в каком году был созыв уложенной комиссии
УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ 1767-1769 ГОДОВ
Временный коллегиальный орган, созванный Екатериной II в 1767 году для усовершенствования законодательства в духе «просвещенного абсолютизма».
Императрица Екатерина в рамках своей политики «просвещенного абсолютизма» решила пересмотреть устаревший сборник законов – Соборное уложение 1649 года. Актуальность данного проекта была велика и всем очевидна. Еще чиновники Елизаветы Петровны трудились над этим. Екатерина же придала разработке нового кодекса более широкий размах.
«Наказ» Екатерины II
Основой для работы созываемой Комиссии должен был стать написанный Екатериной «Наказ». Над ним она работала два года. «Наказ» состоял из 20 глав, поделенных на 526 статей, в которых нашли отражение екатерининские принципы устройства государства, основы правовой политики и законодательства, судопроизводства и уголовного права, общественной структуры и сословной политики. В основу Наказа был положен «Дух законов» Ш.Л. Монтескье и труд Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», что отражало симпатии Екатерины к просветителям. Однако, в «Наказе» государыня провела и свою политическую концепцию, искажая при этом идеи Просвещения
В частности, это касалось теоретического обоснования Екатериной монархического правления: императрица игнорировала теорию «естественного права» и теорию происхождения государства как акта «общественного договора». Екатерина считала, что лучшим способом самоорганизации общества является разработка идеальной системы законодательства. Правильно составленные законы обеспечивают «блаженство каждого и всех». Соответственно, решающую роль здесь играет «просвещенный монарх», создающий эти законы.
Императрица также писала в «Наказе» о неизбежности монархического устройства для России, позволявшего удерживать воедино такую огромную империю. Отсюда происходила и мысль о неограниченности власти монарха, который становился «источником всякой государственной власти». Правительство же и органы государственного управления были исполнителями воли монарха и его законов.
Что касается сословий, то все они выполняли разные роли, делясь на тех, кто повелевает, и тех, кто повинуется.
Наказ провозглашал первенство дворянского сословия и отражал политическую доктрину дворянской монархии.
Созыв и деятельность Уложенной комиссии
Депутаты Комиссии выбирались от всей страны. Звание депутата давало огромные привилегии: они объявлялись под «собственным охранением» Екатерины II; пожизненно освобождались от смертной казни, пыток и телесных наказаний; за покушение на депутата преступник получал двойное наказание; депутатам вручались нагрудные знаки, которые они могли включить в свои гербы.
Внешне представительство в Комиссии было всесословным, так как императрица хотела узнать «нужды и недостатки нашего народа». Но на самом деле все было не совсем так. Большинство депутатов составили дворяне. От каждого уезда избирался один дворянин, также дворяне избирались от украинских полков и государственных ведомств. Таким образом, они составили 40% мест в Комиссии. Вслед за дворянами шли представители город. Вместе те и другие заняли 424 места.
Помещичьи крестьяне не участвовали в работе Комиссии вовсе. Также не участвовали дворцовые и бывшие монастырские крестьяне, а также крестьянство Прибалтики, Дона и Украины. Зато здесь присутствовали представители нерусских народов Поволжья, Приуралья и Сибири (50 депутатов). Однако на ход работы они никак не влияли, так как практически не знали русского языка.
Крестьянство было представлено черносошными крестьянами (23 депутата) и однодворцами (43 депутата). 40 мест заняли представители казачества.
Согласно процедурам выборов депутатов, их избиратели должны были составить свои наказы с мест, которых в итоге оказалось около 1,5 тысячи. Наказы отражали нужды и требования сословий. Крестьяне жаловались на налоговый гнет, бесправие и малоземелье. Дворяне требовали расширения своих прав, дворянского самоуправления и суда и т.д. Купцы хотели освобождения от телесных наказаний и рекрутчины, предоставления монопольных прав на торговлю. Однако, весь комплекс подобных наказов не нашел применения в работе Комиссии.
Торжественное открытие Уложенной комиссии прошло в Москве 30 июля 1767 года. В Успенском соборе отслужили службу и привели депутатов к присяге. 31 июля в Грановитой палате был избран председатель комиссии, которым стал генерал-аншеф А.И. Бибиков, представлявший костромских дворян. Затем всем депутатам был зачитан екатерининский «Наказ». После этого они преподнесли государыне титул «Великой и Премудрой Матери Отечества», что упрочило ее положение легитимной правительницы.
Большим собранием Комиссии с 31 июля 1767 года по 12 января 1769 года было проведено 203 заседания. Обсуждался ряд законопроектов касательно дворянства, купечества, горожан, судопроизводства, кроме того – вопросы о положении крестьян. Помимо Большого собрания работало 15 частных комиссий. Первое прекратило работу в январе 1769-го, последний протокол был составлен в июле 1770 года. Частные комиссии работали до 1771 года.
Вопрос о крепостном праве
На заседаниях комиссии нередко высказывалось осуждение крепостному праву. Так, казак А. Алейников возражал против владения крепостными казацкой старшины. Белгородский однодворец А.Д. Маслов пытался дать программу освобождения крестьян: лишить помещиков крестьян и земли; крестьяне же, управляемые особой коллегией, платили бы государственные налоги и сбор в пользу бывших владельцев. Естественно, подобный проект не мог быть принят. Дворянин от Козловского уезда Г.С. Коробьин предлагал дать крестьянам право собственности на землю с возможностью ее продажи и наследования. Дворянин Я.Н. Козловский предлагал ввести двухдневную барщину. Число подобных выступлений росло, в 1768 году их состоялось 58. Это настораживало руководство Комиссии, оно стремилось занять время ее работы чтением существующих законов и Соборного уложения 1649 года, екатерининского «Наказа». Председатель Бибиков неоднократно предлагал императрице прекратить работу Комиссии, что и произошло с началом русско-турецкой войны 1768-1774 годов.
В целом, Комиссия укрепляла авторитет и власть Екатерины, создавая ей благоприятный образ в Европе. Кроме того, работа в Комиссии приобщала дворянство к вопросам государственного управления. Она же познакомила царицу с образом мыслей и нуждами различных сословий. Однако же нового законодательства создано не было.
В каком году был созыв уложенной комиссии
«Уложенная комиссия» Екатерины Великой
Императрица также не скупилась на комплименты. Она писала Вольтеру: «Ваши сочинения приучили меня размышлять»; «прошу вас быть уверенным, что Екатерина II всегда будет иметь особливое уважение и почтение к знаменитому фернейскому пустыннику». Сочинение Монтескье «Дух законов» Екатерина называла «молитвенником государей».
Екатерина II придала этому мероприятию всероссийский размах и с невероятной пышностью поставила его в центр внутриполитической жизни России. Внешние формы, в которые облекла Екатерина II разработку нового Уложения, напоминали что-то вроде созыва древних земских соборов. Центром работы должна была стать особая Уложенная комиссия, члены, или депутаты, которой выбирались от всей страны.
В сочинениях Екатерины II, в частности, в «Наказе» депутатам Уложенной комиссии, неоднократно отмечалось, что в «столь обширном» государстве возможно лишь единоличное самодержавное правление и крайне опасно любое «раздробление и ослабление» власти. В данном контексте указывалось, что и Петр Великий понимал, насколько условия, обычаи и традиции России отличаются от «всех прочих европейских государств, кои он видел». Именно поэтому первый император «с удивительным разума своего проницанием узнал», что следует «ему самому всем управлять». Все усилия и Петра, и Екатерины направлялись на «пользу Империи», «ибо сохранение в целости Государства есть самый высочайший закон».
Депутатам предоставлялись существенные льготы и привилегии: помимо жалованья, выдававшегося сверх получаемого на службе, депутаты до конца дней своих освобождались от смертной казни, пыток и телесных наказаний; имения депутатов не подлежали конфискации за исключением случаев, когда надлежало расплатиться за долги; решение суда относительно депутатов не приводилось в исполнение без благословения императрицы; за оскорбление депутата взыскивался двойной штраф; депутатам выдавался особый знак с девизом «Блаженство каждого и всех». Все это должно было придать работе комиссии значение «великого дела».
Вторая особенность екатерининской комиссии состояла в новшестве, неведомом прежде: императрица составила «Наказ» с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны руководствоваться депутаты. «Наказ» являлся творческим переосмыслением идей Монтескье, бравшего за образец английский парламентаризм, и был приспособлен к русской действительности. Императрица была глубоко убеждена, что размеры территории России обусловили для нее единственно приемлемую форму правления в виде абсолютной монархии: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства. Всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и вконец разорительно».
Манифест о созыве Уложенной комиссии был обнародован 16 декабря 1766 г., а торжественное открытие ее состоялось через полгода, 30 июля 1767 г. Оно сопровождалось молебном в Успенском соборе в присутствии императрицы, после чего депутаты дали присягу «проявить чистосердечное старание в столь великом деле». На другой день в Грановитой палате был избран маршал (председатель) Комиссии. Им стал костромской депутат генерал-аншеф А. И. Бибиков. Затем депутатам был прочтен екатерининский «Наказ Комиссии».
Большое собрание провело с 31 июля 1767 г. по 12 января 1769 г. 203 заседания. Оно обсудило целый ряд законодательных проблем (законы о дворянстве с особым выделением проблем остзейского дворянства, законы о купечестве и городском населении, о судоустройстве). Обсуждены были вопросы о положении государственных крестьян и положении всего крестьянства. Помимо Большого собрания в Комиссии работало 15 частных комиссий (государственного права, юстиции, о соотношении воинских и гражданских законов, о городах, о размножении народа, земледелии и домостроительстве, о поселении, рукоделии, искусствах и ремеслах и др.).
В октябре 1768 г. Османская империя начала войну с Россией, 18 декабря маршал Уложенной комиссии А. И. Бибиков объявил о прекращении работы Большого собрания комиссии на том основании, что начавшаяся война требовала присутствия депутатов либо на театре военных действий, либо в учреждениях, обслуживавших военные нужды. Депутаты Большой комиссии распускались, «доколе от нас паки созваны будут», но, закончив войну победным миром и подавив движение под предводительством Е. И. Пугачева, Екатерина так и не возобновила работу Уложенной комиссии. С 1775 до 1796 г. Комиссия существовала как чисто бюрократическая инстанция.
Несмотря на пышное торжественное открытие Уложенной комиссии и огромное внимание к ней различных слоев общества, она не была ни парламентарным, ни каким-либо иным законодательным собранием. Политическая функция Комиссии заключалась в приобщении прежде всего дворянства к проблемам государственного управления. По отношению же к обществу в целом основная цель работы Комиссии состояла, по всей вероятности, в «приуготовлении» «умов людских» для введения «лучших законов». Само по себе устройство такого грандиозного общественного собрания имело весьма существенное значение. Далеко не последнюю роль работа Комиссии и особенно ее Большого собрания сыграла для знакомства Екатерины II и ее правительства с «состоянием умов» в стране.
За Уложенной комиссией в историографии тянулась недобрая репутация. Начало негативной ее оценки положили иностранные наблюдатели: французский посол назвал работу комиссии комедией. «Фарсой» оценил Уложенную комиссию и А. С. Пушкин. Советские историки в оценке Уложенной комиссии, как и всего царствования Екатерины II, руководствовались высказыванием Ф. Энгельса об императрице, которой «настолько удалось ввести в заблуждение общественное мнение, что Вольтер и многие другие воспевали «северную Семирамиду и провозглашали Россию самой прогрессивной страной в мире. ». Екатерина представала в образе двуличной женщины, умевшей пускать пыль в глаза французским просветителям и действовавшей вопреки всему тому, о чем им писала. Сама Уложенная комиссия рассматривалась в качестве грандиозного пропагандистского трюка, нацеленного на прославление императрицы.
Действительно, Уложенная комиссия не выполнила главной задачи, ради которой была созвана: Уложение не было составлено. Оно и не могло родиться, поскольку слишком не компетентными (в смысле юридической подготовки) были люди, избранные в комиссию. Налицо была неготовность депутатов к законотворческой деятельности.
Сторонний взгляд французского посла Сегюра запечатлел внешнее проявление этой особенности русского общества второй половины XVIII столетия: «Собрание депутатов, не оправдало тех надежд, которые оно пробудило, потому что члены его большей частью удалялись от цели, предначертанной правительством. Выбранные от самоедов, дикого племени, подали мнение, замечательное своей простодушной откровенностью: «Мы люди простые, — сказали они, — мы проводим жизнь, пася оленей; мы не нуждаемся в Уложении. Установите только законы для наших русских соседей и наших начальников, чтобы они не могли нас притеснять; тогда мы будем довольны, и больше нам ничего не нужно».
Мнение об абсолютном суверене как единственном источнике любого права уравнивает и далекие северные племена, и образованную элиту, и саму императрицу. Монархия действительно нуждалась в новом адаптированном к быстроменяющимся политическим обстоятельствам своде законов, но созыв Комиссии имел и очевидные демонстративные и пропагандистские цели. Императрица признавалась Вольтеру: «Я должна отдать справедливость народу: это превосходная почва, на которой быстро восходит хорошее зерно, но нам необходимы также аксиомы, бесспорно признанные за истинные».
Деятельность Уложенной комиссии способствовала распространению в России идей французского Просвещения. Роль распространителя этих идей, хотела того императрица или нет, выпала на долю ее «Наказа»: с 1767 по 1796 г. он издавался не менее семи раз общим тиражом до пяти тысяч экземпляров. Указ требовал, чтобы «Наказ» читали в правительственных учреждениях наравне с «Зерцалом правосудия» петровского времени.
Еще раз вопрос, как величать императрицу, возник в Уложенной комиссии, предложившей присвоить ей пышный титул «Великой Екатерины, Премудрой и Матери Отечества». Екатерина в записке А. И. Бибикову по этому поводу писала: «Я им велела сделать русской империи законы, а они делают апологии моим качествам». В конечном счете, она оставила за собой титул Матери Отечества, отклонив два других, на том основании, что значение ее дел («Великая») определит потомство, а «Премудрая» потому, что премудр один Бог.
Постановление о поднесении императрице титула Матери Отечества, подписанное всеми депутатами Уложенной комиссии, имело огромное политическое значение. Это был своего рода акт коронации императрицы, возведение ее на трон представителями всех сословий страны. Эта акция подняла престиж императрицы как внутри страны, так и за ее пределами.
Подлинная причина отказа Екатерины от возобновления деятельности Уложенной комиссии состояла в том, что составительница «Наказа» убедилась в недостаточном знакомстве с реальными условиями жизни российского общества, не созревшего для восприятия идей просветителей.
Кратко о целях созыва Уложенной комиссии, итогах её деятельности и причинах роспуска
Заседание Уложенной комиссии
Цели и задачи
Состав
В число 564 депутатов вошли:
54 казака, 34 иноверца и представители малых народов (12%)
Суть деятельности Уложенной комиссии
31 июля 1767 года — состоялось открытие комиссии и первое заседание. Депутаты должны были к этому моменту собрать от своих губерний и сословий отдельные «наказы» с прошениями и описаниями проблем населения, чтобы приступить к коллективному изучению и обсуждению. Первое и последующие семь заседаний были посвящены чтению «Наказа», документа составленного Екатериной II для наставления комиссии, и решению об избрании титула для императрицы — «великой, мудрой матери отечества».
Уложенная комиссия была плохо организована, входящие в её состав частные комиссии не имели тесной связи с общим собранием. Кроме отсутствия координации в работе, представители дворян, купечества и крестьян не могли найти взаимопонимания в вопросах уравнивания прав и создания справедливых для всех сословий законов. В результате, уже к 10 июня 1768 года комиссия начинает собираться все реже и реже, а начавшиеся войны с Барской конфедерацией и Османской империей и вовсе вынуждают большую часть депутатов отправиться на фронт.
Оценив плодотворность работы (за год заседаний не было принято ни одного серьёзного решения), Екатерина II разочаровалась в собственном мероприятии и объявила о роспуске комиссии 18 декабря 1768 года.
Причины роспуска
Таким образом, можно выделить следующие причины роспуска уложенной комиссии:
Итоги и результаты
Значение
Неудача работы комиссии стала одной из причин восстания Пугачева — простые люди разуверились в способности правительства и лично Екатерины II изменить их жизнь к лучшему.
На основе «Наказа» императрицы и проведенных 203 заседаний комиссии, впоследствии были разработаны:
Уложенная комиссия 1767-1768 годов
Уложенная комиссия начала свою работу 30 июля 1767 года. Манифест о ее создании был подписан 16 декабря 1766 года. Роспуск комиссии был объявлен 18 декабря 1768 года под предлогом войны с Османской Империей.
Концепция уложенной комиссии
Уложенная комиссия при Екатерине отличалась, как минимум, тремя важными деталями:
Представительства комиссии
Уложенная комиссия состояла из 564 депутатов. Право выдвигать депутатов было предоставлено следующим категориям граждан:
Таков был состав Уложенной комиссии. Если учесть, что правительственные чиновники также были дворянами, то именно у этой категории был численный перевес.
В работе Уложенной комиссии не принимали участие представители только 2 слоев населения: крепостные крестьяне и духовенство.
Наказ Екатерины для работы комиссии
Уложенная комиссия при Екатерине 2 начала свою работу с «Наказа», в котором императрица доносила свою точку зрения и давала направление для работы комиссии. «Наказ» надо сказать получился весьма обширным. В нем было 20 глав и 526 статей. Эта работа базировалась на трудах других просветителей того времени:
Главный посыл к Комиссии заключался в том, что упор в работе должен делаться на укреплении власти самодержавца. Екатерина 2 неоднократно повторяла, что для России это единственная приемлимая форма власти.
Российский государь должен быть самодержавцем. Вся полнота власти должна соединяться в его особе, подобно огромной нашей территории, которая соединяется в России. Всякое другое правление, кроме самодержавного, нанесет России только вред.
«Наказ» был крайне противоречивым документом. Например, главная задача, которая стояла перед Уложенной комиссией, было создание такого закона, перед которым были бы все равны. Это говорилось в первых строках документа. Но это и было главное противоречие. Во-первых, равенство закона для всех противоречило сословному строю России. Во-вторых, некоторые положения «Наказа» вступали в явный конфликт с главной задачей. Вот, например, некоторые из этих положений:
Главная же проблема того времени (вопрос крепостных крестьян) практически не решался. Уложенная комиссия должна была создать такие законы, при которых «помещики должны были бы с большей осмотрительностью применять поборы». В этом и была огромная проблема «Наказа». В нем Екатерина 2 пыталась сочетать просвещенные идеи буржуазного общества и феодальные методы управления России. Сделать это было невозможно. Приходилось во всем искать компромиссы. Во многом из-за этого работа Уложенной комиссии была неэффективной и не привела ни к каким позитивным результатам.
Наказы депутатам от различных сословий
Одна из задач работы комиссии заключалась в том, чтобы понять требования общества. Для этого было решено получить наказы от всех основных сословий России, чтобы четко понимать какие вопросы для общества являются актуальными.
Итоги работы Уложенной комиссии
Уложенная комиссия Екатерины 2 работала практически 1,5 года. За это время было проведено 203 общих заседания. Никаких конкретных результатов эти заседания не дали. В итоге Уложение выработано не было, а единственный итог работы комиссии можно свести к тому, что в России в очередной раз остро встал социальный вопрос. На заседаниях депутаты от разных сословий не могли договориться между собой.
Уложенная комиссия резко критиковалась многими видными людьми. Вот некоторые высказывания.
Пушкин Александр Сергеевич
В России начала работу Уложенная комиссия, которая должна по замыслу создать справедливые законы. Но вся ее работа это настоящая комедия.
Посол Франции в России
Многие видные деятели 18 и 19 века утверждают, что Уложенная комиссия это попытка Екатерины 2 прославить свое имя. Это не более чем элемент пропаганды, который носил популяристический характер, но ни к каким позитивным изменениям в России привести никак не мог.
Уложенная комиссия
«СТОЛЕТИЕ БЕЗУМНО И МУДРО»
МЕЧТЫ О КОНСТИТУЦИИ
ЩЕРБАТОВ «О ПОВРЕЖДЕНИИ НРАВОВ В РОССИИ»
Но слабы были сии преграды, когда вкус, естественное сластолюбие и роскошь стараются поставленную преграду разрушить и где неравность чинов и надежда получить что от вельмож истребляют равность.
Грубость нравов уменьшилась, но оставленное ею место лестью наполнилось; оттуда произошло раболепство, презрение истины, обольщение государя.
Были еще и другие причины, происходящие от самих учреждений, которые твердость и добронравие искореняли. Ибо стали не роды почтенны, а чины и заслуги и выслуги; и тако каждый стал добиваться чинов, а не всякому удастся прямые заслуги учинить, то за недостатком заслуг стали стараться выслужиться всякими образами, льстя и угождая государю и вельможам. Могла ли остаться добродетель и твердость в тех, которые в юности своей от палки своих начальников дрожали?»
УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ
Речь императрицы произвела впечатление в России и за ее пределами. Екатериной II восхищались Вольтер, Дидро, Гримм и другие европейские просветители, с которыми российская императрица вела оживленную переписку. Позже Вольтер написал одному из своих русских корреспондентов по переписке: «Я боготворю три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу».
Начались заседания Уложенной комиссии, которые тянулись полтора года. «Общее благо» никак не вырисовывалось. Каждое сословие отстаивало свои интересы. Государственные крестьяне жаловались на тяжесть налогов, на захват земель помещиками. Купцы возмущались тем, что дворяне открывают заводы и занимаются торговлей. Большинство дворянских депутатов наотрез отказывались сократить свою власть над крепостными. Об освобождении крепостных людей и слышать не хотели. Лишь отдельные депутаты предлагали меры, которые, не ущемляя материальные интересы помещиков, защищали крестьян от их всемогущества. Так, дворянин Козельский предлагал закрепить законом оброки и повинности крепостных, чтобы помещики не могли самовольно увеличивать их. Депутат Маслов говорил, что следует создать особую государственную коллегию для управления владельческими крестьянами, которая бы собирала с крепостных подати и оброки в пользу помещиков; несколько депутатов стояло за наделение крепостных крестьян правом собственности на землю.
Между тем грянула война с Турцией. Многие дворяне-офицеры заспешили в полки. Под предлогом войны деятельность комиссии временно приостановили, но по окончании военных действий она так и не возобновила свою работу. Итак, неограниченное русское самодержавие не пострадало при «просвещенной императрице», новое Уложение справедливых законов тоже не было создано.
«СПЛАВ ПРОСВЕЩЕНИЯ И РАБСТВА»
Дворянское столичное общество знало о содержании конкурсных работ в основном по слухам. Их не печатали, а рассматривали в узком кругу с участием императрицы. Призывы Вольного экономического общества к внедрению в хозяйство новшеств не находили широкого отклика, а провинциальные дворяне часто вообще о трудах Вольного экономического общества ничего не слышали.
Но в то же время грубое давление на крестьян чередовалось в «екатерининский век» с мерами, которые облегчили положение отдельных групп крестьян. Екатерина II ограничила произвол остзейских баронов (немецких по происхождению дворян Прибалтики), введя регламентацию повинностей прибалтийских, латышских и эстонских крепостных крестьян. Прибалтийским крестьянам разрешили подавать жалобы на произвол помещиков, были ограничены телесные наказания крестьян.
В 1764 г. вышел екатерининский указ о секуляризации церковных владений. (Такой указ издавал и Петр III, но в ходе дворцового переворота в пользу Екатерины его отменили.) Около 2 млн. монастырских крестьян обоего пола перешли в управление Коллегии экономии. Поэтому их стали называть экономическими. Положение бывших монастырских крестьян улучшилось. Ненавистную барщину отменили, крестьяне получили дополнительную землю к наделам. Государству они обязаны были теперь выплачивать денежный оброк, что способствовало торговой деятельности крестьян, росту их предприимчивости и инициативы. По мнению историков, до 1764 г. примерно 100 тыс. монастырских крестьян находились в волнении. Екатерина II в своих «Записках» свидетельствовала, что в год ее восшествия на престол до 150 тыс. монастырских и помещичьих крестьян «отложилися от послушания, коих всех усмирить надлежало». После указа о секуляризации волнения бывших монастырских крестьян пошли на убыль. Указ о секуляризации имел еще одно важное следствие. Государству была окончательно подчинена православная церковь. Это явилось завершением длительного процесса постепенного лишения церкви самостоятельности, поэтому духовенство спокойно восприняло волю императрицы. Лишь ростовский митрополит Арсений Мацеевич выступил против, за что был лишен сана и отправлен в ссылку.