в каком году был основан городец
Городец был воздвигнут для защиты Руси от нападок волжских булгар около восьмисот лет назад. Официальная история города начинается с 1172 года, когда его впервые упомянули в летописях. Городец – практически ровесник Москвы. Его, как и столицу, неоднократно поджигали и вновь воздвигали. В XIV столетии город стал центром удельного княжества, а в 1408 году, после очередного пожара его и вовсе снесли с карты Великой Руси. Поселение долгое время именовали Пустым Городцом.
В XVII веке Городец получил статус ремесленного села, спустя сотню лет стал центром кораблестроения, продажи зерна, выпекания кренделей, а также обрел известность как поставщик деревянных изделий.
Ярмарки, проходившие в городке, не уступали столичным, и на базары Городца съезжались купцы из соседних поселений. Во второй половине XIX века Городец расцвел. Он становился все больше похожим на зажиточный купеческий центр: здесь было построено несколько заводов и сооружена мельница. Городец разрастался, и спустя какое-то время стал центром торговли. Особенно славился хлеб, выпекаемый в новопостроенных булочных города. В 1922 Городец приобрел статус уездного города, затем – административного центра.
Городец в настоящее время
О Городце нередко говорят как о городе-музее, имея в виду множество образовательных заведений и его богатую историческую память. Некоторые сооружения Городца были построены в дореволюционной России, другие – еще раньше, в период царствования Романовых.
Городец считается одним из самых культурно насыщенных городов страны, собравшим в себя многовековое наследие разных эпох. Городец в Нижегородской области – обязательный пункт назначения для всех любителей истории и ценителей утонченного убранства прошлого.
«Городецкий Музей самоваров»
«Терем» расположен в бывшей резиденции купца Гришаева, которая была построена в XIX веке. В трех залах помещается около 450 самоваров самых разных форм, размеров и текстур. Многие экспонаты были переданы на хранение в музей Николаем Поляковым, местным коллекционером самоваров и других чайных приборов. Здесь найдутся и современные фарфоровые изделия, и старинные китайские поделки, и самовары, вес которых составляет всего 75 граммов. Экскурсоводы рассказывают о самых необычных выставочных экземплярах и вводят в краткий курс истории самовара в России.
В арсенале музея имеется даже экспонат пушкинской поры, из которого, по слухам, пил сам поэт. А еще музейные работники могут похвастаться самоваром, изготовленным по заказу Владимира Путина.
В «Музее самоваров» собрана самая большая в России коллекция раритетных изделий. После посещения этого сказочного места так и хочется усесться за круглым столом и распивать ароматные чаи – музей поднимает настроение! А фотографиями, которые разрешается делать свободно и бесплатно, можно согреваться даже в самые суровые холода.
Музей «Городецкий пряник»
Когда-то в Городце пекли вкуснейшие на Восточной Руси пряники! Жители города «кормили» все ближайшие поселения: Пермскую и Оренбургскую губернии, Дон. В честь самого известного промысла города в 2008 году открыли полноценный музей, который встречает посетителей ароматом свежеиспеченных пряников. На витринах красуются крендели и коржики, формы и утварь для их запекания, коробочки для хранения снастей.
Работники музея рассказывают о появлении сладкого символа Городца. Посетителям открывают секрет приготовления именитых пряников, которые, если верить современникам, не портились по несколько месяцев. Музей выполнен в старинном стиле: мебель уходящих эпох, самовары с росписью, бытовые снасти купцов, черно-белые фотографии. Помимо городецких, представлены архангельские, тульские, петербургские пряники. Посетители музея могут испытать себя в роли кулинара и слепить пару сладостей самостоятельно. В продаже имеется свежая выпечка, которой можно приятно удивить тех, кому не посчастливилось побывать в «Городецком прянике» и узреть красоту музея воочию.
Музей «Город мастеров»
«Город мастеров» представляет собой уникальный туристский комплекс, составленный из нескольких десятков домиков. Все постройки выполнены в скромном стиле глухой резьбы, и тем самым они олицетворяют древнерусское зодчество.
В музее множество залов, и каждый из них посвящен определенному народному промыслу: вышивке, росписи, рукоделию, резьбе по дереву. Музей отражает исторический фон, в нем переплетаются древние традиции сельчан и архитектурная изящность мастеров: рубленые клети, украшенные резьбой доски, расписанные ставни. Сотрудники комплекса предстают в народных костюмах, поэтому во время посещения музея создается полноценная атмосфера средневековья.
В «Городе мастеров» представлены произведения живописи, гончарные изделия, вышивки, поделки. Проводятся мастер-классы: под наблюдением опытного наставника можно смастерить глиняный горшок, попробовать себя в росписи или подкрепиться чаем с пряником в музейном кафетерии. Для посетителей работают сувенирные лавки с огромным ассортиментом: каждый может выбрать, что ему по душе и увести частичку «Города мастеров» на память.
Городецкий Федоровский монастырь
Мужской Федоровский монастырь был воздвигнут в 1154 году по указу князя Георгия Долгорукова. В 1263 в прославленной богомольне сам Александр Невский принял иноческий обет и ушел в мир иной. На территории храма находится памятник великому человеку – Невский изображен в образе монаха. Во время своего царствования Екатерина II и Петр I посещали монастырь. В XIX столетии в храме обосновался Петр Каменский.
Федоровский монастырь неоднократно разоряли и поджигали. Во времена СССР его и вовсе закрыли. Лишь в 2009 году Патриарх Кирилл освятил и благословил храм.
Музей «Дом Графини Паниной»
Панины представляли дворянский род, многие выходцы которого занимали видные государственные позиции. Софья Панина была одной из первых феминисток России, совмещала участие в лейбористском движении с благотворительной деятельностью. Усадьба выдающейся женщины, построенная в середине XIX веке, некогда считалась одной из самых зажиточных во всем Городце, а сейчас представляет собой уникальный исторический памятник.
На воротах усадьбы красуется герб рода Паниных. Экспозиции, выставленные в доме-музее, отражают своеобразие архитектуры Городца уходящих столетий. В доме Паниной сохранились полотна живописцев, чудные поделки мастеров, раритетные вещи. Посетители музея могут ознакомиться с письмами, личными вещами, фотографиями и открытками бывшей хозяйки усадьбы. В «Музыкальной гостиной» играет вальс, фокстрот, звучат ритмы танго. В музее множество часов, им даже посвящена целая экспозиция. Представлены изысканные женские вещи и дорогие головные уборы, русские народные костюмы, расшитые блестящими камнями. Некоторые из них можно примерить и запечатлеть на камеру. Благодаря богатой экспозиции, выставленной в «Доме Графини Паниной», посетители могут четко представить, как жила и выглядела именитая аристократия уходящих веков.
«Музей добра»
Деревянная постройка, в которой расположилась экспозиция «Музея добра», некогда принадлежала купцу-хлеботорговцу. Во время реконструкции старого здания в тайнике были обнаружены купюры царского и советского времени, а также предметы быта бывших хозяев, и коллекция музея заметно обогатилась. Инициатором возрождения здания был коллекционер Поляков, а название было выбрано не случайно: в музее собраны домашние вещи, напоминающие о детстве и семье, самом добром, что только есть у человека. В коллекции музея имеется кухонная утварь, музыкальные инструменты, рукомойники, замки, сундуки, утюги и прочие предметы обихода. Особым вниманием пользуется кассовый аппарат для расчета зарубежных купюр – инновационное, для советской России, изобретение. Он до сих пор считает деньги и выдает сдачу, но чеки уже не печатает.
Музей добра пропитан атмосферой домашнего уюта и добрых русских традиций.
Из глубины веков к настоящему. Городец
Приволжский город, известный со второй половины 12 века. Город с таинственным названием Городец. Провинциальный, тихий, уютный, с узкими улочками, старинными постройками и новыми домами. Любимый городчанами и туристами. Красивый, со своим характером и настроением. О Городце по всему миру идет добрая слава.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Из глубины веков к настоящему. Городец предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Древнейшая история Городца
Древнейшим периодом истории Городца следует считать время от его возникновения до закладки Нижнего Новгорода Юрием Всеволодовичем в 1221 г.
Точная дата основания Городца неизвестна, но впервые он упомянут Лаврентьевской летописью в 1152 году как уже существующий город-крепость. Городе́ц Ради́лов — летописное название Городца на Волге. Город основан по повелению Юрия Долгорукого, вероятнее всего, между 1152 и 1157 гг. в связи с потерей этим князем своего последнего оплота в Южной Руси — Городца Встерского (Остерского) и необходимостью защищать территорию Северо-Восточной Руси от набегов волжско-камских болгар.
В 1155 году князь Юрий Долгорукий переехал жить во Владимир, оставив Городец своему сыну князю Василию, основавшему на Волге небольшую крепость — Василёво (ныне город Чкаловск). Она играла большую роль в экономической жизни Городца-Радилова, являясь связующим звеном. Князь Василий — миролюбивый администратор — продолжал строительство земляного вала, укреплял экономику, торговлю, оборону города. Однако в скором времени мирное княжение его окончилось. В 1164 году от Владимирского князя Андрея Боголюбского пришёл наказ князю Василию: собраться со своей дружиной к Муромскому князю и идти вместе на булгар. И вот дружины трёх князей отправились в поход, разбили булгар, оттеснили их от русской границы. Много пленных попало в Городец-Радилов, где они использовались по возведению земляного вала.
На сайте «Волжский перекресток записано так:
В 1171 году, после смерти Василия, князь Андрей Боголюбский назначил в Городец-Радилов на княжение Мстислава, своего сына, внука Юрия Долгорукова. Мстислав в 1171 году, соединившись с муромской и рязанской дружинами, выступил войной на булгар, одержал победу. Только в этом году впервые в летописях упоминается город Городец-Радилов, участвующий в походах. Тридцать лет прожил Городец-Радилов без войны и походов, занимаясь строительством земляного вала, развитием торговли, промыслов и ремёсел.
Булгары в 1184 году совершили нападение на Городец-Радилов, но не могли его взять: не преодолели военную оборонительную крепость — земляной вал.
В летописи говорится так:
«Булгары, премного пакости сотвориша возле Городца-Радилова, подвергли опустошению окрестные поселения».
Зимой 1237 — 1238 гг. Городец Радилов был разрушен татаро-монголами Батыя, но позднее возродился.
Географическое положение Городца-Радилова благоприятствовало ему иметь выгодное в стратегическом отношении положение. Оно определило его как мощную военную крепость в том месте, где выходил путь от Владимира, Боголюбова и Суздаля, Ростова-Ярославского к среднему течению Волги. По этому пути шли войска против булгар, и сам Городец-Радилов был не только крепостью, но и военно-транспортной базой. Здесь стоял флот и проходило снаряжение войск. Отсюда они спускались к устью Оки, где объединялись с войсками муромских и рязанских князей. Военное предназначение Городца, возникшего на землях, граничивших с Волжской Булгарией, сомнений не вызывает, а вот представление о его малых размерах исчезает сразу же после знакомства с мощной системой укреплений, остатки которых видны и сейчас.
В 1185—1186 годах Городец впервые фигурирует как место сбора владимирской рати для похода на Булгарию. Тот поход, предпринятый по инициативе великого владимирского князя Всеволода, был «местного значения», но традиция — собирать полки, идучи на булгар, в Городце, с этого момента устанавливается прочно. Уже с 1185 года городецкий полк упоминается отдельно от владимиро-суздальских сил.
Серьезные исследования по истории Городца, в том числе периода XII — XV вв., отсутствуют. Город, входивший в двадцатку крупнейших городских поселений Древней Руси, не получил имени? Когда, кем и при каких обстоятельствах он был основан? Какие цели преследовали основатели столь значительного городского поселения на самой границе русских земель?
