в каком году депортировали чеченцев и ингушей в казахстан
Тайны депортаций. Часть 1. Ингуши и чеченцы
Вряд ли кто-то станет спорить, что современная ситуация в межнациональных отношениях на Северном Кавказе сложна, быть может, как никогда прежде. Однако мало кто вспомнит, что истоки бесчисленных пограничных споров, жёстких конфликтов между республиками и отдельными этносами уходят глубоко в историю. В числе главных причин чудовищной напряжённости пресловутого кавказского узла — депортации многих северокавказских народов в середине 1940-х годов.
Несмотря на то, что уже во второй половине 1950-х годов состоялось массовое возвращение репрессированных кавказских народов в родные места, последствия тех депортаций продолжаются сказываться во всех сферах жизни их самих и их соседей из числа тех, кого депортации не затронули. И речь идёт не только о прямых человеческих потерях, но и о настроениях, о так называемом социальном сознании как самих репатриированных, так и их потомков.
Всё это продолжает играть важнейшую роль в формировании на Кавказе националистических, а то и откровенно русофобских устремлений. И они, к сожалению, продолжают охватывать не только местную общественность, но и властные структуры здешних регионов – вне зависимости от их статуса, размера и национального состава населения.
Впрочем, тогдашнее советское руководство возмущал не только и не столько нескрываемый антисоветизм подавляющей части чеченцев, ингушей, ногайцев, калмыков, карачаевцев и балкарцев. С этим оно ещё как-то могло смириться, но за прямое сотрудничество с нацистскими оккупантами отвечать пришлось практически всем. Именно активная деятельность на благо рейха стала главной причиной тогдашних депортаций.
Сегодня уже мало кто понимает, что в 40-е годы тот факт, что депортации, как правило, сопровождались переделом административных границ в регионе, никого не мог смутить по определению. Нормой считалось и вселение в «депортированные» регионы в основном русского населения (местного и из других регионов РСФСР) и частично других соседних этносов. Таким образом всегда пытались осуществить размывание «антирусского» контингента, а параллельно существенно повысить долю населения, лояльного к Москве.
Впоследствии, с возвращением тысяч депортированных местных жителей на этой почве происходили многочисленные межнациональные конфликты, которые, как правило, приходилось подавлять силой, о чём – чуть ниже. В более же широком контексте было фактически положено начало многолетнему процессу формирования у самих «возвращенцев», а вслед за ними и у всего их окружения отношения к СССР и России как к проводникам «русского имперского колониализма», лишь слегка закамуфлированного под интернациональную политику.
Характерно, что саму формулу «русский имперский колониализм» ещё в 70-е годы прошлого века вытащил буквально из исторического небытия руководитель чечено-ингушской редакции «Радио «Свобода» Созерко (Сысорко) Мальсагов. Этот уроженец Терской области — человек поистине удивительной судьбы. Он успел повоевать и за белых в Гражданскую, и в польской кавалерии уже во Вторую мировую, сумел бежать с Соловков, а в подполье во Франции носил характерную кличку Казбек. Его вполне можно назвать одним из главных борцов за права репрессированных народов.
Лагерный мемориал памяти Казбека — Созерко Мальсагова
С точкой зрения Мальсагова удивительным образом корреспондируется оценка последствий депортационной политики действующим и поныне Межнациональным Комитетом по проведению процесса против политики геноцида. Комитетчики, которых создавали вместе ЦРУ и разведка ФРГ, не постеснялись озвучить свою позицию как раз в то время, когда в СССР была оттепель, и уже в основном завершился процесс возвращения:
Проблема настроений и симпатий для Кавказа никогда не была простой. Однако по части преобладающих симпатий среди северокавказских народов к нацистским оккупантам весьма характерна справка КГБ СССР, направленная в президиум ЦК КПСС в феврале 1956 года. Приведём здесь только короткую выдержку из неё:
Также в справке указывалось, что «за годы войны 15 чеченцев и ингушей стали Героями Советского Союза, орденами и медалями награждены свыше 1700 военнослужащих-чеченцев и ингушей. На войне в рядах Красной Армии погибли 2300 чеченцев и ингушей. Военнослужащие-чеченцы и ингуши, представители других депортированных в 1944 г. народов отзывались с фронта сперва в трудовые армии, а по окончании войны направлялись в ссылку к соотечественникам в отдалённые регионы страны» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Волго-Вятский регион, Урал, Зауралье).
Впрочем, нельзя не признать, что задолго до депортаций тех же чеченцев и ингушей буквально столкнули в антисоветизм амбициозные, но абсолютно наивные в национальной политике назначенцы из Москвы — руководители регионов. Они сделали это, проведя среди прочего небезызвестную коллективизацию запоздало, но при этом настолько поспешно и грубо, что порой в аулах просто некому было встать во главе коллективных хозяйств.
