в каком году были отменены таможенные пошлины

Отмена внутренних таможенных пошлин в России в 1754 году

Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого. Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи. Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию.

Протекционизм Петра Первого

В начале 18-го века экономическая политика Российской империи была основана на идее защиты внутреннего рынка. Таможенные ограничения служили интересам отечественной промышленности. После смерти Петра Первого наступила иная эпоха. При императорском дворе усилилось влияние фаворитов иностранного происхождения, которые не заботились об экономическом развитии России. Указом царицы Анны Иоанновны протекционистская политика, выработанная Петром Первым, была отменена.

Правление Елизаветы Петровны

Вступление на престол новой императрицы изменило взгляды правящей элиты на экономические проблемы страны и способы их решения. В годы царствования Елизаветы Петровны стало очевидно, что одним из наиболее серьёзных препятствий на пути развития отечественной промышленности и торговли является система внутренних таможен. Существовало 17 различных пошлин, которые купцы вынуждены были платить при транспортировке товаров в пределах территории Российской империи.

в каком году были отменены таможенные пошлины. 1915403. в каком году были отменены таможенные пошлины фото. в каком году были отменены таможенные пошлины-1915403. картинка в каком году были отменены таможенные пошлины. картинка 1915403. Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого. Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи. Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию.

Законопроект

Инициатором и вдохновителем реформирования таможенной системы выступил граф Пётр Шувалов. Этот государственный деятель фактически руководил правительством Елизаветы Петровны. Граф Шувалов подготовил проект отмены внутренних таможенных пошлин. Он представил Сенату доклад, обосновывавший необходимость данной реформы. Главной целью снятия ограничений на провоз товаров внутри страны являлось увеличение поступлений в государственную казну. Проект отмены внутренних таможенных пошлин получил одобрение Сената. Он стал основой закона, утверждённого Елизаветой Петровной.

в каком году были отменены таможенные пошлины. 1915400. в каком году были отменены таможенные пошлины фото. в каком году были отменены таможенные пошлины-1915400. картинка в каком году были отменены таможенные пошлины. картинка 1915400. Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого. Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи. Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию.

Отсутствие общего рынка

В те времена Российская империя представляла собой единое политическое и административное пространство, разделённое экономическими границами. Это делало затраты на перемещение грузов внутри страны неоправданно высокими. Многочисленные сборы и расходы на транспорт в сумме могли достигать половины стоимости товара. Это вызывало резкое недовольство купеческого сословия. Пошлины взимались в каждой губернии. Помимо основных сборов, существовало большое количество второстепенных. В среднем на каждые 20 километров пути приходился один таможенный пост.

в каком году были отменены таможенные пошлины. 1915402. в каком году были отменены таможенные пошлины фото. в каком году были отменены таможенные пошлины-1915402. картинка в каком году были отменены таможенные пошлины. картинка 1915402. Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого. Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи. Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию.

Причины отмены

Сложная и запутанная система торговых сборов на дорогах порождала коррупцию и злоупотребления. Государственная власть не обладала ресурсами, необходимыми для искоренения этих явлений. С практической точки зрения установление тотального контроля над чиновниками таможенной службы было невозможно. Единственным путём решения данной проблемы являлась полная ликвидация неэффективной системы. По замыслу автора проекта отмены внутренних таможенных пошлин, это должно было способствовать взрывному росту торговли и промышленности. Кроме того, граф Шувалов предложил альтернативный источник пополнения казны. По его мнению, следовало увеличить сборы, которыми облагались экспортные и импортные товары на внешних границах государства.

Стоит заметить, что утверждённая Елизаветой Петровной отмена внутренних таможенных пошлин по меркам 18-го века являлась прогрессивным шагом. Во Франции и Германии торговые барьеры в пределах территории государства сохранялись ещё в течение нескольких десятилетий.

в каком году были отменены таможенные пошлины. 1915401. в каком году были отменены таможенные пошлины фото. в каком году были отменены таможенные пошлины-1915401. картинка в каком году были отменены таможенные пошлины. картинка 1915401. Отмена внутренних таможенных пошлин в Российской империи устранила препятствия на пути развития торговли. Это разумное решение было принято в годы царствования Елизаветы, дочери Петра Первого. Существовали веские причины, обусловившие ликвидацию торговых барьеров внутри страны. Наличие таможенных застав на российских дорогах ущемляло интересы купеческого сословия и неблагоприятно сказывалось на состоянии экономики империи. Закон, принятый в 1754 году, полностью изменил данную ситуацию.

Проведение реформ

Отмена внутренних таможенных пошлин в 1754 году была осуществлена быстро и организованно. Все торговые сборы на дорогах в пределах империи прекратились. Остались только пограничные таможни, в которых пошлины на экспорт и импорт товаров были увеличены до 13 %. Суммы налогов вычислялись на основе специального табеля стандартных цен на различные виды сырья и промышленных изделий. Реформы не привели к искоренению коррупции, но в целом отмена внутренних таможенных пошлин в России достигла своей цели.

Источник

Страницы истории: таможня при императрице Елизавете

Во времена правления Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг.) государственные монополии, от которых Петр I в конечном счете отказался как от тормозивших прогресс, вновь расцвели на российской почве:

В 1753 г. граф П.И. Шувалов представил в Сенате утвержденный императрицей проект уничтожения внутренних таможен и застав. Эта мера способствовала росту производства товаров, активизации торговли внутри страны, образованию единого экономического пространства и дальнейшему формированию общероссийского рынка.

Однако потерю казны от сбора внутренних пошлин нужно было компенсировать. В 1755 году была увеличена импортная пошлина на ввоз товаров с 5 до 13%. Для дальнейшего увеличения доходов от внешней торговли было решено пересмотреть действующий таможенный тариф.

Новый тариф 1757 г. предусматривал высокие ввозные пошлины на фабричные изделия и сравнительно низкие — на сырье и полуфабрикаты. На ввозимые товары, не производящиеся в России, пошлина устанавливалась в размере 15 — 20% от цены товара, и далее добавлялась внутренняя пошлина в 13%. На товары, производимые в России, ввозная пошлина достигала 40 — 100% от их цены. При этом экспортные пошлины были значительно ниже импортных.

В качестве дополнительной меры для улучшения собираемости таможенных платежей, правительство решило вновь ввести откупную систему. В 1758 г. при содействии главного распределителя монополий – графа Шувалова – все таможенные сборы Российской империи на 6 лет были предоставлены на откуп купцу Никите Шемякину. Инициатива имела печальный конец. В августе 1762 года, после вступления на престол Екатерины II, Никите Тимофеевичу были предъявлены обвинения в подлоге таможенной отчетности, присвоении казенных денег, а также «пропуске через таможни разных товаров за пошлину, гораздо менее высокую, чем какая была назначена в тарифе, от чего происходил подрыв внутренним фабрикам». Контракт с компанией был расторгнут, а Шемякин оказался в тюрьме.

В 1762 г. таможни вновь перешли в казенное ведение и управление, продемонстрировав крах откупной таможенной системы. При всех своих выгодах жесткая тарифная система привела к невиданному развитию контрабанды и злоупотреблениям.

Источник

Таможенный тариф до середины 19 века

В 1819 г., во времена правления Александра I, началась работа по составлению нового тарифа, который вступил в силу в 1820 году. Это было вызвано заключением таможенных конвенций с Пруссией и Австрией, в связи с присоединением к России Польши. Данный тариф считается одним из самых умеренных, когда-либо действовавших в России. Он снял практически все запреты на импорт иностранных товаров и на экспорт русских. Некоторые импортные товары можно было ввозить беспошлинно. Пошлиной не облагалось сырье, вывозимое из России в Польшу и обратно. Одновременно с принятием нового тарифа в Одессе была введена зона порто-франко, что облегчало ввоз и вывоз товаров для иностранных купцов.

В течении следующего двадцатилетия (1822-1842 гг.), в связи с огромным дефицитом госбюджета после смерти Александра и восшествии на престол Николая I, таможенная политика России носила строго охранительный характер. Хотя в это время была отменена часть запретительных статей, а некоторые пошлины сильно понижены, вплоть до издания тарифа 1841г. правительство неукоснительно держалось правила – допускать иностранные товары с пошлинами настолько высокими, чтобы они не могли подрывать русское производство. На те товары, которые не производились и не могли производиться в России, были назначены очень высокие таможенные пошлины, чтобы получать максимальный фискальный доход.

Главные изменения, произведенные изданием тарифа 1841г., заключались в отмене большого числа запретительных статей. Вскоре после его издания появилась потребность сделать некоторые изменения, которые касались, в основном, обложения импорта. Для экспорта были отменены пошлины на юфть, заячьи шкуры, выделанную кожу, льняные ткани, железо и кузнечные изделия, шерсть. Были понижены пошлины на хмель, хлеб, скот и поташ (карбонат калия, применявшийся при изготовлении мыла, стекла, пигментов, удобрений).

В 1848г. начались работы по новому пересмотру таможенного тарифа, который был утвержден 21 апреля 1850 г.

По материалам книги К. Лодыженского «История русского таможенного тарифа», С-Петербург, 1886 год

Источник

Таможенный тариф во времена Петра Первого

До 1724 года были запрещены к ввозу в Россию или обложены высокими пошлинами немногие товары: некоторые шелковые изделия, краска бакан (карминовый лак), иглы. Лишь в 1723 г. Петр пришел к убеждению, что главной причиной отставания производства в стране была конкуренция иностранных изделий.

В 1724 году был издан новый таможенный тариф, который имел протекционистский характер и был направлен на защиту внутреннего производства.

На товары, которые изготавливались в России в достаточном количестве, назначалась пошлина в размере 75%. В их числе оказались скатерти, салфетки, парусина, шелковые парчи, тафта, ленты, колпаки, очищенный воск, крахмал, поташ, купорос, скипидарное масло, железо «не в деле», иглы, пергамент и другие.

Высокопокровительственная пошлина в размере 50% от цены была наложена на голландские полотна, бархат, волоченное и пряденое серебро, карты, шелковые парчи.

К беспошлинному ввозу разрешались изделия из драгоценных металлов, огородные семена, животные, кроме лошадей, многие строительные материалы, некоторые продукты питания: апельсины, лимоны, устрицы и т.п.

Так как во времена издания таможенного тарифа правительство стремилось увеличить грузопоток в порту Санкт-Петербурга, было установлено правило, чтобы с товаров, привозимых и отпускаемых через Архангельскую таможню (кроме местных продуктов – леса, дегтя и пр.), взимались пошлины на 25 % выше установленных в тарифе.

По материалам книги К. Лодыженский «История русского таможенного тарифа» (1886)

Источник

Таможенный тариф в начале 19 века

Вступивший на российский престол император Павел I в начале своего правления смягчил таможенную политику Екатерины в отношении бойкота Франции и разрешил ввоз голландских и некоторых французских товаров (вина, оливкового масла, оливок, каперсов, анчоусов, аптекарских материалов) на нейтральных судах. В конце 1797 года был опубликован новый таможенный тариф, который мало отличался от тарифа 1782 года. Пошлины на большинство товаров были оставлены в прежнем размере, повышены только на некоторые. Все иностранные товары могли ввозиться через 3 портовые таможни – петербургскую, одесскую и рижскую – и 3 сухопутные. Этот тариф просуществовал без важных изменений до конца правления Павла I, когда были приняты меры, относящиеся к внешней торговле. В конце 1800 года запретили ввоз в Россию тканей, стекла, фарфора и фаянса, чтобы поощрить внутреннее производство. Кроме этого, в начале 1801 года были изданы правительственные указы о запрете вывоза всех русских товаров морским путем. Учитывая номенклатуру экспорта тех времен, в большей степени это коснулось вывоза зерна, пеньки и льна английским торговым флотом. Такие внешнеэкономические мероприятия вызывали резко негативное отношение к императору со стороны правящего класса страны – помещиков.

После того, как весной 1801 российский трон занял Александр I, часть запретов была снята. В 1803 – 1807 гг. были повышены ввозные пошлины на сахар, ткани и х/б пряжу, но разрешен беспошлинный ввоз машин и инструментов для оборудования фабрик и мануфактур.

В 1809 г., ввиду падения курса рубля, было принято решение о разработке финансовых мер, в том числе нового таможенного тарифа, посредством которого можно было бы достигнуть сокращения импорта и облегчения вывоза русского продукта. Тариф 1810 года носил запретительный или протекционистский характер, но фактически отменял континентальную блокаду Англии, так как разрешался ввоз английских товаров и вывоз сырья и полуфабрикатов на нейтральных судах. На некоторые предметы потребления (кофе, сахар) введена была высокая пошлина, а экспорт предметов роскоши (шедших преимущественно из Франции) был запрещен вовсе. Все предметы, не указанные в Положении о торговле на 1810 год ( например, х/б ткань, нитки, сахар, фрукты, рыба, хмель и др.) стало невозможно ввозить в Россию. Введение тарифа привело к развитию промышленности страны, но чуть позже, во время Отечественной войны 1812 года, большинство фабрик было уничтожено.

В 1815 г. соображения внешней политики склонили Александра I к отмене запретительной системы. В конце 1815 г. император поручил особому Комитету разработать новый тариф в отмену Положения 1810 г.

В начале 1816 г. проект был внесен в Государственный Совет, одобрен и опубликован весной того же года. Тариф 1816 года представлял собой меру переходную и довольно осторожную. Запреты были сняты примерно наполовину, а таможенные ставки колебались от 15 до 35%. Либеральные таможенные ставки привели к неблагоприятным последствиям для русских купцов и промышленников. Они послужили усилению ввоза, а вывоз остался почти прежним, что сделало внешнеторговый баланс менее благоприятным в отношении поступления валюты в страну.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *