в каком году бабур вторгся в индию
Айрат Латыпов.
Великий Могол Бабур – завоеватель, правитель, поэт.
Э тот человек вошёл во всемирную историю как основатель крупнейшей в XVI—XVIII веках державы на территории Индии и Афганистана — Могольской империи. Могольской эта империя называлась потому, что создатель её был внуком Тамерлана, который, в свою очередь, был дальним потомком Чингисхана — то есть монголом. Великими Моголами называется династия, начало которой положил этот человек. Имя его — Бабур.
Бабур означает «лев». А изначальным именем было Захиреддин Мухаммед. Родился в 1483 году, умер в 1530-м, немного не дожив до 48-летнего возраста. По современным понятиям мало. Но сам он в последние свои годы испытывал усталость, уныние, часто говорил, что ему надоела власть и душа его хочет уединения. К тому же Бабур тосковал по родным местам.
Места эти — Фергана, в семье правителя которой Омара Шейх-мирзы он появился на свет. Детство прошло в Андижане. Здесь он получил хорошее образование, здесь в нём пробудилась любовь к поэзии, здесь он был счастлив, но поймёт это много лет спустя и вдалеке от родного края. «Фиалки так прекрасны в Фергане, — напишет он в знаменитой книге о своей жизни и своём времени «Бабур-наме», — там множество тюльпанов и роз»…
«Бабур был одним из самых культурных и обаятельных людей, какие только существовали», — уверяет будущий премьер-министр Индии Джавахарлал Неру свою юную дочь Индиру, тоже будущего премьер-министра этой страны, в одном из писем ей из тюрьмы, которые составили знаменитую книгу «Взгляд на всемирную историю».
Но здесь к месту напомнить, что потомок чингизидов унаследовал от своих предков уверенность в себе, честолюбие и, наконец, способности военачальника. Это рано пригодилось ему, ибо ещё мальчиком одиннадцати лет после смерти отца он стал правителем Ферганы.
Престол его был шатким. Расшатывали его междоусобицы. Султанам, ханам, бекам, коих в XV—XVI веках в феодальной Южной Азии было пруд пруди, хотелось отхватить что-нибудь у соседей, кого-нибудь подчинить, особенно же хотелось просто налететь с войском и ограбить. Бабур не был исключением.
Ообычное в то время дело — против него выступил родной брат и Ферганский удел пришлось поделить на два владения. А когда двое ссорятся, побеждает третий: воспользовавшись распрями, властитель кочевых узбеков Шейбани-хан стал брать город за городом, включая и Самарканд. Бабур отбил его, но продержался недолго. После тяжёлой осады, из-за которой начался голод и «жители не брезговали есть собачье мясо, а собаки человечье», он оставил город и бежал в Ташкент.
По мнению знатоков, среди тюркоязычных поэтов своей эпохи Бабур уступает лишь гениальному Алишеру Навои. Книга «Бабур-наме» вошла в сокровищницу мировой культуры как великолепный образец прозы и ценный исторический источник. Творческое наследие этого человека нетленно. Ну а заложенная им империя?
Перед смертью Бабур по обычаю разделил свои владения между сыновьями. Индия досталась Хумаюну. Но братья не были дружны, а Хумаюн не унаследовал от отца ни отваги, ни талантов, ни, наконец, везения. Взбунтовавшиеся феодалы во главе с Шер Ханом разбили войска Хумаюна, многие из приближённых наследника Бабура переметнулись на сторону врага. Хумаюн бежал в Иран, а его противник вошёл в Дели. Власть могольской династии прервалась почти на пятнадцать лет.
