в каком году была авария сапсана
По данным «Коммерсанта», в Москве Хамужев познакомился с тремя другими участниками подготовки к теракту выходцами из Чечни и Ингушетии Мурадом Эдильбиевым и Мурадом Умаевым и приехавшим в столицу из Мордовии Фяритом Невлютовым.
По некоторым данным, все четверо задержанных были готовы стать террористами под влиянием проповедей идеолога северокавказского подполья Саида Бурятского (Александра Тихомирова), который в прошлом году был уничтожен в Ингушетии.
Точное время подрыва будущие диверсанты не определили, зато составили подробный план-схему местности, который у них впоследствии изъяли чекисты, уточняет газета.
Теракты на российских железных дорогах
3 сентября 2003 года около Ессентуков под вагоном электропоезда Кисловодск-Минводы взорвались две бомбы. 6 человек погибли, 39 ранены. В июне 2004 года Ставропольский краевой суд приговорил организатора теракта Ибрагима Исрапилова к 20 годам лишения свободы.
12 июня 2005 года в 150 км от Москвы на пути поезда Грозный-Москва было подорвано железнодорожное полотно. Локомотив и два следующих за ним вагона сошли с рельсов. 9 пассажиров пострадали. В теракте обвинили двух членов радикального националистического движения «Русское национальное единство», жителей Москвы. 48-летний частный предприниматель, занимавшийся торговлей химическими реактивами, Владимир Власов и 47-летний мастер ГУП «Гормост» Михаил Клевачев были приговорены к 18 и 19 годам тюрьмы соответственно.
Фото © ТАСС / Жернов Вадим
Десять лет назад — 27 ноября 2009 года — из Москвы в Санкт-Петербург мчался на полных парах скоростной поезд «Невский экспресс». В то время это был наиболее комфортный способ путешествия между двумя столицами. Не надо было стоять в многочасовых пробках в аэропорт. Цена поездки на «Невском экспрессе» сравнялась со стоимостью полёта, а лоукостеров ещё не было. Билеты на экспресс стоили необычно дорого, а время отправления и прибытия было непривычно удобным. Поэтому «Невский экспресс» облюбовали топ-менеджеры, высокопоставленные чиновники и другие состоятельные пассажиры. Была пятница, и экспресс забился до отказа москвичами, ехавшими на уик-энд в Питер, пришлось даже присоединять дополнительный — 13-й — вагон.
В полдесятого вечера пассажиры почувствовали резкое торможение состава. Схватившись за подлокотники, счастливчики, купившие билеты в передних вагонах, глядя на расплескавшийся чай, шутили, мол, «лось на рельсах». Только когда мимо забегали взволнованные проводники, спрашивая, нет ли среди пассажиров врачей, сидевшим в первых вагонах стало понятно — что-то стряслось.
Отсчёт вагонов экспресса начинался с конца поезда. А сильнее всего пострадали пассажиры последнего вагона — № 1.
2-й, 3-й и 4-й просто завалились на бок, прислонившись к откосу. А вагон № 1 со страшным скрежетом оторвало от остального состава и приподняло над рельсами. В этот момент внутри него начался самый настоящий кровавый ад: с полок посыпались вещи, кресла, не выдержав, отрывались, катаясь по вагону вместе с людьми в полной темноте, смешавшись в одну кричащую и стонущую кучу.
Именно в этой давке погибло большинство пассажиров. Оторвавшийся вагон № 1 столкнулся с бетонными опорами линии электропередачи и замер почти в вертикальном положении. Свидетели трагедии говорили, что металл рвался как бумага.
Фото © ТАСС / Жернов Вадим
Погибшие, выжившие и сочувствующие
Всего в страшной аварии погибло 28 человек, а было ранено около ста. В траурном списке жертв оказались даже государственные чиновники самого высокого ранга — например, глава Росрезерва Борис Евстратиков и бывший сенатор от Санкт-Петербурга Сергей Тарасов, который всего за полтора месяца до катастрофы взял в жёны 27-летнюю (почти вдвое его моложе) всемирно известную балерину Анастасию Колегову.
Машины скорой из Бологого, Валдая и Твери начали прибывать не сразу. К месту катастрофы добираться было непросто из-за плохих дорог. Уже на месте врачам сразу же пришлось ампутировать зажатую ногу одного 30-летнего мужчины. Для анестезии ему налили стакан чистого медицинского спирта, словно во время ВОВ. Мужчина кричал, но вытерпел ампутацию, однако умер в машине скорой помощи от кровопотери.
Часть спасшихся пассажиров разместилась у пенсионерки Елены Голубевой в небольшом домике, который только чудом не снёс оторвавшийся «несчастливый» вагон. 79-летняя Елена устраивала раненых на диване, кровати и на полу на одеялах. А во время перевязок носила им зелёнку, йод и бинты, когда бинты кончились, рвала на них бельё. Её дом на ночь превратился в госпиталь, а во дворе располагался импровизированный морг. Люди буквально умирали на глазах у пенсионерки, многие ещё до приезда медиков от болевого шока. Голубева жива до сих пор и признаётся, что ей часто снится «Невский экспресс».
На дороге рядом с местом катастрофы останавливаются машины с сочувствующими, а на перегоне рядом всего в полутора километрах от места аварии остановился целый поезд встречного направления Санкт-Петербург — Самара. Его пассажиры и проводники тоже оказали потерпевшим первую посильную помощь. Но, конечно, были и те, кто хорошо заработал в эту ночь, развозя за баснословные суммы выживших и легкораненых в Москву и Петербург.
Валдайская глушь и таинственные гости
Казалось, авария случилась в самой что ни на есть глухомани — где-то в Бологовском районе Тверской области на границе с Новгородской. Но буквально в тридцати километрах к юго-западу отсюда расположен городок Валдай — излюбленное место для резиденций политической и экономической элиты России.
Фото © ТАСС / Жернов Вадим
От Валдая идёт дорога через деревню Лыкошино, что в двух километрах от места крушения. Незадолго до трагедии там крутились четверо подозрительных кавказцев, приехавших в эту глушь якобы для свидания с другом, отбывающим наказание в туберкулёзной колонии ЛИУ-3.
Однако сотрудники колонии, находящейся почти у самого Лыкошино, эту информацию не подтвердили — никто никого не навещал. Сразу после подрыва экспресса кавказцев и след простыл, что и вызвало подозрения. Рядом с местом крушения состава оперативники нашли обойму от пистолета «Кедр» и перевёрнутое ведро, на котором, возможно, сидел следивший за «Невским экспрессом» подрывник.
Основная версия — теракт
Версия о террористическом акте возникла сразу — машинист состава подтвердил, что слышал хлопок. На месте предполагаемого взрыва обнаружили воронку и оторванный рельс. По версии следствия, заряд эквивалентом в 7 кг тротила активировали дистанционно с помощью мобильного телефона.
Фото © ТАСС / Жернов Вадим
В некоторых СМИ также прошла информация, что буквально за сорок минут до трагедии по этому же пути пролетел один из первых «Сапсанов». Ведь буквально за неделю до трагедии глава РЖД Владимир Якунин пригласил президента Дмитрия Медведева прокатиться на первом коммерческом рейсе «Сапсана». Поэтому, возможно, целью злоумышленников был именно российский президент. «Сапсан» в те дни как раз проходил обкатку и ресурсные испытания.
Фото © Скриншот с сайта ОАО «РЖД»
Саид Бурятский. Фото © Википедия, © ТАСС / Жернов Вадим
Следователям удалось выяснить, что к подрыву «Невского экспресса» причастен мусульманин русского происхождения Александр Тихомиров, известный под кличкой Саид Бурятский. Он учился в медресе Йемена и Египта и имел определённый дар убеждения. К нему прислушивались многие деятели кавказского бандподполья, в том числе и знаменитый Доку Умаров.
Картоевы в суде. Фото © ТАСС / Солодков Александр
В мае 2012 года Зелимхан Аушев, а также Мурад, Татархан и Беслан Картоевы были приговорены к пожизненному заключению. Остальные Картоевы — ещё один Беслан, Ильяс, Идрис, Магомед, Тархан и Тимур — получили от семи до восьми лет строгого режима, который впоследствии был заменён на общий. Один из преступников уже умер в заключении от сердечной недостаточности.
Катастрофу «Сапсанам» готовили башмаком
Вряд ли в РЖД кому-то пришла бы в голову мысль отмечать 6 августа профессиональный праздник, если бы задержанным 28 июля семи террористам удалось осуществить свой план.
А началось все примерно за пару недель до задержания. В районе станции «Фарфоровская» в Петербурге скоростной поезд «Сапсан» получил повреждения от постороннего предмета на рельсах. Этим предметом оказался самодельный аналог так называемого «башмака» или, как его еще называют, «сапога», который кладут под колесную пару для фиксации поезда.
На этом 3D-ролике, моделирующем проезд от Фарфоровской к Московскому вокзалу в Петербурге, скругление заметно визуально.
А вот так Сапсаны встречаются на станции Обухово.
Так выглядит встреча двух «Сапсанов» ночью на станции в Тосно.
Как говорят собеседники 47news в столичной контрразведке, трагедия не произошла из-за элементарной недоделки. Вместо того, что закрепить «башмак» стальным стержнем, ныне подозреваемые воспользовались двумя болтами. Защита «Сапсана» просто снесла диверсионный предмет. Кстати, как говорят, сразу после инцидента сотрудники Октябрьской железной дороги были опрошены и подписали бумаги о неразглашении.
Один из экспертов по безопасности на транспорте рассказал 47news как устроена защита «Сапсана». Она состоит из двух элементов.
Отметим, что за последнее время СМИ сообщали лишь об одном случае задержки «Сапсана». Короткая заметка об этом появилась на портале abnews.ru 7 июля. Поезд выехал из Петербурга в 17:00 и должен был прибыть в Москву в 20:45, но задержался на 42 минуты. Другое дело, что, по словам пассажиров, с которыми удалось побеседовать 47news, состав стал останавливаться в районе Зеленограда уже под Москвой. Но, возможно, лишь к этому моменту повреждения были замечены.
Ну а простому читателю не надо напоминать о трагедии 2009 года, когда в результате подрыва путей с рельсов сошел «Невский Экспресс». Тогда погибло 28 человек, а пострадало под сотню. Телевизионная картинка была жуткая. Возможно, за такой же гнались и задержанные.
Виктор Смирнов, 47news,
47news
Катастрофу «Сапсанам» готовили башмаком
Вряд ли в РЖД кому-то пришла бы в голову мысль отмечать 6 августа профессиональный праздник, если бы задержанным 28 июля семи террористам удалось осуществить свой план.
А началось все примерно за пару недель до задержания. В районе станции «Фарфоровская» в Петербурге скоростной поезд «Сапсан» получил повреждения от постороннего предмета на рельсах. Этим предметом оказался самодельный аналог так называемого «башмака» или, как его еще называют, «сапога», который кладут под колесную пару для фиксации поезда.
На этом 3D-ролике, моделирующем проезд от Фарфоровской к Московскому вокзалу в Петербурге, скругление заметно визуально.
А вот так Сапсаны встречаются на станции Обухово.
Так выглядит встреча двух «Сапсанов» ночью на станции в Тосно.
Как говорят собеседники 47news в столичной контрразведке, трагедия не произошла из-за элементарной недоделки. Вместо того, что закрепить «башмак» стальным стержнем, ныне подозреваемые воспользовались двумя болтами. Защита «Сапсана» просто снесла диверсионный предмет. Кстати, как говорят, сразу после инцидента сотрудники Октябрьской железной дороги были опрошены и подписали бумаги о неразглашении.
Один из экспертов по безопасности на транспорте рассказал 47news как устроена защита «Сапсана». Она состоит из двух элементов.
Отметим, что за последнее время СМИ сообщали лишь об одном случае задержки «Сапсана». Короткая заметка об этом появилась на портале abnews.ru 7 июля. Поезд выехал из Петербурга в 17:00 и должен был прибыть в Москву в 20:45, но задержался на 42 минуты. Другое дело, что, по словам пассажиров, с которыми удалось побеседовать 47news, состав стал останавливаться в районе Зеленограда уже под Москвой. Но, возможно, лишь к этому моменту повреждения были замечены.
Ну а простому читателю не надо напоминать о трагедии 2009 года, когда в результате подрыва путей с рельсов сошел «Невский Экспресс». Тогда погибло 28 человек, а пострадало под сотню. Телевизионная картинка была жуткая. Возможно, за такой же гнались и задержанные.
Виктор Смирнов, 47news,
47news
Крушение поезда «Невский экспресс» в ноябре 2009 года
27 ноября 2009 года в 21.35 мск на границе Новгородской и Тверской областей, на 284 километре перегона Алешинка-Угловка в результате взрыва произошел сход трех вагонов скоростного поезда № 166 «Невский экспресс», сообщением «Москва-Санкт-Петербург».
На момент катастрофы в поезде были 682 человека, в том числе 661 пассажир и 21 человек из поездной бригады.
Машинист, экстренно остановив подорванный поезд, тут же доложил о случившемся диспетчеру.
В первые минуты после катастрофы уцелевшие пассажиры поезда своими силами помогали раненым. Позже к ним присоединились местные жители. Проводники собирали матрасы, скатерти, тряпки, воду, искали врачей среди пассажиров.
Раненых и несильно пострадавших вытаскивали через окна, поскольку двери сошедших с рельс вагонов полностью заклинило, а некоторые были завалены. Первых раненых приняла к себе пожилая женщина, рядом с домом которой произошло крушение.
По свидетельствам очевидцев, первые представители МЧС и медики начали профессиональную помощь и эвакуацию где-то через полтора часа после катастрофы из-за того, что крушение произошло в довольно отдаленном от населенных пунктов месте.
Для эвакуации пассажиров с места происшествия, был направлен скорый поезд «Сапсан», который в 3.15 мск 28 ноября привез 529 пассажиров в Санкт-Петербург.
К работам по ликвидации чрезвычайной ситуации было привлечено 770 человек и 152 единицы техники.
Число жертв крушения «Невского экспресса» составило 28 человек, не менее 132 пассажиров получили телесные повреждения различной степени тяжести.
В числе погибших — глава Росрезерва Борис Евстратиков и экс-сенатор от Санкт-Петербурга, председатель правления госкомпании «Автодор» Сергей Тарасов.
ОАО «РЖД» был причинен ущерб на сумму 187 миллионов рублей.
Из-за подрыва пути на линии было приостановлено движение 60 поездов, в которых находились более 27 тысяч пассажиров.
На месте крушения поезда была обнаружена воронка размером полтора метра на метр, которая обусловила сход с рельсов двух вагонов.
В результате взрыва Александр Бастрыкин получил травму и обратился к медикам. Также пострадали сопровождавшие его руководитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте Сергей Забатурин и руководитель следственного управления по Новгородской области Константин Карасев. Они получили сотрясение головного мозга и другие травмы.
28 ноября уголовное дело по факту крушения поезда «Невский экспресс» было передано в Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Позже Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ возбудило отдельное уголовное дело по факту подрыва взрывного устройства в непосредственной близости от следственной группы, работавшей на месте крушения. Затем это уголовное дело было соединено с основным уголовным делом по факту подрыва поезда «Невский экспресс».
По горячим следам были составлены фотороботы нескольких подозреваемых в подрыве поезда.
В ходе расследования было проведено более 250 судебных экспертиз, а также целый ряд следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств совершенного преступления.
Как установила экспертиза, почти все пассажиры «Невского экспресса», получившие в результате теракта 27 ноября несовместимые с жизнью травмы, ехали в последнем вагоне поезда (нумерация шла с хвоста, поэтому вагон числился под № 1). Последний вагон располагался дальше всех остальных от эпицентра взрыва, происшедшего под локомотивом. Однако сразу после взрыва машинист, как того требует инструкция, применил экстренное торможение, в результате которого хвостовая часть состава, шедшего со скоростью 190 километров в час, начала складываться.
Следствием была установлена причастность к подрыву поезда семи лиц, входивших в состав вооруженного банформирования – боевика Александра Тихомирова, известного под кличкой «Саид Бурятский», Багаутдина Далгиева, Османа Ужакова и четырех братьев Картоевых — все они были ликвидированы в ходе спецоперации 2 марта 2010 года в селе Экажево в Ингушетии. В связи с их смертью, уголовное преследование в отношении них было прекращено.
Силовики задержали, доставили в Москву и арестовали еще десять человек, причастных к организации крушения экспресса — Зелемхана Аушева и девять человек по фамилии Картоевы. При задержании подозреваемые оказали сопротивление, в результате чего погиб следователь Следственного комитета Сергей Васюкович.
27 июля 2011 года материалы уголовного дела были направлены в Тверской областной суд для рассмотрения по существу.
Процесс по делу о подрыве «Невского экспресса» начался в Тверском областном суде 29 августа 2011 года. Дело рассматривалось коллегией из трех судей в закрытом режиме.
ОАО «РЖД» в ходе судебного процесса заявило гражданский иск на 148 миллионов рублей.
Тверской областной суд также удовлетворил гражданский иск ОАО «РЖД» к четырем подсудимым на сумму 134 миллиона рублей.
24 февраля 2013 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ смягчила приговор шести осужденным по делу о подрыве скорого поезда «Невский экспресс», определив им отбывать наказание в колонии общего режима.
29 июня 2013 года один из осужденных по делу о подрыве «Невского экспресса» Тархан Картоев скончался в больнице при колонии в Екатеринбурге.
В конце 2013 года спецслужбами РФ была ликвидирована бандитская группа террориста Доку Умарова и он сам.
На месте крушения «Невского экспресса» по инициативе рабочей группы Бологовского железнодорожного узла установлен деревянный поклонный крест.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников