в каком году была написана сказка быль кладовая солнца
«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook
Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.
«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Характеристика главных героев
Автор дает такое описание детей. Вот Настя:
Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:
Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.
«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Название произведения | Кладовая солнца |
---|---|
Автор | Михаил Пришвин |
Жанр | Сказка-быль |
Год написания | 1945 |
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава 1
Повествование ведется от лица жителей села, расположенного возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесский. Они помогают двум осиротевшим деткам, потерявшим своего отца на войне, мать же ребят умерла от болезни.
После смерти родителей на долю детей выпала забота обо всем большом крестьянском хозяйстве и о скотине, которой у них было достаточно. Сначала деткам помогали дальние родственники, но потом сироты быстро научились со всем справляться сами.
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы»
Вместе держали огород, Настя работала по дому и на дворе, а Митраша, научившись у своего отца, делал деревянную посуду и соседям помогал, за что и они платили ему в ответ добром.
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Местные охотники частенько наведывались к Антипычу, описывали его как мудрого и доброго старика, все понимающего про эту жизнь.
Глава 6
В то утро, когда Настя и Митраша поссорились, волк особенно был зол. Он выбрался из своего логова и протяжно и жалобно завыл.
Глава 7
Глава 8
Слепая елань – очень опасное место на Блудовом болоте, много здесь народу и скота погибло. Хотя само болото обладало огромными запасами торфа, горючего материала, так называемая кладовая солнца здесь находилась:
«…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь в удобрении, передавали его …другим растениям, кустикам, ягодкам. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство»
Но слой этого торфа не везде одинаков, у Слепой елани он совсем был тоненьким, незаметным. И поэтому кочки под ногами Митраши становились все более хлипкими, мягкими. Но «мужичок в мешочке» упрямо продолжал свой путь. И снова перед ним возникла развилка: тропа уходила влево, а стрелка компаса показывала в противоположном направлении, где кочки сменялись абсолютно ровной поверхностью болота. Нисколько не смутившись, Митраша решил пересечь эту чистую полянку.
«Маленький человечек…перестал кричать. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы»
Глава 9
Что же все это время происходило с Настенькой? Вначале она собирала ягодку за ягодкой, каждый раз наклоняясь к кочкам. Но потом ей захотелось собирать горстями больше и больше, и она, совершенно забыв о ссоре с братом, думала только о клюкве, жадность ею овладела и она сошла с набитой тропы. Оглянулась, поняла, что заблудилась и тут только вспомнила о своем брате.
Настенька позвала ласково собаку и накормила ее хлебом, который с трудом достала из-под ягод. И в этот-то момент она вспомнила о брате, голодном, обиженном на нее за упрямство. И вскрикнула сестра, вот этот-то крик и услышал тогда Митраша, увязнув в болоте.
Глава 10
Глава 11
Травка неслась за зайцем и вдруг резко остановилась: перед ней возник человек.
«Для Травки все люди были как два человека – один Антипыч с разными лицами и другой человек – это враг Антипыча. И вот почему умная собака не подходит сразу к человеку, а становится и узнает, ее это хозяин или враг его»
Она ждала словно какого-то знака. И она услышала «слово» и какое! Антипыч вначале назвал свою собаку Затравка, от охотничьего «затравить», но потом это имя упростилось до Травки. Но Митраша произнес: «Затравка!», и счастливая собака наконец признала своего хозяина в лице маленького человека.
Травка подползла аккуратно к Митраше, и он, схватившись за ее задние лапы, смог выбраться из трясины.
«С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею, и человек целовал своего друга и в нос, и в глаза, и в уши»
Счастью Травки не было предела.
Глава 12
«Мужичок в мешочке» незаметно для всех вырос после этого случая, превратился в прекрасного стройного парня, а Настенька отдала свою целебную ягоду для детей, эвакуированных из ленинградского детдома.
Торфа же на Блудовом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто вперед.
«Вот какие богатства скрыты в наших болотах! А многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых солнца, что в них будто бы черти живут: все это вздор, и никаких нет в болоте чертей»
Элементы сказки и были в произведении М.М. Пришвина «Кладовой солнца»
Из истории создания
Около месяца работал Пришвин над произведением. В июне 1945 года книга «Кладовая солнца» вышла в печать. С ней автор победил в конкурсе на лучшее детское произведение.
Военные годы писатель провёл в деревне Усолье Ярославской области. Там он боролся с вырубкой лесов торфоразработчиками. В той же местности жили дети-сироты, десятилетняя Соня и одиннадцатилетний Боря. Они сами хозяйничали в доме. Именно эти дети стали прототипами героев сказки-были. У Михаила Михайловича изначально не было чёткого плана описания того, как ребята поссорились и отправились собирать клюкву разными тропинками. Сюжет складывался сам собой в течение написания.
Жанровое своеобразие
В книге «Золотая роза» о Пришвине писал К. Г. Паустовский: «Его нужно перечитывать время от времени, выписывать для себя в заветные тетради, открывая всё новые и новые стороны любви к природе и человеку».
Никто так, как Михаил Михайлович, не изображал человека царём природы. Для этого он выбрал непростой жанр — сказку-быль с элементами повести. Писатель превратил реальные события в сказочные и получил забавную «вещицу». В детской повести соединились черты сказки и были. Всё это для того, чтобы показать победу всех вечных ценностей. Если возникает вопрос о том, «Кладовая солнца» — это рассказ или повесть, то лучше называть её повестью. Жизнь героев в книге показана в пределах нескольких событий.
Краткое содержание
Чтобы легче было написать сочинение в 5 классе по «Кладовой солнца», не помешает познакомиться с аннотацией книги. В повести говорится о сестре и брате, Насте и Митраше. Девочке было 12 лет, мальчику — 10. Когда их родители умерли, дети остались жить одни в сельском доме. Они научились вести хозяйство, ухаживать за козой.
Однажды брат с сестрой собрались за клюквой на Блудово болото. В лесу Настя и Митраша поспорили, какими тропинками нужно идти. После этого каждый пошёл своим путём.
Митраша решил сократить дорогу и отправился по непроторённой тропе. Такие действия привели к тому, что мальчик начал тонуть в болоте. Долго брат звал на помощь сестру, но та так и не услышала: она увлечённо собирала ягоды. Потом Настя вспомнила про Митрашу, стала звать его, но тот не отзывался.
Элементы сказки
Чтобы понять, что сказочного в «Кладовой солнца», нужно в первую очередь обратить внимание на подзаголовок — сам автор назвал свое произведение сказкой-былью. Это говорит о том, что произведение наполнено фантастическими моментами. Помимо этого, есть и другие яркие признаки сказки:
В итоге добро всё равно побеждает зло. В произведении автор постоянно чередует реальные факты с вымыслом. Выбрав жанр сказки-были Пришвин намекает на то, что жизнь намного интересней, нежели кажется на первый взгляд.
Моменты реальности
Анализ событий, происходящих в повести Пришвина, нужно начать с того, что некоторые из них вполне могли произойти в реальном мире. Дети остались сиротами после войны — это быль. Автор описывает правдоподобно огромное болото, где растёт вкусная клюква. Возможными могли быть приключения на болоте. У детей было хозяйство, что вполне допустимо для деревни.
В пришвинской сказке-были все события происходят в настоящем времени. Кроме того, автор предоставляет описание пейзажей, чего нет в сказках.
Композиционные особенности
Тема сказки-были Пришвина — связь человека и природы. Автор воспевает гуманность, которая делает человека царём всего живого. Композиция «Кладовой солнца» помогает раскрыть главную мысль книги. Вот основные композиционные части:
Книга написана от первого лица множественного числа (мы). Такая форма повествования редко встречается. Этот приём означает превосходство коллективного над личным, что было присуще тому времени.
Секрет названия
Обязательно следует написать о том, почему книга Пришвина называется «Кладовая солнца». «Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в себе самом, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого — это кладовая добра, то есть солнца». На первый взгляд, трудно понять, какую связь имеет заголовок с темой и идеей повести. Значение слов (метафору) «кладовая солнца» автор позаимствовал у исследователей болот. Учёными названо так торфяное место, где хранилось солнечное тепло и огонь, заключённое в отмерших растениях.
