в каком году была варфоломеевская ночь во франции
24 августа 1572 г. в Париже произошла массовая резня гугенотов (Варфоломеевская ночь)
Бракосочетание лидера гугенотов с сестрой французского короля Карла IX и дочерью Екатерины Медичи должно было стать символом укрепления мира между французами разных конфессий. Однако в реальности, это событие стало удобным моментом для ликвидации Католической Лигой множества своих политических противников и нанесения серьёзного удара по гугенотам. Во французскую столицу приехали сотни дворян – протестантов, которые сопровождали короля Генриха Наваррского на брачной церемонии. Чтобы убийцы ночью не ошиблись в поисках жертв, всем католикам Парижа было велено нацепить на шляпы белые кресты. Кроме того, гугенотов можно было отличить по чёрной одежде, а их дома пометили белыми крестами. Колиньи был убит один из первых, его тело подвергли оскорблениям.
Необходимо сказать о цинизме западников и их российских лакеев, которые любят говорить о «кровавом» Иване Грозном, при котором за всё его длинное правление было казнено примерно 4 – 7 тыс. человек (значительная часть из них была сторонниками децентрализации Русского государства, т. е. с языком 20 столетия представители «пятой колонны»). В Париже и Франции было уничтожено больше людей за один день, чем за всё правление Ивана Васильевича!
Реформационные идеи во Франции начали распространяться с 20-х годов XVI века. Сильная королевская власть, отсутствие раздробленности и большая самостоятельность французской церкви от Рима, позволили сохранить во Франции преобладание католической церкви. Король и дворянство были в целом довольны католической церковью. В 1516 году между королём Франциском I и Римом был заключён Болонский конкордат. Папа согласился с тем, что король выбирал кандидатов на высшие церковные должности во Франции, а Рим их только утверждал. Король мог долгое время не замещать открывшиеся вакансии и брать доходы с церковных земель в свою пользу (церковь была крупнейшим землевладельцем Франции). Постепенно церковь стала государственным учреждением. Прелаты церкви назначались из дворянских семей, высшие церковные должности стали уделом младших членов аристократических фамилий Франции.
Необходимо учесть и тот факт, что крестьянская масса была в целом довольна изменениями, которые произошли в 15-16 столетия, ухудшение их положения не произошло. В результате крестьяне в подавляющем большинстве были равнодушны к идеям Реформации.
Ситуация изменилась в 1534 году. Приверженец протестантизма Маркур, в связи с арестами нескольких протестантов, выступил с резкими тезисами. Фактически он обвинил папу и весь клир в обмане, идолопоклонстве и богохульстве. По его мнению, Церковь занималась всякими пустяками вроде колокольного звона, пения, пустых церемоний, бормотания молитв и пр. Это выступление мобилизовало католиков Франции. Еретиков стали отправлять на костёр. Так, в январе 1535 года было сожжено 35 лютеран и ещё 300 человек арестовали. Королевская власть попыталась запретить печать и закрыть все типографии, но вскоре выяснилось, что это невозможно. Поэтому, печатное дело поставили под особый контроль парламентской комиссии. С 1538 года началось сближение французского короля с императором и Римом. Протестантов стали жестко преследовать, либеральные времена окончательно ушли в прошлое.
В 1540-1550-е годы во Франции распространяется учение Кальвина. Сторонников Реформации во Франции стало значительно больше. Идеи кальвинизма были близки буржуазии, особенно учение об абсолютном предопределении. Кроме того, кальвинизм создавал мощные организации, которые могли противостоять другим протестантским направлениям и контрреформации. В этот период во Франции ряды кальвинистов укрепляются за счёт дворянства и католических клириков из низшего, разночинного клира, которые переходят в протестантизм. Правительство Генриха II (правил с 1547 г. — по 1559 г.) ужесточает меры против протестантов. В октябре 1547 года при парламенте была создана т. н. «Огненная палата», которая вела дела по делам ереси. Большинство приговорённых было из среды низшего духовенства и ремесленников, т. к. дворяне и богатые буржуа имели средства и влияние, чтобы откупиться, замять дело, или сбежать за границу.
В отличие от Германии, где главной движущей силой Реформации выступило крестьянство и Нидерландов, где в революционном движении преобладала буржуазия, во Франции борьбу начало дворянство (французская буржуазия в большинстве своём не решилась взяться за оружие). Причём дворяне, когда их притязания провалились, снова в своей массе перешли в католичество. Зажиточная буржуазия, когда после отмены Нантского эдикта в 1685 году началось массовое изгнание гугенотов из Франции, была вынуждена уехать из страны. Дворяне мечтали о конфискации церковных земель и получения политических прав. Крупные гугенотские сеньоры мечтали о разделе Франции на ряд самостоятельных провинций, о возвращении во времена до объединения государства под сильной властью короля. В результате «гугеноты религиозные» далеко не всегда были заодно с «гугенотами политическими». Их интересы сильно различались.
В региональном плане оплотом гугенотов стал юг Франции, который позже всех остальных областей был включён в состав единого французского государства и всегда был центром различного рода ересей (достаточно вспомнить Альбигойские войны – серию военных кампаний, инициированных Римом по искоренению ереси катаров в области Лангедок). Южные города пользовались большой автономией, и усиление центральной власти сопровождалось нарушением привилегий горожан. Наиболее известные центры – это Ла-Рошель, Ним, Монтобан, Монпелье. До Варфоломеевской ночи они защищали свои старые права и прежде всего, право свободы от королевских гарнизонов. Наличие королевского гарнизона означало полное подчинение города центральной власти (особенно в сфере выплаты всех податей, которые постоянно росли).
Однако до 24 августа 1572 года города не шли на открытый конфликт с королевской властью. Варфоломеевская ночь привела к восстанию почти всего дворянства на юге страны. Даже в этот момент города не сразу порвали с королем. Лишь после того, как в городах власть захватили радикальные элементы («рьяные»), они начинают поддерживать дворянство и финансировать его.
Верность католичеству и королю сохранило дворянство севера, северо-востока страны, большая часть бюрократического аппарата, которая была создана королевской властью, буржуазия северных городов, в первую очередь Парижа. Столица сыграла огромную роль в религиозной войне во Франции – это был огромный город с 300 – 500 тыс. населением (данные различных исследователей отличаются). Северная буржуазия выступала с лозунгом: «единый бог, единый король, единая вера, единый закон». Париж имел слишком много преимуществ от единства страны и сильной центральной власти, чтобы выступить против короля и католичества. Осталось верным старой религии и большая часть крестьянства. Ересь во Франции была порождением города, дворянства и интеллигенции. Мелкое крестьянское хозяйство во Франции не было разрушено, как в Англии, не произошло и резкое ухудшение жизни крестьян, как в Германии. Поэтому крестьяне в своей массе сохранили верность католицизму и королю. К тому же крестьяне видели в гугенотах-дворянах классового врага, который мог вернуть страну во времена феодальных войн, регулярных грабежей и насилий.
1559 году трон занял Франциск II. Он ничего не понимал в государственных делах, поэтому вся власть перешла в руки дядям его жены Марии (шотландская королева Мария Стюарт) Гизам. Франсуа Гиз возглавил армию, епископ Лотарингский и кардинал взял в руки гражданское управление. Это привело к созданию двух властных противоборствующих группировок. Гизы привлекли на свою сторону мать короля Екатерину Медичи, но оттерли от власти любимца покойного короля Генриха II коннетабля Монморанси и его родственников адмирала Колиньи и двух его братьев, а также постарались отделаться от ближайших родственников королевского дома, Бурбонов. Принцы крови и вельможи образовали единый фронт против Гизов. Старший представитель Бурбонов Антуан по браку с королевой Наваррской стал королем крошечного государства на границе Франции и Испании. Его жена была страстной поклонницей учения Кальвина, обиженный принц также стал склоняться к кальвинизму. В результате Наварра стала центром оппозиции.
Гизы узнали о заговоре и вызвали Колиньи. Его спросили о причинах недовольства. Адмирал объяснил появление заговора преследованием протестантов и предложил издать эдикт, который успокоит страну. Эдикт от 8 марта 1560 года приостановил гонения за религию и обещал амнистию всем, кроме заговорщиков и кальвинистских проповедников. Вожди заговорщиков успокоились, но дворяне решили попробовать реализовать план захвата короля самостоятельно. В Амбуаз были двинуты войска, но они потерпели поражение. Эдикт от 8 марта был отменён и всех арестованных казнили без суда и следствия. Пленных солдат и командиров вешали на виселицах, стенах Амбуазского замка и топили в Луаре. Однако истинные зачинщики не пострадали. Они обратились за материальной помощью к Англии и протестантским германским князьям. В свою очередь Гизы попросили помощи у испанского монарха. Стране появились слухи о близкой высадке английского десанта.
В Париже время от времени происходили погромы и избиения протестантов. На юге Франции жертвами становились католики. Страна скатывалась к гражданской войне на религиозной почве. 1 марта 1562 года Франсуа Гиз устроил бойню в месте Васси. Париж после этого события встретил Гиза, как героя. Это событие привело к серии расправ над кальвинистами. В Париже протестантов изгоняли под угрозой виселицы. Протестанты ответили погромами католиков, гугеноты заняли Лион, Орлеан, Тулузу, Бурж. Страна окончательно раскололась и началась религиозная война.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Выражение «Варфоломеевская ночь» уже давно вошло в языки многих народов, означая жестокое вероломное убийство беззащитных людей, не имеющих возможности к сопротивлению. Его появлению предшествовали реальные события во Франции, когда в ночь на 24 августа 1572 года (день святого Варфоломея) католиками была устроена жестокая резня гугенотов.
В XVI веке в Европе разразились религиозные войны, связанные с яростным сопротивлением католичества отходу от этого религиозного учения все большего количества людей в различных странах. Набирало силы движение «реформации», приведшее к возникновению новых религиозных учений, базирующихся на христианстве, но отвергающих многие каноны католической религии. Наиболее крупными протестантскими движениями в этот период стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и ряд других.
Различия между протестантскими движениями были незначительными. Отвергая католицизм, протестанты упразднили многие таинства, согласившись оставить только крещение и евхаристию (причащение). Ими было отвергнуто учение о благодати, почитание святых, мощей и образов. Были отменены молитвы за усопших, а молитвенные дома освобождены от алтарей, образов, статуй, лишились колоколов и пышного убранства. Богослужение было упрощено и сводилось к проповеди, молитве, пению псалмов и гимнов на родном языке паствы. Библия была провозглашена единственным источником вероучения и переведена на национальные языки. В протестантизме не было монахов и не существовало обета безбрачия. А главное, с чем никак не могли согласиться в Ватикане, отвергалась власть Римского папы и был введен принцип всеобщего священства, когда обязанности священника мог выполнять любой член общины.
Эдуард Деба-Понсан, «Утро около ворот Лувра» (1880)
Естественно, что новое религиозное движение встречало яростное сопротивление, выливавшееся в кровавые противостояния и войны. Ареной жестокого противостояния католиков и протестантов стала Франция, где новое учение распространялось в виде кальвинизма. Французские католики стали презрительно называть последователей учения Кальвина гугенотами, но вскоре это название прижилось и среди самих протестантов.
Во Франции религиозное расслоение вызвало несколько войн. Кстати, осада Ларошели, в которой участвовали герои романа «Три мушкетера», проводилась в ходе одной из войн с гугенотами.
В 1570 году третья гугенотская война завершилась Сен-Жерменским миром, вернувшим кальвинистам многие права. Они получили частичную свободу вероисповедания, у них остался ряд крепостей, а их вождь адмирал Колиньи вошел в королевский совет. Вскоре Колиньи добился расположения молодого короля Карла IX и стал одним из его ближайших советников. Чтобы укрепить хрупкий мир принцессу Маргариту Валуа решили выдать замуж за Генриха Наваррского, одного из вождей гугенотов.
Яростным противником Колиньи оставалась мать короля Екатерина Медичи, которую откровенно пугало его большое влияние на монарха и попытки втянуть Францию в войну с католической Испанией. Королева-мать и её советники искали любой предлог, чтобы уничтожить вождей гугенотов и вернуть всю страну в лоно католической церкви.
В преддверии свадьбы Генриха и Маргариты в Париж приехало большое количество высокопоставленных гугенотов и масса дворян. Население столицы, среди которого преобладали католики, встретило появление гугенотов крайне неприязненно. Эти отношения к гугенотам умело подогревало католическое духовенство. В столице распространялись слухи о гугенотском заговоре с целью свержения короля и введения новой религии.
Пышная свадьба, состоявшаяся 18 августа 1572 года, только усилила неприязнь горожан к гугенотам, которых они видели в королевской свите. События нарастали стремительно. На адмирала Колиньи 22 августа было совершено покушение, организатором которого оказался герцог Генрих де Гиз, пользовавшийся у парижан популярностью как защитник веры. Раненого адмирала с соболезнованиями посетили король и Екатерина Медичи. Но гугенотская знать требовала от короля наказания Гиза. Среди гугенотов распространялись слухи о неизбежности новой войны. Кальвинисты начали покидать Париж.
К.Ф. Гун. Сцена из Варфоломеевской ночи
Сложившейся обстановкой умело воспользовалась Екатерина Медичи, убедившая короля в необходимости физического устранения вождей гугенотов, ради предотвращения новой гражданской войны. Парижскому муниципалитету 23 августа отдали приказ закрыть ворота и подготовить к действию городскую милицию.
В ночь на 24 августа заговорщики, перебив охрану, ворвались к Колиньи и пронзили его шпагами. В городских церквях ударили в набат, призывая народ к расправе над гугенотами. Началась откровенная резня, гугенотов убивали даже в королевском дворце. Только из городского предместья Сен-Жермен-де-Пре части гугенотов удалось вырваться с боем и спастись бегством. Скоординированное уничтожение гугенотов началось и в других французских городах. В столице король милостиво сохранил жизнь Генриху Наваррскому и его кузену Генриху Конде, но потребовал от них перехода в католичество.
Резня в Париже продолжалась несколько дней. Дома протестантов были заранее помечены мелом. В них врывались озверевшие от крови католики и убивали всех без разбора. Уничтожались не только французские гугеноты, вырезали всех, кто имел отличную от католицизма веру. Католическими священниками была организована «информационная поддержка» убийств. Сомневающихся в оправданности такой жестокости убеждали или грозили отлучить от церкви, прямо на залитых кровью улицах убийцам отпускали грехи, в церквях шли службы в благодарность за избавление города от гугенотов.
26 августа Карл IX официально признался, что уничтожение кальвинистов проводилось по его приказу, так как он стремился сорвать новый гугенотский заговор и покарать мятежников.
Считается, что в эти дни в Париже погибло от 2,5 до 3 тысяч гугенотов, а по всей стране порядка 10 тысяч. События во Франции были с одобрением встречены в католическом мире. Папа Римский Григорий ХIII не только поддержал резню, но даже на радостях устроил в Ватикане фейерверк и распорядился изготовить памятную медаль. Справедливости ради заметим, что через 425 лет после Варфоломеевской ночи Римский папа Иоанн Павел II резню гугенотов осудил.
Стоит отметить, что в то жестокое время подобные поступки не были большой редкостью. За шесть лет до Варфоломеевской ночи подобным образом поступили и протестанты, устроившие уничтожение католиков в городе Ниме в День святого Михаила, но его масштабы были несоизмеримы с тем, что произошло в Париже.
Варфоломеевская ночь не решила проблему, а вызвала продолжение и ожесточение гугенотских войн во Франции, в ходе которых правительственные войска неоднократно терпели поражения. Король вынужден был пойти на дальнейшие уступки протестантам.
А выражение «Варфоломеевская ночь» стало с этого времени нарицательным.
Варфоломеевская ночь: как Париж заплатил за религиозные распри тысячами трупов
Варфоломеевская ночь стала одним из самых кровавых пятен на страницах французской истории, когда с 23 на 24 августа 1572 года католики перебили верхушку протестантского дворянства, а обезумевшая чернь устроила массовую резню в Париже, а потом и по всей Франции.
Отвратительные мужики рассказывают, как религиозная борьба за власть обратилась кровавой кашей, практически за мгновение унесшей жизни десятков тысяч человек.
Как католики с гугенотами боролись
В середине-конце XVI века во Франции с небольшими периодами затишья полыхали религиозные войны, во время которых представители традиционного католичества противостояли ширившемуся движению кальвинистов, которых во Франции именовали гугенотами.
Обе стороны не гнушались массовых расправ, правда, каждая устраивала их по-своему. Для гугенота убийство католика в первую очередь было актом гражданского противостояния, поэтому зачастую резали лишь влиятельных священников, а женщин и детей старались не трогать. А вот католики, особенно неграмотные крестьяне и мещане, воспринимали появление большого количества протестантов как признак близости Судного Дня, а самих гугенотов — как исчадий ада, продавших душу дьяволу. Поэтому нападения на гугенотов часто сопровождались истязаниями, надругательствами над телами и религиозной истерией. Женщин и детей фанатики не щадили по той же причине.
Массовые убийства начались с инцидента в Фуа в 1566 году, где католики обнаружили в каком-то сарае молящихся гугенотов, а поскольку в городах им было запрещено прилюдно устраивать моления, на них натравили стражу. Протестанты отказались разойтись, а затем начали кидаться в мешающих людей камнями. В результате озверевшая стража ворвалась в сарай и перебила около трехсот человек.
В католическом Париже эта новость была встречена ликованием. Реакция гугенотов не заставила себя долго ждать, и через год в Ниме почти сотня монахов-католиков была перебита кальвинистами. Это событие вошло в историю как ночь святого Михаила, или «Мишелада». Да и до этого, в 1566 году гугенотские вожди пытались захватить в плен французского короля, чтобы править от его имени, однако план сорвался.
Обстановка накалялась все больше.
Свадьба Генриха Наваррского и покушение на адмирала Колиньи
Знаменитой Варфоломеевской ночи предшествовали два не менее значимых события. Екатерина Медичи, мать Карла IX, которая по факту держала в своих руках бразды правления Францией, попыталась упрочить религиозный мир в стране браком своей дочери Маргариты, верующей католички, и самого знатного предводителя гугенотов Генриха Наваррского.
Это вызвало раздражение среди знати, к тому же оказалось, что у Маргариты уже есть возлюбленный — герцог Гиз. Когда ее уже у алтаря спросили, согласна ли она выйти замуж за Генриха, Маргарита не проронила не слова, и тогда король больно ущипнул ее. Она вскрикнула «Уиии!», а по-французски это похоже на «Да!», поэтому свадьба все же состоялась.
На церемонию приехал весь цвет гугенотского дворянства, чем парижане были крайне недовольны. И уже через четыре дня после церемонии, 22 августа 1572 года, было совершено покушение на одного из самых уважаемых предводителей гугенотов, адмирала Колиньи. Его только ранили, но протестанты были в ярости, угрожая собрать войска и начать новую войну, если им не будет выдан нападавший.
Карл IX увидел в этом возможность раз и навсегда прекратить религиозные войны. Он собрал совет, где было решено арестовать и частично перебить гугенотскую верхушку, пока они так удачно собрались в одном месте. Возможно, этот сбор состоялся по настоянию Екатерины Медичи, которая ненавидела Колиньи и боялась его влияния на короля. Тем не менее, часы уже стали отсчитывать время до одного из самых кровавых событий XVI века — Варфоломеевской ночи.
Варфоломеевская ночь
В ночь с 23 на 24 августа 1572 года набат возвестил о том, что заговорщики должны приступить к делу. Предупрежденная городская стража заперла ворота Парижа, а на домах знатных гугенотов нарисовали красные кресты, выписав их обитателям смертные приговоры. Католики-убийцы для отличия нашили на себя белые кресты.
Первым в списке стал дом Гаспара Колиньи, где престарелого адмирала проткнули шпагой, а затем выбросили в окно, под ноги герцога де Гиза. Там покойника изрезали на лоскуты и кастрировали, а тело сначала волочили по улицам, после чего повесили, сожгли и выбросили в реку.
Убийство Колиньи послужило сигналом для заговорщиков. В Лувре герцога Наваррского пригласили к королю, а ожидавшую его свиту из сорока дворян по очереди выманили во двор и закололи. Самого герцога спасло то, что он под давлением короля успел принять католичество. Тем временем Маргарита случайно спасла некоего дворянина, который весь в ранах вбежал в ее покои и упал в объятья, а ворвавшиеся убийцы-преследователи решили, что застали королеву Наваррскую за любовными играми с новым фаворитом, после чего раскланялись и удалились.
В эту ночь многие знатные дворяне воспользовались возможностью свести личные счеты, как, например, знаменитый граф де Бюсси, изображенный в романе Дюма «Графиня де Монсоро» последним рыцарем Франции, в реальности был совсем не таким. Во главе вооруженного отряда он зарубил своего родственника-гугенота, с которым давно вел тяжбу из-за земель, а затем перебил еще шестерых «мешавших» родичей, став в итоге очень состоятельным человеком.
Некоторые гугеноты-дворяне проявляли чудеса проворства, как, например, Шарль де Талиньи, который скрылся от преследователей, убегая по крышам. К сожалению, средневековый паркур ему мало чем помог, потому что в Лувре, куда он пришел искать защиты, его и прирезали.
Кому-то из знатных гугенотов все же удалось спастись, в первую очередь тем, кто жил в предместьях Парижа. Когда стража пришла их убивать, выяснилось, что нужных ключей от ворот ни у кого нет, и пока за ними ходили, смекалистые счастливчики, заметив зарева пожаров в столице, прямо в исподнем вскочили на коней и унеслись в ночь. Погоню возглавил сам герцог Гиз, но его ждала неудача. Также известно, что некий знатный герцог де Ла Форс, у которого уже убили отца и брата, решил не искушать судьбу и притворился мертвым, чем и спасся.
Убийствами лишь знатных гугенотов дело не обошлось, так как рядовые католики, подогретые проповедями священников, услышали звуки резни и присоединились к кровавой вакханалии. Они начали убивать гугенотов направо и налево, не щадя женщин и детей, раздевая трупы, вспарывая им животы и выбрасывая останки в реку.
Например, один австрийский студент пишет в воспоминаниях, что солдаты вели в тюрьму арестованную женщину-протестантку с двумя детьми, когда навстречу им вышла толпа убийц. По их требованию и ее, и детей выкинули в реку, правда, чуть позже некий мужчина выловил малышей из реки ниже по течению.
Особо ярые участники событий расправлялись не только с гугенотами, но и с надоевшими соседями, кредиторами, а иногда и с женами.
Екатерина Медичи рассматривает убитых
Король и его окружение были в шоке от того, во что вылилась попытка избавиться от знатных противников. Карл IX даже пытался спасти некоторых из них, арестовывая и пряча от разъяренной черни в казематах тюрьмы, но многих убили по дороге в Лувр.
В итоге, «Варфоломеевская ночь» в Париже закончилась только через три дня, распространившись по всей Франции. Во французской столице погибло около пяти тысяч человек, а по стране в целом — около тридцати. Добычей грабителей только в Париже стали более полутора миллионов золотых экю.
Реакция в мире на это событие была разнообразной. Если короли-католики Испании и Португалии приветствовали убийства протестантов, а папа римский даже отчеканил памятную медаль, пока его хор пел благословение убийцам, то английская королева-протестантка отнеслась к Варфоломеевской ночи с осуждением и даже разорвала помолвку с французским принцем. Примечательно, что сам Иван Грозный осудил эту внесудебную кровавую расправу.
Варфоломеевская ночь, начавшись как заговор короля против его знатных противников-гугенотов, превратилась в праздник кровавой вакханалии, мародерства и церковного мракобесия, в один миг преобразив внешне миролюбивых и набожных людей в алчущих чужих кишок и денег монстров, убивающих женщин и детей.