При поиске ответов на эти вопросы выясняется, что у Городца не просто нет имени: проблема в том, что у него нет научной истории. Есть лишь летописные подтверждения. Вероятно, тень «царственно поставленного» Нижнего Новгорода заслонила в глазах историков Городец, превратив его в «младшего собрата». Нет и окончательной ясности и с названием поселения: Городец-на-Волге, Городец-Радилов или… Малый Китеж?
В краеведческой литературе утвердилась точка зрения об основании Городца в 1152 году Юрием Долгоруким, принятая и рядом официальных изданий, хотя большинство историков относит наиболее вероятное время основание города к годам княжения Андрея Боголюбского. Документальную историю Городца можно вести с 1172 года, когда он был упомянут Лаврентьевской летописью в связи с походом князя Мстислава Андреевича на Волжскую Булгарию.
Источниковой базой исследования стали летописные своды XIV — XV вв., сохранившие более раннее летописание. Важнейшим из этих сводов следует считать Лаврентьевскую летопись, сохранившуюся в единственном пергаменном списке 1377 г. К известиям летописи Лаврентия, относящимся к истории Городецко-Нижегородского региона, практически ничего не могут прибавить другие памятники владимирского происхождения — Радзивилловская летопись и Летописец Переяславля Суздальского. Для изучения начальной истории Городца чрезвычайно важны и интересны известия новгородских летописей, иногда сообщающих то, о чем предпочитали умалчивать летописцы великих князей владимирских.
Новгородское летописание содержит преимущественно известия о происшествиях в своей земле, а о событиях в других русских землях повествует лишь постольку, поскольку это затрагивало интересы «Господина Великого Новгорода».
При всей выборочности и тенденциозности такого изображения появляется возможность взглянуть на ситуацию «с другой стороны», что особенно важно в тех случаях, когда владимиро-суздальские князья оказывались противниками новгородцев, терпели поражение и избегали выставлять себя в неприглядном свете.
Одним из таких событий, например, была междоусобица сыновей великого князя Всеволода Юрьевича в 1216 г., завершившаяся битвой на р. Липице. Новгородцы принимали активное участи в этой междоусобной войне на стороне старшего Всеволодовича — Константина, одержавшего благодаря новгородской помощи победу над братьями Юрием и Ярославом.
В летописных известиях о событиях 1216 г. Городец и городчане упоминаются неоднократно, и новгородские источники дают дополнительную информацию, достоверность которой, впрочем, необходимо проверять в каждом конкретном случае.
От недостойного сына Александра Невского до «красной графини»: чем интересен Городец на Волге?
Примерно в 60 километрах от Нижнего Новгорода скромно стоит на левом берегу Волги маленький город с 850-летней историей, древнейший в Нижегородском крае. Во времена становления Руси Городец был важным центром для развития Поволжья, его история сопряжена с именем великого Александра Невского и его властолюбивого сына Андрея. Несмотря на то что город многократно горел и разрушался, в нем сохранились прекрасные примеры русского деревянного зодчества XIX века. Красивейшие, словно кружевные, резные наличники и прочие декоративные элементы из дерева, созданные местными мастерами, – одна из причин, почему в Городец едут туристы.
Основание города пришлось на XII век. Знания историков опираются на летописи, впервые Городец на Волге был упомянут в Лаврентьевской летописи в связи с походом князя Мстислава Андреевича на Волжскую Булгарию. Эту версию подтверждают и данные археологических раскопок. Скорее всего, основан город был в период с 1164-го по 1171 год – во времена княжения великого князя Владимирского Андрея Боголюбского. Согласно второй, более сомнительной версии, Городец был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Так или иначе, служил он в качестве крепости и перевалочного пункта для колонизации на северо-восток.
«В 1178 г. был основан Устюг, тогда же или чуть позже – Унжа (упомянута впервые в 1219 г.). Важную роль в основании этих городов сыграл Городец, откуда и шел вверх по Волге, а далее на северо-восток поток переселенцев», – сообщает А.А. Кузнецов в статье «Городец на Волге: от основания до 1238 года».
