в каком году был написан незнайка в солнечном городе
Незнайка в Солнечном городе
Вторая книга из трилогии о Незнайке — «Незнайка в Солнечном городе» (для младшего школьного возраста) — увидела свет в 1958 году сначала в журнале «Юность», а потом была издана книжкой (М.: Детгиз, 1958). То есть написана через четыре года после первой («Приключения Незнайки и его друзей»). Вспоминают, что писатель даже сам печатал машинописный текст на машинке, ему доставляло удовольствие перепечатывать Незнайку.
Содержание
Сюжет
Незнайка, увлёкшись сказками, пытается совершать добрые поступки, в надежде на то, что добрый волшебник вознаградит его за это волшебным предметом. Но Незнайка никак не может сделать хоть один добрый поступок бескорыстно (он помнит, почему он начал их совершать), и тут же портит дело каким-нибудь плохим поступком. Но наконец волшебник появился и вручил Незнайке волшебную палочку. Тут же Незнайка вместе с подругой Кнопочкой принимают решение совершить путешествие. Получив при помощи волшебства автомобиль (точную копию автомобиля местных изобретателей Винтика и Шпунтика) и взяв с собой Пачкулю Пёстренького, они отправляются в путешествие — посещают Солнечный город, весьма развитый и цивилизованный город.
Там Незнайка, в силу своей вспыльчивости, сначала превращает коротышку Листика в осла, а затем, когда об исчезновении Листика напечатали в газете, пытаясь исправить положение и не разобравшись, вместо этого превращает в коротышек трёх ослов из зоопарка. Затем Незнайка сам попадает под арест за хулиганское поведение, но благодаря волшебной палочке ему удаётся безнаказанно бежать, милиционер Свистулькин же получает при этом сотрясение мозга и временную недееспособность, лежит в больнице.
В Солнечном городе путешественники знакомятся с архитектурой, вращающимися домами и театрами, находят новых знакомых:
Они совершают экскурсии на всевозможные фабрики и заводы, потом проводят время в Солнечном парке (состоящем из Спортивного, Водяного, Театрального, Шахматного и Весёлого городков).
Тем временем город постепенно втягивается в хулиганский беспредел (описание которого было рискованным, как считали редакторы книги), безобразные действия бывших ослов и их подражателей. Путешественники поначалу этого не замечают, так как проводят много времени в Солнечном парке за городом. Узнав о причинах беспредела благодаря статье профессора Козявкина в газете и пытаясь поправить положение, Незнайка в неподходящий момент теряет саму волшебную палочку, а как потом оказывается, и её волшебную силу. И уже в самой безнадёжной ситуации на помощь приходит волшебник и возвращает всё на свои места.
Художественные особенности
Книга, повествующая о путешествии Незнайки, его подруги Кнопочки и случайного знакомого Пачкули Пёстренького в Солнечный Город, описывает сам Солнечный город как промышленно и культурно развитый, очень благоустроенный, с футуристическими домами и автомобилями. Несмотря на то, что самого слова «коммунизм», разумеется, не встретишь на страницах этой книги, сознательному читателю легко угадать в социально-экономическом строе Солнечного города развитое коммунистическое общество: полное отсутствие денег, всеобщее равенство, любовь каждого к своей работе и свободный выбор труда, магазины, в которых можно все получить совершенно бесплатно. Солнечный город напоминает об утопическом Городе Солнца, в котором достигнут общественный идеал всеобщего равенства и благоденствия. Прямота обращения к теме технологически развитого коммунистического общества напоминает об историческом фоне (энтузиазм «оттепели», принятая в 1961 г. программа построения коммунизма в СССР) и литературном контексте произведения (от «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова до детской футурологической публицистики («Про жизнь совсем хорошую») Льва Кассиля).
