в каком году был захват крестоносцами константинополя
ЕГЭ. Мировая история. Теория по кодификатору. Захват Константинополя крестоносцами. 1204. (Кратко)
Захват Константинополя крестоносцами. 1204. (Кратко)
«Взятие Константинополя крестоносцами», Делакруа, 1840
Дата: 13 апреля 1204
Византия
Крестоносцы (венецианский флот, западноевропейская пехота, в большей части французская).Поход организовал папа римский ИннокентийIII, а возглавил феодал Бонифаций Монферратский
Конфликт папы римского и византийского императора, который не желал подписывать унию, подчиняться власти папы.
Соперничество Византийской империи и Венеции за владычество в данном регионе, Венеция встала на сторону крестоносцев.
Желание западных феодалов поживиться во время похода, их привлекало богатство Византии.
Таким образом, причин захвата Константинополя было много, здесь столкнулись интересы нескольких групп людей, что и привело к трагедии.
Крестоносцы – это европейские рыцари, участвующие в крестовых походах, целью которых было обращение в язычество христиан.
Всего было 9 крестовых походов.
События 1204 года относятся к 4-му крестовому походу (1199-1204).
Захват в 1204 году Константинополя крестоносцами
В огне были уничтожены многие памятники архитектуры, пострадала Константинопольская библиотека.
Византия как единое государство перестало существовать на более, чем 50 лет
Образование на месте Византии четырёх самостоятельных империй: Латинская, Никейская, Трапезундская и Эпирская и одно княжество (Ахейское). Константинополь стал столицей образовавшейся Латинской империи.
Дальнейшая история Византии:
1261— реставрация Византии как государства. У власти в Константинополе утвердилась династия Палеологов.
1453— падение Византии, захват её Османской империей.
События истории России данного периода
Во Владимиро-Суздальском княжестве правил Всеволод Большое Гнездо ( 1176-1212), при котором княжество достигло наивысшего расцвета.
В Галицко-Волынском княжества правил Роман Мстиславович (1199-1205), который объединил Галицкое и Волынское княжества в 1199.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
«Рыцари были уже не те»: почему участники Четвёртого крестового похода разорили христианский Константинополь
Вскоре после возникновения в VII веке н. э. ислама арабы завоевали обширные территории на Ближнем Востоке. Византийцы постоянно вели с ними войны. В XI столетии на Ближний Восток вторглись сельджуки, которые начали угрожать Константинополю. Попасть к христианским святыням из Европы стало крайне тяжело. Византийский император Алексей I Комнин обратился к папе римскому Урбану II с просьбой помочь в борьбе с угрозой, пришедшей с востока.
«С момента обмена анафемами между Римом и Константинополем прошло всего несколько десятилетий, и раскол был ещё не так силён», — рассказал в беседе с RT историк и писатель Вольфганг Акунов.
В 1095 году Урбан II выступил на соборе в Клермоне с призывом освободить Святую землю и Гроб Господень. Первый крестовый поход начался в 1096 году и оказался удачным. Рыцари захватили Антиохию и Иерусалим. Под власть крестоносцев перешли обширные земли на Ближнем Востоке, на которых они основали несколько государств. Рыцари также установили контроль над основными торговыми путями, связывавшими Восток и Запад, оказав таким образом содействие экономическому процветанию Волжской Булгарии и северо-восточной Руси.
«Прочный союз Византии с крестоносцами не сложился», — подчеркнул в беседе с RT доктор исторических наук, академик Олег Ульянов.
Второй крестовый поход 1147 года не принёс европейскому рыцарству серьёзных успехов. Напротив, он убедил мусульманских властителей, что с крестоносцами можно бороться. В 1180-е годы полководец Саладин захватил основные города, служившие рыцарям опорой, в том числе и Иерусалим. Из крупных населённых пунктов европейцам удалось сохранить за собой только Антиохию, Тир и Триполи.
В ходе Третьего крестового похода резко обострились отношения между крестоносцами и Византией. Константинополь подозревал рыцарей в сговоре со своими европейскими врагами и больше не желал оказывать им помощь. Крестоносцы, в свою очередь, занимались грабежами на византийских землях. В итоге Саладин заключил с рыцарями мир на выгодных для себя условиях, сохранив свои завоевания и разрешив паломникам некоторое время посещать Гроб Господень.
Четвёртый крестовый поход
Четвёртый крестовый поход был провозглашён папой Иннокентием III в 1198 году, однако в Европе эту идею восприняли без воодушевления.
Кандидат исторических наук, профессор Дмитрий Харитонович писал в книге «История крестовых походов», что Папа Римский повелел проповедовать миссию всем священнослужителям.