До наших дней частично сохранился городецкий вал, построенный в XII веке и представлявший собой полукруглую крепость, примыкающую к обрывистому берегу Волги, с тремя линиями укреплений. Деревянная линия давно исчезла, а земляные валы и ров сохранились. Сегодня длина вала составляет 1,5 километра, а ширина основания – 33 метра при высоте насыпи от 9 до 15 метров.
Другое знаковое место Городца – Феодоровский монастырь, основанный в XIII веке, сожженный войском хана Батыя, затем отстроенный и снова разрушенный уже в советские годы. В начале XIII века на этом месте была деревянная часовня, в которой хранилась почитаемая Феодоровская икона Божией Матери – по преданию, ее написал апостол и евангелист Лука, который еще при жизни видел Богоматерь. Во время разорения монастыря икона исчезла и затем была заменена чудотворным списком, то есть копией.
Shutterstock/FOTODOM
В 1700 году в монастыре был построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божьей Матери с пределом во имя князя Александра Невского – и не случайно. Очень вероятно, что умер Александр Ярославич именно в Городце, возвращаясь из Золотой Орды. Случилось это 14 ноября 1263 года. Перед смертью, по княжеской традиции, он принял схиму под именем Алексий. Ряд краеведов полагает, что Невский умер в другом Городце – Мещерском (ныне Касимов), но это маловероятно.
После смерти Невского город перешел в удел его третьему сыну Андрею, который был князем Городецким, главой выделенного из состава Суздальского Городецкого княжества со столицей в Городце до своей смерти в 1304 году. В истории Андрей Городецкий остался как человек, который, отчаянно стремясь ко владению Великим княжеством Владимирским, пытался стравить других русских князей, «бегал в Орду» и воевал при помощи татар даже против родного брата Дмитрия.
«Никто из князей Мономахова рода не сделал больше зла Отечеству, чем сей недостойный сын Невского», – так отозвался о нем историк Н.М. Карамзин.
«Как известно, эта борьба вызвала череду опустошительных татарских «ратей» на земли Северо-Восточной Руси, по своему размаху сопоставимых с нашествием Батыя, – объясняет историк Б.М. Пудалов в книге «Русские земли Среднего Поволжья (вторая треть XIII – первая треть XIV в.). – Стремление Андрея стать великим князем владимирским в обход старшего брата Дмитрия Александровича привело к возникновению различных княжеских группировок, враждовавших друг с другом, усилению ордынского влияния на русские дела, изменениям в составе уделов Владимиро-Суздальской земли. Но главное – действия Андрея Александровича положили начало междоусобицам конца XIII – начала XIV вв., во время которых «великий стол» занимался не по родовому старшинству, а по праву сильного, подкрепленному ханским ярлыком».
В отличие от отца, Андрей Александрович был похоронен в Городце, в Михайло-Архангельской церкви. Вообще, вся история Городца показывает, насколько трудным был путь к русской государственности – объединению княжеств и затем сохранению территориальной целостности. Сохранившаяся до нашего времени атмосфера уютно-деревянного провинциального русского города относится в основном к XIX веку. Городец не только устоял, но и активно развивался – могло ли быть по-другому при наличии под боком такой транспортной артерии, как Волга.
«Главной кормилицей городчан испокон веков была матушка-Волга, а также собственное трудолюбие и предприимчивость. Волга играла огромную роль в развитии русской торговли и судоходства. И этим обстоятельством выгодно пользовались местные жители. Городецкие плотники спускали на воду легкие и красивые расшивы (парусные суда, – Прим. ред.), на которых местные «судовщики» подряжались перевозить по Волге дорогие ярмарочные товары. Самые бедные мужики шли в бурлаки – «тянуть лямку», но кому-то из них со временем удавалось самим стать владельцами расшив», – рассказывает в очерке об истории Городца XVII-XX вв. научный сотрудник Городецкого краеведческого музея А.Н. Еранцев.
К концу XVIII века «разжалованный» из города в волостное село Городец стал одним из процветающих торгово-промышленных центров Нижегородской губернии. Помимо судового промысла занимались здесь выделкой кож, крашением и набивкой холста, выпечкой печатных пряников, ковали якоря, гвозди, подковы и сошники. Торговали хлебом, железом, пряжей и деревянными изделиями, которые местные искусные мастера делали в огромном количестве. Известна была Городецкая ярмарка, на которую зимой по субботам съезжалось до семи тысяч человек. В XIX веке в Городце появились два чугунолитейных и механических завода, верфи по постройке баржей, паровая мельница. На средства купцов-благотворителей открылись детский приют, народные училища, мужская и женская гимназии, всесословный клуб и прочее.
Shutterstock/FOTODOM
Знаменитая городецкая роспись появилась лишь в 1870-х годах. Задолго до этого славился Городец резчиками по дереву, о чем свидетельствуют нарядные деревянные домики, замысловато, а иногда и с юмором украшенные ажурной резьбой. Одно из таких зданий сегодня занимает музей «Терем русского самовара». В Городце самовары никогда не делали, но чай, судя по всему, пить любили. Коллекция музея насчитывает 453 агрегата. Среди них, к примеру, маленький самовар «Эгоист», какие выдавали офицерам царской армии: его можно было взять в поход и заварить чай буквально за пару минут. Есть в музее и игрушечные самоварчики, и самовар весом 60 килограммов. Особые отзывы гости музея оставляют об экскурсоводах – настоящих энтузиастах, старающихся сохранять уникальность своего города. От них можно узнать, например, что в XVII веке появилась «прабабушка» самовара – самовар-кухня. Она разделена перегородкой на две половины: в одной половине варили суп, а в другой кашу.
Но и о духовном в Городце никогда не забывали: в XVIII и XIX веках он стал негласной столицей старообрядчества Нижегородской губернии. Была поговорка: «Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чем Городец – на том Керженец». Под Рогожей подразумевалось Рогожское кладбище в Москве – духовный центр старообрядческой общины поповского толка. По разрешению императрицы Екатерины II в 1767 году в Городце открыли деревянную часовню, ставшую со временем местной святыней. В 1893 году ее заново отстроил после пожара, уже в камне, старообрядец-миллионер Николай Александрович Бугров. В советское время часовня была разрушена. Когда-то существовала в городе единоверческая Крестовоздвиженская (Духовская) церковь, а на севере современного Городецкого района – старообрядческий монастырь, попавший в зону затопления Горьковского водохранилища.
Кстати, городецкие старообрядцы были прекрасными мастерами глухой резьбы по дереву – это резьба по монолитным лиственным или сосновым доскам. Такими деревянными барельефами обрамляли не только окна, но и двери, ворота, ткацкие станки, детские колыбели и даже корабли. Поскольку вырезали узоры городчане обычными плотницкими топорами, их стиль резьбы по дереву назвали «топориным письмом». В орнаменты часто вплетались изображения различных мифологических существ: русалок, птицы сирин, человекольва – насколько хватало фантазии мастеру.
Shutterstock/FOTODOM
Советская власть уничтожила многое, связанное с верой, но промышленность получила новое развитие. Были реконструированы судоверфь и судоремонтно-механический завод, появились обувная и строчевышивальная фабрика, а также фабрика «Городецкая роспись». К сожалению, традиция «топориного письма» была утеряна.
Со становлением советской власти связан один из интересных музеев Городца – «Дом графини Паниной». Все началось с пикантной истории из жизни Екатерины II, которая, охладев к своему любовнику Григорию Орлову, в качестве отступного пожаловала ему «села городецкого три слободы». Сменилось немало поколений, и во второй половине XIX века имение в Городце вместе с другими имениями и огромным состоянием досталось по наследству Софье Владимировне Паниной. Дело в том, что Панина была женщиной нетрадиционных взглядов, она не одобряла самодержавие и приветствовала революцию, за что получила прозвище «красная графиня». В 1917 году она стала первой в истории России женщиной-министром, заняв во Временном правительстве место министра по социальному обеспечению. Через некоторое время ей все равно пришлось уехать за границу, она скончалась в США в 1956 году.