При этом практически повсеместно ущемлялись права верующих, которых порой репрессировали даже за то, что они где-нибудь не вовремя позволили себе разуться. Не могло не настроить против советской власти и насаждение повсюду парткомов, словно нарочно состоящих из присланных Москвой партработников не титульных для того или иного региона национальностей.
Когда же на Кавказ пришла война, уже в январе 1942 года в Чечено-Ингушетии под эгидой абвера и его турецких коллег (МITT) была создана антисоветская «Партия кавказских братьев». Она объединила представителей 11 народов региона, причём с заведомым исключением русских и русскоязычных. В политической декларации этой «партии» провозглашались «достижение национальной независимости, борьба с большевистским варварством, атеизмом и русским деспотизмом». В июне 1942 года эта группировка была переименована уже с участием германских оккупационных властей в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев». Судя по всему, скрывать или как-то камуфлировать прямую связь с НСДАП уже не было никакой необходимости.
Другой крупной антисоветской группировкой на территории Чечено-Ингушетии стала созданная абвером ещё в ноябре 1941 года «Чечено-горская национал-социалистическая организация». Под руководством Майрбека Шерипова, бывшего директора Леспромсовета Чечено-Ингушской республики и первого замглавы Плановой комиссии республики. Разумеется, до того — члена ВКП(б).
Выявление и репрессии против советских кадров, разведчиков и подпольщиков, показательные акции «устрашения», разнузданная ксенофобия, а особенно русофобия, принуждение к «добровольным» сборам ценностей для германских войск и т.п. — визитные карточки деятельности обеих группировок. Весной 1943 года намечалось их объединение в общерегиональную «Горско-Чеченскую администрацию» под контролем разведок Германии и Турции. Однако историческая победа под Сталинградом вскоре привела к разгрому оккупантов и на Северном Кавказе.
Характерно, что на протяжении всего периода частичной оккупации Кавказа, как впрочем, и после этого, Берлин и Анкара (хоть Турция в войну и не вступила) чрезвычайно активно соперничали за решающее влияние в любых марионеточных, но в первую очередь в мусульманских или же промусульманских группировках как на Северном Кавказе, так и в Крыму. Они даже попытались влиять на национальные автономии Поволжья, хотя реально руки дотянулись лишь до Калмыкии, как известно, буддистской.
Так или иначе, но означенные события и факты привели к решению Москвы о депортации чеченцев и ингушей в рамках операции «Чечевица» 23-25 февраля 1944 года. Хотя с учётом известной этноконфессиональной, да и психологической специфики чеченцев и ингушей целесообразнее было бы тщательное разбирательство ситуации в Чечено-Ингушской АССР в военный период. Тем более, памятуя о создании антирусского подполья в Чечне сразу после частичного отселения в другие регионы России приверженцев имама Шамиля (в 1858-1862 гг.). Но в Кремле тогда предпочли «глобальный» подход…
Из-за острого дефицита документов историки из разных республик до сих пор спорят, какая из депортаций изображена на той или иной фотографии
В ходе операции было выселено около 650 тысяч чеченцев и ингушей. В ходе выселения, перевозки депортированных – 177 эшелонов грузовых вагонов — и в первые годы после него (1944-1946 годы) погибли примерно 100 тысяч чеченцев и почти 23 тысячи ингушей — каждый четвёртый из обоих народов. В этой операции участвовали свыше 80 тыс. военнослужащих.
Взамен двуединой Чечено-Ингушской автономии была создана Грозненская область (1944-1956 гг.) с включением в неё ряда районов тоже бывших Калмыкии и нескольких районов Северного Дагестана, что обеспечило прямой выход этой области к Каспийскому морю. Ряд районов бывшей Чечено-Ингушетии тогда же передали Дагестану и Северной Осетии. И, хотя большинство из них впоследствии, в 1957-1961 годах, вернули в восстановленную Чечено-Ингушскую АССР, другие районы, оставшиеся в Дагестане (Ауховский) и Северной Осетии (Пригородный) до сих пор остаются конфликтными. Первый — между Ингушетией с Северной Осетией, второй — между Чечнёй и Дагестаном.
Одновременно в Грозненскую область массово «внедрялся» русский и русскоязычный национальный элемент. Это практически сразу привело к целой серии межнациональных столкновений, большинство конфликтов случилось уже в конце 50-х годов. Тем временем послесталинское руководство страны и полностью обновлённые местные органы почему-то считали, что умерить политические, да и психологические последствия депортации вполне можно за счет так называемого секвестра. Секвестра прав, возможностей местных народов, а также за счёт наращивания самой численности русских и русскоязычных в Чечено-Ингушской АССР.
