в каком году был снят аватар
Тайны Пандоры: история создания фильма «Аватар»
«Аватар» является наиболее успешным кинофильмом в мире, и каждый, кто смотрел его в кинотеатре (лично я смотрел его трижды: в 2D, в 3D и IMAX 3D), смог оценить массу достоинств, которыми он обладает. Немыслимый дизайн, блистательная постановка, уникальные по своему размаху спецэффекты (графика в целом и лучшая реализация воды в частности — по версии CGI-специалистов из Corridor Digital ) сделали «Аватар» грандиозным явлением в мире кинематографа. Многие зрители связывают кассовый успех фильма с запредельным уровнем графики и 3D эффектом, а некоторые прямо кивают на то, что сюжет «Аватара» слизан с «Покахонтас». Отчасти, это правда. Но только отчасти. Дьявол, как известно, кроется в деталях. И если не знать о них, то может показаться, что у фильма за графикой и 3D эффектом ничего нет. Однако, это не так. Кэмерон и его команда проделали поистине титаническую работу. Но прежде чем перейти к деталям, давайте кратко проследим историю зарождения самой идеи фильма, который, в последствии, соберет немыслимую на тот момент кассу, получит три премии «Оскар» из девяти номинаций и запомнится зрителям по всему миру.
Природные истоки
Джеймс Кэмерон вырос в Канаде, и много времени проводил в лесу, наблюдая за природой и обитателями леса. Он, по его собственному признанию, «ловил там все что движется». Пойманную живность юный Джеймс приносил домой, и держал там (иногда к большому неудовольствию родителей). Лягушки, змеи и разнообразные земноводные постоянно жили в импровизированном зверинце в комнате Джеймса, и он буквально вырос с чувством восхищения природой и ее совершенством.
Джеймс рисовал эскизы с изображением инопланетных животных и разумных существ, еще когда не начал ходить в школу. Так что «Аватар» стал просто своеобразным итогом всех этих фантазий на тему других планет.
«Этот фильм существовал в моей голове всю мою жизнь в той или иной форме. Я начал записывать его фрагменты еще когда работал над трехмерным роликом «Терминатор 2 3D» — я стоял во главе большой компании спецэффектов, и хотел раздвинуть рамки возможного. Продвинуться так далеко, чтобы никто не мог сравниться с нами. Я добился этого с «Аватаром» — в том, что касается производства, это самый высокотехнологичный фильм среди всех существующих, он просто пришелец из будущего.»
Невозможное кино
В 1996 году на вопрос «Мы можем снять »Аватар« именно вот так?», Кэмерон получил от киностудий простой и краткий ответ: «Нет». Они не могли сделать это. Никто не мог. «Аватар», каким его задумал Кэмерон, не мог быть снят в девяностые годы. Время его не пришло. Заявления Кэмерона о скором выходе фильма стоимостью 100 миллионов долларов, с графикой от Digital Domain, сделанные им в августе 96-го, оказались скоропалительными… Кэмерону пришлось отступить.
В 2001 году, еще перед серией погружений, Кэмерон и Ландау работали над экранизацией романа писательницы Патрисии Энтони под названием «Братец Термит». Роман рассказывал об инопланетянах, прилетевших на Землю, и в фильме должны были появиться нарисованные на компьютере инопланетные существа, которые в реальном времени общались с людьми. Этот фильм так и не вышел на киноэкраны — работу над ним было решено прекратить. Но именно тогда была опробована та самая технология, которая вдохнет жизнь в нарисованных героев «Аватара» — способ переноса на анимированного персонажа реальных человеческих эмоций, при помощи особой программы «снятых» с лица актера. Видеокамера отслеживала перемещение точек, нанесенных на лицо человека, и наделяла его мимикой лицо нарисованного пришельца. «Братец Термит» ярко продемонстрировал возможности этой технологии — инопланетянин в кадре казался настоящим и был очень реалистичен.
В начале 2005-го года Кэмерон собрал команду специалистов, призванную исследовать возможности кинопроизводства применительно к сценарию, придуманному Джеймсом. Нужно было определить предел возможностей студий, выяснить, есть ли возможность снять такой фильм, который задумал режиссер. Прежде всего исследование касалось применения уже много лет известной технологии motion capture («захват движения» или перенос на нарисованного персонажа всех движений живого актера). На сей раз это касалось не только движений тела, но и мимики, причем ее мельчайших нюансов. Кэмерон был абсолютно бескомпромиссным: если бы специалисты по спецэффектам не оправдали его ожиданий, он запросто мог вновь отложить проект.
