в каком году был построен оперный театр в новосибирске
Достопримечательности Новосибирска: история оперного театра
В романе Сергея Москвина «Метро 2033: Увидеть солнце», являющегося частью книжной вселенной «Метро 2033», описан постапокалиптический Новосибирск. Гигантские чудовища, появившиеся из-за воздействия радиации, свили гнездо в руинах оперного театра. Далее – цитата из книги: «От некогда красивейшего здания с величественной колоннадой, увенчанного легким, словно парящим в воздухе куполом, остался лишь выщербленный железобетонный каркас. Поддерживающие портик монументальные колонны не выдержали удара взрывной волны, а уникальный шестидесятиметровый купол треснул и обвалился».
Под оперным театром расположены два подземных искусственных озера, по шесть тысяч кубов воды каждое. Сооружены они на случай пожара и последний раз использовались в 2001 году, когда горел ЦУМ.
Первоначально на месте театра оперы и балета собирались построить грандиозный Дом науки и культуры (ДНиК), в котором были бы театральный и концертный залы, библиотека, НИИ, музей, картинная галерея и радиостудия. Но масштабный проект был слишком сложен и дорог, и архитекторы переделали его в более скромное, но все же многофункциональное здание: театр, цирк, планетарий, кинотеатр с проекцией на 360 градусов и даже бассейн для водных пантомим.
Танки и автомобили должны были въезжать на сцену прямо с улицы в дни демонстраций.
Лишь когда здание ДНиК было построено более чем наполовину, власти решили, что это будет традиционный театр оперы и балета. Архитектурный проект здания был значительно переработан, а уже возведенные стены и конструкции, не соответствовавшие новому варианту проекта, – разрушены.
Под куполом НОВАТа почти что полностью поместится московский Большой театр. Фото Михаила Пермина
В 1937 году начальник строительства театра Болеслав Ержембович, главный инженер Сергей Полыгалин и еще более десяти участников строительства за срыв невыполнимых сроков сдачи театра в эксплуатацию были объявлены врагами народа и арестованы. Большинство из них расстреляны или умерли в лагерях.
Народный артист СССР Зиновий Гердт после тяжелого ранения, полученного на фронте, долечивался в госпитале, который располагался в здании нынешнего университета архитектуры, дизайна и искусств. Он рассказывал, что, взирая на громадную стройку неподалеку, солдаты в госпитале спорили, что это: запасной кремль или «секретная пушка, чтобы прямо отсюда по Берлину стрелять». «Я почему-то понял, что ваш театр – это знак свыше мне, искалеченному и уже, казалось бы, бывшему актеру. Он для меня как талисман, как откровение!», – вспоминал Гердт.
НОВАТ признан самым современно оборудованным театром России. Фото Аркадия Уварова
Ходит легенда, что под Новосибирским оперным театром якобы был оборудован бункер для Сталина, из которого он руководил бы страной в случае, если Москва была бы захвачена врагом. На самом деле, подобные легенды бытуют едва ли не в каждом крупном сибирском городе.
Во времена войны в тогда еще недостроенном здании театра хранились лучшие экспонаты Третьяковской галереи, Эрмитажа, музея изобразительных искусств им. Пушкина и других знаменитых на весь мир музеев.
Картины Рембрандта, Боттичелли, Рубенса, государственная коллекция скрипок Страдивари.
За счет этого Новосибирск можно было считать одним из самых дорогих городов мира.
При постановке балета «Спартак» на сцену вышла настоящая тигрица Шакира, доставленная из Москвы. Фото с официального сайта novat.nsk.ru
Новосибирск спас и легендарную панораму обороны Севастополя в русско-турецкой войне, которую вывозили на военном корабле из уже осажденного Севастополя. В здании оперного реставраторы из Третьяковской галереи сохранили 86 оставшихся фрагментов картины от дальнейшего разрушения.
Открылся Новосибирский государственный театр оперы и балета 12 мая 1945 года оперой «Иван Сусанин». Что интересно, по случайному совпадению эта же опера, поставленная местными учащимися в начале XX века, тогда еще под названием «Жизнь за царя», стала и первой в истории всего города.
Театр оперы и балета – гордость новосибирцев. Фото Аркадия Уварова
37-й президент США Ричард Никсон, побывавший в ранге вице-президента в Новосибирске летом 1959 года, в своей статье «Россия, какой я ее увидел» уделил целую главу описанию своего посещения театра оперы и балета. Исполнение «Лебединого озера» он назвал «превосходным», а амфитеатр – «тщательно проработанным».
В июле 1963 года о присвоении Новосибирскому театру оперы и балета звания академического ходатайствовал сам Дмитрий Шостакович.
В ночь на 29 октября 2011 года группа руферов водрузила «Веселый роджер» на флагшток купола НОВАТа. Пиратский флаг провисел над оперным до утра.
История
Новосибирский театр оперы и балета имеет особую судьбу. Театр, который строился и открылся в период Второй мировой войны, вырос из смелой мысли, силы духа и жажды будущего. Истоки проекта, благодаря которому в итоге появилось самое большое в России театральное здание, находились в головокружительных идеях Всеволода Мейерхольда. В своей беседе с молодыми архитекторами в 1927 году он предложил «произвести революцию в области театрального здания, перепрыгнуть объективные данные современности», взять установку в проектировании на «замечательное будущее, лет на сто вперед». Строительство в начале 1930-х в одноэтажном городе огромного театрального здания было сродни полету на Марс. Инициаторы проекта хотели создать театр панорамно-планетарного типа, «театр техники и реальной обстановки», где перед зрителем могли появляться прямо с улицы автомобили, тракторы, танки или колонны демонстрантов. Непростые реалии зари социализма заставили от многого отказаться и многое изменить. И тем не менее Новосибирский театр оперы и балета всей своей историей доказал: невозможного нет.
Открытие Новосибирского театра оперы и балета состоялось 12 мая 1945 года — была представлена опера Глинки «Иван Сусанин». Ранее, в военные годы, в незавершенном театральном здании хранились эвакуированные фонды Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств им. Пушкина, дворцов-музеев Павловска и Царского Села, а также бесценные музыкальные инструменты работы Страдивари, Гварнери, Амати из государственной коллекции. С сентября 1941 года в Новосибирске размещался эвакуированный из осажденного города симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Оркестр, руководимый Евгением Мравинским, во время эвакуации дал более 500 концертов, которые посетило около 400 тысяч слушателей; состоялось также 240 концертов по радио. 7 ноября 1942 года в присутстии автора была исполнена первая часть Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которая была создана и прозвучала в блокадном Ленинграде.
В первые же сезоны Новосибирский театр оперы и балета имел хорошо укомплектованную труппу и мощные постановочные возможности. Активно формировался репертуар, преимущественно из классических произведений: зрители познакомились с операми «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Фауст», с балетом «Корсар». Для детской аудитории были предназначены балеты «Доктор Айболит» и «Аленький цветочек». Профессиональный уровень творческих коллективов определял выдающийся музыкант, народный артист СССР Исидор Зак. Он занимал пост главного дирижера на протяжении первых сезонов до 1949 года и вновь вернулся в театр в 1968 году, оставаясь на этому посту до 1986 года.
В 1955 году, через 10 лет после открытия, Новосибирский театр был приглашен с творческим отчетом в Москву; выступления прошли на сцене Большого театра. А уже в 1957 году состоялись первые зарубежные гастроли — в Китайской Народной республике. Спустя два года, в 1959 году, на новосибирской сцене появился балет «Драгоценный фонарь лотоса», поставленный китайскими хореографами.
В 1963 году Новосибирский театр оперы и балета получил звание «академический». К этому времени он имел репутацию театра ищущего, способного на эксперименты. 5 ноября 1961 года здесь состоялась мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». Постановщиком новаторского спектакля был Эмиль Пасынков, в 1960-х годах занимавший пост главного режиссера. С 1975 до 1988 главным режиссером театра был Ваагн Багратуни, который осуществил более 40 классических оперных постановок.
Для балетной труппы 1960-70-е годы — период интенсивного развития и завоевания широкой известности. Первые шаги в качестве балетмейстера на сцене театра делает Олег Виноградов, с артистами работают выдающиеся хореографы Петр Гусев, Василий Вайнонен, Юрий Григорович. В труппе театра появляются яркие балетные звезды — выдающиеся танцовщики Никита Долгушин, Любовь Гершунова, Анатолий Бердышев.
В международном культурном пространстве Новосибирский театр оперы и балета укрепил позиции в 1990-е годы. Коллективы театра активно гастролируют в различных странах, реализуют международные проекты — балет «Арго», оперы «Волшебная флейта» и «Леди Макбет Мценского уезда» (совместно с различными театрами и культурными институтами Германии).
С 2015 года Генеральным директором театра назначен Владимир Кехман (с 2018 года художественный руководитель театра). Под его руководством уже в первый сезон был проведен масштабный ремонт, представлена новая концепция развития театра, выпущено 30 новых постановок. В 2017 году полностью реконструирован концертный зал, получивший имя в честь первого главного дирижера театра Исидора Зака. Миссия Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ) сегодня — быть открытым пространством и центром притяжения всех творческих сил города, чтобы укрепить позиции Новосибирска как лидера в евразийском культурном пространстве. Музыкальный руководитель и главный дирижер театра – Дмитрий Юровский. Руководитель балета – заслуженный артист Украины Денис Матвиенко.
В каком году был построен оперный театр в новосибирске
Новосибирский театр оперы и балета имеет особую судьбу. Театр, который строился и открылся в период Второй мировой войны, вырос из смелой мысли, силы духа и жажды будущего. Истоки проекта, благодаря которому в итоге появилось самое большое в России театральное здание, находились в головокружительных идеях Всеволода Мейерхольда. В своей беседе с молодыми архитекторами в 1927 году он предложил «произвести революцию в области театрального здания, перепрыгнуть объективные данные современности», взять установку в проектировании на «замечательное будущее, лет на сто вперед». Строительство в начале 1930-х в одноэтажном городе огромного театрального здания было сродни полету на Марс. Инициаторы проекта хотели создать театр панорамно-планетарного типа, «театр техники и реальной обстановки», где перед зрителем могли появляться прямо с улицы автомобили, тракторы, танки или колонны демонстрантов. Непростые реалии зари социализма заставили от многого отказаться и многое изменить. И тем не менее Новосибирский театр оперы и балета всей своей историей доказал: невозможного нет.
Открытие Новосибирского театра оперы и балета состоялось 12 мая 1945 года — была представлена опера Глинки «Иван Сусанин». Ранее, в военные годы, в незавершенном театральном здании хранились эвакуированные фонды Эрмитажа, Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств им. Пушкина, дворцов-музеев Павловска и Царского Села, а также бесценные музыкальные инструменты работы Страдивари, Гварнери, Амати из государственной коллекции. С сентября 1941 года в Новосибирске размещался эвакуированный из осажденного города симфонический оркестр Ленинградской филармонии. Оркестр, руководимый Евгением Мравинским, во время эвакуации дал более 500 концертов, которые посетило около 400 тысяч слушателей; состоялось также 240 концертов по радио. 7 ноября 1942 года в присутстии автора была исполнена первая часть Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которая была создана и прозвучала в блокадном Ленинграде.
В первые же сезоны Новосибирский театр оперы и балета имел хорошо укомплектованную труппу и мощные постановочные возможности. Активно формировался репертуар, преимущественно из классических произведений: зрители познакомились с операми «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Фауст», с балетом «Корсар». Для детской аудитории были предназначены балеты «Доктор Айболит» и «Аленький цветочек». Профессиональный уровень творческих коллективов определял выдающийся музыкант, народный артист СССР Исидор Зак. Он занимал пост главного дирижера на протяжении первых сезонов до 1949 года и вновь вернулся в театр в 1968 году, оставаясь на этому посту до 1986 года.
В 1955 году, через 10 лет после открытия, Новосибирский театр был приглашен с творческим отчетом в Москву; выступления прошли на сцене Большого театра. А уже в 1957 году состоялись первые зарубежные гастроли — в Китайской Народной республике. Спустя два года, в 1959 году, на новосибирской сцене появился балет «Драгоценный фонарь лотоса», поставленный китайскими хореографами.
В 1963 году Новосибирский театр оперы и балета получил звание «академический». К этому времени он имел репутацию театра ищущего, способного на эксперименты. 5 ноября 1961 года здесь состоялась мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». Постановщиком новаторского спектакля был Эмиль Пасынков, в 1960-х годах занимавший пост главного режиссера. С 1975 до 1988 главным режиссером театра был Ваагн Багратуни, который осуществил более 40 классических оперных постановок.
Для балетной труппы 1960-70-е годы — период интенсивного развития и завоевания широкой известности. Первые шаги в качестве балетмейстера на сцене театра делает Олег Виноградов, с артистами работают выдающиеся хореографы Петр Гусев, Василий Вайнонен, Юрий Григорович. В труппе театра появляются яркие балетные звезды — выдающиеся танцовщики Никита Долгушин, Любовь Гершунова, Анатолий Бердышев.
В международном культурном пространстве Новосибирский театр оперы и балета укрепил позиции в 1990-е годы. Коллективы театра активно гастролируют в различных странах, реализуют международные проекты — балет «Арго», оперы «Волшебная флейта» и «Леди Макбет Мценского уезда» (совместно с различными театрами и культурными институтами Германии).
На стабильности творческого процесса негативно отразились кризисные явления в управлении театром; весной 2015 года они вылились в острый общественный конфликт. Это вызвало необходимость в смене руководства. Генеральным директором театра вместо Бориса Мездрича был назначен Владимир Кехман.
В каком году был построен оперный театр в новосибирске
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
[ | website | | | Gelio Vostok | ] |
[ | userinfo | | | Обо мне | ] |
[ | archive | | | gelio@inbox.ru | ] |
|