В результате напряжённость только нарастала, и уже в конце августа 1958 года в Грозном потребовалось военное подавление массовых демонстраций. Однако подавлены были отнюдь не выступления ингушей или чеченцев. Жёстко подавить было решено демонстрантов русской и украинской национальности, которые осмелились протестовать против их социально-экономической и жилищной дискриминации по сравнению с возвратившимися и возвращаемыми чеченцами и ингушами.
А ведь причина русской демонстрации была, что называется, буквально на поверхности. Ведь чеченцев и ингушей в связи с восстановлением в 1957 году Чечено-Ингушской АССР начали безо всяких на то оснований, кроме самого факта «возвращения», прописывать в городские квартиры и сельские дома русских и украинцев в регионе. Вдобавок последних внезапно стали увольнять с работы и трудоустраивать на худших условиях, в том числе и в других регионах СССР, а взамен – предоставлять высвободившиеся рабочие места чеченцам и ингушам.
Эксцессы той же направленности в Чечено-Ингушетии, хотя и с меньшим градусом противостояния, когда обошлось без войск, случались и в 1963, 1973 и 1983 годах. Рабочие и инженеры русской национальности, коих здесь было большинство, требовали равной с чеченцами и ингушами оплаты за свой труд и одинаковых с ними жилищно-бытовых условий. Требования пришлось хотя бы частично удовлетворить.
Примечание:
1. «Свободный Кавказ» // Мюнхен-Лондон. 1961. №7.
Депортация. За что Сталин переселил чеченцев, ингушей и крымских татар
Почему то все эти либерасты умалчивают такой факт как например депортирование японцев в США — насильственное перемещение в специальные лагеря около 120 тысяч чел. (из которых 62% имели американское гражданство) с западного побережья США во время Второй мировой войны. Около 10 тысяч смогли переехать в другие районы страны, остальные 110 тысяч были заключены в лагеря, официально называвшимися «военными центрами перемещения». Во многих публикациях данные лагеря называют концентрационными.
СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ ЛЕГИОН
Несколько слов следует сказать о чеченцах и ингушах, выселенных советской властью в 1944 году. Горцы встретили германские войска с радостью, преподнесли Гитлеру золотую сбрую – «Аллах над нами – Гитлер с нами».
При приближении немцев к Чечено-Ингушской АССР эти народы стали откровенно предательски себя вести – началось массовое дезертирство из Красной Армии, уклонение от призыва – Всего же за три года войны из рядов РККА дезертировало 49 362 чеченца и ингуша, ещё 13 389 отважных сынов гор уклонились от призыва, что в сумме составляет 62 751 человек.
К тому времени старые «кадры» абреков и местных религиозных авторитетов стараниями ОГПУ, а затем НКВД, были в основном выбиты. На смену им пришла молодая бандитская поросль — воспитанные Советской властью, учившиеся в советских вузах комсомольцы и коммунисты, наглядно показавшие справедливость пословицы «Сколько волка ни корми, он все в лес смотрит»
Особо тепло чеченцы и ингуши относились к немецким диверсантам. Взятый в плен со своей группой командир диверсантов эмигрант аварец по национальности Осман (Сайднуров) Губе на допросе рассказал:
«Среди чеченцев и ингушей я без труда находил нужных людей, готовых предать, перейти на сторону немцев и служить им. Меня удивляло: чем недовольны эти люди? Чеченцы и ингуши при Советской власти жили зажиточно, в достатке, гораздо лучше, чем в дореволюционное время, в чём я лично убедился после четырёх месяцев с лишним нахождения на территории Чечено-Ингушетии… Я не находил иного объяснения, кроме того, что этими людьми из чеченцев и ингушей, настроениями изменческими в отношении своей Родины, руководили шкурнические соображения, желание при немцах сохранить хотя бы остатки своего благополучия, оказать услугу, в возмещение которых оккупанты им оставили хотя бы часть имеющегося скота и продуктов, землю и жилища».
К счастью, немцы не оккупировали Чечено-Ингушскую АССР. В противном случае, из чеченцев и ингушей, настроенных ярко антисоветски и антирусски, можно было бы создать много антисоветских подразделений. Малое их количество в «восточных» батальонов объясняется тем, что они просто дезертировали из Красной Армии в родные места и ждали немцев. Советским войскам приходилось отражать атаки немцев на Кавказе и ещё разбираться у себя в тылу против этих горцев. Руководством страны такое отношение горцев к войне было воспринято как однозначное предательство, потребительствое отношение к остальным народам СССР, поэтому и было принято решение о депортации. Выселение было вынужденное и обоснованное.
23 февраля началось переселение кавказских народностей. Операция”Чечевица” была хорошо подготовлена и прошла успешно. К ее началу до всего населения были доведены мотивы выселения – предательство. Руководящие работники, религиозные деятели Чечни, Ингушетии и др. народностей приняли личное участие в разъяснении причин переселения. Агитация достигла цели. Из 873000 чел выселенных, оказало сопротивление и было арестовано лишь 842 человека, были убиты при сопротивления или попытке сбежать лишь 50 человек.
Никакого реального сопротивления, «воинственные горцы»не оказали.Стоило Москве продемонстрировать свою силу и твердость, как горцы послушно отправились на сборные пункты, они знали свою Вину.
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ НА СЛУЖБЕ ВЕРМАХТА
Они действительно служили врагу верой и правдой.
На территории оккупированного многонационального Крыма немецкое руководство решило опереться на крымских татар настроенных антибольшевистски и исторически антирусски. Крымские татары при стремительном приближении фронта стали дезертировать массовым порядком из Красной Армии и партизанских отрядов, выражать антирусские настроения. “… Все призванные в Красную Армию составляли 90 тыс. чел., в том числе 20 тыс. крымских татар … 20 тыс. крымских татар дезертировали в 1941 году из 51-й армии при отступлении ее из Крыма …” Таким образом, дезертирство крымских татар из Красной Армии было практически поголовным.
Татары стремились выслужиться перед оккупантами, показать свою лояльность, поскорее занять денежные места в новом оккупированном Крыме. Самыми бесправными на полуострове стали русские (49,6 % от населения Крыма), а хозяевами крымские татары (19,8 %). Последним отдавались лучшие дома, колхозные участки и инвентарь, для них были открыты спецмагазины, налаживалась религиозная жизнь, было разрешено некоторое самоуправление. Постоянно подчёркивалось, что они избранные. Правда, после войны Крым должен был быть полностью германизирован (фюрер об этом провозгласил уже 16 июля 1941 года), вот об этом татар не известили.
Но пока Крым оставался в качестве близкого тылового района действующей армии, а после зоной боевых действий, немцам временно нужен был порядок на данной территории и опора на часть местного населения. С переселением решили обождать.
Крымские татары с лёгкостью шли на контакт с немцами, и уже в октябре-ноябре 1941 года немцы сформировали первые отряды коллаборационистов из крымских татар. И это были не только татары – хиви из военнопленных в действующей армии, коих насчитывалось 9 тыс. человек. Это были полицейские отряды самообороны для охраны деревень от партизан, проведения немецкой политики и поддержания порядка на местах. Такие отряды насчитывали 50 – 170 бойцов и руководились немецкими офицерами. Личный состав был из татар-дезертиров из Красной Армии и из крестьян. О том, что татары пользовались особым расположением, говорит то, что 1/3 полицейских самообороны носила немецкую военную форму (правда, без знаков различия) и даже каски. В тоже время белорусские полицейские части самообороны (статус славян был самым низким) ходили во рванье – гражданской разномастной одежде или советской форме, прошедшей лагеря.
Крымский татары приняли деятельное участие в антисоветской борьбе. По немецким данным в германских вооруженных силах и полиции прошло службу от 15 до 20 тысяч крымских татар, что составляет около 6-9 % от общего количества крымских татар (за 1939 год). В тоже время в РККА на 1941 год было лишь 10 тыс. татар, многие из которых дезертировали и позднее служили немцам. Также около 1,2 тыс. крымских татар были красными партизанами и подпольщиками (177 дезертировали из партизанских отрядов)
Рвение татар служить новым хозяевам отметил сам фюрер. Татарам были оказаны мелкие приятные услуги – бесплатное питание в спецстоловых для семей, ежемесячные или единовременные пособия и др. Надо сказать, что в татарских полицейских подразделениях велась активная национальная антирусская пропаганда.
Крымские татары-пособники немцев не просто воевали и служили немцам – они, почему-то были особенно жестоки к своим противникам. Возможно, плохое отношение к врагу у большинства татар и чрезвычайная жестокость.
Так, в Судакском районе в 1942 году татары уничтожили разведывательный десант Красной армии. Они захватили двенадцать наших парашютистов и сожгли их живьём.
4 февраля 1943 года татарские добровольцы из селений Бешуй и Коуш взяли в плен четырёх партизан. Все они были зверски убиты: исколоты штыками, а затем ещё живые уложены на костры и сожжены. Особенно обезображенным оказался труп партизана Хасана Киямова, казанского татарина, которого каратели, видимо, приняли за своего земляка.
Не менее зверским было отношение и к мирному населению. На протяжении всей оккупации на территории совхоза Красный, где проживали крымские татары, действовал концентрационный лагерь смерти, в котором было зверски замучено и убито не менее восьми тысяч граждан Крыма, заподозренных в сочувствии к партизанам. Лагерь охранялся татарами из 152-го батальона вспомогательной полиции. По воспоминаниям очевидцев, начальник лагеря обершарфюрер СС Шпекман привлекал охранников для выполнения самой грязной работы.
Дело доходило до того, что, спасаясь от татарской расправы, местное русское и украинские население вынуждено было обращаться за защитой… к немецким властям! И нередко германские солдаты и офицеры, потрясённые действиями своих «союзников», оказывали русским такую помощь…
Опьянённые властью пронемецки настроенные руководители Бахчисарайского и Алуштинского мусульманских комитетов (создание таких органов – очередная немецкая поблажка) в порядке личной инициативы предложили немцам попросту уничтожить всех русских в Крыму (до войны русских было 49,6% от всех жителей Крыма). Такие этнические чистки были проведены в двух деревнях Бахчисарайского района силами татарской самообороны. Однако немцы не поддержали инициативу – война ещё не окончилась, да и русских было слишком много.
ГЕНОЦИД?
Можно найти много историй, как солдаты фронтовики – крымские татары и кавказцы имеющие много советских наград, оказались репрессированными вместе со всеми. Такова была расплата для одних за предательство других.
Выселение эти народы заслужили полностью. Тем не менее, невзирая на факты, нынешние радетели «репрессированных народов» продолжают твердить о том, как бесчеловечно было карать всю нацию за преступления её «отдельных представителей». Один из излюбленных аргументов этой публики — ссылка на незаконность подобного коллективного наказания.
Строго говоря, это действительно так: никакими советскими законами массовое выселение чеченцев,ингушей и татар не предусматривалось. Однако давайте посмотрим, что бы вышло, вздумай власти действовать в 1944 году по закону.
Получается, что обличители сталинского произвола, по сути, сожалеют о том, что несколько десятков тысяч мужчин не были на законных основаниях поставлены к стенке! Впрочем, скорее всего, они просто полагают, что закон писан только для русских и прочих граждан «низшего сорта», а на гордых жителей Кавказа и Крыма он не распространяется. Судя по нынешним амнистиям для чеченских боевиков, так оно и есть.
Итак, с точки зрения формальной законности кара, постигшая в 1944 году чеченцев, ингушей и крымских татар, была гораздо мягче той, что полагалась им согласно Уголовному Кодексу. Поскольку в этом случае почти всё взрослое население следовало расстрелять или отправить в лагеря.
Миф о несправедливости выселения чеченцев и ингушей в 1944 году
23 февраля 1944 года началась операция «Чечевица»: депортация чеченцев и ингушей «за пособничество фашистским оккупантам» с территории Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР) в Среднюю Азию и Казахстан. ЧИАССР была упразднена, из её состава в Дагестанскую АССР передали 4 района, в Северо-Осетинскую АССР — один район, на остальной территории создали Грозненскую область.
Нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия. Он утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей», прибыл в Грозный и лично руководил операцией
Предпосылки и причины наказания
Надо сказать, что ситуация в Чечне была сложной уже во время революции и Гражданской войны. Кавказ в этот период охватила настоящая кровавая смута. Горцы получили возможность вернуться к привычному «ремеслу» — грабежу и бандитизму. Белые и красные, занятые войной с друг другом, не могли в этот период навести порядок.
В других документах, можно обнаружить схожие характеристики. «Краткий обзор и характеристика существующего бандитизма на территории IX-го стрелкового корпуса» от 28 мая 1924 года: «Наиболее склонны к бандитизму ингуши и чеченцы. Они же менее лояльны к советской власти; сильно развито национальное чувство, — воспитываемое религиозными учениями, особенно враждебны к русским — гяурам». Выводы авторы обзора сделали верные. По их мнению, основными причинами развития бандитизма среди горцев были: 1) культурная отсталость; 2) полудикие нравы горцев, склонных к лёгкой наживе; 3) экономическая отсталость горского хозяйства; 4) отсутствие твердой власти на местах и политико-просветительной работы.
Информационный обзор штаба IX-го стрелкового корпуса о развитии бандитизма в районах расположения корпуса Кабардино-Балкарской АО, Горской ССР, Чеченской АО, Грозненской губернии и Дагестанской ССР в июле-сентябре 1924 года: «Чечня является букетом бандитизма. Количество главарей и непостоянных бандитских шаек, совершающих грабежи, главным образом, на соседних с Чеченской областью территориях, не поддаётся учёту».
В 1929 году в состав Чечни включили такие чисто русские территории, как Сунженский округ и город Грозный. В Грозном по переписи 1926 года проживало только около 2% чеченцев, остальные жители города были русскими, малороссами и армянами. Даже татар в городе было больше, чем чеченцев, — 3,2%.
Поэтому не удивительно, что как только в СССР возникли очаги нестабильности, связанные с «перегибами» в ходе коллективизации (местный аппарат, который проводил коллективизации, во многом состоял из «троцкистов» и сознательно разжигал в СССР смуту), в 1929 году в Чечне вспыхнуло крупное восстание. В докладе командующего войсками СКВО Белова и члена РВС округа Кожевникова подчёркивалось, что пришлось дело иметь не с отдельными бандитскими выступлениями, а «прямым восстанием целых районов, в котором почти всё население принимало участие в вооружённом выступлении». Восстание было подавлено. Однако его корни не были ликвидированы, поэтому в 1930 году провели ещё одну войсковую операцию.
Однако затишье не было долгим. В 1940 году бандитизм в республике снова активизировался. Большинство банд пополнялось за счёт беглых преступников и дезертиров Красной Армии. Так, с осени 1939 года по начало февраля 1941 года из РККА дезертировало 797 чеченцев и ингушей.
Во время Великой Отечественной войны чеченцы и ингуши «отличились» массовым дезертирством и уклонением от службы в армии. Так, в докладной записке на имя наркома внутренних дел Лаврентия Берия «О положении в районах Чечено-Ингушской АССР», составленной заместителем наркома госбезопасности, комиссаром госбезопасности 2-го ранга Богданом Кобуловым от 9 ноября 1943 года сообщалось, что в январе 1942 года при комплектовании национальной дивизии удалось призвать только 50% личного состава. Ввиду упорного нежелания коренных жителей ЧИАССР идти на фронт, формирование чечено-ингушской кавалерийской дивизии так и не было завершено, тех, кого удалось призвать, направили в запасные и учебные части.
В марте 1942 года из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13560 человек. Они перешли на нелегальное положение, ушли в горы, присоединились к бандам. В 1943 году из 3 тыс. добровольцев дезертировало 1870 человек. Что понять огромность этой цифры, стоит сказать, что находясь в рядах РККА, в годы войны погибло и пропало без вести 2,3 тыс. чеченцев и ингушей.
Одновременно во время войны в республике пышным цветом расцвёл бандитизм. С 22 июня 1941 по 31 декабря 1944 года на территории республики было отмечено 421 бандитское проявление: нападения и убийства на бойцов и командиров РККА, НКВД, советских и партийных работников, нападения и ограбления государственных и колхозных учреждений и предприятий, убийства и ограбление простых граждан. По числу нападений и убийств командиров и бойцов Красной Армии, органов и войск НКВД ЧИАССР в этот период немного уступила только Литве.
За этот же период времени в результате бандитских проявлений было убито 116 человек, а в ходе операций против бандитов погибло 147 человек. При этом было ликвидировано 197 банд, убито 657 бандитов, 2762 захвачено, 1113 явились с повинной. Таким образом, в рядах бандформирований, которые воевали против Советской власти, погибло и было арестовано намного более чеченцев и ингушей, чем тех которые погибли и пропали без вести на фронте. Нельзя также забывать о том факте, что в условиях Северного Кавказа бандитизм был невозможен без поддержки местного населения. Поэтому пособниками бандитов была значительная часть населения республики.
Что интересно, в этот период Советской власти приходилось бороться в основном с молодой бандитской порослью — выпускниками советских школ и вузов, комсомольцами и коммунистами. К этому времени ОГПУ-НКВД уже выбило старые кадры бандитов, воспитанных в Российской империи. Однако молодежь пошла по стопам отцов и дедов. Одним из таких «молодых волков» был Хасан Исраилов (Терлоев). Он в 1929 году вступил в ВКП (б), поступил в Комвуз в Ростове-на-Дону. В 1933 году был отправлен в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока им. Сталина. После начала Великой Отечественной войны Исраилов вместе со своим братом Хусейном перешел на нелегальное положение и начал подготовку всеобщего восстания. Начало восстания планировалось на 1941 год, но затем его перенесли на начало 1942 года. Однако из-за низкого уровня дисциплины и отсутствия хорошей связи между повстанческими ячейками, ситуация вышла из под контроля. Скоординированного, одновременного восстания не состоялось, вылившись в выступления отдельных групп. Разрозненные выступления подавили.
Исраилов не сдался и начал работу по партийному строительству. Основным звеном организации были аулкомы или троки-пятёрки, проводившие антисоветскую и повстанческую работу на местах. 28 января 1942 года Исраилов провел в Орджоникидзе (Владикавказ) нелегальное собрание, которое учредило «Особую партию кавказских братьев». Программа предусматривала учреждение «свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа по мандату Германской империи». Партия должна была бороться с «большевистским варварством и русским деспотизмом». Позднее, для того, чтобы подстроиться под гитлеровцев Исраилов преобразовал ОПКБ в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев». Её численности достигла 5 тыс. человек.
Кроме того, в ноябре 1941 года была учреждена «Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация». Её лидером был Майрбек Шерипов. Сын царского офицера и младший брат героя Гражданской войны Асланбека Шерипова, Майрбек вступил в ВКП (б), и в 1938 году был арестован за антисоветскую пропаганду, но в 1939 году его отпустили за недоказанностью вины. Председатель Леспромсовета ЧИАССР осенью 1941 года перешел на нелегальное положение и начал объединять вокруг себя главарей бандформирований, дезертиров, беглых преступников, а также установил связи с религиозными и тейповыми лидерами, склоняя их к восстанию. Основная база Шерипова была в Шатоевском районе. После приближения фронта к границам республике, в августе 1942 года Шерипов поднял крупное восстание в Итум-Калинском и Шатоевском районах. 20 августа повстанцы окружили Итум-Кале, но взять селение не смогли. Небольшой гарнизон отбил атаки бандитов, а подошедшее подкрепление обратило чеченцев в бегство. Шерипов попытался соединиться с Исраиловым, но в ходе спецоперации был уничтожен.
Горцы внесли и посильный вклад в военную мощь Третьего рейха. В сентябре 1942 года в Польше были сформированы три первых батальона Северо-Кавказского легиона — 800-й, 801-й и 802-й. При этом в 800-м батальоне имелась чеченская рота, в 802-м — две роты. Численность чеченцев в немецких вооруженных силах была небольшой ввиду массового дезертирства и уклонения от службы, число чеченцев и ингушей в рядах РККА была небольшой. Поэтому и пленных горцев была мало. Уже в конце 1942 года 800-й и 802-й батальоны отправили на фронт.
Почти одновременно в Миргороде Полтавской области начинают формировать 842-й, 843-й и 844-й батальоны Северо-Кавказского легиона. В феврале 1943 года их отправили в Ленинградскую область для борьбы с партизанами. В это же время в местечке Весола формируют батальон 836-А (буква «А» означала «айнзатц» — уничтожение). Батальон специализировался на карательных операциях и оставил длинный кровавый след в Кировоградской, Киевской областях и во Франции. В мае 1945 года остатки батальона были пленены британцами в Дании. Горцы просили британского подданства, но были выданы СССР. Из 214 чеченцев 1-й роты 97 привлекли к уголовной ответственности.
По мере приближения фронта к границам республики немцы стали забрасывать на территорию ЧИАССР разведчиков и диверсантов, которые должны были подготовить почву для масштабного восстания, совершать диверсии и теракты. Однако наибольшего успеха достигла только группа Реккера. Чекисты и армия действовали оперативно и предотвратили восстание. В частности, неудача постигла группу обер-лейтенанта Ланге, заброшенную 25 августа 1942 года. Преследуемый советскими подразделениями, обер-лейтенант с остатками своей группы, с помощью проводников-чеченцев, был вынужден перейти через линию фронта обратно к своим. Всего немцы забросили 77 диверсантов. Из них 43 было обезврежено.
Немцы даже подготовили «наместника Северного Кавказа — Османа Губе (Осман Сайднуров). Осман в Гражданскую войну воевал на стороне белых, дезертировал, жил в Грузии, после её освобождения Красной Армией, бежал в Турцию. После начала войны прошел курс обучения в немецкой разведшколе и поступил в распоряжение военно-морской разведки. Губе-Сайднурову, для повышения авторитета среди местного населения, даже разрешили называть себя полковником. Однако планы по разжиганию восстания среди горцев провалились — чекисты схватили группу Губе. Во время допроса несостоявшийся кавказский гауляйтер сделал весьма интересное признание: «Среди чеченцев и ингушей я без труда находил нужных людей, готовых предать, перейти на сторону немцев и служить им».
Интересен и тот факт, что местное руководство внутренних дел фактически саботировало борьбу с бандитизмом и переходило на сторону бандитов. Возглавлявший НКВД ЧИАССР капитан госбезопасности Султан Албогачиев, ингуш по национальности, саботировал деятельность местных чекистов. Албогачиев действовал в связке с Терлоевым (Исраиловым). Предателями оказались и многие другие местные чекисты. Так, изменниками были начальники райотделов НКВД: Старо-Юртовского — Эльмурзаев, Шароевского — Пашаев, Итум-Калинского — Межиев, Шатоевского — Исаев и т. д. Множество предателей оказалось и среди рядовых сотрудников НКВД.
