требования по установке электросчетчика в частном доме 2020
Изменение порядка установки, поверки и замены электросчетчиков
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 522-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 29.06.2020 № 950 ответственность за организацию учёта электроэнергии в жилых помещениях перешла к энергетическим компаниям: в многоквартирных домах – к гарантирующим поставщикам, в отношении индивидуальных жилых домов – к сетевым организациям, которые с 1 июля 2020 года несут ответственность за установку, поверку и замену индивидуальных приборов учёта электроэнергии.
Также законодательством предусмотрена установка интеллектуальных приборов учёта, замена на которые будет происходить поэтапно. Новые приборы учёта установят новым потребителям в рамках технологического присоединения, действующее же оборудование будет меняться по мере выхода из строя, поломки или истечения межповерочного интервала. На замену прибора учёта отводится 6 месяцев с момента наступления вышеуказанных обстоятельств, а до 1 января 2022 года допускается установка обычных электросчётчиков. Данные работы для потребителей производятся бесплатно.
Что делать, если счётчик сломался?
Если установленный в отношении потребителя прибор учёта электроэнергии вышел из строя или у прибора учёта истёк срок межповерочного интервала, то необходимо оставить соответствующую заявку:
— жителям многоквартирных домов, имеющим прямые договорные отношения с гарантирующим поставщиком АО «Мосэнергосбыт», необходимо обращаться непосредственно в компанию,
— жителям многоквартирных домов, не имеющим прямые договорные отношения с АО «Мосэнергосбыт», необходимо обращаться в компанию либо напрямую, либо через собственного исполнителя коммунальных услуг, осуществляющего управление многоквартирным домом,
— жителям частного сектора – в сетевую организацию, к сетям которой присоединено домовладение.
Направить уведомление в АО «Мосэнергосбыт» можно любым доступным способом:
— по телефону контактного центра +7 (499) 550-9-550;
— в личном кабинете на сайте my.mosenergosbyt.ru или через мобильное приложение «Мой Мосэнергосбыт»;
— направить письмо на почту info@mosenergosbyt.ru;
— направить обращение через «Виртуальную приёмную» на сайте компании.
Когда заменят неисправный электросчётчик?
В соответствии с действующим законодательством на замену прибора учёта гарантирующему поставщику и сетевой организации отводится 6 месяцев с даты выявления факта выхода прибора учета из строя или истечения срока межповерочного интервала, зафиксированного в ходе проверки или в договоре, или даты соответствующего обращения потребителя. Замена прибора учёта будет произведена в заранее согласованную с клиентом дату.
Как будут осуществляться начисления с даты поломки (выхода за МПИ) до даты замены электросчётчика?
Начисления за электроэнергию в случае выхода прибора учёта из строя или за межповерочный интервал в соответствии с внесенными изменениями в законодательство будут осуществляться исходя из среднемесячного объема потребления в предыдущие периоды (на основании статистической информации по потреблению в предыдущие месяцы) или исходя из норматива потребления в случае отсутствия возможности осуществить расчет среднемесячного объёма потребления электроэнергии.
Могут ли потребители сами заменить прибор учёта?
Да, клиенты вправе инициативно произвести замену приборов учёта электроэнергии исключительно в случаях, когда электросчётчик являются работающим и отсутствуют основания для его замены со стороны АО «Мосэнергосбыт» или сетевой организации (истечение поверочного интервала, выход из строя и т.д.). Сделать это можно, заказав соответствующую платную услугу в АО «Мосэнергосбыт» (либо сетевой организации, если клиент проживает в жилом доме (домовладении)). Исходя из положений действующего законодательства, привлечение иных организаций для установки электросчётчиков не допускается. После получения заявки клиента АО «Мосэнергосбыт» известит о порядке и сроках установки электросчётчика. Самостоятельный демонтаж электросчётчика, пломб, установленных на нём, и иного оборудования не допустим.
Кто несёт ответственность за сохранность приборов учёта?
Ответственность за сохранность электросчётчиков, установленных в отношении жилых помещений, законодатель разделил таким образом:
— если прибор установлен в квартире/жилом доме, ответственность за его сохранность несёт потребитель,
— если прибор установлен в местах общего пользования многоквартирных домов (например, на лестничной площадке), ответственность ложится на гарантирующего поставщика,
— если прибор установлен вне территории частного домовладения (например, на столбе в частном секторе), ответственность несёт сетевая организация.
При этом необходимость обеспечивать сохранность распространяется и на иное оборудование, используемое в узле учёта (пломбы, знаки визуального контроля и т.д.).
Вернуться к списку новостей
Новые счетчики бесплатно: кто должен их оплатить и заменить
С 1 июля 2020 года в частных и многоквартирных домах России начали устанавливать новые, интеллектуальные приборы учета электроэнергии. Теперь ответственность за установку, обслуживание и ремонт умных счетчиков закреплена за энергосбытовыми компаниями (для многоквартирных домов) и сетевыми организациями (для частных домов).
Рассказываем, кто теперь должен оплачивать и менять счетчики.
Что такое умный счетчик
Новые приборы учета электроэнергии рассчитывают количество расходуемого жильцами ресурса и дистанционно передают данные в компанию. Если потребитель периодически задерживает оплату счетов, умные счетчики ограничат подачу электроэнергии. Благодаря новому механизму ответственность за неуплату счетов ляжет на нарушителя, а сумма задолженности не будет распределяться между всеми жильцами через тариф. Передача показаний с новых приборов будет производиться посредством Wi-Fi, мобильного телефона или сим-карты, установленной в счетчике.
Когда поменяют
В новостройках умные счетчики установят сразу, а в старых домах будут менять по мере выхода из строя старых приборов учета, при наступлении срока поверки или если счетчики вовсе отсутствуют. Вышедшими из строя будут считаться те счетчики, которые работают с перебоями или передают неверную информацию о потреблении электроэнергии. В дальнейшем, через 16 лет, необходимо провести поверку умного счетчика, а не менять его. При отказе от установки новых приборов расчет энергии будет производиться по нормативам с учетом повышающего коэффициента, что сделает услуги дороже.
Кто оплатит новые счетчики
Стоимость счетчика, соответствующего требованиям закона, составляет 5–6 тыс. руб. Расходы на его установку — около 3 тыс. руб. С июля 2020 года расходы на покупку и установку счетчиков электричества легли на гарантирующих поставщиков электроэнергии. Расходы на обслуживание умных счетчиков включат в тариф за электроэнергию. Однако сумма в квитанции не сильно изменится, так как в соответствии с законодательством платеж за коммунальные услуги ограничен уровнем инфляции.
Штрафы
Жильцов, которым вовремя не установили счетчики нового типа, штрафовать не будут. Но это не освобождает от санкций организации, которые не смогли своевременно обеспечить учет с помощью умных счетчиков. Минэнерго России выступило с инициативой ввода штрафов для гарантирующих поставщиков электроэнергии, которые с 2023 года не обеспечат умными приборами учета многоквартирные дома. При этом размер штрафов пока не установлен.
В 2020 году в России начнется установка умных счетчиков. Что нужно знать
С 1 июля 2020 года в частных и многоквартирных домах в России по мере выхода из строя старых счетчиков на электроэнергию будут устанавливаться новые, интеллектуальные приборы учета.
О том, как работают умные счетчики, зачем они нужны, а также за чей счет их будут устанавливать, — в коротких карточках.
Умный счетчик будет следить за тем, сколько электроэнергии расходуют граждане, дистанционно передавать данные в компанию. При этом в случае, если потребитель регулярно задерживает оплату счетов, ограничивать подачу электроэнергии. Новый механизм позволит переложить ответственность за неуплату счетов на непосредственного нарушителя, а не раскладывать сумму чужого долга на всех потребителей через тариф.