Потом она восстановится. Впишут свои имена в историю — весьма по-разному — внук Бабура Акбар, взошедший на престол в 1556 году и правивший Индией почти 50 лет, расширивший пределы империи, но более всего прославившийся покровительством наукам и искусствам; Аурентзит, свергнувший в 1658 году своего отца, умертвивший брата, ещё более расширивший империю и принявший титул Алум Гир — «покоритель мира»; Алум II, при котором в 1788 году империей Великих Моголов завладели англичане, определив потомкам Бабура материальное содержание от британской короны; Багадур-хан, семнадцатый и последний могол, который в 1857 году в 90-летнем возрасте был провозглашён правителем восставшими против англичан индусами, по взятии колонизаторами Дели бежал в Рангун, где вскоре, в 1862 году, умер. Более всех среди потомков первого из моголов — Бабура почитается последний из них — Багадур-хан: под именем Сафар он писал стихи и по совершенству формы считается одним из самых выдающихся поэтов Индии…
Империи давно нет и следов от неё осталось не много. Поэзия выходцев из знаменитого рода моголов живёт. «Бывают странные сближенья», — поражался Александр Сергеевич Пушкин. Первый и последний в долгом ряду правителей, жестокая власть и поэзия… Богат Восток великими причудами.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
14 февраля 1483 года родился Бабур-Тигр, великий завоеватель Индии
Наместник Пенджаба Даулат-хан, который находился во вражде с царствовавшим в Дели султаном Ибрахимом Лоди, решил поддерживать действия Бабура. Даулат-хан имел сторонников и в Дели, где были недовольны правлением жестокого султана Ибрахима Лоди. Среди заговорщиков был и князь Санграм Сингхом. Таким образом, заговор индийской политической элиты стал главной предпосылкой, которая предопределила падение Делийского султаната. Вместо встречи врага на дальних рубежах, высшие сановники султана запустили его внутрь страны, чтобы свергнуть султана руками Бабура.
Даулат-хан планировал сам занять престол в Дели, считая, что походы Бабура, подобно вторжению Тимура, имеют грабительский характер. Войска Бабура, гружённые богатой добычей и пресытившись насилиями, сами уйдут из Индии. Однако, он сильно просчитался. Бабур в 1524 году занял Лахор и не ушёл, а в следующем году предпринял новый поход. Пенджабский наместник выступил против него, но был разбит.
Надо отметить, что желание Бабура остаться в Индии и сделать её домом для всех потомков Чингисхана и Тимура, были приняты не всеми. В войсках возникло возмущение. Появились дезертиры. Первым среди бежавших оказался первый советник падишаха Ходжа Калан, который уехал под предлогом раздачи подарков и стал правителем Кабула. Воинов тяготила во-многом для них странная и непривычная по природе, климату Индия. Бабуру пришлось собрать совет, где он убедил вождей остаться в Индии: «Сколько лет мы прилагали старания и терпели тяготы, ходили в далекие государства и водили войска, подвергая себя и людей опасностям сражений и войны! По милости божьей мы разгромили столь многочисленных врагов и захватили столь обширные земли. Какая же сила и какая необходимость заставляют нас теперь без причины бросить владения, завоеванные после стольких трудов, и снова вернуться в Кабул, чтобы подвергнуть себя испытаниям бедности и слабости? Пусть же всякий, кто хочет нам добра, впредь не говорит таких слов, а тот, кто не может больше проявить стойкости, если хочет уходить, – пусть уходит и не отказывается от этого».
Правда, ему ещё пришлось сломить сопротивление раджпутских князей во главе с Санграм Сингхом, которые видя, что Бабур не собирается уходить, собрали большую армию. Соратники Бабура испугались и уговаривали его уйти из Индии, они уже награбили большие богатства и боялись их потерять. Говорили, что «следует довольствоваться той милостью Аллаха, которую он ниспослал». Однако для Бабура это был звёздный час, и он не собирался отступать. Главная мечта его жизни сбывалась. В знак своей веры он приказал уничтожить винные запасы, хотя любил выпить и дал обет не пить (он его выполнил). Решающая битва раджпутов с армией Бабура состоялась при Кхануа (близ Сикри) в марте 1527 года. И вновь превосходство войск Бабура в артиллерии и ручном огнестрельном оружии сыграло решающую роль. Более многочисленные войска раджпутов атаковали оборонительные порядки Бабура. Однако их атаки разбились об умелую оборону и контратаки. Раджпутские князья потерпели сокрушительное поражение. Их предводитель Санграм Сингхом (Рана Санга) был тяжело ранен и умер в этом же году. Ни один из его потомков не осмелился продолжить борьбу. Эта победа над конфедерацией Раджпута привела к окончательному установлению власти Бабура над Северной Индией. Добившись успеха, Бабур перенёс центр вновь образованной державы в Агру. До конца своей жизни – 1530 года, он расширил свою державу, присоединив к ней долину Ганга, до границ Бенгалии. Он разгромил 6 мая 1529 года битве при Гогре правителей Бихара и Бенгала.
Бабур большое внимание уделял благоустройству подчиненных ему крупных индийских городов. Архитектура, планировка общественных и частных зданий, их внешние детали и внутренний интерьер, много взяли из стиля принятого в Средней Азии, в то же время смогли органично сочетаться с индийским стилем. В архитектуре произошёл синтез двух стилей. Этот процесс получил развитие и при наследниках Бабура.
Основатель новой державы деятельно стремился укрепить торгово-экономические связи с Афганистаном, Ираном, Средней Азией. Был издан указ Бабура о благоустройстве караван-сараев, строительстве специальных колодцев на торговых путях, заготовке продовольствия и фуража для путников. Все эти мероприятия были направлены на рост товарооборота с соседними странами и нормализацию отношений с ними. Бабур нормализовал отношения с Шейбанидами. Падишах даже незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к русскому правителю Василию Ивановичу.
Перед смертью Бабур назначил наследника – им стал старший сын Хумаюн. Остальные сыновья получили в уделы Пенджаб, Кабул и Кандагар, и были обязаны подчиняться старшему брату.
Бабур отметился не только как выдающийся полководец и государственный деятель, но и как весьма образованный человек, умеющий ценить искусство. В своей столице Агре падишах собрал вокруг себя немало талантливых писателей, поэтов, художников, музыкантов, исследователей, которым уделял большое внимание. Он старался лучше изучить местные обычаи, традиции, отличался наблюдательностью. Изучал историю и культуру народностей Средней Азии, Афганистана и Индии. Заслуги Бабура как историка, географа, этнографа в настоящее время признаны мировой востоковедческой наукой. Отметился как видный поэт и писатель, написавший исторический труд «Бабур-наме». В этом автобиографическом сочинении падишах оставил описание великих городов Средней Азии, Хорасана, Афганистана, Ирана и Индии. Для современно науки его сообщения о Самарканде, Бухаре, Кабуле, Газни, Балхе, Фергане, Бадахшане, Дели, Девалпуре, Лахоре и других городах и местах, бесценны. Он также описывал караванные пути, тропы ведущие из Кабула в Индию, и в Среднюю Азию. В труде нашли прекрасное отражение описания природы, флоры, фауны, географии Средней Азии, Афганистана, Индии. В книге есть и сведения о политической жизни Индии, отрывочные данные об истории этой страны. В «Бабур-наме» много данных и по индийской этнографии: рассказано о кастовой системе, обычаях, быте простого народа и феодальной знати.
Перу Бабура также принадлежат трактат по поэтике; изложение в стихотворной форме мусульманского права и собственная разработка алфавита – «Хатти Бабури» («Алфавит Бабура»). «Алфавит» был создан на базе древнетюркских письмен и отличался более упрощенным по начертанию, по сравнению со сложным арабским письмом.
Захир-ад-дин Мухаммад Бабур
Среднеазиатский и тимуридский правитель Индии и Афганистана. Полководец. Основатель династии Бабуридов и империи Великих Моголов. Известен также как поэт и писатель.
Захир-ад-дин Мухаммад Бабур родился 14 февраля 1483 года в городе Андижан, Узбекистан. Мальчик вырос в семье эмира Ферганы, Умар-Шейха-мирзы II. Рано лишившись отца, двенадцатилетний юноша не располагая опытом и боролся за власть в своем уделе. Однако его амбиции стать главой всего Мавераннахра оказались столь велики, что решился бороться за власть. У него появилась идея воссоздать империю Тимуридов со столицей в Самарканде.
В 1497 году ему удалось захватить Самарканд, однако правил им менее четырех месяцев. В борьбе за власть в Мавераннахре столкнулся с опытным чингизидом Шейбани-ханом, которому было уже 50 лет. Междоусобицы среди тимуридов привели к поражению Бабура.
В 1500-1505 годах вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где основал новое государство со столицей в Кабуле, который взят им в 1504 году. Бабур принял титул падишаха. В Кабуле в 1508 году построил сад Верности. До 1512 года пытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Ради этого вступил в военно-политический союз с персидским шахом и шиитом Исмаилом I против ярых суннитов узбеков. При поддержке шахиншаха Азербайджана и Ирана Исмаила I Бабуру удалось взять Самарканд, но после недовольства местного населения шиитским правлением, оставил город. С 1514 года его целью стала Индия.
С 1519 года Бабур совершал походы из Кабула в Северо-Западную Индию. В 1525 году призвал на помощь Аллам-хана, соперника делийского султана Ибрахим-шаха Лоди, и в 1526 году Захир-ад-дин, снарядив войско, предпринял поход на Дели. В битвах с Ибрахим-шахом Лоди при Панипате в апреле 1526 года и с раджпутским князем Санграм Сингхом при Кхануа, близ Сикри, в 1527 году Бабур одержал победы. В своих битвах успешно использовал огнестрельное оружие: пушки и ружья. Добившись успеха, перенес центр вновь образованной державы в Агру. После захвата северной Индии, Бабуру достался знаменитый алмаз «Кохинур», который позже передавался от одного Бабурида к другому, пока не оказался в сокровищнице в Лондоне.
В 1520-х годах Захир-ад-дин Бабур установил мирные и добрые отношения с Шейбанидами. В 1528 году отправили ему послов с поздравлениями по случаю его победы в Индии. К 1529 году владения правителя включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии. В 1530 году отправил посла к московскому великому князю Василию Ивановичу, который добрался до Москвы только через три года.
Захир-ад-дин переписывался с Алишером Навои. Его стихи, написанные на тюркском отличаются чеканностью образов и афористичностью. Главный труд Бабура: автобиография «Бабур-наме», первый образец этого жанра в исторической литературе, излагает события с 1493 по 1529 годы, живо воссоздает детали быта знати, нравы и обычаи эпохи. Французский востоковед Луи Базан в своем введении к французскому переводу писал, что «автобиография Бабура представляет собой чрезвычайно редкий жанр в исламской литературе». В последние годы жизни тема потери Родины стала одной из центральных тем лирики Бабура.
Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой. Его наследие изучается во всех востоковедческих центрах мира.
Захир-ад-дин Мухаммад Бабур скончался 26 декабря 1530 года в индийском городе Агра от дизентерии. Согласно его завещанию, его останки перенесены в афганский Кабул, в основанный им сад Верности. Позднее, на этом месте построили мавзолей.
Бабурнома. Записки Бабура. Одно из первых изданий «Бабур-наме» издано в 1857 году великим русским тюркологом Н. И. Ильминским в Казанской типографии.
Бабур. Избранная лирика. Перевод на русский язык. Издательство ЦК Компартии Узбекистана. Ташкент, 1982. 126 с.
Переводы газелей: Л. М. Пеньковский, Р. Д. Моран, А. Наумов. Рубаи: Л. Пеньковский (1-18). Наум Гребнев (20-57, 59-106, 108-124). А. Наумов (19, 58, 107, 125-150). Кытъа: Н. Гребнев. Фарды: Н. Гребнев. Масневи: Л. Пеньковский, Н. Гребнев, Д. Лукашевич.
После обретения Узбекистаном независимости на родине Бабура в городе Андижане Бабуру был установлен памятник, открыт парк имени Бабура и его имя было присвоено Андижанскому государственному университету.
В 1981 году писатель Пиримкул Кадыров написал роман о Бабуре «Звёздные ночи».
В Ташкенте при Государственном музее литературы имени Алишера Навои АНРУз действует экспозиция (зал) Бабура.
В 1992 году в Узбекистане был создан фонд имени Бабура.
В Ташкенте есть парк имени Бабура.
В городе Ош (Киргизия) узбекский театр Ошский государственный узбекский музыкально-драматический театр имени Бабура, именем З. М. Бабура также названа школа № 43.
К настоящему времени «Бабурнамэ» переведено на 31 язык мира.
К 525-летию Бабура в 2008 году в Узбекистане были выпущены девять почтовых марок с изображением Бабура и миниатюр из его произведений.
Почтовая марка с изображением Бабура была выпущена в Турции.
Пакистанская крылатая ракета Хатф-VII Бабур названа в честь Захираддина Мухаммада Бабура.
Андижанская областная библиотека им. З. М. Бабура.
Ежегодно узбеки Кабула отмечают его день рождения.
От разных жен у Бабура родилось 9 сыновей и 9 дочерей, многие из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве:
(с 1503) Айша Султан-бегум, главная жена падишаха, его двоюродная сестра, третья дочь тимурида Султана Ахмад-мирзы;
Фахр ан-Ниса-бегум (1502-1502)
(с 1504) Зайнаб Султан-бегум (ум. 1508), его двоюродная сестра, дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы;
(с 1507) Махам-бегум (Хазрат-Валида) (ум. 1535), дочь шиитского шейха Ахмада из Торбете-Джам, родственница тимурида Хусейна Байкары;
падишах Насир ад-дин Мухаммад Хумаюн (1508-1556),
Михр Джахан-бегум (р. до 1515, ум. во младенчестве),
Ишан ад-Даулат-бегум (ум. во младенчестве),
шахзаде Барбул-мирза (1518-1521),
шахзаде Фарук-мирза (1526-1527)
(с ок. 1507) Салиха Султан-бегум Сахиба (Ак-бегум), его двоюродная сестра, дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы;
Гюль Барг-бегум (Гюльрух-бегум) (р. до 1519), жена Ходжи Нур ад-дина Мухаммада-мирзы (Сайида Амира), сына Ходжи Ала ад-дина Мухаммада-мирзы,
(с 1508) Масума Султан-бегум (ум. 1509), его двоюродная сестра, пятая дочь тимурида Султана Ахмад-мирзы;
Масума Султан-бегум (Чача Нур) (р. до 1509), с 1518 жена Мухаммада Замана-мирзы, сына тимурида Султана Бади аз-Заман-мирзы
(с 1509) Гюльрух-бегум (ум. до 1545), вероятно сестра Амира Султана Али-мирзы Бегчика;
шахзаде Камран-мирза (1509-1557), наваб Кабула, Кандагара (до 1528), Мултана (с 1528), Газни и Пенджаба (в 1530-1553),
Гюль Изар-бегум (р. до 1515, ум. во младенчестве),
шахзаде Мухаммад Аскари-мирза (1517-1554), наваб Мултана (до 1528), Чандери (в 1528-1530), Самбхала (в 1530-1534),
шахзаде Султан Ахмад-мирза (1517-1525),
шахзаде Шахрух-мирза (1522-1527)
(с 1519) Биби Мубарика (Бега-бегум) (ум. 1556), дочь Малик-шаха Мансура Юсуфзая;
дочери:
Гульбадан-Бегим, Фахр ан-Ниса и Алтун Бишик
Бабур. Как узбекский лев основал империю Великих Моголов.
Завоеватель Индии, основатель империи Великих Моголов, он ещё был и великим писателем оставивший после себя «Бабур-наме». Что мы знаем о нём?
Захириддин Мухаммад Бабур (1483 – 1530 гг.)
Бабур принадлежит к роду Темуридов, являлся выдающимся представителем узбекской литературы, крупным поэтом, историком, географом, государственным деятелем, талантливым полководцем.
За смелость и мужество был в юности прозван «Бабуром» (львом).
Бабур появился в Андижане. Отец его Мирза Умаршах был правителем Ферганы. После кончины отца, Умаршаха, Бабур взошел на престол.
Трудную судьбу пришлось испытать Бабуру
Государство Темуридов распалось. Между наследниками шли непрерывные войны. С другой стороны, нависла угроза захвата Мавераннахра предводителем степных кипчаков Мухаммадом Шейбаниханом.
Сам же Бабур стремился возродить былое величие Мавераннахра. Неумолимо приближалось столкновение между войсками Бабура и Шейбанихана.
Вскоре наступила развязка. Шейбанихан одержал победу над Бабуром и тот вынужден был бежать за пределы родины. Отступая со своим войском в 1504 году через Афганистан, Бабур овладел Кабулом.
Завоевание Индии
Находиться Бабуру в Афганистане было небезопасно из-за постоянных угроз нападения Шеибанихана. Поэтому он вынужден был направиться со своим войском в Индию.
Бабур завоевал Индию в 1526 году, где основал так называемую империю Великих Моголов и династию Бабуридов, которые являются прямыми потомками Темура.
Бабур остался в памяти как справедливый царь. Он сделал много доброго.
Бабур не относился к числу религиозно-фанатичных людей, и по этой причине он не принуждал покоренные народы принять ислам. Такая позиция способствовала прочности нового султаната, столица которого находилась в Агре.
Бабур умер в 47-летнем возрасте.
Культурная жизнь
Бабур уделял большое внимание развитию культуры и образования. Он покровительствовал ученым, поэтам, художникам и музыкантам.
Бабур построил в Дели медресе, где преподавал географию, математику, астрономию и религию.
Внук Бабура
Продолжил дело Бабура, его сын Хумоюн. Правивший Индией Акбаршах (1556-1605 гг.), внук Бабура, также уделял большое внимание образованию и культуре.
В период его правления в Индии плодотворно трудились и творили многие известные ученые, поэты, художники. Во времена Бабуридов была основана индийская школа миниатюрной графики, развивалось зодчество, музыка, были осуществлены переводы индийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата» на другие языки.
Бабуриды заботились и об образовании простого народа.
Подпишись, поделись с друзьями, поддержи сайт!
В каком году бабур вторгся в индию
Бабур (Baber/Babur/Babar) (1483–1530), завоеватель Индии и основатель Могольской династии. Потомок великого монгольского полководца Чингисхана по линии его второго сына Джагатая и не менее знаменитого тюркского военачальника Тимура, или Тамерлана. Настоящее его имя Захируддин Мухаммад, Бабур – второе имя, означающее «тигр», – было воспринято от монголов. В 1495 году он наследовал отцу, шейху Омару Мирма, правителю Ферганы, но интриги и мятежи на окраинах державы сильно уменьшили размеры подвластной ему территории. К 1501 году Бабур утратил почти все владения отца, однако в результате ряда военных экспедиций вернул Кашгар, Кундуз, Кандагар. В 1504 он занял Кабул и начал готовиться к покорению Индостана. Ему не удалось отвоевать свою столицу Самарканд. В 1519–1524 годы Бабур попытался проникнуть в Индостан и в 1525 году форсировал реку Инд. Свергнув афганского султана Ибрагима Лоди, Бабур обосновался в Дели. В 1527 году он победил в решающем сражении при Агре. Оставшиеся годы жизни Бабура в Дели были омрачены многочисленными мятежами. Тем не менее его краткое правление на землях Индо-Гангской равнины было отмечено реформами в управлении и строительством огромных общественных сооружений. Умер Бабур 26 декабря 1530 года, трон унаследовал его сын Хумаюн.
Использованы материалы энциклопедии «Мир вокруг нас».
Бабур Захир Ад-Дин Мухаммед (1483- 1530)— поэт, историк, правитель, полководец, основатель Империи великих моголов. Из династии Тимуридов. Бабур является автором знаменитой автобиографической книги «Бабур-наме», созданной в 1526-1530 годы на тюркском (чагатайском) языке. Имя Бабура упоминается Гумилёвым при разборе этнонимов «тюрк», «татар» и «монгол». Так, считает Гумилёв, в XVI веке последний тимурид Бабур, разгромленный «узбеками», увел остатки своих сторонников-тюрков в Индию и завоевал там себе новое царство, которое стало называть себя «монголами» в память того, что триста лет назад они подчинились монгольскому царевичу («Этногенез и биосфера земли», 74). Поэтому, по мнению ученого, реальный этнос с одной стороны и этническое наименование (этноним), принятое его членами, с другой — не адекватны друг другу.
Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 75-76.
Очень скоро пригласившие Бабура раджпуты поняли, что «этот тюрок» рассчитывает утвердиться на делийском престоле. Они объединились и выступили против него, но в 1527 году были также разбиты при местечке Кхануа. Эта победа позволила Бабуру установить власть над частью Северной Индии, объявить себя падишахом и положить начало новой династии — Великих Моголов.
Смерть Бабура, согласно легенде, была добровольной: падишах вымолил ее у Аллаха в обмен на выздоровление больного сына Хумаюна. Похоронен, согласно завещанию, в Кабуле. Литературное наследие Бабура составляют автобиографические записки «Бабур-намэ», лирика (газели, рубай), труды по военному делу, мусульманскому нраву и поэтике.
Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015, с. 237.
К. А. Антонова. Москва.
Литература: Антонова К. А., Очерки обществ. отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара, M., 1952; Smith V. A., Akbar, the Great Mogul, Oxf., 1917.
Бабур, основатель империи
Бабур (1483-1530 гг.), основатель империи Моголов, — первая из таких ярких и привлекательных фигур. Поэт и писатель, он был в то же время искателем приключений с железными нервами — и с выраженным стремлением к власти. Он аккуратно вел дневник, фиксируя все, с ним происходившее, и его мемуары, книга «Тузук-и-Бабури», остаются важным источником по истории того времени. Судя по этой книге, Бабур был человеком неисчерпаемой энергии, непоколебимого оптимизма, обладал огромным интересом к жизни, был большим любителем выпить, а также увлеченным спортсменом и выдающимся игроком в поло. У него была артистическая натура, чувствительная и утонченная. Всюду, куда бы ни прибывал, Бабур разбивал персидские сады, его воспоминания полны описаниями красот природы. Хладнокровный и иногда беспощадный, он тем не менее был способен на щедрость и благородство, а в его воспоминаниях подкупает отличное чувство юмора.
Наследник небольшого княжества в Средней Азии, Бабур был прямым потомком двух великих воителей Азии: Тамерлана, разрушившего Дели, по линии отца и монгольского полководца Чингисхана по линии матери. Его юные годы прошли в попытках вернуть принадлежавший ему по наследству трон в Самарканде, блистательной столице Средней Азии. С семилетнего возраста он вел жизнь разбойника, скитаясь из одного места в другое с небольшим отрядом приверженцев в поисках пищи и крова и, если повезет, царства. Тогда, с грустью вспоминает Бабур, его армия едва насчитывала двести человек, большинство — в длинных халатах, обутые в сандалии, с дубинками в руках. Это были годы постоянной опасности, годы лишений и нищеты. Как замечал сам Бабур: «Пришло на ум: вот уж чего никому не пожелаешь, так это бродить от горы к горе, бесприютным и беспризорным ».
В 1504 году Бабуру повезло, и он захватил власть над Кабулом в Афганистане. Дальше судьба ему благоволила, и в результате упорных усилий он создал в Афганистане небольшое царство. Укрепившись там, он обратил свой взор на восток, и в 1517 году совершил первый набег на Индию.
В то время Индия была разделена на четыре сферы влияния, две мусульманские и две индуистские. Первая мусульманская область простиралась от реки Инд до Бенгальского залива, включая Синд, Дели, Пенджаб, Бенгалию и Бихар, а вторая охватывала Гуджарат и Малву на западе и южные деканские княжества Бахмани. Что касается сфер индуистского влияния, то первая включала Раджастхан и государство раджпутов, а вторая, далеко на юге, — королевство Виджайянагар. Подстрекаемый своевольной афганской знатью, Бабур вторгся в Индию в 1525 году.
Весной 1526 года в 50 милях от Дели, в Панипате, ставшим полем решающего сражения, Бабур был встречен Ибрагимом Лоди. Войско Бабура значительно уступало по численности, насчитывая всего 25 тысяч солдат, а армия Ибрагима Лоди, как считается, достигала 100 тысяч человек. Бабур выстроил баррикаду из 700 повозок, за которыми в земляных укреплениях помещалась артиллерия под командованием турецких канониров из Константинополя. По бокам он разместил еще одну грозную силу — кавалерию, обученную турецкой тактике окружения с флангов. Огромная армия Лоди начала строить укрепления, ожидая прибытия артиллерии. В этот момент Бабур бросил вперед свою кавалерию, окружившую противника и атаковавшую его с обоих флангов. В результате Бабур одержал убедительную победу. Он занял Дели, а оттуда отправился в Агру, где первым делом приказал разбить сад.
Битва при Кхануа, в сорока милях от Агры, состоялась 16 марта 1527 года. Бабур применил ту же тактику, что и при Панипате. Позиции Моголов защищала цепь земляных укреплений, за которыми размещалась артиллерия и канониры-«запальщики». Это, однако, не испугало раджпутов и не заставило их изменить традиционным методам ведения войны. Их отряды, стремя к стремени, бросались на противника и наносили ему серьезный урон.
«Отважные раджпуты сохраняли силу духа. Раз за разом они безуспешно атаковали позиции императора (Бабура) в надежде победить, но всякий раз встречали достойный отпор и откатывались назад. К вечеру они были в полном замешательстве, поэтому их разгром закончился ужасным кровопролитием», — вспоминал сам Бабур.
К вечеру, после десятичасового сражения, раджпуты были разбиты наголову. Битва при Кхануа развеяла все надежды на возрождение раджпутов. Хотя они по-прежнему сохраняли контроль над Раджастханом, с попытками наступления было покончено, и они никогда более не стремились захватить власть над Индией. Победа обезопасила Бабура, дав полный и неоспоримый контроль над значительной частью Северной Индии. Однако ему по-прежнему противостояли афганские правители Бенгалии и Бихара, упорно не признававшие его власть. В 1529 году Бабур выиграл свою третью и последнюю большую битву. В сражении у Патны он победил коалицию афганских правителей под предводительством Махмуда Лоди, брата Ибрагима.
Так Бабуру, обладавшему сравнительно ограниченными ресурсами, удалось стать властелином значительной части севера Индии; в свои сорок пять лет он управлял империей, простиравшейся от Афганистана до границ Бенгалии. Однако, как и многие его соотечественники, он скучал по роскошной зелени родины. Его первые впечатления о завоеванной стране были не слишком благоприятными. «Хиндустан, — отмечал он в своем дневнике, — мало чем может похвастать. Там нет ни хороших лошадей, ни хорошей рыбы, ни винограда, ни мускусных дынь, ни вкусных фруктов, ни льда, ни холодной воды. Даже свечи и факелы трудно достать. Если ночью захочешь почитать или что-либо записать, рядом должен стоять грязный полуголый парень с деревянной подставкой в руках; на ней горелка с одним фитильком, куда по мере необходимости тоненькой струйкой подливают масло».
Правда, будучи реалистом, Бабур отмечал, что Хиндустан — большая страна, в которой, помимо прочего, есть много золота и серебра.
Цитируется по изд.: С. Таммита-Дельгода. Индия. История страны. М., 2007, с. 145-150.
Далее читайте:
Бабур-намэ (Статья Е.Ю. Ваниной о записках Бабура).
Сочинения:
Бабур-намэ. Записки Бабура Пер. М. Салье. Ташкент, 1958;
Рубан / Пер. с узб. Ташкент, 1981;
Baburnama. Parts I—III. Turkish Inscription, Persian Edition and English Translation / Tr. and ed. by W. M. Thakston. Cambridge, Mass., 1993.
Литература:
Антонова К. А., Очерки обществ. отношений и политического строя Могольской Индии времен Акбара, M., 1952;
Азимджанова С. А. Государство Бабура в Кабуле и в Индии. М., 1977;
История Индии в средние века. М, 1968. С. 381-383;
Dale S. F. The Garden of Eight Paradises: Babur and the Culture of Empire in Central Asia, Afghanistan and India, 1483—1530.
Smith V. A., Akbar, the Great Mogul, Oxf., 1917.
Moon F. Babur. The First Moghul in India. Delhi, 1997.