Схожая картина была и в среде местного партийного руководства. Так, при приближении фронта бросили работу и бежали 16 руководителей райкомов ВКП (б) (в республике было 24 района и город Грозный), 8 руководящих работников райисполкомов, 14 председателей колхозов и другие члены партии. Видимо, те, кто остался на своих местах, просто были русскими или «русскоговорящими». Особенно «прославилась» парторганизация Итум-Калинского района, где в бандиты подался весь руководящий состав.
В результате в годы тяжелейшей войны республику охватила эпидемия массового предательства. Чеченцы и ингуши полностью заслужили своё наказание. Причём надо отметить, что по законам военного времени Москва могла покарать многие тысячи бандитов, предателей и их пособников намного жестче, вплоть до расстрела и длительных сроков тюремного заключения. Однако мы в очередной раз видим пример гуманизма и великодушия сталинского правительства. Чеченцев и ингушей выселили, отправили на перевоспитание.
Психологическая особенность проблемы
Многие нынешние граждане западного мира, да и России, не в состоянии понять, как можно наказать целый народ за преступления отдельных его групп и «отдельных представителей». Они исходят из своих представлений об окружающем мире, когда их окружает в целом мир индивидуалистов, атомизированных личностей.
Западный мир, а затем и Россия, после индустриализации утратили структуру традиционного общества (по сути, крестьянского, аграрного), связанного общинными связями, круговой порукой. Запад и России перешли на иной уровень цивилизации, когда каждый человек отвечает только за свои преступления. Однако, при этом европейцы забывают, что на планете по-прежнему существуют области и регионы, где преобладают традиционные, родоплеменные отношения. Таким регионом является и Кавказ, и Средняя Азия.
Там люди связаны семейными (включая большие патриархальные семьи), клановыми, племенными отношениями, а также землячеством. Соответственно, если человек совершает преступление, за него отвечает и наказывает его местная община. В частности, поэтому на Северном Кавказе редки изнасилования местных девушек, родственники при поддержке местной общины просто «зароют» преступника. Милиция закроет на это глаза, так она состоит из «своих людей». Однако, это не значит, что «чужие» девушки, за которыми не стоит сильный род, община, в безопасности. «Джигиты» могут себя вольно вести и на «чужой» территории.
Круговая порука — это яркая отличительная черта любого общества, находящего на родоплеменной стадии развития. В таком обществе нет случая, о котором не знало бы всё местное население. Нет скрывающегося бандита, убийцы, о месте расположения которого не знают местные. Ответственность за преступника несёт весь род и поколение. Такие взгляды очень сильны и сохраняются из века в век.
Такие отношения были характерны для эпохи родоплеменных отношений. В период Российской империи, а ещё сильнее в годы Советского Союза, Кавказ и Средняя Азия подверглись сильному цивилизационному, культурному влиянию русского народа. Городская культура, индустриализация, мощная система воспитания и образования оказали на эти регионы сильнейшее влияние, они начали переход от родоплеменных отношений к более передовому обществу городского индустриального типа. Если бы СССР существовал ещё несколько десятилетий, переход был бы завершен. Однако СССР разрушили. Северный Кавказ и Средняя Азия не успели завершить переход к более развитому обществу, и начался быстрый откат в прошлое, архаизация социальных отношений. Всё это происходило на фоне деградации системы образования, воспитания, науки и народного хозяйства. В итоге мы получили целые поколения «новых варваров», спаянных семейными, родовыми традициями, волны которых постепенно захлестывают российские города. Причем они смыкаются с местными «новыми варварами», которых плодит деградировавшая (сознательно упрощенная) российская система образования.
Таким образом, необходимо ясно осознавать тот факт, что Сталин, который отлично знал особенности этнопсихологии горских народностей с её принципами круговой поруки и коллективной ответственности всего рода за преступление, совершенное его членом, так как сам был с Кавказа, совершенно правильно наказал целый народ (несколько народов). Если бы местное общество не поддерживало гитлеровских пособников и бандитов, то первых коллаборационистов передавили бы сами местные жители (или сдали бы властям). Однако чеченцы сознательно пошли на конфликт с властью, и Москва их наказала. Все разумно и логично — за преступления необходимо отвечать. Решение было справедливым и даже в некотором отношении мягким.
Сами горцы тогда знали, за что их наказывают. Так, среди местного населения тогда ходили следующие слухи: «Советская власть нам не простит. В армии не служим, в колхозах не работаем, фронту не помогаем, налогов не платим, бандитизм кругом. Карачаевцев за это выселили — и нас выселят».