в каком году была построена первая пожарная вышка
От наказа царя Алексея Михайловича до моторасчетов: 370 лет пожарной службы
30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович подписал «Наказ о градском благочинии», в котором были подробно расписаны меры противопожарной безопасности. Царь указал жителям столицы, как и когда в Москве можно топить печи, кто должен следить за огнем и предотвращать пожары: «во дворах по всем хоромам велели б, для береженья от пожарного времени, держать мерники и кади большие с водою».
Хотя на Руси это была далеко не первая и не последняя попытка упорядочить борьбу с пожарами, именно с даты наказа Алексея Михайловича отсчитывается история пожарной охраны России. В этот день были заложены основы профессиональной пожарной охраны: создан оплачиваемый штатный состав, введены регулярные объезды города, предусмотрено использование пожарных инструментов.
Борьба с пожарами в Средние века
Необходимость в организации борьбы со стихией на Руси была очевидна правителям всех времен. Деревянные города часто горели. Еще в датируемом XI веком сборнике правовых норм Киевской Руси «Русская Правда» поджог считался одним из самых тяжких преступлений, за которое полагались, например, высылка.
К XV веку в Москве насчитывалось больше 40 тысяч скученно стоявших деревянных построек. Причинами пожаров, как правило, становились печи без дымоходов, свечи и лампады. Летом при ветре могли выгореть за раз сотни домов. Больше всего от огня страдали Кремль, Китай-город и западная часть Белого города.
В 1434 году великий князь Василий II Темный даже издал специальные указы, в которых говорилось о необходимости осторожно обращаться с открытым огнем. Он расписал все: как, где и при каких условиях можно его разводить. Это, впрочем, не уберегло Москву от крупнейших пожаров в 1493 году, в результате которых выгорели все деревянные постройки Кремля.
После этого сын Василия Темного Иван III велел снести все дома и лавки, находящиеся на расстоянии ближе 110 сажен (около 235 метров) от кремлевских стен. В его Судебник были внесены статьи о наказании за поджог.
«На всякий пожарный»
Долгое время противопожарные меры, впрочем, сводились к разнообразным запретам на разведение огня. Русских царей можно было понять. Выражение «Москва сгорела от копеечной свечи» произошло не на пустом месте. Например, именно так возник страшный пожар 28 июля 1493 года, когда огонь из загоревшейся церкви на Песках сжег и все постройки, находившиеся на территории нынешнего Арбата, и все деревянные сооружения Кремля.
Следующий опустошительный пожар в Москве случился 24 июня 1547 года. Его последствием стало то, что 16-летний Иван IV Грозный «опечатал» все столичные печи. Царь издал указ, запрещающий москвичам топить летом печи в домах. А чтобы ни у кого не возникло соблазна ослушаться, на каждую печь наложили восковую печать. Послабление в этот закон Иван Грозный сделал лишь почти четверть века спустя и разрешил «обед и кушанья разные готовить на очагах, устроенных особо и умело в других безопасных местах, в отдалении от домов и прочих строений». На это было выделено три часа — с 13:00 до 16:00.
После крупных пожаров в Китай-городе и Белом городе в 70-х годах XVII века царь Федор II Алексеевич запретил москвичам мыться в бане в солнечную погоду — по его указу 1680 года «хоромы и бани можно было топить только с ведома и только в ненастье, в домах ходить только с фонарями, а не со свечками или лучиной». За ослушание грозили штраф или ссылка в Сибирь.
Московская пожарная служба
Профессиональная пожарная служба в Москве была создана 31 мая 1804 года. В этот день император Александр I подписал именной указ «О сложении с московских обывателей некоторых повинностей и об уравнении их оными», который освободил москвичей от необходимости содержания пожарных и организовал первую московскую профессиональную пожарную команду. Нанимать в пожарные стали исключительно отставных солдат — людей, закаленных воинской службой.
В XIX веке численность московской пожарной команды составила 2100 человек, в Москве было организовано пожарное депо с мастерскими, где изготавливали пожарные инструменты, построено 16 каланчей.
Один из объектов пожарной охраны XIX века, который сохранился и по сей день, москвичи могут увидеть у станции метро «Сокольники» (улица Русаковская, дом 26). Это одна из немногих сохранившихся в городе дореволюционных пожарных каланчей.
В XIX веке место пожара легко было заметить сверху благодаря таким специальным вышкам. Если наблюдатель на каланче замечал дым или огонь, на ней вывешивали черные шары днем или сигнальные фонари ночью — по этим знакам можно было узнать, в какой части города возник пожар. Вывешенный красный флаг обозначал, что пожар сильный и на него должны выехать все пожарные команды города.
В книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи» подробно описана эта система оповещения: «Два шара — знак Тверской части, Городская — один шар, Пятницкая — четыре, Мясницкая — три шара, а остальные — где шар и крест, где два шара и крест — знаки, по которым обыватель узнавал, в какой части города пожар».
Пожарная каланча в Сокольниках была построена на деньги горожан, которые собирали их в течение 18 лет, — в итоге было собрано 20 тысяч рублей. Проект здания создал архитектор Максим Геппенер, обучавшийся в Германии. В итоге башня была возведена за четыре года — с 1881-го по 1884-й. Это было одно из самых высоких строений в Москве того времени.
Каланчи служили примерно до 1920–1930-х годов, пока в обиход москвичей не стала повсеместно входить телефонная связь. Но и сейчас пожарные каланчи остаются достопримечательностями Москвы. Сокольническая башня была реконструирована, на ее шпиле восстановлены предупреждающие о пожаре шары. Сегодня здесь располагается управление по Восточному административному округу ГУ МЧС России по городу Москве и пожарная часть (рота) № 12.
Еще одна самая старая из сохранившихся в Москве пожарная каланча расположена на Селезневской улице (дом 11). Она была построена в начале 1850-х вместе со зданием Сущевской полицейской части по проекту архитектора Михаила Быковского. Сейчас в здании располагается Центральный музей МВД.
А двухэтажное здание с каланчой в районе Преображенское (на улице Хромова) в ближайшее время ждет реставрация. Его возвели в 1900-х годах для ткацкой фабрики на территории Черкизова, а в 1924–1927 годах приспособили под пожарную часть. Это уникальный образец исторической застройки села Черкизова, сохранившийся до нашего времени, памятник культуры регионального значения. Первый этап реставрации — противоаварийные работы — планируется начать уже в 2019 году.
Современная пожарная охрана
Сегодня пожарно-спасательный гарнизон Москвы — это 142 подразделения общей численностью более 12 тысяч человек. Ежедневно на дежурство в городе заступают более трех тысяч сотрудников и 400 единиц пожарно-спасательной техники — в том числе два пожарных корабля и 10 вертолетов.
Вертолеты Московского авиационного центра привлекают для тушения крупных пожаров в высотных зданиях и промзонах. Именно они тушили пожар 2012 года в башне «Федерация» делового центра «Москва-Сити» — ночью, при минусовой температуре и ветре с порывами до 15 метров в секунду. В таких условиях тушение пожара в мировой практике авиации выполнялось впервые. За два часа на очаг возгорания было сброшено 270 тонн воды.
А с 1 мая в Москве на дежурство заступили обновленные моторасчеты быстрого реагирования. В их распоряжении 22 пожарно-спасательных мотоцикла Пожарно-спасательного центра. Сотрудники могут добираться до места аварии первыми и ограничивать распространение огня, организовывать эвакуацию и спасение людей, оказывать первую помощь и обеспечивать посадку воздушного судна Московского авиационного центра на ограниченной площадке.
В арсенале мотоспасателей — огнетушители, ранцевые устройства пожаротушения «Игла», связь, комбирезаки, стеклобои и резаки для ремней безопасности, канатно-спусковые устройства, сумки первой помощи. Моторасчеты будут патрулировать все 12 административных округов столицы.
В 2019 году столичные пожарные обзавелись собственной мотогруппой: 22 спасателя на мощных мотоциклах, оборудованных связью и инструментами, несут дежурство во всех округах, на вылетных магистралях и МКАД. Их задача — реагировать на дорожно-транспортные происшествия, а также предоставлять информацию, если что-то загорелось поблизости. В гарнизоне также появилось подразделение спасателей-десантников. Они могут спуститься к месту аварии на тросах с вертолета.
Пожарная вышка: история развития и основные виды сооружений
Первые пожарные вышки появились в России в начале 19 века, и предназначались для наблюдения и обнаружения признаков возгорания на территории населенного пункта.
Современные сооружения используются для установки технических устройств подачи воды или пены в зону огня.
История развития пожарных вышек
Возможно, сегодня не все знают, как называется пожарная вышка. Наблюдательные башни, строившиеся для своевременного обнаружения пожара, получили название «каланча».
Так называли турецкие, а потом и кавказские дозорные башни. В российских городах они получили распространение после указа Александра I, заложившего основы государственной пожарной службы.
Каланчи пристраивали к полицейскому участку, куда входило и пожарное подразделение. Они возвышались над всеми городскими постройками и открывали отличный обзор окрестностей.
Дежурные днем и ночью отслеживали малейшие признаки появления дыма или огня, в случае опасности оповещая население и пожарных звоном колокола или световыми сигналами.
В Советском Союзе строительство пожарных вышек для контроля пожара продолжалось до 30-х годов, пока не появились высотные застройки, сделавшие их неэффективными.
При строительстве башен использовались разнообразные архитектурные стили, и сегодня многие из них представляют историческую и художественную ценность. В некоторых постройках размещены музейные экспозиции, повествующие об истории пожарной службы.
В странах, где велика опасность лесных пожаров, и сегодня используются дозорные башни, оборудованные современными геодезическими приборами и средствами связи. Самая высокая из них находится в Австралии – 69 м.
Универсальные вышки
Современным аналогом каланчи является универсальная пожарная вышка, которая находит применение на взрывоопасных объектах, где важно не допустить развития аварийной ситуации.
Они могут быть использованы не только для наблюдения за производственной территорией, но и оперативного воздействия на очаг возгорания на начальном этапе его развития.
На площадке предусматривается установка:
Управление оборудованием осуществляется:
Лафетные вышки
Пожарная лафетная вышка способна создать, в зависимости от ситуации, сплошную или распыленную струю с рабочим давлением до 8 атм. Лафетные стволы подают сплошную струю воды на расстояние 50-80 м со скоростью 20-100 л/сек.
Диапазон угла поворота достаточен для направления струи в нужную точку:
Угол распыления плавно изменяется в интервале 0-90 градусов. Схема установки готовится с расчетом, чтобы каждый участок находился в зоне действия двух лафетных стволов.
Такие устройства могут быть смонтированы не только на стационарных площадках, но и:
Мониторинг лесных массивов
Для осмотра и обнаружения возгораний на больших территориях, занятых лесными массивами, используются пожарные наблюдательные пункты (ПНП). Они делятся на несколько групп в зависимости от:
Один из видов ПНП — наблюдательная пожарная вышка. Она изготавливается из дерева или металла высотой до 25 м.
Стандартная конструкция имеет пирамидальную форму с размерами:
В верхней части оборудуется площадка для наблюдения, которая по периметру обшивается досками до уровня 1,1 м. Для подъема имеется 5-маршевая лестница.
После сборки на земле конструкция устанавливается на бетонное основание. Срок службы деревянных сооружений составляет до 10 лет. Пропиткой ее частей каменноугольным маслом можно продлить срок эксплуатации в несколько раз.
Из металлических моделей наиболее широко применяется конструкция призматической формы высотой до 35 м. Она состоит из нескольких блоков с площадками, к которым прикрепляются лестничные марши.
Пожарные вышки в лесу размещаются определенным образом, чтобы охватить наблюдением всю подведомственную территорию. Особое внимание уделяется зонам высокой пожароопасности.
При выборе места установки учитываются:
Применение вышек
Сфера применения пожарных вышек достаточно широка и охватывает:
Например, правила хранения пиломатериалов требуют, в зависимости от их объема, минимального расхода воды на борьбу с пожаром:
Особенно востребованы пожарные вышки в тех случаях, когда:
Заключение
Пожары, возникающие на производственных территориях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, развиваются очень быстро и требуют оперативного реагирования.
Но интенсивное тепловое излучение не дает возможности приблизиться к очагу огня на достаточно близкое расстояние.
В этих условиях пожарные вышки с лафетным стволом дают возможность локализовать возгорание на начальной стадии.
Видео: Пожарная вышка. Одиночный подъем
ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ. ПО ЦАРСКОМУ СОИЗВОЛЕНИЮ
Более 2000 указов по пожарной безопасности городов, селений и мануфактур было издано императором Петром 1.
До появления пожарных команд борьбу с огнем вели военные подразделения. В 1763 году в Санкт-Петербурге и Москве в составе полиции были учреждены пожарные конторы, впоследствии переименованныев пожарные экспедиции и пожарные команды.
В 1832 году при Николае I впервые в России был опубликован «Устав строительный» (раскрывающий в том числе вопросы пожарной безопасности).
К 1853 году были созданы пожарные команды в 450 городах.
К началу ХХ века в Российской империи велась планомерная организация пожарного дела.
Вопросы пожарной безопасности были затронуты Петром Iи в Указе 1728 года «О построении домов в Санкт-Петербурге с соблюдением всевозможных предосторожностей от огня». В соответствии с ним печи разрешалось устанавливать только на несгораемом фундаменте, причем, сама печь отделялась от стены дома двумя кирпичами. Домовладельцам строго предписывалось использовать в качестве материала для крыш только черепицу, а уже имевшиеся деревянные покрытия предлагалось заменить черепичными.
В 1736 году были введены нормы по строительству противопожарных стен (брандмауэров). Изданы указы о защите от пожаров лесов, предписания о строительстве в селах и деревнях. Для оценки обстановки с пожарами в России с 1737 года все сведения о пожарах стали направляться в правительственные органы.
Особое внимание Петр I уделял организации пожарной безопасности самого Санкт-Петербурга. В 1722 году при Адмиралтействе Санкт-Петербурга организуется специальная пожарная команда, и устраивается первое пожарное депо. Новая столица счастливо избежала особо крупных пожаров. Первоначально охрана от пожаров была возложена на городских жителей. Исключение составляли «особы знатные», выставлявшие вместо себя дворовых людей. Пожарную повинность несло даже духовенство. Только в 1736 году по ходатайству Синода священнослужители были освобождены от нарядов в полицейские ночные караулы, «дабы в церковной службе остановки не было», но участие в тушении пожаров и для них осталось обязательным.Такая постановка дела была характерна для всей России.
С созданием в 1711 году взамен стрелецкого войска регулярных полков последние стали привлекаться в помощь населению при тушении пожаров. Эта мера была закреплена законодательно Указом Петра I «О неукоснительном прибытии войск на пожары». Руководство тушением пожаров возлагалось на воинского начальника. Известно также, что Петр I лично принимал участие в борьбе с огнем, и, «его царское величество прибывает обычно на пожары первым».
Особая пожарная команда при Адмиралтействе работала в две смены, ее основу составляли рабочие. Первая смена после окончания работы уходила домой, а вторая ночевала в Адмиралтействе. Если пожар возникал в примыкающих к Адмиралтейству мастерских, то советник, отвечающий за пожарную безопасность, снаряжал на помощь только треть команды, а сам с остальными оставался внутри здания. Членам пожарной команды при пожарах помогали также и другие рабочие, мастеровые, матросы, причем четвертая часть всех собравшихся сосредотачивалась у главного здания.
После крупных пожаров в городах Переславле, Волхове, Москве в 1737 году были приняты дополнительные меры по охране от пожаров. В городах созданы особые патрули и караулы из воинских подразделений, которые существовали до 1762 года. В тех городах, где военные гарнизоны отсутствовали, подобные патрули формировались из чиновников.
С 1739 года солдаты были обязаны бежать на пожар с того места, где их застанет сигнал тревоги (ранее они искали ротного командира, а затем отправлялись к месту загорания). Для обеспечения полков пожарной техникой был осуществлен учет имеющихся в них инструментов, а в 1740 году Сенат утвердил их положенность. Каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной. В батальонах имелись вилы, лестницы, большой крюк с цепью. Рота оснащалась 25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, четырьмя ручными трубами, двумя малыми крюками.Для перевозки инструментов выделялось шесть лошадей.
В случае пожара с каждой роты отправлялась половина личного состава с инструментами и один барабанщик от полка. Другая половина роты находилась в готовности на полковом дворе.
Помимо решения организационных вопросов большое внимание уделялось мерам предупреждения пожаров.
После смерти Петра I внимание к вопросам пожарной безопасности ослабло. Однако, необходимо отметить, что все большее внимание начинают уделять формированию сил и средств пожаротушения.
29 ноября 1802 года император Александр I принимает Указ об организации в Санкт-Петербурге при съезжих дворах постоянной пожарной команды из 786 солдат внутренней стражи.
Согласно этому Указу Александра I весной 1803 года первая штатная команда была сформирована в Санкт-Петербурге, а в 1804 году такая же команда была создана в Москве.
Указом Александра I от 31 мая1804 годанаселение столицы освобождалось от выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников, освещения улиц.
Как в городах, так и в сельской местности России характерным было отсутствие комплексного подхода к проблемам тушения пожаров. Выделяемые земскими управами пожарные насосы снабжались ограниченным количеством рукавов. Это приводило к тому, что на пожарах техника не могла использоваться из-за удаленности от водоисточников. Вопросы водоснабжения городов и сел не были разработаны (водопроводная сеть в начале XX века имелась только в 215 городах). К тому же, были случаи засыпки пожарных водоемов санитарной службой.
Переход пожарной команды Санкт-Петербурга на автомобильную тягу тормозился существующим законом, который требовал, чтобы город содержал свыше 300 лошадей в частях. Даже если бы части нашли источники финансирования для приобретения автомобилей, все равно город должен был бы внести в смету расходы на содержание лошадей.
После стихийных пожаров городские управления пытались полностью подчинить себе пожарные команды. В этот период создавались как полицейские, так и общественные пожарные команды. Все это усугубляло неопределенность отношений городских управлений к пожарной охране. Во многих случаях города рассматривали расходы на пожарную охрану, как не обязательные, подобно содержанию тюрем, найму квартир для войск, и стремились финансировать их по штатному расписанию. Изданные около 50 лет назад, совершенно устарели и не отражали действительной картины. Например, в Москве в 1911 году действовало штатное расписание, утвержденное в 1823 году.
Медаль «За спасение погибавших»
Пожар произошел 11 марта 1853 года. Крестьянин был удостоен личной встречи с императором Николаем I.
ПОЖАРНЫЕ ОБОЗЫ И НАСОСЫ
Начиная со второй половины XVIII века, появляется техника, изменившая тактику и способы борьбы с огнем. Меняется и облик пожарных формирований. Начинается период повсеместного образования профессиональных команд.
В России в XIX веке перевозку людей и инструментов к месту пожара осуществляли на конных линейках, представлявших собой четырехколесную рессорную повозку, в которую впрягали четверку или тройку лошадей. В начальный период их изготовляли почти целиком из древесины, а затем ряд элементов стали делать из металла. Это повысило прочность и снизило вес линеек.
Общей деталью всех ходов являлась их яркая окраска. В начале XX века конные хода тщательно отделывали и использовали для покраски красные эмали. Отдельные металлические части окрашивались в черный цвет, а деревянные детали покрывали лаком.
ИЗОБРЕТЕНИЕ ПОЖАРНОГО ПАРОВОГО НАСОСА И ПАРОВЫХ МАШИН
Первый паровой насос был изобретен в 1839 году англичанами Эриксоном и Брайт-Уайтом. Этой новинке суждено было в течение долгих лет являться к месту пожара благодаря конной тяге.
27 марта 1841 года в Нью-Йорке была опробована первая паровая пожарная машина, сконструированная Полом Ходжем.Но она была признана слишком тяжелой: около 8 тонн весом 14 футов длиной изобретение требовало двух лошадей, чтобы сдвинуться с места.
В 1863 годув Москве открылся завод противопожарного оборудования Густава Листа, производивший ручные пожарные насосы, пожарные бочки, мелкий инвентарь. Впоследствии завод, получивший значительное развитие, выпускал химические огнетушители, пожарные обозы, пожарные рукава, водопроводное оборудование и т.д.
Вторым крупным предприятием по выпуску пожарной техники был Петербургский завод «Лангензипена и К» основанный в 1878 году, имевший отделения в Москве, Киеве, Харькове и Риге. На заводе изготавливали ручные и паровые пожарные насосы, гидропульты, лестницы, огнетушители и другое пожарно-техническое оборудование.
С изобретением паровых двигателей и их использованием для привода пожарных насосов удалось значительно увеличить эффективность пожаротушения.
В 1863 году для Санкт-Петербургской пожарной команды была приобретена английская паровая машина фабрики «Шанд-Мейсон». Производительность паровых пожарных насосов превышала 1000 л/мин., водяная струя подавалась на расстояние 40 м и более.
Позднее производительность паровых пожарных насосов возросла вдвое, но при всей эффективности они имели ряд недостатков: были достаточно тяжелы, их надо было вывозить на специальных тяжелых конных повозках, на разогрев парового котла требовалось значительное время (15-20 мин.).
В 1882 году в Москве был продемонстрирован паровой пожарный насос, собранный на московском заводе Густава Листа из иностранных деталей, а в 1896 году этот завод выпустил две паровые пожарные машины полностью отечественного производства. Массовый выпуск этих насосов был начат в 1903 году.
После этого стали популярными электромобили. Источником энергии для них служили многочисленные аккумуляторные батареи, расположенные в ящиках. Но и эти автомобили не смогли противостоять возникшему автомобилетроению с двигателем внутреннего сгорания. В середине XIX века была создана паровая машина (паромобиль). Она обслуживалась двумя специалистами и внешне напоминала паровоз. Вначале невысокая скорость не позволяла паромобилю прибывать на место тушения раньше конных экипажей. Но к концу XIX столетия во многих городах Европы паромобиль занял достойное место в пожарных частях, серьезно потеснив гужевые ходы. Паромобили стали перевозить пожарный расчет и автолестницу. Внешний вид первых паромобилей на рубеже веков напоминал конный экипаж: диаметр передних колес был меньше задних, а машинист подобно кучеру восседал на широких козлах.
Первым в истории пожарным автомобилем считается самоходный паровой насос нюрнбергской фирмы «Юстус Кристиан Браун». В 1890 году эта фирма создала целую серию из девяти машин. Но эра паровых пожарных автомобилей продлилась недолго. В 1911 году был выпущен последний немецкий паровик «Буш». Появление двигателей внутреннего сгорания привело к коренному изменению в области механизации доставки воды на пожары и подачи ее в очаги горения. Сначала двигатели использовались только в качестве привода насоса, а затем в начале XX века появились пожарные автомобили.
Первый пожарный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания в России появился в 1904 году. Он был иностранной марки и предназначался для охраны царского дворца.
Первый пожарный автомобиль для Москвы был построен в 1908 году на литейно-механическом заводе Густава Листа на шасси «Бенц-Гаггенау». Машину сразу назвали «Линейкой Листа», потому что вдоль кузова на длинных скамьях спина к спине в две линии сидели пожарные. Шасси автомобиля было выписано из Германии. Автомобиль имел бензиновый четырехцилиндровый мотор в 28 л/с, а шины линейки были сплошными резиновыми.
К 1917 году по всей стране насчитывалось не более 10 автомобилей, представлявших собой по существу линейки для доставки личного состава.
Пионеры российской автомобильной промышленности — фирмы «Фрезе и К». «Леснер», «Пузырев» — активно искали новых клиентов и предлагали пожарной охране специально оборудованные автомобили собственного производства. Выпускать пожарные машины было не только коммерчески выгодно, это была своего рода промо-акция: автомобильных гонок в России не устраивали, а пожарные машины — яркие, громкие и быстрые — были прекрасной «рекламой на колесах». Однако отечественные автостроители уже тогда проигрывали иностранным конкурентам в производительности и, следовательно, в себестоимости продукции. В царской России выгоднее было импортировать автомобили, нежели строить самим. Поэтому вакантные места «на службе царю и отечеству» занимали в основном машины французских и германских марок.
ПЕРВЫЕ ЗАЩИТНЫЕ АППАРАТЫ
Аппарат Кенига (маска Кенига) – это индивидуальное средство защиты органов дыхания пожарного XX века, предшественник современных систем газодымозащиты.Является первым механическим прибором, предназначенным для защиты от дыма на всё время работы.
Аппарат Кенига представлял собой металлический шлем с двумя гофрированными шлангами, прикреплявшийся к костюму пожарного системой ремней. Один из шлангов соединялся с ручными мехами, нагнетающими воздух таким образом, что в шлеме можно было дышать. По этой же трубке осуществлялись также переговоры с пожарным у мехов, при этом длина шланга могла достигать 50 метров. Второй шланг был соединён с запорным краном, прикреплённым к поясу пожарного и далее к напорному рукаву. Вода, поступавшая через кран вороситель, обливала пожарного сверху подобно душу, что позволяло подойти ближе к очагу возгорания. Этот же рукав обеспечивал водой и брандспойт пожарного.
Шлем был оборудован очками из жаропрочного стекла и клапаном для выпускания выдыхаемого воздуха.На то время аппарат стал значительным достижением техники индивидуальной защиты. Однако имелись и недостатки: массивность (вес устройства более 3кг); необходимость постоянной работы двух человек на ручных мехах (нагнетающих воздух и воду); неполная герметичность; скованность действий пожарного из-за воздушного шланга.
В 1914 году в Санкт-Петербурге погиб пожарный, отправившийся в аппарате Кенига в горящее помещение склада. Закрывшаяся тяжёлая дверь, окованная металлом, пережала шланг подачи воздуха, а пожарный не смог вовремя снять тяжёлый шлем, запутавшись в ремнях.
Норматив надевания аппарата Кенига составлял в Петрограде в 1923 году 65 секунд. Сначала инструкции предписывали надевать его в экипаже по дороге на пожар, однако позже от этого отказались, так как аппарат был нужен далеко не всегда, а его постоянное надевание способствовало быстрому износу.
До аппарата Кенига основным защитным средством проникновения пожарного в задымлённое помещение была вуаль Винклера, представлявшая собой марлевую сетку, пропитанную раствором соды.
В начале 1930-х годов на смену аппарату Кенига пришёл дыхательный прибор Вассермана. Конструктивно он был похож на предшественника, однако стал уже автономным: оборудован баллонами со сжатым воздухом и компрессором, а также электрическим телефоном.
КАЛАНЧА – ПОЖАРНАЯ БАШНЯ
Первоначально подобные сооружения носили военный оборонительно-наблюдательный характер. Само название – kala(n)ѕa – имеет тюркское происхождение. Наиболее близким специалисты считают турецкое «kale», что в переводе на русский обозначает «крепость». В истории различали несколько ярких разновидностей:оборонительные, пожарные, парковые.
По историческим сведениям первая пожарная каланча в России была построена в самом начале XIX столетия в Москве. Строительство было связано с указом Александра I, который считался родоначальником пожарных служб в стране. Пожарная каланча, жилые помещения, конюшни, пожарное депо со съезжим двором для конных обозов и инвентаря располагались в комплексе со зданием полицейского участка. Смотровая площадка пожарной каланчи была самым высоким местом для панорамного осмотра города и его окрестностей.
Круглосуточную вахту, на смотровой площадке пожарной каланчи, нес дежурный. Заметив пожар, он звонил в тревожный колокол, сообщал брандмейстеру место и степень развития пожара (задымление или открытый огонь, тип и количество строений, охваченных пламенем).
Особенностью каланчи в те времена были кожаные шары, расположенные по кругу.Эти шары использовали для оповещения близлежащей пожарной части о масштабах пожара.
В зависимости от их количества и порядка, в котором они были вывешены, можно было понять, в какой стороне пожар и насколько он интенсивен. Своего рода сигнализация была устроена и с помощью фонарей, которые в ночное время также служили сигналом для пожарных о начавшемся пожаре.
Существовали и другие способы оповещения. В Самаре днем подразделения узнавали информацию о пожаре по вывешенным на каланче крестам и шарам из кожи. Ночью при помощи блока часовой поднимал наверх зажженные фонари с белыми или красными стеклами. Шары, кресты и фонари обозначали место и категорию пожара. Красный цвет флажка днем (фонаря ночью)означал высшую степень опасности пожара и сбор всех частей.
В ХХ веке строительство каланчей продолжалось до тех пор, пока высота городской застройки и телефонная связь не лишили их смысла.