в каком году был построен иркутский жд вокзал

Иркутский железнодорожный вокзал

в каком году был построен иркутский жд вокзал. thumb.php?f=Bur vokzal 1. в каком году был построен иркутский жд вокзал фото. в каком году был построен иркутский жд вокзал-thumb.php?f=Bur vokzal 1. картинка в каком году был построен иркутский жд вокзал. картинка thumb.php?f=Bur vokzal 1. На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.

в каком году был построен иркутский жд вокзал. magnify clip. в каком году был построен иркутский жд вокзал фото. в каком году был построен иркутский жд вокзал-magnify clip. картинка в каком году был построен иркутский жд вокзал. картинка magnify clip. На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.

в каком году был построен иркутский жд вокзал. thumb.php?f=Bur vokzal 2. в каком году был построен иркутский жд вокзал фото. в каком году был построен иркутский жд вокзал-thumb.php?f=Bur vokzal 2. картинка в каком году был построен иркутский жд вокзал. картинка thumb.php?f=Bur vokzal 2. На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.

в каком году был построен иркутский жд вокзал. magnify clip. в каком году был построен иркутский жд вокзал фото. в каком году был построен иркутский жд вокзал-magnify clip. картинка в каком году был построен иркутский жд вокзал. картинка magnify clip. На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.

На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.

Однако после долгих дискуссий городская Дума выбрала место для вокзала и комплекса ремонтных мастерских у подножия Глазковского предместья.

При производстве строительных и железнодорожных работ на месте строительства вокзала и депо обнаружились захоронения каменного и бронзового веков. К сожалению, этим находкам в то время было придано мало значения, и большая часть найденного была расхищена рабочими и инженерами.

Закладка каменного здания железнодорожного вокзала состоялась 15 июня 1897 года, а к началу августа следующего года его строительство было закончено. Площадь за железнодорожным вокзалом была предоставлена для перевалочного пункта, где товары с гужевого транспорта перегружались в железнодорожные вагоны и наоборот.

В 1907 году облик иркутского вокзала значительно изменился. Рядом со старым было выстроено новое большое здание с протяженным симметричным фасадом. Из-за такого соседства старый вокзал совсем потерялся.

в каком году был построен иркутский жд вокзал. thumb.php?f=Bur vokzal 3. в каком году был построен иркутский жд вокзал фото. в каком году был построен иркутский жд вокзал-thumb.php?f=Bur vokzal 3. картинка в каком году был построен иркутский жд вокзал. картинка thumb.php?f=Bur vokzal 3. На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.

в каком году был построен иркутский жд вокзал. magnify clip. в каком году был построен иркутский жд вокзал фото. в каком году был построен иркутский жд вокзал-magnify clip. картинка в каком году был построен иркутский жд вокзал. картинка magnify clip. На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.

Строительство нового здания вокзала станции Иркутск началось в апреле 1906 года. Открытие состоялось 11 ноября 1907 года. Даты начала и окончания работ по возведению здания были выбиты на башенках центральной части. Иркутский вокзал был одним из самых крупных на всей Сибирской железной дороге от Челябинска до Владивостока.

Хотя первое здание на его месте было возведено еще в конце XIX века, нынешний облик главные ворота города обрели в 1907 году. Тогда двухэтажный, отличающийся вытянутым фасадом вокзал Иркутска считался самым крупным от Челябинска до Владивостока. С ним связаны многие события и имена в истории страны. 87 лет назад здесь был арестован, а затем препровожден в местную тюрьму и расстрелян лидер белого движения адмирал Александр Колчак. Через здание вокзала проходили известные военачальники Тухачевский, Буденный, Рокоссовский, Жуков. Отсюда уезжали на защиту Москвы, Ленинграда, Сталинграда бойцы прославленных сибирских дивизий, а спустя десятилетия – отряды добровольцев на строительство Братска, Усть- Илимска, Байкало-Амурской магистрали.

В первом десятилетии ХХ века вокзальная площадь была значительно уже, чем в наши дни, и транспорт, связыающий станцию с центром города, был другой. А здание вокзала снаружи изменилось мало, только исчезли декоративные вазоны на парапетах, закрашены надписи на аттиках центральной части, утрачены флагштоки на башенках. Да появился пристрой, соединивший старый и новый вокзалы.

Источник

Иркутский железнодорожный вокзал: исторические сведения

Вы здесь

Новости ogirk.ru

Оглавление

Иркутский железнодорожный вокзал

в каком году был построен иркутский жд вокзал. vokzl459 0. в каком году был построен иркутский жд вокзал фото. в каком году был построен иркутский жд вокзал-vokzl459 0. картинка в каком году был построен иркутский жд вокзал. картинка vokzl459 0. На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.

в каком году был построен иркутский жд вокзал. vokz464. в каком году был построен иркутский жд вокзал фото. в каком году был построен иркутский жд вокзал-vokz464. картинка в каком году был построен иркутский жд вокзал. картинка vokz464. На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.

в каком году был построен иркутский жд вокзал. irk vokzal. в каком году был построен иркутский жд вокзал фото. в каком году был построен иркутский жд вокзал-irk vokzal. картинка в каком году был построен иркутский жд вокзал. картинка irk vokzal. На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.

в каком году был построен иркутский жд вокзал. 8af644aca412. в каком году был построен иркутский жд вокзал фото. в каком году был построен иркутский жд вокзал-8af644aca412. картинка в каком году был построен иркутский жд вокзал. картинка 8af644aca412. На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.

в каком году был построен иркутский жд вокзал. vszhd 1 2. в каком году был построен иркутский жд вокзал фото. в каком году был построен иркутский жд вокзал-vszhd 1 2. картинка в каком году был построен иркутский жд вокзал. картинка vszhd 1 2. На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.

в каком году был построен иркутский жд вокзал. full gallery 27006.1288157638. в каком году был построен иркутский жд вокзал фото. в каком году был построен иркутский жд вокзал-full gallery 27006.1288157638. картинка в каком году был построен иркутский жд вокзал. картинка full gallery 27006.1288157638. На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.

В 2007 году архитектурному памятнику Иркутска исполнилось 100 лет. Железнодорожное здание, безусловно, одно из cамых красивых строений столицы Восточной Сибири. Это первое, что начинают фотографировать иностранцы, едва ступив на нашу землю. За столетний срок здание многое повидало, через него прошли миллионы простых граждан, сотни тысяч известных людей, тысячи VIP-персон.

Две части иркутского вокзала

Комплекс железнодорожного вокзала состоит из двух частей. Встав лицом к фасаду, увидим, что его правый край — коричневого цвета. Это первая часть вокзала. Ее строительство началось в 1897 году. А 16 августа 1898 года уже прошел первый поезд. Его, как первенца иркутского железнодорожного сообщения, украсили гирляндами и флагами, встречали торжественно.

Наличие железнодорожного депо и вокзала благотворно повлияло на развитие Иркутска. Увеличился товарооборот, усилилась экономическая связь с Европейской Россией, выросло стратегическое значение Иркутска. Когда началась Русско-японская война, вокзалу пришлось принимать огромное количество солдат, что создавало неудобство для гражданских пассажиров. Возникла необходимость увеличить вокзал. И по проекту архитектора В.И.Коляновского началось двухлетнее строительство новой, второй, и большей по размеру части вокзала. Строительство было завершено и новенький вокзал ввели в эксплуатацию в ноябре 1907 года. Правая же часть была надолго законсервирована — до 1938 года.

В 1938 году на вокзале произошли существенные изменения. Во-первых, расконсервировали старую часть вокзала. Во-вторых, на ней построили второй этаж. И в-третьих, объединили обе части здания.

Василий Лазаревич Курочкин, руководитель Музея истории вагонного депо, несколько десятилетий проработал в депо, и ему известно много интересного об Иркутском вокзале. О его истории и истории Сибирской железной дороги В.Л. Курочкин рассказывает с увлечением.

— В 1946 году ввели должность НОД — начальника отделения дороги, так как железная дорога была поделена на отделения. Наше, относящееся к Иркутску, отделение дороги — от станции Петровский Завод Читинской области до станции Еланской недалеко от Тайшета, если не считать ответвлений в стороны, — говорит Василий Лазаревич.

Железная дорога имеет чрезвычайно сложную структуру. Службы связи, службы локомотивные, вагонные. Непосвященному человеку трудно разобраться в совокупности и соподчиненности всех элементов, образующих целостный механизм, именуемый железной дорогой.

Ангара напоила принца

В 1950-е годы привокзальную территорию стали расширять. Если ехать в сторону рынка, слева от трамвайной линии, там, где сейчас тянутся ряды торговых павильонов, раньше размещались каменные хозяйственные пристройки. Чтобы сломать их, пригнали танки.

— Я тогда работал заместителем начальника депо и лично был этому свидетелем, — вспоминает Курочкин.

По долгу службы Василию Лазаревичу довелось быть свидетелем и участником многих нестандартных ситуаций в жизни вокзала.

Когда в Иркутск прибывали VIP-персоны, проверки были очень строгими и касались буквально всего. Доходило до смешного.

— Мы загружаем в вагоны дрова, а рядом стоит сотрудник КГБ и смотрит: если попадется среди поленьев неровное, сучковатое, — отбрасывает. Загружаем уголь — смотрит, чтобы в нем посторонних предметов не оказалось, — говорит Василий Лазаревич.

Да, высоких гостей в Иркутске встречали по-особому.

В данном случае сама жизнь скаламбурила: высокие гости оказались очень невысокими.

— На церемонии встречи мы стоим, смотрим и удивляемся: принц Сианук такого маленького роста, чуть не по пояс нашим! И его высокопоставленный придворный тоже. А супруга принца, помню, очень красивая женщина была, индианка, — говорит Курочкин.

Он водит нас по музею и вспоминает бывших начальников вокзала, которых знает наперечет: Гришин, Пономарев, Зезюлин, Солонин. Каждый из них внес свой вклад в развитие Иркутского вокзала. В 1965 году построили подземный выход к железнодорожным путям. Большие работы по благоустройству привокзальной территории были проведены к 300-летию Иркутска.

В настоящее время начальником Иркутского вокзала является Ирина Владленовна Кондратьева. Приняв эстафету управления, она достойно ведет традиционную линию начальников по улучшению и развитию вокзала. Кондратьева внесла в функционирование вокзала новшества. Некоторые из них весьма любопытны и, вероятно, известны далеко не всем, так как введены совсем недавно, буквально в этом году.

На рельсы — через Интернет

Вначале была любовь. Любовь к романтике железной дороги, к перестуку колес в поездах, идущих далеко-далеко, к пересвисту локомотивов, к ночным огонькам, мерцающим на путях. Потом был железнодорожный институт. После него на Иркутском вокзале Кондратьева начала работать билетным кассиром. В 1993 году, когда Кондратьева уже находилась на руководящей работе, начался ремонт. Интерьер вокзала кардинально обновили. В 90-е же годы при вокзале начал работать санитарный корпус, где кроме платного туалета можно стало пользоваться парикмахерскими и другими бытовыми услугами. А недавно был открыт Центр дополнительных услуг. Пассажирам, едущим с пересадкой и ожидающим свой рейс несколько часов, центр предоставляет возможность совершить экскурсию по Иркутску. Согласитесь, удобно, не правда ли? Представьте: вы приезжаете в далекий город, до вашего поезда пара-тройка часов. Куда за это время сходишь, если самостоятельно? Время поджимает, да и город незнакомый, хочется его посмотреть, но смотреть не знаешь что, и отлучаться чревато. Сидеть же в ожидании на одном месте тяжело. А Центр дополнительных услуг при Иркутском вокзале поможет не потерять время и не упустить шанса ознакомиться с достопримечательностями города. Причем провезут по самым значимым пунктам и с гарантией, что не опоздаете, так как заранее согласуют экскурсионную программу и сроки по билетам.

Кстати, о билетах. Их с недавнего времени можно заказать через Интернет. Заказ полностью оформляется виртуально, на вокзале вы лишь получаете билет в специальной кассе. Это еще один нововведенный элемент комфортности. Словом, нынешний Иркутский вокзал модернизирован, современен и прекрасно обустроен, радует и глаз, и душу ухоженность его внутреннего и внешнего вида. Данное обстоятельство — результат постоянных забот Ирины Владленовны. В разговоре чувствуется, что она большое значение придает порядку и чистоте на вокзале и привокзальной территории. Что ж, абсолютно правильно, ведь вокзал — лицо города для приезжих, по нему судят о городе его гости. Гостями же Иркутска, как говорилось выше, бывают и хрестоматийные полководцы, и заграничные принцы, и эстрадные суперзвезды.

— Было у нас забавное происшествие с Аллой Пугачевой, — улыбается Ирина Владленовна. — Мы встречаем ее, тут пресса, руководство вокзала, секьюрити. Выходит Алла Борисовна, принимает картинную позу. Секундная пауза, шушуканье, тишина. Следуют вспышки фотокамер. По правилам, в такой момент у вагона не должно быть посторонних. Но в тот раз каким-то образом рядом вышел рабочий-путеец, здоровенный такой мужичина. И вот в тишине у этого рабочего, пораженного внезапным лицезрением звезды, невольно и простодушно вырывается хриплым басом: «Это хто? Пугачева, что ли?! Ужас какой!» Мы смеемся.

Бомба в поезде

— А был еще забавный случай с Борисом Моисеевым, когда он приехал в Иркутск вместе с Николаем Трубачом, — продолжает Ирина Владленовна. — Решили они, видимо из причуды какой-то, побыть ближе к народу. Явились нехарактерно, запросто, на вокзал втроем — Моисеев, его охранник и Трубач. Охранник подходит в справочную, спрашивает о вариантах следования в город, куда они направлялись после Иркутска. Подходит сам Моисеев и, не удовлетворенный вариантами, капризно и артистично бросает что-то вроде: «Прицепите мне вагон до Красноярска!» А девушка не узнала Моисеева, к тому же устала, конец смены. И не самым любезным тоном она отвечает Моисееву, — мол, а самолет тебе сюда не надо подогнать? У Моисеева чуть истерика не случилась, он к охраннику: «Она меня оскорбила!» Ну, тут уже появилось начальство, разобрались, инцидент был исчерпан. Проблему артистов с перевозом решили. А Борис Моисеев из благодарности за решенную проблему полушутливо сказал нашим девочкам, что нарядится и станцует для них прямо здесь и сейчас, на вокзале. «Есть у вас колготки?» — спрашивает Моисеев у них. «Нет, нет!» — смутились сотрудницы. «Ну, а помада губная?» «Есть, но она плохая», — заскромничали сотрудницы. На что Борис Моисеев со своей неподражаемой, неторопливо-вкрадчивой интонацией выдал «афоризм»: «Ну что вы, что вы. Не бывает плохой помады, бывают плохие губы. » — смеется Ирина Владленовна.

— Ее и не было вовсе. Выяснилось, что звонивший мужчина опаздывал на этот самый поезд. И решил таким «оригинальным» способом задержать рейс, чтобы успеть на поезд, — рассказывает Кондратьева.

К счастью, за время работы Кондратьевой в должности начальника это был единственный случай, заставивший всерьез понервничать аппарат вокзала. Вообще, надо заметить, Иркутскому железнодорожному вокзалу в его столетней истории удалось избежать существенных потрясений. Правда, на одной из старинных и редких архивных фотографий можно увидеть железнодорожные пути, заваленные камнями и обломками деревьев. Вероятно, тогда сошел сель (ведь рядом с вокзалом гора), либо был особо мощный ураган. Так можно предположить по фото и крайне скудной информации из печатных источников, относящихся к тому периоду. По фотографиям же можно обнаружить своего рода преемственность в организации привокзального пространства. Там, где сейчас располагаются маршрутки и такси, в старину тоже находилась стоянка для транспорта — конного. Правда, то был пункт не для частных и пассажирских, а для казенных грузовых перевозок. А вид охранника у входа вызвал мысль о том, что, наверное, век назад вот так же стоял здесь городовой, надзиравший за порядком.

Иркутскому железнодорожному вокзалу — 100 лет; его история продолжается. Пусть она будет такой же благополучной, как и раньше.

Источник

Дом миллионов лиц: 110 лет вокзалу Иркутска

Иркутск — ворота Байкала, и он всегда притягивал к себе людей. Однако до строительства Транссибирской магистрали путешествие к нему было поистине эпопеей. Дорога от Москвы могла занимать долгие месяцы. Сейчас через Иркутск ежедневно проходят десятки поездов: кто-то едет с Запада на Восток, кто-то наоборот, но все здесь останавливаются и знакомятся с вокзалом города, которому в этом месяце исполняется 110 лет. «Первый Байкальский» расскажет об этом известном здании

Бездомная дорога

Вообще-то первый поезд пришел в Иркутск еще в далеком 1898 году. Это торжественное и поистине знаменательное событие произошло 16 августа. Прибывший поезд был украшен флагами и гирляндами, а встречали его со всеми подобающим почестями. И вокзал к тому времени тоже был, но это было небольшое здание, по сути временное.

Долгое время Иркутск – к тому времени уже крупный по сибирским меркам город – не имел настоящего вокзала. Его начали строить вместе с началом расширения станции. Произошло это после поражения в Русско-японской войне, когда стало очевидно, что для того, чтобы удержать огромные восточные владения империи, необходимо улучшать железнодорожное сообщение и в том числе строить новые вокзалы.

В апреле 1906 г. наконец-то началось строительство нового вокзала, отвечавшего всем требованиям, предъявляемым к такого рода сооружениям. Открытие нового вокзала состоялось 11 ноября 1907 г.

В новом здании в двух залах обслуживались пассажиры 1-го, 2-го и 3-го классов. В каждом зале находился свой буфет, а кроме того, туалеты, парикмахерская, камера хранения, сберегательная касса, парадные комнаты. В зале 1-го и 2-го классов были паркетные полы, в зале 3-го класса – асфальтовые. Привокзальный перрон вымощен плитками. Здание вокзала стало одной из самых красивых, современных и инновационных построек города. Надо понимать, что для начала XX века и железные дороги, и всё сопутствующее ей было самым последним словом техники.

В старом здании вокзала остались служба телеграфа, контора дежурного по станции. Часть здания предназначалась для пассажиров 4-го класса и переселенцев, а часть была отдана для хранения ручного багажа пассажиров первых трех классов.

Для выполнения почтовых операций имелось здание рядом со старым вокзалом. В другом двухэтажном доме на втором этаже находился телеграф, а на первом – охрана и квартира унтер-офицера.

История и современность

в каком году был построен иркутский жд вокзал. rail 1. в каком году был построен иркутский жд вокзал фото. в каком году был построен иркутский жд вокзал-rail 1. картинка в каком году был построен иркутский жд вокзал. картинка rail 1. На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.Со временем происходили некоторые изменения на территории станции, и вокзал был реконструирован. Новое здание постройки 1907 г. и пассажирское здание постройки 1898 г. соединили между собой еще одним корпусом. Вновь выстроенный переход был выполнен в том же стиле, в каком построены прежние здания. А первый вокзал был надстроен вторым этажом, у него изменили внешний вид, а внутри – планировку.

До строительства железобетонного моста через главную реку Иркутска – Ангару – связь вокзала с городом осуществлялась через деревянный путепровод и понтонный мост. Но уже в 1930-х гг. намечалось строительство трамвая для связи города с вокзалом, поэтому с сооружением железобетонного ангарского моста деревянный путепровод был заменен металлическим.

Дальнейшее развитие железнодорожной магистрали виделось в проектировании новых направлений. В конце 1930-х гг. вопрос об обходе кругобайкальского участка Восточно-Сибирской железной дороги перешел в практическую плоскость. Над станцией Иркутск вновь нависла угроза остаться в стороне от магистральной линии, впрочем, это уже была не та ситуация, которая сложилась во время сооружения Транссиба. Без железной дороги город, конечно же, уже не мог остаться.

Переправа поездов через озеро была крайне неудобной и требовала других, более оптимальных с точки зрения логистики решений. К тому же, КБЖД хотя и очень живописный участок Транссиба, но для него нередки обвалы скал, что тоже затрудняло сообщение межу Центральной Россией и Дальним Востоком.

В 1936 г. по заданию Народного комиссариата путей сообщения началось исследование обхода озера Байкал. А уже в 1939 г. «Союзтранспроект» должен был организовать проектно-изыскательские работы и составить проект новой двухпутной железнодорожной линии в направлении от Иркутска II (Иркутска-Сортировочного) по долине р. Олхи со спуском у станции Слюдянка. Проектные работы должны были завершиться к 1 августа 1940 г., а строительство новой железнодорожной линии – к августу 1942 г. Даже с началом Великой Отечественной войны приказ не был отменен. Работы были выполнены, как указано в приказе.

Перевальная железнодорожная линия, начавшая строиться в марте 1941 г., была построена в однопутном варианте в 1949 г. В 1956 г., когда почти весь железнодорожный участок Иркутск – Байкал был затоплен в результате строительства Иркутской гидроэлектростанции, поезда пошли по новой, уже двухпутной магистрали Иркутск – Большой Луг – Слюдянка.

Тогда считалось, что в связи с тяжелым профилем перевальной железнодорожной линии она вскоре не справится с растущим грузооборотом. Одним из возможных вариантов увеличения пропускной способности участка Иркутск – Слюдянка являлось строительство линии Иркутск – Байкал в обход затопленного участка. Однако проект так и не был реализован.

в каком году был построен иркутский жд вокзал. rail 2. в каком году был построен иркутский жд вокзал фото. в каком году был построен иркутский жд вокзал-rail 2. картинка в каком году был построен иркутский жд вокзал. картинка rail 2. На перроне первого иркутского железнодорожного вокзала. Платформа представляла собой дощатый настил. В первые годы ХХ века Великий Сибирский путь был еще однопутным: разойтись поезда могли только на станциях, где для этого устраивали два и более путей.

В первой половине 1960-х гг. во время очередной реконструкции вокзала к нему был пристроен пригородный павильон, сделан пешеходный тоннель, перепланированы помещения, расширена и благоустроена привокзальная площадь. Затем в связи со столетием прихода первого поезда в Иркутск была осуществлена очередная реконструкция здания, и, наконец, в 2004 г. вокзал приобрел тот облик, который имеет сейчас.

Это здание помнит страшные годы гражданской войны, помнит лица сибиряков, отправляющихся защищать Москву в 1941 году, и тех, кто через четыре годы ехал на восток воевать против Японии. Вокзал принимал у себя переселенцев, политиков и даже королевских особ, а также простых пассажиров и путешественников.

Источник

Прошлое, настоящее и будущее железнодорожного вокзала Иркутск-Пассажирский

Этот материал был напечатан:

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных 75-летию Свердловского округа. Как известно, это самый крупный район Иркутска. Численность населения округа составляет более 200 тысяч человек. Сегодня мы расскажем об еще одном знаковом не только для города, но и для всего региона месте — Иркутском железнодорожном вокзале.

Флаги, цветы, гирлянды

В 2017 году зданию вокзала Иркутск-Пассажирский исполнилось 120 лет. Это памятник архитектуры, одно из самых красивых и необычных строений областного центра.

Комплекс состоит из двух частей. Встав лицом к фасаду, мы увидим, что его правый край окрашен в коричневый цвет. Эта часть здания построена первой. Ее строительство началось еще в 1897 году. А уже 16 августа 1898 года в Иркутск прибыл первый поезд. Это событие, безусловно, дало толчок экономическому развитию нашего края.

С прибытием в Иркутск первого поезда связано несколько интересных фактов. Так, строительство вокзала началось за год до этого события. Никто тогда еще точно не знал, где именно пройдут железнодорожные пути.

— Таким образом иркутяне дали понять, где, по их мнению, они должны быть проложены, — рассказывает заведующий отделом истории музея истории города Иркутска Евгений Меньшагин.

К торжественному дню прибытия первого поезда в Иркутск горожане готовились заранее.

— С раннего утра народ начал стекаться в Глазковское предместье, где находился железнодорожный вокзал. Городские власти заранее расклеили по городу 280 объявлений, в которых попросили жителей украсить свои дома, — рассказывает главный хранитель фонда музея истории ВСЖД Александр Хобта. — И каждый, кто мог, спешил водрузить на свое жилище флаг. В особенности много стягов установили на понтонном мосту через Ангару имени цесаревича Николая.

Все любовались и красивой аркой, переброшенной через железнодорожное полотно и построенной на средства города. Арка была украшена флагами, еловыми ветками, щитом с надписью «Привет от Иркутска! 16 августа 1898 года» и гербом города. Небольшой одноэтажный вокзал также был празднично убран.

«Во избежание беспорядка публика к вокзалу допускалась лишь по билетам. Остальные граждане расположились вдоль железнодорожного полотна, а также на Глазковской горе на правом берегу Ангары, на подошедшем к берегу напротив пароходе, на близлежащем островке и на лодках. Платформа у вокзала была задрапирована материей национальных цветов и украшена гирляндами, зеленью и флагами», — так описывается этот день в летописи Колмакова.

Кстати, прошлым летом, спустя 120 лет после прибытия в город первого поезда, на перроне Иркутского железнодорожного вокзала состоялось костюмированное театрализованное шоу, посвященное этому событию.

В стиле классицизма

Открытие железнодорожного депо и вокзала благотворно повлияло на развитие города. Увеличился товарооборот, усилилась экономическая связь с европейской частью России, выросло стратегическое значение Иркутска.

Когда началась Русско-японская война, вокзалу пришлось принимать огромное количество солдат, что создавало неудобство для гражданских пассажиров. Возникла необходимость увеличить вокзал. И по проекту архитектора В.И.Коляновского началось двухлетнее строительство второй, большей по размеру части вокзала. Ввели в эксплуатацию эту новую площадь в ноябре 1907 года. Правая же часть была надолго законсервирована, вплоть до 1938 года.

В 1938 году здесь произошли существенные изменения. Во-первых, расконсервировали старую часть вокзала. Во-вторых, надстроили второй этаж. И, в-третьих, объединили обе части здания.

В 1950-е годы привокзальную территорию стали расширять. Если ехать в сторону рынка, слева от трамвайной линии в те времена размещались каменные хозяйственные пристройки. Позже их снесли.

В 1964 году возведен павильон для обслуживания пассажиров пригородных поездов, сооружен пешеходный тоннель, перепланированы помещения, расширена и благоустроена привокзальная площадь. Основная часть строения выполнена на основе типового проекта «Пассажирское здание для станции II класса» с использованием архитектурных форм классицизма: высоких арочных окон, оформлением главного фасада в виде портика и т. д.

Кстати, постройки 1906—1907 и 1936 годов выполнены также с соблюдением классических традиций. Их отличают симметрия, строгость, статичность.

В 1998 году, к столетию Транссиба, вокзал полностью реконструировали, в 2004 году отремонтировали пригородный павильон. Сейчас здание вокзала представляет собой комплекс из четырех разновременных построек общей площадью почти восемь тысяч кв. метров.

Современный и комфортный

Сегодня Иркутский железнодорожный вокзал — один из крупнейших современных логистических центров Восточной Сибири. Отсюда ежегодно отправляются в дальние поездки по стране более 750 тысяч пассажиров, в пригородные — около 600 тысяч человек в год. Суточный пассажиропоток составляет 3700 человек.

В летнее время движение пассажирских поездов дальнего следования составляет 18 пар составов в сутки. Столько же ходит и электричек. Около полутора тысяч жителей и гостей города ежедневно приобретают в кассах билеты на поезда дальнего следования.

Для удобства пассажиров здесь сегодня есть все необходимое — традиционные информационно-справочные услуги, комфортная зона отдыха, комната матери и ребенка, медпункт, Wi-Fi, а также много дополнительных услуг.

С января этого года на вокзале запустили автоматизированную систему управления очередью в билетные кассы дальнего следования. Она позволяет равномерно распределять покупателей по работающим кассам и экономить их время. В основе работы «умных очередей» заложена дифференциация разных операций: покупка и возврат билета, оформление льготного проездного документа или багажной квитанции, групповой поездки и другие услуги.

В прошлом году здесь начались масштабные ремонтные работы. Сейчас идет первый этап реконструкции — обновление подземного тоннеля, также будут смонтированы два лифта для маломобильных пассажиров, на платформах появятся навесы, тревожные кнопки, информационное оборудование. В дальнейшем полностью преобразится комплекс пригородного сообщения, его построят в одном стиле с основным вокзалом. Параллельно пройдет и обустройство привокзальной территории.

На втором этапе планируется строительство объединенного пассажирского зала и модернизация инженерных сетей. Благодаря этому пропускная способность комплекса увеличится до семи тысяч пассажиров в сутки.

На третьем этапе реконструкции предусматривается обновление существующего здания вокзала с сохранением исторических архитектурных форм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *