в каком году была основана астраханская епархия
История Астраханской митрополии
Учреждена в 1602 г. с названием Астраханская и Терская епархия.
В 1723-1799 гг. — Астраханская и Ставропольская епархия,
в 1799-1803 гг. — Астраханская и Моздокская,
в 1803-1829 гг. — Астраханская и Кавказская,
в 1829-1917 гг. — Астраханская и Енотаевская,
в 1917-1943 гг. — Астраханская и Царёвская,
в 1943-1959 гг. — Астраханская и Сталинградская,
в 1959-2013 гг. — Астраханская и Енотаевская,
с 2013 г. — Астраханская митрополия (включает Астраханскую и Ахтубинскую епархии).
Астраханская епархия разделена на благочиннические округа:
Златоустовское благочиние (приходы Кировского р-на Астрахани)
Владимирское благочиние (приходы Советского р-на Астрахани)
Петропавловское благочиние (приходы Ленинского р-на Астрахани)
Преображенское благочиние (приходы Трусовского р-на Астрахань)
Приволжское благочиние (приходы Приволжского мун. р-на Астраханской обл.)
Камызякское благочиние (приходы Камызякского мун. р-на Астраханской обл.)
Володарское благочиние (приходы Володарского мун. р-на Астраханской обл.)
Лиманское благочиние (приходы Лиманского мун. р-на Астраханской обл.)
Икрянинское благочиние (приходы Икрянинского мун. р-на Астраханской обл.)
Монастырское благочиние (монастыри: Иоанно-Предтеченский мужской
и женская община в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»)
Благочиния Ахтубинской епархии:
Ахтубинское
Красноярское (приходы Красноярского, Харабалинского и Наримановского р-ны Астраханской области)
Енотаевское (Енотаевский и Наримановский р-ны)
Черноярское (Черноярский р-н и север Енотаевского р-на)
Астраханская епархия включена в состав Астраханской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Астраханский и Камызякский».
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В день памяти апостола Луки Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
Святейший Патриарх Кирилл вручил Н.С. Михалкову орден преподобного Серафима Саровского
Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с архиепископом Ереванским и Армянским Леонидом
Святейший Патриарх Кирилл вручил Д.А. Медведеву орден преподобного Сергия Радонежского
В день памяти отцов VII Вселенского Собора Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и возглавил торжества по случаю прославления в лике святых архимандрита Геннадия (Парфентьева)
Астраханская епархия
Учреждена в 1602 г. с названием Астраханская и Терская. В 1723-1799 гг. — Астраханская и Ставропольская, в 1799-1803 гг. — Астраханская и Моздокская, в 1803-1829 гг. — Астраханская и Кавказская, в 1829-1917 гг. — Астраханская и Енотаевская, в 1917-1943 гг. — Астраханская и Царёвская, в 1943-1959 гг. — Астраханская и Сталинградская, с 1959 г. — вновь Астраханская и Енотаевская.
Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 19) из состава епархии выделена Ахтубинская епархия. Астраханская епархия включена в состав Астраханской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Астраханский и Камызякский».
Епархия сегодня
(по состоянию на март 2017 года)
Благочиния и благочинные
Количество приходов — 47.
Количество клириков
Средства массовой информации
Астраханская епархия
Викариатство. Обширность астраханской епархии и отдаленность от центра епархиального управления обширного кавказского края, а также стремление к просвещению христианством горцев, повели к учреждению викариатства астраханской епархии. Викариатство учреждено высочайшим указом 18 апреля 1793 г. Первым викарием был епископ «моздокский и маджарский» Гаий (Такаов), хиротописанный 28 мая 1793 г. До своего архиерейства преосвященный Гаий, в сане архимандрита, был членом осетинской комиссии, учрежденной для просвещения осетин христианством, составил азбуку осетинского языка и был главным руководителем в деле перевода краткого катихизиса на осетинский язык. До 1792 г. осетинскою комиссией обращено в христианство 8,199 душ. Викариатство просуществовало только 6 лет, 16 октября 1799 г. Гаий был переведен в Пензу и викариатство упразднено. В это время в нем числилось 75 церквей, в том числе 2 соборных, 53 приходских и 20 молитвенных домов. Число духовенства было: 4 протоиерея и 157 священно-церковнослужителей.
Монастырей: два заштатных мужских: иоанно-предтеченский в Астрахани с 8 монашествующими и 15 послушниками и покровский болдин при Астрахани с 8 монашествующими и 8 послушниками; мужская пустынь и чуркинская николаевская общежительная с 30 монашествующими и 20 послушниками; женский 3-классный благовещенский общежительный в Астрахани с 20 монашествующими, 30 послушницами, по штату полагается 17. Кроме того, с 1897 г. открыта при д. Барановке, черноярского уезда, воскресенская мироносицкая женская община и имеется верхнеахтубинское, царевского уезда, отделение балашовского покровского женского монастыря саратовской епархии. В архиерейском доме состоит 2 монашествующих, по штату положено 5. Всего в епархии монашествующих 68 и 76 на послушании, по штату полагается 22.
3. Епархиальное управление. Консистория состояла из 4-х членов. Вся епархия для надзора за церквами и священно-церковно-служителями разделена на 15 благочиннических округов в ведении каждого благочинного состоит от 7 до 15 церквей. Монастыри состоят в ведении особого благочинного.
4. Духовноучебные заведения и церковные школы. Духовная семинария. Хотя, по силе духовного регламента, обучение священно-церковно-служительских детей заведено было при астраханском архиерейском доме еще при императоре Петре Великом, но, за недостатком средств, учение это вскоре, около 1730-х годов, прекратилось, затем опять было возобновлено с 1740 г. и снова прекратилось. Семинария открыта только 6 января 1778 г., при императрице Екатерине II, и то на первых порах не в полном объеме семинарского курса: существовали только низшие классы. Пережив общую судьбу развития для всех православных духовных семинарий, астраханская семинария в настоящее время состоит, как и все другие, из шести классов; семинария не многолюдная, в 1898 9 г. имела 147 учащихся; параллельных классов не имеет. С 1838 г. в семинарии открыт класс калмыцкого языка, имевший в последнем отчетном году (1898 9) 25 учащихся. Кроме того, в семинарии преподается иконописание. В физическом кабинете семинарии имеется 141 прибор; в фундаментальной библиотеке свыше 8,000 названий в количестве свыше 17,000 томов, в ученической библиотеке свыше тысячи названий. Из учащихся в семинарии 43 принадлежат к не духовным сословиям. 88 человек в 1898 9 г. жило в семинарии, причем 60 на казенном содержании, полном или половинном, 3 на епархиальном, 2 были стипендиатами, остальные своекоштные пансионеры. Прочие приходящие, живут у родных или на наемных квартирах. При семинарии имеется образцовая церковно-приходская школа.
Духовное училище имело в 1898 9 г. 158 воспитанников, в том числе 48 иносословных. Параллельных классов в училище нет.
Епархиальное женское училище основано заботами преосвященного Афанасия. Был учрежден комитет для изыскания средств к содержанию училища, собран был капитал и училище открыто 16 октября 1866 г. Для помещения куплен каменный дом за 12.0 р. В доме тогда же была устроена домовая церковь. К открытию училища собрано было 84,000 р., в том числе астраханский преображенский монастырь (обладавший миллионным имуществом и в 1872 г. закрытый с передачею капиталов его диховно-учебному ведомству) пожертвовал 19,200 р., иоанно-предтеченский 550, покровский болдин 550, А. Е. Попов 1.000 рублей. Ежегодно на содержание училища положено было давать от приходских церквей 2,000 р., от преображенского монастыря 1,000, от попечительства о бедных духовного звания 400, от предтеченского монастыря 200, от покровского 100, и от архиерейского дома 100 р. За покрытием расходов по покупке дома и его обзаведению у училища остался запасный капитал в 20,000 р. В училище учреждено 00 вакансий: 39 пансионерок и 21 казеннокоштная. С 6 сентября 1895 г. при училище существует VII педагогический класс и церковно-приходская одноклассная школа, имеющая 8 отделения и 40 учащихся девочек. Всех церковных школ в епархии в 1899 г. было 288, в том числе: второклассных 1, двухклассных 2, одноклассных 196, школ грамоты 87, образцовых при семинарии и женском «училище 2, миссионерская 1; церквей-школ 5; для мальчиков 57, для девочек 88, смешанных 193. В этих школах состояло учащихся 9,979, в том числе мальчиков 7,127. На содержание всех школ израсходовано в 1899 г. 128,948 рублей. Все эти школы состоят в ведении епархиального училищного совета.
5. Братства, общества и другие церковно-общественные учреждения.
Епархиальный комитет православного миссионерского общества открыт в 1872 г. Деятельность комитета, имеющего целию распространение христианской веры между калмыками, в последний отчетный год (1898) сосредоточивалась на открытии и поддержании школ приютов для крещенных калмыков, продолжении (бесплодного пока) ходатайства о наделении крещеных калмыков землею, устройстве новых миссионерских станов и поддержании. старых. Центром просветительной деятельности комитета среди калмыков в последнее время являются три стана: ноин-ширенский, чилгирский и улан-эргенский. В 1899 г. крещено калмыков 140 душ, в том числе миссионерами 51 и приходскими священниками 89 душ. Миссия среди киргиз только что устраивается, с центрами в поселках Казанке и Таловке. В 1899 г. крещено киргиз 3 человека. Комитет имеет в своем ведении 6 миссионерских школ, в том числе одну для киргиз. В калмыцких школах свыше 100 учащихся, в киргизской 34. На приходе за. 1899 г. было 30,370 р., израсходовано до 15,494 р., в остатке к 1900 г. 25,663 р. Членов числилось, с умершими, 510 человек. Комитет состоял из председателя архиерея, товарища председателя губернатора, 7 членов, казначея и делопроизводителя.
Из инородцев в пределах епархии обитают калмыки до 138,000 душ, киргизы до 227,009 душ и татары до 47,500 душ. Калмыки принадлежат к ламайскому вероисповеданию, а киргизы и татары к магометанскому. Из инородцев просвещено крещением до 2,000 калмык. Каждый миссионерский стан состоит из самостоятельной церкви с причтом и из приюта-школы для детей крещеных.
Отдел Императорского православного палестинского общества учрежден в 1896 г. 1 марта. Деятельность его выражается в распространении сведений о св. земле путем публичных чтений (в 1898 г. 21 чтение, 6 в Астрахани и 15 в епархии) и раздачи брошюр о св. земле, а также в сборе пожертвовании. Всех сумм в 1898 г. собрано было 1,581 р., членов состояло 122.
При церквах епархии имеются 183 библиотеки из книг богословского, церковно-исторического и назидательного религиозно-нравственного содержания, а также из духовных периодических изданий. Церковные библиотеки приходов, зараженных расколом и сектантством, снабжены книгами противораскольнического и противосектантского содержания.
Епархиальная библиотека учреждена в 1876 г. в упраздненной всехсвятской церкви упраздненного спасопреображенского монастыря. Библиотека составилась из книг библиотеки упраздненного спасопреображенского монастыря, из духовных журналов, принадлежавших прежде бывшей благочиннической библиотеке. Выписка новых книг возлагалась на обязанность комитета, учрежденного для заведывания библиотекой. Проект положения о библиотеке напечатан в № 14 «Астраханских Еп. Ведомостей» 1876 г. Открыта библиотека 6 июня 1876 г. В последнее время библиотека является центром духовно-просветительной деятельности в Астрахани, здесь ведутся религиозно-нравственные чтения, собеседования, одно время при библиотеке издавались Епархиальные Ведомости.
7 октября 1870 г. была учреждена Комиссия для разбора консисторского архива, вследствие указа Св. Синода об учреждении таких комиссий от 19 января 1869 г. В комиссии участвовали преподаватели семинарии и городские священники. За первые пять лет деятельности комиссией были разобраны и описаны дела консистории с 1699 г. по 1728 г. включительно, всего 1099 нумеров. Описание велось по образцу «Описания документов и дел, хранящихся в архиве Св. Синода», лишь в значительно сокращенных размерах, и было напечатано в «Епархиальных Ведомостях»; кроме того, работы комиссии вызвали несколько солидных заметок по местной церковной истории, составленных на основании добытых из консисторского архива данных и напечатанных также в «Епарх. Вед.» в разное время. Все разобранные дела комиссия разделяет на заслуживающие хранения и незаслуживающие хранения. Заслуживающими хранения признаны 27 категорий дел (см. «Астрах. Еп. Вед.» 1876 г. № 19). И после 1875 г. работы комиссии продолжались, хотя и не с прежним успехом («Астрах. Еп. Вед.» 1876 г. № 20), так что к 1882 г. описанных дел числилось только 1472 нумера. Значительным тормозом для работ, несомненно, служило то, что комиссия не могла рассчитывать видеть своп работы напечатанными, так как «Епархиальные Ведомости» не брали па себя. печатания описания, б средств в распоряжение комиссии не было предоставлено никаких. Однако, комиссии удалось отпечатать свое описание в приложении к «Ведомостям»: к 1894 г. было отпечатано 53 листа.
В епархии имеется при церквах 148 церковно-приходских попечительств, коими сделано пожертвований в 1898 г. на поддержание и украшение храмов 93,764р., на церковно-приходские школы и благотворительные учреждения в приходах 10,430 р. и на содержание причтов 3,860 р.
Епархиальное попечительство о бедных духовного звания состояло в 1899 г. из 5-ти членов-священников и секретаря-диакона. Средства попечительства составляются главным образом из сборов в кружки и по пригласительным листам, из отчисления 2% с церковных капиталов, из штрафных денег с духовенства за неисправности по службе, из половинной части доходов с праздных мест и % на капитал. В 1899 г. попечительство имело на приходе 23,807 р., израсходовало 23.409 р., в остатке к 1900 г 88,634 р. Призреваемых в 1899 г. было 174 семьи: 8 заштатных, 140 вдовствующих и 26 сиротствующих. Пособия выдаваемы были вдовам священников от 20 до 60 р. в год, диаконов от 20 до 40, псаломщиков от 14 до 40 р. всего выдано пособий вдовам и сиротам в 1899 г. 6046 р.
Дом призрения бедных духовного звания. Проект устава напечатан в 16 «Астраханских Еп. Вед.» 1877 г. Дом-богадельня отрыт 6 ноября 1877 г. для призрения бедных и бесприютных стариц духовного ведомства в зданиях упраздненного спасопреображенского монастыря. Так как помещения были крайне ветхи и сыры, то в 1885 г. призреваемые были выведены на новые квартиры, а прежние здания разобраны и на месте них выстроен двухэтажный новый корпус. Это было при преосвященном Евгении в 1886 г. В 1899 г. в доме призревалось 6 лиц муж. вола и 27 женского. В доме имеется церковь. В 1899 г. на содержание призреваемых израсходовано 5,116 р. К 1900 г. дом имел остаточного капитала 8,188 р.
Строится еще епархиальный детский приют.
Епархиальный свечной завод открыт 14 марта 1896 г., в 1899 г. выработал свечей 7,977 п:, продал 8,046 п. Занимаясь и другими операциями, сверх выделки церковных свечей, завод в 1899 г. продал оливкового масла 78 п., ладана 41 п., кадильного угля 8,290 крутков (штук). Завод находится еще в периоде роста, однако наличность его ценностей к 1900 г. простиралась уже до 105,000 рублей.
6. Монастыри астраханской епархии ежегодно отчисляют значительные суммы из экономических средств и кружечных доходов на нужды духовно-учебных заведений, церковно-приходских школ, попечительства о бедных духовного звания и, сверх того, 1,000 рублей на улучшение содержания чиновников консистории. При двух монастырях, иоанно-предтеченском мужском и благовещенском женском, состоят церковно-приходские школы с квартирами для учащих.
Иоанно-предтеченский монастырь, или ивановский, в г. Астрахани, вне Белого города, за р. Кутумом, на ивановской улице. Основан в 1688 г. митрополитом астраханским Савватием, в 1723 г. упразден и обращен в лазарет, в 1727 г. восстановлен.
Покровский болдин монастырь в 6 верстах от Астрахани, близ Казачьебугровской станицы, основан в 1708 г. митрополитом астраханским Сампсоном при покровской церкви. В 1823 г. в него переведены иноки болдинского воскресенского монастыря. С 1764 г. числится заштатным.
Чуркинская николаевская пустынь, пли высокогорская, в 42 верстах от Красноярска, при впадении р. в Каснийское море. Основана в 1731 г.. архимандритом бывшего астраханского преображенского монастыря Мееодием, впоследствии архиепископом. В 1852 г. обращена в общежительную.
Благовещенский женский монастырь, в г. Астрахани, по запасной улице, за Белым Городом, против вознесенских ворот, где стоял упраздненный вознесенский мужской монастырь и существовал уже в 1738 г. при благовещенской церкви вознесенского монастыря, построенной в 1699 г. В 1767 г. сделан штатным.
7. Литература об астраханской епархии главнейшая указана в статье «Астраханские Епархиальные Ведомости».
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
АСТРАХАНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Астраханский Покровский собор |
Астраханская и Камызякская епархия Астраханской митрополии Русской Православной Церкви
Предыстория
После присоединения в 1556 году Астраханского царства к России его территория была включена в область Казанских архиереев. Во 2-й половине XVI века в Астрахани были открыты два монастыря: Троицкий и Преображенский.
Становление епархии
Значительная удаленность от центра Русской земли, постоянная военная опасность со стороны крымских татар и степняков, значительно замедляли развитие жизни региона. Единственным относительно стабильно развивавшимся русским поселением была сама Астрахань. Большинство жителей крепостей составляли служилые люди из-за чего местные храмы не имели устойчивых приходов и содержались в основном за счет руги. Астраханские монастыри из-за постоянной военной опасности не создали стабильного хозяйства. В Смутное время Астраханский край пострадал очень сильно, многие крепости были уничтожены или обезлюдели, разграблялись монастыри.
В мае 1667 года на Большом Соборе, в связи с административным переустройством Церкви, Астраханскую епархию возвели в ранг митрополии, а ее архиерею предоставили право облачаться в саккос и совершать шествие на осляти в Неделю ваий.
В 1671 году, когда Астрахань была захвачена восставшими казаками под предводительством Разина, митрополит Иосиф принял мученичество за призыв покаяться и принести повинную царю.
В царствование Петра I правительство стало значительно урезать снабжение архиерейского дома и монастырей, лишать их угодий, изымать больше средств, вести ежегодный надзор за приходно-расходными книгами. В 1700 году Астраханский Троицкий монастырь, долгие годы обеспечивавший своей хозяйственной деятельностью содержание епархии, был передан в ведение Троице-Сергиева монастыря, к которому отошли и все угодья. В 1705 году правительство сократило выплаты содержания астраханским монахам и архиерейским приказным людям. Это, вместе с правительственной борьбой с широко распространенным в крае староверием, спровоцировало в Астрахани бунт. Несмотря на напряженность, правительство продолжало сокращать расходы на содержание духовенства, и с 1716 года вместо митрополитов на кафедру стали назначаться епископы. Были упразднены или сделаны приписными ряд монастырей, упадок церковной жизни происходил по всей епархии.
Синодальный период
После персидских походов 1722-1723 годов положение епархии заметно изменилось, т.к. власти, по-видимому, осознали, что Астраханский край может сыграть важную роль в развитии связей России с Закавказьем. В 1728 году в епархии была учреждена духовная консистория. В 1720-50-х годах стала вестись целенаправленная проповедь среди калмыков, а в 1732 году в возрожденном Астраханском Иоанно-Предтеченском монастыре было открыто училище для крещеных детей-калмыков.
В 1778 году в Астрахани открылась духовная семинария.
С 1793 года Астраханскую кафедру вновь стали замещать архиереи в сане епископа. В 1793-1799 годах южная часть епархии была выделена в практически самостоятельное Моздокское викариатство, но затем снова возвращен Астраханским архиереям. Одновременно, в 1799 году северные земли епархии были выделены в самостоятельную Саратовскую епархию.
В 1815-1826 годах в Астрахани работало отделение Российского Библейского общества. В 1823 году при архиерейской кафедре было открыто попечительство о бедных духовного звания, а в 1877 году епископ Герасим (Добросердов) учредил епархиальный дом призрения бедных духовного звания.
В октябре 1866 года было открыто епархиальное женское училище. В сентябре 1875 года начали выходить «Астраханские епархиальные ведомости,» а в следующем году в упраздненном Преображенском монастыре открылась епархиальная библиотека.
Также в 1896 году открылся епархиальный свечной завод.
В 1902 году праведный Иоанн Кронштадтский освятил в Астрахани храм во имя равноапостольного князя Владимира, в память 900-летия Крещения Руси. В 1912 году в епархии началась подготовка к прославлению митрополита Астраханского священномученика Иосифа.
Советский период
Революционные потрясения 1917 года незамедлительно сказались на церковной жизни Нижнего Поволжья. В конце 1917 года была закрыта Астраханская духовная семинария и остановился выпуск «Астраханских епархиальных ведомостей.» В следующем году прекратили существование Астраханская консистория и епархиальное женское училище, Астраханские епархиальные помещения и монастыри были изъяты большевиками. В сентябре 1918 года в Астрахани вокруг викарного епископа Леонтием (Вимпфеном) возник «Епархиальный союз церквей», который провозгласил своей задачей «демократизацию» Церкви и ограничение власти архиереев. В 1919 году началась большевистская кампания по очистке края от контрреволюционных сил, в ходе которой были расстреляны видные церковные деятели, включая правящего владыку священномученика Митрофана и примирившегося с ним викария Леонтия. Проповеди временно управляющего епархией епископа Анатолия (Соколова) и акции гражданского неповиновения среди верующих повлекли волну массовых арестов священнослужителей в 1920 году. В 1922 году против епископа Анатолия началось следствие и он уклонился в обновленчество. При поддержке властей многие церкви были переданы обновленцам, хотя большинство духовенства и мирян осталось верными святителю патриарху Тихону. В следующие годы самоотверженное служение на Астраханской кафедре священномученика Фаддея (Успенского) имело огромное влияние на верующих, сплотив их в верности канонической Церкви.
Поворот в государственной церковной политике обусловил частичное восстановление церковной жизни. С 1942 года на Астраханскую кафедру снова назначались архиереи. 26 июня 1944 года к Астраханской епархии была присоединена Сталинградская область, несмотря на недостаток священнослужителей в 1940-х открылось много храмов. Сбор средств в фонды обороны, помощи инвалидам войны и детям-сиротам был одним из основных направлений патриотической деятельности духовенства епархии вплоть до 1947 года, когда государство прекратило принимать эти пожертвования.
4 марта 1949 года Астраханскому владыке поручено было также управление Саратовской епархией, но в 1952 году Саратовская кафедра была вновь выделена в самостоятельную. В 15 июля 1959 года Сталинградская область была передана Саратовской епархии, а Астраханская епархия вернулась к старому наименованию и ограничилась территорией Астраханской области.
В 1960-80-х годах Астраханская епархия являлась одной из самых маленьких в Русской Церкви, большинство священников были людьми немолодыми.
Современный этап
В заключительные годы советского периода началось возрождение церковной жизни. В 1992 году епархии был передан Успенский собор, соборная Пречистенская колокольня и часовня игумена Кирилла Астраханского. В 1995 году был возобновлен Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь. В 1999 году верующим был возвращен Астраханский Владимирский собор. В течении 1990-х годов открылись десятки новых приходов и молитвенных комнат при различных учреждениях, по всей области шло строительство церквей и молитвенных домов.
Начиная с «Астраханского православного собеседника,» публиковавшегося епархиальным управлением в 1991 году, стали развиваться церковные средства массовой информации. При Успенском соборе Астраханского кремля и Ахтубинском Михаило-Архангельском храме открылись 2-годичные курсы по подготовке катехизаторов из мирян. В ноябре 1999 года было создано Астраханское православное педагогическое общество для подготовки учителей основ Православия.
12 марта 2013 года из состава епархии была выделена самостоятельная Ахтубинская епархия, после чего в ведении Астраханской кафедры остались городской округ Астрахань, а также Володарский, Икрянинский, Камызякский, Лиманский и Приволжский районы на юге Астраханской области. Одновременно Астраханская епархия была определена центром новоучрежденной Астраханской митрополии.