в каком году было создано произведение л н толстого после бала
История создания рассказа После бала Толстого
Произведения Льва Толстого отличаются реалистичностью. Он, и как писатель, и как просто человек, не мог мириться с жестокостью и несправедливостью, что царили в окружающем его мире и своими произведениями боролся со злом.
Небольшой по объему рассказ «После бала» был напечатан в 1911 году, уже после смерти писателя, но написал он его далеко раньше, еще в 1903-м, а замысел произведения созрел еще раньше. Ему не давала покоя одна реальная история из жизни его брата Сергея, пока эта история не стала основой рассказа.
В студенческие годы Лев Николаевич жил вместе с братьями и сестрой в Казани. Его очень впечатлил случай, произошедший с его братом Сергеем, который влюбился в дочь городского военачальника. Любовь к Варе переполняла все его чувства. Часто бывая в имении невесты, на которой он хотел вскоре жениться, он испытывал уважение к милому и уважительному отцу Вари. Этот милый, красивый полковник с изысканными манерами вызывал одно умиление, пока не проявил себя в другом, истинном облике.
Однажды, на второй день после бала, перед Сергеем предстала страшная картина избиения до смерти солдата, а этим процессом зверски руководил тот самый полковник, отец Вари. Провинившегося солдата наказывали шпицрутенами. На это было страшно смотреть, как его прогоняют по выстроенному коридору, и от каждого, стоящего в этом коридоре, он получает удары батогами.
От того, что увидел, Сергей пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме этих людей и отказался жениться на Вареньке.
Эта вот история и легла в основу написания рассказа. Писатель долго думал над тем, как назвать этот рассказ. Были разные варианты, но рассказ получил название «После бала». Такое название очень точно подчеркивает идею рассказа. Бал с его великолепием и красотой закончен и наступила страшная жестокая реальность. Образованные, воспитанные люди на самом деле оказались жестокими и бессердечными. На бале полковник был милым и обаятельным, а на второй день его невозможно уже назвать таким, он предстает грозным и страшным в гневе.
В рассказе автор описывает реальные места, где происходили события. Это Казанский Родионовский институт благородных девиц на окраине Казани, это и место, где наказывали «татарина за побег» (сейчас это улица Толстого).
Толстой своим рассказом выступил против бесчеловечного отношения власть имущих к простым людям, против гнета, зла и насилия.
2 вариант
После прочтения какого-либо произведения у любопытного читателя всегда возникает интерес к тому, как же оно было создано, долго ли писалось и что послужило прототипом героев. «После бала» Толстого – эмоционально насыщенный рассказ, что придаёт ещё большей заинтересованности к истории его создания.
Интерес к истории в данном случае обоснован, поскольку «После бала» основан на реальных событиях. Конечно, не всё в нём является правдой, где-то автор приукрасил для того, чтоб было увлекательнее, но в целом сюжет был взят из жизни. У Льва Толстого был брат, который и рассказал писателю эту историю. Он влюбился в девушку по имени Варенька, не чаял в ней души и частенько навещал девушку, любовался ей, говорил с нею. Она была дочерью градоначальника, который тоже импонировал молодому человеку. Но однажды, как и в рассказе, он увидел отца Вареньки вне их дома, на службе. Мир молодого человека перевернулся, ведь вместо такого привычного интеллигентного и доброго отца его возлюбленной перед ним предстал очень злой человек. Отец Вареньки избивал солдата.
Понимающий людей брат Толстого просто не мог принять такого удара, он не понимал, как можно бить людей, когда все мы сделаны из одного мяса. Именно жестокость, которая скрывалась под личиной добродушия так поразила парня. После этого он начал остывать не только к мужчине, но и к его дочери. Возможно, и даже скорей всего, девушка не была такой же, как градоначальник, однако после увиденного молодой человек уже не смог бы иметь с ней отношения, как минимум потому, что приходилось бы взаимодействовать ещё и с отцом девушки, чьи метаморфозы повергли парня в шок.
Лев Николаевич был впечатлён рассказом своего брата. Писатель всегда выступал против насилия, против угнетения человеком собрата, именно поэтому он решил написать об этом произведение, уместив туда сразу и свои идеи, и такой весьма любопытный рассказ брата. Толстой умел в своих произведениях передавать настроения героев, поэтому рассказ вышел таким интересным и драматичным в какой-то мере. Интересен тот факт, что писатель долго не мог определиться с названием своего творения. Сначала он хотел назвать его просто «Отец и дочь», но подумав, что это слишком простое и прямое название, передумал. Назвав рассказ «После бала», он как бы сделал намёк на то, что основные перемены в обоих героях случились именно наутро после торжества.
Также читают:
Картинка к сочинению История создания рассказа После бала
Популярные сегодня темы
Очень хотелось бы жить в мире, где всем правит любовь и взаимопонимание, но это невозможно. Как и во всем необходим баланс хорошего и плохого. В моем сочинении на примере жестокости я хочу рассмотреть
В XVI веке самым распространенным литературном жанром было житие. «Повесть о Петре и Февронии муромских» — это произведение, написанное в этом жанре. Эта гениальная повесть выходит за рамки своего жанра
Много существует разных игр. Игры придумали еще древние люди. Игра – это отличный способ провести время, когда скучно или невозможно найти занятия по душе. Большое количество игр существует: интеллектуальные, спортивные и многие другие
«После бала» (Л. Толстой)
Цитата: «Чем сильнее я был влюблён, тем бестелеснее становилась для меня она».
История создания: произведение основано на реальных событиях, происшедших с братом Льва Толстого Сергеем Николаевичем.
Проблематика:
Смысл названия: название рассказа имеет большое значение: оно указывает на двойную жизнь, которую фактически вело русское дворянство. Во время бала — красивые, чинные, накрахмаленные, танцующие. После бала (то есть в своей обычной жизни) — порой жестокие, бесчеловечные, демонстрирующие животное поведение.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: к жанровым особенностям «После бала» можно отнести то, что это фактически «рассказ в рассказе»: историю, являющуюся фабулой, рассказывает Иван Васильевич в качестве ответа на вопрос о том, что нужно для совершенства личности.
Время и место действия: поскольку композиционно «После бала» представляет собой рассказ в рассказе, то имеет смысл говорить отдельно о первом и втором рассказе. Рассказ, действующими лицами которого являются собеседники Ивана Васильевича и он сам, относится к современному для автора периоду (это 70-80-е годы XIX в.). Рассказ, который преподносит слушателям Иван Васильевич, можно отнести к 40-м годам XIX в. Место действия первого рассказа не указано; что касается второго рассказа, то в нём можно обозначить два значимых пространства — масленичный бал у губернатора и площадь, на которой наказывали дезертира.
Действующие лица
Краткое содержание
В беседе возникает тема личного совершенства. Иван Васильевич рассказывает по этому поводу историю.
Когда Иван Васильевич был студентом, он влюбился в некую Вареньку. На балу у губернатора он познакомился с её отцом Петром Владиславовичем и был искренне восхищён этим красивым и подтянутым военным. Мазурку Варя танцевала с отцом, и Иван Васильевич смотрел на их танец восторженно. Варя также проявляла интерес к Ивану и подарила ему пёрышко от веера.
В этот день Ивану Васильевичу не спалось, он прогуливался по городу и заметил толпу. Оказалось, что люди смотрели, как наказывают дезертира. Несчастного прогоняли через полк, и каждый солдат должен был с силой ударить его палкой по спине. Спина наказуемого превратилась в ужасное кровавое месиво. Командовал этим действом Пётр Владиславович, отец Вареньки. Он заметил Ивана Васильевича, но ничем не выдал, что они знакомы — лишь приказывал солдатам не жалеть дезертира и бить сильно.
Это так впечатлило Ивана Васильевича, что он пронёс воспоминание через всю жизнь. Его чувства к Вареньке охладели: каждый раз, когда он глядел на неё, вспоминал этот случай. Иван Васильевич всё пытался понять, как оправдывает себя полковник, но не мог, а потому не смог впоследствии посвятить себя военной службе.
Экранизация
«После бала» (СССР, 1962). Типовые задания
Что Варя подарила Ивану Васильевичу на балу?
Ответ. Символическим подарком послужило пёрышко от веера.
Чем было наказание дезертира для полковника — неприятной обязанностью или чем-то другим?
Ответ. Полковник наказывал тех, кто недостаточно сильно бил дезертира-татарина, получая при этом какое-то садистское наслаждение. На балу он произносит фразу «Надо всё по закону». В сцене наказания становится ясно, что этим законом — карающим, немилосердным — он считает себя самого.
«После бала»: краткое содержание и анализ произведения
Бал на картине 1904 года: Wikipedia/Вильгельм Гаузе
Лев Николаевич Толстой всемирно известен прежде всего объемными литературными произведениями. Однако короткие рассказы давались ему ничуть не хуже. Один из них — «После бала». Краткое содержание непременно стоит прочитать, чтобы понять авторский посыл и оценить глубину творчества великого писателя.
«После бала»: краткое содержание
В 1870-х Толстой пребывал в глубоком духовном кризисе, пытался отыскать жизненные ориентиры и путь к Богу. С тех пор его остро интересовали проблемы взаимоотношений между людьми. Одно из произведений, которое написал после кризиса Толстой, — «После бала». Краткое содержание рассказа даст общее понимание о его сюжете и моральных вопросах, которые так волновали автора:
Но у Ивана Васильевича другой взгляд на этот счет. И в доказательство своей точки зрения у него была история.
На Масленицу губернский предводитель устроил праздничный бал. Опьяненный любовью, Иван Васильевич только и делал, что танцевал с Варенькой. Все вокруг обращали на нее внимание — и мужчины, и женщины.
Был на балу и ее отец — полковник Петр Владиславович. Он превосходно выглядел, был красивым и статным. Хозяйка дома уговаривала его исполнить танец с дочерью. Сначала он отказывался, говоря, что разучился танцевать, но затем с улыбкой взял Вареньку за руку и повел в такт музыке.
Присутствующие с восторгом наблюдали за парой, смотрел и Иван Васильевич. Любовь разлилась в нем, и даже Петр Владиславович вызывал у него нежное восхищение.
Подойдя ближе, увидел солдат в черных мундирах, построенных в два ряда. Барабан и флейта выдавали неприятную мелодию. От кузнеца, который стоял рядом, Иван Васильевич узнал, что солдаты гоняли татарина за дезертирство.
Он остался смотреть за процессией: двое солдат вели раздетого по пояс человека, а остальные по очереди били его палками по спине. Следом за татарином шел высокий военный, в котором Иван Васильевич узнал отца Вареньки. Татарин просил о милости, но солдаты все сильнее хлестали его шатающееся окровавленное тело.
Полковник твердым шагом следовал за преступником. Вдруг он быстро подошел к одному из солдат и с криками ударил по лицу за то, что тот недостаточно сильно бил дезертира. Командир приказал подать новых шпицрутенов и в этот момент встретился взглядом с Иваном Васильевичем, но сделал вид, что не знает его.
С того дня любовь к Вареньке постепенно сходила на нет. Оказываясь рядом с ней, он вспоминал про полковника и поддавался неприятным чувствам, пока и вовсе не разлюбил.
«После бала»: анализ произведения
На проблемы нравственности всегда обращал внимание Толстой. «После бала» — яркий тому пример. Чтобы понять глубину авторского замысла, скрытого в произведении «После бала», кратко обозначим его литературные особенности:
История написания
У произведения любопытная история создания. «После бала» — это вовсе не выдумка, а основанный на реальных событиях рассказ. Брат писателя Сергей Николаевич горячо влюбился в девушку Вареньку и уже собирался просить ее руки. Отец Вареньки был военным градоначальником, и однажды Сергею пришлось увидеть его жестокое обращение с беглым солдатом. То зрелище настолько поразило молодого человека, что он быстро охладел и расхотел жениться.
Лев Толстой несколько лет вынашивал идею для будущего произведения. Он написал рассказ в 1903 году, однако опубликовали его уже после смерти Толстого — в 1911-м. Не мог автор определиться и с подходящим названием. Были разные варианты:
Название, на котором остановился Лев Толстой, — «После бала» — выбрано не зря. В нем подчеркнута парадоксальность жизни: веселье и лоск сменяются суровой действительностью, как и за блестящей внешностью часто прячется жестокость.
«После бала»: жанр и композиция
Произведение «После бала» по форме — рассказ, на что указывают его характеристики:
Однако Толстой использовал необычный прием и создал рассказ в рассказе. Благодаря этому произведение охватило сразу две эпохи:
Этим приемом автор подчеркнул, что с течением времени обычаи и быт могут меняться, но глобальные нравственные проблемы остаются неизменными.
Специфика композиции рассказа заключается в том, что он незримо разделен на две части:
Варенька с отцом: YouTube/MyBook
«После бала»: герои
Прежде чем приступить к анализу авторского посыла в рассказе «После бала», характеристика героев поможет лучше понять суть истории:
Портреты персонажей передают взгляды самого автора на мир, в частности — на любовь и жестокость.
Проблематика и основная идея
В рассказе «После бала» автор размышляет о сути таких вещей, как честь, справедливость и человечность. В центре его внимания — неоднозначный образ полковника. Респектабельный и привлекательный внешне мужчина поражает рассказчика зверским поведением, своей закулисной жизнью. Толстой разоблачает лицемерие, свойственное свету, указывает, что под маской благодушия и блестящих манер скрывается ужасная изнанка.
Главный герой видит другую сторону полковника. Он не в состоянии принять такую жестокость и не хочет становиться частью этого зла. Поэтому делает внутренний выбор и отказывается от личного счастья.
Через рассказчика автор передает главную мысль. Да, человек не всегда может сам изменить мир и повлиять на обстоятельства. Но каждый должен сделать выбор, быть ли ему причастным ко злу или всегда оставаться честным с собой.
Рассказ «После бала» показывает, что Лев Толстой мастерски владеет коротким жанром и на нескольких страницах способен рассмотреть глобальные, вечные темы.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Краткая история создания рассказа «После бала»
Знаменитый рассказ «После бала» был написан Львом Николаевичем Толстовым в 1903 году. Однако произведение несколько лет лежало неопубликованным. Только спустя годы, в 1911 году его смогли увидеть читатели.
Рассказ «После бала» основан на реальных событиях. Действия, описанные в книги, происходили с близким родственником писателя — его братом Сергеем Николаевичем. Когда будущий великий автор был ещё студентом университета, он вместе со своей сестрой и братьями проживал в Казани. Именно там Сергей Николаевич и встретил очаровательную Вареньку. Брат Льва Толстого искренне полюбил дочь военного градоначальника А.П. Корейши. Усадьбы двух семейств находились совсем рядом.
Брат Льва Николаевича Сергей был частым гостем у соседей. Кроме того, он нередко становился приглашённым членом на светских мероприятиях и на балах. Однако вскоре произошло событие, которое полностью перевернуло его мировоззрение. Сергей Николаевич «поставил крест» на своих грандиозных планах. Его яркие искренние чувства угасли, он уже больше не хотел связывать себя узами брака с очаровательной Варенькой.
История создания произведения «После бала» Л.Н. Толстого интригует и завораживает. Сергей ознакомил своего брата со всеми тонкостями произошедшего события. Писатель точно уловил суть и постарался передать ее своим читателям. Однако изначально Лев Николаевич не планировал создавать на основе этого события книгу. Эта идея пришла к нему только спустя несколько лет. Вспомнив свои студенческие годы, Лев Николаевич попытался воспроизвести и эту историю. Происшествие, которое до глубины души потрясло великого автора, нашло отражение в его произведении «После бала».
Долгое время ушло у Л.Н. Толстого на придумывание заглавия. Варианты, которые крутились у него в голове, он быстро отвергал. Рабочих названий было несколько. Однако со временем Лев Николаевич понял, что «После бала» — единственно верное решение. Ведь по мнению автора, это заглавие точно и чётко передаёт основную мысль рассказа.
Л.Н. Толстой в своём произведении уделил большое внимание поведению персонажей. Почему некоторые люди поступают так, а не иначе? Что для одного человека считается нормой в поведении, другие воспринимают как выход за моральные рамки. Писателя глубоко волнует проблема влияния обстоятельств и общества на персонажей. Может ли человек самостоятельно принимать решения, или его действиями кто-то руководит? В своей книге автор попытался ответить на эти вопросы.
История «После бала», по мнению Льва Николаевича, относится к прозаическим произведения, жанр — рассказ. Эта книга по объёму достаточно небольшая. Все внимание сосредоточено на центральном эпизоде произведения. После этого происшествия, отложившего значительный отпечаток в душе братьев Толстых, жизнь Сергея полностью поменялась. Главный персонаж сделал для себя важные выводы, сыгравшие определенную роль на его дальнейшем пути.
Лев Николаевич изобразил в своём произведении жизнь людей во времена правления Николая I. Однако писатель даже спустя много лет намекнул, что кардинальных перемен общество так и не дождалось. Л.Н. Толстой не был мечтателем. Он реально смотрел на вещи. Великий писатель считал себя идеалистом. Ему всегда был близок простой народ. Поэтому автор был противником применения насилия и гнета. Произведение «После бала» можно отнести к эпохе реализма в литературе.
Когда Лев Николаевич создавал свой рассказ, он переживал серьёзные мучения и страдания. Воспоминания его брата больно отразились в его душе. Великий писатель до конца не мог поверить, что эти события имели место быть. Л.Н. Толстой долго не мог смириться с пугающей суровой реальностью. Действительность казалось ему несправедливой и крайне жестокой. Он не хотел видеть мир таким. Однако Лев Николаевич не мог исказить факты.
Поэтому автор подробно описал пример, как даже одно происшествие может изменить судьбу персонажа. В этом событии нет места предрассудкам. Молодой человек только начинал жить полной жизнью. Но картина, развернувшаяся на его глазах, погасила его задор. Персонаж утратил веру в открытость и искренность окружающих. Чувство несправедливости заставило героя пересмотреть свои ценности и взгляды на жизнь. Именно это событие и стало отправной точкой произведения.
Л.Н.Толстой «После бала»
Рассказ Толстого «После бала» был опубликован только в посмертном собрании сочинений писателя. Этот небольшой текст затерялся в тени его более масштабных произведений.
Как устроен рассказ и почему он важен для понимания позднего Толстого — разбираются участники Летней школы для учителей литературы в Ясной Поляне вместе с редакторами проекта о русской литературе «Полка».
О чём эта книга?
По одной из версий, в этом рассказе писатель иносказательно описывает собственное разочарование в религии: добропорядочный и симпатичный полковник совершает зверскую расправу над солдатом (причём мусульманином) в Чистый понедельник, первый день Великого поста, и с точки зрения общественной морали, основанной на формальном христианстве, он прав — Толстой, однако, не принимает подобной правоты.
Когда она написана?
Впервые Толстой упоминает о замысле рассказа в дневниковой записи от 9 июня 1903 года: «Рассказ о бале и сквозь строй». Через два месяца, 9 августа Толстой записывает в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец» (первое название рассказа — Прим.ред.). Недурно». Затем Толстой даёт рассказу новое название — «А вы говорите» — и продолжает работать над ним до 20 августа.
Как она написана?
Рассказ строится на противопоставлении двух частей, через которое показан внезапный переворот в сознании главного героя. Два основных эпизода — бал и сцена телесного наказания — это два мира, разделенные символической завесой тумана, сквозь который проходит главный герой.
Противопоставление двух эпизодов подчеркивается контрастом звуков, цветовой палитры, чистоты — грязи, любви — жестокости, духовного — телесного. Так,например, пленительные звуки мазурки из первого эпизода, которые всё ещё звучат в душе героя, сменяются «неприятной, визгливой мелодией», барабанной дробью и свистом флейты. А светлая и нежная палитра светского бала резко контрастирует с грязными, тёмными, агрессивными цветами сцены экзекуции.
Разница между мирами подчёркивается и деталями внешности персонажей: если на балу рассказчик замечает на лице полковника «ласковую, радостную улыбку, как у дочери», то в сцене экзекуции в глаза ему бросается оскал белых зубов наказываемого. Заботливый отеческий взгляд полковника из сцены на балу во второй части рассказа становится грозным и злобным. И вместе с тем, эти два мира — часть одного целого: мы видим их глазами одного и того же рассказчика, и внимание его сосредоточено на фигуре одного и того же полковника, со всё той же мягкой замшевой перчаткой на руке. В каком-то смысле, второй мир — и продолжение, и изнанка первого, невидимая для гостей на балу.
Иван Васильевич (рассказчик). Иллюстрация к рассказу «После бала». Художник Никифор Ращектаев, 1975
Что на неё повлияло?
Летом 1903 года, когда создаётся рассказ, Толстого всё чаще посещают мысли о скорой смерти, о чём он говорит в своём дневнике. В то же время он много думает о том, что происходит в стране. Ещё в начале года он пишет «Обращение к политическим деятелям (о политике и нравственности)», где ясно высказывает свою гражданскую позицию: он убежден в «той самой простой, всем понятной и неопровержимой истине, что для того, чтобы была добрая жизнь между людьми, нужно, чтобы люди были добрые». Среди вещей, больше всего возмущающих Толстого, — смертная казнь и телесные наказания: в 1900-е он пишет о них несколько рассказов и памфлетов.
Сюжет рассказа Толстому подсказало одно из семейных воспоминаний — о короткой влюбленности его брата Николая. В 1903 году, после просьбы Шолом-Алейхема, Толстой записал в дневнике: «В еврейский сборник: веселый бал в Казани, влюблён в (Ко[рейшу]) красавицу, дочь воинск[ого) начал[ьника]-поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берёт ее и идет мазурку. И на утро после влюблённой бессонной ночи звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинск[ий] начальник велит больней бить. (Очень бы хорошо)»..
Как она была опубликована?
Рассказ, написанный по просьбе писателя Шолом-Алейхема для сборника в пользу евреев, пострадавших во время кишинёвского погрома, в итоге так и не был опубликован в этом сборнике. Впервые «После бала» появляется в печати в 1911 году в издании «Посмертные художественные произведения Льва Николаевича Толстого» (под редакцией Владимира Черткова) — в первом томе, там же, где были впервые опубликованы «Дьявол», «Фальшивый купон» и «Живой труп»
Как ее приняли?
Лев Толстой в Ясной Поляне, 1903 год. Фотография Марии Оболенской
Что было дальше?
По предположению Виктора Шкловского, работа над рассказом повлияла на одновременный более крупный замысел Толстого — повесть «Хаджи-Мурат» [1], где также присутствует волновавший писателя мотив варварских телесных наказаний — здесь приказ о наказании 12 000 ударами отдаёт сам Николай I. Как и «Хаджи-Мурат», рассказ «После бала» вошёл в основной толстовский канон — хотя, что неудивительно, занял в нём скорее периферийное место. Он не раз переиздавался вскоре после революции (иногда вкупе со статьёй Ленина «Л. Н. Толстой») — в первую очередь как иллюстрация жестокости царского режима. В 1961 году появилась его короткометражная экранизации (режиссёр Анатолий Дудоров).
«После бала» не раз приводили в пример как образец повествовательной техники: так, Дьёрдь Лукач в работе «Рассказ или описание?» говорил о «великом эпическом искусстве» Толстого, которое проявляется в умении сохранять в тексте напряжение (речь идёт о трансформации образа отца-полковника). Он же в работе «Толстой и развитие реализма» писал, что «После бала» — самый «формально законченный рассказ», равного которому не знает западная литература. Очевидной и традиционной трактовкой рассказа в советском литературоведении (Николай Гудзий, Владимир Жданов и другие) был протест против смертной казни и телесных наказаний; рассказ рассматривался в комплексе с «Николаем Палкиным», «За что?», «Не могу молчать» — художественными и публицистическими высказываниями Толстого на эту тему. Позднее делались попытки взглянуть на рассказ по-новому: например, Александр Жолковский, вооружённый методологией фольклориста Владимира Проппа, рассматривает «После бала» как вариант сказочного сюжета о волшебной невесте.
Сегодня толстовский рассказ включён в школьную программу. Некоторые считают его одним из поворотных текстов русской литературы: например, он открывает антологию «Русский рассказ XX века», составленную Владимиром Сорокиным и сфокусированную на восприятии тела в русской словесности, до того практически «бестелесной».
[1] Шкловский, «Повести о прозе»
Сквозь строй. Иллюстрация к рассказу «После бала». Художник Игорь Пчелко, 1970-е
Почему действие рассказа происходит в нескольких временных пластах?
Рассказ «После бала» Толстой написал в 1903 году, и по сюжету он представляет собой события одних суток. Но внутреннее время произведения занимает более 30 лет.
Первый временной порог, который мы видим, — 40-е годы XIX века, эпоха Николая I, время политической реакции. Были отложены все прогрессивные реформы, намеченные в царствование Александра I, введены жестокие телесные наказания в армии (шпицрутены), за что император получил прозвище «Николай Палкин». Его приход к власти был обагрён кровью декабристов. Общественная и политическая жизнь была заморожена. Политические дискуссии о путях развития России и все молодёжные собрания запрещены («не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий»), и герой сообщает слушателям, что «были… просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились».
Перед нами студент, полный надежд и желания любить. Бал открывает перед ним путь в мир упорядоченной иерархии, к карьерному росту: обоюдная симпатия молодых людей и доброе отношение отца Вареньки к герою делают будущий брак Ивана Васильевича с полковничьей дочерью фактически предрешённым. Но затем вся жизнь героя меняется «от одной ночи, или скорее утра».
Второй временной пласт — 1880-е годы, спад прогрессивных общественных настроений и вырождение их в «теорию малых дел», время распространения социалистических идей, в том числе и в публицистике. Именно поэтому Иван Васильевич, говоря о своей молодости, вспоминает, что тогда никаких кружков и политической активности молодых не было. Оба этих временных пласта по своей сути — максимальное замедление общественной и политической жизни, в то время как для конкретного героя жизнь ежедневно продолжала свой ход. Поэтому в рассказчике мы видим человека зрелого, уже способного подвести итоги прожитого. Любопытно, что герой в зрелом возрасте ни о чем не жалеет: он отказался от карьеры, женитьбы, семьи, но сохранил себя как личность, вызывая уважение у окружающих: «…сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».
Сознательный отказ героя от того, чтобы быть человеком системы, связан с мировоззрением Толстого: любая творимая человеком несправедливость разрушает душу, но ресурс для сохранения в себе человека — у каждого внутри. Иван Васильевич сохраняет эту духовную цельность до зрелого возраста.
Эмоциональное, спонтанное решение, принятое в юности, рационально проходит через всю жизнь и лишь подтверждается с течением времени и накоплением жизненного опыта. Сам же рассказ появляется из-под пера Толстого в 1903 году, что дает еще один временной аспект, смысл которого необходимо трактовать в соответствии с философией и этикой позднего Толстого. В качестве параллели можно вспомнить, как в 1860-е Толстой работал над «Войной и миром»: замысел романа о возвращении ссыльных декабристов привёл его к 1825 году, затем к 1812-му и 1805-му.
Варенька и отец-полковник на балу. Иллюстрация к рассказу «После бала».Художник Игорь Пчелко, 1970-е
Зачем Варенька дарит перо Ивану Васильевичу?
Варенька в третьем часу ночи на балу дарит Ивану Васильевичу пёрышко из веера. Пёрышко как значимая деталь этого эпизода может иметь несколько интерпретаций: культурологическую, символическую, фольклорную.
Язык веера — важный элемент светского этикета дворянской культуры XIX века. Например, закрытый веер означал, что девушка хочет закончить разговор; если женщина сложенный веер прикладывала ко рту, это означало «Молчите, нас подслушивают»; веер, приложенный левой рукой к правой щеке, означал «Да», а правой рукой к левой щеке — «Нет». Героиня толстовского рассказа, отдавая герою пёрышко от веера вместе с перчаткой, недвусмысленно показывает, что его чувства пользуются взаимностью.
Согласно символической трактовке, веер — сувенир культурной (бестелесной) любви героев. Перья веера, не касающиеся тела женщины, — символ платонического чувства. По культурной традиции, перо — атрибут «крылатой души» (в славянской культуре душа изображалась в образе ласточки). Варенька с ног до головы в белом, цвете, символизирующем невинность: в пёрышке, которое она вручает герою, можно увидеть ещё один намёк на то, что герой воспринимает её как ангела, как бы уделяющего ему перо из собственного крыла. «Дайте же веер, сказала она. / Жалко отдавать, — сказал я, подавая ей белый дешевенький веер. / Так вот вам, чтоб вы не жалели, сказала она, оторвала пёрышко от веера и дала мне» — эта сцена бестелесной страсти противопоставлена эпизоду телесного наказания татарина.
Веер. Россия, вторая половина XIX века. Кость, перламутр, металл, ткань резьба
За что наказывали шпицрутенами?
Наказание шпицрутенами — длинными гибкими прутьями из лозы — в российской армии было введено Петром 1 по примеру армий Швеции и Англии. Удары шпицрутенами (или палками) назначались за различные провинности, тяжесть наказания зависела от тяжести проступка. Так, за неопрятный мундир полагалось от 100 ударов и более, за пьянство — 300–500 ударов, за воровство у товарищей — 500 ударов. Татарина в рассказе наказывают за побег, это был самый серьезный проступок для солдата — и соответственно, самое серьёзное наказание. За первый побег назначали 1500 ударов, за второй — до 3000, за третий — до 5000. Впрочем, точный объём наказания зависел от воли полкового командира.
Экзекуцию, которую мы видим в рассказе, называли «прогнать сквозь строй»: провинившегося проводили сквозь строй солдат, каждый из которых должен был ударить его. Нередки были случаи, когда солдат забивали до смерти. Толстой не случайно указывает, что полковник носит усы à la Nicolas I — в стиле Николая I: в эпоху правления Николая I, когда происходит действие рассказа, телесные наказания в российской армии были чрезвычайно распространены. Во Франции эта практика была упразднена в конце XVIII века, в эпоху Великой французской революции, в Пруссии, Италии и Бельгии — к 1830 году. В России же наказание шпицрутенами было отменено Александром II только в 1863 году, а полностью телесные наказания были упразднены в 1904 году, через год после создания рассказа.
Тарас Шевченко. Наказание шпицрутенами. 1856-1857. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев
Как Толстой говорит о теле?
У собеседников Ивана Васильевича возникает сомнение в правдивости его слов: «И я вальсировал ещё и еще и не чувствовал своего тела». «Ну, как же не чувствовали, я думаю, очень чувствовали, когда обнимали ее за талию, не только своё, но и её тело, — сказал один из гостей». В самом деле, Иван Васильевич, создавая образ своей первой чистой любви, подробно говорит о теле Вареньки: «высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на её худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид».
Однако, объясняя отношение к телесности своего поколения, Иван Васильевич говорит: «Мы не то что раздевали, а старались прикрыть наготу, как добрый сын Ноя» (Быт. 9:18–29). Иван Васильевич как будто бы намеренно не называет понятное всем имя Хама, ставшее нарицательным. Хам был проклят Ноем за то, что смотрел на него обнаженного, не устыдившись. Одновременно ответ героя содержит отсылки к пониманию телесности в романтическом контексте: Иван Васильевич вспоминает прозу Альфонса Карра, французского автора повестей о первой любви и её разочарованиях, что напоминает нам сюжет «После бала».
Телесное ярко, гротескно, безобразно проявляется в кульминационном эпизоде рассказа: сцене наказания беглого солдата-татарина. Исследователи обращают внимание на двухчастную структуру рассказа, резкое противопоставление бала и экзекуции. Отсылка к истории Ветхого Завета в рассказе Ивана Васильевича о бале позволяет сравнить вторую часть текста с Новым заветом, ведь через сцену наказания шпицрутенами просвечивает распятие Иисуса Христа. В этой сцене словом «стыд» рассказчик возвращает нас к первой части текста — герой одинаково относится к телу и на балу, и в сцене казни: он одевает Вареньку в «бронзовые одежды», в сцене экзекуции стыд превращается в физическую тошноту. Толстой так натуралистично изображает наказание будто для того, чтобы читатель тоже физически ощутил и боль, и стыд.
Отношение героя к телесному и в первой и во второй части имеет одну и ту же природу — отказ от телесного. Семья и военная служба, казалось бы, так по-разному изображённые в рассказе, — те два института, к которым Толстой всегда имел сложное отношение. И брак, и военная служба представлялись писателю воплощением ограничения свободы человека и источниками насилия, грехом и препятствием на пути к спасению души. Поэтому сначала Толстой отрицает воинскую повинность, а позже называет плотскую любовь и брак грехом: («брак, если не всегда, то из 10 000 — 1 раз не портит всей жизни… если бы с детства и в полном возрасте внушалось людям, что половой акт. есть отвратительный, животный поступок, который получает человеческий смысл только при сознании обоих того, что последствия его влекут за собой тяжелые и сложные обязанности выращивания и наилучшего воспитания детей»). В браке и плотской любви Толстой видел «служение себе», противоречащее христианскому идеалу «отречения от себя для служения Богу и ближнему».
С точки зрения Толстого, полковник — абсолютное зло?
Пётр Владиславович Б., один из центральных персонажей рассказа Толстого «После бала», представлен в разных ситуациях.
Попробуем проследить, каким мы видим его в сцене бала: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». Ивана Васильевича умиляют «опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Полковник много улыбается, ласково и радостно, он общителен, весел, нежен с дочерью и приветлив со всеми гостями. Герой испытывает к нему «какое-то восторженно-нежное чувство». Полковник показан в динамике и статике, особенно выразителен в сцене танца с дочерью. Толстой несколько раз подчеркивает его грузность, за которой возраст, опыт, знак противоречивости образа, что мы и увидим дальше.
Утром Иван Васильевич и видит полковника совсем другим: «высокий военный в шинели и фуражке» наблюдает за исполнением приказа — наказанием солдата, и той же сильной рукой в замшевой перчатке, которую он подавал на балу Вареньке, бьёт «по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Судя по всему, эту обязанность полковник исполняет не нехотя: он ревностно следит за тем, чтобы экзекуция проводилась по правилам — была максимально жестокой.
Умиление героя сменяется ужасом, доходящим до физической тошноты, он думает об этой ситуации и задаёт себе вопросы: является ли то, что делал полковник, дурным делом? Что такого знает полковник, чего не знает Иван Васильевич? На первый вопрос он отвечает отрицательно, признавая это злом и не желая принимать в нём участия, так как понимает, что в этом противоречии повинен социум: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал». А на второй ищет ответ всю жизнь.
Сам Толстой считал, что «в жизни человеку не стоит отвечать злом не зло, не противиться злу насилием». Эти наблюдения отражены и в трактате «В чём моя вера?» (1884). Получается, что полковник абсолютным злом не является: он представитель системы, которая вынуждает его так поступать. Служить этой системе герой не хочет и не может: «…не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».
Статья создана участниками Летней школы для учителей литературы в Ясной поляне под руководством редакции проекта «Полка». Школа проходила с 26 по 31 июля 2020 г. при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда содействия развитию образования «Дар».