в каком году была создана всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников

История музея

ИДЕЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

Мичуринский краеведческий музей является старейшим музеем и очагом культуры города. Идея о создании в Козлове музея созрела у группы интеллигентов в 1903 году. Это событие нашло отражение в местной прессе.

После этой публикации прошло полгода, и вот наконец-то в зале коммерческого училища по инициативе художника С.И. Криволуцкого собрались лица, заинтересованные в деле устройства музея в Козлове.

Кроме того собрание просило Тамбовского губернатора разрешить ему «временно впредь до выработки и утверждения устава общества функционировать в смысле собирания вещей и изыскания средств для осуществления намеченных целей».

РАЗРЕШЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ГУБЕРНАТОРА

Цитата из письма губернатора: «Объявляется председателю общества по учреждению в г. Козлове художественно-промышленного музея С.И. Криволоцкому, что я разрешаю ему лично, впредь до выработки и утверждения устава проектируемого общества, собирать предметы для музея и изыскивать средства для осуществления целей, намеченных в протоколе заседания учредителей музея от 25 сентября текущего года.
Вместе с тем С.И. Криволуцкий обязывается представить мне к 15 (28) января 1904 года отчет по выше упомянутой, разрешенной ему мною деятельности.»

16 (29) декабря 1903 года комитет по учреждению Художественно-Промышленного Музея в Козлове направил тамбовскому губернатору приглашение.

24 октября 1903 года

ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА

1 (14) и 2 (15) февраля 1904 года в зале коммерческого училища комитет по устройству художественно-промышленного музея устроил выставку предметов, назначенных в музей. Входной билет на выставку стоил 15 копеек. В кассе продавались отпечатанные каталоги по 10 копеек. Публика охотно шла знакомиться с музейными предметами. В первый день выставки ее посетили 600 человек, столько же и во второй.

1(14) и 2(15) февраля 1904

ЧЕРЕДА КРАЖ

Музейные ценности не давали покоя любителям легкой наживы. В ночь на 12 (25) апреля 1904 года из художественно-промышленного музея на Мясницкой улице в доме Белкина, через взлом окна и витрин, были похищены экспонаты (монеты, вещи, камни и пр.), оценивающиеся в 1500 рублей.

12(25) апреля 1904 года

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ БУДУЩЕГО

10 (23) декабря 1911 года в коммерческом училище происходило заседание 18-ти лиц, собравшихся обсудить вопрос о возобновлении музея, существовавшего в Козлове с 1903 по 1906 год. После прений решили музей открыть, для чего воспользоваться одной из комнат под городской управой, куда и перенесли предметы, до сих пор лежавшие в кабинетах коммерческого училища.

В январе 1915 года городской организацией по переноске и перевозке раненых, в доме женской гимназии (школа № 18), в помещении бывшего магазина Кожевниковых, был открыт музей второй отечественной войны. В музее демонстрировалось австрийское и германское обмундирование, головные уборы и вооружение, взятые на полях сражений, шрапнельные снаряды, штыки-тесаки, австрийские и германские пули, пули «дум-дум».

Однако уже в феврале 1915 года музей второй отечественной войны был закрыт. За время своего непродолжительного существования музей дал городской организации по перевозке и переноске раненых 269 рублей.

ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

В 1915 году в Козлове был организован городской педагогический музей. В виду того, что все помещения городских школ были заняты под постой войск, музей помещался в квартире инспектора народных училищ 1-го района С. Червлянского. К концу 1916 года в нем числилось 158 номеров по инвентарному каталогу, было произведено 132 выдачи. На содержание музея отпускалось по 120 рублей в год из средств казны.

МУЗЕЙ В НОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

30 ноября 1917 г. состоялось первое объединенное заседание художественно-исторических комиссий Петрограда, Гатчины, Царского Села, на котором сформулировали основные принципы музейного дела нового государства: отношение к музейным ценностям как национальному достоянию; демократизация музейного дела как необходимое условие его развития; неприкосновенность коллекций музеев. Все коллекции, имевшие большую художественную ценность, были объявлены собственностью РСФСР и переданы в ведение Народного комиссариата по Просвещению на общих основаниях с другими государственными музеями.

