в каком году была упразднена опричнина
1572 – Отмена опричнины
1572 – Отмена опричнины
Конец опричнины стал таким же кровавым, как ее начало. В 1572 г. Иван отменил опричнину, само слово запретил произносить под страхом смерти, а многих известных опричников казнил. Одних подвергли мучительнейшим казням на площадях, другие умерли от голода в тюрьме. Окровавленные головы бывших сподвижников царя подбрасывали во дворы еще не арестованных деятелей опричнины, которых гневный государь прогнал прочь со своих «светлых очей». Делалось это подчеркнуто демонстративно, чтобы они ведали о своей скорой участи и дрожали от страха! Особенно глумился Иван над своим недавним фаворитом князем Борисом Тулуповым. По словам иностранца Горсея, Тулупова посадили на кол, и так он прожил в страшных муках полсуток. К нему привели мать, старую княгиню, и она разговаривала с сыном, успокаивая его. Не в силах видеть мужество этих людей, Иван приказал на глазах умирающего сына раздеть мать, и стрельцы изнасиловали и убили княгиню, а ее обнаженное тело бросили голодным псам с царской псарни.
Казалось, что царь окончательно обезумел. Он даже решил бежать в Англию и приказал в Вологде строить корабли, писал королеве Елизавете I панические письма с просьбой дать ему убежище от врагов. В 1575 г. Иван вдруг «передал» престол татарскому царевичу Симеону Бекбулатовичу, а сам назвал себя удельным князем «Иваном Московским», «Ивашкой», подобострастно и униженно кланялся новому марионеточному «государю», прося передать ему в удел новые и новые земли. Современники считали, что так Иван хотел избежать смерти, которую предрекали волхвы и астрологи в этом году русскому самодержцу. Началась, в сущности, новая опричнина, у Ивана появилось и новое опричное войско. Через год, будто бы идя навстречу униженным просьбам подданных, царь закончил позорную комедию у трона, свел с него Симеона Бекбулатовича и вновь обрушился с репрессиями на свою несчастную страну.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Отмена опричнины
Отмена опричнины Российско-немецкий историк Иоганн Эверс писал: «Разумеется, во всех дошедших до нас источниках, как русских, так и иностранных, вполне согласны, что Иоанн справедливо заслужил имя Грозного. Но вопрос в том, был ли он вследствие справедливости строг до
1572 – Отмена опричнины
1572 – Отмена опричнины Конец опричнины стал таким же кровавым, как ее начало. В 1572 г. Иван отменил опричнину, само слово запретил произносить под страхом смерти, а многих известных опричников казнил. Одних подвергли мучительнейшим казням на площадях, другие умерли от
Отмена опричнины
Отмена опричнины После пожара в Москве в 1571 г. правительство начало исподволь готовиться к упразднению опричных порядков. Угроза татарского вторжения ускорила слияние военных сил опричнины и земщины. Опричники стали получать общие назначения с земцами и нередко
Отмена опричнины
Отмена опричнины После пожара в Москве в 1571 г. правительство начало исподволь готовиться к упразднению опричных порядков. Угроза татарского вторжения ускорила слияние военных сил опричнины и земщины. Опричники стали получать общие назначения с земцами и нередко
3. На карте Стамбула 1572 года показана ЛИШЬ ОДНА большая мечеть Ни одной из знаменитых стамбульских мечетей, якобы уже давно построенных к 1572 году архитектором Синаном, на карте нет
3. На карте Стамбула 1572 года показана ЛИШЬ ОДНА большая мечеть Ни одной из знаменитых стамбульских мечетей, якобы уже давно построенных к 1572 году архитектором Синаном, на карте нет Посмотрим еще раз внимательно на карту Стамбула 1572 года, рис. 14. Бросается в глаза, что на
