в каком году будет fifa
FIFA до начала времен: как менялась серия
Как мы уже писали в рецензии, это только со стороны кажется, что из года в год Electronic Arts выпускают под вывеской FIFA одну и ту же игру. Сделать достоверный футбольный симулятор — задача на самом деле невероятно сложная технически, и серия прошла огромный путь от войны пиксельных человечков до почти живых футболистов и реальной физики мяча.
Мы решили посвятить отдельную статью истории серии и выделить несколько самых существенных, на наш взгляд, вех, определивших вид современных FIFA. Начнем с «глубины веков».
1995 год. Переход в 3D
Серия FIFA стартовала еще тогда, когда трехмерная графика лишь набирала обороты, и первые два выпуска щеголяли старомодной пиксельной изометрией. Трехмерная картинка появилась только в FIFA 96 — при переходе с четвертого поколения консолей (Sega Genesis, SNES) на пятое (PlayStation, Sega Saturn).
► На смену спрайтам приходят трехмерное поле и трехмерные футболисты. Прогресс шагает во всю. |
Переход был не слишком гладким — в эпоху, когда игры подразделялись на «двумерные, зато красивые» и «деревянные, зато трехмерные», FIFA сделала шаг в сторону вторых. Но тогда замена аккуратных пиксельных человечков на одутловатых полигональных чурбанчиков мало кого смутила — как ни крути, то был пик современных технологий и очередной шаг к красивому реалистичному футболу. Скоро футболисты начнут напоминать живых людей.
1995 год. Появление комментаторов
В той же FIFA 96 впервые появились комментаторы. Сейчас мы ругаем русских комментаторов за набор реплик, не меняющийся несколько выпусков кряду (и имеем на то полное право!), но почти двадцать лет назад даже монотонный бубнеж из этого видео казался невероятной сказкой.
С тех пор комментаторы неоднократно менялись, стали лучше владеть ситуацией, их реплики разнообразились. Сейчас в FIFA сразу несколько пар комментаторов, вещающих на разных языках. В FIFA 07 дебютировали российские комментаторы Василий Уткин и Василий Соловьев. С переходом на PlayStation 3 и Xbox 360 Уткина заменил Юрий Розанов, а в FIFA 13 к ним присоединился комментатор с бровки, Александр Логинов.
Путь к идеалу тернист, и даже сегодня мы находим к чему придраться. Хотя складывается впечатление, что чем дальше, тем меньше комментаторы волнуют игроков. Возможно, потому что во время игры нынче куда интереснее и проще общаться с друзьями.
1998 год. Первые спецвыпуски к турнирам
С 1998 года начали появляться особые выпуски FIFA, посвященные большим событиям вроде Чемпионата мира, Чемпионата Европы и Лиги чемпионов. Они не выделялись ничем, кроме тематики. Более того, они даже были меньше основных игр: меньше стран, меньше команд-участниц. По большому счету, все затевалось ради одного режима, символизирующего соответствующий чемпионат.
Надежда на перемены появилась в 2012 году, когда EA Sports выпустила режим по Евро-2012 как платное загружаемое дополнение для FIFA 12. Но это не помешало в том же году выпустить отдельную игру по Чемпионату мира 2014 года.
А по Лиге чемпионов Electronic Arts больше ничего не делает — последнюю игру по ее мотивам EA выпустила в 2007 году. С тех пор лицензия на футбольный симулятор принадлежит Konami. Лига чемпионов появилась в Pro Evolution Soccer 2009 и с тех пор остается там. Конкуренция — серьезное дело.
2002 год. Переход на консоли шестого поколения
После перехода в три измерения FIFA еще несколько лет менялась лишь в мелочах. Следующий большой шаг был сделан в 2002 году, спустя семь лет после FIFA 96. В FIFA 2003 обновился движок, модели стадионов и футболистов, и серия окончательно распрощалась с технологиями с консолей прошлого поколения. Версии для первой PlayStation выходили еще пару лет, но уже плелись где-то позади.
А еще FIFA 2003 — одна из последних игр серии, где вы спокойно могли сделать подкат на вратаре, получив за это всего-навсего желтую карточку. «Горчичник» редко был помехой издевательству над вратарями.
2005 год. Выход на улицы
FIFA Street была попыткой развить серию в новом направлении. Игроков стало по четыре на команду, вместо стадионов — «коробки» на улицах разных городов мира. FIFA Street была невероятно простой: различные финты можно было делать с помощью всего одной кнопки. Это сыграло против нее — достаточно скоро становилось скучно играть, и даже особый режим с созданием собственного игрока и команды, Rule The Street, не спасал.
После этого было несколько попыток переосмыслить идею. Последняя FIFA Street вышла в 2012 году. Игра стала существенно сложнее, финты и многое другое перенесли с небольшими изменениями из FIFA 12. Тем не менее и этот уличный футбол большой популярности не снискал. Видимо, сказалось то, что поиграть во дворе или в спортзале все могут и без диска с игрой.
Середина 2000-х. Особые режимы на портативных консолях
Когда FIFA дебютировала на PSP, EA придумали для нее новые режимы — вместо тех, что было невозможно качественно воплотить в портативном формате. Режимы (в основном мини-игры) получились простыми, но по-настоящему затягивали. Казалось бы, как можно сделать интересной чеканку мяча? Однако в этих режимах игроки порой проводили больше времени, чем в обычных матчах.
Был и по-своему увлекательный режим Challenges, где вы должны были повторить подвиги из реальной футбольной истории. Например, выиграть с разницей в шесть мячей, выступая за «Манчестер Юнайтед» против «Блэкберна». Это «испытание» основано на реальном матче АПЛ 27 ноября 2010 года, когда «Манчестер» выиграл у гостей со счетом 7:1.
2006 год. Переход на консоли седьмого поколения
FIFA 07 впервые вышла на Xbox 360 и стала одной из главных для многих игроков причиной купить консоль нового поколения — и по совместительству одним из гарантов подъема Xbox 360 на старте. Спустя год FIFA 08 добралась и до PlayStation 3, а дальше эволюция вновь пошла по накатанной дорожке.
Кстати, в той же FIFA 08 появился популярный режим Be A Pro, где вы берете под опеку начинающего игрока и тащите его сквозь тернии футбольной карьеры.
ЭТО ИНТЕРЕСНО: дебют российской Премьер-лиги произошел в FIFA 10, но только на старых консолях. До Xbox 360 и PlayStation 3 лицензированные клубы РПЛ добрались лишь годом позже.
2008 год. Появление режима Ultimate Team
Режим Ultimate Team, без которого FIFA представить уже почти невозможно, на самом деле появился сравнительно недавно. Притом в FIFA 09 он дебютировал всего-навсего в качестве загружаемого дополнения. Суть режима проста: вы собираете команду мечты из карточек с именитыми игроками, которые, как в классических ККИ (от Magic: The Gathering до Hearthstone), попадаются в наборах или покупаются отдельно.
Поначалу Ultimate Team был интересен немногим. Даже в FIFA 11 больше внимания обращали на возможность играть вратарем или персонализацию стиля игры знаменитых футболистов — а до какого-то там режима с карточками никому не было дела. Но поменялось все с FIFA 12: тогда режим, во-первых, сразу вышел в комплекте с игрой, а не в виде дополнения, и, во-вторых, дебютировал в PC-версии. Теперь он настолько популярен, что уже не первый год выходит специальное издание Ultimate Team Edition с бонусами именно для этого режима.
2011 год. Такой революционный и такой забавный — Impact Engine
Затея была благородная: с внедрением Impact Engine разработчики хотели заставить игроков реалистичнее двигаться и реагировать на столкновения. Все маневры и взаимодействия в FIFA 12 стали просчитываться в реальном времени, и зачастую это действительно работало замечательно. Но системе однозначно нужна была доработка: время от времени Impact приводил к потрясающим курьезам.
