в каком году были гладиаторы в риме
Гладиаторские бои: от зарождения — к упадку
Гладиаторы Древнего Рима стали одним из символов Античности. За несколько веков игры прошли путь от ритуала до развлечения горожан.
Пытаюсь ставить сызнова. И первый акт
Понравился; внезапно слух разносится,
Что будут гладиаторы; народ бежит,
Шумят, кричат, дерутся за места вокруг.
(Теренций. Свекровь)
Гладиаторские бои в Древнем Риме: эпоха Республики
Предположительно, римляне заимствовали идею гладиаторских боев у своих соседей этрусков или самнитов. У италийских народов были обычаи приносить в жертву пленников на похоронах знатных граждан и полководцев, но эти народы заставили обреченных сражаться.
Первые гладиаторские игры состоялись в Риме в 264 году до н. э. Их организовали сыновья Юния Брута Перы на похоронах отца. В этих первых засвидетельствованных в источниках гладиаторских боях приняли участие три пары бойцов.
Следующие засвидетельствованные в источниках игры состоялись еще через 49 лет — в 215 году до н. э. на похоронах Эмилия Лепида. Игры продолжались три дня, и в них приняли участие 22 пары поединщиков. Следующие известные гладиаторские бои состоялись еще через 15 лет (в 200 году до н. э.). Их устроителями были сыновья Марка Валерия Левина, героя войн с Македонией и Карфагеном. На играх в честь Левина сражались уже 25 пар бойцов.
Следующие гладиаторские бои состоялись в 183 году до н. э. в память понтифика Публия Лициния Красса. Они показывают рост интереса к поединкам гладиаторов и стремление римлян затмить предшественников — наследники Красса выставили 60 пар поединщиков. Упомянутые выше гладиаторские бои могли быть не единственными: более скромные игры остались вне поля зрения античных писателей.
К середине II века до н. э. организация гладиаторских боев стала стоить намного дороже. Возможно, поэтому на играх в память Тита Квинкция Фламинина в 174 году до н. э. было выставлено только 37 пар гладиаторов. Поединки гладиаторов стали не только частью ритуала на похоронах римлянина, но и любимым зрелищем горожан. Сохранилась история, как зрители дружно ушли с пьесы Теренция, услышав, что скоро неподалеку начнутся гладиаторские бои.
В завещаниях римские граждане давали указания о проведении в их память гладиаторских боев. Поединки проходили не только на форумах и в театрах, но и на пирах. Организатор пира мог приобрести гладиаторов, которые развлекли бы гостей поединком.
Обычай гладиаторских боев перенимали соседи римлян. Царь государства Селевкидов Антиох IV, живший в Риме заложником, устроил в своем царстве гладиаторские бои. Сначала профессиональных гладиаторов ему привозили из Рима, а затем стали обучать на месте. Лузитаны устроили бои гладиаторов на похоронах своего вождя Вириата.
В эпоху гражданских войн богатые и честолюбивые римляне продолжали выкладывать денежные суммы на гладиаторские бои наравне с театральными представлениями и банкетами. Например, Юлий Цезарь в должности эдила выставил для игр 320 пар гладиаторов. Организаторы игр предлагали нововведения. Например, в последний день игр, устроенных Скрибонием Курионом, сражались гладиаторы-победители первого дня.
Формально поединки гладиаторов проводились в память умерших римлян. Но фактически они стали зрелищем, которые организовывали политики для укрепления собственной популярности.
Обязанностью курульных эдилов была организация ежегодных игр. Часть средств эдилы получали из казны, но должны были добавлять и собственные. Популярность политика среди народа и элиты на должности эдила давала римлянину шанс на дальнейшую карьеру, поэтому в дополнение к государственным празднествам эдилы в частном порядке устраивали гладиаторские бои.
Зрителями боев были не только простые граждане, но и патриции с всадниками. Честолюбивый организатор игр стремился заслужить их поддержку, вкладывая средства в гладиаторские бои и другие зрелища. Пренебрежение зрелищами могло помешать карьере. Например, от Суллы ждали, что он станет эдилом и покажет горожанам игры с участием животных из Северной Африки. Полководец подал заявку на должность претора, минуя должность эдила, и потерпел поражение.
Были приняты законы, ограничивающие влияние игр на политическую жизнь. По одному закону организатору запрещалось распределять места на играх по трибам, на которые делились римляне и тем самым подкупать их. По инициативе Цицерона был принят закон, который запрещал устраивать гладиаторские бои римлянину, который добивался или собирался добиваться в ближайшее время государственных должностей.
В смутную эпоху гражданских смут политики приобретали гладиаторов для частных армий. Они не гнушались использовать их в политической борьбе. Цецилий Метелл Непот привел своих гладиаторов на Форум, чтобы запугать политических противников. Фавст Сулла, сын диктатора, окружил себя отрядом из 300 телохранителей-гладиаторов. В 50-е годы до н. э. гладиаторы участвовали в стычках между сторонниками политиков на улицах Вечного Города.
Римский Колизей: гладиаторы и империя
Закон Августа передавал организацию игр в Риме преторам, которые получали для этого деньги из казны. Возможность вкладывать в игры свои средства была ограничена. Это решение было одним из шагов к ограничению амбиций римских аристократов.
Ежегодные гладиаторские игры проходили в декабре. Император Клавдий передал их организацию от преторов к квесторам. При Веспасиане ежегодные квесторские игры были отменены, но его сын Домициан возродил ежегодные бои гладиаторов.
Использование поединщиков для поминовения усопших в эпоху империи сошло на нет. Но гладиаторские бои приурочивали к религиозным торжествам. Более того, игры проводились во благо императора и членов его семьи. Это был своеобразный ритуал, согласно которому жизни гладиаторов обменивали на благополучие членов правящей семьи.
Чтобы провести в Риме гладиаторские бои за свой счет, римлянин должен был получить разрешение Сената. Кроме того, он не мог провести в год больше двух игр и не мог привлечь для состязаний больше 60 пар бойцов.
В провинциях игры стали проходить за счет государства, а не только частных средств. В то же время местные элиты боролись за должности, поэтому продолжали организовывать гладиаторские бои за свой счет.
Пышные игры позволяли себе устраивать только императоры. При Августе были составлены правила проведения гладиаторских игр. В их число входило распределение мест — первый ряд резервировался за сенаторами, отдельный сектор был для солдат, а женщины имели право наблюдать за боями только из самых последних рядов.
За свое правление Октавиан устраивал гладиаторские бои 27 раз. На играх в честь освящения храма Божественного Юлия помимо обычных поединков по приказу Августа была устроена битва между пленными даками и свевами.
Клавдий подходил к организации игр с фантазией. Всем известна организованная им в 52 году н. э. навмахия — морская битва на Фуцинском озере. Во время других игр гладиаторы изображали взятие города и завоевание Британии.
При Нероне на арену вышли римские граждане из числа сенаторов и всадников, а также женщины-гладиаторы, при Домициане — гладиаторы-карлики. Вителлий одновременно провел игры во всех 265 кварталах Вечного Города.
В 79 году н. э. при императоре Тите был открыт знаменитый Колизей. Ранее игры проходили в амфитеатре Марсового поля. В честь открытия Амфитеатра Флавиев прошли растянувшиеся на 100 дней игры.
При Траяне гладиаторские бои продолжались 123 дня, а их участниками стали более 10 тысяч бойцов. Сначала состоялись отборочные бои, победители которых продолжили сражаться дальше.
Преемники Траяна неохотно спонсировали гладиаторские бои. Марк Аврелий отменил доходный для казны налог на продажу гладиаторов, объявив, что казне не нужны запятнанные кровью деньги. Исключением стал Коммод, лично сражавшийся на арене.
В III веке н. э. игры стали скромнее. Исключением стали гладиаторские бои, устроенные Филиппом Арабом в числе других мероприятий в честь 1000-летия Рима. Последние пышные бои устраивал Диоклетиан.
Конец гладиаторских игр
Хотя Константин отметил свою победу в гражданской войне гладиаторскими играми, со временем он принимал меры к ограничению жестокой забавы. Был издан эдикт, по которому преступников запрещалось отправлять в гладиаторские школы. Для Рима и нескольких других городов, впрочем, сделали исключение. В 357 году легионерам запретили добровольно поступать в школы для гладиаторов.
Тем не менее в эпоху Константина игры еще проводились. Представители испанского города Гиспеллум обратились к императору с просьбой разрешить сделать жертвоприношение и провести в его честь гладиаторские бои. Константин запретил проводить жертвоприношение, но поединки гладиаторов разрешил.
Закономерно, что христиане с самого начала осуждали гладиаторские бои. Легенда связывает конец кровавых игр в Риме с христианским монахом Телемахом в начале V века н. э. Писали, что он ворвался на арену и попытался остановить сражающихся гладиаторов. Разозленные зрители расправились с монахом. Из других источников известно, что Телемаха убили гладиаторы по приказу городского префекта. Попытка святого остановить поединок была легендой.
Во второй половине IV века н. э. гладиаторы последние разы появляются в текстах историков. Римский епископ Дамасий по старой римской традиции нанял гладиаторов телохранителями в 367 году. Чуть позже в Сирии один из епископов нанял гладиаторов для разгрома языческих храмов.
Валентиниан I окончательно запретил отдавать в гладиаторы преступников. А в 397 году н. э. последний раз упоминаются школы гладиаторов. Игры не были официально запрещены, а прекратились сами собой с обращением большей части римской элиты и простых людей в христианство.
Гладиаторские бои в Древнем Риме
Гладиаторские бои в Древнем Риме издавна вызывали самые разные эмоции у современников и исследователей. Сражавшихся на арене людей одновременно любили, презирали и боялись.
Кровопролитные схватки пробуждали азарт, зачастую заставляли восхищаться достоинством и поведением бойца, даже женщины увлеченно наблюдали за исходом битвы.
История
Уже более полутора тысяч лет прошло с тех пор, как мир попрощался с Римской империей, которая в свое время была величайшим государством. Тем не менее до сих пор человечество помнит любовь римлян к кровавым и жестоким развлечениям. Речь идет о гладиаторских боях, излюбленном зрелище каждого жителя империи.
Первые гладиаторские бои
Сейчас сложно достоверно узнать, когда и почему появились гладиаторские бои.
По одной из версий, основанной на записях греческого историка Николая Дамасского, принято считать, что они возникли в Этрурии и были частью похоронного обряда.
Впоследствии эта теория нашла подтверждение. В городе, который считается одним из самых древних поселений этрусков — Тарквиния — проходили археологические раскопки. Исследователи обнаружили изображения похорон, и одним из сюжетов были игры, ставшие прообразом гладиаторских боев.
Очень быстро из похоронного обряда, сопровождавшегося жертвоприношением, игры превратились в публичное развлекательное зрелище.
Спустя несколько десятков лет — в 216 году до н.э. — обряд повторился, на этот раз в память консула Маркуса Эмилиуса Лепидуса. Масштаб действа был более серьезным — трехдневные бои, в которых приняли участие 22 пары бойцов.
Следующим политиком, удостоенным такой великой чести, стал Публий Лициний Красс, скончавшийся в 183 году до н.э. Похороны были отмечены играми, в которых сражались 120 гладиаторов.
Постепенно обычай настолько укоренился среди римлян, что летописцы даже не упоминали об этих «малых» боях.
Почему гладиаторские бои стали популярными
Интерес народа к кровавому зрелищу быстро рос, и оно стало настолько неотъемлемой частью жизни римлян, что в 105 году до н.э. Рим получил предложение от консулов оплачивать бои из казны. Первые же сражения, где выступали обученные за государственный счет гладиаторы, снискали такую невероятную популярность, что быстро стали публичными.
До наших дней дошел известный лозунг «Хлеба и зрелищ!» Именно в нем секрет популярности гладиаторских боев. Простым римлянам была хорошо знакома нищета. На протяжении всей жизни они боролись с голодом, и император, прекрасно понимая, как опасна доведенная до отчаяния чернь, таким образом дарил праздник своему народу.
Пик популярности
Выступления гладиаторов постепенно достигли пика популярности, став любимейшим развлечением как знати, так и плебса. Теперь это были не просто бои, а настоящее шоу, призванное как можно сильнее поразить воображение зрителей.
О предстоящем празднике люди узнавали заранее, читая объявления на специальных щитах. Там указывалась вся необходимая информация: дата, время, повод, количество бойцов, имена наиболее знаменитых гладиаторов, порядок выступления.
Последнюю ночь перед боем будущие участники проводили на пиру. Для них заказывались изысканные лакомства, играли музыканты, танцевали прекрасные девушки.
Утром жители города любовались торжественным шествием гладиаторов. Перед ними шли ликторы, за ними — трубачи и свита. В конце процессии шел писарь и человек, в руках которого была пальмовая ветвь, которая использовалась для воздания почестей победителю.
Попробуйте мысленно перенестись на места для зрителей, прочувствовать атмосферу кровавого праздника. Итак, действо начинается.
Сначала на арену выпускают диких животных — львов, тигров, медведей, которым не давали пищи несколько дней, чтобы как можно сильнее озлобить их. Неудивительно, что сразу же разгорается настоящее сражение. Другой вариант — звериная охота. Против животных выходит специальный гладиатор — venator. Вместо доспехов на нем несколько кожаных полосок, а защищаться приходится только копьем.
Затем зрителям предлагают следующее зрелище — казнь преступников или христиан, которых безоружными выгоняли на арену и отдавали на растерзание голодным и яростным животным.
Перед зрителями появляются главные действующие лица — гладиаторы. Сейчас они вооружены лишь деревянными мечами, но в результате боя никто не погибнет. Сражение — своего рода разминка, которая подготавливает бойцов и зрителей. Специальные служащие — ланисты — знакомят публику с участниками схваток.
Бои были достаточно короткими, чтобы не успели наскучить. Всего 10-15 минут, и исход очевиден. Сигналом к началу схватки был звук, издаваемый с помощью рога. В течение дня посетители могли увидеть не более 10-13 боев.
Гладиаторы были обязаны соблюдать определенные правила, за этим следили судьи (summa rudis). Обычно на эту должность назначали отставных гладиаторов, и каждое их суждение безоговорочно принималось.
Проигравший, но еще живой воин обращался к судье, признавая свое поражение, поднимал вверх три пальца – большой, указательный и средний. Теперь его судьба зависела от желания публики. Гладиатор, снискавший уважение своим мастерством, храбростью и умением сражаться мог рассчитывать на помилование, но в случае отказа он должен был пройти еще через одно испытание — умереть, глядя в глаза сопернику и не теряя достоинства.
Победитель получал лавровый венец и деньги. Если гладиатор был осужденным или рабом, его могли одарить высшей наградой — деревянным мечом, символизировавшим свободу.
Особенного успеха в проведении игр достиг Юлий Цезарь, который возвел бои в искусство, наделив их элементами театра. Например, за короткое время на арене сооружались впечатляющие декорации, копировавшие стены Карфагена, первая часть гладиаторов изображала легионеров, а вторая — карфагенян.
Другое дошедшее до нас свидетельство гласит, что схватка гладиаторов проходила среди свежесрубленных деревьев, изображавших лес, и повторяла битву римских легионеров с германцами.
Навмахии – морские сражения
Для властителя не было ничего невозможного, и самые фантастические сценарии обязательно исполнялись. Например, устраивались даже инсценировки морских сражений, которые назывались навмахиями (naumachia).
46 год до н.э. — жители города понимают, что их ждет невиданное зрелище. На Марсовом поле (Campus Martius) выкопано искусственное озеро невероятных размеров. 16 галер сошлись в ожесточенной битве, 4000 гребцов приводили их в движение, 2000 гладиаторов проливали кровь друг друга.
Казалось, невозможно провести более впечатляющие игры, но спустя 44 года Октавиан Август порадовал римлян навмахией, где сражались уже 24 корабля и 3000 воинов. Жители города получили возможность воочию увидеть, как происходила битва при Саламине — морское сражение между греческим и персидским флотами, произошедшее в 480 г. до н. э..
Император Клавдий побил этот рекорд. Действие перенеслось на Фуцинское озеро (Lago Fucino), а в отчаянном бою встретились уже 50 кораблей, на которых находилось 20 тысяч человек. Все зрители были в невероятном восторге от зрелища.
Гладиаторские бои были излюбленным зрелищем римлян, они не только давали людям яркие эмоции, азарт, но и усиливали чувство патриотизма. Часто бойцов одевали и вооружали как представителей покоренных народов. Поединки снова и снова доказывали могущество Римской империи.
Запрет боёв
Со временем государство вступило в эпоху кризиса. Участились вторжения врагов, разразилась опустошительная эпидемия чумы, довершили дело экономический спад и Гражданская война. Все активнее распространяется христианство, уже многие знатные люди начинают исповедовать эту религию. Бои гладиаторов постепенно теряют свою популярность.
Первая попытка их отмены была сделана в 315 году н.э. Император Константин I запретил отдавать людей на растерзание животным на арене.
В 365 году н.э. уже другой император — Валентиниан I ввел штрафы для тех судей, которые продолжали выносить подобные приговоры для христиан.
Император Гонорий в конце IV — начале V века н.э. закрыл школы, где обучались гладиаторы.
В 438 году Валентиниан III еще раз наложил запрет на гладиаторские бои, и спустя год историки упоминают о последних играх в Риме.
Сооружения – где проходили бои?
Первые сражения проходили на городских рынках, где существовали открытые площадки. Чтобы знатные люди могли со всеми удобствами наслаждаться зрелищем, для них возводили временные места на возвышенностях. Бои завоевывали все большую популярность, и потребовались специальные сооружения.
Сначала амфитеатры были деревянными. Каменная постройка была возведена в Риме в 29 году до н.э. Плиний упоминает, что она вмещала около 80 тыс. зрителей, в ней было три этажа, украшенных статуями и отделанных мрамором. Спустя 35 лет пожар уничтожил этот амфитеатр, так как он был создан на деревянном каркасе.
Амфитеатр
В 80 году н.э. римский народ получил поистине императорский подарок. Тит Флавий Веспасиан построил амфитеатр, останки которого мы можем видеть и сейчас — Колизей (Colosseo).
Великолепное сооружение было поистине чудом инженерной мысли.
Особое внимание уделялось удобству зрителей – при входе они имели возможность купить различные сувениры, а специальный персонал помогал найти свои места. Знать наблюдала за боями, комфортно устроившись на сидячих трибунах в тени навесов. Плебс располагался выше и все время действия проводил на ногах.
В коридорах, которые вели к трибунам, кипела жизнь. Расхваливали свой товар многочисленные торговцы, предлагавшие различные лакомства и списки гладиаторов, толпились люди, возбужденные предстоящими боями.
Зрители
Передние ряды занимали самые привилегированные люди. Здесь были сиденья для сенаторов, членов знатных семей, солдат. При Августе женщины смотрели на бои со специально отведенных мест.
Знаменитые гладиаторы были хорошо известны публике. Многие зрители имели своих любимцев и всячески поощряли их. Более того, по требованию народа победителя могли вознаградить свободой. Заключались пари на исход битвы, и здесь проигрывали или выигрывали целые состояния.
Например, известен досконально описанный бой между двумя популярными гладиаторами — Верусом и Прискусом. Каждый из них имел своих поклонников, азарт публики особенно подстегивался тем, что воители были лучшими друзьями.
Культура
Конечно, такое значительное явление не могло найти отражения в культуре. Многие деятели искусства вдохновлялись боями гладиаторов.
Картины
В 1872 году французский художник Жан-Леон Жером увековечил трагический момент на своем полотне «Pollice verso», что переводится с латыни как «поворот большого пальца».
Картина передает всю гамму эмоций — и ожидание победителя, и единогласный вердикт разгоряченной толпы, и обреченность побежденного, признающего свое поражение. Сейчас шедевр находится в музее искусств (phxart.org) города Финикс, штат Аризона.
Целый цикл посвятил воителям итальянский художник Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico).
Впечатляющий портрет «Гладиатор» создал в 2008 году Андрей Шишкин.
В музыке
Группа «Ария», в репертуаре которой немало хитов на исторические темы, не обошла своим вниманием и эпоху Древнего Рима.
Песня «Колизей», представленная слушателям в 2002 году, ярко рассказывает о судьбе пленника, который стал гладиатором. Автор текста Александр Елин смог подобрать очень выразительные слова, дающие возможность почувствовать переживания героя и атмосферу боев.
5 лучших фильмов про гладиаторов
Особенно значительное отражение эти игры нашли в кинематографе. Режиссеры и актеры с максимальной достоверностью воспроизводили на экране бои, насыщая их трагизмом и эмоциями.
Интерес к этой странице истории до сих пор не иссякает. Множество исследователей снова и снова изучают обнаруженные исторические источники, рассказывая о них миру.
Между песком арены и полем боя
Гладиаторы были кумирами римского простонародья. Их поединки происходили редко и были любимым зрелищем, собиравшим массы зрителей. В эпоху кризиса Римской республики поединки гладиаторов переместились с арены на городские улицы и площади Рима, а цирковые атлеты превратились в банды головорезов на службе честолюбцев.
Политический вес зрелищ
Обычай устраивать бои гладиаторов зародился и приобрёл широкое распространение в Риме на рубеже III–II веков до н. э. Первоначально гладиаторские игры устраивались по инициативе частных лиц, которые, желая представить публике бой специально обученных бойцов, обращались к помощи предпринимателей-посредников. Эти последние занимались тем, что на свой страх и риск покупали на рынке военнопленных и молодых рабов с подходящими физическими данными, которых в закрытых школах обучали искусству фехтования специальные учителя. В дальнейшем бойцов сдавали за большие деньги устроителям игр. Если гладиаторам удавалось пережить выступление, они возвращались к своему хозяину. Большинство рано или поздно погибало, некоторому числу счастливчиков удавалось получить свободу или дослужиться до должности учителя фехтования.
По мере роста популярности зрелища количество гладиаторских школ и число обучавшихся в них бойцов возрастало. Некоторые из них нам известны по именам своих владельцев. Например, в Риме была гладиаторская школа, принадлежавшая некоему Аврелию Скавру, а в Капуе — школа Лентула Батиата, в которой началось восстание Спартака. По словам Плутарха, в этой школе обучалось не менее 200 бойцов, большинство из которых были галлами и фракийцами.
Успех гладиаторских игр у простонародья стимулировал соискателей государственных должностей устраивать соответствующие зрелища для увеличения своей популярности среди избирателей. Прежде всего это касалось кандидатов на должность эдила, с которой начиналась политическая карьера знатных римлян. Обязанностью эдилов была организация театральных и цирковых представлений, в дополнение к которым они обещали избирателям организацию гладиаторских поединков.
Организация и проведение игр могли стоить устроителю целого состояния. Юлию Цезарю во время его эдилитета, чтобы обойти конкурентов, пришлось вывести на арену рекордные 320 пар бойцов, сражавшихся в серебряных доспехах. Это число так напугало сенат, что он законодательным путём ограничил количество гладиаторов, которые могли находиться в собственности частного лица. Зато Цезарь играми завоевал безоговорочную любовь простонародья, которой пользовался до конца своих дней. Уже одержав победу в Гражданской войне, Цезарь представил римской публике удивительное зрелище битвы двух полков по 500 пехотинцев, 300 всадников и 20 боевых слонов в каждом.
Впрочем, в некоторых случаях известная щедрость или особые возможности кандидата могли сослужить ему дурную службу. Сулла, домогавшийся должности претора, проиграл выборы. О курьёзных причинах его провала пишет Плутарх:
«Виновницей тому была, по его мнению, чернь: зная дружбу его с Бокхом (царем Мавритании) и ожидая — в случае если он прежде чем стать претором, займет должность и эдила — великолепной травли африканских зверей, она избрала преторами других соискателей, чтобы заставить его пройти через эдильскую должность».
Телохранители и убийцы
Ограничительные постановления сената имели под собой серьёзные основания. Речь шла не просто о манипуляции общественным мнением. В последние десятилетия республики честолюбивые и решительно настроенные политики стали обзаводиться своего рода отрядами телохранителей из числа гладиаторов, чтобы в крайнем случае добиваться достижения политических целей силовыми методами.
18 января 52 года до н. э. оба лидера случайно встретились в окрестностях Рима на Аппиевой дороге. Клодий, возвращавшийся из загородного имения, ехал верхом в сопровождении двух или трёх друзей и примерно 30 рабов, вооружённых мечами. Милон, наоборот, направлявшийся из Рима, ехал в повозке с женой, причём за ним следовала большая (до 300 человек) толпа рабов, среди которых были и гладиаторы.
Участники гражданских войн
В эпоху гражданских войн все их участники зачисляли гладиаторов в состав своих армий. Начало этой практике положил Гней Помпей, когда в 49 году до н. э. предоставил свободу бойцам, обучавшимся в принадлежавшей Цезарю гладиаторской школе в Капуе. «Их было 5 тысяч человек, — писал Цицерон, — как говорили, они намеревались сделать вылазку». Помпей предусмотрительно распределил гладиаторов среди своих сторонников, передав их по двое каждому в качестве телохранителей, и тем самым исключил возможность их военного применения.
Заговорщики, убившие Цезаря в марте 44 года до н. э., использовали отряды нанятых ими гладиаторов, чтобы захватить власть в столице и нейтрализовать врагов. Децим Брут Альбин включил гладиаторов в состав своей армии, с которой зимой 43 года до н. э. выдерживал осаду Марка Антония. Последний также имел гладиаторов среди своих телохранителей, число которых достигало 6 000 человек. Гладиаторы сражались в составе армии его брата Луция Антония во время Перузийской войны против Цезаря Октавиана осенью 41 — зимой 40 года до н. э. и до конца сохраняли преданность нанимателю.
Наиболее поразительная история, связанная с участием гладиаторов в военных действиях, произошла в 31–30 гг. до н. э. на заключительном этапе Гражданской войны. Её рассказал Кассий Дион. Если бы эту историю не подтверждали другие авторы, её можно было бы счесть выдумкой:
«Мне остаётся только удивляться тому, что в то время как многие другие, несмотря на щедрые дары со стороны Антония и Клеопатры, покинули их в трудный час, те, которые, презираемые всеми, предназначались для гладиаторских боёв, проявили по отношению к ним великую преданность и мужественнее всех сражались за них. Эти бойцы готовились в Кизике для тех игр, которые Антоний и Клеопатра предполагали устроить по случаю победы над Цезарем, и как только узнали о том, что произошло, они отправились в Египет, чтобы помочь своим хозяевам. Именно они храбро действовали и против Аминты в Галатии и против сыновей Таркондимота в Киликии, которые прежде были самыми близкими друзьями Антония и Клеопатры, а теперь, когда изменились обстоятельства, переметнулись на сторону их противника, а также против Дидия, препятствовавшего их проходу через Сирию. Тем не менее им не удалось пройти в Египет. Но даже после того, как они были окружены со всех сторон, они не приняли ни одного предложения о сдаче, несмотря на щедрые посулы Дидия. Более того, они призвали к себе Антония, считая, что вместе с ним даже в Сирии будут лучше сражаться. Но потом, когда ни он сам не прибыл к ним и не прислал им никакого ответа, они решили, что он погиб, и неохотно согласились на мир при условии, что никогда не будут сражаться в качестве гладиаторов. Они получили от Дидия Дафну, предместье Антиохии, где должны были жить до тех пор, пока вопрос об их судьбе не будет представлен на усмотрение Цезаря. Позднее они были обмануты Мессаллой: их отправили в разные области под предлогом зачисления в легионы, а потом тем или иным способом с ними расправились».
Гладиаторы в армии
В армии гладиаторы особенно ценились за своё мастерство фехтования. Гладиатор, прошедший курс обучения, умел с одинаковой ловкостью сражаться как левой, так и правой рукой и владел самыми изощрёнными приёмами боя. Некоторые римские военачальники стремились использовать этот опыт для обучения своих войск. Известно, что ещё в 105 году до н. э. консул Публий Рутилий, отправляясь на войну против кимвров, поручил ланистам из гладиаторской школы Аврелия Скавра обучить своих солдат более сложным приёмам нанесения и отражения ударов.
Однако эти попытки чаще всего не имели успеха. Гладиаторы, наподобие современных спортсменов, всё своё время проводили в спортивных тренировках, что было недоступно абсолютному большинству рядовых солдат. Это различие в уровне подготовки сказывалось и на итоге происходивших сражений. Аппиан отмечает, что во время стычек, постоянно происходивших на подступах к укреплениям осаждённой Перузии осенью 41 — зимой 40 года до н. э., воины Октавиана неизменно превосходили противника в метании копий. В рукопашных схватках победа обычно доставалась гладиаторам Луция Антония.
Из описания Тацитом боевых действий в ходе Гражданской войны между Вителлием и Отоном в начале 69 года следует, что опыт применения отрядов, созданных из гладиаторов, оказывался скорее неудачным. Даже на поле боя они были не в силах устоять перед натиском солдат регулярной армии. Когда во время Маркоманнской войны император Марк Аврелий попытался вновь включить гладиаторов в состав действующей армии, этот опыт опять оказался неудачным.
Интересно, что многие римские профессиональные военные были безразличны к гладиаторским играм. Гней Помпей, как это известно со слов Цицерона, считал их пустой тратой времени. Цезарь вызывал нарекания римской толпы, продолжая работать с бумагами даже во время представлений. Император Тиберий, сам опытный военный, даже сократил количество устраиваемых зрелищ и число их участников. Веспасиан также был равнодушен к гладиаторским боям, а его сын Домициан, когда толпа требовала от него зрелищ, в насмешку над ней вывел на арену карликов.