в каком году брестская уния
БРЕСТСКАЯ УНИЯ 1596 г.
Окончательное решение церковных соборов Киевской митрополии, проходивших в разных городах Речи Посполитой и утвержденным в октябре 1596 г. в Бресте. Можно выделить две основные составляющие содержания решений: подчинение Киевской митрополии верховной власти папы римского и принятие католического вероучения, а также сохранение восточнохристианской византийской обрядности. Брестская уния стала причиной острого кризиса межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений в Речи Посполитой.
Среди основных причин можно выделить следующие: активная прозелитская деятельность католического духовенства Речи Посполитой и внутренний кризис Киевской митрополии.
Причины и предпосылки: В XV в. происходит кризис Константинопольского патриархата, формальной частью которого была Киевская митрополия. В 1439 г. византийский император Иоанн VIII утвердил решения Флорентийского собора, объединившего под властью папы римского все восточные церкви (кроме московской митрополии, грузинской церкви и некоторых других). Несмотря на то, что к 1470-м гг. Флорентийская уния была фактически денонсирована со стороны восточных церквей, тем не менее, это сильно отразилось на взаимоотношениях восточнохристианских церквей, а также стало воплощением идеи унии как таковой. Взятие Константинополя турками в 1453 г. также сильно ослабило позиции Вселенского патриархата.
С другой стороны, Московская митрополия (с 1589 г. – патриархат) не поддерживала активных отношений с православными Речи Посполитой и придерживалась изоляционистской политики. Все это ослабляло позиции Киевской митрополии. В этих условиях уже начиная с XV в. наблюдается процесс прозелитской деятельности католиков Речи Посполитой, направленной на обращение православных. Так во второй половине XV в. в западнорусских землях был основан ряд бернардинских монастырей.
Прозелитской деятельности католиков способствовала соответствующая политика польских властей, желавших сплотить поликонфессиональное сочинение. Во многом это достигалось за счет того, что у католической аристократии и духовенства был во многом более высокий статус, чем у православных.
В связи с началом Реформации в Речи Посполитой, прозелитская политика по отношениям к православным несколько ослабла. Тогда проявляются две важных составляющих в идеологии будущей унии: разрешение сохранения обрядной стороны и образа жизни духовенства как условия привлечения православных для спасения их душ в лоне католической церкви. Так же для католиков важным было представление о том, что православное население Речи Посполитой вступило в схизму «автоматически», то есть не по собственному заблуждению, а из-за слепого подчинения Константинопольскому патриархату. Все эти аргументы были изложены в трактате известного католического проповедника Петра Скарги «О единстве Церкви Божией под единым пастырем» 1577 г. Известны и другие издания этой книги до конца XVI в., что говорит о ее популярности. Идеи Петра Скарги легли в основу идеологии будущей церковной унии. Также во второй половине XVI в. в польской публицистике высказывались мысли о подчинении Киевской митрополии на условиях Флорентийской унии. Важным было то, что при таких более смягченных условиях, идея унии стала привлекать высшее православное духовенство, желавшее укрепить свой статус.
Первое крупное проявление кризиса было во многом спровоцировано появлением в Киевской митрополии константинопольского патриарха Иеремии II, возвращавшегося в Константинополь из Москвы, где он поставил первого московского патриарха Иова. По просьбе крупного православного магната Константина Острожского Иеремия стал заниматься упорядочиванием дел в митрополии и вмешался в уже возникший конфликт между киевскими архиереями и православными братствами, желавшими поставить под свой контроль предстоятелей и финансы митрополии. Особой статьей обвинений со стороны братств был моральный облик некоторых архиереев, поставленных из светских лиц и обвиняемых в двое- и троеженстве. Иеремия лишил наиболее одиозных епископов хиротонии, снял с митрополичье кафедры митрополита Онисифора (Девочку) и поставил вместо него Михаила Рогозу. Отдельно он поддержал львовских братчиков в споре с епископом Гедеоном Балабаном.
Все это побудило часть православных епископов искать поддержки у польского короля и, в конечном итоге, от папы римского. Сильным стимулом стал собор 1590 г., на котором присутствовали не только представители высшего духовенства, но и настоятели монастырей, протопопы и представители православных братств. Под их давлением и при поддержке митрополита Михаила львовский епископ Гедеон Балабан был осужден. Недовольные решениями Собора, епископы Луцкий, Холмский, Турово-Пинский и Львовский 24 июня 1590 г. обратились к королю Сигизмунду III с посланием, в котором выразили желание подчиниться власти папы как «единого верховного пастыря и истинного наместника св. Петра» при условии гарантии прав духовенства, изложенных в специальных «артикулах». В ответе, полученном спустя более полутора лет, король Сигизмунд гарантировал сохранить за епископами их кафедры.
Заключение унии. В 1593 г. на соборе в Сокале епископ Гедеон, отказавшийся туда приехать, был отлучен от церкви. Одновременно с этим шла агитация среди прочих епископов, теперь к сторонникам унии примкнул епископ перемышльский Михаил Копыстенский. Крайне двузначно вел себя сам митрополит Михаил Рогоза, который, оставаясь формально ярым защитником православия, одновременно вел активную переписку с владимирским епископом Ипатием Потеем, ставшим новым главным идеологом унии.
Окончательно сформулированные условия унии были изданы 1 июня 1595 г. в обстановке тайны от всей остальной паствы и представляли из себя следующее: неприкосновенность православных догматов и обрядов, признание верховной церковной власти папы, охрана прав иерархов от притязаний панов и братств, сохранение церковных имений, приобретение для высшего духовенства сенаторских званий. Киевский митрополит должен был сохранить право ставить епископов западнорусской митрополии без вмешательства Рима, а польский король должен был способствовать утверждению власти епископов над паствой: подчинить им приходское духовенство, школы, типографии и братства, монастыри, назначать епископов по рекомендации Собора епископов митрополии и добиться уравнения в правах католического и униатского духовенства. Таким образом, западнорусские епископы стремились заручиться поддержкой Римско-католической церкви в своих конфликтах с паствой, надеясь, однако, получить автономию как по отношению к Риму, так и по отношению к светским властям.
Ряд статей предусматривал запрет перехода из унии в католицизм, превращения православных храмов в костёлы, принуждения «русских» к переходу в католичество при заключении смешанных браков. Западнорусские архиереи рассчитывали, что отношения с Римом будут строиться по образцу отношений с Константинопольскими патриархами, которые не вмешивались во внутреннюю жизнь Киевской митрополии. По всей видимости католиков западнорусские архиереи, даже приняв решение подчиниться Риму, продолжали смотреть как на приверженцев иного исповедания.
«Артикулы» были составлены в обстановке секретности и подписаны, помимо митрополита еще только двумя епископами архимандритом. Однако условия стали известны и благодаря Константину Острожскому преданы огласке, что вызвало волну возмущения во всех слоях православного общества Речи Посполитой. Началась острая полемическая борьба, в результате которой Гедеон Балабан и Михаил Копыстенский отказались участвовать в работе по утверждению унии и заявили о своей приверженности православию. Тогда же экхарх константинопольского патриарха Никифор призвал православных Речи Посполитой не подчиняться воле епископов униатов. Несмотря на то, что «артикулы» пока еще подразумевали лишь формальное подчинение папе, сам факт признания власти Рима означал в глазах широких слоев населения процесс окатоличивания.
Все это поставило ярых сторонников унии в щекотливое положение – сохранить свои кафедры они могли только в результате заключения унии, которую необходимо было утвердить в Риме, что и произошло во время длительной поездки Кирилла Терлецкого и Ипатея Потея в ноябре 1595 – 1596 гг. в Рим. Папа Климент VIII согласился только на сохранение восточных обрядов (при условии, что «если только эти обряды не противоречат истине и учению католической веры и не препятствуют общению с Римской Церковью»). Папа гарантировал сохранение епископских кафедр, но не уравнение с правами католического духовенства. Митрополит киевский должен был утверждаться папой, все вероучение Киевской митрополии должно было соответствовать догматам католической церкви.
В декабре 1595 г. епископы принесли присягу папе «по форме, предписанной для греков, возвращающихся к единству Римской Церкви», таким образом окончательно было подчеркнуто, что Киевская митрополия – не равноправный партнер, а епархия «схизматиков», которых надо снова принимать в лоно Римской церкви.
Результаты пребывания епископов в Риме оттолкнули от них часть сторонников унии, которые соглашались на объединие с Римом на условиях, выработанных летом 1595 г., но, однако обеспечили полную поддержку короля. Сигизмунд III предписал подавлять выступления противников унии. На Собор, созванный митрополитом Михаилом (Рогозой) в Бресте 6 окт. 1596 г., король направил своих представителей во главе с троцким воеводой Михаилом Радзивиллом, которого сопровождал военный отряд, таким образом, собор в Бресте происходил в атмосфере жесткого давления со стороны королевской власти. 9 окт. 1596 г. Собор, созванный митрополитом, провозгласил присоединение Киевской митрополии к Римской Церкви. В этот же день на православном соборе экзарх Никифор объявил о низложении заключивших унию епископов (через год Никифора арестовали по обвинению в шпионаже в пользу Москвы и заключили в тюрьму, где он и умер). Таким образом, состоялся раскол Киевской митрополии.
Последствия. По приказу короля оставшихся два православных епископа Гедеон Балабан и Михаил Копыстенский были поставлены вне закона, пастве запрещалось им подчиняться. Таким образом православная иерархия в Речи Посполитой была фактически запрещена. Униатская церковь при поддержке польских властей часто прибегала к захватам православных церквей и монастырей, чем принуждало местное население переходить в унию. Зачастую мещане, исповедовавшие православие не могли участвовать в городском самоуправлении, православные вельможи вытеснялись из сената, а ремесленники – из цехов.
Такая жесткая религиозная политика во многом оттолкнула православное население Речи Посполитой от польского государства. Очень показательно, что Гедеон Балабан практически сразу после Брестского собора помирился с львовским братством. Он и Михаил Капыстенский долгое время тайно ставили священников и сумели сохранить преемственность православной Киевской митрополии до 1620 г., когда иерусалимский патриарх Феофан поставил киевского митрополита Иова Борецкого и восстановил иерархию в полной мере.
Уния рассматривалась православным населением как грубое нарушение прав, полученных в предыдущие столетия и во многом стала идеей, объединявшей вокруг себя сторонников борьбы с Речь Посполитой и в т.ч. перехода под власть российских царей, что от части стало причиной трагических событий в Речи Посполитой в середине – второй половине XVII в. и изменению структуры международных отношений в Восточной Европе в последующее время.
Брестская уния 1596 года
1. Причины Брестской унии:
А) Стремление Ватикана подчинить католичеству восточную православную церковь, создав переходный период для полного перехода православных украинцев к католицизму.
То есть расширить сферу влияния Ватикана на Восток и заметно увеличить церковные владения.
Б) Стремление польского короля, сановников, иезуитов-католиков путём унии открыть дорогу для окатоличения и ополячения украинских и белорусских земель.
И этим самым способствовать консолидации Речи Посполитой, теснее привязав Украину к Польше.
В) Эгоистические интересы части высшей иерархии православной церкви.
Их не устраивало вмешательство светской власти в религиозную жизнь, неконструктивная, по их мнению, линия Константинопольской патриархии.
Они желали не только сохранить собственные земельные владения, но и сравняться в политических правах с католическим духовенством. А также избавиться от опеки братств и оградить себя от притязаний Московского патриархата.
• Вот что писал украинский историк Николай Маркевич в своей работе «История Малороссии»:
«Слабейшие духом, пристрастные более к собственности и к удобствам жизненным, нежели к вере и отечеству, многие наши чиновники земские и военные побоялись лишиться мест, а ещё более своих ранговых имений; этот страх заставил их изменить вере и родине, и действуя подлогами, происками и подкупом на Вельмож Польских и на Духовенство Римское, они приобрели приязнь врагов наших, соединились родством и узами брачными с Дворянством Польским, отреклись от имени Русского, изуродовали свои древние Фамилии, приняли Унию, а наконец и Римскокатоличество. Так приводит в пример Преосвященный Кониский Чаплину, Ходуна, Бурку, «начавших пришикивать «и превратившихся в Чаплинского, Холодневского, Бурковского».
• Протоиерей Г. Флоровский в книге «Пути русского богословия» (Париж, 1937) отмечал:
«Уния была делом епископов, которые действовали в отрыве от церковного народа, без его свободного и соборного согласия…».
2. Подготовка Брестской унии.
Терлецкий Кирилл Семёнович (?-1607) — происходил из обедневшей отрасли некогда знатного русско-шляхетского рода, имевшего поместья в Галиции.
Родился он, по-видимому, в Пинске, где был протопопом и сильно бедствовал.