В FIFA 13 проблемы с Impact Engine не исчезли, но игроки уже даже в какой-то степени привыкли к его странностям. А к сегодняшнему дню большую часть подобных проблем разрешили, и футболисты бьются друг об друга так, как положено. Ура.
2012 год. Старт бесплатной FIFA World
С развитием условно-бесплатного рынка EA Sports решили опробовать free-to-play на футболе. Сначала FIFA World была нацелена на Россию и Бразилию, и в ноябре 2012 года она стартовала только там. Но уже весной 2013-го просочилась в другие страны.
В FIFA World доступны немного измененный режим сезонов и уже хорошо знакомая Ultimate Team. В целом, условно-бесплатная FIFA оказалась куда ограниченнее основной серии: выглядит проще, возможностей меньше. Тем не менее в нее играет немало народу — далеко не всем, оказывается, нужны все преимущества коробочных версий.
2013 год. Переход на консоли восьмого поколения
Новый движок Ignite стал основой всех спортивных симуляторов на текущем поколении консолей. Игроки поумнели, их движения стали натуральнее, а болельщики сделались активными и живыми. Тем не менее без проблем поначалу тоже не обошлось.
Кстати, занятный факт: именно FIFA 14 — последняя игра серии на PlayStation 2. То есть FIFA была востребована на этой консоли в течение аж тринадцати выпусков. Больше, чем где бы то ни было.
Путь виртуального футбола — это путь эволюции: маленькими шажками, от меньшего к большему. Теперь, прочитав эту статью, вы наглядно представляете себе, как сильно изменилась виртуальная «игра в мяч» за последние двадцать с лишним лет.
Чемпионат мира — каждые два года. Жадность ФИФА может расколоть футбольный мир
Статья опубликована в газете под заголовком: «Жадность ФИФА может расколоть футбольный мир»
Нужно больше денег
Только это, по сути, мелочь в сравнении с планами ФИФА устроить глобальную реформу, согласно которой чемпионат мира будет проводиться раз в два года. Джанни Инфантино показалось мало гигантомании и решения об участии в ЧМ-2026 уже 48 сборных, и он идет дальше.
Для этого в календаре будут предусмотрены два блока под матчи национальных команд — в марте и в октябре. Вторая версия предполагает остановку клубных турниров в октябре и проведение семи игр отбора в течение 28 дней. В качестве примера снижения нагрузок в презентации приводится график перелетов Лионеля Месси, который с 2014 по 2018 год преодолел расстояние в 324 569 километров. При новом расписании эта цифра уменьшится вдвое — до 157 348 километров.
Статистика — большая ложь?
По сути, все эти тезисы недавно озвучивал Арсен Венгер, который с 2019 года работает в ФИФА во главе отдела по глобальному развитию футбола. И если в последних документах мы видим попытку найти общий язык с клубами, то француз в числе прочего много говорил о национальных командах, отметив, что на схожий график перейдут все конфедерации.
Правда, многие тезисы как Венгера, так и представителей ФИФА порой лишены логики. С одной стороны, клубным тренерам обещают отдых для футболистов после крупных турниров в течение 25 дней. Вместе с тем непонятно, как строить календарь для клубов. Если все конфедерации перейдут на двухлетний цикл, то ежегодно нужно будет проводить не только крупный турнир, но и отбор на следующий. То есть принятие варианта с единым месяцем октябрьской квалификации заставит клубный футбол дважды уходить в отпуск. На полтора месяца летом и на месяц осенью.
«Я думаю, что решение заключается в том, чтобы в году стало 400 дней. После этого мы можем создать еще какой-нибудь турнир. Может быть, УЕФА или ФИФА подумают об этом. Проблема в том, что сейчас у нас слишком мало дней в году», — горько иронизировал в интервью Goal Хосеп Гвардиола. А Юрген Клопп недавно разнес в щепки Лигу наций.
Между тем был еще опрос, который по заказу ФИФА проводила компания YouGov. 45 процентов респондентов отдали свои голоса за сохранение нынешнего формата и еще 14 выступили за формулу «раз в три года». Это больше, чем число сторонников двухлетнего цикла (30) и экстремалов, которые хотят, как в хоккее, наблюдать за чемпионатом мира ежегодно (11). Однако в трактовке чиновников получилось, что большинство хочет смотреть ЧМ чаще, а интервал в два года — наиболее предпочтительный. Неудивительно, что глава ла лиги Хавьер Тебас обвинил ФИФА в манипулировании данными.
Тем временем во вчерашнем интервью ESPN Инфантино говорил, что в данный момент проводятся внутренние консультации. Кто-то за, другие против, но сам президент уверен в верности выбранного курса.
На пороге футбольной войны?
Ядерный электорат реформаторов — отнюдь не главные конфедерации. Европа и Южная Америка устами президентов УЕФА и КОНМЕБОЛ — Александра Чеферина и Алехандро Домингеса — сразу выступили против нового проекта. Аналогичную позицию заняла и Ассоциация европейских профессиональных футбольных лиг (EPFL), в которую входит наша РПЛ.
«Это убьет футбол, — говорил Чеферин в сентябрьском интервью The Times. — Это против его основных принципов. Мы можем принять решение не участвовать в нем. Насколько я знаю, Южная Америка на одной стороне с нами, поэтому удачи с таким чемпионатом мира. Надеюсь, что этого не произойдет, потому что это слишком сильно противоречит базовым принципам футбола.
Каждое лето играть месячный турнир — это убийство для игроков. Кроме того, в таком случае он будет пересекаться с женским чемпионатом мира и олимпийским футбольным турниром. Ценность турнира именно в том, что он проходит раз в четыре года. Ты ждешь его. Это большой турнир, как Олимпийские игры. Не думаю, что наши федерации поддержат это».
Вот только Европа и Южная Америка при голосовании окажутся в явном меньшинстве. Зато реформы поддерживают Азия (АФК) и Северная Америка (КОНКАКАФ), да и первые лица африканского футбола (КАФ) в полном восторге. Больше турниров — больше отчислений от ФИФА, которая заработала на ЧМ-2018 рекордные в истории 6,1 миллиарда долларов. Ждать такой же прибыли еще четыре года для чиновников утомительно, ведь перед глазами сверхуспешная Лига чемпионов. Так что все эти реформы, как и битва УЕФА с Суперлигой, — война за большие деньги. Но если тогда бунт подавили за несколько дней, то у нового глобального сражения могут быть непредсказуемые последствия.
Объектом исследования являются прогнозы на важные матчи и события, которые представлены в наибольшем количестве источников, и не менее чем в 50 процентах от общего числа, изучаемых источников. Данные и коэффициенты анализируются накануне спортивного события. При наличии новых прогнозов, агрегатор обновляется не позднее, чем за пять часов до начала события.
В основе статистических выкладок лежит сравнительный анализ, типологизация и синтез прогнозов на указанные матчи из более чем 200 источников, включая текстовые и видео-прогнозы. С целью представления наиболее полной и достоверной информации данные из любого источника имеют равный вес в общей статистике.
Агрегатор прогнозов и его выводы основаны на статистическом анализе прогнозов специалистов, но не могут являться рекомендацией для принятия решения в отношении того или иного матча/события.
В каком году будет fifa
Футбольные симуляторы, разумеется, существовали еще до запуска серии FIFA — на одной только NES их было огромное количество. Правда, футболом все это назвать можно лишь условно: непонятно кто бегает непонятно где. Ситуацию в жанре кардинально поменял релиз FIFA International Soccer — EA Sports продемонстрировала, как должна выглядеть взрослая игра про футбол.
Разработчики прекрасно воссоздали футбольный антураж: изометрическая камера придавала ощущение телевизионной трансляции, стадион был окружен настоящими рекламными щитами, а игроки вприпрыжку отмечали забитые мячи под шум трибун. А вот клубных команд FIFA International Soccer очень не хватало — EA Sports тогда ограничилась лишь национальными сборными. Да еще и все имена футболистов были вымышленными.
Зато в FIFA International Soccer можно было заняться менеджментом команды — например, выбрать схему игры на матч, а это очень серьезно для начала девяностых!
FIFA Soccer ’96
Если клубные команды EA Sports ввела еще в FIFA Soccer 95 — и это было единственным важным нововведением всего выпуска — то FIFA 96 претерпела более внушительные изменения. Так, наконец появились реальные футболисты с настоящими именами и позициями на поле; команды располагали актуальными на тот момент составами. Виртуальные поля вытаптывали уже не какие-то ноунеймы, а звезды вроде Патрика Клюверт и Марка Овермарса из легендарного состава Аякса тех лет!
Версии игры для первой PlayStation и PC перевели на 3D-движок «Virtual Stadium»: все окружение стало объемным и более детализированным; но сами модели игроков хоть и выглядели чуть лучше, по-прежнему оставались спрайтовыми. Новый движок повысил не только уровень графики, но и темп матча — игра чувствовалась намного динамичнее. Также, в отличие от первых частей, в FIFA 96 появились полноценные комментаторы. Это сейчас принято ворчать, мол, надоели тараторить одно и то же, а тогда это было безумно круто!
FIFA: Road to World Cup 98
FIFA: Road to World Cup 98 многим запала в душу своим великолепным интро под Song 2 от британской группы Blur. Вот тут уж точно можно пожаловаться, что сейчас такого не хватает!
Road to World Cup 98 — это, по большому счету, доведенная до ума и дополненная версия FIFA 97. Сюда перекочевали улучшенные трехмерные модели футболистов и режим «Indoor Mode», переносящий игроков с больших полей в спортзал. Можно было ощутить всю специфику мини-футбола: короткие пасы, маленькая площадка и легкая атмосфера. Это до появления FIFA Street!
Также в Road to World Cup 98 впервые появился внутриигровой редактор, где можно было поиграться с характеристиками игроков и изменить внешний вид футбольных форм (прямо как в Pro Evolution Soccer). Ну, а последним заметным изменением стали составы сборных, которые расширили, добавив не только основных игроков, но и тех, кто заглох в резерве — EA начала работать над мелочами.
FIFA 2001
После Road to World Cup 98 новые части обходились без глобальных изменений, опираясь в основном на свое наследие. Затишье прервалось с релизом FIFA 2001 — в ней произошли уже более заметные перестановки и начали прощупываться корни той FIFA, которую мы знаем сегодня. Здесь, например, формы игроков не только повторяли окрас своих реальных прототипов, но и светили эмблемой клуба — EA Sports потихоньку приближалась к полному лицензированию команд.
Но главное — в FIFA 2001 EA Sports сильно преобразила само футбольное представление. Игроки очень живо вели себя на поле, жестикулировали, общались с напарникам по команде и апеллировали к арбитру, выпрашивая угловой для своей команды. После забитого мяча футболисты неслись к трибуне, чтобы вместе с болельщиками отпраздновать взятие ворот.
Геймплей же чуть замедлили, сделав темп игры более приближенным к реальному; FIFA 2001 уже позволяла играть в разноплановый футбол с обилием навесных и диагональных передач.
FIFA 2004
Во время ударов игроки ставили корпус так, как это делают их реальные прототипы. К тому же, как раз начиная с FIFA 04, сериал обзавелся красивой системой повторов с эффектными ракурсами. За счет всех улучшений FIFA 2004 игралась совершенно по-новому.
На этом новшества FIFA 2004 не заканчивались: впервые в серии дебютировал режим «Карьера». Правда, длился он всего пять сезонов, но там уже были тренерские задачи и трансферный рынок (который еще не успел сойти с ума).
FIFA 06
FIFA 06 ознаменовала начало самого тяжелого периода для серии. Тогда особенно активно начал выступать главный конкурент FIFA — Pro Evolution Soccer 5. Сложилась ситуация прямо противоположная сегодняшней: PES обыгрывал FIFA по все фронтам. В плане геймплея PES 5 тогда была намного изобретательней своего канадского оппонента.
Но, несмотря на все проблемы, FIFA 06 все равно стала важнейшим выпуском, определившим развитие серии — в ней зародились вещи, ставшие неотъемлемой частью FIFA в будущем. Большие метаморфозы произошли в режиме карьеры: теперь вы могли заключить контракт со спонсором, улучшив финансовое положение своего клуба, но для этого нужно хорошо выступать во всех турнирах. А пока не было средств на супер-звезд, на помощь приходили скауты — еще одно важное нововведение FIFA 06.
Кроме того, появилась возможность продлевать контракты с действующими игроками и брать новичков в аренду. И самое интересное новшество — командная химия (сыгранность игроков). Да, эта система появилась в FIFA 06 еще до рождения великого FIFA Ultimate Team.
FIFA 09
Жесткое противостояние с Pro Evolution Soccer закончилось релизом FIFA 09 — именно с этого момента началось полное доминирование футсима от EA Sports.
Конечно же, в первую очередь благодаря тому, что EA, начиная с FIFA 09, приступила к развитию онлайн-сервисов серии. Так, в FIFA 09 дебютировал главный катализатор успеха всего сериала — FIFA Ultimate Team, популярнейший карточный режим, без которого не обходится ни один новый выпуск FIFA.
Кроме того, в FIFA 09 интегрировали онлайн-сервис Adidas Live Season: это система, которая отслеживала изменение физической формы настоящих игроков, и на их основе корректировала параметры их виртуальных прототипов. Если, например, Уэйн Руни сдал в реальной жизни, то в игре он будет менее эффективен, пока снова не наберет форму.
Геймплейно все тоже достаточно круто изменилось: для FIFA 09 написали новый физический движок, преобразивший единоборства на футбольном поле; матчи изобиловали эффектными подкатами и падениями. Габаритные игроки получили преимущество в борьбе за мяч, но при этом появилась игра корпусом, дарившая шанс укрыть мяч миниатюрным игрокам.
FIFA 12
FIFA 12 переехала на совершенно новый движок — «Impact Engine», сильно поменявший некоторые базовые механики. Здесь дебютировала новая система отбора мяча — «Tacktical Defending». Раньше было как: просто зажимаешь одну кнопку, и игрок как угорелый бежит на перехват — от вас большего не требуется. Теперь же все приходилось делать самому: подбежать, держать дистанцию, не дать себя обыграть и вовремя совершить отбор — так выглядела новая система. Безусловно, «Tacktical Defending» придала игре тактической глубины и сложности.
Отнимать мячи стало сложнее в том числе и благодаря точечному дриблингу (Precision Dribbling). Это еще одно важное нововведение FIFA 12: игроки тоньше чувствовали и контролировали мяч; улучшилась обработка, быстрее выполнялись сложные финты.
Также по-другому в FIFA 2012 просчитывались травмы — система стала более наглядной: скажем, если игрок после борьбы на втором этаже неудачно упал на руку, ушиб придется именно на определенную ее часть. Кстати, все эти новшества отныне были доступны и владельцам PC — сюда EA долгое время портировала версию игры со старого поколения консолей, но с FIFA 12 ПК-игроки начали получать актуальную версию.
Секрет успеха FIFA в том, что EA Sports тонко чувствует вектор развития серии. Канадцы точечно вводят улучшения в каждую новую часть, выстраивая вокруг них всю игру. Кто-то может сказать, что дело исключительно в огромном бюджете, но это заблуждение: облажаться можно при каких угодно деньгах. FIFA всегда понимала, что такое футбол и обращала внимание даже на не самые очевидные мелочи. EA Sports и фанаты футбола на одной волне, мы разговариваем на одном языке — а это важно.