21 марта 1918 года, после переезда правительства в Москву, при Наркомпросе РСФСР была сформирована Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины, с отделением в Петрограде.

28 мая 1918 года в структуре Наркомпроса был создан Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Основными направлениями работы Отдела должны были стать: национализация, реквизиция и конфискация; собирание «безхоза»; выдача охранных грамот; учет и регистрация; контроль над вывозом за границу; поддержание памятников искусства и старины (ремонт и реставрация); фактическая охрана музейных хранилищ, памятников зодчества, парков, ансамблей, городищ, курганов, природы.

7 декабря 1918 года было опубликовано постановление Народного Комиссариата по просвещению об образовании Губернских Подотделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Отделах народного образования губернских Совдепов. В соответствии с предписанием Центральной Коллегии Отдела по делам музеев при Тамбовском Губернском Отделе народного образования (ГубОНО) была создана первая Комиссия по охране памятников искусства и старины.

В 1919 году в Козлове были открыты два музея: естественнонаучный музей имени Тимирязева и художественно-исторический музей. Коллекции естественнонаучного музея были собраны из кабинетов бывших Козловских средних учебных заведений, а частью (чучела птиц и животных) были изготовлены администрацией музея. Коллекции художественно-исторического музея были собраны заведующим музеем, местным художником-археологом Г.Т. Романовым-Скороходовым.

НАБЕГ ГЕНЕРАЛА МАМОНТОВА

В августе 1919 года Козловский Художественно-исторического музей пострадал от набега генерала Мамонтова. В Тамбовском областном архиве (ГАТО) удалось найти список вещей, пропавших из Художественно-исторического музея при погроме. 1. Пять канделябров, 2. Одно зеркало, 3. Головка мальчика, 4. Портрет мужчины углем 1898 г., 5. портрет 1756 г., 6. Скачки 7. Березовая роща Куинджи, 8. Херувим, 9. Бог Саваоф, 10. Мария Магдалина, 11. Спаситель, 12. Николай угодник и Ольга, 13. Рафаэль Карелли «Вид Неаполя», 14. Амур и Психея,15. Явление Христа, 16. Карикатурная гравюра, 17. Последняя дорога.

ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

В тяжелейших условиях первых лет советской власти создание выставок работниками музеев было реальной возможностью повышения уровня знаний, приобщения к истории и искусству, ознакомления с фондами музеев региона гораздо большего числа людей, чем тех, которые придут непосредственно в залы музея.

В 1922 г. Козловский Народный музей состоял из естественнонаучного, художественно- промышленного отделов и химической лаборатории. Заведовал музеем В. А. Малов (историк, стаж 12 лет).

До мая 1922 года музеи получали кредиты, хотя и нерегулярно из отдела музеев. С мая по ноябрь 1922 года они кредитовались Губполитпросветом. С ноября 1922 года, когда Главполитпросвет прекратил высылку кредитов на музейное дело, их удалось устроить за Губсоцвосом (губернский подотдел социального воспитания) под названием школьных кабинетов (На деле они продолжали называться музеями).

После выхода постановления Президиума ВЦИК «О ликвидации церковного имущества» (2 февраля 1922 г.) и постановления «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим» (16 февраля 1922 г.) музеи получили право забирать наиболее ценные иконы и другие богослужебные предметы из храмов в свои фонды.

В июне 1928 года по инициативе местного филиала Ассоциации Художников Революционной России (АХРР) и Козловского Художественно – Исторического Музея в помещении музея открылась 1-я уездная выставка художественных произведений местного творчества.

ОБЪЕДИНЕНИЕ МУЗЕЯ

В 1929 году Художественно – Исторический музей и Естественно – Научный музей были объединены в Козловский Окружной музей, который располагался в здании бывшего женского монастыря по ул. Лебедянской (ул. Герасимова). Зав. Окружным музеем стал Сальников Н.В.