1572 Foedera; Николсон.
4.2. Опричнина (1565–1572)
4.2. Опричнина (1565–1572) В декабре 1564 г. царь неожиданно для своих подданных покинул Москву и укрылся вместе с семьей в Александровской Слободе, которая находилась примерно в ста километрах от столицы. Посланные оттуда гонцы привезли в Москву две грамоты. Одна из них
Опричнина (1565–1572)
Опричнина (1565–1572) С первыми поражениями русской армии в Ливонской войне вновь обострилась внутриполитическая борьба. В начале 1560-х гг. царь отстранил от власти прежнее правительство и казнил нескольких видных бояр. Все это вызвало протест Думы и митрополита, и царь
1572 Чалых Е.Ф. Записки советского инженера. М., 1996. С. 61.
Каспийское море. 1572 г.
Каспийское море. 1572 г. А вот какая история случилась с англичанами — агентами Московской компании Т. Бэнистером и Дж. Дэкетом, плывшими из Ширвана (Персия) в Астрахань.«Вследствие постоянных перемен ветра и опасного мелководья Каспийского моря, они носились по морю около
1572 Хрущев Н.С. В ближайшие годы догнать Соединенные Штаты Америки по производству мяса, молока и масла на душу населения. Речь на совещании работников сельского хозяйства Северо-Запада РСФСР 22.05.57 в Ленинграде// Правда. 24 мая 1957. С.
3.3. На карте Стамбула 1572 года показана ЛИШЬ ОДНА большая мечеть Ни одной из знаменитых стамбульских мечетей, якобы уже давно построенных к 1572 году архитектором Синаном, на карте нет
3.3. На карте Стамбула 1572 года показана ЛИШЬ ОДНА большая мечеть Ни одной из знаменитых стамбульских мечетей, якобы уже давно построенных к 1572 году архитектором Синаном, на карте нет Посмотрим еще раз внимательно на карту Стамбула 1572 года, рис. 284. Бросается в глаза, что на
1572 Никольский В. Министр внутренних дел Непала…
ОПРИЧНИНА
Опричнина – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 гг. во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства. Также «опричниной» называлось особое административно-территориальное образование в составе Русского государства – личное владение Ивана IV и его семьи в 1565-1572 гг. Опричнина последовательно отделялась в территориальном отношении от остальной части страны – земщины.
Причины и цели опричнины
Введение опричнины Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, – стремлением Ивана Грозного к неограниченной власти. Таким образом, основным препятствием для царя здесь становились боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Но расправиться с остатками раздробленности он решил чисто традиционными методами, т.к. опричнина по форме была возвращением к временам раздробленности.
Учреждение опричнины. Опричное войско
Внутриполитический кризис обострился отставкой Иваном Грозным Избранной рады (1560), смертью митрополита Макария (1563), удерживавшего царя в рамках благоразумия, изменой и бегством за границу князя А.М. Курбского (апрель 1564). Решив сломить назревавшую оппозицию, 3 декабря 1564 г. Иван Грозный, забрав с собой государственную казну, личную библиотеку, почитаемые иконы и символы власти вместе с женой Марией Темрюковной и детьми внезапно покинул Москву, выехав на богомолье в с. Коломенское. Царь обосновался в 65 км от Москвы в Александровской слободе. Оттуда в январе 1565 г. он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом послании, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину. Во втором послании, обращенном к посадским людям, он сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.
Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. В опричнине параллельно с земщиной сложилась система органов управления государством: свои дума, приказы («кельи»), личная гвардия царя (до 1 тыс. опричников в начале и к концу опричнины – до 6 тыс.). Здесь традиционное право подменялось «словом» (произволом) монарха. На землях бояр, выселяемых на территорию земщины, селились дворяне, входившие в опричное войско. Содержать это войско должно было население земщины.
Однако царь не ограничил свою власть территорией опричнины. При переговорах с депутацией от земщины он выговорил себе право бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом всех подданных Московского государства.
Состав опричного войска был неоднородным: среди опричников были и князья (Одоевский, Хованский, Трубецкой и др.), и бояре, иностранные наемники, просто служилые люди. Вступая в опричнину, они отрекались от семьей и общепринятых норм поведения, приносили царю клятву в верности, в том числе – не общаться с «земскими» людьми. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны. Связанные суровой дисциплиной, опричники орудовали в земщине, как на вражеской территории, рьяно выполняя приказы Грозного по искоренению «крамолы», безгранично злоупотребляя предоставленной им властью. Жестокости и зверства в расправе над людьми становились для опричников нормой. Особым усердием и выполнением царских указов выделялись провинциальный дворянин Малюта Скуратов, боярин А.Д.Басманов, князь А.И.Вяземский.
Ход и итоги опричнины
Опричнина не уничтожила окончательно боярско-княжеского землевладения, но ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии,. выступившей против централизации. В то же время опричнина ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению. Так, в годы опричнины помещикам щедро раздавались «черные» и дворцовые земли, резко увеличились крестьянские повинности. Опричники вывозили крестьян из земщины «насильством и не про сроку». Это коснулось почти всех земель, вело к разорению земельных хозяйств. Стремительно сокращались площади пахотных земель. Крестьяне бежали на Урал, в Поволжье. В ответ в 1581 г. были введены «заповедные лета», когда «временно» крестьянам было запрещено вообще уходить от помещиков даже в Юрьев день. Разгром наиболее богатых территорий страны в годы опричнины и Ливонская война явились причиной социально-политического и внешнеполитического кризиса, в котором оказалась Россия на рубеже XVI-XVII вв.
Разгромив боярско-княжескую оппозицию, Иван Грозный встретился с новыми проявлениями сепаратизма, но не только со стороны бояр, но и среди верхушки опричников.
Опричнина могла дать лишь временный эффект, т.к. это была попытка грубой силой сломить то, что покоилось на экономических законах развития, свойственных феодализму. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны.
Набег крымских татар на Москву в 1571 г., которые сожгли московский посад, показал неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Все это заставило царя отменить опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в «Государев двор».
Необходимость борьбы с удельной стариной, потребность централизации и укрепления государственности были объективно необходимы для России. Речь шла о путях централизации и о методах ее осуществления. Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады. Это позволило бы, по мнению представителей этой точки зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию.
Опричнина
3 февраля 1565 года русский царь Иван Грозный учредил опричнину.
На фоне военных поражений в ходе Ливонской войны, тяжёлой борьбы с Польшей и Крымским ханством, осенью 1564 г. происходит резкое изменение внутриполитического курса Московского государства. Царь узнаёт о новом заговоре и том, что заговорщики намерены уничтожить его вместе с семьей. И тогда Иван IV принимает нестандартное решение – весь царский двор собираться на богомолье. Правда эта благочестивая акция больше походила на исход, в обозы грузили все святыни, кресты, книги, иконы, казну. 3 декабря 1564 года царь Иван Грозный с семьёй, получив благословение митрополита, покинул столицу и выехал на традиционное богомолье в Троицкий монастырь, а затем неожиданно уехал в старинное великокняжеское село Александрова слобода. В начале января 1565 г. государь направляет гонца К. Полеванова в столицу с двумя царскими грамотами.
Первая была адресована митрополиту Афанасию, Боярской думе и Освященному Собору. В ней содержался «богатый список измен и неправд боярских, воеводских и всяких приказных людей». То есть князей, бояр и верхушки православного духовенства. Вторая была адресована «всему посадскому люду» Москвы. В ней говорилось о том, что государь «гнева на них не держит и опалы не кладёт». Под давлением богобоязненного люда, страшащего ниспослания на них «Божьего наказания», московская знать направила в слободу посольство с двумя епископами Пименом и Никифором, и боярами И. Мстиславским, И. Бельским, П. Щенякиным. В ходе переговоров царь дал согласие вернуться в столицу, однако при выполнении двух условий: без согласия бояр казнить всех заподозренных в измене и учредить царскую опричнину (оприч – кроме).*
На сей раз из всей земли Московского государства выделялась территория царской опричнины, в которую вошли: 1. Все русские уезды на границе с Литвой (Можайск, Вязьма, Белёв, Козельск, Одоев и т.д.). 2. Территории с развитым феодальным землевладением (Суздаль, Ростов. Переяславль-Залесский). 3. Северные промысловые города и уезды (Вологда, Старая Русса, Устюг великий и т.д.). Те территории, которые не вошли в царскую опричнину стали называться Земщиной и управлять ею было возложено на земскую боярскую думу во главе с именитыми боярами: И. Челядиным-Фёдоровым, И. Бельским, И. Мстиславским. Таким образом в Московии сложилось двоевластие. Существовали две боярский думы – опричная и земская, два государственных двора, две системы государственных приказов, два войска и т.д.
Опричное войско было создано боярами опричной думы А. Вяземским и А. Басмановым. В январе 1565 г. в Москве состоялся смотр провинциального дворянства 3-х уездов: Суздальского, Можайского и Вяземского. В результате в опричное войско было отобраны 1000 «лучших слуг» (со временем оно было доведено до 6 000 человек). То есть те, кто не попал в это войско были высланы вместе с семьями и прислугой из опричных уездов в земские, а земли их были конфискованы. Однако государь не хотел, чтобы «государевы люди» получив особые права, привилегии, возгордились. Он воспринимал свой пост, как службу Богу, государству и хотел, чтобы «опричники» стали своего рода военно-религиозным братством, служащим народу, Руси и Создателю. Для этого были отобраны 300 молодых людей. Их устав был близок монастырскому. Царь для них был игуменом, Вяземский – келарем, Григорий Лукьянов-Бельский – пономарем. Члены братства одевались в чёрные рясы и скуфейки. Центром опричного двора стала Александровская слобода. Однако говорить о переносе столицы не следует. Правительственные учреждения оставались в Москве, Александровская слобода стала постоянной резиденцией государя. Она была расширена, строились новые здания, церкви. Любой человек мог прийти в Александровскую слободу и рассказать об измене, злоупотреблениях, объявив на заставе, что у него государево «слово и дело».
Летом 1565 г. в Москве состоялся очередной Земский собор для обсуждения мирного договора (долгожданного) с Польшей и Литвой. В самый разгар обсуждения этого вопроса неожиданно выступила оппозиция, которая потребовала от царя отменить опричнину и прекратить казни служилых людей и бояр. Царь пришёл в гнев и арестовал 300 человек, а предводитель «ультиматчиков» — боярин Рыбин-Пронский был казнён. Жертвой последующего расследования государевой крамолы стал глава Земской боярской думы И. Челядин-Фёдоров, по ложному доносу он был сослан воеводой в Полоцк. Затем пришла очередь князя В. Старицкого, сосланного в Н-Новгород, при этом его родственники и вовсе были казнены.
Очередные казни вызвали резкий протест со стороны митрополита Филиппа II (в миру — Фёдор Степанович Колычёв). Он потребовал от царя устранить опричнину. Но, его гневная речь в Успенском соборе Кремля была вызвана в том числе и давними родственными узами со Старицким и Челядиным-Фёдоровым. Это вызвало обратную реакцию – Фёдоровы и около 100 их слуг были казнены в Москве. В знак протеста митрополит покинул Кремль и уехал в Симонов и далее в Острог-Успенский монастыри.
Таким образом погром Новгорода никак не был связан с каким-то психическим недугом царя, а являлся попыткой обезопасить державу, как бы сейчас сказали, от «цветной революции».
В последующем репрессии были обращены против первых опричников: А. Вяземского, М. Черкасского, А. Басманова и его сына, и ряд других. Причины, скорее всего, скрывались в интригах, которые инспирировал Малюта Скуратов и его подельник В. Грязнов (последний и возглавил опричнину после казни вышеуказанных бояр). Но, этого им оказалось мало и летом 1570 г. Малюта состряпал очередное «Московское дело» на руководителей земских приказов: И. Висловатого, Н. Фуникова, В. Степанова, Г. Шапкина и других. Они были казнены по подозрению в заговоре.
Дальнейшее развитие опричнины было «заморожено» татарским нашествием Девлет-Гирея в мае 1571 г. Выйдя из Крыма, он прошёл «изюмским шляхом» через территорию «дикого поля» и, не встретив серьёзного сопротивления, ворвался в Москву, которую разграбил и предал огню. С его уходом в городе начались казни опричных и земских воевод, обвинённых во всех татарских грехах.
Не успев мало-мальски восстановить столицу, летом 1572 года москвичи получили известие о повторном походе Девлет-Гирея. Но, на этот раз Иван объединил земское и опричное войско под единым командованием 3-х талантливых воевод: М. Воротынского, И. Шуйского, Д. Хворостина. В начале июня 40 000 русских воинов были выстроены на 3-х заставах: Коломна, Серпухов, Калуга. В августе 1572 г. у села Молоди под Серпуховым развернулась трёхдневная кровопролитная битва с крымскими татарами, в ходе котором Девлет-Гирей был разбит и спасся бегством. Из 120 000 в Крым вернулись только 3 000 человек. В этой битве полегло почти всё опричное войско – 5 000 человек. Победа при Молодях убедил Ивана Грозного в опасности дальнейшего разделения страны и в сентябре 1572 г. опричнина была официально отменена.
Роль и значение опричнины.
Опричнина позволила перейти от родовых к государственным началам, при которых косные думные бояре стали заменяться более передовыми представителями, зарождающегося дворянства, что в свою очередь способствовало централизации власти. В конечном итоге это позволило выполнить одну из главных задач – уничтожить пережитки удельной (раздробленной) системы хозяйствования и правления. Вторым важным итогом явился срыв попытки бояр, купцов, знати, посадских людей ограничить самодержавие, то есть урезать власть монарха путём парламентских (думных) механизмов. Третьим итогом опричнины стало укрепление православной веры и преодоление последствий навязываемых России ересей. Еще в годы правления Ивана III Запад в лице Ватикана, забросил на русскую почву семена духовной смуты в виде «ереси жидовствующих» получившей в Москве и Великом Новгороде довольно широкое распространение. Она угрожала подорвать основы Православной веры и зарождающегося самодержавия. Эта идеологическая и духовная диверсия в течение 100 лет создавала социальную неустойчивость в государстве, которая со временем стала угрожать уничтожением самой царской власти. Поэтому опричнина стала формой защиты от этой агрессии. И здесь следует признать, что в при этом были допущены и явные не соответствия, причин и следствий, выразившихся в смерти по наветам многих ни в чем не повинных русских людей.
При этом нельзя не признать, что многие приписываемые опричнине ужасы основываются на заведомо сомнительных источниках, таких, например, как: повести «О разгроме Великого Новгорода», которая была написана в самом Новгороде в годы шведской оккупации в 1611 – 1617 гг. Другим столь же «правдивым» источником стал опус инородца и иноверца А. Шлихтинга, толмача (переводчика) царского лекаря, издавшего в 1570 г. в Европе «медицинское», ядовитое чтиво: «Новости из Московии, сообщенные дворянином Альбертом Шлихтингом о жизни и тирании государя Ивана». Таким же русофобом оказался ещё один публицист-писатель Г. Штаден. В 1577—1578 гг. он опубликовал за границей свой объемистый труд «Записки о Московии». Оба этих произведения сродни рассказам барона Мюнхаузена и рассматриваться в качестве достоверного исторического источника не могут.
К этому следует добавить, что «кровавый» царь Иван Грозный, который по «заключению» всевозможных историков загубил десятки тысяч людей, всю жизнь молился за лично им убиенных, коих по синодикам, архивисты насчитали аж – 4 000 «невинных душ».
* На древней Руси опричниной называли часть княжеского земельного хозяйства, которая по смерти мужа переходила его вдове, оприч всех оставшихся земель.
Опричнина Ивана Грозного: причины, ход событий, последствия
Всем вновь большой и пламенный привет с далекого Урала, небо которого упирается в уральские горы! На связи с вами Андрей Пучков. Опричнина Ивана Грозного — вторая не менее важная тема после его реформ. Для многих ребят это что-то вроде темного пятна. Ну опричнина и опричнина, о чем тут еще говорить? А ведь на самом деле надо знать ее причины, основные события и последствия! Иначе экзамен не сдать! Так что в этой статье мы кратко разберем эту тему.
«Опричники». Художник Николай Неврев, 1888 год. На картине показана казнь боярина Ивана Петровича Федорова-Челяднина
Истоки
Опричниной называли удел, который оставался вдове служилого человека после его смерти, чтобы она могла прокормить себя и детей. Опричнина при Иване Грозном — это политика направленная на ликвидацию оппозиции царской власти. В этом ее сущность. Что же заставило царя самолично выделить себе такой удел? И причем здесь оппозиция? Давайте разберемся.
C 12 по 15 века, а если быть точным, то до 1521 года шел исторический процесс объединения земель вокруг Москвы. Московский князь доказал, что он — лидер этого объединения, равно как и инициатор борьбы с игом Золотой Орды. В процессе объединения разные княжества «поглощались» Москвой. Как это происходило — отдельная большая тема. Куда же девались князья этих княжеств? Они стали удельными князьями и либо остались на местах, либо переехали в Москву, получив свою вотчину в обмен на их княжество.
Процесс этот еще раз говорю, очень сложный и многогранный, так что здесь я прибегаю у упрощению. Так вот эти удельные князья никак не могли взять в толк, почему они теперь имеют меньше власти и полномочий, чем теперь уже Царь Всея Руси? Ведь он недавно был еще таким же князем как и они! Те же самые настроения царили в среде бояр. И детство Ивана Грозного — ярый тому пример.
Ну а в 1553 году примерно произошла вещь и вообще из ряда вон: царь якобы заболел серьезной болезнью, и многие думали, что он умрет. И поэтому многие князья и бояре присягнули на верность не его сыну Дмитрию, а князю удельному Владимиру Андреевичу Старицкому! Царь вскоре выздоровел, но случая этого не забыл.
Таким образом, оппозиция царской власти была представлена не только удельными князьями, но и боярством.
Ход событий
Все началось в декабре 1564 года, когда Иван Грозный уехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. С собой правитель прихватил всю казну. А после моления в Москву так и не возвратился. Горожане подняли бунт, и пошли искать царя. Нашли его в Александровой слободе. Иван отправил две грамоты: одну москвичам, а другую боярам, в которой он обвинял бояр в крамоле и изменах.
В результате Иван все-таки согласился вернуться на престол, но на условиях, что его дадут учинить опричнину и он сможет казнить и миловать без суда и следствия. В результате вся страна была поделена на опричнину и земщину: в первой правил только царь, а во второй он правил вместе с боярской думой.
Сам период опричнины продолжался с 1565 года по 1572 год. Вот какие события надо знать:
Последствия
Итоги Опричнины были ужасными: страна была разорена, многие селения были уничтожены. Не забывайте, что Москва в это время еще воевала за Прибалтику. Но оппозицию царской власти уничтожить не удалось. После смерти Ивана Грозного бояре фактически стали управлять страной при слабоумном Федоре Иоанновиче.
Итак, мы разобрали кратко и понятно самое важное в этой теме. Однако вы должны понимать, что в ней, как и в других, есть масса нюансов. Да еще надо решать тесты по теме и лучше под присмотром грамотного преподавателя, который поможет и проверит, а также укажtт на конкретно ваши ошибки, покажет путь к их преодолению. Все это как раз доступно на наших курсах подготовки. Узнайте больше о курсах здесь=>>