Сказка-быль Пришвина повествует о дружбе и преданности. В итоге брат с сестрой научились быть терпимее друг к другу, уметь прощать. Дети стали жить в согласии с собой. А ещё книга учит внимательно относиться к природе, окружающему миру.
Разработка урока по литературе для 6 класса на тему: «История создания и художественное своеобразие сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца»
Разработка урока по литературе для 6 класса на тему: «История создания и художественное своеобразие сказки-были М. Пришвина «Кладовая солнца».
1. рассказать об истории создания;
2. обучение выразительному, осознанному и внимательному чтению;
3. развитие навыка определения художественных средств в тексте;
4. эстетическое воспитание в процессе восприятия музыкального и художественного текстов.
1. портрет М. Пришвина;
2. иллюстрации к сказке;
3. рисунки учащихся;
4. аудиозапись пьесы М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»;
5. портрет композитора Мусоргского;
6. аудиозапись голосов птиц «Утро в лесу»;
К первому уроку учащиеся читают произведение и работают по группам с текстом, отвечая на вопросы: Как Пришвин относится к детям? Какими словами автор рисует рассвет? Какие звуки наполняют утренний лес?
I. Ребята, вы познакомились с произведением М. Пришвина. Как вы поняли его название? (ответы, используя текст.) А нет ли иного, переносного значения в этом названии?
II. Почему «Кладовую солнца» Пришвин назвал сказкой-былью?
-В реальную основу произведения вполне естественно вплетаются сказочные мотивы. Запишем в тетрадях: «Некоторые особенности писательского дарования М. Пришвина» :
1. Использование сказочных мотивов. – Сказка для Пришвина – это особое, праздничное мироощущение, свойственное детям и взрослым, которые сумели в душе своей сохранить «ребенка». Поэтому она составной частью входит во многие его произведения, в том числе и в самые значительные: «Родники Берендея», роман-сказка «Осударева дорога», повесть-сказка «Корабельная чаща». Пришвин создает новую сказку, которая живет в реальном мире, и реальную действительность превращает в сказку.
В детстве у писателя было одно событие, помогающее лучше понять эту устремленность к сказочному, необычному, сохранившуюся на всю жизнь. В первом классе гимназии он совершает побег в «страну голубых бобров и золотых гор». Беглецов через несколько дней вернули, гимназисты шутили: «Поехали в Азию, приехали в Гимназию». Но сильное, яркое впечатление от этого события осталось навсегда: «Было несколько мгновений такой свободы, такого небывалого счастья…В светящейся точке мелькнула страна без названия и скрылась». Позже он научится открывать эту страну в окружающей жизни.
III. «Кладовую солнца» он написал в победную весну 1945 года, начав работу над ней 9 мая и закончив 4 июня. Действие сказки-были происходит во время Великой Отечественной войны в районе Переславль-Залесского. Пришвин очень любил окрестности этого города. Во время войны, в 1941 – 43 годах, писатель жил в д. Усолье, в 18 километрах от города, в доме крестьянина Назарова. Под охранами дома палисадник, за ним сосновый бор, а в глубине его Блудово болото. Сами дети, историю которых передает Пришвин, жили напротив. Писатель был с ними знаком. Весной 1945 года писатель приезжает в Усолье для работы над «Кладовой солнца».
IV. Беседа по тексту:
С таким чувством писатель описывает детей, Настю и Митрашу?
-С любовью. А когда говорит о трудолюбии и самостоятельности, то просто любуется ими.(Примеры)
-Какой эпитет при описании Насти повторяет писатель?-Золотая. Почему?-Значит солнечная. Этим он подчеркивает в ней светлое, солнечное начало.- Какими эпитетами характеризует автор Митрашу?-Он был коротенький, но очень плотный, лобастый. Мальчик упрямый и сильный.
-Почему учителя называли его «мужичок в мешочке»? Он был маленький, но выполнял всю мужскую работу по хозяйству. Маленький мужчина – мужичок. А в «мешочке», наверное, потому, что был коротенький, но очень плотный.
V. Итак, дети в предрассветный час пришли в лес. Давайте посмотрим, как Пришвин описывает восход солнца, как постепенно меняются краски, становясь более яркими, нарядными, живописными.(Примеры из текста.)
-Скажите, здесь одна картина?-Нет, их несколько, одна сменяет другую.(Примеры из текста.)
-Какая особенность писательского дарования здесь раскрывается?-Природа дана в движении, записываем: 2. Движущий пейзаж;
-Назовите цветовые эпитеты.(Примеры)
Обратите внимание, писатель использует только основные цвета, часто контрастные, чем достигается яркое зрительное впечатление. Но один цвет является определяющим, и это позволяет увидеть всю картину в целом. Какой это цвет? Яркий, огненный.-Почему?-Восходит солнце, и его лучи освещают все вокруг. Делаем запись в тетради:
3. Использует основные, часто контрастные цвета. Теперь посмотрим ваши рисунки.
-Кому, на ваш взгляд, удалось передать пейзаж, описанный Пришвиным?(Комментарии.)
VI. Если внимательно прочитать предложения, в которых автор доносит до нас звуки утреннего леса, то мы услышим своеобразную песенную симфонию.(Чтение примеров.) Послушаем звуки утреннего леса (Пластинка «Голоса птиц».) – Записываем еще одну особенность художественного почерка писаЗвуковая насыщенность текста. М. Пришвин писал, что он по природе своей живописец, а еще верней, музыкант. Возможно, поэтому произведения его так живописны и внутренне так ритмичны.
VII. Домашнее задание: Ответить на вопросы
1. Скажите, всегда ли природа благожелательна к человеку? Нет ли в ней враждебных сил?
2.Почему дети поссорились? Кто из них прав?
3. Подготовить чтение по ролям сцены «Спор детей».
Краткое содержание «Кладовая солнца»
Всего получено оценок: 9182.
О произведении
Сказку «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году. В произведении автор раскрывает классические для русской литературы темы природы, любви к родине. Используя художественный прием олицетворения, автор «оживляет» перед читателем болото, деревья, ветер и т. д. Природа словно выступает отдельным героем сказки-были, предупреждая детей об опасности, помогая им. Через описания пейзажа Пришвин передает внутреннее состояние персонажей, смену настроений в рассказе.
Читать онлайн краткое содержание «Кладовой солнца» можно прямо на нашем сайте.
Место и время действия
События сказки-были происходят в 1943 году в селе возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского.
Главные герои
Краткое содержание
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Митраша вел сестру по компасу на север – к нужной полянке с клюквой.
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Несколько лет назад недалеко от Сухой речки «целая команда» людей истребляла волков. Убили всех, кроме осторожного Серого помещика, которому только отстрелили левое ухо и половину хвоста. Летом волк убивал в деревнях скотину и собак. Охотники пять раз приезжали, чтобы поймать Серого, но ему каждый раз удавалось сбежать.
Глава 7
Глава 8
Издалека раздался крик звавшей его Насти. Митраша ответил, но ветер унес его крик в другую сторону.
Глава 9
Глава 10
Глава 11
Глава 12
Настя, услышав выстрел, закричала. Митраша позвал ее, и девочка прибежала на крик. Ребята развели костер и сделали себе ужин из пойманного Травкой зайца.
Эту историю рассказали «разведчики болотных богатств», которые в годы войны готовили болота – «кладовые солнца» – для добычи торфа.
Заключение
В произведении «Кладовая солнца» Михаил Михайлович Пришвин затрагивает вопросы выживания людей, в частности детей, в сложные периоды (в рассказе это время Отечественной войны), показывает важность взаимной поддержки, помощи. «Кладовая солнца» в сказке является сборным символом, обозначающим не только торф, но и все богатство природы, и людей, живущих на той земле.
Рекомендуем не только прочесть пересказ «Кладовой солнца», но и оценить произведение полностью.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом: