в каком дворце снимали собаку на сене
Обзор мест съемок кинофильма «Собака на сене»
Крым – один из известнейших «актеров» советского кино. Он известен зрителю в самых разных амплуа – дебрей Амазонки, Дикого Запада, Страны дураков и Италии эпохи Возрождения… Попадались ему и совсем сложные роли. Например, в фильме «Собака на сене» полуострову пришлось быть Неаполем под испанским владычеством и с легким влиянием Франции…
Выбор дворца для съемок
Такие заковыристые условия обеспечил создатель пьесы «Собака на сене» Лопе де Вега. Он поместил своих героев в Неаполь – в тот исторический период, когда этот город находился под влиянием Испании. Героиня же (по имени Диана де Бельфлер), очевидно, являлась француженкой. И выбирай места съемок, как хочешь!
Но бывалый режиссер Ян Фрид не растерялся. Помпезные интерьеры он соорудил в павильонах (найти нечто, похожее на внутреннее оформление шикарного жилища XVII века в российских условиях было почти невозможно, макет сделать было проще). А за натурой сразу отправился в Крым, ибо знал, где там находится именно то, что ему надо.
За 22 года до «Собаки на сене» тот же Ян Фрид первым среди советских кинематографистов взялся экранизировать Шекспира. Он блистательно отснял «Двенадцатую ночь» и сделал это в Ливадийском дворце. И за испанским Неаполем Фрид тоже отправился туда, ибо отлично знал – замок сооружен в духе смешения стилей, так что там что угодно можно найти, главное ракурс правильный подобрать.
Дворцовые сложности
Но за период с 1955 по 1977 годы статус дворца изменился – с 1974 г. там располагались музейные экспозиции и потоком шли экскурсанты. Так что Фрида ждали непростые дипломатические переговоры с музейным руководством. Разрешение снимать ему дали, но при одном условии: музей закрываться не будет, как следствие, экскурсии пойдут своим чередом. Фрид согласился.
Довольны остались все. Руководство музея затем отмечало, что съемочная группа вела себя идеально – за все время работы ничего не поломала и не испортила.
Фильм получился отличный, актеры обрели известность, зрители – море удовольствия. Дополнительное удовольствие получили и экскурсанты, которым довелось стать свидетелями творческого процесса. Особенно повезло одной группе – она напрочь забыла о глобальной исторической значимости Ялтинской конференции, когда увидела, как Боярский неловко наступил Тереховой на юбку и та оторвалась…
Незаменимая Ливадия
В результате в Ливадии отсняли все натурные сцены (а их в фильме немало). И потребовалось для этого не так много: дворцовый парк, итальянский дворик с его мраморными скамьями-диванчиками и кованой решеткой да лестница с химерами. Остальное было вопросом мастерства оператора. И люди, не бывавшие в Ливадии, без вопросов верили, что видят Неаполь или другой город, но точно итальянский.
Кроме дворцового комплекса, Крым был представлен в ленте актерами массовки (в этом плане все старые ялтинцы – кинозвезды, хоть где-то они да снимались) и музыкальным сопровождением. Исполнять знаменитую серенаду «Венец творенья, дивная Диана» Николаю Караченцову помогали участники народной оперы – был такой необычный самодеятельный коллектив тогда в Ялте…
К сожалению, даже в Ливадии не получилось найти абсолютно все, что требовалось режиссеру для работы. В частности, там не было подходящего балкона. Поэтому маркиз Рикардо (Караченцов) вместе с Народной оперой вдохновенно исполнял свою серенаду… дворцовой крыше. А прекрасная Диана затем благосклонно взирала на молчащего, хоть и трудолюбивого, оператора – стоя на балконе санатория «Днепр» (тоже Ялта).
В сцене с серенадой внимательные зрители усмотрели еще одну странность. Один из участников Народной оперы выступает в ней в… женских туфлях на высоченных шпильках! Так пришлось сделать, чтобы певец лучше вписывался в общую композицию – у него был очень маленький рост. Хотя соответствующий костюм ему все же подобрали.
Судьба декораций
Специальные экскурсии по «Собаке на сене» никто не водит – запечатленные на пленке достопримечательности и так входят в программу осмотра комплекса Ливадийского дворца. Так что все посетители обязательно заглядывают в итальянский дворик (и его кованая решетка у многих обязательно ассоциируется с Джигарханяном) и прогуливаются по парку, на аллеях которого разворачивались действия фильма. Общедоступна и лестница с химерами.
Однако не все «декорации» знаменитой ленты ныне можно увидеть в натуре. Сотрудники музея сами затрудняются сказать, куда подевалась «скамья Боярского» – кованое изделие, на котором герой сочинял письмо возлюбленной. Долгое время она была приметной деталью Ливадийского парка, а потом непонятным образом исчезла. Вероятно, тут есть основания подозревать чье-то частное правонарушение.
Исчез также фонтан, возле которого происходило объяснение героев, и некоторые другие ландшафты. Тут причина посерьезней – после того, как был снят фильм, Ливадийский парк пострадал от оползней. Дело было уже после 1991 года, так что получение денег на проведение соответствующих защитных мероприятий заняло несколько лет. За это время часть парка успела разрушиться – отсюда и изменения.
Наконец-то после того, как зрители впервые увидели полюбившееся кино, в Ливадии появились новые памятники – двум российским императорам и участникам Ялтинской конференции. Понятно, что это тоже вызвало некоторые изменения в парке.
А в целом получилось так, что крымский дворец и хороший фильм зажили в симбиозе, принося пользу друг другу. Красота Ливадийского дворцового комплекса стала одной из важных составляющих успеха «Собаки на сене». А отличная режиссура и игра актеров послужили прекрасной рекламой крымской достопримечательности. В заключение — собственно, его величество кино, приятного просмотра!
Гид по Крыму для киноведов: где снимали самые знаменитые фильмы
Во времена Советского Союза Крым был настоящей Меккой для киношников всех мастей. Удивляться нечему — их влекли сюда уникальные природные ландшафты, мягкий климат, разнообразие пейзажей. На полуострове с одинаковой степенью достоверности можно снимать африканское побережье, южноамериканские пампасы, тропические леса и кавказские горные вершины, а в местные дворцы не грех «поселить» даже королеву.
Родина советского кинематографа
Первая российская кинофабрика была создана в 1911 году именно в Крыму, ее «отцом» был Александр Ханжонков. Здесь Александр Алексеевич снял знаменитый фильм «Оборона Севастополя» — это была первая в мире полнометражная (1 час 40 минут) игровая лента. Осенью 1911 года состоялся ее премьерный показ в Ливадийском дворце — для царя Николая II и его семьи.
После революции, в 1918 году, в Ялте возникло отделение Московской кинофабрики, да так и осталось, превратившись со временем в Ялтинскую киностудию.
Здесь были сняты многие известные и любимые советским зрителем картины: «Алые паруса», «Золотой ключик», «Конек-Горбунок», «Всадник без головы», «Три плюс два», «По щучьему велению».
Ялтинская киностудия художественных фильмов подарила зрителям и такие фильмы, как «Первоклассница», «Садко», «Ромео и Джульетта», «Дама с собачкой».
Кадр из фильма «Алые паруса»
В 1963 году студия потеряла свою самостоятельность и стала филиалом Киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького.
Однако в 1991 году предприятие вновь стало независимым. Киностудии пришлось претерпеть немало изменений, побывать на грани уничтожения. С 2003 года она переродилась в акционерное общество, которое обеспечивается российским капиталом. Теперь это — Крымская киностудия «Ялта-фильм», успешное предприятие, выпускающее по два десятка фильмов ежегодно. Здесь отметился даже Джеки Чан, создав на базе Крымской киностудии один из своих фильмов.
Кинопарк «Викинг»
Свернув с ялтинской трассы в село Перевальное, что под Симферополем, вы попадете в необычное место: первый в России и наиболее крупный в Европе культурно-исторический центр — кинопарк «Викинг». Рядом — долина Красных пещер Кизил-Коба. Знающие люди утверждают, что здесь находится один из мощнейших «центров силы», привлекающий своей огромной положительной энергетикой.
Парк «Викинг» — это настоящая ожившая легенда. При создании «города викингов» были использованы декорации высокобюджетного художественного фильма «Викинг», снимавшегося в Крыму и вышедшего на экраны в конце 2016 года. А это не просто декорации — уже сегодня их называют наиболее масштабными за всю историю отечественного кино!
Кадр из фильма «Викинг»
По следам «Кавказской пленницы»
Орех «имени» Юрия Никулина. Источник: wikimedia.org
Переехав из Перевального к окрестностям Алушты, вы попадете в те самые природные декорации, среди которых гуляли Шурик с Ниной, выслеживали влюбленных Трус, Балбес и Бывалый, проворачивали аферы товарищ Саахов со своим водителем.
Никитская расселина и «скалы Роу»
Неподалеку от курортного местечка Никита, в Никитской расселине, происходили съемки некоторых сцен из фильма «Земля Санникова». Окруженная живописными суровыми скалами, эта расселина с успехом «сыграла» неприступную загадочную местность, открытую отважными первопроходцами.
По Никитской расселине пролегала часть пути храбрых героев «Детей капитана Гранта», на ее горных тропах персонажи «Спортлото-82» меняли таблички с указанием маршрутов.
Массандровский дворец
Ливадийский парк
Кадр из фильма «Собака на сене»
Эти же ландшафты легко можно узнать, пересмотрев кадры «Двенадцатой ночи» Яна Фрида, «Анны Карениной» Александра Зархи, старого «Овода» с Олегом Стриженовым. Словом, Ливадийский дворец всегда был излюбленным местом для отечественных кинорежиссеров.
Легендарная Hispaniola
На набережной Ялты можно сфотографироваться на фоне настоящей реликвии — шхуны Hispaniola («Эспаньола»), которую снимали в «Острове сокровищ», «Робинзоне Крузо», «Диком капитане». На борту «Эспаньолы» сегодня — модный ресторан, а с открытой площадки можно любоваться панорамой города.
Кадр из фильма «Остров сокровищ»
Недалеко от набережной установлен памятник Александру Ханжонкову — человеку, благодаря которому в этом уникальном уголке планеты появилась самая первая русская кинофабрика и был снят первый фильм, положивший начало множеству увлекательных кинолент.
Александр Ханжонков. Источник: wikimedia.org
Две Дианы или Неаполь из Крыма и Португалии / «Собака на сене» (1977 и 1996)
Пьесу Лопе де Веги «Собака на сене» (1618 г.) экранизировали два раза. В СССР в 1977 году Ян Фрид снял по ней лирическую музыкальную комедию. А испанка Пилар Миро вернула классика своим соотечественникам в 1996 году.
«Венец творенья, дивная Диана»
Ян Фрид сумел снять картину, которая с момента своего выхода — 1 января 1978 года — стала любимой для многих наших соотечественников. Снимать в те годы телефильм (с небольшим бюджетом) о Неаполе 1610-х времен владычества Испании было нелегко. Историк моды Александр Васильев справедливо упрекает фильм в «антиисторичности» декораций и костюмов и отсутствии единого стиля, считая, что художникам неоткуда было почерпнуть знания об истории костюма и материального мира, да и не на что было бы воплотить аутентичный художественный мир. А вместо крымской Ливадии снимать Яну Фриду надо было на дружественной Кубе.
Кроме того, испанскую женскую моду конца XVI- начала XVII вв трудно назвать привлекательной. Наглухо закрытое платье с воротником раф и удлиненная талия с острым шнипом, жесткая каркасная юбка — не от наряд, в котором может привлечь внимание зрителя главная героиня кино. Отсюда у Дианы и декольте, открывающее плечи, и более мягкий силуэт юбки (такая мода была более приемлема в странах с менее строгими нравами). А отсутствие корсета и тельной рубахи — это мелочи, к которым могут придираться лишь суровые знатоки.
Тем не менее Татьяне Евгеньевне Острогорской, художнику по костюмам, удалось сделать специально для фильма несколько блестящих костюмов. Не будем строго судить об их историчности, в целом они очень условно стилизованы под барокко, и с учетом дефицита материалов, были великолепны для своего времени.
Татьяна Евгеньевна Острогорская
У Дианы де Бельфлор (судя по имени, она очевидно француженка) в исполнении Маргариты Тереховой 6 смен костюмов. Сначала она предстает перед нами в серебристом парчовом пеньюаре с удлиненными рукавами.
Затем появляется в бархатном платье с золотым рисунком и золотистой вставкой («стомак»), на голове у нее гребень и белое кружевное покрывало («мантилья»). Само платье в фильме кажется почти черным (только на свету отливая синим), вживую же оно ярко-синее.
Испанская мантилья на француженке, живущей в Неаполе. И не такое бывает.
Фото с выставки Ленфильма. Источник
«Редкий синий бархат достали у антикваров за огромные деньги. Но самая дорогая и даже бесценная деталь платья графини — вставка на груди. «Ее скроили из головного убора католического монаха, — рассказывает начальник цеха подготовки съемок „Ленфильма“ Елизавета Пахомова. — Убор попал на студию после революции. Говорят, его нашли в одном из петербургских дворцов. Эта вещь долго пролежала на складе, пока о ней не вспомнила Острогорская. Головной убор уже разваливался от времени, и его решили перекроить для платья. Распороли, сняли все украшения и сделали центральной деталью костюма». (Источник)
В другом издании головной убор католического монаха превратился в кокошник. Можно еще сравнить вышивку на платье Тереховой с нижегородскими платками-«головка». Сходство характерных «бантиков», винограда, листиков и цветочков очевидно. Это сравнение нам подсказал художник по костюмам Дмитрий Андреев, также эту версию приводят тут.
Иллюстрация из книги: Дурасов Г.П. (сост.) Изобразительные мотивы в русской народной вышивке, М., 1990
Изюминкой ослепительно-блестящего серебристого платья стали двойные рукава и золотистая отделка корсажа (также в виде стилизации под «стомак»).
Оба этих платья можно увидеть в фильме «Ослиная шкура» (1982), на девушках, которые пришли примерить кольцо принца в надежде стать его невестой. Также в очереди есть девушки в платье Маргариты Тереховой из «Благочестивой марты» и Марины Нееловой из «Старой старой сказки» (и, почти наверняка, и многих других фильмов).
Распашное красное платье с золотистой вставкой в форме перевернутого сердца символично одето на Диане в кульминационном эпизоде ее отношений с Теодоро — графиня надавала пощечин своему секретарю.
«Помню, наш художник по костюмам Татьяна Острогорская творила чудеса. Мы в то время все жили как-то по-нищенски, а тут… Эти платья, воротники необыкновенные из самых простых кружев! Татьяна пропитывала их каким-то особым составом, чтоб они так красиво стояли, умела найти редчайшие ткани…»
Маргарита Терехова, источник
Дмитрий Андреев, художник по костюмам в кино, говорит, что этот огромный белый воротник сделан из старинного воротника эпохи модерн (конец XIX-нач XX вв), посаженного на капрон сито для жесткости.
В сцене прощания на Диане бархатное платье, декорированное жемчужинами, его особенностью стали жемчужные бусы закрепленные на спинке платья.
Эскиз Т.Е. Острогорской. Источник ЦГАЛИ СПб
«„Ленфильм“ — это же великое место, где из ничего могут сделать все. Эти роскошные костюмы вообще-то не стоили таких гигантских денег, на которые выглядят. Мои длинные волосы укладывались в прическу — никаких париков не использовали, все максимально естественно».
Маргарита Терехова «Из первых уст»
Это же платье носит донья Инес (Екатерина Райкина) в фильме «Благочестивая Марта» (1980) все того же Яна Фрида и той же Татьяны Острогорской. Но в фильме его украсили воротником-рафом и передником. Кстати, в «Благочестивой Марте» платье выглядит коричневым, в то время как в «Собаке на сене» оно кажется черным.
Донья Инес — Екатерина Райкина, «Благочестивая Марта»
Это же платье (уже без передника и воротника-рафа) можно с лупой разглядеть в массовке в фильме «Дон Сезар де Базан» (1989, режиссер и художник по костюмам те же).
«Дон Сезар де Базан»
Финальное белое платье с бертой (кружевной пелериной) и баской замечательно гармонирует с белым костюмом Теодоро.
На роль Дианы пробовали Людмилу Чурсину и Ирину Мирошниченко, но в итоге утвердили Маргариту Терехову.
Фотопроба Людмилы Чурсиной. Фото — ЦГАЛИ СПб
Такое ощущение, что на пробах на Мирошниченко одели парик Марселы. Фото — ЦГАЛИ СПБ
Фото — ЦГАЛИ СПБ
На съемках у Тереховой были постоянные споры с режиссером.
«Первоначально нам давали установку играть совсем иначе, фильм „Собака на сене“ должен был быть просто развлекательной комедией. Как напоминание о том первоначальном варианте — нелепые частушки, которые распевает Тристан — герой Джигарханяна. Но для меня в этой истории главными были отношения мужчины и женщины….Мы с Мишей Боярским, взяв книжку с комедией „Собака на сене“, прямо на площадке стали искать живые, человеческие отношения»
Маргарита Терехова «Из первых уст».
Оба актера сами разрабатывали собственные мизансцены. К примеру, Фрид хотел, чтобы пощечины были легкими, но Терехова решила играть по-настоящиму. Она так отхлестала Боярского, что у актера из глаз брызнули слезы. «Я себя чувствовал, как побитая собака», — рассказывал позже актер. Но такое страстное прочтение мизансцены в итоге убедило Фрида.
«Золушка». Мужской вариант
Михаил Боярский называет фильм «продолжением Золушки», хотя скорее ее можно назвать мужским вариантом сказки. В основу пьесы легла история из жизни самого Лопе де Вега, но у нее был отнюдь не счастливый финал.
Первоначально Боярского взяли на роль маркиза Рикардо, а на Теодоро рассматривался Олег Даль, Олег Янковский и Гирт Яковлев. Но затем предложили роль Боярскому. Первые дни съемки не задались, актер, на 7 лет моложе своей более опытной партнерши, робел перед ней. Фрид даже хотел снять его с роли, но Терехова отстояла Боярского.
«Но это была действительно самая первая его большая роль, поэтому, наверное, он немножечко растерялся. Но я видела, насколько он аристократичен, и настояла, чтобы Мише Боярскому позволили сняться до конца в роли Теодоро».
Маргарита Терехова, «Из первых уст»
У Теодоро всего три смены костюма. Основной — лаконичный черный атласный колет с разрезными рукавами, белая рубашка с простым, некружевным воротничком, штаны-бриджи, сапоги и короткий плащ. На фоне разряженных в пух и прах женихов и простых слуг, одетых совсем незамысловато, он, конечно, выделяется. К тому же костюм выгодно подчеркивает стройную фигуру героя (в отличие опять же от костюмов Рикардо и Федерико).
Второй костюм — дорожный. По разным источникам, это костюм, в котором Иннокентий Смоктуновский снимался в «Гамлете» (1964) Григория Козинцева. Честно прошерстив фильм, этого костюма мы у Принца Датского не увидели (возможно, он просто не использовался и сохранился в костюмерной или был в сценах, где Гамлет в плаще и снят со спины). Сам этот костюм у Теодоро выглядит интереснее прежнего: рукава колета из матовой ткани, полы — из темно-серой ткани, с вертикальными вставками, воротник рубашки декорирован черной тесьмой, на груди перевязь с крупной бляхой.
Вот, видимо, куда ушли «2 тысячи эскудо» вместо новых платков. В испанской версии, о которой напишем ниже, после получения этих денег за разбитый нос, Теодоро явно отдает их Тристану, у него красивый новый костюм, а наш Тристан (Армен Джигарханян) весь фильм ходит в старье.
И наконец — третий финальный наряд — белый. Он был сшит специально для роли. Парчовую ткань нашли у перекупщиков, а пуговицы по разным источникам то ли куплены в антикварном магазине, то ли переделаны из запонок. Вокруг фильма сейчас — одни «мифы и легенды».
«Она всегда поддерживала артистов, одевала нас и говорила: „Боже,
какая красота! Ничего и играть-то не надо“».
Михаил Боярский о Т.Е. Острогорской. Источник
Белый колет выдали Раулю де Бражелону (Сергей Шнырев) в телефильме «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1993), а до этого использовали в массовке все в том же фильме «Ослиная шкура». С миру по нитке, телефильму — костюмы. Плащ Теодоро использовала художник по костюмам М.Стручкова в фильме «Сирано де Бержерак» (1989), там его носит Роксана (Ольга Кабо).
«Мушкетеры двадцать лет спустя»
Рауль де Бражелон (Сергей Шнырев) в компании отца, Д’Артаньяна и Портоса. «Ослиная шкура»
Роксана — Ольга Кабо, «Сирано де Бержерак»
Роксана, «Сирано де Бержерак»
В телефильмах часто используют костюмы из подбора, «Собака на сене» здесь не стала исключением. В то же время для картины было создано и немало костюмов, которые потом использовались для других фильмов. Приведем некоторые параллели.
Сэр Эндрю Эгьючек (Георгий Вицин), «Двенадцатая ночь» и граф Лудовико (Эрнст Романов)
Придворный в «Двенадцатой ночи» и граф Лудовико
Рикардо — Атос (Вениамин Смехов),
«Д‘Артаньян и три мушкетера»
Граф Федерико (Игорь Дмитриев) — дворянин в массовке «Дон Сезар де Базан» Маркиз
Маркиз Рикардо (Николай Караченцев) — один из военных «Ослиная шкура»
Тристан (Армен Джигарханян) — танцор в массовке «Благочестивая Марта»
И да, «жокейская» шапочка Федерико — это чистый восторг!
Икар и Солнце
«Собака на сене» — последняя картина Пилар Миро, большой и амбициозный проект, который дался ей нелегко. Съемки даже в какой-то момент были заморожены, и за время простоя Миро сняла актеров, задействованных на главных ролях (Кармело Гомес и Эмма Суарес) в детективе «Твоё имя отравляет мои сны». Забавно, что в начале 90-х они снялись в трех подряд фильмах Хулио Медема («Коровы», «Рыжая белка», «Земля»).
Картина вошла в десятку популярных фильмов в испанском прокате в 1996, а потом и в 1997 году, получила 12 номинаций на премию «Гойя» и выиграла в семи, в том числе за костюмы, которые делал Педро Морено. С учетом очень небольших изменений в тексте пьесы, фильм рекомендуют к просмотру испанским студентам.
Педро Морено с премией «Гойя»
Фильм снимался в Португалии во дворце маркизов де Фронтейра, и дворцах Синтры и Келуш, и эти декорации во многом определили костюмы. Стены дворцов богато декорированы плиткой с сине-бело-желтым узором. И на этом насыщенном фоне костюмы могли бы просто затеряться. Педро Морено поэтому выбрал исключительно однотонные ткани, сделав практически монохромными костюмы главных героев. В то же время слуги графини, в своих ливреях в тон стен, становились незаметны, будто были продолжением интерьера. А карлик, одетый в тон Дианы, выглядит так, словно он ее аксессуар, вроде сумочки или зонтика.
Для Дианы Морено выбрал очень насыщенные цвета: желтый, красный, синий, фиолетовый, оранжевый (для полного спектра не хватает только зеленого, но его художник отдал Теодоро для финала). Каждый цвет отражает ее настроение в эпизоде: желтый для ревности, красный — для соблазнения и войны (пощечин), синий и фиолетовый — для периодов холодности и расставания. Силуэт ее нарядов в целом выглядит исторично, хотя монохромные ткани, минимум украшений и особенно декольте — это, конечно, не свойственно женской моде эпохи испанского барокко.
Диана в своих ярких нарядах — символ солнца, с которым ее часто сравнивает Теодоро (себе приравнивая к Икару), в своих синих — римская богиня девственности и холодности, Луна (и к этому прочтению тоже есть отсылки в пьесе). Особенно хороша игра с вуалью, она словно и ограждает свою хозяйку от окружения и в тоже время привлекает к ней внимание.
Диана. Эскизы Педро Морено. Источники эскизов здесь и ниже: 1 и 2 и 3
Диана. Эскизы Педро Морено
Диана. Эскизы Педро Морено
Теодоро достался сдержанный темно-синий, его костюм подчеркнуто прост по сравнению с более помпезными нарядами Рикардо, Федерико и даже Фабьо. И только в финале, «став» сыном графа Лудовико, он предстает в богатом зеленом костюме.
Теодоро. Эскизы Морено.
Пилар Миро, как и Ян Фрид, слегка сгладили характер Теодоро, сделав его более влюбленным в Диану (все-таки в пьесе большое значение имело и его честолюбие, желание взлететь и стать графом де Бельфлор, так же как, к примеру, в «Двенадцатой ночи» Мальволио хотел стать графом, женившись на Оливии).
Федерико и Фабьо
Федерико и Рикардо. Эскизы Морено
Рикардо и Фабьо
В заключение отметим, что испанскую версию стоит смотреть только с субтитрами (русская любительская озвучка ужасна чуть более чем полностью особенно в сравнению с оригинальными голосами актеров).
Если вы смотрели обе версии, будем рады вашим оценкам и комментариям.
Поделиться «Две Дианы или Неаполь из Крыма и Португалии / «Собака на сене» (1977 и 1996)»