Канал передачи информации определяется поставщиком данной услуги. Передавать показатели с помощью новых приборов учета возможно через домашнюю сеть WI-FI, мобильный телефон или сим-карту, установленную в счетчике.
Появятся интеллектуальные приборы в домах и квартирах не сразу, а по мере выхода из строя старых счетчиков или пока не наступит срок поверки. Вышедшими из строя будут считаться те приборы, которые работают с перебоями или передают неверную информацию о потреблении. «Установка умных счетчиков в новых домах будет производиться сразу, в старых — постепенно. Не пускать в дом, чтобы произвести замену счетчиков, просто невыгодно — в таком случае расчет энергии будет производиться по нормативам с учетом повышающего коэффициента, что сделает услуги дороже», — отметила адвокат Наталья Тарасова.
С июля 2020 года обязанности по учету электричества в многоквартирных жилых зданиях будут возлагаться на гарантирующих поставщиков (ими являются основные энергосбытовые компании регионов), а для остальных потребителей — на электросетевые компании. Эти организации обязаны будут установить приборы учета нового типа. Расходы на обслуживание систем будут включены в тариф за электроэнергию. Однако стоимость не будет заметна для потребителей, так как, согласно закону, платеж за коммуналку ограничен уровнем инфляции. Граждане, которые не получат в срок новые приборы учета, будут иметь право не платить за электричество.
Для собственников, в чьих квартирах своевременно не установили счетчики, штрафов не предусмотрено. «Однако на организации, которые не смогут обеспечить учет с помощью умных счетчиков, будут наложены санкции. Минэнерго России предлагает ввести штрафы для гарантирующих поставщиков электроэнергии, которые с 2023 года не обеспечат умными приборами учета многоквартирные дома», — рассказал Алексей Гавришев, адвокат, управляющий партнер AVG Legal. Он пояснил, что сегодня не урегулирован вопрос о размерах штрафов.
Правила установки счетчика электроэнергии в частном доме
Тема установки электросчетчиков в частном доме затрагивает много проблем. И одна из них – это законность некоторых требований энергоснабжающих организаций. Как показывает практика, эти организации за счет потребителей электроэнергии хотят решить кое-какие свои проблемы. Какие именно? Давайте разберемся во всем этом досконально, а также определимся, как проводится правильная установка счетчика электроэнергии в частном доме.
Начнем наш разбор не с основной темы статьи, а с правил установки. По мнению специалистов это важная часть темы, на которую необходимо обратить особое внимание. Да и еще раз есть необходимость обозначить эти правила, так сказать, для информации.
Правила установки счетчика электроэнергии
Как дополнение к этим правилам, присутствует и одно пожелание. Расцепитель до счетчика должен устанавливать не далее 10 м. Это на тот случай, когда приходится прибор учета и контроля снимать и проводить его проверку. При этом расцепитель просто обесточит частный дом. Правда, необходимо отметить, что расцепитель, как и сам электросчетчик, придется устанавливать в герметичный щит, который пломбируется и закрывается на замок. Цель одна – обеспечить невозможность несанкционированного подключения.
Почему электросчетчик устанавливается на улице
С правилами установки вы ознакомились, теперь переходим к основной теме статьи. В принципе, установить электросчетчики в частных домах – не проблема. Для этого в первую очередь надо обратиться с заявлением в энергоснабжающую организацию. Ответ будет дан быстро, так что без света вы не останетесь.
Но тут, как уже было сказано выше, начнутся требования со стороны организации поставщика электрического тока. Они вам должны выдать технические условия, где все четко расписано. Не стоит игнорировать эти условия, часто потребитель их даже не читает. А зря. Так вот в ТУ расписан порядок установки счетчика электроэнергии в частном доме, где один из пунктов гласит, что потребитель должен установить счетчик на улице, с уточнением: на фасаде дома или на столбе (опоре) ЛЭП. Аргументация такой установки проста – свободный и упрощенный доступ к прибору.
Но давайте обратимся к правилам установки электрооборудования (ПУЭ – это закон для электриков), где четко написано, как правильно устанавливать прибор, когда устанавливается новое устройство, делается перенос, или производится замена электросчетчика в частном доме. Выше уже говорилось, что доступ к нему должен быть свободным. Но в ПУЭ (напоминаем, что это закон) также упоминается, что счетчик должен монтироваться только в сухих помещениях, в которых температура зимой не должна опускаться ниже 0С.
Если установка производится в герметичных шкафах или щитах, то последние надо на зиму утеплять. К тому же утепление должно быть стационарным, к примеру, гореть лампочка или любой другой тепловой прибор, есть варианты с подачей внутрь теплого воздуха. При этом температура внутри шкафа не должна превышать +20С.
А вот теперь представьте, о каком соответствии с ПУЭ (Закон!) может идти речь, имеются в виду технические условия от поставщика электроэнергии. Хорошо, если есть возможность прикрепить счетчик электроэнергии на фасад здания под свес крыши или под любой другой навес. А если такой возможности нет? Тем более, нет смысла говорить о том, если монтаж произведен на опоре линии электропередачи. Ведь понятно, что ни о каком сухом помещении в данном случае речи и не идет.
И еще один момент. Индукционные электросчетчики при низких температурах работают некорректно. Есть большая вероятность, что показания прибора будут с большой погрешностью. И не факт, что эта погрешность будет в пользу потребителя.
Теперь еще раз обратите внимание на правила установки счетчиков электроэнергии. А, точнее, на пункт, касающийся высоты установки. То есть, максимальная высота равна 1,7 м. Что требуют энергоснабжающие организации? Не ниже 3 м, уверяя нас, что делают это только из-за того, чтобы сохранить прибор и всю начинку щита. Но каким образом вы сами будете контролировать показания и саму работу прибора? Все время ставить лестницу и подниматься по столбу – это, наверняка, не очень удобный вариант.
Что делать?
Давайте рассуждать так. Если вы, как хозяин дома, не препятствуете контролерам от энергоснабжающей организации проводить снятие показаний счетчика, то какой смысл устанавливать его на улице. Конечно, возникнут споры и проблемы с подключением. Но тогда требуйте разграничить балансовую принадлежность, то есть, пусть за счетчик электроэнергии отвечает сама организация. Ведь купленный вами прибор и установленный внутри дома будет считаться вашей собственность, за которую вы и будите нести ответственность. Но если устройство установлено на улице, а, тем более, на столбе, то пусть за это отвечают представители энергоснабжающей организации. Обязательно такой пункт надо внести в договор, когда делается перенос, монтаж или замена электросчетчика.
Какой счетчик лучше установить
Что лучше, поставить однофазный или трехфазный счетчик? Вопрос на самом деле серьезный. Но на него можно ответить так. Если вы являетесь хозяином небольшого коттеджа или дачи, то однофазный вариант будет в самый раз. Если ваш загородный дом – это многоэтажное строение с бассейнами, саунами и другими приятными плодами цивилизации, то лучше провести монтаж трехфазного прибора учета и контроля электроэнергии. Здесь самое важное правильно подключить прибор и равномерно распределить нагрузки на каждый контур трехфазной сети.
Счетчики электроэнергии с 1 июля 2020. Новые правила замены и поверки
С 1 июля 2020 года хозяева квартир и частных домов избавлены от необходимости следить за состоянием своих счетчиков. Кончился или нет срок поверки? Правильно ведется учета показаний или счетчик «врет »? Потребителя все это теперь, вроде бы, волновать не должно, со счетчиками теперь разбираются энергокомпании. Выглядит отлично. Но лишь на первый взгляд. Разбираемся в деталях, как именно работают новые правила.
Что изменилось со счетчиками с 1 июля 2020 года?
Главное новшество – если раньше собственникам жилых помещений вменялось в обязанность следить за исправным состоянием счетчиков электроэнергии, через которые осуществлялось электроснабжение жилого дома/квартиры, то теперь такая обязанность на законодательном уровне отменена.
Следить за исправность счетчика (в том числе, чтобы у него не истек срок поверки) теперь должны энергокомпании. В отношении приборов учета электроэнергии в многоквартирном доме эта обязанность возложена на энергосбытовую компании, которая поставляет электроэнергию в многоэтажку. В частных домах за состояние счетчика отвечает электросетевя компания, от линии которой запитан дом.
При этом, уточним, новации коснулись только счетчиков электроэнергии. Со счетчиками воды, газа и тепла все обстоит, как и прежде. За состояние приборов учета отвечают собственники жилых помещений.
Кроме того, важно уточнить, что собственники квартиры и частных домов по-прежнему обязаны передавать показания счетчиков. И обязанность эта будет действовать, пока им не поставят «интеллектуальный » счетчик, который будет передавать показания сам. Такая программа уже запущена, но когда она доберется до каждой квартиры – частного дома, сказать сложно.
Как платить за свет, если счетчик сломался либо у него кончился срок поверки?
Согласно прежнему порядку, если прибор учета выходил из строя, то в первые три месяца плата за свет начислялась по среднему, а затем потребитель переводился на оплату электроэнергии по нормативу с применением повышающего коэффициента 1,5. В большинстве случае это вело к заметному росту платежек за свет. Перевод на норматив и, особенно, использование повышающего коэффициента, в данном случае выступали в качестве некоего «штрафа », с помощью которого потребителя подталкивали к как можно быстрой замене счетчика.
Теперь, поскольку за состояние счетчика отвечает энергокомпания, потребителя не «штрафуют ». Платы по нормативу и повышающих коэффициентов к нему не вводят.
Действующие правила таковы:
— если счетчик сломался (неисправно табло, трещина на корпусе, не отображаются показания и т.п.), то потребитель переводится на оплату исходя из среднего потребления в предыдущие полгода до поломки прибора учета
— если у счетчика истек срок поверки, то потребитель продолжает платить за свет по его показаниям. А затем, если поверка показала, что счетчик неисправен, за период между датой окончания «старой » поверки и проведением «новой » производится перерасчет исходя из предыдущих (за полгода до истечения срока поверки) средних показаний. Если же счетчик по итогам поверки признан исправным, то никаких перерасчетов не производится.
В чем риски потребителя? Они в том, что если у счетчика истек срок поверки, и он действительно сильно «врет », то до тех пор, пока не будет проведена новая поверка, платить все равно придется по этим показаниям. Искажения, как показывает практика, могут быть достаточно сильными. В том числе и в сторону заметного завышения потребления электроэнергии.
В какие сроки должна быть проведена поверка/замена неисправного счетчика?
Восстановить работоспособность счетчика (заменить прибор или провести его поверку) энергкомпании обязаны в течение шести месяцев с даты его выхода из строя (окончания срока межповерочного интервала).
Исключения сделаны для тех жилых помещений, в которые счетчики уже были неисправны (или же их вовсе не было) на момент вступления в силу новых правил.
Так, для счетчиков, у которых срок поверки истек до 1 апреля 2020 года, срок проведения поверки установлен до 31 декабря 2021 года.
Для счетчиков, которые на 1 апреля 2020 года считались вышедшими из строя по причине поломки или истечения срока эксплуатации, срок замены установлен до 31 декабря 2023 года.
Таковы же условия для жилых помещений, не оборудованных электросчетчиками на начало апреля 2020 года. Счетчики в таком случае должны быть установлены до 31 декабря 2023 года.
Стоит при этом отметить, что в нормативных актах, которыми была запущена работа новых правил эксплуатации электросчетчиков, не было столь продолжительных сроков по исполнению энергетиками своих обязательств. Они появились лишь в конце 2020 года, когда стало ясно, что в течение изначально заявлявшихся шести месяцев сети и сбыты не справляются.
Ответственность энергокомпаний за нарушение сроков замены/поверки электросчетчиков
В момент запуска новых правил обращения с электросчетчиками условия выглядели вполне адекватными. Правительство установило, что если проблема с прибором учета не будет решена в течение шести месяцев (счетчик не будет поверен или заменен), то плата за свет для потребителя будет снижена на 20%, а если этого не пройдет и еще через четыре месяца – то на 40%.
Подразумевалось, что таким образом энергокомпании будут достаточно мотивированы к тому, чтобы не затягивать дело, проводить поверку и (или ) замену счетчика в установленные законом сроки.
Однако с 1 января 2021 года эти жесткие для энергокомпаний (и справедливые для потребителя) условия были радикально смягчены. Штрафные проценты – снижены. А сам механизм «наказаний » отложен на несколько лет.
Теперь, если неисправность счетчика не будет устранена в течение шести месяцев, то «скидка » на электроэнергию для потребителя составит:
— 7% начиная с 1 января 2023 года
— 14% начиная с 1 января 2024 года
— 20% процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2025 года.
Норма, предусматривающие повышение штрафа, если счетчик остается в неисправном состоянии еще четыре месяца, осталась. В таком случае штраф увеличивается вдвое.
Но все это, повторимся, отложено на два года. Фактически система «наказаний » для энергетиков начнет действовать лишь с 1 января 2023 года. До этого времени единственным способом обеспечить адекватный учет электроэнергии в доме или квартире будет замена прибора учета за собственный счет.
Новые правила по электросчетчикам с 1 июля 2020 года. Где про все это написано официально?
Описанные выше новации были утверждены федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности ) в Российской Федерации». Вот ссылка на этот документ — https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039472/
В то же время закон лишь задает общие рамки. Да и кроме смены ответственных за функционирование электросчетчиков там много о чем еще идет речь. В том числе, например, и про развитие интеллектуальных систем учета электроэнергии, о чем речь шла выше. Законом были внесены дополнения в десятки нормативных документов.
С позиции бытового потребителя важнейшими являются изменения в «Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это главный документ, который описывает взаимоотношения населения и поставщика коммунальных услуг, в частности, электроснабжения. В нем появилось несколько новых пунктов, касающихся учета электроэнергии.
Там же, а именно в п. 80 2 прописана обязанность энергкомпаний заменить прибор учета в течение шести месяцев. А так же описаны санкции, которые последуют, если это требование выполнено не будет.
Ссылка на нужные пункты актуальной версии правил — https://base.garant.ru/12186043/#block_8010.
Кроме того, в обязанности электросетей по замене и проведении поверок электросчетчиков в частных домах детализированы п. 136 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» относительно индивидуальных жилых домов. Ссылка — https://base.garant.ru/70183216/#block_4164
Вывод: в ближайшие годы электросчетчики придется менять/поверять за свой счет
Какое резюме? Приняв достаточно революционное решение переложить ответственность за состояние электросчетчиков с потребителей на энергокомпании правительство, похоже, не смогло отбиться от требований лоббистов, потребовавших отложить реформу. По сути, она заморожена.
Никаких штрафных санкций за невыполнение требований по установке/замене счетчиков энергокомпаниям в ближайшие два года не грозит. Следовательно, энергосбыты и электросети могут попросту игнорировать заявки потребителей. И как уже выше было сказано, для потребителя единственным надежным способом решить проблему с учетом электроэнергии остается поверить/установить электросчетчик за свои деньги.
Такое положение дел продлится еще пару лет. Если, конечно, сроки вступления в силу норм об ответственности энергокомпаний за состояние счетчиков не будут еще раз перенесены.