в каком году бони м приезжали в москву
Boney M в СССР. Декабрь 1978 года
Posted By: Сергей Сычев 31 августа, 2015
В декабре 1978 года в Советский союз прилетела группа, чья популярность во всем мире тогда не знала границ. К нам прибыли трое чернокожих певцов и один чернокожий танцор по приглашению «Госконцерта», с личной (как гласит легенда) просьбы Генерального секретаря КПСС Леонида Ильича Брежнева. Boney M.
Да, действительно «Бони М» приехали к нам одними из первых (Клифф Ричард приезжал в 1976 году, а в 1979 приедет Элтон Джон и Би Би Кинг) зарубежных поп-музыкантов, да еще в статусе настоящих звезд, а не угасших, как это часто бывало с гастролерами в нашей стране.
1 января 1977 года в новогоднюю ночь, а именно с трех до четырех часов утра по первой программе показали программу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», где в числе прочих артистов (в основном из стран социалистического лагеря) впервые показали «Бони М»! История умалчивает, что это была за песня (все выпуски этой программы были затерты и размагничены на Центральном Телевидении), но это уже и не важно вся огромная страна жуя салат «оливье» впервые увидела, тех кого любит до сих пор. «Бониэмания» началась сразу же. В дискотеках только «Бони М», на радио и в редких передачах ЦТ, популярность поистине народная.
В 1978 году фирма «Мелодия» заключила контракт с фирмой Hansa и купила права на издание пластинки «Бони М» в СССР. Причем, как всегда мы отличились. Мы не издали номерной альбом (их к тому времени вышло два) группы, а по своему усмотрению склеили пластинку сборник. Правда и он вышел очень странным, на нем не оказалось таких громких и главных хитов группы, как «Daddy Cool», «Ma Baker», «Belfast», правда не забыли про «Sunny», эта песня на долгое время стала самым популярным хитом группы на территории СССР.
Первая пластинка в СССР
Несмотря на убогость диска, пластинка стала огромным дифицитом. В апреле 1978 года фирменные магазины «Мелодия» брали с боем, тиража в сто тысяч явно на всю многомиллионную страну не хватало. Произошло это из за того, что денег на покупку лицензии было мало и их хватило лишь на такой тираж (первая пластинка «АББА» выпущенная в нашей стране, кстати, в том же году, имела еще более смешной тираж в 70 000). Правда потом в 1980, 1988 и 1989 году их переиздавали, но видимо фирма «Hansa» об этом не знала.
Покупателей запускали в магазины небольшими порциями, в нагрузку к пластинке зачастую давали какой-нибудь плохо расходившийся диск, тем самым цена тут же взлетала до трех-четырех рублей. Спекулянты или попросту «фарца» скупавшая альбомы по два рубля 70 копеек тут же продавала их по 20-30 рублей.
Иногда и в нашей стране происходили «чудеса», каким то образом в некоторые города Советского союза завезли небольшой тираж фирменного, оригинального издания пластинки «Love For Sale», 1977 года и продавали ее по 9 рублей. Вернее до прилавков она не доходила, директора магазинов, как обычно распределили экземпляры среди «своих». Кроме виниловых экземпляров к нам попал еще и кассетный вариант этого альбома. Автор этого материала является владельцем фирменной кассеты с альбомом «Love For Sale», которую купили в 1978 году его родственники. Как этот дифицит попал в небольшой универмаг маленького города Калуга, не понятно до сих пор. Стоила она шесть рублей, ее вы можете лицезреть на фотографии.
Осенью 1978 года по Москве расползлись слухи. «Бони М» едут в СССР, они приглашены лично Леонидом Брежневым! Конечно, все немного не так, приближалась Олимпиада-80 и нашей стране нужно было доказать и показать всем «проклятым капиталистам», что мы совсем не закрыты от остального мира у нас тоже проходят концерты «ваших» звезд. Менеджмент группы не раздумывал ни секунды, это будет мощная реклама группы во всем мире. «Бони М» за железным занавесом, фотографии облетят весь мир. Более того, продюсерам удалось договорится с нашими властями и разрешить видео-съемку группы на Красной площади, чего делать было категорически запрещено! А «Бони М» сделали клип к рождественскому синглу «Mary`s Boy Child/Oh My Lord» в сердце Москвы! Итог? Сингл занял первые места на родине в Германиии по всей Европе, а также в последний раз попал в чарты Америки (где «Бони М», кстати не пользовались популярностью). Тираж сингла перевалил за два миллиона.