«Он отпустил грехи всем участникам будущего похода, а также тем, которые приняли не личное участие, но на свой счёт и сообразно своему имуществу поставили надлежащих воинов, так и тем, которые, хотя и на чужой счёт, лично отправились в поход. Однако деньги собирались медленно», — утверждал Харитонович.
В итоге поход был назначен только на 1202 год. Его первоначальной целью должен был стать Египет. Наиболее мощный флот на Средиземном море в то время был у Венеции. Организаторы похода попросили её власти переправить крестоносцев за море. Однако людей собралось значительно меньше, чем планировалось, из-за того, что одна часть потенциальных участников передумала участвовать в кампании, а другая сама выступила в путь. Рыцарям также не хватало денег, обещанных Венеции за помощь в снабжении.
Венецианцы предложили своим должникам в обмен на отсрочку платежа захватить христианский Задар, который представлял угрозу их экономическим интересам. Большинство крестоносцев согласились, и 24 ноября 1202 года далматинский город был разорён.
Византийский престол
Акунов напомнил, что в Византии незадолго до Четвёртого крестового похода произошёл государственный переворот.
«В 1195 году был свергнут, ослеплён и брошен в тюрьму своим же братом Алексеем император Исаак II Ангел. Однако племянника, также Алексея, новый император не тронул. Тот некоторое время оставался в Константинополе, а затем сбежал к мужу своей сестры, Филиппу Швабскому, и попросил его о помощи», — подчеркнул историк.
Царевич Алексей вместе с людьми из окружения своего зятя в 1203 году прибыл в Задар, где остались зимовать крестоносцы со своими венецианскими союзниками. Молодой человек склонил на свою сторону рыцарей, предложив за помощь в возвращении отца на престол 200 тыс. серебряных марок, провиант, отряд воинов для участия в дальнейших походах и переподчинение православной церкви Риму. В июле крестоносцы на венецианских кораблях прорвались в гавань Константинополя и захватили его предместья. Алексей III бежал, а Исаак II вернулся на престол. Его сын Алексей IV по настоянию крестоносцев был объявлен соправителем.
«Новый император заявил стоявшим под Константинополем крестоносцам, что ничего им не должен, и предложил следовать дальше на Святую землю», — рассказал Акунов.
Падение Константинополя
В марте 1204 года венецианцы и крестоносцы заключили договор о разделе Византийской империи. Рыцари пошли на штурм Константинополя, после чего город пал.
Горожане попытались договориться с захватчиками и вышли навстречу им с крестами и изображениями Христа. Тем не менее крестоносцы приступили к грабежам и насилию. В первые дни после штурма погибли около 2 тыс. горожан. Мародёры массово грабили храмы. Многие святыни, хранившиеся в Константинополе, впоследствии оказались в Западной Европе. В ходе грабежей и пожаров сильно пострадала Императорская библиотека — одна из крупнейших в мире.
«Византийско-венецианский договор 1187 года, по условиям которого византийские василевсы, полагаясь на флот итальянских союзников, сократили свои военно-морские силы до минимума, также стал одной из причин падения Константинополя в 1204 году», — отметил Ульянов.
На развалинах города крестоносцы заявили о создании Романии (Латинской империи). На неподконтрольных им землях Византии жители-ромеи основали несколько независимых государств. Правители одного из них — Никейской империи — в 1261 году выбили крестоносцев из Константинополя и восстановили Византию.
Как писал Харитонович, Романия просуществовала недолго и не стала основой для поддержки Иерусалимского королевства.
«Но и православная Византия уже не восстановилась в прежней силе и в размерах. Она попала в зависимость от турок, что в конечном итоге привело к её падению в 1453 году. В результате Четвёртого крестового похода неприязнь православных к католикам, существовавшая и ранее, превратилась в ненависть. Плоды её ощутимы и поныне», — написал он в своей книге.
В свою очередь, академик Академии политических наук РФ Андрей Кошкин, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова, отметил в беседе с RT, что «это были уже не те рыцари, которые отправлялись в первые крестовые походы».
«Их ничуть не смутило, что четвёртый поход задумывался для борьбы с мусульманами в Египте, а закончился разорением христианского Константинополя», — заявил эксперт.
По мнению Кошкина, из-за действий крестоносцев было окончательно потеряно доверие между восточными и западными христианами, началось оформление цивилизационного раскола.
«Обыкновение прикрываться красивыми лозунгами при совершении неблаговидных деяний сохранилось у западных политических элит на столетия. Думаю, даже сегодня при желании мы можем найти немало примеров подобного поведения», — заключил эксперт.
Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году
Несмотря на отсутствие прессы и телевидения, активная фаза инфовойны началась сразу же после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году
Более того, их последствия мир будет ощущать ещё долгое время, а может быть, и всегда. Как бы странно это ни звучало.
События 13 апреля 1204 года в Западной Европе, да и вообще в мире давно позабыты. Мало кто знает, что случилось в тот день, какие события предшествовали этой трагедии, и уж тем более никто не может представить масштаб её последствий. Хотя этот день, без преувеличения, изменил ход мировой истории.
Взятие крупнейшего христианского города мира крестоносной и – что совершенно не укладывается в рамках сознания – христианской армией шокировало всех. Начиная от римского Папы Иннокентия III и до мусульманского мира.
Крестоносцы, изначальной целью которых был Иерусалим и отвоевание Гроба Господня, вместо этого не просто взяли Константинополь, но разграбили и сожгли большую часть города, осквернили церкви, включая храм св. Софии, заставили население города бросить дома и имущество и бежать из города, спасая свои жизни.
Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году. Миниатюра. 15 в. Национальная библиотека, Париж
Если в годы расцвета в Константинополе проживало более полумиллиона жителей, то к 1261 году, когда византийцы выгнали латинских оккупантов и вернули себе столицу, в ней едва было 50 000 горожан.
Четвертый Крестовый поход нанес смертельную рану не только Византии, его последствия не раз аукнутся и самой Западной Европе. Ведь Византия перестала существовать как вековая преграда на пути исламской экспансии на Запад, и понадобилось всего полтораста лет, чтобы в Европе возникло первое мусульманское государство – Османская империя.
Фактически крестоносцы выступили на стороне мусульман, расчистив им путь на Запад, результатом которого стало порабощение и многовековое османское иго в Болгарии, Сербии, Греции. А завоевание в мае 1453 года Константинополя султаном Мехметом II было лишь финальным актом растянувшейся почти на 250 лет византийской трагедии.
Отголоски тех драматических событий не утихают до сих пор. И хотя в 2004 году римский папа Иоанн Павел II от имени католической церкви извинился за разграбление Константинополя и массовые убийства его жителей участниками Четвертого Крестового похода, это мало что меняет.
Якопо Тинторетто. Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году
В общем-то, ничего нового в этом нет. Хорошо известный старый европейский шулерский трюк – обвинить жертву во всем том нехорошем, что с ней приключилось.
Этим трюком Запад пользуется регулярно, в связи с чем можно вспомнить и недавнюю нашу историю, когда Российскую империю, а потом и СССР также обвиняли в том, что это были недостраны, которые спасли бы просвещенные европейцы в 1812 и 1941 году, да вот незадача – всё закончилась совсем не так, как ожидали евроинтеграторы.
Но лучше дать слово паре профессиональных западных «экспертов» от истории: «О, эта Византийская империя! Всеобщий вердикт истории таков, что она представляет собой наиболее совершенную в своем основании культуру, принявшую со временем самую презренную из форм, которую когда-либо принимала цивилизация. Не было другой такой продолжительно существовавшей цивилизации, суть которой столь точно отражалась бы эпитетом «посредственная». История Византии – это монотонная цепь интриг священников, евнухов, женщин, череда заговоров и отравлений». (У. Леки, 1869).
Вторит ему и другой британский критикан Восточной Римской империи Э. Гиббон, считавшей Византию откровенно неполноценной, варварской страной с «избыточной» религиозностью, а византийцев – трусливой и подлой нацией. Ещё бы немного, и этот ученый муж договорился бы до теории расового превосходства, что чуть позже озвучил другой «просвещенный европеец» австрийского происхождения.
Не отстают от англичан и французские гиганты мысли – Вольтер и Монтескье. Первый обозвал Византию «ужасной и отвратительной», а второй пришел к глубокомысленному выводу, что «в Византии не было ничего, кроме тупого поклонения иконам».
Таким образом, мы видим вот какую картину маслом: Византия – это непонятное, заслуживающее исключительно презрения недоразумение, просуществовавшим больше 1000 лет. В этой стране было плохо всё: управление, правители, население и, конечно же, «неправильная» православная вера. При этом многие «эксперты» и «гиганты мысли» забывают, что именно свод византийских законов императора Юстиниана I (останки которого крестоносцы выкинули из саркофага в 1204 году, предварительно избавив от богато украшенного погребального савана), стал основой для создания современной юриспруденции в Западной Европе. В той же Англии и Франции.
Можно долго рассуждать о византийском образовании, науках, литературе, искусстве, выдающихся философах и пр. Но лучше всего византийских варваров охарактеризует одна маленькая деталь – именно недоразвитая, косная Византия научила Европу пользоваться вилкой, которая до неё предпочитала есть немытыми руками в элегантном европейско-первобытном стиле.
Удивляют – и это мягко сказано – европейские «мыслители» полным отсутствием толерантности, когда с высот своей просвещенности презрительно называют византийцев чуть ли не дикарями.
Что касается православной веры и «тупого поклонения иконам», то тут даже комментировать ничего не стоит, потому что от оценок западных «экспертов» за версту несет дремучим идиотизмом. Они сознательно представляют Православие, как какую-то извращенную религию, от которой римская церковь вполне разумно дистанцировалась в 1054 году.
Но дело в том, что и после 1054 года, когда якобы произошел раскол христианской церкви, ещё очень долгое время никто не подозревал о том, что раскол случился. А вот когда он точно случился, так это после 1204 года, когда между восточными и западными христианами разверзлась непреодолимая до сих пор пропасть.
Причиной чему были зверства и грабежи крестоносцев в Константинополе, а не богословские споры римских и константинопольских священников. Да, у них были разногласия, но все же они всегда считали друг друга братьями по вере. Спасибо крестоносцам – теперь братья относятся друг к другу в лучшем случае с настороженностью.
Благодарить за это также стоит таких «экспертов», как Гиббон, говорящих про «избыточную» религиозность Византии. Судя по его негативному тону, это нечто нехорошее, заслуживающее осуждения и порицания. Видимо, в порыве борьбы с «избыточной» религиозностью византийцев крестоносцы вдохновенно грабили константинопольские церкви и монастыри в 1204 году, попутно насилуя монахинь и убивая священнослужителей.
Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 года. Гравюра Г. Доре
«Они уничтожали святые образа и бросали святые реликвии мучеников в такие места, которые мне стыдно назвать, разбрасывая повсюду тела и проливая кровь Христову», — пишет византийский историк Никита Хониат о бесчинствах крестоносцев во взятом Константинополе.
Стоит ли удивляться, что после таких выходок западных «братьев по вере» последний византийский адмирал Лука Нотарас произнес незадолго до гибели Византии в 1453 году знаменитую фразу: «Лучше турецкий тюрбан, чем папская тиара»?
Так велика была ненависть византийцев к западным «братьям», что и через 250 лет после разграбления Константинополя вместо них они предпочитали видеть мусульман-турок. Тем не менее, западные «эксперты» продолжали и будут продолжать твердить одно и то же: косная, вероломная и духовно неразвитая Византия сполна заслужила всё то, что с ней произошло. Сама виновата и точка.
В этой связи стоит отметить западную позицию и по отношению к России как к крупнейшей православной стране в мире. Нам по наследству от духовной праматери Византии досталась и вся нелюбовь Запада. Как и Византия, Россия продолжает оставаться для Запада «неправильной» страной с непонятным и малосимпатичным народом и, разумеется, такой же непонятной религией.
За что нас бесконечно критикуют и пытаются учить жизни «просвещенные общечеловеки». Считающие, что они стоят на более высокой ступеньке цивилизационного развития и просто по определению обязаны открывать глаза на западные ценности русским недоразвитым православным варварам. Как когда-то они это пытались делать в отношении византийцев.
В этой связи нам очень важно не забывать уроки истории. Тем более такие уроки.
Глава двенадцатая. Крестоносцы в Византийской империи
I. Положение Константинополя
Константинополь был прекрасно укреплен, и войска в нем было достаточно, так что сорокатысячному войску крестоносцев было не под силу овладеть им. Но делу помогало то, что Алексей III был ничтожный, трусливый и притом ленивый человек. Достигнув престола, он удовлетворился тем, что мог жить в роскоши, в праздности в роскошном дворце, предоставив все правление своей жене и ее любимцам.
Народ страдал от неурядиц в правлении и от страшных, обременительных поборов. И все деньги шли не на нужды народные, не на укрепление города и страны, а на безумные выходки сытых людей, на одни развлечения и баснословные пиршества. Войско было распущено, флот лишен снастей, которые были проданы ввиду нехватки денег. В провинциях начальники и богатые землевладельцы устраивали род особых независимых княжеств. Границы империи отпадали, и Византия могла легко пасть от одного решительного и смелого удара.
II. Завоевание Константинополя
В конце июля флот прибыл в Босфор и бросил корь вблизи Скуттари.
Первое время Алексей III безучастно относился к этому, а когда опомнился, стал спешно собирать из провинций в Константинополь воинов, кое-как запер оставшимися судами и цепью вход в бухту Золотой Рог. Но все суда его были никуда не годным хламом, а солдаты трусливы и плохо обучены.
Перед битвой Алексей III предложил откупиться деньгами, но крестоносцы и слышать ничего не хотели.
Крестоносцы подошли к европейскому берегу, оттеснили византийское войско в Константинополь и затем, затопив корабли, ворвались в гавань Золотой Рог.
Пехота приближалась к Константинополю по берегу залива и остановилась у северного угла крепости. Флот следовал за ними. 12-го июля началась ожесточенная битва.
Греки сначала старались частыми вылазками ослабить силу крестоносцев, но не успели в этом, хотя и отбили приступ их на следующий день.
Между тем венецианцы взяли башню и часть стены города и утвердились здесь довольно прочно.
Отчаяние охватило греков и императора, и последний решил выйти против осаждающих со стотысячным войском. Но непоколебимо выдержали рыцари это грозное наступление, и греки дрогнули и в замешательстве отступили в город.
О, как враждебно встретил народ возвратившегося с битвы императора – насмешками, бранью и угрозами! В отчаянии и в страхе император ночью тайком покинул столицу, захватил царские ценности и десять центнеров золота и бежал. А вслед ему понеслись проклятия и угрозы обманутых и покинутых граждан.
Наутро 18-го июля оробевшие граждане вывели слепого Исаака из заключения и торжественно снова провозгласили императором. Крестоносцы согласились на это, и в сопровождении их принц Алексей торжественно вступил в Константинополь, где его провозгласили как соправителя отца.
Завладение Константинополем произошло так просто, но византийский народ был раздражен и внезапными услугами крестоносцев, и предполагаемым подчинением Греческой Церкви Риму, и уплатой денег по договору крестоносцам.
Раздражение к крестоносцам и западным колонистам росло час от часу, и, наконец, вспыхнуло кровавое столкновение между греками и крестоносцами и кончилось страшным пожаром Константинополя и убийствами. Но император Исаак и Алексей IV сдерживали всеми силами враждебные отношения между греками и крестоносцами. Помощь последних была еще нужна им. Власть их простиралась только над Константинополем, а в провинции их не признавали, между тем как бежавший Алексей III господствовал, как император, во Фракии.
И точно, при помощи крестоносцев византийцам удалось покорить в несколько месяцев целый ряд городов, но, вернувшись в Константинополь, как победители, Алексей IV и Исаак увидели, что от союзников им грозит опасность и положение их на троне более чем шаткое.
III. Разрыв
Исаак, слепой, беспомощный, не мог, конечно, устроить прочно положение Византии, а Алексей сделал худшее. Во время договора он наобещал крестоносцам настолько много, что не мог выполнить своих обязательств, и теперь, понимая это, решил нарушить свое слово и отказаться от дружеских сношений с крестоносцами.
О, как были взбешены крестоносцы и венецианцы.
Посольство их явилось к Алексею IV во дворец и там объявило ему войну. Это было что-то необычайное. Но все же Алексей IV не брал слова своего назад и отказывался от всяких обязательств.
Назначили свидание с дожем Дандоло, и тому Алексей IV дерзко ответил то же самое. Старый дож вне себя, не сдерживаясь, напал на него со словами:
«Бесстыдный негодяй. Мы вырвали тебя из грязи и унижения. Так теперь мы сами же снова втолкнем тебя в ту же грязь!»..
Война была объявлена. Это случилось в ноябре 1203 года.
IV. Новые правители
Плохо, отчаянно плохо было положение византийцев, но не лучше было и положение крестоносцев. Собранные жизненные припасы пришли к концу, и ряды крестоносцев значительно стали редеть. Да и греки, помимо АлексеяIV, которого они не могли уважать, решились отчаянно, до последней крайности защищать свою свободу и землю. Выслан был против врагов значительный флот, да и в Константинополе произошел большой переворот, который значительно ухудшил положение крестоносцев.
В январе 1204 года народ свергнул Алексея IV и передал императорский венец одному храброму юноше, Николаю Канабусу.
Алексей IV обратился с помощью к крестоносцам. А был у него за последнее время помощник, душа всех отчаянных воинских предприятий, Алексей Дука Мурзуфл.
Это был умный, решительный, предприимчивый, властолюбивый человек, мечтавший о возможности завладения византийским престолом.
Видя удобный случай воспользоваться этим, Мурзуфл поднял народ и войско, умертвил Алексея IV и Канабуса и вступил на престол под именем Алексея V.
Крестоносцы сразу почувствовали, что власть попала в сильные руки, притом власть была полная, ничем не ограниченная. Самоуверенно, твердо приказал Алексей V крестоносцам в течение восьми дней освободить византийские земли, грозя им страшным сопротивлением. Но крестоносцы при всем желании не могли бы очистить владений греков в такой короткий срок, иначе греки могли напасть на них во время отступления. Оставалось одно – взять Константинополь или погибнуть в последнем славном бою.
V. Поражение греков
Деятельно принялся Алексей V воздвигать стены и укрепления Константинополя, посылал свой флот против венецианского. Но когда он задумал напасть на тысячный отряд крестоносцев и искусно подстерег его, – крестоносцы смяли и рассеяли все его войско, так что Алексей в страхе заперся за стенами с остатками своей армии и с тех пор уже не решался выступать против неприятеля.
VI. Планы крестоносцев
Крестоносцы ликовали и теперь уже заранее предопределяли дальнейшую судьбу Византийской империи. Они решили, что когда Константинополь будет взят, то представители двух других групп – венецианцы и
крестоносцы – изберут шестерых достойных людей, а те назначат действительно достойнейшего из их боевых товарищей императора всей Византийской области. Но он будет владеть бесконтрольно только одной четвертью всей области, а три четверти ее будут распределены на две части –
венецианцам и крестоносцам, и эти владетели за то будут нести ленную службу императорам новой Латинской империи. Венецианцам будут возвращены все права, обычаи и имущества, которые принадлежали им раньше в Византии. А часть крестоносцев, из которых не избирался император, пользовались правом духовного владычества в Византии, так как они могли избрать римско-католического константинопольского патриарха.
VII. Осада Константинополя
Но прежде всего надо было взять штурмом стены Константинополя и одолеть греков. Спешно начали готовиться к этому, и уже 9-го апреля все войско переправилось на флоте через Золотой Рог и заняло выгодные позиции под стенами Константинополя.
Но с первых же шагов пришлось наткнуться на отчаянное сопротивление со стороны греков, и после упорного боя и больших потерь штурм пришлось прекратить.
Греки издевались, но крестоносцев эта неудача научила многому, и прежде всего – необходимости вооружиться более основательно. Кроме того, духовенство и военачальники воодушевляли крестоносцев и убеждениями и денежными наградами.
Рано утром 12-го апреля штурм крепостных стен возобновился, и после долгих усилий одна из башен была взята, и сильный отряд занял ее, а в то же время рыцарь-гигант Петр Амьенский устремился во главе небольшого избранных охотников и выломал городские ворота.
Словно морские неудержимо бешенные волны хлынули толпы крестоносцев через ворота в город, опрокидывая и разрушая на своем пути решительно все. Напрасно император Алексей V силился удержать отступавших и обезумевших от ужаса греков, – войско их из отступления перешло в безумное бегство. Сам император бежал через Золотые Ворота и вышел тайно в море, озаряемый заревом пылающего Константинополя.
Только в Софиевском соборе заперлась часть знатных и богатых людей, которые мечтали еще поддержать господство византийцев. Но наутро они поняли вполне ясно, что всякое сопротивление теперь будет напрасно, и вышли навстречу победителям, прося о помиловании. Победители были слишком раздражены, и просьбы покоренных остались неуслышанными. Пожар, убийства, грабежи, насилия господствовали вокруг них в полной силе, и ничто не могло сдержать этого.
Совершилось, наконец, то, что грозило Византии уже несколько лет подряд. Сто лет тому назад Алексей I обратился за помощью к Западу, теперь и Запад вышел на помощь ему, а он выступил против него. Виновата была сама Византия, которая сумела до такой степени восстановить против себя своих единоверцев. Дружественное настроение, благодаря коварству Византии, благодаря корыстолюбию правителей, которое заставляло их изменять своему слову и не пренебрегать всевозможными средствами для достижения личной выгоды, восстановило против себя всех.
Мечтания Византии о господстве над целым миром рушились; знамя западных крестоносцев развевалось над развалинами гордой Византии, которая отныне не могла уже защищать Европу от вторжения в ее пределы азиатской силы.
VIII. Дела в Антиохии
В начале XII века, о котором идет речь, в христианской Сирии жизнь шла тревожная и тяжелая. Были недороды, землетрясения, голод. Помимо этого, началась междоусобная война у крестоносцев с армянами. В 1201 году умер
Происходили мелкие стычки между крестоносцами и магометанами. Амальрих Иерусалимский не решался выступать против магометан с решительной войной и всеми силами поддерживал перемирие. Но это перемирие все меньше и меньше воодушевляло христиан на войну с исламом, и рыцари, жаждавшие воинских подвигов и военной добычи, уходили со своими отрядами на греческие берега искать прибыльных и славных подвигов. Ополчения, приходившие с Запада, устремлялись туда же, как и все силы венецианцев.
IX. Латинская империя
Крестоносцы торжествовали в Константинополе и жаждали возможно скорее овладеть всей Византийской империей, наименовав ее «Романией». Решили прежде всего избрать императора, но тут-то и пошли междоусобные распри.
Главными претендентами на престол Византии были маркграф Бонифаций Монферратский, глава крестоносного ополчения, и могущественный крестоносный князь Балдуин Фландрский. Маркграф Бонифаций женился на вдове императора Исаака, Маргарите Венгерской, у которой был сын Мануил Ангел от первого брака. Явно, что Бонифаций был наиболее законным наследником византийского престола; но большинство французов-крестоносцев было против Бонифация, да и венецианцы боялись иметь на престоле Византии такого сильного и решительного императора. Таким образом, избрали Балдуина Фландрского, а Бонифацию предложили собственными силами подчинить Крит и греческие провинции.
Оба они поссорились между собою, и Алексей III ослепил соперника и выгнал его вон. В то же время между Балдуином и Бонифацием начались раздоры, которые грозили обратиться в жестокую, кровопролитную войну. Насилу-то дож Дандоло помирил их, и Балдуин передал Бонифацию Фессалоники. Бонифаций быстро подчинил себе окрестную Македонию и основал из этих владений «королевство Фессалоникское», которое не было подчинено Византийской империи, а жило самостоятельной жизнью.
Вскоре после того король Бонифаций отправился для новых завоеваний на Эладу, а император Балдуин – на Малую Азию, где ему предстояла большая работа, так как греки решили оказать отчаянное сопротивление. В Трапезунте основали они крепкое, самостоятельное государство и владели почти всем северным берегом Малой Азии. Кроме того и на западе Малой Азии множество военачальников основали самостоятельные владения.
Крестоносцы в ноябре 1204 года захватили много этих местечек и разбили более сильное греческое войско, но зато почти тотчас же попали в неожиданную, но страшную беду.
X. Король болгарский Иоанн
Около десяти лет до того византийцы с трудом боролись с болгарским королем Иоанном. Одно время последний сам предлагал помощь крестоносцам, да те с пренебрежением и насмешками отвергли это. Разгневанный Иоанн, начиная с начала 1205 года, начал наступление на Фракию, перебил войско, захватил в плен даже самого императора и отнял у крестоносцев всю Фракию при помощи союзных греков. Даже Дандоло умер, пораженный этим известием, в том же году. Крестоносцам на севере Малой Азии, где они совершали победы, пришлось бросить все дело и спешить в Европу.
Но рыцари не упали духом. Собравшись под началом умного, даровитого и благородного рыцаря графа Генриха, брата императора Балдуина, они быстро вернули себе всю Фракию, и тем легче, что греки охотно перешли от болгар на их сторону. Когда в следующем году император Балдуин умер, – Генрих был избран на византийский престол.
XI. Маркграф Бонифаций
Между тем и маркграфу Бонифацию Манферратскому из Фессалоники
(собственно Греция) приходилось вести неустанные войны с различными мелкими и крупными княжествами, покорить Фессалию, взять Элладу и остров Пелопонес. Там соединился он с двумя новыми ополчениями крестоносцев, и дела пошли удачнее; когда же болгары Иоанна напали на его владения и взяли уже Фессалоники, он поспешил вернуться туда и прогнал болгар из своих владений
Он охотно помирился с императором Генрихом, признал его своим вассалом и породнился с ним, выдав за него свою дочь Агнессу незадолго перед своей смертью.
После смерти Бонифация начались смуты в его владениях, где каждый князь или граф, посаженный правителем, хотел непременно основать самостоятельное королевство. Генрих с величайшим трудом усмирил их и подчинил себе.
XII. Правление Генриха
Генрих сделал слишком много для сохранения Латинской империи и во внешних делах, и во внутреннем государственном устройстве. Во времена его правления западное духовенство боролось с греческим; князья, графы, бароны не довольствовались своими владениями, грабили соседей, мирных жителей, монастыри, заводя даже между собою отвратительные споры о добыче. И во всех этих недоразумениях Генрих являлся посредником и примирителем враждующих лиц, отстаивая лишь во имя совести и справедливости имущества и своих соотечественников, и греков.
Венецианцы тоже владели теперь значительной частью Греции и играли значительную роль в господстве над торговлей в греческих водах.
Несмотря на военную сумятицу того времени, они даже проникли за границы Латинской империи и завели торговлю с русскими, Никеей, сельджуками.
Тем не менее, несмотря на такие успехи крестоносцев в пределах Византийской империи, не имевшие ничего общего с основной идеей Крестового похода, завоевание латинянами Константинополя не имело никакого значения в борьбе христианства с исламом.
И можно пожалеть только того, какая сила, сколько затрат должно было пропасть бесследно, исключительно только ради удовлетворения жадности к добыче единичных личностей. Мало того, это нашествие принесло жестокое зло, так как отняло у Святой Земли много сил и разрушило прочный оплот в Византийской империи, которая сдерживала до тех пор наступление малоазийских магометан.
Непрекращающиеся войны в пределах Византийской империи и прилегающих греческих поселений уносили множество людей, средств, причем военное счастье попеременно переходило то на одну, то на другую сторону. Военные действия сопровождались кознями, коварством, обманом. Но было очевидно, что владычество крестоносцев над Византийской империей было временным и случайным. В то же время тяжелый гнет их властительства давно образумил греков, а завоевание их области научило их ценить свою родину, пробудило в них охоту грудью выстоять за нее.
Дело снова было бы проиграно для крестоносцев, но им помогли обычные в союзных войсках ссоры между главарями войск. Болгария не хотела позволить могучей Никее занять Константинополь и вступила в союз с осажденными крестоносцами.
XIII. Тяжелое положение в Константинополе
Ничего, конечно, этим не было выиграно. В Константинополе шла глубокая вражда между венецианцами и европейскими крестоносцами, между католическим духовенством, греческим и венецианским. А император, владея только одним Константинополем, не мог даже оплачивать службу воинов. Запад – Франция, Англия, папа – помогал немного, но эта помощь могла только поддержать владычество христиан, но не одолеть греков и болгар окончательно.
Греческий император Никеи, Иоанн Ватацес, оттого и не старался слишком давить крестоносцев, а предоставил их собственному падению, сам же он покамест расширял свои окружные владения, – разбил болгар, завоевал по берегам Малой Азии несколько греческих и крестоносных владений и завладел Фессалоникой.
XIV. Никея
Власть Никеи крепла. Умер Иоанн Ватацес, умер его сын, Феодор, оставив восьмилетнего сына. Но в это время выдвинулся один из греческих вельмож, Михаил Палеолог, который свергнул сына Феодора и все управление и сам вступил на императорский престол под именем Михаила VIII. Деятельно стал он распространять свою власть над соседними владетельными князьями; счастье благоприятствовало ему, и Константинополю грозила неминуемая беда. Те, кто могли бы быть ему помощниками, болгары и сельджуки, сами были страшно истощены всеми этими войнами, и Михаил VIII отлично понял выгоду своего положения.
Это было в 1260 году, а в 1261 Константинополь был уже взят им, и Михаил Палеолог с большой торжественностью вступил во вновь возвращенную столицу Византийской империи. Латинская империя была мертва, и возвратить ее к жизни было уже невозможно.
XV. Падение владычества латинян
Дело Михаила шло мало-помалу вперед. Он дружил с Генуей, ладил с папой по духовным вопросам, возбуждал чувство национальной гордости и самолюбия в греках, и после его смерти, его сын, Андронис II, продолжает это дело в том же направлении, но с меньшим успехом. Он был мало воинственен и то скуп, то расточителен. Чтобы удержаться на престоле, он, как и отец его, не жалел осыпать деньгами властных вельмож и возвращать минувший блеск столице, на что шли средства провинций.
Между тем войско и флот упадали. Вся империя впадала в какую-то старческую дряхлость.
XVI. Новая беда
А горе, а ужас Византийской империи были уже не за горами. Еще с начала XIII века новые, огромные толпы туркменов начали отступать перед монголами из Средней Азии к Западу, где и соединились с сельджуками, в Иконии на византийской границе, невдалеке от Дорилеума. Число их быстро возрастало, и они понимали свою свежую, ненадломленную силу и выступили между византийцами и сельджуками под начальством воинственного вождя Османа. Часто тревожа и разоряя окрестности Византийской империи, они заставили ее трепетать. И силе этой, – силе османских турок, – способствовало именно то, что христиан не уставали истреблять самих себя. Внутри Византийской империи боролись латиняне, генуэзцы, венецианцы; с севера надвигались на смену болгарам сербы.
Османские турки, собравшись с силами, перешли, наконец, пролив Геллеспонт, утвердились на Балканском полуострове, разбили сербов и завладели мелкими латинскими государствами и Константинополем.
Иллюстрации см. в отсканированном оригинале pdf.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»