в каком году была национализирована фото и кинопромышленность
Литературно-исторические заметки юного техника
102 года назад (в 1919 г.) принят декрет о национализации кинематографа
…из всех искусств для нас важнейшим является кино.
В.И. Ленин
ДЕКРЕТ
от 27 августа 1919 года
О НАЦИОНАЛИЗАЦИИ КИНОДЕЛА
Вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность, как в отношении своей организации, так и для снабжения и распределения относящихся сюда технических средств и материалов, передается на всей территории Р. С. Ф. С. Р. в ведение Народного комиссариата по просвещению.
Для этой цели Народному комиссариату по просвещению предоставляется право:
а) национализации по соглашению с Высшим Советом Народного Хозяйства как отдельных фотокинопредприятий,так и всей фотокинопромышленности;
б) реквизиции предприятий и фотокинотоваров, материалов и инструментов;
в) установления твердых и предельных цен на фотокиносырье и фабрикаты;
г) производства учета и контроля фотокиноторговли и промышленности и
д) регулирования всей фотокиноторговли и промышленности путем издания всякого рода постановлений, обязательных для предприятий и частных лиц, а равно и для советских учреждений, поскольку они имеют отношение к фотокиноделу.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
Управляющий Делами Правительства В. БОНЧ-БРУЕВИЧ
Весной и летом 1919 года вопрос о статусе экранного искусства с неизбежностью встал перед советским государством. Собственно, национализировать было почти нечего. На протяжении предшествующих месяцев кинопредпринимателям
и кинопрокатчикам удалось вывезти на белогвардейский юг основное оборудование многих ателье, прокатных контор и электротеатров. В столицах и в провинции местные советы уже взяли в свои ведомства существенную часть кинематографического хозяйства. В этом смысле весьма характерной является телеграмма, направленная еще в марте 1919 года, т. е. за полгода до декрета комиссией ВЦИК в 14 губерний РСФСР. В телеграмме предлагалось спешно ответить на ряд вопросов о просвещении и культурной жизни губернии. Среди них был и вопрос: «Проведена ли национализация кинематографии и каковы успехи?»
Несмотря на это вокруг национализации кино весной и летом шла довольно острая ведомственная, а подчас и личная борьба, в которой приняли участие известные советские деятели А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, О. Д. Каменева, А. С. Киселев,Д. И. Лещенко, Ю. Н. Флаксерман и др. Судя по воспоминаниям последнего, полную некомпетентность в вопросах организации кино проявила заведующая театральным отделом Наркомпроса О. Д. Каменева. Она подготовила проект правительственного декрета о национализации театров, по одному из пунктов которого к государству переходили не только традиционные театры, но и кинотеатры. Проект был заблаговременно отвергнут. Однако взамен «театральному» проекту нарком просвещения А. В. Луначарский 18 августа 1919 года предложил правительству другой документ, также не отличавшийся ни административным профессионализмом, ни пониманием перспектив экранного искусства. Речь шла всего лишь об одном пункте Положения о фотокиноотделе Наркомпроса.
По этому пункту отдел получал право национализировать как отдельные предприятия, так и всю отрасль кино-промышленности. Тем самым государственный кинематограф в масштабах целой страны поступал в полное распоряжение маленького бюрократического установления при Наркомпросе. Сам вопрос о «Десятой музе» ставился даже не на Совете Народных Комиссаров РСФСР, а на так называемом Малом Совнаркоме, т. е. в комиссии, в которую «сплавляли» мелкие, малозначительные вопросы. В тогдашнем чиновничьем быту ее называли «вермишельной комиссией». Советские историки кино позже тщательно скрывали прохождение великоголенинского декрета о кино через эту самую «вермишельную комиссию». Между тем низкий государственный статус экранного искусства в 1919 году надежно свидетельствуется именно таким направлением дела. В. И.
Ленин в заседаниях Малого Совнаркома не участвовал и подписывал его документы не читая, а только просматривая их.
Нет никаких доказательств, будто Ленин подробно вникал в содержание части протокола, вы шедшей в виде отдельного декрета за его подписью. В любом случае 25 августа 1919 года Малый Совнарком выслушал доклад заведующего Всероссийским киноотделом Д. И. Лещенко и отправил проект на доработку.
27 августа Ленин подписал протокол, а 30 августа текст декрета. 2 сентября декрет был опубликован в «Известиях ВЦИК».
А когда в декабре 1922 г Всероссийский фотокинематографический отдел Наркомпроса (ВФКО) был снова реорганизован в Центральное государственное кинопредприятие («Госкино»), декрет сам собой утратил силу.
Новая организация – Госкино – была самостоятельной единицей и в условиях НЭПа – хозрасчетной, ей надо было зарабатывать средства на существование и развитие. А к этому времени кинематографом занималось несколько акционерных обществ: «Севзапкино», «Кино-Москва», «Кино-Север», «Пролеткино» и другие производили кинохронику и игровые картины, они снова получили в распоряжение городские кинотеатры, покупали импортные фильмы. В уставах этих обществ содержалось требование – не менее 51% основного капитала должно принадлежать государственным органам и учреждениям. Тем не менее управление и творческая часть оставались в руках частных лиц.
Всерьез советское государство взялось за кинематограф в 1923 году, когда после XII съезда Совнарком создал специальную комиссию для разработки проекта реорганизации всего кинодела (именно тогда Луначарский рассказал о старой беседе с Лениным, сам же Ленин после третьего инсульта уже не мог ничего подтвердить). Комиссия предложила объединить все кинопредприятия в единое акционерное общество, и это предложение было принято. 13 июня 1924 года вышло постановление «Об учреждении Акционерного общества по производству и прокату кинофильмов в РСФСР». Позднее оно получило название Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Советское кино» («Совкино») и монопольное право на кинопрокат. Слияние проводили на основе акционирования всех кинопредприятий с целью объединения их капиталов, а также производственных, прокатных и экспортно-импортных операций, получился этакий «киноколхоз».
Идеологическое руководство при этом должно было сохраниться за Наркомпросом. Но на XIII съезде партии, прошедшем в 1924 м, Иосиф Сталин сказал: «Плохо обстоит дело с кино. Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача – взять это дело в свои руки». Имелись в виду руки партии, а не лично товарища Сталина. Однако через несколько лет именно он на долгие годы стал главным редактором, цензором, заказчиком и первым зрителем нового советского кино. И его главным героем.
В декабре 1936 г известный режиссер Григорий Александров сделал документальный фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов». Заснят был весь доклад, но часть фонограммы была положена на документальные кадры, показывающие расцвет индустрии, сельского хозяйства и культуры, дружбу народов, мощь Советской Армии, счастливых советских детей.
В январе 1936 года (как раз после статьи «Сумбур вместо музыки», указавшей советским творцам их место в строю) руководитель киноотрасли Борис Шумяцкий выступил с сообщением о том, что в ближайшие 2–3 года советская кинематография будет произ-водить до 300 фильмов в год, а когда в Крыму построят киногород на базе передовой американской кинотехники с учетом всех достижений – звука, цвета, стерео- и телекино, будет создаваться до 600 фильмов в год.
Мечта Шумяцкого не сбылась, киногород так и не построили, самого его расстреляли в 1938 году. Производство фильмов в СССР держалось на уровне от 40 до 60 в год до тех пор, пока сначала война, а затем борьба с космополитизмом не уменьшили их количество до одного десятка. С 1943 года и до самой смерти Сталина кино снималось так мало, что этот период получил название «малокартинье». Послевоенные поколения в основном смотрели трофейные фильмы. Отечественный кинематограф смог восстановить свое лидирующее положение в прокате только во время «оттепели».
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Декрет вермишельной комиссии
Почему День российского кино отмечается 27 августа / август, 2018
Этот профессиональный праздник возник еще при Советском Союзе, в 1980 году. Привязали его к самому важному, как тогдашним идеологам казалось, для кинематографа документу: декрету о национализации кинофотопромышленности, подписанному Лениным 27 августа 1919 года. © Ещё кино СССР здесь, здесь и здесь, в т.ч. Режиссерская версия перестройки
До начала Первой мировой войны основной поток фильмов шел от французских кинофабрик, Пате и Гомон вкладывали большие деньги в свои российские представительства, много было и немцев, которых начавшаяся война вынудила покинуть обширный русский рынок. Патриотические настроения сдвинули интересы публики в сторону отечественного кино, чем воспользовались предприниматели: «золотые русские серии» и экранизации литературных шлягеров перехватывали друг у друга. Введение сухого закона усилило любовь к кинематографу, кинопрокат казался золотым дном, в России в 1916 году было 4 тысячи кинотеатров.
Идея национализации кинематографа впервые возникла именно тогда. Из доклада Министерству внутренних дел: «28 января 1916 года Его Императорскому Величеству благоугодно было обратить внимание на необходимость введения в Империи государственных монополий аптечной и на кинематограф»… «Предполагаемая монополия на кинематограф, – комментируют в переписке должностные лица, – лишена фискального значения в смысле источника увеличения государственного дохода, и установление ее в основе своей должно быть направлено к прекращению вредного влияния кинематографических зрелищ на население и к осуществлению просветительных и воспитательных задач».
Внимание императора к кинематографу привлек протопресвитер русской армии и флота отец Георгий Шавельский. В мемуарах он объяснял это так: «Перед самой войной начал завоевывать огромные симпатии широкой публики кинематограф. Это замечательное изобретение могло бы служить самым высоким задачам общественной и государственной жизни. К сожалению, оно оказалось в руках торгашей, которые, преследуя одну цель – наживу, сделали его орудием для игры на самых низменных чувствах толпы. Результат получился печальный: вместо того чтобы образовывать, развивать и возвышать зрителей, кинематограф возбуждал и обострял у них низкие инстинкты и пошлые чувства; вместо того чтобы быть подлинной культурной школой, кинематограф стал школой разврата. Мне казалось, что государственная власть должна была обратить самое серьезное внимание на это и так или иначе пресечь развращающее влияние кинематографа. Я решил свои мысли изложить Государю, что и сделал, когда последний после одного из завтраков сам подошел ко мне. Выслушав меня, Государь дополнил мой доклад: «Это совершенно верно! Кинематограф, показывая по большей части сцены грабежа, воровства, убийств и разврата, особенно вредное влияние оказывает на нашу молодежь… Я совершенно согласен, что в отношении кинематографа надо что-то предпринять».
Попытки подчинить киноотрасль государственным интересам делались и раньше: Скобелевский комитет, полугосударственная-полуобщественная организация, созданная для благотворительных целей в 1904 м, в марте 1914 года заводит военно-кинематографический отдел для съемок военной хроники. По приказу начальника штаба Верховного Главнокомандующего на фронт были направлены пять операторов, снимавших под наблюдением специально выделенных офицеров. Из этих материалов, в основном постановочных (технической возможности снимать документальные кадры еще не было), смонтировали агитационные фильмы «Под русским знаменем» и «Вторая Отечественная война 1914–1915 гг.». Снимали и игровые фильмы из военной жизни. На все это тратились значительные суммы, по воспоминаниям Ханжонкова, Скобелевский комитет «выколачивал деньги, чем возможно. Например, администрация добивалась разрешения на исключительное право сдачи напрокат спальных матрацев пассажирам железных дорог».
Однако Скобелевский комитет не отнимал чужой собственности: имущество – оборудование, аппаратура, здания – было выкуплено за 140 000 рублей у частных кинопредпринимателей. В Петербурге и Москве работали кинофабрики Скобелевского комитета с лабораторией для проявки пленки и оборудованием для печати. После Февральской революции киноотдел комитета был реорганизован по инициативе Военной комиссии Госдумы под контролем Исполнительного комитета Петроградского и Московского Советов рабочих и солдатских депутатов, где большинство голосов имели эсеры и меньшевики – так что из монархически-патриотического комитет сразу стал «мелкобуржуазным», то есть леволиберальным. Первым делом там создали отдел социальной хроники, занимавшийся съемками быта рабочих, а также фиксацией на пленку наиболее важных исторических событий во время и после Февральской революции. Киносъемки на митингах и празднованиях можно было проводить только «с разрешения для каждого фильма редакции Совета рабочих депутатов».
К июлю 1917 го в петроградском комитете был создан военно-кинематографический отдел и отдел народного кинематографа, а также отдел цветной фотографии. После Октября киноотдел Скобелевского комитета некоторое время существовал в прежнем виде, но в январе решено было предоставить Советам рабочих и солдатских депутатов «право реквизиции в общественную пользу кинематографов, а равно и инвентаря при них, а также (право) эксплуатации таковых». Решение, оставлять ли кинотеатр владельцу или забирать его для своих нужд, новая власть оставляла на усмотрение местным Советам.
В марте 1918-го имущество комитета было национализировано, а 30 апреля на его базе учрежден Петроградский комитет Северных коммун (сокращенно «Севкино»), унаследовавший все имущество и оборудование, куда входили кинолаборатория и прокатная контора, а также значительную часть работников. Это считается началом истории «Ленфильма».
Всего же в 1918 году Петроградский кинокомитет реквизировал 68 кинотеатров города (по некоторым данным, всего в Петрограде было свыше 300 кинотеатров, а в Москве – лишь 70). Активно изымали кинотеатры у владельцев и по всей России.
Но реквизиция части кинотеатров и кинофабрик еще не означала тотальной национализации кинопроката. В самые бурные месяцы 1917-го (с марта по декабрь) было продано 8,5 миллиона билетов в кино. Впрочем, уже осенью того года кинотеатры Москвы и Петрограда работали только три дня в неделю из-за экономии электроэнергии.
Уменьшилось и количество произведенных фильмов, а зарубежные картины и вовсе перестали поступать на экраны. Но показывали старые ленты, иногда их перемонтировали, обновляли, чтобы лучше соответствовали новым веяниям. Своей пленки и оборудования для съемки и показа в России не было ни до революции, ни после. Частные кинопромышленники потянулись на юг. Ханжонков еще весной 1917-го начал строить в Ялте летнюю съемочную базу, позже туда подтянулся Ермольев. Едут в Крым Дранков и Харитонов. Мало кто тогда понимал, куда приведет страну новая власть. Было ощущение, что трудности временные и нужно просто потерпеть чуть-чуть. Очень немногие прозорливые кинематографисты уже зимой 1917–1918 годов готовятся к более дальней эвакуации. Среди них владелец киноателье «Русь» Михаил Трофимов, костромской лесопромышленник из старообрядцев, мечтавший о кино для души и славы русского искусства: «Я не для прибылей затеял это дело. Считаю кощунством наживаться на искусстве». Уезжая, свое предприятие он оставил сотрудникам, которые создали акционерное общество и продолжили снимать кино. В 1919-м в условиях дефицита пленки проходят съемки фильма «Поликушка» по рассказу Льва Толстого (в главной роли – великий Иван Москвин, снимает режиссер Художественного театра Санин). Несмотря на очень низкое техническое качество, фильм оказался чрезвычайно востребованным. До премьеры в России, случившейся только в 1922 году, фильм показали почти во всех странах мира. На деньги, вырученные от проката, глава компании, называвшейся сначала «Русь», потом «Межрабпом-Русь», а еще позже «Межрабпомфильм», Моисей Алейников закупил в Европе оборудование, пленку, и частная студия продолжала работать до 1935 года. Именно на ней были сняты многие хиты того времени, от «Путевки в жизнь», первого звукового фильма в СССР, до «Аэлиты», «Процесса о трех миллионах», «Сорок первого» и первого цветного советского фильма «Груня Корнакова». На материальной базе компании позже была создана Киностудия имени Горького.
Вернемся в март 1918-го, когда пять радикально настроенных представителей Союза киноработников внезапно публикуют манифест «О переходе в ведение Союза киноработников всех кинематографических фабрик, ателье, прокатных контор, кинотеатров и складов». Хотя быстро выяснилось, что это была личная инициатива и от нее тут же отмежевалось руководство, но, как вспоминает режиссер Александр Разумный, «владельцы фабрик, прослышав про начало «национализации», насторожились и вскоре перестроили свою работу: организовались кооперативы, или артели, как они тогда назывались, и эти артели более интенсивно, прямо-таки лихорадочно начали переправлять на юг не только негативную и позитивную пленку, но и старые негативы лучших русских картин прежних лет – для размножения копий и продажи их за границу. Покинули Москву и многие иностранные специалисты, работавшие на кинопредприятиях».
Дыма нет без огня, в марте 1918-го организован Кинокомитет Наркомпроса для учета дефицитной пленки и киноаппаратов, проведения регистрации кинооператоров, запрещения съемок без специальных мандатов и прекращения частных сделок. Осуществлял кинокомитет и цензурирование фильмов. А также скупил на внутреннем кинорынке все американские фильмы для организации монопольного государственного их проката. Шли разговоры о немедленном создании собственного производства пленки, но при тогдашнем состоянии промышленности дело дальше разговоров не пошло.
Одновременно нарком Луначарский настаивал, что «национализация всего кинематографического дела в России не нужна и даже, если хотите, вредна». Луначарский тогда намеревался создать государственный сектор кинопромышленности, который бы конкурировал с частниками.
Однако зимой 1919 года постановлением чрезвычайной комиссии по электроснабжению Москвы все московские кинотеатры были закрыты. Только ради праздника Красной армии 10 кинотеатров на один день получили электроэнергию, и 23 февраля состоялся показ специально снятых агитфильмов.
Пленки нет, революционно настроенные кинематографисты бедствуют, в Америку послали для закупки пленки никому не известного авантюриста, представителя якобы английского акционерного общества «Транс-Атлантик», который, получив крупную сумму денег, просто исчез. И вот на этом фоне 27 августа 1919 года Малый Совнарком принимает декрет «О переходе фотографической и кинематографической промышленности и торговли в ведение Наркомпроса», то есть выдает мандат на полную национализацию отрасли.
Есть миф о судьбоносной беседе Ленина и Луначарского, во время которой Ленин якобы произнес знаменательную фразу о важнейшем из искусств. Впервые Луначарский сослался на это высказывание Ленина 28 апреля 1923 года на V Всероссийском съезде работников искусств, и звучало это так: «Еще два года назад Владимир Ильич призывал меня и говорил: «Из всего вашего искусства, по-моему, самое важное для России – кино». В 1921 году, к которому, по словам Луначарского, относится этот разговор, имелось в виду кино просветительское, «культурфильма», как тогда говорили. Эти картины снимали для демонстрации навыков гигиены, способов разделки мяса, показывали процесс механизации, ну и, конечно, кино уже давно служило средством пропаганды.
В 1919-м на Малом Совнаркоме, который тогда называли «вермишельной комиссией», поскольку решал он практические, бытовые вопросы, принят был декрет, который, как пишет исследователь истории кино А. М. Евтушенко, «не дал – да и не мог дать – никаких продвижений вперед в области производства и проката фильмов. Он лишь установил абстрактную возможность существования кино как отрасли государственного управления». И ни о каком важнейшем из искусств тогда речи не шло.
Единственным шагом, который был сделан в связи с появлением декрета, стало опечатывание документов, касс и остатков фильмов в ряде прокатных контор Москвы. Это окончательно разорило кинотеатры. Впрочем, по стране в целом дела с кино обстояли не лучше, электротеатры сдавались под варьете, новых картин не снимали.
А когда в декабре 1922-го Всероссийский фотокинематографический отдел Наркомпроса (ВФКО) был снова реорганизован в Центральное государственное кинопредприятие («Госкино»), декрет сам собой утратил силу.
Новая организация – Госкино – была самостоятельной единицей и в условиях НЭПа – хозрасчетной, ей надо было зарабатывать средства на существование и развитие. А к этому времени кинематографом занималось несколько акционерных обществ: «Севзапкино», «Кино-Москва», «Кино-Север», «Пролеткино» и другие производили кинохронику и игровые картины, они снова получили в распоряжение городские кинотеатры, покупали импортные фильмы. В уставах этих обществ содержалось требование – не менее 51% основного капитала должно принадлежать государственным органам и учреждениям. Тем не менее управление и творческая часть оставались в руках частных лиц.
Всерьез советское государство взялось за кинематограф в 1923 году, когда после XII съезда Совнарком создал специальную комиссию для разработки проекта реорганизации всего кинодела (именно тогда Луначарский рассказал о старой беседе с Лениным, сам же Ленин после третьего инсульта уже не мог ничего подтвердить). Комиссия предложила объединить все кинопредприятия в единое акционерное общество, и это предложение было принято. 13 июня 1924 года вышло постановление «Об учреждении Акционерного общества по производству и прокату кинофильмов в РСФСР». Позднее оно получило название Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Советское кино» («Совкино») и монопольное право на кинопрокат. Слияние проводили на основе акционирования всех кинопредприятий с целью объединения их капиталов, а также производственных, прокатных и экспортно-импортных операций, получился этакий «киноколхоз».
Идеологическое руководство при этом должно было сохраниться за Наркомпросом. Но на XIII съезде партии, прошедшем в 1924-м, Иосиф Сталин сказал: «Плохо обстоит дело с кино. Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача – взять это дело в свои руки». Имелись в виду руки партии, а не лично товарища Сталина. Однако через несколько лет именно он на долгие годы стал главным редактором, цензором, заказчиком и первым зрителем нового советского кино. И его главным героем.
В декабре 1936-го известный режиссер Григорий Александров сделал документальный фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов». Заснят был весь доклад, но часть фонограммы была положена на документальные кадры, показывающие расцвет индустрии, сельского хозяйства и культуры, дружбу народов, мощь Советской Армии, счастливых советских детей.
В январе 1936 года (как раз после статьи «Сумбур вместо музыки», указавшей советским творцам их место в строю) руководитель киноотрасли Борис Шумяцкий выступил с сообщением о том, что в ближайшие 2–3 года советская кинематография будет производить до 300 фильмов в год, а когда в Крыму построят киногород на базе передовой американской кинотехники с учетом всех достижений – звука, цвета, стерео- и телекино, будет создаваться до 600 фильмов в год.
Мечта Шумяцкого не сбылась, киногород так и не построили, самого его расстреляли в 1938-м. Производство фильмов в СССР держалось на уровне от 40 до 60 до тех пор, пока сначала война, а затем борьба с космополитизмом не уменьшили их количество до одного десятка. С 1943 года и до самой смерти Сталина кино снималось так мало, что этот период получил название «малокартинье». Послевоенные поколения в основном смотрели трофейные фильмы. Отечественный кинематограф смог восстановить свое лидирующее положение в прокате только во время «оттепели».
В России отмечают День отечественного кино
Центральный неф Калининградского кафедрального собора во время показа фильма «Броненосец Потемкин» в органном сопровождении, 2013 год
Игорь Зарембо/РИА «Новости»
История советского кино берет начало с 1919-го — на промежутке между провозглашением Российской Советской Республики и образованием СССР. 27 августа Совет народных комиссаров принял декрет о национализации фото- и кинопромышленности. Соответствующий указ был подписан Владимиром Лениным и подразумевал доселе неизведанную систему управления экранным искусством.
Согласно декрету, отныне государство являлось главным монополистом в этой сфере: Народный комиссариат просвещения заведовал реквизитом предприятий, устанавливал цены на фото- и киносырье, а также регулировал производство посредством «всякого рода постановлений». К 1919 году вопрос о статусе кинематографа с неизбежностью встал перед властью. Производство фильмов в стране полностью остановилось, в первую очередь, из-за финансовых трудностей и отсутствия негативной пленки, которую приходилось привозить из-за рубежа.
«В Москве, в Петрограде и провинции было национализировано несколько десятков прокатных контор с запасами уже сильно потрепанных лент, десятка два ателье и пара миллионов метров картин в негативе, — писал создатель Ассоциации революционной кинематографии (АРК) Николай Лебедев в книге «Кино». — Эта национализация, в сущности, не принесла нам в те времена никакой пользы. К постановке картин мы приступить все равно не могли».
После Февральской революции и Октябрьского переворота 1917 года некоторые кинопредприятия оставались в частных руках. Среди них были и те, кто отказывался сотрудничать с большевиками и не делился техникой с намеривавшимися запечатлеть революционные события. В то же время массовый характер приобрела эмиграция деятелей культуры. Многие режиссеры перебрались на юг страны, откуда эмигрировали за границу, увозя с собой фильмы и съемочную аппаратуру.
Советской власти картины эпохи царской России казались буржуазным развлечением, отвлекающим народ от классовой борьбы. Решение превратить кинематограф в еще один инструмент пропаганды стало вполне предсказуемым: Ленин считал кино «главным из искусств», а нарком просвещения Анатолий Луначарский не только сам активно снимался в фильмах, но и писал к ним сценарии («Уплотнение», «Саламандра»).
Выдающиеся кинематографисты того времени — Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин и Лев Кулешов — также стояли у истоков советского кинематографа. Режиссеры, лояльные к власти, снимали в этот период хроникальные фильмы о революции и Гражданской войне или художественные «киноагитки».
В декабре 1922 года Всероссийский фотокиноотдел Наркомпроса РСФСР превратился в Государственный Комитет по кинематографии (или Госкино). Таким образом, декрет о национализации в дальнейшем утратил свою силу.
Сам праздник — День советского кино — возник значительно позже. В 1979 году на ВДНХ прошла масштабная выставка по случаю 60-летия отечественного кинематографа.
На ней продемонстрировали кадры из фильмов «Судьба человека», «Летят журавли», «Освобождение». Экспозиция произвела огромное впечатление на зрителей, и власти решили учредить праздник.
1 октября 1980 года — согласно указу «О праздничных и памятных днях» — торжество получило название День советского кино. В 1988-м его переименовали в просто День кино. В годы перестройки профессиональный праздник кинематографистов стал называться Днем кино России. Спустя некоторое время торжество предложили отмечать 28 декабря в Международный день кино — в эту дату в 1895 году знаменитые братья Люмьер устроили первый в истории публичный киносеанс в парижском кафе на бульваре Капуцинов. Однако идея не прижилась.
Некоторое время День кино в России не отмечался. В 2001 году в Министерстве культуры его внезапно решили возобновить.
По данным Фонда кино за 2015 год, в России существует около 35 киностудий, из них три крупные — «Мосфильм», Киностудия имени М. Горького, «Ленфильм», и более 30 региональных студий кинохроники.