в каком году был основан летний сад
ЛЕТНИЙ САД
В 1760-1780-е годы ансамбль Летнего сада претерпел значительные изменения. Разрушительное наводнение 1777 года нанесло непоправимый урон строениям, зелёным насаждениям и фонтанной системе сада. Это бедствие, а также изменения художественных вкусов обусловили смену регулярного облика Летнего сада на пейзажный, свойственный паркам эпохи классицизма. Одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга стала сооружённая со стороны Невы ажурная ограда-решётка (1770-1784 годы, архитекторы Ю.М. Фельтен, П.Е. Егоров).
До наших дней Летний сад имеет границы петровского периода (к нему ныне примыкают Марсово поле и Инженерный замок) с основными чертами его первоначальной планировки. Кроме Летнего дворца, сохранился фигурный Карпиев пруд (1714-1716 годы). Знаменитая коллекция мраморной скульптуры ныне насчитывает 38 статуй, 48 скульптурных бюстов и 5 скульптурных групп. С 1990-х годов мраморные скульптуры и бюсты заменяются копиями. Площадь Летнего сада 11,7 га, в нём растут около 3 тысяч деревьев более чем 10 пород (липы, клёны, вязы, дубы, ясени и др.) и декоративные кустарники. С 2002 года Летний сад входит в комплекс Русского музея; в саду ведутся археологические и реставрационные работы. В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга Летний сад включён в список Всемирного наследия.
История
Летний сад — любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга.
В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением проекта работали русские и иностранные архитекторы и садовники: И.Матвеев, Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, А.Шлютер, М.Земцов, Ф.-Б.Растрелли, садовники Я.Роозен, И.Сурьмин, К.Шредер, И.Яковлев, П.Лукьянов и другие. Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.
Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену В 1717 г. царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи.
Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками — Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада. Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом. Их разделял Поперечный канал, не соединявшийся, однако, с Фонтанкой.
В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником — своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер, — боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями. В боскете «Менажерийный пруд» находился овальный пруд, в центре которого располагался островок с беседкой; в другом боскете помещался «Птичий двор» с голубятней и домиками для птиц. Боскет «Крестовое гульбище» пересекали шедшие крест-накрест огибные дороги — аллеи-туннели, сводами которых служили оплетающие каркас ветви деревьев. В центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет «Французский партер» с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На пересечении центральной аллеи с боковыми аллеями били фонтаны.
На берегу Фонтанки был выстроен Грот — первая садовая постройка такого рода в России арх. А.Шлютер, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, М.Земцов). Внутри его стены были выложены раковинами и кусками туфа.
Входящего в Грот встречало таинственное царство морского бога, освещенное проникающими сквозь световой фонарик лучами солнца. Отражаясь в больших зеркалах ниш, журчали фонтаны Тритонов. Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, возведенной из различных камней и раковин, в пещере под горой томился лев (в символике петровского времени Нептун олицетворял Петра I, а лев — Швецию).
Большой участок Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен.
Значительную часть сада занимали постройки. В северо-восточном углу сада находился Летний дворец Петра I арх. Д.Трезини). В северо-западном углу, у Невы и Лебяжьей канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I был построен Второй Летний дворец со службами арх. С.Ван-Звитен, Д.Трезини, М.Земцов) для жены Петра Екатерины Алексеевны.
К этому дворцу примыкало здание картинной галереи (арх. Ф. де Вааль), в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. Первая художественная галерея явилась новшеством в культурной жизни России. К сожалению, обе постройки не дошли до наших дней.
На берегу Невы находились галереи, в которых во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Позднее к ним добавилась «Зала для славных торжествований», возведенная по проекту талантливого русского архитектора М.Земцова для празднования свадьбы дочери Петра I Анны с герцогом голштинским. В гг. на месте этой Залы на берегу Невы Ф.-Б.Растрелли построил для императрицы Анны Иоанновны деревянный дворец.
Ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. По проекту Ф.-Б.Растрелли были заново разбиты цветники сложного геометрического рисунка — партеры, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасада Второго Летнего дворца. С юга партерный участок замыкался Амфитеатром — каскадом, украшенным скульптурными бюстами римских императоров (арх. Ф.-Б. Растрелли). Основное строительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего Летнего сада (современный Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка). Здесь в гг. Ф.-Б.Растрелли построил новый Летний дворец Елизаветы.
Расцвет Летнего сада, приходившийся на вторую половину XVIII в., постепенно отошел в прошлое. Европа увлеклась пейзажными парками, старые регулярные сады вышли из моды. Судьбу Летнего сада усугубило разрушительное наводнение 1777 г., от которого сильно пострадали посадки, статуи, фонтаны. Екатерина II приказала посадки восстановить, а фонтаны разобрать. К началу XIX в. сад лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Из прежних построек оставался лишь петровский Летний дворец и обветшавший Грот. В то же время, в эпоху Екатерины II Летний сад получил новое украшение — великолепную ограду со стороны Невы (арх. Ю.Фельтен, От именного указа императрицы Екатерины II о сооружении ограды, последовавшего в 1770 г., до полного завершения работ прошло 16 лет. Проект неоднократно перерабатывался. Сохранилось более десятка чертежей, отразивших этапы этой работы. В 1775 г. приступили к забивке свай и устройству фундамента. Цоколь ограды, колонны и венчающие их вазы были высечены из «дикого камня» — так в XVIII в. называли красный гранит выборгских месторождений. Звенья ограды и ворота выковали из железа в Туле. Бронзовые золоченые украшения оживляют строгий облик решетки Летнего сада.
Звенья ограды укреплены на 36 столбах. Общая длина сооружения — 232 метра. Первоначально в ограде было трое ворот, находившихся против главных аллей сада. Центральные ворота имели отличное от боковых завершение. В 1866 г. ограда стала немой свидетельницей исторического события — покушения на императора Александра II. В память избавления государя от смертельной опасности на месте центральных ворот была построена часовня. Боковые ворота перенесли и поставили по сторонам часовни. Исторический вид ограды оказался искаженным. Особенно заметно это стало после того, как в 1930 г. часовню разобрали.
В XIX в. Летний сад становится любимым местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться уже в качестве публичного городского сада «для прилично одетой публики». По указанию императора Николая I в саду проводятся большие работы. В 1826 г. остатки Грота перестраиваются архитектором К.Росси под кофейню (Кофейный домик). В 1827 г. неподалеку возводится деревянный Чайный домик (арх. Л.Шарлемань). Со стороны Мойки сад обносят чугунной оградой (арх. П.Базен, Л.Шарлемань, 1826 г.). В 1839 г. у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская. В 1855 г. на одной из площадок сада установили памятник И. А. Крылову, созданный скульптором П.Клодтом. Это был первый в России памятник литератору.
В 1917 г. Летний сад потерял статус «императорского».
В наводнение 1924 г. в саду погибло до 600 деревьев, были опрокинуты и повреждены статуи и бюсты. С 1934 г. восстановлением сада занималась дирекция Летнего сада и Дворца-музея Петра I.
В начале Великой Отечественной войны в течение двух месяцев статуи и бюсты укрыли в земле. В саду была расположена зенитная батарея. После войны Летний сад был полностью восстановлен. Статуи и бюсты вернулись на свои места.
Добрая дюжина фактов о Летнем саде в Санкт-Петербурге — 12 историй. Поэзия и фотосессия
Летний сад, расположенный в центре города, — самый старый сад Санкт-Петербурга. Он почти ровесник Северной столицы. Спустя год после основания Петербурга, в 1704 году, сам Пётр I заложил сад, который первоначально был регулярным. Ему уже перевалило за 300, а он всё такой же красивый и привлекательный.
Сегодня его парковый ансамбль является памятником садово-паркового искусства первой трети XVIII века. Летний сад обожают петербуржцы и туристы, которые по приезду в Северную столицу, в числе главных достопримечательностей города на Неве его посещают. О Летнем саде расскажем всё самое интересное.
12 уникальных фактов о Летнем саде в Петербурге
1. Детище Петра и другие мастера
Летний сад создавался как летняя царская резиденция и для её устройства государь выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на этом месте. Сад начали строить в 1704 году, первым его строителем стал Иван Матвеевич Угрюмов, но работы велись под руководством Петра Великого.
В дальнейшем над садом и в саду трудились лучшие отечественные и заграничные архитекторы и садовники: Матвеев, Земцов, Трезини, Леблон, Шлютер, Растрелли, Роозен, Сурьмин, Шредер и другие. Они создали те шедевры, которые дошли до наших дней.
2. На название сада повлияла рассада
Сад был назван не по самому приятному времени года, как может показаться на первый взгляд, а в честь высаживаемых в нём растений. Их называли летниками. Позже значение наименования сада было расширено.
Его продолжали величать Летним садом в противовес зимним садам, которые обычно создавали во дворцах и особняках, в специально отведённых для этих целей помещениях.
3. В Летний сад вход — дамам, не в сером, без бород…
С 1709 года в саду началось активное строительство, был возведён деревянный Летний дворец, построили первые фонтаны. Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов. Также здесь высадили деревья и цветы. Широкой публике сад был недоступен, попасть в него можно было лишь по приглашению Петра I.
Летний сад стал местом проведения ассамблей, балов и фейерверков. Во время проведения ассамблей в Летний сад пускали гостей, но действовало строгое ограничение на вход для лиц в серых кафтанах, а также для носителей бород. На знаменитые Петровские ассамблеи пускали женщин, что было впервые. Считается также, что с той поры повелась традиция «штрафной» рюмки водки и появилось изречение «пей до дна».
4. Рыбка и экзотика для царского ротика
Пруды Летнего сада создавались для питания водой его фонтанов. Карпиев пруд и другие пруды были зарыблены редкими породами рыб. Их доставляли из Волги и Дона. Из истории известно, что в 1718 году Пётр I в день своего рождения 30 мая водил гостей по Летнему саду, где, между прочим, показывал «фонтаны и в них плавающих дивных морских животных».
В Летнем саду был огород с теплицами и оранжереями для выращивания овощей, фруктов и даже всяких разных экзотических плодов. Свежая рыбка из местных прудов, а также свежие фрукты, в том числе ананасы и бананы — из садовых оранжерей всегда поставлялись к царскому столу.
5. Ограда — знаменитость Летнего сада
Решётка является не только узнаваемым символом Летнего сада, но и города на Неве. Ограда признана одним из лучших произведений классицизма. Инициатором её создания выступила Екатерины II, которая распорядилась 7 июня 1770 года «сделать прожект каким наилучшим образом в том первом саду от Невы реки решётку».
Создал эту прелесть — 36 колонн в обрамлении тончайшего металлического кружева с золочеными деталями — Юрий Фельтен. Хотя авторство ограды вызывало споры у специалистов. Завершили строительство решётки в 1784 году. Всего, «для постановления на столбах железной решётки у Летнего сада» трудилось посменно 144 каменщика. Поэт К. Н. Батюшков отметил:
Взгляните на решётку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая лёгкость и какая стройность в её рисунке.
По легенде, один богатый англичанин на склоне лет захотел посетить Санкт-Петербург. Его яхта пришвартовалась у Летнего сада в одну из прелестных белых ночей города на Неве. Увидев ограду сада, господин отказался сходить на берег. По его словам, ничего более прекрасного он уже увидеть не сможет.
6. Венерино тело общество не потерпело
Найденная при раскопках в Италии в 1719 году и подаренная Петру I папой римским Климентом XI античная статуя Венеры с 1720 года стояла в галерее Летнего сада на берегу Невы. Скульптуру создал неизвестный италийский мастер с греческого оригинала Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской во II или III веке до н. э.
Однако петербуржцам было не по душе это изваяние, и дело вовсе не в античном искусстве, которое безупречно. На оголённую Венеру не могли смотреть целомудренные горожане. Статую богини любви обзывали «срамной девкой» и «блудницей». Скульптуру, после наводнений в городе, решили отправить в Таврический дворец. Поэтому её полное название — Венера Таврическая. С середины XIX века Венера прекрасно живёт в Эрмитаже.
7. «Дедушка Крылов» встретить готов
В 1855 году в Летнем саду был установил памятник великому баснописцу Ивану Крылову, деятельность которого была связана с городом на Неве. Архитектурную память писателю создал тоже великий мастер своего дела — скульптор Пётр Клодт, автор знаменитых коней на Аничковом мосту. Однако сначала планировалось монумент Крылову установить на Васильевском острове между зданиями Университета и Академии наук.
У баснописца в Северной столице были более памятные места, например, Публичная библиотека, которой Иван Крылов посвятил почти всю свою жизнь. В итоге, пристанищем для монументального произведения литератору стал Летний сад. В народе памятник прозвали «Дедушкой Крыловым».
8. Часовня встроена в ограду в память о спасении императора
В память о спасении императора Александра II, на жизнь которого состоялось покушение 4 апреля 1866 года, была встроена Часовня в Невскую ограду. Её возвели по проекту Р. А. Кузьмина. По её сторонам в 1868 году установили Малые ворота ограды, снятые со своих мест.
Увы, в 1918 году часовню закрыли, в 1930-м полностью разобрали. На месте разобранной часовни в 1930 году установили копию секции рядового звена Невской ограды.
9. В Летнем саду подземные ходы — да иди ты!
В городе на Неве существуют легенды о подземных ходах под Летним садом. Когда в 1924 году в саду устраняли последствия сильного наводнения, недалеко от Кофейного домика был обнаружен вход в подземелье, который вёл, якобы, в помещение.
Затем, в ходе реставрации тоже при советской власти нашли вновь нечто подобное. Однако тщательные исследования показали, что это были всего лишь остатки кирпичной кладки от водяных коллекторов для фонтанов.
10. Были идеи восстановить Петровские «садовые затеи»
Эскизный проект реставрации Летнего сада, разработанный ландшафтным архитектором Н. Е. Тумановой в 1971 году, предусматривал частичное восстановление «садовых затей» и фонтанов. Последних в 1720-х годах насчитывалось около 20, а в 1736 году — свыше 50. К сожалению, советский проект не был реализован.
Фонтаны были разрушены катастрофическим наводнением 21 сентября 1777 года. Екатерина II приняла решение их не восстанавливать. В ходе первого этапа реконструкции 2009—2011 годов были воссозданы 8 фонтанов, 9-й фонтан «Лакоста» — музеефицирован.
11. Летний сад не ротозей — попал в Русский музей
В 2004 году Летний сад со всеми своими сооружениями и объектами, Летний дворец и Домик Петра I вошли в состав Государственного Русского музея. Летний сад стал одним из филиалов Русского музея в Санкт-Петербурге.
12. Скульптуры — новые веяния, Петра приобретения
Всем известно, что Летний сад славится своими скульптурами. Их приобретением в начале XVIII века занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства граф Савва Рагузинский-Владиславич и Юрий Кологривов. В 1710 году сад украшали 30 статуй и бюстов. В 1728 году в саду насчитывалось более ста скульптур.
В 1974 году в ходе археологических раскопок на территории Летнего сада была найдена мраморная герма «Вакх». Сейчас в Летнем саду, безусловно, стоят копии изваяний. Оригиналы мраморной скульптуры хранятся в залах Михайловского замка, одного из филиалов Русского музея. Коллекция состоит из 92 единиц хранения: 38 статуй, 5 скульптурных групп, 48 бюстов и 1 гермы.
Бонус: Летний сад для фотосессии и Летний сад в поэзии
Летний сад — это место, где приятно прогуливаться и устраивать восхитительные фотосессии. Летний сад вдохновляет на создание шедевров. Не зря его вспоминают в поэзии, ему посвящают произведения.
Monsieur l’Abbé, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
В душистой тиши между царственных лип
Мне мачт корабельных мерещится скрип.
И лебедь, как прежде, плывет сквозь века,
Любуясь красой своего двойника.
И замертво спят сотни тысяч шагов
Врагов и друзей, друзей и врагов.
А шествию теней не видно конца
От вазы гранитной до двери дворца.
Там шепчутся белые ночи мои
О чьей-то высокой и тайной любви.
И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.
Самуил Маршак писал о Летнем саде:
Давно стихами говорит Нева.
Страницей Гоголя ложится Невский.
Весь Летний сад — Онегина глава.
…
А там еще живет петровский век
В углу между Фонтанкой и Невою…
Петр Вяземский посвятил 4-стишие Летнему саду:
Железо, покорясь влиянию огня,
Здесь лёгкостью дивит в прозрачности ограды,
За коей прячется и смотрит сад прохлады.
Полтавская рука сей разводила сад!
Летний сад обладает богатой историей и энергией красоты. Каждый год сад не перестаёт удивлять всех своей роскошью. Тут — исторический ландшафтный дизайн, красивые скульптуры, архитектурные строения и небольшой пруд с лебедями. Свадебная фотосессия в Летнем саду будет незабываемой. Впрочем, любая прогулка с фотоаппаратом здесь будет изумительной.
Летний сад
Летний сад
– один из красивейших символов Петербурга и музей под открытым небом, входящий в структуру Русского Музея. Он располагается между Лебяжьей канавкой, Большой Невой, реками Мойкой и Фонтанкой.
Регулярный парк
Дата основания в Санкт-Петербурге известного во всем мире музея под открытым небом – 1704 год. Петр I является автором идеи регулярного парка, построенного по законам симметрии, наподобие Версаля, плана и оборудования своей летней резиденции, а работами по воплощению этого плана в жизнь руководил архитектор И. М. Угрюмов. В комплекс работ входили прежде всего мелиорационные, направленные на осушение заболоченной почвы и оформление водоемов. Затем на место будущего шедевра садово-паркового искусства в больших количествах привозилась почва, пригодная для строительных работ и посадок, был выстроен дворец Петра из дерева и стали высаживаться однолетние растения.
К 1708 г. была построена гавань для небольших судов, заработали фонтаны, появились липовые и кленовые шпалеры, изящные беседки и скамейки. Около дворца устроили птичий двор и разбили огороды для снабжения царского стола свежими овощами и зеленью, разбили оранжереи с экзотическими цветами, посадками ананасов и бананов.
Строительство зданий начинается с 1710 г., по проекту Д. Трезини из камня строят двухэтажный корпус летнего петровского Дворца, с 1714 по 1725 гг. по проекту А. Шлютера оформляется знаменитый павильон Грот.
В парке ежегодно высаживаются деревья и кустарники, вдоль аллей устанавливаются статуи работы итальянских мастеров 17-18 века, Карпиев пруд стали использовать для разведения редких пород рыб, прокладываются Лебяжий и Поперечный каналы, фонтаны украшаются скульптурами на сюжеты басен Эзопа, постоянно устраиваются веселые гуляния, балы, фейерверки.
Страницы истории
Если в Летний сад, являвшийся царской резиденцией, могли попасть только приглашенные лица, то при царице Елизавете Петровне парк открыли для посещения горожан и приезжих.
В период 1725-50 гг. садово-парковое пространство дополняется постройками работы Растрели. При Екатерине Великой после наводнения 1777 г. облик практически полностью разрушенного садаизменяется, появляется Кофейный домик (на месте почти полностью уничтоженного Грота), в 19 веке – Чайный домик, а вот фонтаны и все особенности регулярного парка, признанные немодными, были утрачены.
Изготовление уникальной решетки Ю. Фельтена, начатое в 1770 г., было завершено в 1784 г. В 19 веке в эпоху романтизма парк приобретает черты пейзажного, деревья и кустарники перестают подстригать, и они привольно разрастаются. Бронзовый памятник русскому писателю 18 века, великому баснописцу И.А. Крылову выполнен П. К. Клодтом в середине 19 в.
В 1934 г. в помещении Летнего дворца стал работать музей. В годы Великой Отечественной войны в саду размещались огороды ленинградцев, неоднократно на его территорию сбрасывались снаряды. В 1945 г. были проведены восстановительные работы, и парк открыли для посещения горожан и гостей Ленинграда.
Новое рождение
Реставрационные работы, возродившие Летний сад в первоначальном облике, проходили в 2009-2011 гг. После реставрации территории возвращены черты регулярного парка в соответствии с проектом его основателя, восстановлена оранжерея для редких кадочных растений. Подлинники скульптур из мрамора, кроме композиции «Мир и Победа», перенесены в экспозицию Михайловского замка, а вдоль аллей установлены их копии. Археологические находки, обнаруженные во время реконструкции, представлены на выставках в павильонах. На территории в форме музейной витрины представлен археологический раскоп с фрагментом старинного фонтана и водопроводных коммуникаций, чтобы посетители могли представить себе первоначальный облик постройки.
Торжественное открытие ансамбля прошло в мае 2012 г. Полюбоваться шедевром садово-паркового искусства можно не только гуляя по его дорожкам, но и с воды, путешествуя на катере по рекам и каналам города.
График работы
Пространство первого сада Северной столицы открывается для посетителей 1 мая и закрывается в сентябре. В этом удивительном месте можно побывать ежедневно, кроме вторника, с 10.00 до 22.00 и осмотреть аллеи, фонтаны и парковые скульптуры.
В течение апреля территория закрывается на просушку и посещения невозможны. С октября по март парк открыт с 10.00 до 20.00, но скульптурные памятники скрыты футлярами и фонтаны выключены.
Посещение бесплатное для жителей города и любых категорий туристов.
Существует несколько ограничений для посетителей, запрещающих пользоваться на музейной территории велосипедами, самокатами и другим транспортом, располагаться для отдыха на газонах, проводить спортивные игры или соревнования, фотосессии с профессиональным фотографом и видеосъемки.
Как добраться
Ближайшая станция метро – «Гостиный двор», выход на ул. Садовая. Выйдя из метро, необходимо пересечь Невский проспект и пройти по ул. Садовая мимо Михайловского садика, расположенного слева, и Инженерного сквера и Михайловского замка, открывающихся справа.
В Летний сад можно попасть, пройдя по Дворцовой набережной от Зимнего Дворца или по набережной реки Фонтанка от Аничкова моста на Невском проспекте.
Чешский чёрный театр теней
Русский музей на Площади Искусств
Шоу пространство «Ленинград-центр»
ТОП-5 интересных фактов об опере
ТОП-5 интересных фактов театре
Государственный музей-заповедник «Петергоф»