Овдовев, принял монашество и в 1572-73 годах прямо возведён был в сан епископа пинского и туровского, не по избранию паствы, а по назначению польского правительства.
В 1585 году получил от Стефана Батория одну из богатейших южнорусских епархий — луцкую и острожскую.
Будучи епископом, заботился исключительно о личном своём обогащении, о восстановлении и расширении своих владельческих прав, вёл беспрестанные судебные тяжбы, весьма часто предпринимал вооружённые «наезды» на поместья своих противников, разорял сёла, причём нередко лично предводительствовал своими гайдуками.
Вообще вёл жизнь не духовного лица, а богатого магната того времени, навлекая на себя обвинения в целом ряде тягчайших преступлений.
Константинопольский патриарх Иеремия, прибыв в 1588 году в южную Россию, подвёрг его осуждению.
Но хитрый и ловкий Кирилл (митрополит Михаил Рогоза называл его «райским змеем» и «коварной лисицей») успел оправдаться перед патриархом настолько, что последний назначил его своим экзархом.
Когда возбуждён был вопрос об унии западнорусской православной церкви с римской, Кирилл был одним из первых, примкнувших к видам польского правительства и папы.
В 1595 году Терлецкий побывал в Риме, где договорился с папой Климентием VIII об объединении православ¬ной церкви с католической.
На Брестском церковном соборе 1596 года Терлецкий и его единомышленники провозгласили введение на унии.
Терлецкий и Потей прибыли в Рим в ноябре.
Там-то и состоялась в конце 1595 года их встреча с папой римским Климентием VIII.
Вот во время этой встречи они и договорились об основных принципах церковной унии.
• Вот как эти епископы описывали аудиенцию:
«Папа принял нас как ласковый отец деток своих с несказанною любовию и милостию. Мы живём недалеко от замка его святости, во дворце, искусно украшенном обоями и снабженном всем необходимым. Съестные припасы отпускаются нам, по милости папы, в изобилии; мы жили шесть недель в Риме, но его святость всё ещё не хотел дать нам торжественной аудиенции, говоря: «Отдохните хорошенько после дороги». Наконец, вследствие наших настоятельных просьб, нам назначена была аудиенция 23 декабря… Здесь его святость изволил заседать во всём своём святительском маестате и при нём весь сенат, кардиналы, арцибискупы и бискупы… Когда мы были введены в это собрание, то, поцеловав ноги его святости, отдали епископскую грамоту. Эту грамоту прочёл довольно внятно ксендз Евстафий Волович, но никто не понимал по-русски, исключая наших панов поляков и панов литовских, которых здесь немало. Мы имели наготове перевод на латинском языке… Затем принесли присягу на святом Евангелии от лица всех епископов и сами от себя и подписали её своими руками».
Пока Потей и Терлецкий целовали ноги у папы, в Риме торжествовали присоединение русской церкви и чеканили медаль с надписью: «Ruthenis receptis» («Русь принята»). То есть, «Русь принята» оказалась более чем за полгода до Брестской унии…
А сам собор превратился всего лишь в формальность. На нём предполагалось только утвердить уже принятое – в Риме и польским королём в Кракове – решение об учреждении унии.
3. Церковные соборы в Берестье (Бресте).
• В конце того же 1595 года виленское белое духовенство писало Фёдору Скумину (Тышкевичу), воеводе новгородскому (Новгород-Волынского):
«Так как люди православия греческого уразумели, что митрополит и епископы подкапывают нашу веру и в неволю её отдают без ведома своих старших и нас меньших, всего духовенства, без ведома вас, наших милостивых панов, и всех православных христиан, сами вчетвером или впятером всё дело делают, то мы, всё духовенство греческого православия, протестовали перед богом и всем народом христианским, что мы о таком отступлении от своих старших патриархов не мыслили, не знали и не соглашались на него».
Князь Константин Острожский («меня начальником православия в здешнем краю считают, хотя сам себя считаю я не большим, но равным каждому, в правоверии стоящему») узнал о замысле короны польской и епископов, безусловно, раньше виленских священников. И ещё 24 июня того же года выдал своё окружное ко всем православным послание.
«С молодости моей я воспитан моими благочестивыми родителями в истинной вере, в которой с Божиею помощью и доселе пребываю и надеюсь непоколебимо пребывать до конца жизни. Я научен и убеждён благодатию Божиею, что, кроме единой истинной веры, насаждённой в Иерусалиме, нет другой веры истинной. Но в нынешние времена злохитрыми кознями вселукавого диавола сами главные начальники нашей истинной веры, прельстившись славою света сего и помрачившись тьмою сластолюбия, наши мнимые пастыри, митрополит с епископами, претворились в волков и, отвергшись единой истинной веры св. восточной церкви, отступили от наших вселенских пастырей и учителей и приложились к западным, прикрывая только в себе внутреннего волка кожею своего лицемерия, как овчиною. Они тайно согласились между собою, окаянные, как христопродавец Иуда с жидами, отторгнуть благочестивых христиан здешней области без их ведома и втянуть с собою в погибель, как и самые сокровенные писания их объявляют. Но человеколюбец Бог не попустит вконец лукавому умыслу их совершиться, если только ваша милость постараетесь пребыть в христианской любви и повинности. Дело идет не о тленном имении и погибающем богатстве, но о вечной жизни, о бессмертной душе, которой дороже ничего быть не может. Весьма многие из обитателей нашей страны, особенно православные, считают меня за начальника православия в здешнем крае, хотя сам я признаю себя небольшим, но равным каждому, стоящему в правоверии. Потому, опасаясь, как бы не остаться виновным пред Богом и пред вами, и узнав достоверно о таких отступниках и явных предателях церкви Христовой, извещаю о них всех вас, как возлюбленную мою о Христе братию, и хочу вместе с вами стоять заодно против врагов нашего спасения, чтобы, с Божиею помощью и вашим ревностным старанием, они сами впали в те сети, которые скрытно на нас готовили. Что может быть бесстыднее и беззаконнее! Шесть или семь злонравных человек злодейски согласились между собой и, отвергшись пастырей своих, святейших патриархов, от которых поставлены, осмеливаются властно, по своей воле, отторгнуть всех нас, правоверных, будто бессловесных, от истины и низвергнуть с собою в пагубу. Какая нам может быть от них польза? Вместо того чтобы быть светом миру, они сделались тьмою и соблазном для всех. Если татарам, жидам, армянам и другим в нашем государстве сохраняются без всякого нарушения их законы, не тем ли более нам, истинным христианам, будет сохраняться наш закон, если только все мы соединимся вместе и заодно усердно стоять будем? А я, как доселе, во всё время моей жизни, служил трудом и имением моим непорочному закону св. восточной церкви, в размножении св. писаний и книг и в прочих благочестивых вещах, так и до конца при помощи Божией обещаюсь служить всеми моими силами на пользу моих братии, правоверных христиан, и хочу вместе со всеми вами, правоверными, стоять в благочестии, пока достанет сил. »
Для окончательного юридического оформления унии польский король Сигизмунд III созвал в городе Берестье (Брест) в октябре 1596 года церковный собор.
Собор сразу же раскололся на 2 отдельных собора –
Приверженцы унии проводили собор в городской церкви Святого Николая.
В нём участвовали:
— Киевский митрополит Михаил Рогоза.
— 5 епископов.
— 3 архимандрита.
— 3 католических епископа.
— Часть магнатов и шляхты.
— Часть мещан.
— Представители Ордена иезуитов.
— Представители королевской власти.
8 (18) октября 1596 года этот собор официально провозгласил унию православной и католической церквей.
Униаты признали главой папу римского и приняли основные догматы католической церкви.
Но в униатской церкви, получившей название греко-католической, был сохранён славянский язык и православные обряды.
Противники унии собрались во дворце князя Острожского.
Присутствовали там:
— Представитель Константинопольского патриарха экзарх Никифор.
— Представитель Александрийского патриарха Кирилл Лукарис.
— Львовский епископ Гедеон Балабан.
— Перемышльский епископ Михайло Копыстенский.
— 3 сенатор (в том числе Острожский).
— 9 архимандритов.
— Белградский митрополит Лука.
— Более 200 православных священникв.
— Многочисленные депутаты от православной шляхты.
— Посланцы братств.
Собор отвёрг унию и объявил иерархов-отступников лишёнными духовной власти; отлучил их от церкви; проклял и призвал население не подчиниться униатскому духовенству.
4. Образование греко-католической (униатской) церкви.
Греко-католическая, или униатская церковь образовалась вследствие Брестской (Берестейской) унии 1596 года:
• Новая церковь подчинялась Папе Римскому.
• Были признаны некоторые основы католического вероучения – догматы (в частности догмат о происхождении Святого Духа от Отца и Сына).
• Церковные обряды, праздники, таинства, особенности храмового строительства, иконописи, церковного пения оставались православными.
• Богослужение было разрешено осуществлять на церковнославянском языке.
• Священнослужители-униаты, как и католическое духовенство, освобождались от уплаты налогов. Они имели право создавать семью.
• Шляхтичи греко-католической веры наравне с католической шляхтой могли претендовать на государственные должности.
• Мещане-униаты могли пользоваться преимуществами магдебургского права наравне с католиками.
• Греко-католическим епископам было обещано место в сенате.
Всех православных, не признавших унии, правительство объявило еретиками.
Таким образом, православная церковь оказалась вне закона.
Началось преследование сторонников православия.
5. Влияние Брестской унии на развитие церковной жизни на Украине.
• Весьма национально сознательный историк из Торонто Орест Субтельный даёт такую оценку Брестской унии:
«То, что началось как попытка объединить христианские церкви, закончилось их дальнейшим разделением».
Да и почти все историки оценивают унию одинаково: как событие, расколовшее Юго-Западную Русь и стоившее её народу много крови и многих жертв.
Униатские епископы, при поддержке польского правительства, захватывали православные церкви и монастыри.
Они препятствовали православным богослужениям и совершению обрядов.
На православных мирян производилось всяческое давление. Вплоть до применения физического воздействия включительно, чтобы заставить их перейти в унию.
В городах не принимались в цехи или исключались из них православные ремесленники. И тем самым, фактически, они лишались возможности заработка. Ибо заниматься ремеслом вне цеха было запрещено.
В сёлах же и деревнях православные церкви, стоявшие на землях шляхты (а владеть землёй могли только шляхта), сдавались в аренду евреям. И арендаторы каждый раз за открытие церкви для совершения богослужений и треб взимали особую плату.
Православных монахов ловили, заковывали в кандалы и сажали в тюрьму.
Жаловаться же было некому.
Православный митрополит Рогоза, возглавлявший православную церковь в Украине, сам перешёл в унию. Как, кстати, и значительная часть епископов.
Только епископ львовский – Балабан, и епископ Перемышльский – Капустинский остались верными православию. И мужественно за него боролись.
К началу XVII века в Украине уже не было ни одного православного епископа.
Правительство же Речи Посполитой оставалось глухим ко всем жалобам своих православных граждан на бесчинства униатов. И всемерно эти бесчинства и беззакония поддерживало. И даже в них участвовало.
Сохранилось много исторических документов и свидетельских показаний того времени. Они являются страшными обвинительными актами против польско-католической агрессии при попытке насаждения унии на Украине.
• Например, на польском сейме, в присутствии короля депутат от Волыни, православный шляхтич Древницкий говорил:
«В Могилёве, в Орше и Пинске церкви позапечатаны, священники разогнаны, Лещинский монастырь превращён в кабак; дети умирают без крещения; тела умерших вывозятся как падаль, без церковного благословения; народ живёт в распутстве, невенчанный; умирает без Святого Таинства… А что делается во Львове? Кто не принимает унии, тот не может жить в городе, заниматься торговлею, быть принятым в ремесленные цехи. А в Вильно? – Монахов, непреклонных унии, ловят, бьют и в кандалы заковывают. Тела умерших православных заставляют вывозить только через те ворота, через которые вывозят только нечистоты… Коротко сказать, великие и неслыханные притеснения русский наш народ, как в Короне, так и в Великом княжестве Литовском переносит…»
Насаждение униатской церкви вызвало протест во многих слоях украинского народа – от шляхты и низшего духовенства до крестьян и мещанства. Для них православная вера стала символом борьбы против иностранного порабощения, орудием которого был католицизм.
• Оценку Брестской унии и её последствий для украинского народа дал Иван Франко:
Таким образом, основным последствием введения Брестской унии был раскол не только церкви, а и всего украинского общества.
Религиозная вражда порождала постоянный конфликт, в котором украинцы боролись против украинцев. «Русь знищує Русь», так говорили в те времена.
В этой борьбе никаких правил не существовало.
Была острая борьба идей.
Были ограбленные и разрушенные церкви и монастыри.
Были жестокие, кровавые вооружённые стычки.
Уния значительно ослабила единство украинского народа в борьбе против национально-религиозного гнёта.