К счастью, развитие технологий изменило спецэффекты за прошедшие со времен «Титаника» годы самым коренным образом: не только себестоимость анимации снизилась в несколько раз, но и результат работы художников стал по-настоящему впечатляющим.
«На меня огромное впечатление произвела работа студии Питера Джексона «WETA Digital». Когда я увидел Голлума во «Властелине колец», я понял: время «Аватара» пришло.»
Именно студия «WETA Digital» станет основным партнером при создании компьютерной графики «Аватара».
Мы нарисуем новый, дивный мир
В феврале 2005-го было принято предварительное решение о начале производства картины. К работе приступили две раздельные группы специалистов. Техническую сторону проекта обеспечивала команда Гленна Дерри со студии Стэна Уинстона и Роберта Легато, ставившего спецэффекты для таких фильмов, как «Титаник», «Армагеддон» и «Авиатор». Вторая группа состояла из блестящих художников, которые должны были под руководством Кэмерона создать и проработать в мельчайших деталях природу целой планеты. Джеймс пригласил лучших художников, каких только смог найти. Их портфолио были превосходны. В мае 2005 года они приехали к Кэмерону домой в Малибу, и там, на кухне, они начали работу по созданию мира Пандоры.
Была проделана колоссальная работа. Джеймс ставил перед художниками задачи, а те создавали огромное количество детально проработанных эскизов — сотни и сотни рисунков, которые режиссер просматривал, отбирая те, что наиболее точно отражали его представления о том, как должно выглядеть то или иное существо.
Важной частью фильма была сцена бегства главного героя от самого страшного хищника Пандоры — Танатора. Кэмерон описывал его, как «шестиногую гигантскую пантеру из ада». Художники старались перещеголять друг друга, создавая все новые и новые образы опасного убийцы из джунглей. В результате получилось нечто, довольно точно соответствующее сценарию десятилетней давности.
При создании шестиногой лошади аниматоры столкнулись с очевидной трудностью: непременным условием сценария были шесть ног у всех животных. Но как заставить лошадь бегать на шести ногах, если у земного прообраза их только четыре? Из положения вышли просто: дополнительная пара ног просто повторяла движения передних, только эти движения были слегка сдвинуты по времени, чтобы избавиться от синхронности.
Но больше всего времени уделили облику инопланетной расы На’Ви.
«На На’Ви ушло много времени, но синий цвет их кожи никогда не ставился под сомнение. Я с самого начала считал, что синяя кожа лучше всего подходит инопланетным существам, и выглядит красиво.»
При этом решено было включить в облик На’Ви черты животных — кошачьи глаза, уши и хвосты, звериное строение лиц. Но этот концепт пришел далеко не сразу.
Первые эскизы художников показывают, что они начали не с кошек, а с амфибий и рептилий. Так что у На’Ви на головах красовались разнообразные гребни, а ушей и вовсе не было. Тогда же прошли через этап типично «инопланетного» облика — с раскосыми огромными глазами и куполовидными головами. Но все эти варианты не были привлекательными с человеческой точки зрения, что совершенно не годилось для любовной истории.
Для создания чувства сопереживания нужно было сделать На’Ви симпатичными, но пройдя через множество вариантов художники пришли просто к людям с синей кожей, что, опять же, было не то. Нужно было найти способ уйти от типично человеческого облика, и при этом сохранить красоту этих существ. И это получилось.
К конечному облику На’Ви пришли при помощи скульпторов. Именно они сумели создать то самое первобытное очарование внешности воинственных дикарей. Специалисты студии Стэна Уинстона, старого друга Кэмерона, сделали то, что Стэн не приветствовал ранее: они выступили в качестве художников, и сумели добиться не только привлекательного и проработанного, но и очень красивого облика инопланетных дикарей, получивших «кошачьи» лица.
Художники также трудились над созданием пейзажей Пандоры. Главные роли здесь сыграли Роберт Стромберг и Рик Картер, сумевшие не только создать цельный и достоверный облик планеты, но и сделать его столь убедительным, что трудно поверить в нереальность показанной нам потрясающей природы.