МУЗЕЙ КРАЕВЕДЕНИЯ

В 1930 г. окружной музей был переименован в музей краеведения. 2 октября 1931 года на заседании Президиума Козловского горсовета был заслушан доклад заведующего музеем тов. Аброськина о работе и состоянии музея, и сообщение тов. Доброхотова о необходимости создания краеведческого бюро. Постановили: «1. Считать помещение, отведенное под музей, временным. Весной 1932 года представить для размещения музея здание – одну из церквей города, с расчетом полного развертывания краеведческой работы, работы музея и его открытия в новом помещении к 1-му мая 1932 года.

МИЧУРИНСКИЙ МУЗЕЙ КРАЕВЕДЕНИЯ

В 1932 г. в связи с переименованием города Козлова в г. Мичуринск музей стал называться Мичуринским городским музеем краеведения. Зав. музеем Акимов (1932-1933). В 1935 г. музей краеведения располагался на ул. Революционной. Зав. музеем Москалева (1934-1936), Шаталова (1936-1937), директор Тертычная (1937-1939), Муковнина Т.Д. (1939-1941). В ноябре 1935 г. помещение краеведческого музея было занято фельдшерско-акушерской школой, что повлекло по существу к ликвидации краеведческого музея, вынужденного находиться в совершенно непригодном помещении для работы и хранению экспонатов (бывший женский монастырь). Только в 1937 г. помещение вновь было передано под музей.

ПЕРЕЕЗД

28 июня 1939 года на заседании Президиума Мичуринского горсовета слушался вопрос об организации государственного музея в г. Мичуринске. Постановили: «Принять к сведению сообщение председателя горсовета о решениях СНК РСФСР по организации государственного музея в г. Мичуринске, с отпуском средств на приспособления здания «Швейсбыта» под музей с открытием его к 5-й годовщине смерти И.В. Мичурина.

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Решением исполнительного комитета Мичуринского городского Совета депутатов трудящихся № 15 от 23 февраля 1946 года директором городского музея был утвержден Парамонов Анатолий Васильевич, 1914 года рождения, демобилизованный из РККА. Заслуженный работник культуры РСФСР, ветеран Великой Отечественной войны проработал на этом посту до 1983 г.

До 1965 года Мичуринский краеведческий музей располагался на улице Революционной, в небольшом двухэтажном здании, построенном в 1892 году, ранее принадлежавшем козловскому купцу Сазыкину.

В НОВОЕ ЗДАНИЕ

На основании решения Мичуринского горисполкома от 20 января 1964 года за № 14 «О закрытии Ильинской церкви в г. Мичуринске» Мичуринский краеведческий музей перебазировался в здание Ильинской церкви. Открытие музея состоялось 3 июля 1965 г. «Радостно было видеть Мичуринский краеведческий музей в новом просторном помещении. И хотелось бы пожелать, чтобы приуроченная к открытию музея выставка роз была символом непрестанного дальнейшего роста нашего музея – его постоянного дальнейшего обогащения новыми ценными экспонатами писал профессор Татаринцев в «Мичуринской правде»».

20 января 1964 года

ВЫСТАВКА СОБРАНИЙ XVII ВЕКА

В декабре 1966 в краеведческом музее открылась выставка произведений голландского и фламандского искусства XVII века из собрания Эрмитажа. На выставке были представлены произведения таких мастеров живописи и графики, как Гарлем, Рубенс, Ван – Дейк, Иорданс, Снейдерс, Тенирс, Рембрандт, Ринг, Меер, Бейрен, Гойен, Кессель, Пейнакер, Миревельт, Флит, Стомер, Викторс, Стен, Дрохлот и многие, многие другие.

ЛУЧШИЙ МУЗЕЙ РСФСР

КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА

С ЧИСТОГО ЛИСТА.

16 ноября 1991 года состоялась VII сессия Мичуринского городского Совета народных депутатов, на которой «учитывая общественное мнение в городе по использованию здания по ул. Советской № 297-г, неудовлетворительное состояние дел с хранением исторических ценностей Мичуринского городского краеведческого музея, а также настоятельную просьбу верующих города о возвращении им храма – Ильинской церкви, городской Совет народных депутатов решил: исполкому горсовета осуществить передачу здания по ул. Советской № 297-г краеведческому музею».
7 января 1992 года, в праздник Рождества Христова, состоялся торжественный акт передачи Ильинского храма представителям Тамбовской епархии Русской Православной церкви.
В марте 1992 г. краеведческий музей переехал в здание бывшего дома политического просвещения, находящемся в центре города по ул. Советской 297-г. Здание это было построено на средства купца Стрельникова в 1905 году.

ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ

Большим событием в жизни музея и города явилось открытие музея 18 сентября 1994 г. В этот день горожане отмечали день города. Для обзора было представлено два отдела – отдел истории Козлова 17-18 вв. и художественный отдел, в котором экспонировалась выставка произведений А.В. Платицина. В декабре 1994 г. решением мичуринского городского совета музею был передан депутатский зал, находящийся на первом этаже здания и принадлежавший городской администрации.

18 сентября 1994 года

ДО НАШИХ ДНЕЙ.

В 2007 году Л.Д. Попову на посту директора музея сменила Лариса Юрьевна Круглова, а с 21 июня 2016 года музей возглавляет Олег Валерьевич Сазонов.

ОТКРЫТИЕ ФИЛИАЛА МУЗЕЯ

В октябре 2015 года открылся наш филиал. Он расположился в стенах дома, в котором с 1952 до 1957 года жил известный учёный, ученик и последователь И.В. Мичурина, академик ВАСХНИЛ П.Н. Яковлев. Двухэтажное деревянное здание находится на территории дома-музея И.В. Мичурина. Дом был переоборудован в музей достижений мичуринской науки, интерьеру вернули первоначальный вид. В музее создано несколько выставочных залов. Гости смогут познакомиться с новыми экспозициями, посвященными И.В. Мичурину, научной деятельности его учеников и последователей: Горшкова, Черненко, Яковлева, Будаговского, семьи Курсаковых, и с современными достижениями Мичуринска-наукограда.

В настоящее время Мичуринский краеведческий музей имеет богатую экспозицию, расположенную в залах: воинской славы, истории города Козлова-Мичуринска, природы, истории православия, Великой Отечественной войны, почетных граждан г. Мичуринска. В залах изобразительного искусства регулярно проводятся художественные выставки. Музей располагает значительными фондами, библиотекой редких книг. Фонды музея составляют более 20 тысяч экспонатов.

Музей организовывает разнообразные выставки, проводит массовую работу с учащимися по патриотическому, экологическому, художественному, историческому направлениям, устраивает тематические вечера, беседы, встречи с известными деятелями науки, культуры, искусства и спорта.

Авторы: О.В. Сазонов (директор МБУК «Мичуринский краеведческий музей»)
И.В. Матушкина (зав. отделом учета и хранения музейных предметов)

Источник

Новости RSS подписка

КГИОП исполняется 100 лет

в каком году была создана всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников. %D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%81 %D0%90.%D0%94. %D0%91%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0. в каком году была создана всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников фото. в каком году была создана всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников-%D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%81 %D0%90.%D0%94. %D0%91%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0. картинка в каком году была создана всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников. картинка %D0%9F%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%81 %D0%90.%D0%94. %D0%91%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0. Мичуринский краеведческий музей является старейшим музеем и очагом культуры города. Идея о создании в Козлове музея созрела у группы интеллигентов в 1903 году. Это событие нашло отражение в местной прессе.

В Петрограде 21 марта 1918 года была создана Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомата просвещения. 15 ноября 1918 года в связи с реорганизацией она была переименована в Отдел по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины. Эту дату принято считать началом истории КГИОП.

Традиции коллектива КГИОП неразрывно связаны с историей Санкт‑Петербурга последнего столетия. В XX веке наш город дважды (в 1918-1920 и 1941-1944 годах) претерпевал жестокое запустение и дважды возрождался усилиями горожан при поддержке всей страны.

В истории КГИОП прослеживается несколько крупных периодов. Учреждение, на которое возложены функции по сохранению культурного наследия Санкт‑Петербурга, неоднократно меняло свое название и организационную структуру, сохраняя при этом славные традиции, передаваемые от старшего поколения к младшим в процессе практической работы по изучению и реставрации памятников.

Отдел по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины под руководством Григория Степановича Ятманова состоял из нескольких подотделов: музейного, археологического, издательского, по охране, учету и регистрации памятников, экскурсионно-просветительского.

Сотрудников Отдела по делам музеев и охране памятников отличала высокая культура русской интеллигенции Серебряного века.

Отдел не мог предотвратить массовое уничтожение церквей, разорение дворянских и купеческих особняков, попавших в руки неподготовленных пользователей, однако его усилиями были сохранены дворцы, парки и наиболее значительные храмы Петербурга, составлен и утвержден первый список памятников, состоявших под государственной охраной, осуществлена реставрация фасадов Адмиралтейства, Строгановского дворца, Инженерного замка, Академии наук. В архиве КГИОП хранятся исторические справки, составленные на основе углубленного изучения архивных документов и иконографических материалов. Многие специалисты того поколения стали жертвами репрессий 1930-х гг.

Новое государственное учреждение впервые осуществило учет и научную регистрацию памятников архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Уже в 1918 году были разработаны единые принципы государственного учета памятников истории и культуры, предусматривающие два этапа: первый – регистрация, второй – детальное изучение, сопровождаемое обмерами, фотографированием и описанием.

Значительную роль в жизни Отдела играла реставрационная деятельность.

В 1935 году одним из важных итогов работы Отдела стало утверждение Президиумом ВЦИК в марте списка памятников, состоящих под государственной охраной. Первый юридически значимый список насчитывал 201 охраняемый государством объект.

В 1936 году в структуре Управления по делам искусств Ленгорисполкома был создан Отдел по охране памятников. Во главе стоял Алексей Викторович Победоносцев, его заместителем был назначен Николай Николаевич Белехов.

С 1938 года охраной наследия ведал Отдел охраны памятников Управления по делам искусств Леноблгорсовета, в 1944 году реорганизованный в Государственную инспекцию по охране памятников (ГИОП) в составе Управления по делам архитектуры. В 1940-1956 годах его возглавлял Николай Николаевич Белехов, в 1938-1940 и 1956-1963 годах – Алексей Викторович Победоносцев.

В годы Великой Отечественной войны специалистам пришлось сохранять памятники в тяжелейших условиях 900-дневной блокады города. Был создан аварийно-восстановительный батальон, бойцы которого осуществляли обмеры, фотофиксацию и консервацию поврежденных зданий. Они вели повседневную работу по проведению противоаварийных мероприятий, составлению планов реставрационных работ.

Уже 25 июня1941 года был утвержден план мероприятий по защите городских монументов и садово-парковой скульптуры, подготовленный Отделом по охране памятников. Предложения по маскировке золотых куполов и шпилей зданий-памятников, служивших ориентирами для вражеских обстрелов, Отдел представил к 1 июля.

В сентябре были организованы аварийно-восстановительные мастерские Управления по делам искусств Ленгорисполкома, в октябре –производственные мастерские при Музее городской скульптуры.

С весны 1942 года начались ремонтно-восстановительные работы на зданиях-памятниках города.

29 марта 1943 года Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда». Начинался новый этап восстановления и реставрации памятников города. 21 ноября было принято решение об организации городского Управления по делам архитектуры, в структуре которого создавалась Государственная инспекция по охране памятников (ГИОП). Окончательное организационное оформление инспекции произошло уже после снятия блокады Ленинграда.

23 апреля 1944 года Исполком Ленгорсовета принял решение № 112-22 «О первоочередных мероприятиях по сохранению пригородных дворцов и парков-музеев», положившее начало их восстановлению.

После снятия блокады костяк коллектива ГИОП составили фронтовики, демобилизованные из армии, и бойцы аварийно-восстановительного батальона.

В 1967 году по инициативе и под руководством архитектора Бориса Александровича Розадеева ГИОП была развернута не имевшая аналогов работа по комплексному изучению исторической застройки города XVIII – начала XX веков.

Борис Александрович возглавил обмерную группу, организовал систематическое изучение исторической застройки в натуре и на основе архивных материалов, создание уникальной базы данных. В первые послевоенные годы сотрудники ГИОП вместе с реставраторами заложили основы ленинградской школы научной реставрации памятников. Их опыт лег в основу общегосударственной практики дела охраны и реставрации.

В 1963-1974 годах коллектив ГИОП возглавляли Сергей Васильевич Коробков, Клавдия Алексеевна Павлова, в 1974-1987 годах – Иван Петрович Саутов. Эти годы отмечены значительным увеличением масштабов реставрационных работ, разработкой объединенных зон охраны, регламентацией форм и порядка работы сотрудников с объектами наследия. Архивные фонды ГИОП последовательно пополнялись историческими справками, личными материалами и чертежами архитекторов Петербурга-Ленинграда, проектно-сметной документацией, описанием реставрационных методик. Архив превратился в крупнейшее специализированное хранилище документов, без которых невозможно изучение архитектуры города.

В 1972 году решением Ленгорисполкома №870 от 4 сентября впервые в практике сохранения наследия в СССР была введена система государственной охраны художественно ценного внутреннего убранства зданий, как состоящих под государственной охраной, так и не отнесенных к числу памятников.

В 1971-1981 годы комиссией Государственной инспекции на учет было принято свыше тысячи зданий исторической застройки города. После принятия Закона СССР от 29 октября 1976 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры» эти объекты стали называться «вновь выявленными».

В 1988 году Инспекция становится самостоятельным специально уполномоченным органом по охране памятников, выйдя из подчинения Главного архитектурно-планировочного управления. Исполкомом Ленсовета 30 декабря утвержден проект зон охраны центральных районов города, который законодательно закрепил границы объединенной охранной зоны центра, площадь которой составила 3768 га, ввел режимы сохранения для средовой застройки, ограничил реконструкцию и строительство на территории зоны. Он являлся одним из основных документов в области регулирования градостроительной деятельности в Петербурге.

Руководству Инспекции приходилось отстаивать необходимость существования единого государственного органа охраны памятников в Петербурге.

В 1996 году ведомство прибрело свой нынешний организационный статус – стало Комитетом в системе исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга с сохранением привычной аббревиатуры (КГИОП).

Председателями КГИОП являлись Никита Игоревич Явейн (1996-2003), Вера Анатольевна Дементьева (2003-2011), Александр Игоревич Макаров (2011-2014). С 2014 года КГИОП возглавляет Сергей Владимирович Макаров.

12 декабря 1990 года на 14-й сессии Комитета всемирного наследия был признан общим достоянием человечества и включен в Список всемирного наследия объект «Исторический центр Ленинграда и связанные с ним группы памятников». Необходимость включения объекта в этот список, по мнению экспертов ИКОМОС, была «столь очевидна, что любое подробное обоснование представлялось излишним».

С 1998 по 2003 годы велась подготовка к 300-летию Петербурга. Обширная реставрационная программа включила практически все архитектурные доминанты центра, самые известные памятники, в первую очередь, занятые учреждениями культуры.

В 2005 году в городе началась реализация программы реставрации фасадов исторического центра. В отличие от точечной, объектной реставрации, программа предусматривала обновление целых улиц.

1 ноября 2005 года постановлением №1681 Правительства Петербурга утверждена Стратегия сохранения культурного наследия, разработанная КГИОП под руководством В.А. Дементьевой.

Правительство Санкт‑Петербурга ежегодно отмечает архитекторов, художников, скульпторов, позолотчиков и других представителей профессии, внесших наибольший вклад в развитие реставрационной отрасли и сохранение культурного наследия города. Торжественная церемония вручения нагрудных знаков «Почетный реставратор», учрежденная Правительством Санкт‑Петербурга, традиционно приурочена к Дню реставратора (1 июля) и проводится с 2008 года.

С 2008 года проводится ежегодный конкурс профессионального мастерства «Реставратор года». Организатором выступает Союз реставраторов Санкт‑Петербурга при участии КГИОП. За почетное звание «Лучший реставратор» ежегодно соревнуются студенты реставрационных колледжей и профессиональные реставраторы, работающие в крупнейших профильных компаниях Санкт‑Петербурга и Ленинградской области.

В 2016 году стартовал культурно-просветительский социально-значимый проект «Открытый город» в сфере популяризации объектов культурного наследия Санкт‑Петербурга, ранее недоступных для свободного посещения или доступных отдельным категориям граждан. Совместно с Союзом Реставраторов Санкт‑Петербурга и СПб ГО ВООПИиК разработана программа по привлечению волонтеров к делу сохранения объектов культурного наследия, на базе проекта «Открытый город» организована «Школа волонтеров».

Сегодня на территории Санкт‑Петербурга насчитывается 8977 объектов культурного наследия. Из них 3761 объектов культурного наследия федерального значения, 2366 – регионального значения, 2850 выявленных объектов культурного наследия.

В числе наиболее значимых памятников архитектуры, реставрируемых
по программе КГИОП за последние несколько лет, такие объекты, как Дворец Юсуповых на наб. р. Мойки, деревянная дача В.Ф. Громова в Лопухинском саду, Смольный собор, Аничков дворец и Кабинет Его Императорского Величества, ансамбль Гатчинского дворца и парка, Буддийский храм, Мечеть, Храм Римско-католический Святой Екатерины на Невском пр., 32-34, церковь Захария и Елизаветы Корпусов жилых (каре) с угловыми церквями в составе Смольного монастыря, Казанский собор, церковь Мученика Иулиана Тарсийского, здание церкви Богоявления на Двинской улице, Башня-руина в Стрельне, Троицкий (Измайловский) собор, церковь Святой Великомученицы Екатерины на Васильевском острове; особняк А.Ф. Кельха, Владимирская церковь, Молитвенный дом омовения и служебный дом на Преображенском еврейском кладбище и многие другие.

К сожалению, нарушители закона есть в любой области, и сфера охраны памятников – не исключение. В связи с особенностями федерального законодательства зачастую самым действенным механизмом понуждения к устранению выявленных нарушений является судебный.

За 10 месяцев 2018 года КГИОП направлено в уполномоченные судебные органы 126 исковых заявлений о понуждении выполнить работы по сохранению объектов культурного наследия, устранению нарушений в сфере соблюдения законодательства об объектах культурного наследия и взысканию неустоек за указанные нарушения. Анализ вынесенных судебных решений по заявленным КГИОП требованиям показывает, что судами удовлетворяется свыше 90% направленных КГИОП исковых заявлений.

По установленным КГИОП фактам нарушений в сфере государственной охраны объектов культурного наследия за 10 месяцев 2018 года возбуждено 213 дел об административных правонарушениях.

В 2018 году вступил в силу закон, дающий старт программе передачи объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, в аренду за плату в 1 рубль за 1 кв. метр.

В настоящее время ведется работа над Концепцией сохранения объектов культурного наследия – объектов деревянного зодчества. Проводится первый этап разработки концепции, включающий в себя формирование перечня объектов культурного наследия – памятников деревянной архитектуры на основе результатов историко-архитектурных и натурных исследований с определением представляющих наибольшую культурную ценность, а также подготовку аналитических материалов по государственной охране, сохранению и использованию объектов.

В рамках международной выставки DENKMAL-2018, которая проходила в городе Лейпциг (Германия) с 7 по 10 ноября 2018 года, Академия имени Бернхарда Реммерса при Европейском институте по сохранению и уходу за старинными зданиями и памятниками присудила премию в номинации «Международный проект» за восстановление архитектурного комплекса острова «Новая Голландия» как «за выдающееся участие инвестора, тесное сотрудничество всех участников проекта, а также работу по восстановлению памятника архитектуры».

Предстоящему юбилею КГИОП посвящен специальный детский выпуск журнала «Зодчий», разработанный специалистами КГИОП совместно с издательством «Зодчий». В номер вошли материалы, написанные школьниками и студентами, посвященные общим направлениям в области сохранения памятников культурного наследия мирового, федерального и регионального значения.

В деятельности коллектива КГИОП отражается связь поколений и преемственность лучших традиций. Сотрудников отличает искренняя преданность своему делу и понимание огромного значения наследия Петербурга для мировой культуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *