в каком году был открыт первый в россии университет
В каком году был открыт первый в россии университет
Дипломные работы, курсовые, рефераты. запись закреплена
Первый университет в России – историческая справка
Исторически сложилось, что в России производителями новых знаний являются университеты. Их роль в производстве, распространении, хранении и использовании знаний и информации в условиях современного общества, которое основано на знаниях возрастает, несмотря на появление и деятельность других многочисленных субъектов сферы образования.
Однако хочется приобщиться к истории возникновения и становления высшего образования в России и выяснить когда, где и кем был основан первый университет в России.
Итак, совершим небольшую экскурсию в историю создания первого российского высшего учебного заведения…
Предпосылки создать первый университет в России были сделаны ещё в 1600 году Борисом Годуновым, однако его затее не суждено было осуществиться из-за сопротивления духовенства к таким новшествам. Славяно-греко-латинская академия, открытая в Москве в 1685 году, была единственным учреждением высшего образования в России до 17 века, однако не считалась светским заведением.
Многие историки считают, что система образования в России зародилась в январе 1724 года по инициативе Петра I с утверждением приказа о создании в Петербурге Академии наук, при которой располагался университет и гимназия. Однако в то время в Академическом университете остро стояла проблема с преподавательским составом, поскольку в России преподавателей просто не было, и профессоров приглашали из Европы, а также с количеством обучающихся – в то время военная карьера считалась более престижной, да и дворяне неохотно отдавали своих детей учиться.
Обучение проходило на латыни и других иностранных языках, поскольку преподаватели не владели русским языком. В 1726—1733 годах в Академическом университете было всего 38 студентов. В 1747 году в Академии наук был принят новый Устав, который привлёк большее внимание к деятельности университета, студенты стали изучать новые дисциплины. В период с 1758 по 1765 года должность ректора университета принадлежала выдающемуся учёному М.В. Ломоносу, после смерти которого, и университет прекратил своё существование.
Вообще споры историков о том, когда, где и кем был основан первый университет в России, существуют и сейчас. Кто-то, считает, что первым университетом был МГУ им. М.В. Ломоносова, основанный в 1755 году, некоторые – что это был Кёнигсбергский университет (Альбертина), расположенный на территории современной России. А.С. Пушкин писал, что М.В. Ломоносов «начал русский язык», создав первый русский университет, но это лишь в его метафорах, в реальности все немного по-другому.
Первый университет страны
«Он создал наш первый университет» – так сказал Александр Пушкин о «великом поморце» Михаиле Ломоносове и его детище – Московском государственном университете. В январе 1755 года был подписан царский указ о создании наукограда, и уже 7 мая того же года состоялось официальное открытие учебного заведения.
В середине XVIII века пришедший из Архангельска в лаптях Михаил Ломоносов своим энтузиазмом сумел заразить Елизавету Петровну и вместе с её фаворитом Иваном Шуваловым написал проект об утверждении Московского университета. Сами условия благоприятствовали появлению этого учебного заведения: центральное положение и относительная дешевизна жизни в Москве, множество дворян, нуждавшихся в качественном образовании для своих детей. Императрица сочла эти доводы достойными, и Высочайший Указ увидел свет 12 (25) января 1755 года. 26 апреля (7 мая) была прочитана первая лекция по русскому языку – с этой даты следует отсчитывать преподавательскую деятельность.
Первоначально в университете было только три факультета: философский, медицинский и факультет права. Надо отметить, молодые преподаватели несказанно удивляли общественность: лекции в западноевропейских учебных заведениях читались только на латыни, в российском же университете «не было мысли, которую невозможно было бы объяснить на русском».
Для открытия Московского университета императрица выделила здание бывшей Главной аптеки у Воскресенских ворот на Красной площади (сейчас там находится Исторический музей). После пожара 1812 года университет переехал на угол Большой Никитской и Моховой. Знаменитый высотный корпус на Воробьёвых горах, родной дом для поколений студентов, появился только в 1953 году. А имя великого русского академика Ломоносова первый университет страны получил 7 мая 1940 года.
В МГУ используются самые современные образовательные технологии, которые профессора мастерски сочетают с фундаментальностью знаний. Благодаря этому, университет занимает почётные места как в отечественных, так и в зарубежных рейтингах. Например, это единственный российский вуз, вошедший в топ-100 лучших университетов мира.
Главное здание МГУ – сталинка на Воробьёвых горах – долгое время являлось самым высоким в Европе. В наши дни его стены периодически становятся своеобразным экраном для лазерных шоу. В 2016 году здесь проходил московский фестиваль «Круг света» – дом знаний расцвёл яркими красками и диковинными рисунками, впечатляя зрителей, не выпускающих из рук гаджеты для фиксации происходящего.
Интересно, что по сей день не решено, какой из университетов считать самым первым в России. Дело в том, что в 1724 году в Санкт-Петербурге был открыт Академический университет в Здании Двенадцати коллегий. Просуществовал он недолго, и в 1766 году его закрыли: в то время в почёте была военная служба, и дворяне отдавали своих детей учиться крайне неохотно. Ещё один претендент на пальму первенства – бывший Калининградский вуз «Альбертина», который был основан в 1544 году и являлся старейшим высшим учебным заведением…Пруссии – ведь раньше город назывался Кёнигсберг и не входил в состав России. Таким образом, первым самостоятельным, не связанным с академией, но подхватившим эстафету западноевропейских образовательных традиций, университетом России всё-таки принято считать МГУ имени Ломоносова.
Памятник Ломоносову в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, основатель Московского государственного университета, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.
Памятник «Юный Михаил Ломоносов» установлен на территории этнодвора «Музей русской печи», рядом с северной (архангельской) избой. Автор – скульптор Андрей Орлов. Памятник «Читающий Михайло Ломоносов» установлен на Улице Мира. Автор – скульптор Алексей Леонов.
Русский календарь: 25 января 1755 года. В России учрежден первый университет
25 января 1755 года в России появился первый классический светский университет. В этот день был подписан указ императрицы Елизаветы Петровны об учреждении Императорского московского университета, ныне известного как Московский государственный университет имени Ломоносова — МГУ.
Идея принадлежала фавориту Елизаветы, Ивану Шувалову, и именно он стал первым куратором учебного заведения. Должность куратора тогда означала руководство — вплоть до утверждения учебных программ и выбора преподавателей. Финансовыми и мелкими организационными вопросами занимался директор. Университет подчинялся непосредственно Правительствующему сенату.
Поначалу открыли три факультета: медицины, права и философии. Позднее появился пансион для подготовки будущих студентов — потом из него сделают гимназию. Сначала университет располагался на Красной площади, а позже переехал в специально построенное для него здание.
Фаворита императрицы Елизаветы, Иван Шувалов, давно мечтал о первом университете классического европейского типа в России. А дату открытия приурочили к именинам матери самого Шувалова, совпавшие с днем святой Татьяны — православным праздником.
Почитаемая как православными, так и католиками, Татьяна Римская стала покровительницей студенчества в России. Поэтому День студента мы часто называем и Татьяниным днем.
Иван Шувалов
До революции у русских были свои традиции празднования Дня Татьяны, несколько необычные для нас. Это сейчас день студента — дело исключительно самих студентов. А в Дореволюционной России это больше напоминало нынешний день выпускника.
Гуляли все, кто когда-то учился. Выпускники, кем бы ни стали и каких бы чинов и званий ни добились, приходили на студенческие гулянки и отчаянно кутили с молодежью, вспоминая молодость. С ними веселились и профессора, и преподаватели, на день забывавшие о субординации.
По традиции, на встречах произносили напутственные речи самые важные гости, причем стоя на столе. Амфитеатров, оставивший, пожалуй, самые яркие описания празднования дня студента, упоминает забавный инцидент. Господин Плевако, знаменитый адвокат и юрист Империи, так разошелся, напутствуя молодежь, что со всего маху наступил прямо в тарелку с котлетой Амфитеатрова, из-за чего последний изрядно огорчился.
Татьяна Римская
Обычно центром празднования дня студента в Москве был ресторан «Эрмитаж». Амфитеатров так описывал гулянки:
Двенадцатое января ( по ст. стилю-прим.) в Москве — день пьяный по принципу. Кто в обычные дни напивается из любви к этому искусству, на Татьяну напивается по чувству долга. Кто в обычные дни не пьёт вовсе, на Татьяну напивается, чтобы доказать свою солидарность с пьющей интеллигенцией: пусть, мол, житейские пути растащили нас далеко друг от друга, раскидали врозь, точно стога в унылых стихах Алексея Толстого, но живы ещё, целы в сердце нити, прикрепляющие нас неразрывною связью к общему корню, объединяющие нас во имя общей нашей кормилицы — alma mater…
Льва Толстого с его проповедью против Татьянина дня вчера поминали неоднократно. И на столах, и за столами, и под столами. Профессор Маклаков, лучший московский окулист, попался студентам у Яра; его, разумеется, сейчас же подняли на стол:
— Речь. Рречь. Ре-е-е-ечь. … Браво!… Речь!
Седоватый профессор, с лицом умным и немножко ироническим, с весёлым взглядом спрятанных под бледно-серыми очками глаз, тихим голосом начинает складную, точно бойкий фельетон построенную, отповедь Толстому. Слушать трудно. Орут, поют, умиляются… Подвыпивший студент, как только видит на столе знакомую профессорскую физиономию, сейчас приходит в экстаз и не может не реветь bravo после каждого слова…
В прежние годы любимыми и настоящими ораторами Татьянина дня были М. М. Ковалевский, А. И. Чупров, Ф. Н. Плевако, а специально медики всегда вытаскивали на трибуну А. А. Остроумова…
Говорил он всегда тепло, чистосердечно, искренне любя свою публику и от души ей доброжелательствуя. Говорил хорошие гуманные слова и как-то сразу чувствовалось, что за хорошими гуманными словами стоят и хорошие гуманные идеи, что это — речь от сердца, а не ораторский «и треск, и блеск, и ничего». Говорил, сверкая из-под очков увлаженными глазами, восторженным, прерывающимся от волнения голосом, и, когда кончал речь, толпа с рёвом бросалась к профессору и принималась швырять его к лепному потолку «Эрмитажа»… Ах, много лет прошло с тех пор, как, при этом гимнастическом упражнении, меня, первокурсника, угораздило подвернуться под каблук Чупрова, низвергавшегося с высоты двух аршин над уровнем Татьянина разгульного моря! Чупрова, обременённого лаврами и пресыщенного овациями, но в разорванном фраке и не без некоторого телесного увечья, уносили, а на смену ему приносили из «профессорской» Максима Ковалевского.
Громадный, толстый, он страшно боялся щекотки и, пока его дотаскивали до стола, всё время визжал, хохотал и брыкался. А, взгромоздившись на стол, принимался острить. Быстро, неудержимо, фонтаном шутливых словечек, летучих характеристик-карикатур, афоризмов — не в бровь, а прямо в глаз. Хохот стоял гомерический и, вместе с публикою, хохотал сам оратор.
— Только не качать, господа! предупреждал он: — я боюсь. Уроните — не беда. Но как вы меня поднимете? А, во-вторых, «Эрмитаж» оказывает нам такое радушное гостеприимство, что разрушать его моим падением, по меньшей мере, неблагодарно.
________________________________________ __________________________
Вообще-то появление на улице в состоянии алкогольного опьянения было верным способом провести ночь в полицейском участке. Но исключительно на День студента городская полиция закрывала глаза, подчиняясь негласным указаниям полицмейстеров.
Комплекс зданий Московского университета — Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова на Моховой улице
Праздник прожил до Октябрьского переворота, но в новой советской стране стал чуждым и быстро забылся. Образованная публика либо погибла, либо эмигрировала, либо была вынуждена притвориться от души советской. В СССР с его сотнями новообразованных учебных заведений забылось важное для всего мирового студенчества понятие альма-матер.
С начала XIX века должность ректора стала выборной: за кандидатуру голосовали профессора, а император одобрял ее или отклонял. Любопытно, что с 2009 года эту традицию отменили, и теперь ректора МГУ назначает президент РФ.
Стоит отметить, что формально первыми университетами в России нужно считать Славяно-греко-латинскую академию и Академический университет — специальное учебное заведение при Академии наук, учрежденное Петром I в 1724 году. Однако Академия все же относилась к предыдущей эпохе: курсы там были одинаковыми для всех, изучали все подряд, на факультеты не разделялись, учились 12 лет, а выпускники могли стать как священнослужителями, так и людьми всевозможных светских профессий — там обучали просто «образованных людей».
Что касается Академического университета, то он предназначался для подготовки первых русских кадров Академии наук. Количество студентов не превышало двух десятков человек. Функционировал университет нерегулярно и закрылся в 60-е годы XVIII века, выполнив свою миссию.
В общем, годом появления в России классического высшего образования европейского образца принято считать 1755-й — и отмечать 25 января День студента.
После революции Московский университет несколько раз переименовывали. Сначала из названия исчезло слово «императорский», затем университет стал Московским государственным, потом ему присвоили имя одиозного красного историка Покровского.
В 1940 году, после того как историческая концепция Покровского была признана вредительской, университет получил имя Михаила Ломоносова.
МГУ продолжает оставаться одним из немногих российских вузов, попадающих в рейтинги ведущих университетов мира, и считается одним из лучших учебных заведений в стране.
Почему первый российский университет открылся более чем на 500 лет позже, чем университеты Европы?
Россия примкнула к Болонскому процессу, который в последний год минувшего тысячелетия положил начало универсализации образования, в частности, разделив его на магистратуру и бакалавриат. Однако она не примкнула к другому Болонскому процессу, начатому ни много ни мало на 900 лет раньше! Ибо первый европейский университет был основан именно в Болонье в XI веке и именно с этого момента началось создание новой Европы, находившейся со времени падения Рима (более пятисот лет!) в так называемых веках мрака — и сумерек.
Римскую империю, состоявшую (как и Россия сегодня) из множества народов, цементировало римское право. Оно, после принятия христианства, было сначала заменено приматом права божественного, а потом и вовсе упразднено («Божественное Право Королей» и «Всякая Власть от Бога» – принципы существования общества, не имеющие с кодифицированным правом ничего общего, выгодные только сильным и, в переводе на современный русский, означающие беспредел.) Не случайно именно Юстиниан (ненадолго объединивший Западную и Восточную империи в VI веке) создал юридический кодекс: без правовой основы властвование не рабами, а гражданами невозможно. Тем более это относится к империи, то есть многонациональной и мультикультурной стране. Однако затем на многие столетия Европа погрузилась во мрак «правового нигилизма» и «жизни по понятиям» власть имущих – принципы, россиянам знакомые не понаслышке и по сей день.
Революционность университетской идеи изначально состояла в том, чтобы поставить Божественное и Человеческое право – закон и мораль – рядом, всего лишь рядом: неслыханные после победы христианства над язычеством дерзость и революция в образовании и мировоззрении. Соответственно этому первоначально в университетах, начиная с Болонского, а затем в Парижском, Пражском и многих других было всего два факультета: богословский и юридический. То, что затем в обучение начали включать другие нерелигиозные дисциплины (медицину, математику и т.д.), было уже не революционным, а естественным продолжением начатого. Родилась другая Европа!
Уже в 1150 году 10 тысяч студентов со всей Европы жили в Болонье и изучали право. Начиная с XII века университетские выпускники работали в канцеляриях и правительственных учреждениях, становились судьями, адвокатами, советниками, составителями законов, построенных на общих для всех европейских государств принципах, восходящих к римскому праву. В одном только Парижском университете в XIV–XV веках могли одновременно обучаться до 25 тыс. студентов – больше, чем в XIX и вплоть до середины XX века в Московском и Петербургском университетах вместе! Именно с внедрением в массовое сознание правового сознания возникла объединенная Европа. Так были заложены предпосылки сначала Ренессанса, потом Просвещения и, наконец, Промышленной революции.
А что же Россия? Первый университет в Российской империи был учрежден в 1755 году, то есть через 600 лет после Болонского. И это при том, что с XIVвека университеты были совсем рядом: в Праге, Львове, Кракове… Почему Иван III параллельно с постройкой Кремля, пригласив не только архитекторов-итальянцев но и итальянцев профессоров, не основал хотя бы маленький университет? Почему не сделали этого ни Василий Иванович (при котором Москва была объявлена Третьим Римом), ни Иван Грозный, ни Михаил, ни Алексей Михайлович, ни другие правители? Почему образования подданных боялись и императоры, и генсеки? Не потому ли, что по понятиям, а не закону, разуму и науке строилась не только юриспруденция, но и вся жизнь? И продолжает строиться (несмотря на запуск спутника и атомные электростанции) по сей день!
Как вы думаете, сколько юристов обучалось на открытом при Екатерине Великой юридическом факультете? Один! И тот не нашел себе применения. В стране, в течение 150 лет (начиная с уложения Алексея Михайловича вплоть до середины XIX века) жившей не по законам, а по указам, неудивительно.
Сравним. Бостон был основан 17 сентября 1630 года. Уже через шесть лет, едва отбившись от нападений индейцев, поселенцы основали Гарвардский колледж, постепенно превратившийся в один из лучших университетов мира. Московский же университет был открыт через 600 лет после основания города и через 300 лет после полного освобождения России от какой-либо зависимости от кого-либо! Осознание причины этого факта может многое объяснить в том, что происходит сегодня. В течение этих веков Империя расширилась от Балтики до Тихого океана, но мысль о том, что неплохо бы заняться просвещением населения, в голову ни одному из власть имущих в России не приходила. От идеи массового образования отмахивались, как от враждебной и чуждой даже в 19ом веке. Стоит ли удивляться, что сегодня доля конкурентоспособных на мировом рынке продуктов, производимых в «тупоголовой» (как ее величают российские политинформаторы) Америке, более чем в 100 раз больше, чем оных, производимых в РФ. Даже маленькая Финляндия, «приют убогого чухонца», производит в три раза больше товаров на мировой рынок, чем Российская Федерация. До тех пор, пока главными новостями, сообщаемыми населению Родины телевидением и прессой, будут «происки евроамериканцев» и маневры ракетоносцев, пока неприязнь к Америке и Европе будет сильнее желания стать частью современной цивилизации, никакой модернизации не будет, это как дважды два.
Отношение к образованию населения у правителей Московии оставалось подозрительным во всех поколениях от Ивана Калиты до падения правления большевиков. Вот типичные высказывания царских министров не чего-нибудь, а именно народного просвещения: «Обучать грамоте весь народ или несоразмерное оного количество людей принесло бы более вреда, нежели пользы» (адмирал А.С.Шишков, министр народного просвещения Николая Первого); «Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратилась» (С.С.Уваров, глава Академии наук, а затем министр просвещения). Не слишком отличались от царских министры советской поры. История как наука, которую изучают студенты, в Советской России была упразднена, исторические факультеты были открыты заново только со Второй мировой войной. Изучение гуманитарных дисциплин сводилось к программе КПСС и политэкономии социализма. Ужасающее мракобесие было проявлено в 40–50-е годы в борьбе с генетикой – и лишь благодаря беспрецедентной смелости выдающихся ученых не были аналогично разгромлены физика и психология. Изучение всемирной истории, истории искусства и музыки концентрировалось исключительно на соответствующих кафедрах и ни в коем случае не было массовым – как, впрочем, и в царской России: реальные училища (в которых обучался грамоте и профессии «простой» народ) гуманитарного образования не предусматривали. Поразительная стойкость традиции, переживший переход от монархии к большевизму!
Таким образом, правовой нигилизм наших дней в России имеет глубочайшие корни. То, что было стержнем возрождения цивилизации Европы еще до основания Москвы, в России остается отторгнутым по сей день. Следует отчетливо понимать, что правовой беспредел – он же жизнь по понятиям, он же «дружба превыше закона» как принцип взаимодействия людей в обществе – в России напрямую связан с другими фундаментальными бедами: незащищенностью слабого перед сильным и коррупцией, ставшей частью «нормального» функционирования государства. И произошло это – увы! – не вчера (вспомним знаменитое карамзинское: если одним словом определить, чем занимаются в России, то слово это – воруют). До тех пор, пока правовое сознание в Федерации не возобладает, страну невозможно будет не только перевести на технологический путь развития, но даже создать хотя бы одну конкурентоспособную на мировом рынке фирму.
При этом не следует думать, что русские люди чурались европейской традиции. Университетов ни в Киевской Руси, ни в Московии действительно не было. Но в Новгороде, Пскове и Твери еще до возвышения Москвы среди городов русских действовало ганзейское право. Российские купцы торговали с немцами, поляками и скандинавами настолько цивилизованно, что существовала даже страховка на случай ущерба. Европейская правовая система не получила в России распространения, потому что не Новгород, не Псков и не Тверь вышли победителями во внутрироссийской борьбе. Что сделал с Новгородом Иван III, а затем (еще более бесчеловечно) Иван IV, известно. Тверь была низложена до заурядного подчиняющегося Центру города, а Пскову (через который из Европы поступали вооружения) сохранена «жизнь» – но под эгидой не права, а исполнения Государевой Воли. После коих событий правовое сознание перестало доминировать на Руси вплоть до настоящего времени.
Москва превратила небольшую раздробленную страну в Империю, раскинувшуюся на два континента, распространив на колоссальную территорию принципы, противоположные европейским. Насколько связан правовой беспредел с расширением Российской Империи в течение более пятисот лет со средней скоростью Люксембург в месяц – Голландия в год
Врата учености: кто создал Московский университет
Ровно 265 лет назад, 25 января 1755 года, Москва стала университетским городом. Для всех ревнителей просвещения это было событие незабываемое: императрица Елизавета дала добро самому амбициозному русскому образовательному проекту того времени. Как пророчески писал Ломоносов восемью годами ранее в оде на восшествие Елизаветы Петровны на престол, «здесь в мире расширять науки изволила Елисавет». «Известия» вспоминают историю создания главного российского университета.
Идея создания университета в Первопрестольной принадлежит двум выдающимся просветителям — Михайле Ломоносову и Ивану Шувалову. Составленный ими «Проект об учреждении Московского университета» был утвержден в Сенате и передан императрице, которая подписала именной указ об учреждении Московского университета «для общей Отечеству славы», чтобы «возрастало в нашей пространной империи всякое полезное знание». Дату, по легенде, избрали с легкой руки Шувалова — первого университетского куратора. Татьяной Родионовной звали его мать. Сохранилась легенда, что в тот день он сказал ей: «Дарю тебе университет!» Но это был подарок для всей России.
Небывалый университет
Ломоносов называл вратами учености книги, превратившие его, холмогорского мальчишку, в пытливого исследователя. Но, чтобы российская земля рождала «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», одних книг было мало. Необходимы были настоящие храмы науки, в которых к просвещению относятся как к государственному делу.
Императрица Елизавета, дочь Петра I, стремилась — по мере сил — продолжать отцовский курс и не могла положить под сукно идею университета. Ее пространный указ блистал мудрыми мыслями:
Императрица Елизавета Петровна
«Как всякое добро происходит от просвещенного разума, а напротив того зло изкореняется, то следовательно нужна необходимая о том стараться, чтоб способом пристойных наук, возрастало в пространной нашей империи всякое полезное знание; чему подражая для общей отечеству славы»
Наверное, Ломоносов не взялся бы за этот воз, если бы Шувалов поставил перед ним задачу слепого копирования немецких или британских образцов. Сам Михайло Васильевич, как известно, учился в Германии и, конечно, во многом равнялся на тамошние традиции. Но Московский университет уже в проекте представлялся как передовое и самобытное учебное заведение. Так, в Московском университете предполагались лекции не только на общепринятом тогда языке науки — латыни, — но и на русском. Правда, консервативно настроенная профессура несколько лет сопротивлялась этой новации — и русская речь зазвучала с высокой кафедры только в 1767 году.
А главное — в новое учебное заведение могли поступать выходцы из всех сословий, за исключением крепостных крестьян. «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды» — так рассуждал Ломоносов. К тому же при университете открылись две гимназии — для дворян и разночинцев. Это было не менее важным начинанием, чем сам университет: в них учились многие замечательные люди того времени, начиная с Григория Потемкина и Дениса Фонвизина.
Памятник графу Шувалову у здания Научной библиотеки МГУ
По замыслу Ломоносова, в университете завели три факультета: философский, юридический и медицинский. Все студенты начинали обучение на философском факультете, постигая основы гуманитарного знания, а уж потом могли выбрать себе научную специальность. При этом, вопреки европейской традиции, богословского факультета в московском храме науки не было — ведь к тому времени в России уже сложилась самобытная церковная система обучения, ломать которую не было смысла.
Уже летом и в университетских аудиториях, и в гимназиях вовсю звучали лекции «о природе вещей». А «недоросли» получали опыт студенческой вольницы. Первым директором (слово «ректор» тогда еще не было в ходу) Московского университета стал Алексей Михайлович Аргамаков, глубокий знаток русской старины. Он изучал коллекции Оружейной палаты Московского Кремля, создал проект музея на их основе. И в новом учреждении он крепко взялся за гуж. Учредили при университете и типографию, и книжную лавку. И даже лучшая русская газета того времени — «Московские ведомости» — издавалась именно при университете. Еще одна заслуга отцов-основателей — библиотека. На нее сама императрица пожертвовала 400 рублей (немалые тогда деньги). Первым университетским обербиблиотекариусом стал поэт Михаил Херасков — настоящая легенда университета, в будущем — его куратор. Всё это успел «пробить» Аргамаков за недолгий срок своей работы в университете. В 1757-м он скоропостижно скончался во время поездки в Санкт-Петербург по университетским делам.
Фундаментальная библиотека МГУ в наше время
У Александра Сумарокова есть эпиграмма: «Танцовщик, ты богат, профессор, ты убог». Сказано остроумно, но не слишком справедливо. Университетские профессора в XVIII веке были редкими птицами и пользовались не только почетом, но и многими привилегиями. Например, они не подлежали никакому суду, кроме университетского.
Расположился храм науки в бывшем доме московской Главной аптеки, в самом центре Белокаменной, на Красной площади, на месте нынешнего Исторического музея. Это был основательный каменный дом, один из лучших в Москве, но его следовало приспособить к университетской специфике. Перестроить здание поручили архитектору Дмитрию Ухтомскому. Первая лекция состоялась в июне 1755 года. Так в России начался не календарный, а настоящий век Просвещения.
Летом 1755 года сто счастливчиков начали обучение в университетских стенах. Много лет университет не пытался сильно расширять число своих питомцев: высшее образование оставалось делом элиты. Накануне войны 1812 года в университете насчитывалось менее 140 студентов. В наше время, когда в МГУ грызут гранит науки почти 60 тыс. человек, эта цифра выглядит курьезно. Но в те годы в России каждый образованный человек был на счету, на вес золота. Время массового высшего образования еще не пришло.
Первое здание Московского университета у Воскресенских ворот на Красной площади
Первым студентам часто приходилось туго. К знанию пробивались через тернии, а иногда — через нищету. Да и сами профессора нередко давали сомнительный пример:
«В бытность мою в университете учились мы весьма беспорядочно. Ибо, с одной стороны, причиною тому была ребяческая леность, а с другой — нерадение и пьянство учителей. Арифметический наш учитель пил смертную чашу; латинского языка учитель был пример злонравия, пьянства и всех подлых пороков, но голову имел преострую и как латинский, так и российский язык знал очень хорошо»
Так вспоминал годы учения едкий Фонвизин. Но главное, что у науки в России появился дом, что молодые люди получили возможность учиться не только «чему-нибудь и как-нибудь», но и вполне системно.
От Иверской площади ветви Просвещения разрастались по всей России. Казанская гимназия и Казанский университет возникли под патронажем московских профессоров — и вскоре волжский город стал одним из главных образовательных центров империи.
Здание университета на Моховой, построенное по проекту Матвея Казакова, 1820 год
Во времена Екатерины Великой университет переехал через Моховую — в новое просторное здание, выстроенное по проекту Матвея Казакова. Полвека спустя в соседнем квартале появился не менее величественный Аудиторный корпус, а в 1904 году — и капитальные корпуса библиотеки. В двух шагах от Кремля, на Моховой и в начале Воздвиженки, сложился университетский городок с особой атмосферой. У Чехова в «Трех сестрах» герои спорят — сколько в Москве университетов — один или два. Они имеют в виду как раз старый и новый корпуса. Университетская тема была близка Чехову, ведь он и сам учился на медицинском факультете Московского университета, у знаменитых профессоров Николая Склифосовского и Григория Захарьина.
Властители дум
В XIX веке в университете совершались открытия, зарождались новые отрасли науки. Московские профессора считались властителями дум, а студенты — законодателями мод. Но не на панталоны и сюртуки, а на книги, на статьи, на идеи и шире — на идеологию. Даже ученые и писатели с мировой славой дорожили признанием университетской молодежи.
В 1840-е «вся Москва» собиралась на лекции Тимофея Грановского по всеобщей истории. В «Былом и думах» Александр Герцен, учившийся на отделении физических и математических наук, много вспоминал о своей альма-матер, о бурлении умов, которыми был славен тогдашний университет. И, конечно, не забывал любимого лектора:
«Грановский был одарен удивительным тактом сердца. У него всё было так далеко от неуверенной в ceбe раздражительности, от притязаний, так чисто, что с ним было необыкновенно легко. Влияние Грановского на Университет и на всё молодое поколение было огромно и пережило его; длинную, светлую полосу оставил он по себе. Я с особенным умилением смотрю на книги, посвященные его памяти бывшими его студентами»
Репродукция рисунка неизвестного автора 40-х годов XIX века «Профессор Грановский читает в Московском университете среднюю историю»
Эпохой в истории университета стал и Максим Максимович Ковалевский — историк, социолог, ученый с мировым именем, один из первых номинантов на Нобелевскую премию мира. На Моховой он читал курс по истории зарубежных государственных учреждений. Читал под овации студентов; как вспоминал один из его учеников, литературовед Борис Щетинин:
«Его речь — какой-то шумный, сверкающий каскад слов. сколькими научными цитатами она всегда пересыпана, сколько в ней разных остроумных сопоставлений, красивых образов, метких сравнений, какое богатство фактического материала, свидетельствующего о колоссальной памяти и совершенно исключительной эрудиции говорящего. Ковалевский положительно был кумиром студенческой молодежи»
Ковалевский завещал университету свою уникальную библиотеку — 15 тыс. томов — и солидную сумму для выплаты именных стипендий.
Своим студенческим прошлым гордился и Иван Тургенев. На склоне лет прославленный писатель так ответил на приветствие московских студентов:
«Я тем более горжусь и осчастливлен этим сочувствием, что сам был студентом Московского университета и всегда считал за честь принадлежать к этому рассаднику истинного просвещения, истинной духовной свободы. Желаю и вам, господа, пойти бодро вперед по стезе, проложенной вашими предшественниками, к той прекрасной цели, которая виднелась уже их глазам, но которая, должно надеяться, с каждым днем будет отступать всё менее и менее»
Какую цель имел в виду Тургенев? Студентов того времени объединяло поэтическое отношение к идеалам свободного, просвещенного общества. Считалось, что научный прогресс рано или поздно приведет к более справедливому переустройству государства и общества. И без этой мечты невозможно представить историю вольнолюбивого Московского университета.
Лидер
В ХХ веке, вскоре после Гражданской войны, на лидерские позиции в университете вышел физико-математический факультет. Там открылись 12 научно-исследовательских институтов! И даже Институт ядерных исследований в Дубне был создан при участии МГУ. Так создавались научные школы, позволившие Советскому Союзу стать сверхдержавой.
Первым нобелевским лауреатом Московского университета был Николай Николаевич Семёнов. В 1944 году он организовал в МГУ кафедру химической кинетики, которой он заведовал более 40 лет. А в 1956-м академику Семёнову присудили Нобелевскую премию по химии — «за исследования в области механизма реакций». Из стен МГУ вышло немало нобелиатов, достаточно назвать физиков Андрея Сахарова, Виталия Гинзбурга и Алексея Абрикосова, поэта Бориса Пастернака. А вообще-то список выдающихся выпускников Московского университета занял бы не одну сотню страниц.
Университет не забывает своих «отцов-основателей». В 1940 году ему присвоили имя Ломоносова. Памятники великому просветителю установлены возле двух университетских комплексов — в центре Москвы, на Моховой, и на Воробьевых горах, в окрестностях знаменитой высотки со шпилем, выстроенной в 1953 году. Кстати, на тот период это здание считалось самым высоким в Европе! А новый университетский корпус, построенный в 2007 году, носит имя Ивана Шувалова.
В наше время Московский университет — по-прежнему лидер отечественной высшей школы. Там царствует наука, туда каждый год стремятся тысячи абитуриентов. И день рождения нашего старейшего университета — праздник всех российских студентов и ученых.
Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»