А почему Брежнев фигурирует? Скорее всего потому что концерты «Бони М» были внеплановыми. Графики концертов, приездов артистов из за рубежа составлялись и планировались за несколько лет, шли переговоры, концерты вносились в графики, а тут молниеносно группе темнокожих музыкантов из ФРГ отводятся восемь выступлений в концертном зале «Россия», видимо сверху дали распоряжение пустить вне графика. Хотя самого ген.сека на концертах не было.
Официально билеты на концерт «Бони М» стоили шесть рублей, это уже большая сумма для того времени. На афишах названия группы НЕ БЫЛО! Было написано: «Ансамбль с Карибских островов» и все! Так пытались избежать шумихи, давки и остального безумного «фанатизма» (этого, увы не получилось). Но! В кассах их просто не было, большая часть билетов распространялась среди партийной элиты, министерств, участников и ветеранов Великой Отечественной Войны, среди министерства культуры. Совсем немного в кассы, в прочем, как и в случае с упомянутой фирменной пластинкой они туда попросту не дошли, также разошлись среди «своих», большую часть скупили спекулянты, которые реализовывали по диким ценам в две среднемесячные зарплаты (это примерно 240-300 рублей. ). Надо ли объяснять, что основная масса зрителей пришедших на концерты, а также люди в первых рядах на концертах сидела не та. То есть это были чиновники, партийные шишки, государственная элита, но не настоящие поклонники группы. Алла Пугачева, которая к тому моменту певица номер один в стране так же попала на концерт по блату: «В варьете наверняка я бы „Бони М“ восприняла, но с Центральным концертным залом они как-то не очень сочетались. Впрочем, это проблема не их, а их продюсера…»
7 декабря 1978 года самолет с группой «Бони М», Франком Фарианом и сопровождающим персоналом приземляется в аэропорту «Шереметьево». В Москве холодно около одиннадцати мороза.
«Познакомьтесь пожалуйста, ведущий солист «Бони М» Бобби Фаррел», — с микрофоном у трапа группу встречает Татьяна Коршилова и съемочная группа центрального телевидения СССР со главе с режиссером Евгением Гинзбургом, он снимал группу во все дни пребывания в Москве. «Как прошел первый полет на самолете Аэрофлота?»
«-О замечательно, мне очень понравилось, мы очень рады, что нашу музыку слушают в России и Москве.» После небольшого интервью артистам подают советский автомобиль «Чайка», в которых разъезжали только главы правительства и везут по ночной Москве в гостиницу «Россия».
Прием был небывалый, почти после каждого концерта застолье с водкой и коньяком, но на следующий день артисты как ни в чем не бывало вновь пляшут и поют для закомплексованной, чопорной советской публики, которая, может и не прочь потанцевать, но у нас это не принято. Иногда, под конец концерта, не в силах удержаться от заводных ритмов «Бони М», публика с последних рядов пытается вставать и танцевать в проходах к радости Лиз Митчел и других. Певцы постоянно недоумевали, почему на их концертах людям не разрешают танцевать.
Рассказывает Наталья Иванова, сотрудник «Госконцерта»: «Особенно мы намучились с завтраком, – рассказывает Наталья Иванова. – Утром музыканты заказывали в номер апельсиновый сок, который тогда можно было купить только в «Березке» за валюту. С превеликим трудом мы доставали апельсины на плодоовощных базах и давили из них сок. Другой проблемой стал ресторан в гостинице «Россия». Он закрывался в 11 вечера, с кухни все уходили в 10 – как раз в то время, когда выступление «Бони М» подходило к концу. Артисты привыкли ужинать после концерта, поэтому мы договаривались с работниками ресторана и платили им внеурочные, чтобы те дожидались артистов.»
