в каком году была написана черная курица или подземные жители
Название произведения | Черная курица, или Подземные жители |
---|---|
Автор | Антоний Погорельский |
Жанр | Волшебная повесть (сказка) |
Год написания | 1829 |
Главные герои
Сюжет произведения
Мальчик Алеша на протяжении двух лет жил в пансионе вдали от родителей и чувствовал себя одиноким. По вечерам и выходным он постоянно читал, также любил играть с курицей. Однажды мальчик увидел, что кухарка хочет зарубить ее, и ему показалось, что курица просит о помощи. Алеша уговорил женщину не убивать птицу.
Ночью после этого происшествия Чернушка пришла к мальчику в спальню и повела его в волшебный подземный город, где она была министром. Пока они добирались до королевского замка, Алеша увидел много необыкновенного. Подземный король решил наградить мальчика за то, что он спас Чернушку и сказал просить, чего угодно. Алеша захотел никогда не учить уроки, но знать все наизусть. Тогда король подарил ему волшебное зернышко, с помощью которого будет осуществлена его мечта. Мальчика также строго предупредили о том, что он должен никому ничего рассказывать о подземном городе.
После этого события Алеша стал лучшим учеником в пансионате. Он никогда не делал уроки, но всегда знал все назубок. Однако это кардинально изменило его характер. Из доброго и скромного мальчика он превратился в эгоистичного и заносчивого сорванца и растерял всех своих друзей.
Однажды учитель решил наказать Алешу, и тот, сильно испугавшись розги, рассказал ему о волшебном зернышке и Чернушке. И хотя преподаватель не поверил ему и все же решил высечь, у мальчика пропало зернышко. А ночью к Алеше в последний раз пришла Чернушка, чтобы попрощаться. Подземные жители должны были покинуть город, так как мальчик выболтал их тайну.
После этого Алеша осознал свою вину и снова стал добрым и послушным. Его опять полюбили ученики и учителя в пансионе.
Почему критики называли повестью о масонской инициации волшебшую сказку «Черная курица» Погорельского
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Книга вышла в свет под авторством Антония Погорельского. Под этим псевдонимом скрывался Алексей Перовский, старший внебрачный сын графа Алексея Разумовского. Несмотря на сомнительное происхождение, молодой человек воспитывался в доме отца и получил прекрасное образование: в 1807-м он защитил степень доктора философских и словесных наук в Московском университете. В те годы увлечением Алексея были естественные науки. Молодой человек восхищался системой классификации Карла Линнея, и первые его сочинения были посвящены ботанике.
В 20 лет юноша перевел на немецкий язык «Бедную Лизу» Карамзина и благодаря этому вошел в близкое окружение именитого автора, познакомился с Петром Вяземским и Василием Жуковским. Позднее, кстати, судьба сведет его и с Пушкиным, который будет восхищаться фантастическими повестями своего приятеля.
В 1812 году Перовский, не послушав отца, ушел на фронт в казачий полк. Он участвовал во многих сражениях и заслужил себе славу настоящего храбреца. После войны, оставшись на несколько лет в Дрездене, Перовский увлекся немецким романтизмом. До сих пор этого автора, создавшего не так уж и много произведений, называют русским Гофманом.
В 1820-х годах Перовский начинает заниматься воспитанием и образованием своего племянника Алексея Константиновича Толстого. Именно для будущего писателя (не путать с Алексеем Николаевичем Толстым!) Перовский и написал поучительную и немного мрачную повесть о злоключениях мальчика Алеши, который хотел добиться успеха не честным трудом, а с помощью волшебства. Считается, что история эта во многом автобиографична, ведь маленький Алеша Перовский имел опыт нахождения в частном пансионе.
«Черная курица» была произведением, уникальным для своего времени. Фантастическая история впервые обращалась к внутреннему миру ребенка, рассказывала подробно, как противодействие соблазнам и испытания воспитывают душу. Сегодня некоторые исследователи находят в повести Погорельского и более глубокий контекст, считая ее на самом деле рассказом о масонах в России.
Известно, что отец писателя, граф Алексей Кириллович Разумовский, был влиятельным масоном, в разные годы состоявшим членом мастерских Петербурга и Москвы. Однако, судя по всему, он противодействовал своему сыну, стремящемуся попасть в тайное общество. Причиной мог быть неудачный опыт законного сына Константина, который «за границей помешался на иллюминатах», либо тот факт, что масонство в России в 1822 году было строжайше запрещено указом Александра I. Николай I в 1826 году подтвердил этот решение и начал бдительно следить за подозрительными вольными каменщиками.
Однако Алексей Перовский все-таки стал членом нескольких лож (правда не тех, в которых состоял его отец): современный историк российского масонства А. Серков отмечает его принадлежность к ложам Москвы (Ложа Благополучия), Петербурга (Ложа Елизаветы к добродетели) и Дрездена (Ложа трех мечей). Писатель был мастером мистификаций и часто в кругу друзей шутил по поводу принадлежности к тайным организациям.
В своей удивительной сказке, как считают некоторые исследователи, Погорельский создал настоящее двойное дно, заложил второй пласт информации, понятный только избранным. Так, например, важным моментом является то, что время действия повести перенесено за сорок лет назад, в эпоху царствования Екатерины II и в момент начала Великой Французской революции. Согласно одной из распространенных теорий, она была почти полностью подготовлена франкмасонами.
Если придерживаться такого взгляда, то сообщество подземных жителей, вынужденно покинувших свет, напоминает масонство, запрещенное в России за семь лет до выхода книги:
«Правда, не многим удается нас видеть, однако бывали примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям. Теперь это редко случается, потому что люди сделались очень нескромны. А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого втайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти — далеко-далеко в другие страны».
По мнению сторонников масонской версии «Черной курицы», автор неслучайно помещает действие в Санкт-Петербург – центр российского масонства, и многократно подчеркивает в тексте, что за последние годы с городом произошли важные перемены: в то время и Петербург «далеко еще не был таким, как теперь»: «…одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний», «…я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века…» и т. д.
Но главное в сказке – это испытания, через которые проходит главный герой. Он должен посетить мир, скрытый от посторонних глаз, и выдержать обет молчания. У него есть покровитель, который поручается за него и в дальнейшем несет кару за ошибку мальчика. По мнению многих исследователей, все это очень напоминает масонский обряд инициации. Главные добродетели, которым на собственном печальном примере приходится научиться Алеше – это честность, скромность и трудолюбие. Возможно, что эти заповеди и являются масонскими, но они в любом случае помогают детям на нелегком пути взросления, и благодаря прекрасной старинной сказке каждый раз оживают заново.
Для любителей конспирологических теорий может быть интересно,Как появились масоны в России, и что о них известно сегодня
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Черная курица, или Подземные жители — Антоний Погорельский
Лет сорок тому назад, [1] в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии, [2] жил-был содержатель мужского пансиона, [3] который ещё до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделён был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом, [4] — одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее… Впрочем, не о том теперь идёт дело. В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском Острове, в Первой линии.
Дом, которого вы теперь — как уже вам сказывал — не найдёте, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жильё, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки-голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали. В нынешнее время вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого; настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Всё проходит, всё исчезает в бренном мире нашем… но не о том теперь идёт дело.
В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно. Особливо [5] сначала он никак не мог приучиться к мысли, что он разлучён с родными своими. Но потом мало-помалу он стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме. Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки. Учитель был родом немец, в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и на волшебные повести, и библиотека эта большею частию состояла из книг сего рода.
Итак, Алёша, будучи ещё в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки… Особливо в вакантное время, [6] как, например, об Рождестве или в светлое Христово воскресенье, — когда он бывал разлучён надолго со своими товарищами, когда часто целые дни просиживал в уединении, — юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по тёмным, дремучим лесам.
Я забыл сказать вам, что к этому дому принадлежал довольно пространный двор, отделённый от переулка деревянным забором из барочных досок. [7] Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и поэтому Алёше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было — подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми был усеян забор. Алёша не знал, что дырочки эти происходили от деревянных гвоздей, которыми прежде сколочены были барки, и ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки. Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, [8] или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия. Но, к крайнему его сожалению, не являлся никто даже похожий на волшебницу.
Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих.
Однажды (это было во время вакаций, между Новым годом и Крещеньем, — день был прекрасный и необыкновенно тёплый, не более трёх или четырёх градусов мороза) Алёше позволили поиграть на дворе. В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах. Они давали обед директору училищ, и ещё накануне, с утра до позднего вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды. Сам учитель ездил закупать провизию для стола: белую архангельскую телятину, огромный окорок и из Милютиных лавок киевское варенье. Алёша тоже по мере сил способствовал приготовлениям: его заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок и украшать бумажною резьбою нарочно купленные шесть восковых свечей. В назначенный день поутру явился парикмахер и показал своё искусство над буклями, тупеем и длинной косой [9] учителя. Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил у неё локоны и шиньон [10] и взгромоздил на её голове целую оранжерею [11] разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые два бриллиантовых перстня, когда-то подаренные мужу её родителями учеников. По окончании головного убора накинула она на себя старый, изношенный салоп [12] и отправилась хлопотать по хозяйству, наблюдая при том строго, чтоб как-нибудь не испортилась причёска; и для того сама она не входила в кухню, а давала приказания своей кухарке, стоя в дверях. В необходимых же случаях посылала туда мужа своего, у которого причёска не так была высока.
Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители»: главные герои
Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» была написана русским писателем XIX века Антонием Погорельским в 1829 году. Сказка была написана для племянника А.К. Толстого, воспитанию которого Алексей Алексеевич Перовский (таково настоящее имя писателя), уделял пристальное внимание. Алексей Толстой стал впоследствии известным русским поэтом и писателем.
Главные герои сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»:
Алеша – мальчик 9-10 лет. Мальчик умненький, миленький. Поступил в пансион, где родители оставили его и сами уехали. Учился Алеша хорошо, ученье давалось ему легко. Первое время он скучал по дому, но потом понял, что здесь веселее и интереснее. Скучал только в выходные дни, когда других детей, живших в Санкт-Петербурге, отпускали домой. Но учитель стал давать Алеше книги из своей библиотеки, и выходные дни Алеша посвящал чтению. Алеша был фантазером и романтиком.
После того, как Король гномов подарил ему семечко, и Алеше не надо было учить уроков, он стал ленивым шалуном, загордился. Алеша решил, что он самый необыкновенный и умный. Товарищи по пансиону перестали любить его. Но слава об Алешиных способностях разлетелась по пансиону, и родители стали стремиться отдавать своих детей учиться в это заведение. Однажды Алеша потерял свое семечко во дворе, и не смог рассказать ни одного слова из того, что было задано. Ночью курица-министр принесла ему семечко и сделала наставление, что он должен измениться.
Алеша не внял словам курочки. Он рассказал о семечке, о подземных жителях. Ему не поверили и наказали. Алеша после наказания заболел и пролежал в горячке 6 недель. Когда он выздоровел, снова стал нормальным мальчиком, начал учить уроки, и другие дети снова полюбили его.
Чернушка – Черная курица, которую Алеша полюбил и всегда подкармливал. Однажды он спас Чернушку от ножа кухарки-чухонки, и в благодарность Чернушка показала Алеше волшебное царство гномов, где она была Министром.
Учитель – немец. Распорядитель в пансионе. Объективный и мудрый человек. Тепло относился к детям. Он редко наказывал своих воспитанников. Наказание розгами и вовсе в этом пансионе не употреблялось. Алеша оказался первым воспитанником, кого высекли.
Его жена – хозяйственная женщина, управляла хозяйственной частью пансиона, питанием детей.
Кухарка – чухонка Трина – не глупая и добрая женщина, однако, не отказавшаяся от денег, которые предложил ей Алеша за Чернушку.
Король гномов – «человек с величественною осанкой, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом». Король гномов был справедливым и мудрым, и добрым.
Сказка о том, что ничего неделанье портит людей. Чтобы оставаться людьми, надо уметь работать над собой, своим самообразованием, быть полезным. Важно также умение держать данное слово. Алеша не сдержал слова, данное Чернушке, рассказал в классе о Подземном царстве, и этим вынудил их покинуть подземелье, а Чернушку-министра сделал несчастным.
История создания произведения А.Погорельского»Чёрная курица или Подземные жители»
Писатель Алексей Перовский, известный под псевдонимом Антоний Погорельский, заменил отца своему племяннику, Алексею Толстому. Для юного Алеши и была написана сказка «Черная курица». Очевидно, Алеша не отличался особой любовью к учебе, вот дядя и придумал историю о ленивом мальчике, который хотел получать знания, не прикладывая к этому ни малейших усилий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.