В этой книге, в отличие от первой и третьей, основная сюжетная линия связана с волшебством. Путешествие стало наградой Незнайке от волшебника за совершенные им бескорыстные и добрые поступки. Волшебник дарит Незнайке волшебную палочку, Незнайка с помощью неё получает автомобиль, ящик мороженого и всё необходимое для путешествия, затем совершает три дурных поступка, после чего палочка теряет свою силу, а пришедший на помощь волшебник исправляет ошибки, совершенные Незнайкой из-за которых город погрузился в хаос.
В книге много внимания уделено совести — с ней Незнайка общался каждую ночь.
Солнечный город — наиболее крупный земной город, описанный в книгах о Незнайке: в нём множество домов необычных архитектурных форм, почти все жители ездят на личных автомобилях, хотя есть и общественный транспорт, но он представлен только автобусами и такси. Ни одного вида электротранспорта, ни тем более метрополитена в этом городе нет. Для наблюдения за общественным порядком все перекрестки оборудованы системами видеонаблюдения. Город не свободен от недостатков. Рост числа автомобилей привел к частому появлению пробок на городских улицах. Милиция вынуждена по большей части заниматься регулировкой движения и почти не обращает внимания на уличные правонарушения.
Жители Солнечного города добродушны, приветливы и очень подвержены модным веяниям. Так из-за оплошности Незнайки, который превратил трёх ослов в людей, город погрузился в хулиганский беспредел ветрогонов — жители копировали поведение трёх ослов (пропагандистский намёк на субкультуру стиляг). Милиция же не могла всему этому противостоять в силу добродушности милиционеров — если ветрогон и оказывался в тюрьме, то вскоре выходил на свободу из-за того что милиционер, задержавший его, мучился угрызениями совести.
Оценка книги
Однажды Николай Николаевич Носов, отвечая на вопрос о том, как он стал детским писателем, сказал так: «Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было, о чём порассказать людям».
В этой книге у него вовсю проявляется опыт бывшего создателя документальных фильмов. Книга является одновременно сказочной политехнической энциклопедией для подрастающего поколения. Как отмечает правнучка Носова в радиопередаче, при прочтении книги она обратила больше внимания на устройство машин и автомобилей, чем в аудиокниге, которую слышала раньше. Хотя у самого Носова не было автомашины, возможно поэтому в книге автопутешествие описано с романтизмом.
В некоторой обиде на Носова оказались кулинары и ресторанные работники. По их словам, в книге Носова не оказалось каких-либо ресторанных изысков, сплошной общепит. Видимо, ресторанная и тканевая экзотика не входили в концепцию «светлого будущего» (впрочем, весьма примитивным ресторанный бизнес изображён и в обществе капитализма в последующей повести «Незнайка на Луне)». Намного более важным пищевым явлением, чем еда, в городе являются автоматы по продаже газированной воды со всевозможными сиропами. В сцене с крутящимся домом (где начинается знакомство с архитектором Кубиком) у них якобы даже закружилась голова от перепитой воды.
Технические комментарии
Как и Жюль Верн, Носов интересовался техническим прогрессом. Множество его сказочных изобретений реализовано в реальном или игровом виде. Автором были предсказаны различные изобретения: плоские настенные телевизоры — LCD или плазменные, робот-пылесос, пальцеориентированные устройства с картами и прокладкой маршрута, автоматизированный транспорт, систему ТВ-канала в общественном транспорте.
Иллюстрации
Помимо иллюстраций всевозможных московских изданий (цветных и чёрно-белых), существуют занимательные цветные иллюстрации киевского издательства «Веселка» (художники Кира и Виктор Григорьевы):
В молдавском издательстве выходит книга с фантазийными иллюстрациями талантливой художницы Елены Ревуцкой. Иллюстрации там выглядят очень красивыми и увлекательными. В особенности, иллюстрация, где Незнайка и Кнопочка спорят о том, какой магический предмет лучше всего.
Мультфильм
Мультфильм «Незнайка в Солнечном городе» довольно популярен благодаря своей идее и состоит из 10 серий:
Такими же десятисерийными кукольными мультсериалами были «Приключения Незнайки и его друзей» и «38 попугаев». Возможно, если сравнить трилогию о Незнайке с экранизациями всех частей этой трилогии, ничего проблематичного не будет. Между прочим, существующий мультфильм «Незнайка на Луне» нарисован на основе иллюстраций Генриха Валька (от которых он отличается) и имеет заимствования из предыдущих книг.
Николай Носов «Незнайка в Солнечном городе»
Незнайка в Солнечном городе
Язык написания: русский
Перевод на украинский: — Ф. Макивчук (Незнайко в Сонячному місті) ; 1978 г. — 1 изд.
Однажды Незнайка повстречал волшебника. И в благодарность за хорошие поступки получил в подарок не что-нибудь, а волшебную палочку. И это стало началом многих необычных событий.
Впервые произведение было опубликовано в журнале «Юность» в 1958 году (№8, с. 24-65, №9, с. 48-94) с иллюстрациями И. Оффенгендена.
В произведение входит:
Обозначения: циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 221
Активный словарный запас: крайне низкий (2145 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 66 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)
— «Незнайка в Солнечном городе» 1976, СССР, реж: Пётр Мурашов, Нина Шорина, Юрий Трофимов, Борис Ардов, Ольга Розовская
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Читали с женой вслух 5летеней дочке. Осилили в два приема, с месячным перерывом в середине. В детстве я точно эту часть не читал. Книга получилась интересная, хотя технические подробности слегка утомляют.
Наверное, можно вычленить из книги, весьма, интересный сказочный сюжет и технические новинки будущего, социальные и экономические модели.
Незнайка по сравнению с первой книгой здорово изменился. Он научился читать книги и научился дружить с малышками. С книгами сразу выяснилось, что читать это конечно хорошо, но читать только сказки и мечтать, с точки зрения автора, все-таки не очень. Тем не мене Кнопочка и Незнайка выглядят вполне положительными героями. Мечта о волшебной палочке сделала Незнайку добрее. Он начал получать удовольствие от хороших поступков.
Если в самом начале книги шло перевоспитание Незнайки, то после обретения автомобиля и волшебной палочки началось перевоспитание Пачкули Пестренького. И честно говоря, получалось не очень. А вот характер Незнайки при получении волшебной палочки начал портится, а стабилизации и даже улучшение началось, когда он забыл про свою палочку.
Мы познакомились с социально-экономическим устройством не только Солнечного, но и Цветочного города. С Цветочным городом вышло явное понижение. В первой книге казалось, что у них коммунизм. Так как нигде не обсуждалось, кто кому и за что платит и все друг-другу помогают. Теперь же, если верить Незнайке, выяснилось, что в городе первобытно-общинный строй. Денег не уже нет, а еще нет. Все живут натуральным обменом.
В Солнечном городе экономически полный коммунизм. С каждого по способностям и желанию – каждому по потребностям и побольше побольше. Достигается все это естественно за счет машин, которые кушать не просят. Поэтому не просто коммунизм, а общество изобилия. И в этом обществе изобилия есть уязвимые точки. Слишком много автомобилей создает пробки, порождают нарушителей правил дорожного движения и появляется класс не любящий стражей порядка. Вторая уязвимость оказалась еще страшнее. Мода! Мода — это не буржуазный пережиток, а вполне характерное свойство большого числа homo sapiens, достаточного что бы с ней надо было считаться.
Интересно, что власти в городах коротышек похоже нету. За порядок отвечает милиция, но общего управление у нее нету. Каждый милиционер действует исходя из своей совести. Фабрика по пошиву одежды ориентируется на компромисс желаний жителей и своего представления о прекрасном. Есть правда какие-то комитеты, типа архитектурного. Похоже, они и пытаются управлять жизнью города, но подчиняются ли им не ясно. С другой стороны на жизнь города очень влияют газеты, в которые правда возможно, могут писать все, в таком случае получается что-то типа современных форумов.
Культурная жизнь города очень богатая. Много театров, игровые центры и так далее. Но именно культурная жизнь города в первую очередь пострадала, когда начались сбои. Почему-то на заводах не выпускали бракованную продукцию, а театры быстро стали “авангардистскими” или даже “андеграундными”
Коротышки Солнечного города очень вежливые и дружелюбные. Но их вот с законопослушностью у них не все в порядке. Они просто не помнят как вести себя плохо. И оказывается их этому очень легко научить. А слишком мягкие наказания не помогают.Это обращает наше внимание на немного странный для нашего понимания возрастной состав коротышек. У коротышек похоже нет детей детсадовского возраста, скорее всего нету браков (относительное исключение Листик и Буковка), практически нету стариков (исключение волшебник). Но есть коротышки которые больше похоже на школьников (для которых написана эта книга) и есть больше похожие на взрослых. Например профессор Козявкин, как видно взрослый, а Чубкин, которого он исследовал больше похож на ребенка. Наверное такая модель была выбрана писателем, для удобства восприятия целевой аудиторией, но эта модель зажила свой жизнью и мне видеться, что именно поэтому город так быстро потерял свою этику (раз нет коротышек младенцев, то нет и воспитания с детства), что интересно,что производство при этом не встало. И очень обидно, что для решения проблемы потребовалось вмешательство волшебника, хотя в какой-то момент это и стало предсказуемым.
Переговоры Незнайки с совестью выглядят очень правдоподобно и вполне поучительно.
Аграрная обработка поля привязанным на веревке трактором я думаю все-таки появится не скоро. Системы ГЛОНАС-GPS Носову вообще сильно не хватало. И поле можно было не по кругу обрабатывать и такси бы могли ездить поточнее.
Архитектурные изыски — это серьезно. И хорошая идея неудачные проекты сохранять, что бы новые поколения архитекторов знали чего делать не надо.
Шахматные компьютеры теперь в любом телефоне, а вот механическими их как-то делают редко,
Атомные стульчики — это круто, но вот зачем не ясно. Автомобили в Солнечном городе встречаются любой конструкции,
а у нас как-то только внутреннее сгорание и редко электромобиль. Но гугле мобиль можно считать пересказанным.
Робот-пылесос, плоский телевизор и система видео-наблюдения (правда немного экзотическая, а с другой стороны искривленные зеркала для обзора кажется появились не так давно) самое очевидное из встречающихся сегодня технических достижений.
А вот с компьютерной памятью автор не угадал. Сегодня достаточно подробная карта всех дорог Мира,влезает в вполне стандартные устройства. Так что читать, что такси не может ехать за город ибо памяти маловато звучит смешно.
Несмотря на какие-то футуристические атомные и биологические источники энергии много техники работает на чистой механике.
Концовка получилась вполне удачной и красивой. Солнечные братья очень красивая идея, правда я бы добавил в правило, что солнечные братья должны теперь хотя бы этот год общаться. Абстрактный брат, которого даже не помнишь как выглядит — это скучно.
Ну и последний диалог Кнопочки и Незнайки просто шедевр.
Вторая часть «трилогии о Незнайки», при почти всеобщем одобрении, всё-таки недооценена. Её читают, как «детскую книжку», но, в принципе, «Незнайку в Солнечном Городе» можно с интересом воспринимать в любом возрасте. Мне вот уже за пятьдесят, но я время от времени с пользой и удовольствием перечитываю эту «сказку».
То, что Солнечный Город представляет собой анархо-коммунистическую утопию, ясно почти всем читателям. Чуть менее заметно, что Носов, вообще-то, коммунистическую утопию критикует. Он обращает внимание своих «маленьких читателей» на абсурдные и противоречивые элементы в утопическом обществе, но делает это мягко, без напряга, так, чтобы «маленькому читателю» казалось, что он сам такой умный, сам додумался до достаточно сложных социальных нестыковок в структуре Солнечного Города. Превосходный педагогический ход! А для глупых читателей, которые не желают поддаваться на воспитательные ухищрения автора, Носов в последних главах демонстрирует ужасающую шаткость утопии — оказывается, достаточно трёх асоциалов, достаточно лёгкого щелчка, чтобы великолепный карточный домик коммунизма рухнул в катастрофу. И, чтобы закончить книгу хэппи-эндом, приходится вызывать «бога-из-машины». А иначе никак. Иначе финал получается беспросветно мрачный.
Да, и прелестные детали, рассыпанные по тексту, типа Пёстренького, изподтишка показывающего язык камере видеонаблюдения, или инженера Карасика, распевающего страшным голосом «За мной, друзья, без страха и сомненья!», это чисто литературные наслаждения. Можно ли забыть «Художник от слова «худо»? Нет, это незабываемо прекрасно.
Ну, и финал с разговором Кнопочки и Незнайки, неожиданно меняющий перспективу всех приключений в Солнечном Городе, просто эталон звершения книги, один из прекраснейших финалов мировой литературы.
Обожаю эту книгу и всегда буду её перечитывать.
Перед нами второй роман, что стал достойным продолжением первой книги. Расширяется мир, развиваются старые герои, появляются новые герои. Автор отходит от формата милой, поучительной сказки и плавно переходит к более серьезной и взрослой научной фантастике и теме социальных отношений.
В центре сюжета книги путешествие трех главных героев — Незнайки, Кнопочки и Пестрого на автомобиле в Солнечный город. Это фантастический, огромный город, со своими неведомыми для героев чудесами. Многочисленные автомобили причудливых конструкций, здания необычной архитектуры, автоматизированные заводы и фабрики, парки развлечений и зоопарки с карликовыми животными, и конечно же его жители, что всегда готовы помочь гостям города. Внимание уделено огромное этому городу, в нем ничего не покупается и ничего не продается. Пришел в магазин бери что надо, т. е. в обществе царит «светлое будущее». Правда автор не спешит идеализировать его, и расписывая преимущества Солнечного города (в котором Солнце днем светит всегда), тонко подмечает и его недостатки, которые резко всплывают благодаря одному гостю в канареечно-желтых брюках и с волшебной палочкой в руке. Кроме того, благополучие жителей Солнечного города — отнюдь не манна небесная, и ради процветания города и приумножения его благ, жителям города приходится неустанно трудится, что и объяснила в беседе с Незнайкой одна из жительниц города, девушка-модельер одежды, по имени Ниточка.
Тема волшебства и магии в произведениях Николая Носова как правило не фигурирует. Данная история пожалуй единственная в этом роде. Неведомый волшебник награждает героя за добрые дела волшебной палочкой, однако получив столь могучий источник силы Незнайка начинает зазнаваться и делает плохие поступки которые только приумножаются, ведь по словам одного из персонажей:
«Волшебная палочка — это огромная сила, и если такая сила попадет в руки не очень умному коротышке, вроде тебя, то тут вместо пользы может выйти один только вред».
Немного о главных героях и их непростых взаимоотношения. Перед нами три героя — два парня (Незнайка и Пестренький) и девушка Кнопочка. Классическое ныне трио «два парню+девушка». Наиболее можно выделить двух героев — Незнайку и его подругу Кнопочку. Персонажи трилогии конкретно не попадают под какую либо возрастную категорию, и невозможно точно сказать кто они. Они не в рамках возраста, но одни из них мальчики, а другие девочки. Одни по складу более похожи на детей, другие на взрослых. Наблюдается лишь тенденция уменьшения детских характеров, и увеличения взрослых, и если Незнайка в первой книге попадал под категорию ребенка со всей детской непосредственностью, то в данной части Незнайке более свойственны черты подростка. Учеба за которую некогда главный герой взялся постепенно сошла на нет (остановившись перед изучением физики, со слов автора), и на смену пришла юношеская мечтательность, возникшая благодаря чтению книг, и общению с подругой, разделявшей интересы Незнайки. В связи с «болезнью роста», развиваются в Незнайке и не совсем хорошие черты. Такие, как раздражительность и задиристость. Впрочем герой начал самостоятельно задумываться над своими поступками, что выражается в посещениях «совести», появляется желание все исправить, но вслед за этим на фоне неудачных попыток, которые делают вреда еще больше, появляются и попытки сделки с совестью, когда она начинает совсем уж «мешать».
Кнопочка — главная подруга героя, временно потеснившая старых приятелей Незнайки на задний план. Мечтательность, порядочность, доброта и сострадание, все это и свойственно героине, что контрастирует на фоне немного безалаберных Незнайки и Пестренького. Вместе с тем, Кнопочка достаточно сильная и твердая характером девушка, и следит за порядком в компании, а парни немного побаиваются ее, выполняя ее требования. Взаимоотношения между главным героем и героиней (а так же столь примечательных персонажей, как Листик и Буковка) — тема отдельного разговора, при этом весьма серьезного, взрослого. Хотя книга и детская, но все же герои там мальчики и девочки (или юноши и девушки) и им свойственна, преданность, чувство любви, и даже ревность, пускай они и стесняются в этом признаваться. Финал тонко намекает, что Незнайка и Кнопочка друг по отношению к другу стали нечто большее чем просто друзья. Однако на этом автор ставит точку. Первая юношеская любовь ушла так же быстро, как и пришла. Помирятся ли Незнайка и Кнопочка или нет (думаю да, помирятся), и будут ли продолжать дружить или нет, решать читателю.
Вот оно, наконец то! Я впервые прочитал описание коммунизма, вернее страны победившего и достроенного коммунизма в литературной форме! Вот таким он и должен был выглядеть, и это замечательно! Перед этим наша страна более 70-ти лет его строила и даже хотя бы отдалённо не приблизилась к тому, что описано в этой замечательной книжке. А сколько жизней, судеб, целых народов было положено на алтарь этой стройки, и какой в конце пути должен был бы быть замечательный результат. Видно не зря всё же жанр данного произведения — СКАЗКА. И только в сказке это и возможно. Но даже и тут всего три каких-то осла легко могут пустить под откос весь социальный строй, не будь под рукой высшей силы в виде волшебника, чтоб их остановить и вернуть всё как было. Как же тогда они пришли к такому процветанию, у них что, своих ослов не было?
Я конечно читал эту книгу в детстве и она мне очень понравилась, правда я не вникал в нюансы социального построения общества и не знал таких умных слов и категорий, какими могу оперировать теперь, когда читаю эту книгу уже своим детям. В детстве меня впечатляла волшебная палочка, запомнился мальчишке и гусеничный мотоцикл, ослы превращённые в людей — как и с Шариковым, ничего хорошего из этого не вышло. А про страну достроенного коммунизма, это я открываю для себя лишь теперь. Я читал и труды Ефремова (Туманность Андромеды) и Лема (Возвращение со звёзд). но вы меня не убедите — это всё было не то, не коммунизм. А здесь он — в чистом виде, а коммунизм в чистом виде — это сказка, посему Носов — замечательный писатель, тем более, что и кроме этого в книге много достоинств.
Наши герои с первой части кажутся взрослее, хотя ничуть не изменились. К сожалению большинство уже полюбившихся коротышек мы здесь не встретим, зато появится еще один замечательный персонаж — Пёстренький — запомнился мне с детства своим интересным жизненным кредо — ничему не удивляться, возведённым в степень и доведённым до абсурда. Странно, что по первой части герои были коротышки в среде огромного мира — поражали описания огромных фруктов, перепиливание черенков и спиливание грибов пилой и т.п., то теперь, в их мире почему то оказываются такие же мелкие животные и впечатление от их мира во второй части уже приближается к нашему размеру. Оказывается кроме городков коротышек подобных Цветочному из первой части, где на весь город один автомобиль и тот поломан, существуют города индустриальные центры, подобные Солнечному, на его фоне Цветочный город — забытая деревня с папуасами. Это честно говоря немного выглядит странновато: большие достижения первой части вроде водопровода из стеблей какой-то травы и Знайкин воздушный шар на фоне автоматических фабрик и атомных стульчиков.
Согласен, что многочисленные технические описания, местами немножко начинают надоедать, но например гусеничный мотоцикл мне запомнился с детства и некоторое время тогда будоражил мою детскую фантазию. А другие технические приспособления удивляют и теперь, хоть это и сказка, но удивляют даром авторского предвидения, у Носова получилось предсказать лазерный принтер (Xerox начала разработку первого такого принтера лишь с 1969 года), искусственный интеллект, шахматные программы способные побеждать гроссмейстеров, плоские экраны, системы уличного видеонаблюдения и многое другое. В Эмиратах есть вращающиеся дома! Это получилось у него почище чем у некоторых н/п-фантастов. А некоторые его предсказания ещё ждут своего часа, но мы видим, что человечество движется в этом направлении, это и автоматические такси и комбайны, где один оператор руководит уборкой сразу нескольких полей. Другие технические придумки, вроде продвинутого умывальника, шкафа или кухонного лифта просто забавны, хотя, кажется даже у Лема было похожее кухонное приспособление.
Для ребёнка книга ненавязчиво поучительна. Совесть, как внутренний цензор. Мы разобрали с детьми как нелепо выглядит безумная гонка за модой. Солидарен я с автором и по поводу какофонии и подобного театра. Прикольно выглядит в конце книги и Пончик, тащивший всё подряд к себе про запас. Легко можно прийти к выводу, что на самом деле волшебная палочка была Незнайке для счастья не нужна и лишь в итоге плодила проблемы, ну в самом деле, не считать же серьёзным единожное желание ящика мороженого?
Сказка тоже с серьёзным социальным подтекстом. Читая книгу в детстве, мы не замечали,что она наполнена откровенной критикой «буржуазных» моды, искусства, авангардистского театра, какофонической музыки (видимо,подразумевались джаз и рок-н-ролл), которые приносят в утопический Солнечный город ослы(!),превращённые Незнайкой в людей.Хотя достоинств книги всё это ни в коем случае не умаляет- она отличается прекрасным юмором и богатой фантазией.
Замечательная утопия для детей. До сих пор помню все технические штучки, придуманные и описанные Носовым. Захватывающий сюжет, разнообразие персонажей. Сын маминой сотрудницы постоянно одалживал у нас эту книгу и перечитывал её.
Самая моя любимая история о Незнайке и его друзьях. Здесь некий квест превращается в обретение друзей, наступание на старые грабли и попытку понять, как лучше. Детская книжка в то же время весьма поучительна, настоятельно рекомендую читать ее любому ребенку.
Первое мое знакомство с этой книгой произошло в нежном возрасте, когда все чудеса воспринимались не как выдумка, а как реальность. Я отчего-то верила, что малышки-малышки действительно есть. Все эти описания их домиков, их огородиков, их мостика через речку, их единственной сломанной машины. все это так великолепно, так неповторимо, что хочется перечитывать раз за разом, и потом еще читать, и снова перечитывать.
Эта книга была для меня одной из любимейших в цикле. Да наверное это и неудивительно. Ну что ещё нужно для маленького читателя? — Есть волшебная вещица, которая способна исполнить любое желание, есть огромный и удивительный город индустриально развитых коротышек и, наконец, есть совершенно несознательный и бесшабашный коротышка — Незнайка, которму волею судьбы попала в руки огромная сила. В совокупности этих обстоятельств сюжет просто не мог получиться скучным и, надо отметить, он получился ВООБЩЕ не скучным.
Сопереживание вставшим на пути новоявленного волшебника коротышек и надежда на скорейшее разрешение событий, которые постоянно накладывались в течение произведения одно на другое, воспринимаются очень легко и просто. И игровой мир, в результате, учит очень даже взрослым и серьёзным вещам, что не может не оправдывать высочайшей оценки, которой достойно приключение Незнайки в Солнечном городе!
В детстве меня поругивали родители за то, что я уже будучи учеником средней школы читал «Незнайку». Считалось, что это литература для младших школьников. Впрочем, это не мешало читать её снова и снова.
Почему же мне так нравился «Незнайка в Солнечном городе»? Во первых, интересное путешествие. Во-вторых, интересный сюжет. В-третьих, волшебство и приключения. И главное, в-четвёртых, это утопия. Видимо, благодаря этой книге Носова я полюбил жанр утопии.
Прекрасная повесть! Я читала её с огромным удовольсвием. Честно говоря, рок-н-ролл, какофонию и авангардистский театр сама не люблю, так что если Носов и критикует всё это — мне всё равно. А вот про что не писали в отзывах: Носов затронул проблему совести. Это же важнейший момент в книге! Вспомните ночные беседы Незнайки со своей совестью. Клайв Льюис писал,что голосом совести с нами говорит Господь. Не знаю, знал ли это Носов на сознательном (рассудочном) уровне, но интуитивно — точно знал.
А история с волшебником? Добрые поступки надо совершать бескорыстно, и не думать «а что мне за это будет». Носов — это русский Льюис, честное слово:smile:.
Вторая часть приключений Незнайки рассчитана на более старшего читателя. В романе за веселыми приключениями коротышек все больше выглядывают социальные элементы. В значительной мере, Солнечный город — это утопия, попытка изобразить коммунистическое общество. Всевозможные технические чудеса действительно выглядят впечатляюще, а вот в жизнеспособность такого общества верится слабо. Здесь впервые появляются отрицательные персонажи в виде пришлых и чуждых нам ослов. Самый запоминающийся персонаж — Пачкуля Пестренький с его своеобразными жизненными принципами. И все же, несмотря на сильные отпечаток своего времени, роман читается очень легко и прекрасно запоминается.
Вот здесь появляется социально-идеологическая составляющая, но как-то весьма ненавязчиво, так что картины это не портит. А истории про волшебные палочки — чрезвычайно хороши для детей, так как со страшной силой будят фантазию.
Технические элементы, конечно, выглядят наивно. но уверена, что детям все равно нравится. Человечки ведь маленькие, и технический прогресс у них соответствующий. :glasses:
Вот оно — светлое коммунистическое общество, когда от каждого — по способностям, каждому — по потребностям. Ефремов уже показал коммунистическое будущее в «Туманности Андромеды», а Носов сделал то же самое — для детей. Никакого аппарата подавления диссидентов — вместо этого перековавшийся раздолбай Незнайка с волшебной палочкой.
Если «Приключения Незнайки» в меня летели со скоростью жареной картошки, перечитывал по нескольку раз в год — «Солнечный Город» всасывался как переслащенная манная каша. Но учтем, что к тому времени я вплотную занимался Стругацкими, Лемом, Ефремовым. Но старая любовь — присуха. До меня дошло, что это — пропаганда коммунистических идей для школьников октябрятского возраста. И все стало на место: я-то из этого возраста успел вырасти. Хорошая детская НФ-книга.
Восхитительная многогранная книга. Прочитав её ещё в детстве, до сих пор в глубине души мечтаю встретить доброго волшебника, который сможет оценить мою бескорыстность и должным образом вознаградить.
Эта часть жизнеописания маленького коротышки Незнайки мне понравилачь менее других. Обьясню почему — слишком перегружена описанием технических изобретений, прямо не сказка, а технократия какая-то. А с позиции быстро развивающейся современности, так и вообще без коментариев. Вторая часть приключений Незнайки не очень напоминает добрую милую сказку, скорее даже расчитана на более взрослого читателя. Но, без нее не представляю в целом Приключения Незнайки, и каждому, я уверена, все же хотелось бы пожить в Солнечном городе!