В своей работе художники вдохновлялись уникальными горными пейзажами китайской провинции Гуйлинь, а также буйными джунглями и высокими водопадами Венесуэлы. В первоначальном сценарии вся листва Пандоры была синей, но потом Кэмерон решил сделать ее зеленой — синие На`Ви терялись бы на фоне синей растительности.
На Пандоре сильные магнитные поля, которые делают возможными такие потрясающие элементы пейзажа, как парящие острова, и гигантские арки, поднимающиеся на сотни метров над землей. Также здесь малая гравитация, позволяющая деревьям достигать поистине исполинских размеров.
Некоторые элементы растительности взяты из глубоководного мира Земли. Так, поляна с оранжевыми «зонтиками», которые втягиваются при малейшем прикосновении — это копия колонии полипов, обитающих на дне океана, и ведущих себя точно так же. Кэмерон видел их во время своих погружений на морское дно в батискафе, и использовал в фильме.
Идея с ночной иллюминацией пришла уже после начала работы над природой Пандоры. У Кэмерона появилась идея придать ночным сценам ощущение нереальности, словно все это происходит во сне. Итогом стали совершенно волшебные ночные эпизоды, насквозь пронизанные потусторонним сиянием.
Видишь камеру? И я не вижу…
Специалист по спецэффектам Роберт Легато еще в апреле 2005 года продемонстрировал Кэмерону и Ландау пробные ролики, снятые при помощи «виртуальной камеры»: суть метода заключалась в том, что эта камера (собственно, даже не камера, а маркированный объект, к которому компьютер просто привязывал «точку обзора оператора») позволяла видеть несуществующее пространство, полностью нарисованное на компьютере, и давала возможность снимать так, как будто лес Пандоры и На’Ви существовали на самом деле. Но на самом деле, оператора окружали серые стены студии.
Актеры были с ног до головы обвешаны десятками датчиков, а на потолке были размещены сотни видеокамер, которые фиксировали положение этих датчиков в трехмерном пространстве. Компьютерная программа позволяла сводить все результаты наблюдений таким образом, что на экране появлялось «облако точек», в точности повторявшее движения актера.
Эти движения могли быть привязаны к любому нарисованному персонажу. В результате в процессе съемок режиссер видел на экране «виртуальной камеры» (не имевшей даже линз) не живых актеров, а нарисованных персонажей, которых они играли. Эта технология уже применялась Питером Джексоном при съемках Голлума и подземного тролля во «Властелине колец», но Кэмерон вывел процесс производства фильма с «виртуальными актерами» на абсолютно уникальный уровень: перемещаясь в студии с «виртуальной камерой» в руках, он имел полную свободу действий при работе над фильмом, как если бы вокруг на самом деле были джунгли и туземцы.
«Эта технология зарекомендовала себя так хорошо, что я уверен: в будущем с ее помощью будут сниматься все фильмы. Это гораздо выгоднее, чем строить декорации: они могут быть созданы в виртуальном мире с таким качеством, что зритель ни за что не заметит разницы.»
Когда дизайн многих сотен элементов был продуман до мелочей и утвержден, можно было приступать к колоссальной работе по переносу всего этого великолепия в виртуальный мир. Эстафета перешла специалистам компании по производству компьютерной графики «WETA Digital», принадлежащей автору «Властелина колец» Питеру Джексону. Кроме того, к работе привлекли еще почти два десятка студий помельче.
Начался основной этап производства фильма, который оказался самым сложным в карьерах всех, кто работал над «Аватаром» — включая самого режиссера.
Тестовая съёмка и реквизит
Работа с актерами началась с тестовой съемки. Студия Fox выделила Кэмерону 10 миллионов долларов для изготовления ролика, который дал бы возможность понять, как будет выглядеть будущий фильм. 30 августа 2005 года Кэмероном был снят материал для 37-секундного эпизода с актерами второго эшелона, специально приглашенными для создания пробной сцены. Это был момент первой встречи Джейка с Нейтири. Джейка играл Дэниел Бесс, Нейтири — Юнджин Ким. У Нейтири в результате получились несколько азиатские черты лица.
«Нужно было выяснить, будет ли это просто (конечно же, оказалось, что это сложно), сколько времени это займет, и сколько это будет нам стоить. Но в том, что это будет сделано как надо, мы не сомневались ни на секунду».
Ролик был готов в феврале 2006 года. Отладив при его помощи производственный процесс, Кэмерон мог приступать к основным съемкам. Работа шла одновременно в Лос-Анджелесе, Калифорния, и в Новой Зеландии, Веллингтон, где располагалась студия Питера Джексона «WETA Workshop», которая должна была изготовить декорации к фильму.
На новозеландскую студию «WETA Digital» возложили, пожалуй, наиболее ответственную миссию — создание анимированных персонажей. Глава студии Джо Леттери как раз закончил работу над «Кинг-Конгом» Джексона, когда Кэмерон предложил ему работать над «Аватаром». Джо был совершенно потрясен будущим проектом Кэмерона. Он без раздумий отказался от двух выгодных предложений о сотрудничестве, еще когда было даже не известно точно, что «Аватар» будут снимать.
Джо провел с Кэмероном и его командой много недель, просто обсуждая мир Пандоры и существ, его населяющих, стараясь впитать как можно больше информации о том, как все это в итоге будет выглядеть. Джо признавался, что спустя какое-то время забыл о том, что Пандора выдумана от начала до конца, и стал относиться к этой планете как к чему-то совершенно реальному.
Вместе с «WETA Digital» над фильмом работала и другая компания Джексона — «WETA Workshop». Это предприятие специализировалось на изготовлении реквизита для фильмов. Несмотря на то, что все детали быта На’Ви были нарисованными, их все равно сделали «во плоти» — все эти луки и стрелы, набедренные повязки и ожерелья, талисманы и множество других мелочей было изготовлено во множестве вариантов для того, чтобы выбрать лучшие и перенести их на экран в цифровом виде.
Джеймс Кэмерон контролировал производство вплоть до мелочей. Он лично выбирал сбрую для Банши, он руководил примеркой набедренных повязок на манекенщиков (которых перед этим не поленились покрасить в синий цвет), режиссер уделял самое пристальное внимание даже тем деталям, которые вообще не попали в финальную версию картины.
Вот почему быт и внешность На’Ви кажутся такими проработанными и естественными: каждая тетива лука прошла строгий отбор, прежде чем оказаться на киноэкране. Пожалуй, в этом фильме известный перфекционизм Кэмерона достиг своего апогея.
«Художники не смогли бы воплотить ни одно движение, ни одну мелочь, если бы не представляли себе, как все это выглядит в реальности. Поэтому мы сымитировали всё — все существа были сделаны в виде трехмерных скульптур, все движения персонажей строго проработаны в реальном мире до мельчайших подробностей, все нарисованные вещи изготовлены в натуральную величину.»
Даже то, как развевается на ветру одежда персонажей, было разработано в реальности — например, чтобы выяснить, как поведет себя бахрома Тсу’Тея во время воздушной битвы, художники провели съемку каскадера, стоящего с бахромой на плечах перед вентиляторами.
Непременным условием Кэмерона была абсолютная естественность всех кадров фильма, чтобы зритель поверил в реальность происходящего. Создателям спецэффектов пришлось затратить массу усилий, прежде чем они смогли добиться идеального результата. В итоге даже бусы на шеях дикарей болтаются самым реалистичным образом.
Актёрский состав
Летом 2006 года процесс создания фильма достиг той стадии, когда начиналась работа с живыми актерами. И огромной удачей для проекта стали его главные звезды — англичанин Сэм Уортингтон, выросший в Австралии, и американка Зои Салдана. Они были выбраны из нескольких сотен претендентов — в том числе куда более «звездных».
«Перед прослушиванием я не знал ничего ни о сценарии, ни об имени режиссера. Позвонили по телефону, сказали, что надо просто прочитать текст с выражением — и все. Я тогда подумал: Ну вот, еще одна пустая трата времени. А через неделю мне сообщили, что Джеймс Кэмерон хочет, чтобы я прилетел к нему в Лос-Анджелес… Я спросил: Зачем это? Мне говорят: Ну, помнишь то прослушивание? А я о нем уже и думать забыл! Наверное, Джеймс взял меня в проект потому, что я не боялся быть отвергнутым — у меня все равно не было ни малейшей надежды на то, что он выберет именно меня, так что мне, в каком-то смысле, нечего было терять.»
Сам актер признавался, что избавиться от австралийского акцента для него было труднее, чем научиться говорить на туземном языке. Но усилия того стоили: роль Джейка Салли стала для Сэма прорывом и огромной удачей — до «Аватара» он был практически неизвестен и нуждался в деньгах, а после успеха фильма в одночасье стал миллионером и суперзвездой.
Зои Салдана, сыгравшая Нейтири, как и Сэм, обладала всеми необходимыми качествами своей героини — очень женственная и вместе с тем сильная, с потрясающими физическими данными и природной кошачьей грацией — она была то что нужно для того, чтобы сыграть прекрасную дикарку, живущую в единении с природой.
«Во время всех этих прослушиваний — сначала с директором по кастингу, потом с продюсером, потом с самим Кэмероном — меня не покидало ощущение, что я бесконечно далека от того, чтобы получить эту роль. Я просто умирала от желания попасть в фильм… Мне стоило немалых усилий перестать бояться, что я потерплю неудачу, и сосредоточиться на игре.»
«Мы решили провести тест: одну из сцен с Джеком и Нейтири, чтобы почувствовать, проскочит ли искра между Сэмом и Зои. Так вот: искра проскочила. Это уж точно. Это была одна из прекраснейших пар, что я видел в своей жизни — искры летали табунами. После того августовского прослушивания вопрос с главными героями был решен.»
Интересно, что Джеймсу Кэмерону пришлось потратить некоторые усилия, чтобы убедить боссов студии «20 Век Фокс» в правильности выбранных им кандидатур — те хотели пригласить суперзвезд масштаба Брэда Питта и Анджелины Джоли. Так что пришлось сделать целый эпизод с выступлением Джейка перед племенем накануне боя дикарей с людьми. Только тогда главы студии сдались под напором авторитета режиссера, и разрешили ему взять Сэма и Зои в проект.
Но даже несмотря на то, что работа над фильмом продвинулась так далеко, на этапе кастинга Кэмерон и Ландау все еще не получили согласия студии Fox на производство, так что все могло быть свернуто в любой момент.
До самого конца 2007 года главы студии Fox продолжали колебаться относительно целесообразности проекта. Даже несмотря на то, что над ним трудились уже больше года и потратили на него несколько миллионов долларов, его могли заморозить в любой момент. Дело в том, что на студии хорошо помнили, как при съемках «Титаника» режиссер (Кэмерон) вдвое перерасходовал стомиллионный бюджет (не без скандала), поэтому справедливо полагали, что и с «Аватаром» может приключиться что-то подобное. Боссы студии колебались.
Кэмерон вел непростые переговоры. Для уменьшения стоимости фильма он отказался от гонорара «в случае кассовой неудачи», он сократил сценарий, удалив некоторые сцены и персонажей. Тем не менее, дело чуть было не дошло до передачи проекта другому режиссеру! Этого Кэмерон допустить никак не мог, так что в середине 2006 года он на полном серьезе рассматривал вариант со студией Диснея — ее президент Дик Кук выразил полную готовность к сотрудничеству. В конце концов компания Fox все же оставила проект в руках Кэмерона — после того, как часть расходов взяла на себя студия Ingenious Media.
Но даже после принятия окончательного решения о выпуске картины (в январе 2007) главы Fox не скрывали своих опасений по поводу возможных убытков: проект обещал стать неимоверно дорогостоящим безо всяких гарантий возврата потраченных средств. В том, что касается расходов, так и вышло: Кэмерон снова потратил почти на сто (!) миллионов больше, чем было запланировано (реальная стоимость фильма достигла 310 (!) миллионов долларов, что гораздо больше официально объявленной цифры в 237 миллионов). Еще 150 миллионов потратили на рекламную кампанию, так что общие затраты приблизились к полумиллиарду — начальство киностудии прямо называло это «сумасшествием».
Получив «зеленый свет», команда Кэмерона начала работать в полную силу: выход фильма наметили на середину 2008 года, и чтобы не сорвать сроки, нужно было торопиться.
Аватар
Если Вы ищете киберпанк, см. Avatar (2004) Если Вы ищете уся, см. Avatar: The Last Airbender
« | Небесные люди пытаются доказать, что они здесь хозяева, и что их никто не остановит. Но у нас есть чем ответить! Вы полетите так же быстро, как ветер, и позовёте другие кланы. Скажите им, что их позвал Турук Макто! Вы полетите сейчас со мной, мои братья, сёстры! Мы покажем небесным людям, что они не хозяева здесь! И что это — НАША ЗЕМЛЯ! | » |
— Джейк Салли |
Аватар | |
---|---|
«Аватар» (англ. Avatar) — американский научно-фантастический фильм 2009 года, созданный режиссёром Джеймсом Кэмероном по собственному сценарию. На протяжении 10 лет был самым кассовым фильмом в истории, без учёта инфляции (собрал более 2 миллиардов долларов), ознаменовавший начало новой эпохи трёхмерного кино. «Аватар» рассказывает историю инвалида войны, бывшего морского пехотинца Джейка Салли, прибывшего на планету Пандора, чтобы работать на ресурсодобывающую мегакорпорацию. Салли получает в своё распоряжение аватара — тело, которым он может управлять, находясь в трансе. Ему удаётся подружиться с разумными жителями планеты, народом На’ви. В конце концов Джейк становится военным вождём племени и объявляет корпорации войну. Производство «Аватара» началось в 1994 году, когда Кэмерон написал 80-страничный набросок сценария. Съёмки должны были начаться сразу после «Титаника», но существовавшие тогда технологии не позволяли достичь того, чего добивался режиссёр. Работа над искусственным языком для жителей Пандоры началась в 2005 году, а в начале 2006 Кэмерон занялся разработкой сценария и вымышленной вселенной. Премьера фильма состоялась 10 декабря 2009 года в Лондоне. Фильм побил кассовые рекорды «Титаника», которые тот держал более 10 лет, и завоевал невероятную популярность. «Аватар» получил три «Оскара» и стал самым продаваемым Blu-ray диском в мире. Впечатлённый успехом своего творения, Кэмерон принял решение выпустить ещё четыре фильма в 2022, 2024, 2026 и 2028 году, первый должен был выйти еще в 2014. СодержаниеМир [ править ]К 2148 году ресурсы Земли изрядно истощились. В 2154 году на планету Пандора, обращающуюся вокруг Полифема, голубого газового гиганта в системе Альфы Центавра, прибывает экспедиция компании RDA (Resources Development Administration, «Управление по эксплуатации ресурсов»). Они начинают добывать очень ценный минерал унобтаний. Пандора очень похожа на Землю, но её воздух ядовит для людей. На планете обитают На’ви, трёхметровые синекожие гуманоиды. Они живут в гармонии с природой и добывают себе пропитание охотой и собирательством. Земные учёные изучают На’ви с помощью аватаров — искусственных тел, внешне похожих на настоящих аборигенов. На планете очень много светящихся животных и растений. Экосистема Пандоры объединена в огромную нейронную сеть, что-то вроде биологического интернета, к которому могут подключаться На’ви и другие существа. Сила этого коллективного сознания настолько велика, что сама природа восстаёт против людей-захватчиков после того, как они почти побеждают аборигенов. Огромные запасы унобтания находятся во владениях На’ви, под их Домом-деревом. Аборигены отказываются уйти со своей родной земли, поэтому руководство RDA приходится искать способ, чтобы добиться желаемого. Сюжет [ править ]Затронутые темы и критика [ править ]Фильм был хорошо принят большинством критиков и породил огромное количество дискуссий культурного, социального, политического и религиозного толка. Один репортёр сравнил «Аватар» с тестом Роршаха — каждый может увидеть в фильме подтверждение своих взглядов и нападки на взгляды его противников. Сам Кэмерон назвал свой шедевр «весьма политизированным кино». Вот список тем, вызывавших наибольшее количество споров: Тропы и штампы [ править ]Из наблюдения за одним из форумов: — 200 страниц обсуждения, — приведены ссылки на: * выписку из устава ООН, * сочинения Бенито Муссолини, * материалы Нюрнбергского процесса, * учебник «Природоведение» за 5 класс, * вузовский учебник по квантовой механике, * План «Барбаросса» (на немецком языке), * «Алиса в Стране чудес», * Наставление по боевому применению вертолета Ми-24. и всё для того, чтобы доказать, что «Аватар» — пустышка, и совершенно не стоит обсуждения 🙂
|