Режиссер Евгений Гинзбург снял не только небольшой документальный фильм о пребывании «Бони М» в Москве (эти съемки сейчас доступны на DVD «Gold 20 Superhits and more», куда они вошли бонус треком), он сделал программу «Вечер «Бони М» в концертной студии Останкино», этот кино-концерт был показан в следующем году и является большой редкостью. В начале 80-х видеозапись была уничтожена под Андроповским предлогом бороться с «буржуазной культурой». По слухам единственная копия есть у самого Франка Фариана, который пока что ее не собирается выпускать в свет.
На следующий день после концерта в газете «Московский комсомолец» вышла статья «Бони М в Москве», фотография иллюстрирующая материал была сделана на Красной площади:
-Товарищи встречающие, отойдите от трапа! Вы мешаете пройти — кричал чей то голос в застывшую на морозном ветру от ожидания толпу фоторепортеров, журналистов, представителей концертных организаций..
И вдруг аплодисменты, крики «браво», цветы. На трап вышли Бобби, Лиз, Мейзи и Марси. Одна из самых популярных в музыкальном мире групп «Бони М» прибыла в Москву. Тут же небольшое экспресс-интервью Бобби Фаррел дал для «Звуковой дорожки».
— Как прошло ваше путешествие на самолете аэрофлота? — О, прекрасно! Это было отлично. Для нас большое удовольствие прибыть в Москву и познакомить советских слушателей с нашей музыкой. Мои чувства радости по поводу приезда в Россию разделяют и мои коллеги по ансамблю. Мы рады встретиться с нашими поклонниками в Москве. И надеемся, что еще не раз побываем здесь (вот тут он в точку, прим. Таблоид). Потому что музыка — это то, что располагает людей друг к другу, открывает их сердца друг для друга.
— Что бы вы хотели сказать читателям «Звуковой дорожки»? — Я приветствую всех их, и вместе со своими коллегами мы надеемся доставить им большее удовольствие. Фото В.Некрасова и В. Полунеева.
Во все дни за «Бони М» постоянно ходили репортеры зарубежных изданий, это был план Франка Фариана. Он хотел, чтобы фотографии из Советского Союза обошли все издания мира. Американский журнал «TIME» в номере за 25 декабря 1978 года опубликовал небольшую заметку «Rock Arrives» (Рок прибывает) и большой разворот с фотографиями. А заметка вот она:
25 декабря 1978 года понедельник, журнал TIME
Получение билетов на один из восьми концертов группы в одночасье стал символом статуса истеблишмента в Москве. В результате, большинство мест получили привилегированные члены Коммунистической партии Советского союза…
Увы, всемирная популярность начиная с 1980 года идет на убыль пока в середине 80-х совсем не исчезнет. Мода, хотя скорее, ностальгия по той музыки существует с россиянами неразрывно. Давно уже колесят по просторам бывшей СССР экс-участники Boney M, хотя официальные права на это название у Франка Фариана и Лиз Митчел, которая и выступает до сих под этим названием. Символично, но Бобби Фаррел умер 30 декабря 2010 года в Санкт-Петербурге, после очередного концерта в нашей стране от сердечной недостаточности…
Boney M.
Boney M.
Ночной полёт на Венеру
Московские гастроли Boney М.
В декабре 1978-го года группа Boney M. впервые посетила СССР! До сих пор советское руководство пристально следило, чтобы в умы советских граждан не проникало тлетворное влияние буржуазной музыки, которая, как считалось, несла пропаганду секса, насилия и религиозное мракобесие. Случай, когда группе из капиталистического лагеря позволили не только приехать, но и выступить за «железным занавесом» был поистине неслыханным!
На самом деле, запреты на «иностранщину» касались, в основном, простых советских тружеников, чьи «неокрепшие» умы Партия считала своим долгом защищать. В то время, как через Комсомол распространялись утверждённые списки кого можно и нельзя ставить на молодёжных дискотеках, члены Политбюро, выездные дипломаты и лица к ним приближённые регулярно привозили из-за рубежа пластинки «запрещённых» поп и рок-звёзд и с удовольствием их слушали.
По неподтверждённым данным, исполнители из капстран неоднократно приезжали в СССР в неофициальном порядке, давая закрытые концерты для партийной элиты. И Boney M. не стала исключением! Но в отличие от многих других, ей разрешили выступить и для публики…
В любом случае, с точки зрения идеологии музыка группы была безупречной – в ней не было секса (Донну Саммер забанили именно за это), панка (Blondie) или насилия (Scorpions) – это было просто весёлое диско, музыка для ног! Почти за год до концерта две песни Boney M. («Спокойный отец» и «Солнечно») вошли в февральский выпуск журнала «Кругозор», что демонстрировало отсутствие всяческих барьеров!
«У них не было ничего такого крамольного, антисоветского, антикоммунистического. Хорошие ребята, красиво пели, отличная музыка, и власти не боялись, что это перевернёт мозги наших граждан»
(Владимир Жириновский, депутат ГД РФ, очевидец)
«К 78-му году скопился невероятный голод по той музыке, которая происходила в мире, и «занавес» уже трещал, и уже были какие-то щёлочки, что-то проникало, привозили пластинки, у всех были магнитофоны, все переписывали плёнки, но увидеть живьём – такой возможности не было».
(Андрей Макаревич, музыкант, очевидец)
Тем не менее, случай был не рядовой, и вопрос о приезде группы решался на самом верху – его обсуждало Политбюро ЦК КПСС и лично Леонид Ильич. В конце концов, выступления музыкантов оплачивались валютой, и выделение столь значительной суммы из нефтевалютных резервов страны требовало самой высокой санкции! Официально же приглашение исходило от Министерства Внутренних Дел.
За два месяца до концерта Фрэнк Фариан прилетел в Москву на переговоры, затем в ФРГ полетел представитель Госконцерта – прослушать и отобрать репертуар.
Билетомания
Весть о приезде Boney M. быстро разнеслась по Москве, однако многие восприняли её как шутку – слыханное ли дело, чтобы группе из капиталистической ФРГ разрешили выступать у нас?
Но когда билеты появились в театральных кассах, дело приняло серьёзный оборот! Продавались они почему-то как «южноамериканский ансамбль» и стоили 4 рубля (для сравнения билет в портер Большого Театра стоил 3-50), но так как количество мест было ограниченным (концертный зал гостиницы «Россия» это не спорткомплекс «Олимпийский»!), шансы их купить были практически равны нулю. Как обычно, в свободную продажу поступило лишь 10% мест, остальные распространялись через организации. Часть билетов ушла профкомам – ими поощряли передовиков и стахановцев производства. Немного досталось и участникам войны, героям и ветеранам труда. Но лучшие места получили сотрудники Министерства Культуры, депутаты и партийная номенклатура, из которых чуть менее, чем полностью и состояла зрительская аудитория!
Что означала для советского обывателя фраза «я был на концерте Boney М.»? Сейчас даже трудно вообразить каким чудом была возможность хоть на миг прикоснуться к культуре запретного капиталистического мира! В результате фанаты были готовы заплатить любые деньги, чтобы любой ценой проникнуть на концерт и взглянуть на кумиров своими глазами! С рук билеты в портер стоили по 100-150 рублей!
Дорогие гости
7 декабря 1978-м года самолёт ИЛ-62М с артистами совершил посадку в московском аэропорту Шереметьево. Вместе с группой прибыло около 40 ассистентов и ещё 200 западных журналистов, которые должны были освещать гастроли в прессе.
Несмотря на 30-градусный мороз, гостей встречала огромная толпа фанатов, но артистов они не увидели. У трапа самолёта музыкантов ждала чёрная «Чайка», на которой их в сопровождении милицейских патрулей доставили в гостиницу «Россия», поселив в 3-х комнатных люксах. Выбор отеля был не случаен. Во-первых, это была самая лучшая гостиница Москвы, во-вторых, именно в её концертном зале музыкантам предстояло выступать.
Несмотря на чудовищный 30-градусный мороз все семь дней с утра до позднего вечера вокруг «России» дежурили сотни людей, съехавшиеся со всей страны, в надежде достать билет, хотя надежды не было практически никакой…
«Когда я подошёл к залу… ну вот мы в 91-м году возле Белого дома это видели – примерно так же это выглядело. Стояла толпа, стоял грузин, который кричал: «две пары джинсов за билет!», то есть он самое святое отдавал, что у него было…»
«Зрелище было не для слабонервных. Во-первых, стояла очередь, которую концертный зал смог бы вместить только если бы он был раз в десять больше. И картинка такая была – два молодых человека буквально под руки вели…я так думаю своего дедушку, увешанного орденами, со звездой героя к администратору, чтобы пользуясь его заслугами получить билеты».
(Ирина Роднина, спортсменка, депутат ГД РФ, очевидица)
«Бони М. в Москве это шок, это сенсация, Москву трясло, это был ажиотаж. В нашей институтской компании я тянула жребий и вытянула билет… В концертом зале «Россия» был парень, он специально приехал из Краснодара, чтобы увидеть Boney M. Он упал передо мной на колени, у него в одной руке был стольник, в другой полтинник. Умолял меня со слезами на глазах, чтобы я ему отдала этот билет. Искушение конечно было страшное – забрать 150 рублей и уйти греться в другое место, но я была делегирована от компании, и я пошла на концерт, о чём я нисколько не жалею».
(Татьяна Друбич, актриса, очевидица)
«Публика была солидная, напряжённая, в основном это был партийно-хозяйственный актив. И совершенно они не знали, как себя вести, потому что это был шок, это была почти откровенно эротическая музыка, впервые официально в концертном зале «Россия»! Рядом со мной сидела такая пышногрудая женщина в пушистой ангорской кофте, весь концерт её волновало, она вздыхала и повторяла: О хосподи, о хосподи!».
«На концерте присутствовали не те, кто хотел послушать эту группу, а те, кто смог достать билеты. И здесь был весь общественно-политический бомонд нашей страны… Рядом со мной сидел Иннокентий Смоктуновский, и он всё время повторял: неужели это может нравиться?
«В зале сидели если и не партийные работники, то их обслуживающий аппарат. Те, кому они носят билеты. Зубные врачи, директора гастрономов, продуктовых баз, автосервиса и прочего. То есть толстые тетеньки в бриллиантах и такие мешковатые мужчины в костюмах».
В свободное от концертов время, музыканты прогулялись по Москве (разумеется, под бдительным оком «людей в штатском») и даже сняли видео для будущего клипа «Rasputin» и нескольких других. Разрешение на съёмку в непосредственной близости от Кремля было получено заранее и прописано в контракте отдельным пунктом. Можно не сомневаться, что для европейских зрителей Красная площадь, расписные купола Храма Василия Блаженного и кремлёвские башни были настоящей экзотикой! Погода была очень снежной, стояли морозы, мела метель, что добавляло атмосферности съёмкам.
Кроме того, артисты посетили Мавзолей, Ленинские горы (там музыканты устроили битву в снежки) и прошлись по магазинам.
Дорогим гостям не отказывали ни в чём, но сказывалась разница менталитетов – после концерта ночная Москва поразила артистов закрытыми дверями – после 11 не работал ни один ресторан. Меню в гостиничном буфете было незнакомым, в нём не было привычных блюд. Питание в проживание включено не было, и расплачиваться в буфете артистам тоже приходилось самим.
Из Москвы они увозили огромное количество сувениров, а Фрэнку даже разрешили посетить антикварный магазин, оформив затем все необходимые бумаги на вывоз предметов старины.
С записью концерта для телевидения вышел конфуз. Валюты, выделенной Госконцерту, не хватило на то, чтобы оплатить телесъёмки, и потому пришлось искать компромисс. В итоге весь отснятый и смонтированный группой Евгения Гинзбурга материал перешёл в эксклюзивное пользование продюсера группы, который дал разрешение лишь на двукратный показ концерта по Центральному телевидению. Спустя всего 2 месяца Фариан заработал на этой записи более 1 миллиона долларов, продавая на неё права европейским студиям домашнего видео.
Прогулки по Москве
Boney M. в советской прессе
(А.Троицкий, журнал «Музыкальная жизнь»)
«Модно – и мы будто бы забыли, что есть в современной музыке немало такого, что лучше и глубже «Бони М». Понимаешь внезапно и то, что при всех их достоинствах и положительных качествах талантливых исполнителей, это, в сущности, чистой воды коммерческая музыка, ширпотреб с формой, явно довлеющей над содержанием: тексты большинства песен весьма незамысловаты, хотя и встречаются попытки привнести в них некоторую социальную, даже политическую окраску (как например в «Belfast»), музыка умело состроенная, слепленная, написанная для того, чтобы быть МОДНОЙ, а не созданная…».
(Юрий Бугельский, «Студенческий меридиан»).
Пластинки и кассеты
Единственная зарубежная группа, которая смогла бы тогда посоперничать с Бони М. была ABBA. О ней в СССР узнали на год раньше, и иногда Boney M. в шутку называли «чёрной Аббой»!
Песни обеих групп вошли в сборник «Песня – 78», выпущенный «Мелодией» на компакт-кассетах, где вместе с советскими звёздами вроде Аллы Пугачёвой и Льва Лещенко были Baccara («Извините Я Лэди», «Да Сэр, Я Танцую»), Мирей Матьё («Запретная любовь») и эстонцы Як Йола, Хейди Тамме и «Апельсин».
В марте 79-го песни Boney M. «Ночной Полёт к Венере», «Реки Вавилона» и «Не изменяйте любимым» были выпущены на пластинке журнала «Кругозор» в компании с ирландским певцом Джо Доланом.
Через год альбом «Nightflight To Venus» был выпущен фирмой «Мелодия» уже официально, по лицензии фирмы Ariola-Eurodisc GmbH. На оборотной стороне конверта была статья с рецензией Артемия Троицкого из журнала «Музыкальная жизнь».
Цивилизованный рынок звукозаписи в СССР действовал только для советских музыкантов и дружественного «соцлагеря». Несмотря на большую популярность группы и её довольно невинные тексты, фирма «Мелодия» отнюдь не стремилась выпускать каждый новый альбом Boney M. Очевидно стремясь оправдать валюту, затраченную на лицензию, Мелодия просто перевыпускала «Ночной полёт на Венеру» год за годом вплоть до 1988-го! Не избалованные качественными импортными записями, советские люди были рады и этому.
Прорыв
(В. Матецкий, композитор)
Справедливости ради, стоит сказать, что Boney M. не была совсем уже первой «капиталистической» группой, которой удалось к нам прорваться. Помимо японского балета и итальянской оперы, гастролировавших в СССР ежегодно, всего за два года до Boney M. с концертами по стране проехал британский рок-н-ролл исполнитель Клифф Ричард. Но звезда его славы к тому времени уже давно закатилась, а Boney M. была популярная как никогда!
Выступление артистов модных сегодня, а не в 50-е стало важным прецедентом. Уже в мае следующего года по приглашению Госконцерта в Ленинграде и Москве выступал Элтон Джон, а в июле на открытии гостиницы «Космос» пел французский шансонье Джо Дассен.
Не обходилось и без курьёзов. Так, в Иордании члены группы отравились рыбными блюдами во время ужина, и король Хусейн прислал им своего личного врача, для того чтобы привести музыкантов в форму для предстоящего концерта. В Сингапуре концерт был прерван на десять минут, так как у музыкантов не было оформлено разрешение на работу. Оформление бумаг проходило наспех, прямо во время шоу.