в каком году была написана картина айвазовского море корабельная бухта
Иван Айвазовский «Море. Коктебельская бухта»
Автор: Айвазовский Иван Константинович (Ivan Aivazovsky)
Название: «Море. Коктебельская бухта»
Год написания: 1853 год
Место: Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
Направление: Романтизм, Реализм
В целом, композиция «Коктебельской бухты» проста. Ближе всего к зрителю находится лодка, оставленная кем-то на пляже. Видимо, дует сильный ветер, потому что парус хрупкой «посудины», окрашенный закатными лучами, выгибается и трепещет. Кажется, что под мачтой кто-то (или что-то?) лежит: виднеется смутная, темная фигура то ли владельца лодки, то ли кого-то другого. Две скалы придают картине мрачности. Из-за одной из них выглядывает заходящее Солнце. Очевидно, скоро наступит ночь: в небе застыл месяц растущей Луны. Мастерски нарисованное море бушует – корабль сильно кренит в сторону, хоть волны и не так велики. Очевидно, начался прилив: песок, который видит зритель, кажется мокрым. Возможно, прошел дождь: часть глубоко синего неба покрыта облаками, что, кажется, уходят вслед за солнцем. Если долго смотреть на картину, может показаться, что море движется и уже начинает успокаиваться, будто собираясь уснуть. Солнце напоминает зрителю лампу, которая вот-вот будет выключена, а Луна покажется ночником, что остается с сонным морем. Сначала, картина воспринимается целостной: настолько искусно расставлены акценты. Тем не менее, некоторые детали могут захватить внимание, ведь они рассказывают несколько невероятных, но все же, в чем-то обыденных историй, которые происходили во времена жизни Айвазовского, на его Родине.
Сочинение-описание по картине Айвазовского Море. Коктебельская бухта
Эта картина нравится мне своими цветами, но немного не нравится тем, что нарисовано. А так самую большую часть картины занимает небо – очень красивое.
Цвета тут просто потрясающие – смешение теплого и холодного. Как говорится – глаз радуют! Очень красивое серо-золотое (даже с зелёным) небо. И солнце тут выглядывает из-за скалы, и облака наплывают. Потрясающее море – вода такая натуральная, а волны создают переливы цвета. Правый край более темный – в тени скалы как будто. А на горизонте даже появляются фиолетовые отблески. Очень красиво! Это могло бы стать расцветкой ткани, полотна какого-нибудь. И вызывало бы только позитив!
Но вот сам сюжет меня немного смущает. Если присмотреться, то волны достаточно сильные. И корабль, который по ним плывёт, как-то подозрительно накренился. Вот-вот его или накроет волна, или он сам воды черпанет. Красный флаг на ветру так развевается! Кажется, что мачты трещат, а пассажиры вскрикивают. Вроде бы хорошо, что так близко от берега – вот она земля. Но тут ведь можно и на скалу налететь или на подводные камни, если при таком ветре не справиться со штурвалом. И мы привыкли, что шторм всегда изображен ночью, такой темной и страшной. Но вполне может быть, что поднялись волны, разошелся ветер, когда на небе солнце.
И в том самом углу темном изображена лодка. Мне кажется, что она выглядит тревожно… То есть это маленький парусник, но парус уже превратился в тряпку. Кажется, что лодку просто выбросило на берег. И даже можно представить, что на дне лодки лежит человек. Вот какая-то темная фигура за парусом. Но не спит же там человек? Если он не может выбраться из лодки, то, наверняка, он ранен. В общем, лучше не присматриваться, не увеличивать картинку на компьютере, так как появляются тревожные мысли.
Я могу придумать (с моей фантазией-то), что с этого корабля спасся человек, что корабль уже тонет, но там никого нет, поэтому не так всё страшно. Конечно, человеку этому жаль корабль. И просто спасенный не может смотреть, как тонет это судно. Вот пока он и набирается сил на дне лодки. Но скоро встанет, пойдет в прибрежную деревню. И найдет там свою любовь, ведь всё должно быть к лучшему!
Сочинение 2
«Море.Коктебельская бухта» — всемирно известная картина Айвазовского, в которой он воспевает необычайную красоту одного из любимых уголков своей малой родины. Как и человеческая жизнь, произведение полно контрастов:
На холсте изображен момент начинающегося шторма. Волны еще невысокие, но дует сильно, что видно по стремительно несущимся к берегу тучкам, полоскающемуся красному стягу и по выгнувшемуся парусу рыбацкой лодки. Посудина в правом нижнем углу еще не разгружена и не поставлена на якорь, она, скорее всего, только причалила. Рядом с нею темнеет что-то бесформенное. Возможно, это тело рыбака, который настолько устал бороться с морской силой, что без сил опустился на песок. Или же он торопится унести часть улова домой и исчез за кадром.
Внимание зрителя приковано к кораблю, старающемуся развернуться носом к волне и плыть против ветра. Хотя основные паруса убраны, но если буря разыграется, то судно может снести на скалы и разбить. Опасаясь такой трагедии, фигуры команды вдали отчаянно жестикулируют и пытаются советовать тем, кто находится на палубе и для кого бушующее море далеко от берегов будет спасением.
Мастерски прописан пейзаж, позволяющий ощутить прозрачность, легкость и влажноватую свежесть воздуха. Спокойное небо в нежных оттенках голубого, зеленоватого, оранжевато-розовато-желтого, по нему несутся неправильной формы грязновато-розовые облака. Угрожающе-пенные гребешки на изумрудно-синевато-желтовато-голубоватой водной поверхности. Солнце скоро зайдет, и исчезнет отбрасываемая им полоска света, но буря не проглотит корабль. Эту веру внушает пучок лилово-голубоватого света, который справа налево пронзает полотно по центру. Как будто кто-то фантастический управляет движением в природе и заставляет успокоиться природные страсти.
Другие темы: ← Лунная ночь. Купальня в Феодосии↑ АйвазовскийЧесменский бой →
Описание картины Ивана Айвазовского “Море. Коктебель”
Всю жизнь объектом неослабевающей любви для Айвазовского оставалось море. Его картины – своеобразная морская энциклопедия, из которой можно в подробностях узнать, как выглядит и как ведет себя морская стихия в любое время суток, в любое время года и при любой погоде.
Этот морской пейзаж создан Айвазовским в 1853 году, в период бурного подъема его творческой активности. Картина хорошо отражает непосредственность чувств художника и тот романтический настрой, которым было проникнуто его творчество в данный период жизни.
На картине мы видим вид на Коктебельскую бухту во время заката. Почти всю площадь холста занимает изображение взволнованного моря и высокого, в пышных облаках, неба. Вдали виднеется изящный силуэт легендарного Кара-Дага. На небе уже показался тонкий серп месяца. Все вокруг залито золотисто-розовым светом заходящего солнца.
Неторопливо накатывают на берег волны. Воздух свеж и прозрачен. Небольшой парусник, борющийся с усиливающимся ветром, подчеркивает романтическое настроение полотна.
Полотно «Море» отличается законченностью композиции и высоким мастерством исполнения. Айвазовский искусно передает прозрачность зеленоватой волны. Когда она набегает на берег, сквозь кружево ее пены хорошо виден прибрежный песок.
Яркая, артистически выполненная, картина «Море. Коктебель» относится к числу самых выразительных и совершенных картин художника.
Год написания картины: 1853.
Размеры картины: 85 x 121 см.
Техника написания: масло.
Галерея: Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского, Феодосия, Крым.
Популярные сочинения
Картина Айвазовского Море. Коктебельская бухта
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Ивана Айвазовского. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Ивана Айвазовского на натуральном холсте.
В 1840 году отправился в Рим. За свои картины итальянского периода получил Золотую медаль Парижской Академии художеств. В 1842 году отправился в Голландию, оттуда – в Англию, Францию, Португалию, Испанию. Во время путешествия корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул в Бискайском заливе. В парижских газетах даже появилось сообщение о его гибели. После четырехлетнего путешествия осенью 1844 года Айвазовский вернулся в Россию и стал живописцем Главного морского штаба, а с 1947 года – профессором петербургской Академии художеств, состоял также в европейских академиях Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штудгарда. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.
С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством. На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей, за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.
В 1848 году Иван Константинович женился. Его женой стала Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери. Но из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. В 1882 году Айвазовский встретил Анну Никитичну Саркисову. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца.Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича.Спустя год они поженились.
Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Ивана Айвазовского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Неаполитанский залив
Во время путешествия в Италию, Айвазовский написал одну из своих самых известных картин – «Неаполитанский залив». Европа была настолько поражена мастерством российского автора, что назвала его одним из лучших художников во всей Европе. Король Фердинанд Карл и Папа Римский Григорий XVI лично выразили желание увидеть картину российского автора. После увиденного, они были поражены мастерством Айвазовского, и Папа вручил ему золотую медаль. Во время написания картины Айвазовский окончательно определился как художник-маринист, который использует методы создания картин по памяти.
Буря на море ночью
Открывает Топ-10 самых известных картин Айвазовского полотно «Буря на море ночью». Картина стала примером эмоциональной живописи, которая ярко и подробно передает характер морской стихии, и показывает ее темперамент. Картину можно назвать живым существом, которое сильно разбушевалось на бескрайних морских просторах. Палитра «Бури на море ночью» поражает, прежде всего, сочетанием золотистых и темных оттенков. Ночная луна покрывает волны моря, как бы, «дрожащим золотом». Сам же корабль представлен словно чужой, среди морской красоты.
Морское сражение при Наварине
Айвазовский рисовал не только «мирные марины», но и любил изображать батальные сцены ключевых морских сражений. Одной из таких работ стала известная картина Айвазовского – «Морское сражение при Наварине». Могущественный российский флот вместе с союзниками в бою противостоял турецком флоту, который в итоге был наголову разбит. Победа над турецким флотом ускорила развитие национально-освободительной войны в Греции и поразила Айвазовского. Услышав подвиги, автор воплотил бой на полотне. Картина передает всю жестокость морского сражения: абордаж, залпы артиллерийских корабельных орудий, обломки, тонущих моряков и огонь.
Закат на море
Одна из самых известных картин мариниста Айвазовского – «Закат на море», сейчас храниться в городе Кострома – в Костромском художественном музее. Мастерство художника оценили Третьяков и Стасов. Прежде всего, в картине притягивало живое движение природы, которое автор смог показать, изображая просторы неба и моря. Внимание бросается в бесконечную изменчивость форм морской глади. Где-то картина показывает спокойный штиль, а где-то – бушующую стихию. Пароход же кажется чужим среди «дикой» морской природы.
Тонущий корабль
Среди самых известны картин Айвазовского, «Тонущий корабль» – одна из самых трагических работ, ведь показывает погибель парусного судна, которое не может сдержать всю мощь морской стихии. Кораблекрушение передано настолько подробно, что заставляет любого зрителя переживать за экипаж несчастного корабля. Небольшой корабль не в силах устоять перед такими большими и могущественными волнами. Айвазовский при написании особенное внимание уделял деталям. Чтобы их увидеть, следует разглядывать картину часами и только тогда можно прочувствовать всю боль судна и моряков, сражающихся со смертью.
Девятый ва
Без всяких сомнений, самой известной картиной Айвазовского стало полотно «Девятый вал». На данный момент картина находиться на хранении в Русском музее. Любители искусства говорят, что именно в этой картине наиболее подробно передана романтическая натура великого художника. Автор показывает, что пришлось пережить морякам, после крушения их корабля мощью морской стихии. Яркими красками Айвазовский изобразил всю мощь и силу не только морской стихии, но и силу людей, которым удалось побороть ее и выжить.
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Айвазовский – повелитель морской стихии ( часть 2 ).
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Айвазовский – повелитель морской стихии ( часть 2 ).
Замечательный английский пейзажист Тернер, восхищаясь живописью Айвазовского, посвятил ему такие строки:
Прости мне, художник,
Если я ошибся, приняв картину
за действительность, –
Но работа твоя очаровала меня,
и восторг овладел мною.
«Неаполитанский залив ранним утром»
1893
Холст, масло. 46 x 74.7 см
Государственная Третьяковская галерея
Творчество Айвазовского своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия — штиль, легкое волнение, шторм, буря, производящая впечатление вселенской катастрофы. В его работах можно увидеть море в любую пору суток — от светозарных восходов до лунных ночей; и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны — от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты. Айвазовский прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы было видно прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы. Но воспроизвести море таким, как оно есть, Айвазовский считал невозможным и потому никогда не писал с натуры, полагаясь лишь на воображение.
Ялта
1899 58х94
Море предстает в его картинах многоликим, то стихией, не подчиняющейся никаким законам, сокрушающей человека, то манящей далью, символом романтической мечты. Перед зрителем – безграничное морское пространство и бескрайнее небо над ним. На первом плане – волна с гребешками пены – «волна Айвазовского», как называли ее современники. Палитра необычайно богата, она сгущается от зеленоватых, серебристых, изумрудных оттенков до глубокой, чернеющей синевы у горизонта. В центре – одинокий парус, символ ничтожности человека перед мирозданием и одновременно знак романтической жажды странствий.
Прибой 1897 143х107
Родившийся в Феодосии, Айвазовский чувствовал, как его притягивает море. Несмотря на то, что у художника есть картины с пейзажами суши, море для него является настоящей родной стихией. Он понимает и раскрывает её лучше, чем кто-либо другой. Айвазовский с лёгкостью передает зрителю «настроение» морских вод: их двойственность, тишину или ярость. Его картины просто зачаровывают. Глядя на полотна, зритель готов просто раствориться в морских пучинах.
Морской вид
1899 38х50
К раннему периоду творчества Айвазовского, отмеченному стремлением передать особое состояние природы, относится картина “Девятый вал” (1850). В ней передана сила, пробужденная в человеке стихией. Возвышенное романтическое чувство передано в колорите — в контрастах насыщенного темно-зеленого цвета волн, марева, окутавшего рассветное солнце, в оттенках пенных гребней бушующего моря, в ярком пятне заката на фоне грозных, бушующих волн.
«Девятый вал»
1850
Холст, масло. 221 x 332 см
Государственный Русский музей
Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления; наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца. Картина написана самыми яркими красками палитры, которая включает широкую гамму желтых, оранжевых, розовых и лиловых оттенков в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым в воде. Яркая, мажорная гамма цветов звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии. Эта картина нашла широкий отклик в сердцах современников и до наших дней остается одной из самых популярных в русской живописи.
«У самого Айвазовского, да и во всем мировом искусстве нет другой картины, которая с такой захватывающей силой передавала бы всесокрушающую мощь стихии, неотвратимый ужас надвигающейся гигантской волны, «девятого вала», – пишет Н.Г. Машковцев. – В этой картине огромный талант Айвазовского развернулся во всю ширь. Лучи яркого света, прорывающегося сквозь гонимые ветром разорванные тучи, перекатывающиеся грозные волны, пенящиеся и прозрачные, живые, изменчивые краски, поразительные по своей яркости, красоте и реалистичности, создают неотразимое впечатление мощи и величия».
В творчестве можно проследить появление ряда картин, изображающих открытое море в полуденный час, написанных в голубой красочной гамме. Сочетание холодных голубых, зеленых, серых тонов придает ощущение свежего бриза, поднимающего зыбь на море. Прелесть этих картин заключается в хрустальной ясности, искрящемся сиянии, которое они излучают. Этот цикл принято называть “голубыми Айвазовскими”.
Кавказские горы с моря
1899 59х94
Многочисленные пейзажи, запечатлевшие восходы и закаты на море просто грандиозны. Небесная чистота и сияние солнечных отблесков на безмолвной поверхности воды на картине «Утро на Море» :
Утро на море
1849 85х101
«Рыбаки на берегу моря»
1852
Холст, масло 94 х 144
Государственная картинная галерея Армении
Ереван
Неаполитанский залив ранним утром
1897 61х94
«Рыбаки на берегу моря»
1852
Холст, масло 94 х 144
Государственная картинная галерея Армении
Ереван
«Купанье овец»
1877
Холст, масло 56 х 74
Иркутский художественный музей
Иркутск
«Вид Ялты к вечеру»
1860-е
Холст, масло 82 х 110
Картинная галерея
Гумри (Армения
«Утро на море»
1883
Холст, масло 110 х 163
Национальный художественный музей Республики Беларусь
Минск
«Закат»
1866
Холст, масло 46 х 61
Собрание А. Шагиняна
Нью-Йорк
«Море»
1882
Холст, масло 32 х 47
Ростовский областной музей изобразительных искусств
Ростов
Россия
В своих пейзажах Айвазовский завязывает своеобразную интригу: ситуация подается, что называется, «на грани», когда пучина вот-вот поглотит людей или, наоборот, позволит им уцелеть. Зритель сам может представить, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля, как гибли моряки. Автор нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии.
«У берегов Ялты»
1872
Холст, масло 62 х 80
Эчмиадзинский музей
Армения
«Марина»
1874
Холст, масло 21 х 31
Музей армянской конгрегации мхитаристов
Венеция. Остров св. Лазаря
«Морской пейзаж»
1870
Холст, масло 132 х 162
Дилижанский краеведческий музей
Петергоф, Ленинградская область
Россия
Для графических работ Айвазовский пользовался разнообразными материалами и техническими приемами. К шестидесятым годам относится ряд тонко написанных акварелей, сделанных одним цветом — сепией. В 1860 году Айвазовский написал прекрасную серию “Море после бури”. Эту акварель Айвазовский послал в подарок П. М. Третьякову. Широко пользовался Айвазовский мелованной бумагой. Рисунок “Буря” (1855) был сделан на бумаге, тонированной в верхней части теплым розовым, а в нижней — серо-стальным цветом. Различными приемами процарапывания тонированного мелового слоя Айвазовский хорошо передал пену на гребнях волны и блики на воде.
Шестидесятые и семидесятые годы принято считать периодом расцвета творческого дарования Айвазовского. В эти годы он создал ряд замечательных полотен: “Буря ночью” (1864), “Буря на Северном море” (1865), которые относятся к наиболее поэтическим картинам Айвазовского.
«Буря на Северном море»
1865
Холст, масло 276 х 202
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Феодосия
И. К. Айвазовский Буря на Северном море. 1865 г
Иван Есаулков
Лунною ночью на Северном море
Горстка людей с грозной бурею спорит.
Смотрит на них из-за тучи луна.
Мачты обломки вздымает волна.
Бешеный ветер сломал мачту с треском.
Волны громадные вспыхнули блеском,
И вслед за ними бежит лунный свет…
Тонущего корабля силуэт
Еле заметен, а волны – всё круче,
Тонут в ночном мраке рваные тучи,
Лунного света дорожка легла
Между двух волн, а вокруг её мгла.
Бьются обрывки оснастки на рее
У корабля под порывом Борея.
Мы ощущаем всех чувств остроту
Группы уставших людей на плоту.
Может, спасутся они, или поздно?
Волны о плот ударяются грозно,
С каждой волною сильнее размах –
Кажется щепкою он на волнах;
С яростным рёвом волну ветер гонит;
Плот то взлетает, то, падая, тонет;
И едва держатся люди на нём –
То на свету, то во мраке ночном.
Дали в картине едва различимы.
Буря написана так ощутимо:
Фосфоресцирующий лунный свет,
Ветра порыв, корабля силуэт,
Парус разорванный, рваные снасти,
Мрачные тучи, людское несчастье –
Всё Айвазовский в холсте передал,
Не предсказав только бури финал.
© Copyright: Иван Есаулков, 2012
Свидетельство о публикации №112102602237
«Буря»
1872
Холст, масло 110х132
Государственный музей русского искусства
Киев
В бурю
1899 152х107
«Буря у мыса Айя»
1875
Холст, масло 215 х 325
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Буря над Евпаторией
1861 206,6х317,3
О ней писал Ф.М. Достоевский: «В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре. И этого свойства таланта г‑на Айвазовского нельзя назвать односторонностью уже и потому, что буря сама по себе бесконечно разнообразна. Заметим только, что, может быть, в изображении бесконечного разнообразия бури никакой эффект не может казаться преувеличенным, и не потому ли зритель не замечает излишних эффектов в бурях г‑на Айвазовского?»
«Море»
Хо
1881лст, масло 49 х 42
Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан
Алматы
Буря
1857
Холст, масло
100 х 149
Третьяковская галерея
В картине «Буря» бушующее море и грозовое небо превращаются в единую неразрывную стихию. Сине-черные тучи низко нависают над водой и делают почти неразличимыми силуэт корабля и очертания гор, едва проступающих на втором плане.
В поздние годы своей жизни Айвазовский переживал новый расцвет своего таланта. В самом начале восьмидесятых годов, когда вполне окрепло и расцвело реалистическое направление пейзажной живописи, когда выступила могучая плеяда пейзажистов, Айвазовский написал «Черное море» (1881). Суровая реалистическая правда этой картины вполне созвучна живописи той эпохи.
Море изображено в пасмурный день; волны, возникая у горизонта, движутся на зрителя, создавая своим чередованием величавый ритм и возвышенный строй картины. Она написана в сдержанной красочной гамме, повышающей ее эмоциональное воздействие. Айвазовский умел видеть и чувствовать красоту близкой ему морской стихии не только во внешних живописных эффектах, но и в едва уловимом строгом ритме ее дыхания.
Это полотно «Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря)» знаменует расцвет дарования художника-мариниста И.К. Айвазовского. Его первые морские виды были населены парусными суденышками, лодками и путниками, любующимися с берега морскими просторами. Впоследствии маленькие морские пейзажи сменились большеформатными, подчас драматического характера. Излюбленной темой художника стало изображение мощи и красоты морской стихии.
Чёрное море. На Чёрном море начинает разыгрываться буря
1881
Холст, масло 149 х 208
Государственная Третьяковская галерея
Москва
В картине «Черное море» основное место занимает безграничное морское пространство и такое же бесконечное небо над ним. Поднимается ветер, мерно катятся волны, уже вскипают барашки пены на гребнях. Изменчив и разнообразен цвет темнеющей воды. От зеленовато-серых, серебристых и светло-изумрудных оттенков в центре цвет сгущается до темно-синей, почти черной густоты, уводящей взгляд в бездонную глубину моря. На горизонте виден крошечный парус рыбачьей лодки, спешащей домой.
И.Н. Крамской считал «Черное море» лучшим произведением Айвазовского.
И. Н. Крамской писал о картине “Черное море” (1881): “На картине нет ничего кроме воды и неба, но вода это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю”.
В волнах
1893
Грандиозный холст «Волна» – яркий образец позднего творчества художника. Живописец отходит здесь от ранней романтической «цветистости» и приближается к реалистическому решению. Интересно заметить, что это полотно он создает в возрасте 72 лет.
Волна
1889г, холст, масло, 304 х 505 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Представляя горловину водоворота, кипящего в бурном движении волн, Айвазовский любуется мощью природы и как будто сравнивает с ней тщету человеческих усилий – низко нависли над волнами тяжелые свинцовые тучи, пучина вот-вот поглотит разбитый корабль; вероятно, нет надежды и у пытающихся спастись моряков.
Центр композиции мастер выделяет белым сгустком пены, озаренным вспышкой молнии; в целом же колорит полотна холоден и мрачен.
Изображая бурное движение волн, живописец любуется циклопической мощью природы и как будто сравнивает с ней тщету человеческих усилий: низко нависли над волнами тяжелые свинцовые тучи, пучина вот-вот поглотит разбитый корабль, нет надежды и у пытающихся спастись моряков. Колорит картины холоден и мрачен.
Живописец отходит здесь от ранней романтической яркости палитры и приближается к реалистическому решению.
Небо всегда занимало большое место в композиции картин Айвазовского. Воздушный океан — движение воздуха, разнообразие очертаний облаков и туч, их грозный стремительный бег во время бури или мягкость сияния в предзакатный час летнего вечера иногда сами по себе создавали эмоциональное содержание его картин.
Буря у берегов Ниццы
1885 118х150
С каждым мазком художника, картины Айвазовского передают все больший драматизм. И успех мастера как раз в огромных возможностях передавать шокирующую реалистичность происходящего. Зритель будто начинает видеть сквозь безбрежные просторы волн, где показываются обломки погибших кораблей. С такими великолепными работами можно смело утверждать, что картины Айвазовского – это произведения влюбленного в природу и море великолепного мастера. Ему удалось на каждом полотне сохранить незабываемую экспрессию и очарование душевной теплоты и света. И именно эта верность необычному стилю и волнующим сюжетам пленяет каждого ценителя шедеврального таланта мастера.
Океан 1896 67,5х100
1867 году Айвазовский создает большой цикл картин, связанный с восстанием жителей острова Крит против турецкого ига.
В 1868 году Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ. Он писал предгорья Кавказа с цепью снеговых гор на горизонте, панорамы горных массивов, уходящих вдаль, как окаменевшие волны, Дарьяльское ущелье и затерявшийся среди скалистых гор аул Гуниб.
«Цепи Кавказских гор»
1869
Холст, масло 139 х 170
Ярославский художественный музей
Ярославль
Россия
«Вид на Тифлис»
1868
Холст, масло 36 х 47
Государственный музей искусств Грузии
Среди десятков картин на армянскую тему особенно привлекают внимание мастерством исполнения и психологизмом портреты бабушки художника и его старшего брата Габриэла, католикоса Хримяна, новонахичеванского городского головы А. Халибяна. Айвазовский создал целый ряд картин на библейские и исторические сюжеты: в их числе “Крещение армянского народа” и “Клятва. Полководец Вардан”. В ряду этих работ и большое полотно “Сошествие Ноя с Арарата”, где утонченная гармония легких тонов передает пронизанную утренним светом свежесть воздуха и величие библейской земли.
Сюжетом для картины «Крещение армянского народа» послужил переломный момент в истории армянской культуры. Ее расцвету способствовало принятие армянами христианства. В самом начале IV века, при царе Трдате III (287-330), который в борьбе с экспансией Персидской державы Сасанидов опирался на Рим, эта религия была узаконена как государственная. Армения, таким образом, является сегодня одним из древнейших христианских государств.
Крещение армянского народа.Григорий Просветитель(IV в)
«Клятва. Полководец Вардан»
В 1869 году Айвазовский отправился в Египет для участия в церемонии открытия Суэцкого канала. В результате этого путешествия была написана панорама канала и создан ряд картин, отражающих природу, жизнь и быт Египта, с его пирамидами, сфинксами, караванами верблюдов.
Айвазовский умел передать в пейзаже то состояние, когда происходит перелом и море уступает после возмущения, затихая и смиряясь. Это показано, например, в картине «Радуга» (1873)».
В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину “Радуга”. В сюжете этой картины — буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, — нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов.
Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Ураганный ветер срывает водяную пыль с гребней волн. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене. Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела прозрачность, мягкость и чистоту цвета. Картина “Радуга” была новой, более высокой
ступенью в творчестве Айвазовского.
Радуга
1873
Холст, масло
102 х 132
Третьяковская галерея
Его привлекали необычные эффекты света, отраженного в плоскости воды, не случаен и излюбленный романтиками мотив радуги. В картине Айвазовского зависшая над штормовым морем радуга окрашивает водяные брызги, а просвечивающая сквозь них морская вода приобретает розоватый оттенок. Высокая волна закрывает линию горизонта, и преображенная радужным светом морская стихия, с которой борются люди, спасающиеся с тонущего корабля, становится главным героем полотна.
«Буря у скалистых берегов»
1875
Холст, масло 73 х 102
Армянское общество культурных связей
Ереван
Свет как идея играет в творчестве Айвазовского значительную роль. Изображая море, облака и воздушное пространство, художник фактически изображает свет. Свет в его искусстве — символ жизни, надежды и веры, символ вечности.
Буря на Ледовитом океане
1864 208х148
Айвазовский был близок со многими передвижниками. Его блестящее мастерство высоко ценили Крамской, Репин, Стасов и Третьяков. Айвазовский стал устраивать выставки своих картин в Петербурге, Москве, во многих других больших городах России задолго до организации передвижных выставок. В 1879 году Иван Константинович посещает Геную, где собирает материалы об открытии Америки Колумбом. В 1880 году Айвазовский открыл в Феодосии первую в России периферийную картинную галерею.
«Буря»
1886
Холст, масло 84 х 142
Ярославский художественный музей
Ярославль
Россия
В 1898 году Айвазовский написал картину “Среди волн”, которая стала вершиной его творчества. Художник изобразил бушующую стихию — грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой.
Среди волн
1898г, холст, масло, 284×429 см
Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского
В 1899 году он написал небольшую картину, прекрасную по ясности и свежести колорита, построенного на сочетании голубовато-зеленого цвета воды и розового в облаках — “Штиль у Крымских берегов”.
Штиль у крымских берегов [1899]
Жанр: морской пейзаж
Основа: холст
Техника: масло
Местонахождение: Феодосийская галерея, Феодосия
По мере того как накапливался творческий опыт и мастерство Айвазовского, в процессе работы художника произошел заметный сдвиг, сказавшийся на его подготовительных рисунках. Теперь он создает набросок будущего произведения по воображению, а не по натурному рисунку, как он это делал в ранний период творчества. Не всегда Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением, например, имеются три варианта эскиза к последней его картине “Взрыв корабля”. Айвазовский говорил о методе своей работы: “Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей”.
С неутомимостью и поразительной быстротой художник работал до конца своих дней. Он скончался в Феодосии 2 мая 1900 года во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля».
Взрыв корабля
1900 67х96,5
Это картина последняя-неоконченная.
Согласно воле Айвазовского его погребли в Феодосии во дворе церкви Сурб Саргис, где он был крещен и где венчался. Надгробная надпись — высеченные по-древнеармянски слова историка V века Мовсесе Хоренаци — гласит: “Родился смертным, оставил по себе бессмертную память”.