в каком году днепрогэс построили фото. в каком году днепрогэс построили-1489497711 tmpwwdnvt. картинка в каком году днепрогэс построили. картинка 1489497711 tmpwwdnvt. 15 марта 1927 года, ровно 90 лет назад, на берегу Днепра был водружен красный флаг с надписью «Днепрострой начат». Так открылась первая страница в истории одной из самых масштабных строек сталинской эпохи, подарившей советской стране Днепрогэс.

Медленные темпы подготовки к строительству были связаны, в том числе, и с особенностями экономического положения советской страны в начале 1920-х гг. В первые годы после революции страна находилась в международной изоляции, а собственная промышленность еще не производила оборудование, необходимое для строительства электростанции. Ситуация изменилась ближе к середине 1920-х гг. Американская компания «General Electric» обратилась к советскому руководству с предложением запустить полный цикл строительства гидроэлектростанции, но к этому времени СССР уже справился с задачей разработки плана строительства самостоятельно.

Такой масштабный проект как Днепрогэс обсуждался на самых высших этажах советской партийно-государственной иерархии. Необходимость строительства Днепрогэса признавали все советские руководители, включая и «антиподов» И.В. Сталина и Л.Д. Троцкого. Тем не менее, разногласия все же присутствовали, и прежде всего — по вопросу очередности строительства грандиозных объектов. Ведь кроме Днепрогэса советское руководство в те же годы планировало начать еще несколько масштабных строек, включая, например, не менее важное для советского государства строительство Волго-Донского канала.

«Лоббированием» строительства Днепрогэса занималось руководство УССР, для экономического развития которой гидроэлектростанция имела колоссальное значение. Сторонники первоочередного строительства Днепрогэса объясняли его необходимость потребностью в дальнейшем росте производительности металлургической отрасли Украинской ССР. Однако, «верхи» все не могли прийти к единому знаменателю, и лишь отставка Льва Троцкого с поста председателя комиссии Днепростроя позволила принять окончательное решение о строительстве крупнейшей гидроэлектростанции на Днепре. 31 января 1927 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение о начале работ по строительству Днепрогэса. в каком году днепрогэс построили. 1489497493 vinter 1. в каком году днепрогэс построили фото. в каком году днепрогэс построили-1489497493 vinter 1. картинка в каком году днепрогэс построили. картинка 1489497493 vinter 1. 15 марта 1927 года, ровно 90 лет назад, на берегу Днепра был водружен красный флаг с надписью «Днепрострой начат». Так открылась первая страница в истории одной из самых масштабных строек сталинской эпохи, подарившей советской стране Днепрогэс.

Главным инженером, а затем и руководителем Днепростроя в 1927 году был назначен Александр Васильевич Винтер (1878-1958) — еще один выдающийся российский и советский инженер, сыгравший одну из ключевых ролей не только в строительстве Днепрогэса, но и других масштабных советских объектов. В отличие от Александрова, Винтер был из простой семьи рабочего, что не умаляло его тяги к знаниям. После окончания начального железнодорожного училища он поступил в Киевский политехнический институт, однако вскоре сблизился с революционерами и принял участие в студенческих волнениях. За это в 1900 году 22-летнего Винтера исключили из института, а затем, после четырехмесячного ареста, выслали в Баку. Именно здесь молодой человек и познакомился на практике с работой электростанций. Он устроился в общество «Электрическая сила» по увеличению мощности электростанций, где прошел путь от простого электромонтера до заведующего станциями «Биби-Эйбат» и «Белый город». В 1905 г. Винтер, которому не было еще и тридцати лет, несмотря на свою принадлежность к социал-демократическому движению, был назначен начальником Белогородской электростанции. Ему удалось поступить заново в вуз — в Петербургский политехнический институт, и в 1912 году его окончить. После окончания института Винтер много работал на инженерных и руководящих должностях российских электростанций, а после Октябрьской революции получил назначение начальником строительства Шатурской районной электростанции. 23 сентября 1925 года районная Шатурская электростанция заработала. Как опытный специалист — практик, Винтер получил назначение в Днепрострой — советское государство решило доверить ему руководство одним из самых масштабных на тот период инженерных проектов.

Винтер внес некоторые коррективы в первоначальный проект Днепрогэса, предложенный Александровым. Так, он предложил строить станцию не в две очереди, а в одну очередь, сократив число гидроагрегатов с 13 до 9. Вместо турбин мощностью по 30 тыс. кВт Винтер предложить поставить турбины по 60 тыс. кВт. Именно он был и автором идеи использования сварной конструкции в больших агрегатах, которая стала инновацией мирового значения.

Строительство Днепрогэса было масштабным проектом не только в инженерном, но и в социальном плане. Во-первых, для участия в строительных работах было задействовано огромное количество рабочих. Была развернута активная работа по привлечению на строительство Днепрогэса трудящихся — и профессиональных рабочих, и крестьян, и демобилизованных красноармейцев. Такая большая масса людей нуждалась не только в руководстве во время работ, но и в организации быта. Кроме того, учитывая низкий образовательный и квалификационный уровень большинства рабочих, на строительстве Днепрогэса была создана целая разветвленная система вечерних школ, в которых рабочие могли повышать квалификацию и учиться рационализировать свой труд.

в каком году днепрогэс построили. 1489497615 image2. в каком году днепрогэс построили фото. в каком году днепрогэс построили-1489497615 image2. картинка в каком году днепрогэс построили. картинка 1489497615 image2. 15 марта 1927 года, ровно 90 лет назад, на берегу Днепра был водружен красный флаг с надписью «Днепрострой начат». Так открылась первая страница в истории одной из самых масштабных строек сталинской эпохи, подарившей советской стране Днепрогэс.Несмотря на то, что первое время после начала строительства рабочие Днепростроя жили в очень скромных условиях, постепенно их быт налаживался, о чем заботилась и советская власть. Были построены более-менее комфортные по тем временам жилые дома, открыты детские сады для детей рабочих, столовые, предприятия бытового обслуживания. Говоря о «творцах» Днепрогэса, нельзя обойти вниманием Виктора Александровича Веснина (1882-1950) — известного русского и советского архитектора, одного из братьев Весниных, стоявшего у истоков советского конструктивизма. Именно он обеспечивал архитектурную сторону проекта Днепрогэса, а также Соцгорода.

В 1930 г. американская компания «General Electric» продала советскому государству пять генераторов для нужд Днепрогэса. Еще одна американская компания «Newport News Shipbuilding and Drydock» поставила Днепрогэсу девять турбин. Кстати, говоря об экономическом сотрудничестве СССР и США в те годы, нельзя забывать о Хью Купере (1865-1937) — главном американском консультанте строительства Днепрогэса. Выдающийся инженер Хью Купер был прагматиком и выступал за всестороннее развитие экономических отношений с СССР, так как считал Советский Союз перспективным рынком для американской продукции с одной стороны, и ценным поставщиком сырья — с другой стороны. Политические интересы, по мнению Купера, в данном случае не должны были превалировать над экономическими — с Советским Союзом, как считал американский инженер, можно и нужно было договариваться. Кстати, шесть американских консультантов, работавших на строительстве Днепрогэса, получили награды от советского правительства — они были награждены орденами Трудового Красного Знамени.

Первый агрегат гидроэлектростанции был запущен 1 мая 1932 года — через пять лет после начала строительства электростанции. 10 октября 1932 года Днепрогэс официально начал свою работу. Строительство крупнейшей гидроэлектростанции с плотиной заняло у советского государства всего пять лет. Это был грандиозный успех, а плодами советского строительства до сих пор пользуется Украина — и от этого наследства Советского Союза в рамках программы «десоветизации» Киев почему-то отказываться не спешит.

Источник

Днепровская гидроэлектростанция имени В. И. Ленина (Днепрогэс)

в каком году днепрогэс построили. . в каком году днепрогэс построили фото. в каком году днепрогэс построили-. картинка в каком году днепрогэс построили. картинка . 15 марта 1927 года, ровно 90 лет назад, на берегу Днепра был водружен красный флаг с надписью «Днепрострой начат». Так открылась первая страница в истории одной из самых масштабных строек сталинской эпохи, подарившей советской стране Днепрогэс.

80 лет назад, 10 октября 1932 года состоялся торжественный пуск Днепрогэса им. В.И.Ленина.

Создание Днепровской гидроэлектростанции стало одним из наиболее выдающихся событий как в электрификации Советского Союза, так и в советской промышленной архитектуре.

В течение многих столетий судоходство по Днепру было затруднено грядами порогов. До Октябрьской революции 1917 года было разработано 11 проектов решения проблемы судоходства на Днепре, но необходимость поднять воду на 35-метровую высоту и, следовательно, создать огромную акваторию водохранилища неизменно сталкивалась с интересами частных владельцев, земли которых подлежали затоплению. Проекты оставались неосуществленными.

Проект гидротехнического комплекса Днепрогэса в инженерной части разрабатывался с 1920 года профессором Иваном Александровым, который предложил вместо создания нескольких станций малой мощности на днепровских порогах построить одну крупную плотину с гидроэлектростанцией сверхбольшой для того времени мощности в 560 МВт. Высота плотины определялась не только расчетной мощностью станции, но и необходимостью перекрыть все пороги вверх по течению, мешавшие судоходству.

Днепрогэс был одним из главных объектов плана Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). Комиссию по строительству возглавил Лев Троцкий, стоявший во главе начального выполнения проекта.

27 ноября 1926 года ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли решение о строительстве Днепрогэса. Объявленный конкурс выявил лучший архитектурный проект, выполненный Виктором Весниным совместно с архитекторами Николаем Колли, Георгием Орловым и Сергеем Андриевским. Общее руководство строительством осуществлялось академиками Александром Винтером и Борисом Веденеевым.

Строительство станции началось в апреле 1927 года, первый агрегат был запущен в мае 1932 года, торжественное открытие состоялось 10 октября 1932 года.

В годы Великой Отечественной войны Днепрогэс был разрушен. В 1944 году началось его восстановление. Пуск восстановленной ГЭС был произведен в 1950 году, при этом ее мощность (по сравнению с довоенной) возросла на 16%.

В состав гидроузла Днепрогэса входят: здание ГЭС длиной 236 м и шириной 70 м, расположенное на правом берегу Днепра, с машинным залом, в котором размещены девять вертикальных гидроагрегатов по 72 МВт; щитовая стенка длиной 216 м, водосливная криволинейная плотина длиной по гребню 760 м, наибольшей строительной высотой 60 м; глухая плотина длиной по гребню 251 м. Судоходные сооружения на левом берегу включают аванпорт в верхнем бьефе, трехкамерный шлюз и низовой подходный канал.

ГЭС автоматизирована, оборудована телеуправлением, телеизмерением и телесигнализацией основного оборудования. Напорный фронт общей длиной 1200 м образует Днепровское водохранилище.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Советско-американский ДнепроГЭС

САМАЯ МОЩНАЯ ГЭС УКРАИНЫ

С момента пуска этой гидроэлектростанции прошло 83года, но она до сих пор остаётся и самой мощной ГЭС Украины и, как говорят наши гидроэнергетики, « единственной ГЭС Днепровского каскада гидроэлектростанций, не делающей вреда людям и работающей для людей». Много пришлось пережить на своём веку этому красивейшему, уникальному для Украины сооружению. С момента выхода её в 1939 году на проектную мощность, до строительства ГЭС на Волге, была ДнепроГЭС и крупнейшей в Европе. История её проектирования и строительства достойна того, чтобы её знали и помнили.

От мельницы до гидроэлектрстанции

Энергию воды человек использовал с давних пор, поэтому, когда во второй половине 19-го века изобрели генераторы электрического тока, их очень быстро стали приспосабливать для вращения от водяных колёс. Но не всё оказалось так просто, как с водяными мельницами. Мощность генераторов требовала и напора воды, и её расхода намного больших, чем для вращения мельничных колёс, медленно вращающих жернова. Естественно, инженеры обратили свой взор на горные реки и озёра— за счёт высоты расположения, их воды обладают большим естественным энергетическим потенциалом.
Именно поэтому в европейском гидростроении вперёд вырвалась Щвейцария. В ней в конце 19-го—начале 20-го века уже были построены ГЭС с невиданным напором почти в 1000 метров. Имея Альпы, такое было возможно. Правда, швейцарские ГЭС были относительно малой мощности Здесь первенство сразу взяли США, которые уже в 1896 году построили крупнейшую для своего времени в мире Ниагарскую ГЭС на постоянном токе.
Но в Европейской части бывшей Российской империи главные реки равнинные, только некоторые их участки имеют высокие берега и узкости, в которых реки можно запрудить, создавая таким образом перепад уровней воды, т.е. напор.
И всё же, одновременно с американцами, в 1896 году под Петербургом была построена первая промышленная ГЭС мощностью в 300 киловатт, хоть и в 3000 раз меньше Ниагарской. ( Напомню: киловатт—1,2 «лошадиной силы». Утюг—до 1,6 кВт. Квартира—3-4 кВт).
В 1909 году построили Гиндукушскую ГЭС в Туркмении. До 1917 года построили ещё Ситкинскую, Каракультукскую, Аллавердинскую, Тургусунскую ГЭС, всего около 10-ти. Общая мощность ГЭС России достигла 16 мегаватт (16000 киловатт). К этому времени по электро энерговооружённости Россия занимала 8-е место в мире, имея 14 киловатт на человека, в 20 раз меньше, чем в США.
Недостаток ГЭС восполнялся строительством тепловых электростанций, и общая мощность электростанций России достигла 1098 мегаватт, что равно мощности одного энергоблока Чернобыльской АЭС. В Украине располагалась треть электрических мощностей, 304,3 мегаватта. А первая тепловая электростанция в Киеве, мощностью около 1 мегаватта, сооружена в 1890 году на Подоле.
Как видим, с ГЭС в России «была напряжёнка». А ведь электроэнергия, выработанная на них, значительно дешевле выработанной на тепловых электростанциях—не надо добывать и возить топливо, не нужен котельный цех, не нужно многое другое. Гидроэлектростанция, если надёжна плотина, проще, надёжней и безопасней. Её генераторы вращаются с оборотами раз в двадцать меньше, нет пара, разогретого до 300 и более градусов, идущего на турбины под давлением до 200 атмосфер. Разогнать турбины ГЭС «с нуля» до рабочей частоты можно за считанные минуты, тогда как на то же для «тепловушки» требуется не один час. Потому инженеры Ф.А Пироцкий, И.А. Тиле, Г.О. Графтио, И.Г. Александров ещё до 1917 года разрабатывали проекты строительства ГЭС на порогах Днепра, Волхова, Западной Двины, Вуоксы.

Путь длиной в четверть века

Прелюдией к строительству ДнепроГЭС было начало строительства Волховской ГЭС в июле 1918 года. Несмотря на то, что она строилась 4 года, во время гражданской войны, здесь прошли практику многие будущие строители украинской электростанции, к 1921 году построившие эту ГЭС с мощностью 58 мВт, в три с половиной раза больше, чем до 17-го года имели все ГЭС России.

Проектирование ДнепроГЭС также было начато в 1918 году, но сначала шло «ни шатко, ни валко». 5 марта 1921 года главным проектировщиком был назначен видный инженер Иван Гаврилович Александров. (Какое совпадение! В посёлке Александровске крупнейшую в Европе ГЭС спроектировал инженер Александров! Не повод ли это для того, чтобы его имя носила ныне хотя бы сама ГЭС? Авт.)
Иван Гаврилович, внимательно изучавший опыт зарубежных гидростроителей, видел, что развитие гидроэнергетики с 1905 года ушло далеко вперёд, и возможны более удачные, чем тогда, конструктивные решения. Особенно будущему академику импонировали американские и канадские ГЭС Ниагарско-Гудзоновской системы. Вот что он сам писал об этом: «Общий тип электростанции в её гидравлической части имеет прекрасный аналог в канадской станции “Isle Maligne” («Айл Малинь») на реке Сагеней. Эта станция вместе с расположенной ниже по течению станцией “Chute a’Caron” служит для электроснабжения огромного завода “Arida”, производящего 200 тыс. тонн ( число для СССР в те времена запредельное! Авт.) чистого алюминия. Мощность турбины «Айль Малинь» 50 тыс. л.с. при напоре 36,5 метра(такой же—у ДнепроГЭС. Авт.), общая мощность—600 тыс. л.с.( столько же—у ДнепроГЭС в 1939 году. Авт.). Кроме этого, рассмотрены проекты станций Niagara Falls Power, Cherokie Bluffs Development, Conovingo на р. Сагеней».
Но одна проектировавшаяся гидроэлектростанция на такой реке, как Днепр, не могла справиться с объёмом паводковых вод без их холостого, вне турбин, весеннего паводкового сброса, для чего предусматривались 24 сливных канала. Поэтому Иван Гаврилович уже в начале 30-х годов для обеспечения круглогодичного ПОЛНОГО использования воды Днепра наметил места строительства всех будущих ГЭС Днепровского каскада, в том числе—и Киевской. Выше неё строительство гидростанций он признал не целесообразным— уж слишком большие площади пришлось бы затапливать…

ДнепроГЭС—это не только ГЭС

Источник

ДнепроГЭС: гордость и кошмар Союза

В декабре 1943 года советская разведка предотвратила самую масштабную техногенную катастрофу Второй мировой войны

в каком году днепрогэс построили. xs sp. в каком году днепрогэс построили фото. в каком году днепрогэс построили-xs sp. картинка в каком году днепрогэс построили. картинка xs sp. 15 марта 1927 года, ровно 90 лет назад, на берегу Днепра был водружен красный флаг с надписью «Днепрострой начат». Так открылась первая страница в истории одной из самых масштабных строек сталинской эпохи, подарившей советской стране Днепрогэс.

Девяносто лет назад, 30 декабря 1922 года первый Всесоюзный съезд Советов утвердил договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Договор подписали четыре республики — РСФСР, БССР, УССР и куда менее известная ныне Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика. С этой четверки и началась история Советского Союза — той самой сверхдержавы, которую на пике мощи составляли «пятнадцать республик, пятнадцать сестер», как учили в школе автора этих строк.

И все эти 90 лет, наряду с победой в Великой Отечественной войне и легендарным покорением космоса, одним из главных символов страны, оставалась гидроэлектростанция в низовьях Днепра: плотина в виде дуги, шедевр промышленной архитектуры, как в тридцатых годах решили в Париже.

ДнепроГЭС был первым масштабным достижением первой пятилетки. Гигантскую по тем временам станцию возвели царские инженеры, американские технические консультанты и 36 тысяч рабочих — неграмотные, до сих пор не имевшие отношение к строительству люди. Любопытно, что в отличие от других советских строек, труд заключенных на Днепре не применялся. Зато вольнонаемных собирали отовсюду: крестьян, отставных военных, безработных на биржах труда. В работах участвовали сыновья царских адмиралов и даже бывшая графиня. Знаменитые кадры кинохроники: мужчины радостно месят бетон, будто исполняют греческий танец сиртаки. Кстати, крепость этого бетона поражает до сих пор.

Станция вступила в строй действующих предприятий под занавес 1932 года. То есть, ровно через десять лет после образования СССР. Главный куратор строительства Иосиф Сталин еще пытался казаться скромным партийцем, потому на открытой плотине загорелось имя «Ленин». Так плотина получила свое имя, которое носит до сих пор: ДнепрГЭС им. В. И. Ленина. Она — словно огромное воплощение величия и трагедии страны, которой больше нет.

На самом деле, снабжение дешевым электричеством промышленных центров Днепропетровщины, Запорожья и Криворожского рудного района было лишь второй задачей ленинского плана ГОЭРЛО. Прежде всего, большевикам требовалась сквозная навигация вдоль всей протяженности Днепра. Для этого с помощью плотины затоплялись непроходимые речные пороги, растянувшиеся на 100 км между Днепропетровском и Запорожьем. Рядом с плотиной создавался внутренний каботажный порт, позволяющий плавание крупным морским судам от Киева до Чёрного моря.

Еще со времен Екатерины Великой разрабатывались проекты. улучшающие судоходство на Днепре. В начале ХХ века основной акцент в разработке этих проектов делался именно на развитие судоходства. Но при царской власти они оставались неосуществленными.

Дело завершил Иосиф Сталин. Великий вождь получил главный канал экспорта советского сырья за рубеж, чтобы на эти деньги осуществить индустриализацию. Строительство плотины давало возможность судоходства вплоть до черноморских портов. По грандиозной транспортной артерии потекла украинская пшеница, выкачанная из селян.

После окончания Гражданской войны в условиях разрухи, международной изоляции, когда негде было получить займы на программу индустриализации, СССР экспортировал нефть, лес и самый доходный товар — зерно. Еще летом 1928 года Сталин выступил на Пленуме ЦК ВКП (б) с докладом «Об индустриализации и хлебной проблеме». Деревню обложили как прямыми, так и скрытыми налогами. В стране были введены завышенные цены на промышленные товары и сильно занижены — на сельские. Однако зерновых ресурсов советской власти не хватало. Выход был один — тотальная коллективизация, чтобы полностью взять под контроль сельскохозяйственное производство.

Страшный Голодомор начала 30-х годов оказался эффективным средством, позволившим сломить непокорное крестьянство черноземного юга. По новеньким днепровским шлюзам шли десятки тысяч барж, над которыми витали души миллионов людей, погибших от голода. Без ДнепроГЭСа огромные массы отобранного хлеба было бы просто некуда девать.

В последний год своего президентства Виктор Ющенко потребовал от Службы безопасности Украины назвать главных организаторов голодоморной трагедии. Списки были обнародованы, однако среди них не оказалось ни одного русского имени — только евреи, украинцы и прибалты. Говорят, именно после публикации этих списков Ющенко лишился поддержки Запада и проиграл выборы. С тех пор тема «оранизаторов» здесь не поднимается.

30 декабря 2008 года в Запорожье большая группа ветеранов войны и войск специального назначения отпраздновала 65-ю годовщину освобождения родного города. Так советский спецназ отметил беспрецедентную операцию отечественной войсковой разведки по спасению промышленного гиганта.

…Эта операция до сих пор полна засекреченными подробностями. Наши успешно форсировали низовья Днепра осенью 1943-го. Но стояли на плацдармах больше двух месяцев, и двинулись вперед по правобережной Украине только зимой 1944-го. Почему?

Красную Армию остановила угроза самой масштабной техногенной катастрофы Второй мировой. Свою тайну до сих пор хранит легенда отечественной индустрии — плотина ДнепроГЭСа.

Т-34 ворвались на левый берег Запорожья 14 октября. Через неделю сразу три гвардейские стрелковые дивизии форсировали Днепр у плотины. Еще один большой плацдарм появился чуть выше по течению в селе Каневское. И вдруг вся группировка встала. Единственный случай в истории войны — советские войска два с половиной месяца не решались штурмовать запорожское правобережье, существенно замедлив общее наступление на запад.

Да, немцы оказывали бешеное сопротивление, бои были кровопролитными. Но когда солдатская кровь мешала сталинскому наступлению? Была иная причина, из-за которой армия не могла идти вперед. Шеститомник «Истории Великой Отечественной войны» лишь приоткрывает завесу:

Настоящий лейтенант отыскался лишь через три десятилетия после окончания войны. Награжденный обычным солдатским орденом Николай Курузов работал инженером в маленьком городке на Днепропетровщине. Он помнил боевых побратимов — участников уникального рейда по спасению Днепрогэса.

В штольнях выжившего Днепрогэса осталась лежать половина разведгруппы. Одессит Петя Стародуб убит на польской границе. Имя разведчика Абдарахмана Шабанова высечено в берлинском Трептов-парке среди тех, кто пал в последних боях. Семья старшего сержанта Насибуллы Ямалова из Башкирии получила похоронку после Одера. Но сержант вернулся живым с двумя орденами «Красной звезды» и медалью «За отвагу». Дошагали до Победы только он, капитан Сошинский и лейтенант Курузов. А немецкая попытка подрыва плотины ДнепроГЭСа была среди пунктов обвинения немецких военных преступников в ходе Нюрнбергского процесса.

Сегодня уже нет никого, кто спас знаменитую гидроэлектростанцю. Небольшая улочка Курузова на окраине Запорожья — все, что осталось от героев. Командование намеревалось представить участников рейда к званиям Героев Советского Союза, хотя ограничилось обычными наградами. Расписывать подвиг не стали. Нет ни одной книжки, так и не появилось художественных фильмов об этом необычайном военном «экшене». Если награждать, писать книги, снимать увлекательное кино — пришлось бы рассказать историю до конца…

Старожилы и сегодня с ужасом вспоминают жуткую картину «днепровского цунами». Кроме войск и беженцев, в плавнях и береговой зоне погибло множество работавших там людей, местное гражданское население, сотни тысяч голов скота. Лавина воды стремительно залила огромные пространства Днепровской поймы. В катастрофическом потоке погибли десятки судов вместе с судовыми командами. За один час была снесена вся нижняя часть Запорожья с огромными запасами промышленного оборудования и военных материалов, десятками тысяч тонн продуктов питания.

.Утром 30 декабря 1943 года наши дивизии пошли от Запорожья дальше по Правобережной Украине. Одинокая могила у легендарной гидростанции осталась безымянным памятником горю народа и героизму разведки.

Фото Бориса Дворного (Укринформ — ИТАР-ТАСС)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *