в каком году были введены уроки и погосты

Погост, дань и урок

в каком году были введены уроки и погосты. pogosti. в каком году были введены уроки и погосты фото. в каком году были введены уроки и погосты-pogosti. картинка в каком году были введены уроки и погосты. картинка pogosti. Княгиня Ольга сознавала, что бунт древлян был вызван алчностью ее покойного мужа. Поэтому, отомстив, она впредь действовала достойно мудрой правительницы.Княгиня Ольга сознавала, что бунт древлян был вызван алчностью ее покойного мужа. Поэтому, отомстив, она впредь действовала достойно мудрой правительницы.

Приведя древлян к покорности, Ольга наложила на них «дань тяжкую». Размеры дани в «Повести временных лет» не указаны, но составитель «Летописца Переяславля Суздальского» поясняет, что киевская княгиня обязала их платить с «дыма» по две шкурки черной куницы, по две «веверице» (белки), еще какое-то количество мехов и мед. При этом «две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным«.

Княгиня Ольга начала введение новой системы сбора налогов в государстве. «Повесть временных лет» говорит: «И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая уставы и уроки; и сохранились ее становища (места стоянок княжеской дружины) и ловища (места великокняжеской охоты)». Отныне с независимостью древлян было покончено. Размер дани с подчиненных волостей правительница строго ограничила и определила порядок ее выплаты. Сбор податей с населения производился на хорошо укрепленных погостах, где существовал штат княжеской администрации, в задачу которого входила охрана «крепостицы». Люди княгини вели прием и учет дани, им надлежало встречать и обеспечивать всем необходимым великокняжеский поезд, который обычно возглавлял кто-нибудь из воевод.

В 947 году княгиня отправилась в Новгородскую землю, основала там погосты и определила «оброки» по Ловати, Мсте и Луге, а затем прошла вдоль Днепра и Десны. «Уставление» Ольги призвано было изменить сам порядок взимания дани, обеспечить более точное соблюдение «уроков». Вместе с тем, введение «повоза» окончательно не уничтожило «полюдья», которое существовало на отдельных территориях вплоть до XII века. Реформа Ольги в целом освободила княжескую власть от ежегодного объезда славянских и других подвластных Киеву земель и создала условия для превращения объединения племен под эгидой Киева в действительное государство.

в каком году были введены уроки и погосты. pogosti2. в каком году были введены уроки и погосты фото. в каком году были введены уроки и погосты-pogosti2. картинка в каком году были введены уроки и погосты. картинка pogosti2. Княгиня Ольга сознавала, что бунт древлян был вызван алчностью ее покойного мужа. Поэтому, отомстив, она впредь действовала достойно мудрой правительницы.

За исключением Древлянской земли, дани, которые устанавливала Ольга, оказались менее обременительными для подвластных Киеву племен. Автор «Жития святой княгини Ольги» отметил, что она «обходя всю Русскую землю, дани и уроки легкие установила«. Снижение налогового гнета сопровождалось упорядочиванием взимания даней и податей, что привело, в итоге, к росту поступлений в государственную казну. В этом историки видят проявление мудрости Ольги как правительницы.

Посещая земли подданных, княгиня Ольга останавливалась в оборудованных специально для ее пребывания «становищах». Одни историки видят в них опорные пункты, где княгиня, ее свита и дружина могли получить кров, фураж и продовольствие. Другие считают, что это были некие сакральные места, где киевляне, продвигаясь по покоренным ими землям, совершали моления и требы, приносили жертвы своим богам, прося их об успехе общего дела. Нередко вблизи становищ располагались «ловища», – также бывшие личными княжескими владениями.

Источник

Введение уроков и погостов

Воскресенье, 16 сентября 2018 г.
Рубрика: История
Метки: реформация, правление, дань
Автор статьи: selvik
в каком году были введены уроки и погосты. img779. в каком году были введены уроки и погосты фото. в каком году были введены уроки и погосты-img779. картинка в каком году были введены уроки и погосты. картинка img779. Княгиня Ольга сознавала, что бунт древлян был вызван алчностью ее покойного мужа. Поэтому, отомстив, она впредь действовала достойно мудрой правительницы.Введение уроков и погостов в Киевской Руси было неслучайным. Это результат реформаторской политики, которую повела Великая княгиня Ольга, после смерти своего мужа.

Неизвестно как могло сложиться будущее молодого государства, если бы после гибели мужа княгиня повторно вышла замуж, стала мужнею женой и возложила на супруга решение судьбы своего народа.

Но похоже, её действительно волновало будущее Киевской Руси. Женщина взяла узды правления в свои руки и сделала очень много не только для своего государства, но и для истории в целом.

Предпосылки к реформам

В 945 году был жестоко убит Киевский князь Игорь. Игорь грубо нарушил обычай, установленный ещё его отцом Рюриком. Он пытался дважды за один год взять дань с племени древлян.

Нужно отдать должное древлянам. Они пытались вразумить князя, выходили навстречу для мирных переговоров. Но переговоры не удались и подданные казнили своего правителя.

У Игоря остался наследник, малолетний сын Святослав. В год гибели отца мальчик был слишком мал, и власть перешла к вдове князя.

Но по законам язычников жена побеждённого князя должна была стать женой или наложницей победителя. Этим законом и решили воспользоваться древляне, преследуя одну цель — посадить на киевский трон своего правителя.

Переговоры шли долго. В летописи описаны неоднократные приходы послов с целью сватовства. Но не зря летописцы обрекли Ольгу мудрой , а народная молва хитрой .

в каком году были введены уроки и погосты. img1447. в каком году были введены уроки и погосты фото. в каком году были введены уроки и погосты-img1447. картинка в каком году были введены уроки и погосты. картинка img1447. Княгиня Ольга сознавала, что бунт древлян был вызван алчностью ее покойного мужа. Поэтому, отомстив, она впредь действовала достойно мудрой правительницы.

Известно, что со сватами, как минимум дважды, женщина расправилась очень жестоко. Первая дипломатическая миссия мятежников была буквально похоронена заживо, вторая заживо сожжена.

Вероятно, такой ход новая правительница предприняла по двум причинам:

Для утверждения личной власти в глазах собственного народа.

Спустя год, княгиня сама вышла в поход вместе с воеводой и дружиной. Подошла к столице древлян Искоростени и спалила город.

Этими действиями Ольга продемонстрировала всем другим племенам, что бунт против верховной власти не прощается.

Дальнейшее правление славной княгини не имело масштабных жестоких действий. Правила она мудро и справедливо.

Реформы

Вот как представляют себе историки первую женщину — правительницу Руси. До наших дней не сохранилось ни одного изображение княгини. Все иллюстрации — это вымысел художников. Доподлинно известно, что отличалась женщина красотой небывалой. Об этом неоднократно повествуют различные исторические источники.

в каком году были введены уроки и погосты. img1448. в каком году были введены уроки и погосты фото. в каком году были введены уроки и погосты-img1448. картинка в каком году были введены уроки и погосты. картинка img1448. Княгиня Ольга сознавала, что бунт древлян был вызван алчностью ее покойного мужа. Поэтому, отомстив, она впредь действовала достойно мудрой правительницы.

Раздумья о трагической гибели мужа, привели её к умозаключению о том, что все вопросы с полюдьем нужно решать как-то по-другому. Упразднить обычай, когда князь лично ездит в самые отдалённые уголки своих владений собирать дань и вершить суд.

Взяв власть в свои руки, Ольга осуществила первую в отечественной истории административную реформу .

Поделила землю на волости.

В волостях организовала погосты.

В погостах посадила чиновников — тиунов.

Ввела уроки — фиксированную дань.

Разделив землю на волости, правительнице стало проще осуществлять контроль, так как появились ответственные за конкретные земли. Центрами волостей стали погосты — крупные торговые сёла, стоявшие по речным берегам. Погосты были не только местом сбора дани. Поскольку они находились в местах пересечения торговых путей, они служили центрами торговли и обмена.

Тиуны собирали дань, которая отныне была фиксированной. Произошла полная структуризация. Правда, были случаи неповиновения. Тогда призывали помощь ополчения.

в каком году были введены уроки и погосты. img1449. в каком году были введены уроки и погосты фото. в каком году были введены уроки и погосты-img1449. картинка в каком году были введены уроки и погосты. картинка img1449. Княгиня Ольга сознавала, что бунт древлян был вызван алчностью ее покойного мужа. Поэтому, отомстив, она впредь действовала достойно мудрой правительницы.

Система была разработана чёткая. Урок — это чёткий размер дани. Люди за ранее знали, когда подойдёт срок оброка и сколько нужно отдать. Это делало жизнь простых людей более организованной.

Те, кто промышлял лесом да охотой давал меха, речные жители — рыбу, кто-то сдавал мёд, кто-то результаты труда прядения и ткачества.

Ольга жёстко контролировала порядок, появляясь в самых отдалённых своих владениях.

При Ольге расширение территорий, начатое князьями Рюриком и Олегом, продолжилось. Княгиня лично участвовала в покорении племён, живших по берегам рек Мста и Луга.

Она первая из русских правителей разграничила государственные и княжеские земли, государственные и собственные доходы. 2/3 дани шло Киеву, 1/3 княгиня оставляла себе на дворцовые и дипломатические расходы.

В этот период только Византия и государство саксов могли соперничать с ней по уровню развития.

Все земли, которые попадали под руководство правительницы подвергались немедленной реструктуризации. Погосты и уроки стали обязательным условием власти.

Расширением своих владений занимался подросший сын Ольги. Святослав постоянно находился в походах, его не занимали вопросы управления страной. Юноша вырос славным воином, верил только в силу меча. Он был убеждён, что княжеское дело расширять границы своего государства. Политику и дипломатию считал пустой тратой времени и с лёгкостью оставлял правления на мать. И хотя в 964 году началось его самостоятельное правление, все дела внутренней политики продолжала решать Ольга.

Закрепление реформаторской политики

Как известно, Ольга была отличным аналитиком. Она понимала, что обезопасить южные границы своего государства от постоянных набегов печенегов возможно, если сделать Византию своей союзницей. Тем более что это приумножило политический престиж Руси. Имелся и формальный повод для дипломатической акции — подписание нового договора.

Но она хотела найти более веский аргумент, который могли бы византийцы оценить как особую миссию. И тогда язычница Ольга сообщила византийскому императору, о своём намерении принять христианство. Это не был лицемерный поступок. Христианское учение давно привлекало умную, образованную женщину.

в каком году были введены уроки и погосты. img1450. в каком году были введены уроки и погосты фото. в каком году были введены уроки и погосты-img1450. картинка в каком году были введены уроки и погосты. картинка img1450. Княгиня Ольга сознавала, что бунт древлян был вызван алчностью ее покойного мужа. Поэтому, отомстив, она впредь действовала достойно мудрой правительницы.

Весной 957 года русский флот, состоявший из трёх десятков кораблей, прибыл в бухту Царьграда. Впервые Царьград принимал владычицу огромной и мощной северной страны. Ей был оказан приём и всевозможные почести.

Второй приём был назначен через сорок дней. И всё это время княгиня готовилась к таинству крещения. Крестил её патриарх Палееф, а восприемником из купели был сам император, став, таким образом, её крёстным отцом.

Вернувшись в Киев, по приказу Ольги началось строительство храма во имя Софии. На родине княгини, в Псковской земле срубили и освятили церковь во имя Ильи пророка.

Мудрая княгиня не загоняла людей в купель силой полагая, что люди должны созреть для новой веры.

Политика Святослава

Тем временем князь Святослав подчинял Киеву огромные территории. Начатое ещё Олегом объединение восточнославянских племён было завершено. Русь взяла под свой контроль торговые пути по Волге и Дону, обезопасила южные границы, и заявила о себе, как об одном из сильнейших государств Европы.

в каком году были введены уроки и погосты. img1451. в каком году были введены уроки и погосты фото. в каком году были введены уроки и погосты-img1451. картинка в каком году были введены уроки и погосты. картинка img1451. Княгиня Ольга сознавала, что бунт древлян был вызван алчностью ее покойного мужа. Поэтому, отомстив, она впредь действовала достойно мудрой правительницы.Конечно, если бы Святослав прислушивался к словам своей матери, вероятно, ход истории был бы определён другим путём. Не имея чёткой структуры наследования, разделив земли русские между тремя своими сыновьями, Святослав положил начало междоусобным войнам, длившимся несколько столетий, ибо никогда князья русские не жили в мире.

Но нужно отдать ему должное. Он был славным воином, лучшим из лучших.

Летописи свидетельствуют, что это ему принадлежат знаменитые слова, обращённые к своей дружине: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые сраму не имеют».

Князь на тысячу лет вперёд обозначил русские стратегические интересы на Балканах, предвосхитил будущие походы Петра I и Екатерины II. К сожалению, Святослав был лишён таланта устроителя государства, не дано было ему и религиозного прозрения.

Источник

История России

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Правление княгини Ольги

Тризна по князю Игорю

Ольга была суровой, но справедливой правительницей. Свое княжение она начала с мести древлянам. Легенда сохранила упоминание о жестокой расправе, которую учинила княгиня над убийцами мужа. Дружинники расправились с двумя посольствами, которые направили древляне к Ольге. Послы предложили ей вступить в брак с древлянским князем Малом. Разгневанная княгиня Ольга, сожгла их в бане, но на этом не остановилась. Отправившись в земли древлян для отправления тризны по мужу, она приказала уничтожить свыше 5 тысячи человек. В 946 году дружина Ольги осадила столицу древлян город Икоростень. Не желая терпеть долгую осаду, княгиня приказала поймать кружившихся над городом птиц и привязать к их лапам дымящиеся головешки. Испуганные птицы бросились к своим гнездам, попутно поджигая все на своем пути. Пылающий город сдался, а древляне вновь покорились Древнерусскому государству.

Местью древлянам Ольга не ограничилась. В период правления княгини Ольги были вновь обложены данью (полюдьем) Новгородские и Псковские земли. В правление княгини Ольги произошло введение системы погостов. На погосты были поделены все Новгородские земли, а для самих погостов установлены уроки – фиксированный размер подати. Погостом являлось место сбора дани. Здесь останавливались князь и его дружина во время поездок. На погост приходили торговать и везли подать (плату князю за оборону рубежей или выкуп за освобождение от рабства). Погост стал важной территориальной единицей Киевской Руси. Со временем на погосте стали селиться люди, вокруг него построили селения, а на самом погосте воздвигли церковь.

Новгородский погост. Северная Русь, Рерих Николай

Чтобы избежать недовольства при сборе дани в пользу Киева, Ольга ввела «уроки» и «уставы» (размер и время сбора дани), на каждом погосте был оставлен княжеский представитель – тиун. Правление княгини Ольги было довольно успешным. Суть правления княгини Ольги кратко можно свести к следующему:

Годы правления княгини Ольги на Руси ознаменовались началом каменного строительства. Умная, смелая и для того времени хорошо образованная, именно Ольга первой из русских князей приняла христианство. Произошло это в 955 году. Христианство – единственное, что не ввела в свое правление Ольга, ее сын Святослав крещению противился.

Ольга принимает крещение

Внутренняя политика Святослава

Официально править Святослав начал в 961 или 962 году. Внутренняя и внешняя политика Святослава немногим отличалась от проводимой его матерью. Внутренняя политика Святослава интересовала мало, большую часть жизни он провел в военных походах, предпочитая все внутренние дела поручать советникам и матери. Именно Ольга заключает торговые союзы и принимает послов. Время правления княгини Ольги мирное, историки склонны давать положительную оценку правлению княгини Ольги. В 957 году она пребывает в Царьград, а в 961 году уже в Киеве встречают послов германского императора. Целью посольства являлось укрепление отношений на почве скорого принятия Русью христианства. Но Святослав предпочел остаться язычником, и посольство потерпело неудачу. В правлении княгини Ольги внутренняя и внешняя политика только официально контролируется ее сыном.


Князь Святослав

Внешняя политика Святослава

Основное направление внешней политики Святослава – захватнически-оборонительное. Правление Святослава началось с похода на хазар и вятичей, в дальнейшем он воевал с Византией и ходил за Дунай. В летописи рассказывается о том, что князь был сильным, умным и легким на подъем. За собой обозов (груженные товарами и пищей повозки) не возил, дружину держал в строгости, излишеств не терпел. При необходимости войско перебивалось кониной или добытой на охоте дичиной и шло дальше. О своем намерении идти в поход против конкретного племени князь обязательно предупреждал, отправляя гонца с фразой «Иду на Вы».

Походы на хазар, вятичей

Хазарский каганат был крупнейшим восточным соседом Киевской Руси. Продолжительный отрезок времени хазары взимали дань с северян и радимичей. Олег положил конец этому обычаю, заставив эти славянские племена платить дань Киеву. Но набеги хазар на русские земли продолжились, и это послужило одной из причин похода Святослава на хазар.

Дунайские походы

В Киеве Святослав задерживается недолго. В 967 году собирается войско для похода Святослава на Дунайскую Булгарию. Против князя было выставлено 30-тысячное войско, но Святослав все же захватил около 80 поселений и заставил греков платить дань. По его задумке захваченные земли должны были присоединиться к Древнерусскому государству, образовав русско-болгарскую державу, центром которой должен был стать Переяславец. Болгарский царь Петр и его сын Борис стали вассалами (подданными, зависимыми, находящимися в подчинении) Киевской Руси. Задумка с созданием нового государства и переносом столицы не удалась, и второй раз на Дунае Святославу довелось побывать лишь в 969-972 годах. Дунайские походы Святослава 967-969 были более успешными, чем последующие.

Объединенные силы Святослава и болгарского царя Бориса взяли Пловдив (болгарский город на греческий манер именуемый Филиппополем) и постепенно продвигались к Царьграду, где в это время царствовал Иоанн Цимисхий. Император собрал значительное войско и разгромил недругов у Аркадиополя. Весной 971 года 45-тысячное войско императора окружило дружину Святослава, численностью до 10 тысяч человек в крепости Доростол. Святослав оборонялся три месяца, но был вынужден заключить мир. По мирному договору Святослав получил дань на живых и мертвых воинов и войско его покинуло Болгарию, передав ее под управление греков. Дунайские походы Святослава завершились, поскольку князь был убит во время последнего дунайского похода.

Отношения с Византией

Во время правления Святослава отношения с Византийской империей были напряженными. Мирный договор князя Святослава с Византией постоянно нарушался обеими сторонами. Византия являлась союзником Руси с 907 года. Союз этот был выгоден обеим сторонам, но не защищал от периодически возникающих военных столкновений. В 957 году Византия призывает Святослава для совместного похода против Волжских Булгар. Киевский князь приводит с собой огромную армию, которой испугались не только сами болгары, но и византийцы. Так началась русско-византийская война, закончившаяся поражением русского войска.

Святослав, как и его предшественники, вновь заключил мир с греками и обязался поддерживать Византию во всех ее военных походах, стоять на страже общих рубежей. Греки обещали пропускать русских через Днепровские пороги. Но возникшее между бывшими союзниками напряжение сохранялось вплоть до смерти Святослава и даже до начала княжения Владимира и крещения Руси.

Осада Киева печенегами

Воспользовавшись тем, что Святослав воевал с болгарами и Византией на Дунае, печенеги осадили Киев. До этого они не раз нападали на русских купцов на Днепре, но так близко к столице Древнерусского государства еще не подходили. Лишенный военной защиты в лице княжеской дружины город едва не был взят. Собранное наспех ополчение и дружина мелкого воеводы Претича не могли оказать огромному войску печенегов должного сопротивления. Единственное, что удалось – это хитростью вывести из города саму княгиню и сыновей Святослава. Защита Киева от печенегов была крайне слабой.

Снимать осаду Киева печенеги не спешили, в городе начался голод, люди мучились от жажды. Святославу был послан гонец с просьбой о возвращении. Посланные войска разгромили печенегов под Киевом и отогнали их за пределы государства. Святослав нанес поражение печенегам под стенами Киева, но окончательно их уничтожить не смог, 2 разгром печенегов под Киевом окончательно осуществили уже его потомки.

Ольга нападение печенегов на Киев успешно пережила, но умерла всего лишь через год после этого события, примерно в 969 году. По мнению историков, она прожила не менее 75-80 лет.

Осада Киева печенегами, успешно осуществленная ими в 968 году, показала, что русское государство еще не достаточно крепкое и нуждается в постоянной защите и умелом руководстве. Святослав был отличным воином и хорошим политиком, он умел своевременно просчитывать все важные для страны политические шаги, потому, когда в 970 году начался очередной Дунайский поход, в войске князя были не только русские дружинники, но также печенеги и венгры. Они в решающий момент все же предали князя и сбежали, но своим присутствием подчеркнули умение Святослава быстро находить союзников и вести битвы исключительно на благо русского государства.

Всадник и пешие воины обороняются от врагов

Как погиб Святослав?

Киевский князь Святослав погиб в неравной борьбе с печенегами. Историкам известно, в каком году Святослав погибает. Достоверно известно, что киевский князь Святослав погиб в 972 году.

У порогов Днепра, гибель Святослава

Беспрепятственно достигнув устья Днепра и на лодках, отправившись к его Порогам, князь надеялся уже к осени 971 года достигнуть Киева. Но пороги Днепра перекрыло войско печенегов, нанятое византийским императором для убийства киевского князя. Ослабленная в боях русская дружина не могла справиться с встретившейся на ее пути армией, потому Святослав повернул назад и зимовал в устье Днепра. В начале весны 972 года он предпринимает повторную попытку переправиться через пороги. Между русской дружиной и печенегами завязывается борьба, в которой печенеги убивают Святослава. Место, где погиб Святослав точно неизвестно, но о том, как погиб князь Святослав в древности было сложено немало легенд. В «Повести временных лет» сохранилось упоминание о том, что после убийства Святослава печенеги сделали из черепа его чашу для питья, оковав ее особым образом. Так кочевые племена чтили только своих самых свирепых и храбрых врагов.

Оставшаяся без руководства князя дружина смогла преодолеть сопротивление печенегов и под предводительством воеводы Свенельда вернулась в Киев.

Итоги правления Ольги и Святослава

Положительными итогами правления княгини Ольги и ее сына Святослава стали:

К отрицательным итогам правления княгини Ольги и князя Святослава можно отнести экономическую нестабильность, образовавшуюся в государстве из-за направления всех его ресурсов для обеспечения армии и нужд князя. Проведенная в годы правления княгини Ольги налоговая реформа обеспечила беспрерывный поток дани в казну, но для покрытия военных расходов этого было недостаточно. После смерти князя между тремя его сыновьями Ярополком, Владимиром и Олегом началась борьба за власть, длившаяся вплоть до воцарения на княжеском престоле Владимира и гибели его братьев.

Источник

Княгиня Ольга: устроение земли (первые консервативные реформы в русской истории)

в каком году были введены уроки и погосты. rss main. в каком году были введены уроки и погосты фото. в каком году были введены уроки и погосты-rss main. картинка в каком году были введены уроки и погосты. картинка rss main. Княгиня Ольга сознавала, что бунт древлян был вызван алчностью ее покойного мужа. Поэтому, отомстив, она впредь действовала достойно мудрой правительницы.

в каком году были введены уроки и погосты. 6b2189393ac353c706a2a5318e2f905e. в каком году были введены уроки и погосты фото. в каком году были введены уроки и погосты-6b2189393ac353c706a2a5318e2f905e. картинка в каком году были введены уроки и погосты. картинка 6b2189393ac353c706a2a5318e2f905e. Княгиня Ольга сознавала, что бунт древлян был вызван алчностью ее покойного мужа. Поэтому, отомстив, она впредь действовала достойно мудрой правительницы.

Предание гласит, что, разорив Искоростень, Ольга совершила объезд «Деревьской земли» «с сыном своим и дружиною, уставляюще уставы и уроки; и суть становища ее и ловища». Это известие, вероятно завершавшее эпическое сказание о мести, летописец дополнил своим собственным сообщением о том, что годом позже «иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте погосты и дани и по Лузе оброки и дани; ловища ея суть по всей земле; знаменья [владельческие знаки] и места и погосты, и сани ее стоят в Плескове и до сего дне, и по Днепру перевесища и по Десне, и есть село ее Ольжичи и доселе. И изрядивши возвратися к сыну своему Киеву. »

Княгиня Ольга устраивает погосты и облагает данью Новгородскую землю. Миниатюра Радзивилловской летописи иллюстрирует слова текста: «Иде Олга к Новугороду, и устави по Мьсте погосты и дани, и по Лузе оброки и дани и ловища еа. И изрядивши възратися ко сыну своему к Киеву и пребывше с ним в любви». Художник изображает Ольгу, облагающую данью подданных (слева) и сидящих на княжеских столах Святослава и Ольгу (справа).

Подобная география Ольгиных разъездов безусловно не имеет ничего общего с действительностью, будучи всецело плодом «народного краеведения» — источника, как правило, всеведущего, но крайне ненадежного. Внезапный перенос места действия в Новгород — после семи десятков лет полного забвения этого города, его истории и даже самого его имени (только «словене» дважды всплывают в сообщениях о походах Олега и Игоря на греков) — выглядит очевидной вставкой позднего происхождения, тем более что не названы какие-то особые причины, по которым Ольге необходимо было посетить «словенский» Север сразу же после объезда «Деревьской земли». Вообще, согласно летописной концепции происхождения Русской земли, «уставлением» погостов и даней по Мсте и Луге надлежало бы заняться Рюрику и Олегу, и в высшей степени странно, что наводить элементарный административный порядок в Новгородско-Псковских землях приходится Ольге. Непонятно также, почему погосты, оброки и дани нужно «уставлять» только по Мсте и Луге, игнорируя другие окраины Русской земли.

И.Я. Фроянов попытался спасти историческую достоверность этого летописного фрагмента при помощи сообщений аль-Гарнати и аль-Марвази о меновой торговле у югры. Будучи «народом диким, обитающим в чащах, не имеющим сношений с людьми, боящимся зла от них», это финноугорское племя выработало своеобразные правила торговли: чужеземные купцы оставляли свои товары под священным деревом и уходили; спустя некоторое время они возвращались и находили рядом вещи, принесенные югрой для обмена. Если купцов устраивала ценность предлагаемых вещей, они забирали их. По мысли Фроянова, погосты поначалу имели сакральное, а не хозяйственное значение — это были специально отведенные места для встреч местных финноугорских племен с чужеземцами. Ольга якобы превратила их в места сбора дани, куда приезжали сборщики и приносило дань местное население. Таким образом, опираясь на существовавшие традиции финноугорских племен, она обозначила сакрально защищенные места сбора дани, что соответствовало прежде всего интересам местного населения, чувствовавшего потребность в сакральной защите при встречах с чужаками (Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян. СПб, 1996. С. 427). Это остроумное построение, однако, внутренне противоречиво. Во времена Нестора под погостами, скорее всего, уже понимали не места сбора дани, а волостные центры (в язык средневековых черемис слово погост («пагиах») вошло именно в значении «волость»). Затем, сомнительно, чтобы финноугорское население искало и находило «сакральную защиту» на погостах — учреждениях исконно славянских. К тому же в окрестностях Мсты и Луги жили другие угрофинские народности — весь (вепсы) и водь (Пименов В. В. Вепсы: Очерки этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1969. С. 18–52), которые, возможно, не были такими ксенофобами, как югра. Во всяком случае, ни древнерусские, ни скандинавские средневековые источники не отмечают у финноугорских племен Восточной Прибалтики и Северо-Западной Руси обычаев, подобных вышеописанным.

Кроме того, есть все основания считать, что фраза «устави по Мьсте погосты и дани и по Лузе оброки и дани» является плодом некоего недоразумения, возникшего в процессе переписки и редактирования «Повести временных лет». В Новгородской I летописи младшего извода гидроним «Луза» совсем отсутствует, а в Архангелогородской летописи вместо «по Мьсте» стоит: «помости и погости», и, например, Эверс отдавал предпочтение именно этому варианту, полагая «в высочайшей степени невероятным, чтобы великая княгиня предприняла означенные учреждения по Луге, так далеко на севере» (цит. по: Соловьев С.М. Сочинения. История России с древнейших времен. Кн. I. Т. 1. М., 1993. С. 301, примеч. 212). А. Л. Никитин указывает на другую возможность искажения текста: «Скорее всего,, отождествить «Дерева» с Деревской пятиной «краеведу» помогло выражение “по мьсте”, т. е. “совершив месть”, что было воспринято в качестве указания на гидроним “Мсту”, подвигнув на создание всего фрагмента», а «уже сложившаяся к началу XII в. легенда о происхождении Ольги из Плескова северного, а не Дунайского, позволила домыслить остальное» (Никитин А.Л. Основания русской истории. М., 2000. С. 39, 213).

Излишнее доверие к известию «Повести временных лет» о погостах и прочем приводило к тому, что историки стали усматривать здесь указание на широкие административно-государственные реформы, почти что революционные преобразования, будто бы проведенные Ольгой после подавления «древлянского» мятежа. Но суть данного фрагмента Повести состоит отнюдь не в перечислении Ольгиных «реформ». Подлинный его смысл отлично уловил Н. М. Карамзин: «Историки наши несправедливо думали, что Ольга распорядила в государстве звериную, птичью и рыбную ловлю: здесь говорится о местах, где княгиня забавлялась ловлею, местах известных и в Несторово время под именем Ольгиных».

Объезд княгиней «Деревьской земли», которым заканчивается сказание о мести, побудил летописца представить читателям своеобразную краеведческую справку о достопамятных местах, связанных с именем Ольги. Таких реликвий или именных «Ольгиных» достопримечательностей в средневековой Руси и в самом деле имелось в избытке. Помимо сведений на этот счет «Повести временных лет» известно, что Ольгино имя носила одна из днепровских переправ: «по Днепру перевоз ея и до ныне словеть». Источники XV в. сообщают об Ольгиной горе близ Пскова. В XVII в. Ольгин камень — внушительных размеров валун — лежал на берегу Волги, в версте от устья Мологи. Другой камень с «Ольгиным следом» — выбитым углублением в виде человеческой ступни — находился на легендарной родине святой княгини — у деревни Выбуты под Псковом (Карамзин Н.М. История государства Российского, 5 изд. СПб. 1842. Кн. I. Т. 1, примеч. 377, стб. 104–105). В XIX в. жители Овручского уезда (в бывшей Древлянской земле) показывали любопытствующим туристам и этнографам целый комплекс местных достопримечательностей: «Ольгину долину», «Ольгину гору», «Ольгин колодец» и т. д.

Таким образом, первоочередные государственные мероприятия Ольги были направлены на «уставление» уроков и оброков (известие об учреждении погостов можно не принимать во внимание, поскольку оно относится к мифическому путешествию княгини по Новгородской земле). Под этими терминами вообще понимались различные подати, имеющие точное количественное выражение или измерение, в том числе и нормированная дань. В более поздних памятниках встречаются выражения: «дани по уроку», «а дань имати по оброку». Следовательно, в распоряжениях Ольги не было никаких революционных новшеств. Напротив, «киевская княгиня вводила не столько новые порядки, сколько возвращалась к старым, традиционным, демонстрируя приверженность старине, освященной временем. И главной ее мерой в этом направлении было восстановление (а в некоторых, быть может, случаях и новое подтверждение) фиксированной дани, чему непосредственной причиной явилось восстание древлян, потрясшее Киев и едва не лишившее его прежнего положения и власти в восточнославянском мире» (Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян. С. 432).

Нет ничего невероятного в том, что распоряжения эти (отказ от намерения когда-либо в будущем «примыслити большую дань») могли касаться не только «древлян» но и других данников Киева. Усилия Ольги не пропали даром. Имеется косвенное известие, что ей удалось погасить страсти, вызванные необдуманными действиями Игоря. Византийская «Записка греческого топарха» сообщает о времени, предшествовавшем княжению Владимира, что успехи «варваров» (русов), их «бесстрастность и справедливость» снискали к ним тогда всеобщее уважение, и «города и народы добровольно присоединялись к ним». Пошатнувшееся было политическое основание Русской земли вновь упрочилось.

Княжеские села. Смерды

Своим возникновением они были обязаны массовому захвату русами полона в разгромленной «Деревьской земле». «Древлянская» челядь была приведена на поселение под Киев и посажена на землю. Вероятно, так и появилось село Ольжичи, чье название означает «собственно, тех людей, которые принадлежали к челяди Ольги и по ее имени получили свое прозвище» (Тихомиров М.Н. Крестьянские и городские восстания на Руси XI–XIII вв. М., 1955. С. 31). К слову сказать, подобная практика получила распространение во многих древних обществах: пленников «сажали на землю в специальных поселках и взимали с них дань продуктами земледелия и ремесла» (Хазанов А.М. Социальная история скифов: Основные проблемы развития древних кочевников евразийских степей. М., 1975. С. 144).

В Русской земле посаженных на землю пленников стали именовать смердами. По древнерусским понятиям, они находились в рабском положении, «работали» на князя, но их эксплуатация осуществлялась в рамках даннической системы: смерды платили князю дань. Кроме того, они обязаны были в случае нужды пополнять княжескую дружину вспомогательными отрядами. Поэтому зависимое население княжеских сел не было ни рабами в классическом понимании этого слова, ни крепостными крестьянами. Наделяя свою челядь орудиями труда и землей из находившегося в его владении земельного фонда, князь смотрел на смердов как на свою собственность. Дети смердов наследовали вместе с юридическим состоянием своих отцов и их добро — как полученное от князя, так и благоприобретенное. Но если смерд умирал бездетным, князь забирал в казну его пожитки, собственно возвращал их себе — подлинному владельцу смердьего имущества. В отличие от челядина, находившегося в домашнем услужении, смерд нес материальную ответственность за противоправные проступки, но судился только княжим судом; обладая крайне низким социальным статусом, он вместе с тем пользовался иммунитетом от посягательств «сильных людей» и членов княжеской администрации. Происхождение смердов из княжеских пленников, наделенных средствами производства и обязанных содержать князя и его двор за счет своего хозяйства, обусловило характерную двойственность смердьего состояния: крайне низкий социальный статус при значительном материальном достатке (обеспечивавшем возможность приобретать вооружение), высокой степени юридической защищенности и широких экономических правах.

Устройство Ольгой княжеских сел положило начало формированию на Руси частновладельческой княжеской вотчины. В. О. Ключевский проницательно заметил, что «самая идея о праве собственности на землю, о возможности владеть землею, как всякою другою вещью, вытекла из рабовладения. Эта земля моя, потому что мои люди, ее обрабатывающие, — таков был, кажется, диалектический процесс, с которым сложилась у нас юридическая идея о праве земельной собственности» (Ключевский В.О. Сочинения в девяти тт. М., 1989. Т. I. С. 279).

В третьей четверти Х в., при княгине Ольге, земледелие в Русской земле сделало заметные успехи. В общинных хозяйствах и княжеских селах появились излишки зерна. От Льва Диакона узнаем, что князь Святослав добивался (и добился) у греков разрешения для русских купцов привозить в Константинополь хлеб на продажу.

В исторической литературе высказывалось мнение, что в число государственных мероприятий Ольги следует внести отмену полюдья, ибо начиная с этого времени источники больше не упоминают объездов русскими князьями подвластных земель. Однако этому предположению противоречит обилие местностей, связанных с Ольгиным именем: пускай и не все они расположены в действительных границах Русской земли середины Х в., но едва ли их распространение получило бы такой широкий географический размах, будь Ольга домоседкой. Всего вероятнее, что родоплеменной обычай полюдья исчез не благодаря чьему-то волевому решению, а вследствие постепенного изменения самого строя древнерусской жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *