толщина бетона для дорожек на даче минимальная
Садовая дорожка из бетона: подготовительные работы, проектирование, расчет расхода строительных материалов, технология укладки
Садовая дорожка из бетона своими руками
Современный ландшафтный дизайн предусматривает размещение на участке не только мест различного назначения – зоны отдыха, хозяйственной зоны, подъездной зоны перед домом, но и прокладку разных декоративных дорожек, которые соединяют их с домом. Для изготовления дорожек используют разные строительные и подручные материалы: натуральный камень-плитняк, различные плитки (тротуарные из бетона и керамические), бетонный раствор, обычные и отделочные кирпичи, гравий, распиленные на диски деревянные пни и так далее. Рассмотрим строительство бетонной садовой дорожки своими руками.
Для строительства нам понадобятся следующие материалы и инструменты:
Подготовительные работы и технология укладки
Шаг первый: проектирование дорожки из бетона
На бумаге в масштабе нужно начертить простой чертеж участка с расположением на нем дома, различных зон, огорода или сада. Затем соединить дом и все зоны прямыми линиями там, где удобно ходить. Прямые линии на чертеже – это центральные оси будущих дорожек. Сами дорожки будут прямыми только между грядок огорода, остальные предпочтительнее сделать с плавными фантазийными изгибами в ту или иную сторону. Кроме того, дорожки можно заливать разной ширины. Центральную делают шириной 1,0-1,5м, вспомогательные 0,8-1,0м, а для дорожек между грядками хватит ширины 0,5м.
Шаг второй: расчет веса строительных материалов
Рассчитаем примерный вес необходимых строительных материалов – песка и цемента. Для этого нам надо знать, какая почва на участке. Если почва тяжелая глинистая, то хватит слоя бетона толщиной в 50-70мм, если почва рыхлая, песчаная или легкая суглинистая, а также если по дорожкам планируется перевозить грузы, то толщину придется сделать 100мм. Если почва болотистая, то перед укладкой бетона надо насыпать дренажный слой из гравия толщиной 50мм.
Пример расчета
Все расчеты будем производить для дорожки шириной 1м, длиной 1м и толщиной 100мм. Толщина подстилающего слоя песка 10-15см. Высчитаем объем песка: для этого ширину умножим на длину и толщину (1м х 1м х 0,10м = 0,10м3). По справочнику вес 1м3 песка соответствует 2400кг. Находим вес высчитанного объема песка: 0,10м3 х 2400кг/м3 = 240кг. Для расчета цемента надо знать пропорции материалов для замеса раствора. Оптимальный вариант: 1 часть цемента, 1 часть воды и 4 части песка. Рассчитаем объем цемента при толщине слоя 10см: 1м х 1м х 0,1м = 0,10м3. По справочнику вес 1м3 бетона, замешанного на песке 2800кг. Рассчитываем вес бетона для 1м дорожки: 0,1м3 х 2800кг/м3 = 280кг. Разделим вес 280кг на 5 (вес воды можно не учитывать) и получаем вес цемента: 280кг : 5= 56кг. Оставшиеся 224кг – это вес песка и воды для замеса бетона. Чтобы рассчитать вес цемента и песка для дорожек толщиной 70мм или 50мм надо полученный вес умножить на коэффициенты 0,7 или 0,5.
Шаг третий: подготовительные работы на участке строительства
По намеченному плану делаем разбивку на местах будущих дорожек, надрезая дерн штыковой лопатой. Еще можно по линиям разметки насыпать тонкий слой песка, извести, шлака или использовать другой сыпучий материал. Затем по линиям разметки аккуратно снимаем дерн (он может еще понадобится) и роем траншеи, глубина которых зависит от типа почвы.
Пример расчета
Для примера возьмем самый затратный тип почвы, со слоем песка 15см и толщиной бетона 10см. Бетонное покрытие дорожки должно на 3-5см выступать над уровнем земли, поэтому глубина траншей будет: 0,15м + 0,1м – 0,05м = 0,2м. Если добавится дренажный слой из гравия, то глубина траншей будет 25-30см. Выбранную почву собираем в кучу. Потом ее можно или вывезти как мусор, а также она может пойти на подсыпку в неровных местах участка. На дно вырытой и выровненной траншеи засыпаем и разравниваем слой песка, толщину которого подбираем в зависимости от типа почвы.
Шаг четвертый: подготовка опалубки
По обоим бокам траншеи ставим опалубку из досок, фанеры, листового железа или кусков шифера (см. фото), которая должна на 5-10см выступать над уровнем земли. Для закрепления опалубки забиваем колышки с внутренней стороны траншеи, при этом другая сторона опалубочного материала должна плотно упираться в стенку траншеи. На дно траншеи укладываем слой строительной сетки. Куски сетки собираем с помощью вязальной проволоки. Через равные отрезки длиной 5-6 метров надо сделать компенсационные швы из кусков доски, которые укладываются боком поперек траншеи и закрепляются колышками с двух сторон. Их высота должна совпадать с высотой будущей дорожки. Компенсационные швы позволяют поверхности из бетона при изменении температуры не трескаться, так как принимают на себя деформационные изменения. Опалубку не обязательно делать по всей длине дорожек. При ограниченном количестве материала для опалубки можно ставить опалубку и заливать бетоном участки дорожек только между компенсационными швами. Швы так же можно располагать через любую длину, не превышающую 6м в любом, даже хаотичном порядке.
Шаг пятый: заливка бетоном
Поверхность дна траншеи, подготовленной под заливку, надо полить водой, чтобы при заливке бетоном почва не просела. В строительных носилках замешиваем порцию бетонного раствора в пропорции, указанной выше. В готовый раствор добавляем гидроизоляционную добавку. При внесении в раствор добавок бетон перестает впитывать влагу через микротрещины и не разрушается под действием влаги и мороза. Добавки сильно повышают прочность бетона, оба эти качества позволяют эксплуатировать дорожки не менее 10 лет. Хорошо размешиваем раствор и совковой лопатой выкладываем в траншею. Распределяем бетон по ширине траншеи и разравниваем сначала лопатой, а затем гладилкой. Чтобы при дожде на поверхности дорожки не скапливалась вода, центральную часть приподнимает на 2-3см по отношению к бокам. Если поверхность дорожки предусматривается не гладкая, а разделанная под камень, то нанести декоративные борозды нужно на следующий день утром, когда бетон достаточно схватился, чтобы держать форму, но в то же время остался достаточно мягким, чтобы можно было выбрать инструментом борозды. Режем их в произвольном порядке, стараясь сделать ширину борозды не ровной, чтобы придать вид уложенного дикого камня. Еще через сутки в прорезанные борозды заливаем окрашенный в красный или белый цвет цементный раствор.
Шаг шестой: заключительные работы
Когда уложенный бетон наберет прочность, вытаскиваем колышки, снимаем доски опалубки, очищаем бетонные края дорожки от постороннего мусора, засыпаем боковины дорожки оставшейся после рытья траншей землей и трамбуем. Места, деформированные колышками, обрабатываем раствором с гидроизоляционной добавкой, предварительно смочив водой поверхность бетона. Теперь дорожка готова и можно по ней ходить.
Кроме монолитной дорожки из бетона, в малопосещаемых местах можно отливать отдельные плиты округлой формы, имитирующие природные валуны. Вообще, бетон очень прочный и при этом пластичный материал, долговечный, износостойкий, он один из самых дешевых строительных материалов. Себестоимость материалов для одного метра бетонной дорожки обойдется примерно в 30-35 рублей. Чтобы улучшить эстетичный вид бетонной поверхности дорожек можно окрасить раствор сухими пигментами и оформить поверхность в виде природного камня.
Практично и красиво: заливаем садовую бетонную дорожку своими руками
Один из способов благоустроить сад, двор частного дома или территорию дачи – изготовить бетонные дорожки своими руками. Такие сооружения популярны в частном секторе благодаря простоте изготовления.
Достоинства бетонных дорожек
Облагородить пешеходные тропинки можно разными способами: засыпать керамзитом или гравием, настелить плитку или залить бетоном.
Дорожка из бетона – оптимальное решение для тех, кто хочет изготовить ровное, прочное, долговечное, эстетичное покрытие для улицы и существенно сэкономить, а также возможность проявить творчество.
Как сделать бетонную дорожку
Изготовить бетонную дорожку своими руками легче и быстрее, чем уложить покрытие из плитки, сделанной своими руками или на производстве.
Видео: Заливка бетонной дорожки своими руками
Изготовление бетонной дорожки своими руками. Пошаговая инструкция
Рассмотрим пошагово, как делать бетонную дорожку.
Шаг 1. Проектирование дорожек
Перед тем как приступить к процессу изготовления дорожки, необходимо выбрать место и провести предварительные расчеты, чтобы сделать все правильно.
Хорошо продумайте, где будут пролегать дорожки, какую форму и конструкцию они будут иметь:
Выбирайте места для дорожек, где уже естественным образом сформировался трафик движения.
На небольшом участке бетонные дорожки могут быть узкими, но, если территория позволяет, желательно запроектировать ширину не меньше 60– 80 см.
Определитесь, будут ли использоваться бордюры. В случае, если вы решили обойтись без них, дорожку надо немного приподнимать над уровнем почвы.
Не стоит прокладывать бетонные дорожки под крупными деревьями; их корни могут со временем повредить покрытие, а капающая с крон вода будет создавать благоприятные для коррозии бетона условия.
Избегайте устройства дорожек над коммуникациями; это может затруднить их ремонт.
Использовать ли бордюры?
Для дорожек из брусчатки бордюры необходимы. В случае с бетонным покрытием на этот вопрос однозначного ответа нет.
красивый ровный край дорожки;
края дорожки не крошатся и не осыпаются;
защита от проседания;
уменьшение объема земельных работ.
Минусы бордюров – удорожание и усложнение работ.
Следующий шаг – разметка.
Шаг 2. Разметка дорожек
Определившись с местоположением, шириной и конфигурацией будущих дорожек, приступайте к разметке.
В целях предотвращения появления луж на дорожке должен быть предусмотрен уклон. Достаточно сделать уклон 2 мм на каждый метр дорожки. Особенно важен уклон поперек дорожки, но и в продольном направлении желательно его предусмотреть. Направляйте сток в сторону естественного снижения рельефа, чтобы вода не застаивалась; не отводите воду в сторону зданий, особенно, если дорожка примыкает к стене дома.
Для определения уровня используют нивелир или уровень, с помощью которого выставляются отметки.
По периметру дорожки вбить колышки через каждые 3–5 м и обязательно в углах.
Натянуть бечевку или леску по отметкам.
Шаг 3. Подготовительные работы
После того, как дорожки размечены, начинается этап подготовительных работ.
На этом этапе устанавливаются бордюры, если они будут использоваться, либо сооружается опалубка.
Как устанавливаются бордюры:
Вдоль краев дорожки лопатой выкапываются канавки.
На дно канавок наливается бетонный раствор.
На бетон устанавливаются бордюры и уплотняются путем постукивания резиновым или деревянным молоком. Верхний край бордюров ориентируется по натянутой леске.
По леске выравниваем внутренний край бордюра.
Устройство опалубки и песчаной «подушки»
Если бордюры не используются, устанавливают опалубку:
Выкапывают траншею по ширине дорожки глубиной 15–20 см, если дорожка пешеходная или 20–40 см для дорожки, по которой будет ездить транспорт, либо для дорожки на слабом грунте.
Уплотняют грунт трамбовкой либо несколько раз проливают водой и дают высохнуть.
Для опалубки применяют доски толщиной 20–30 см (у необрезной доски нужно обрезать один край) либо толстую фанеру (10 мм), нарезанную полосами шириной 15–20 см. Верхний край опалубки выравнивается по натянутой леске. Для укрепления опалубки можно засыпать ее землей с внешней стороны.
Применение фанеры имеет свои преимущества и недостатки. Фанера легко гнется, позволяя придать дорожке плавную форму, но она менее устойчива, чем доска, поэтому колышки придется вбивать чаще.
Через каждые 1,5–2,5 м дорожки необходимо установить поперечные перегородки из дерева, металла или стекла. Таким образом, бетон будет заливаться секциями, а между плитами останутся температурно-деформационные швы, компенсирующие сезонные нагрузки. Если планируется армирование дорожки, перегородки можно делать реже.
Опалубку смазывают моющим средством или отработкой, чтобы впоследствии ее легко было снять.
Поверх уплотненного грунта устраивают основание дорожки – настилают геосетку или геотекстиль и насыпают песок либо песчано-гравийную смесь. Песок выполняет роль «подушки», уменьшающей деформации бетона и несет дренажные функ ц ии, а прослойка из текстиля необходима для предотвращения попадания песка в почву.
Песок или ПГС насыпают чуть больше, чем на половину глубины траншеи. Другой вариант – на слой песка насыпать слой щебня.
Выбирая щебень для дорожки, не забывайте, что вам нужно получить ровное покрытие. Крупный щебень усложняет эту задачу, поэтому выбирайте материал с фракцией 5–20 мм.
Армирование
Для укрепления дорожек, особенно тех, которые будут подвергаться большим нагрузкам, предотвращения трещин, необходимо армировать их металлической сеткой толщиной 3–5 мм и размером ячеек 50-100 м м. В местах температурных швов сетку разделяют.
Сетка укладывается так, чтобы сверху ее закрывал возможно больший слой бетона, минимум, толщиной 3 см. Это необходимо для защиты ее от коррозии.
Видео: Дорожка 2 года спустя
В частном строительстве для небольших садовых дорожек арматура применяется не всегда. Ее можно заменить добавлением в бетонный раствор фиброволокна. В случае, когда армирование производится, добавление фиброволокна обеспечивает дорожке дополнительную прочность.
Шаг 4. Приготовление бетонной смеси
Как залить бетонную дорожку своими руками?
Для заливки дорожек используют смеси на основе цемента марки 32,5-42,5 (по старой маркировке М400-М500).
Составы смеси могут быть разными, но обычно рекомендуют пропорцию: на одну часть цемента 2–3 части песка и 2–4 части щебня. Вода берется в таком количестве, чтобы получить густую смесь (примерно 1 часть).
Как приготовить бетонную смесь
Бетонный раствор замешивается бетономешалкой или строительным миксером в подходящей емкости. Обычно в бетономешалку засыпаются крупные заполнители, затем цемент и лишь после них заливается вода, но некоторые домашние мастера предпочитают сначала налить воду, затем насыпать заполнители и лишь в конце – цемент, поскольку в небольших бетономешалках таким способом получается более однородный раствор.
Заливая дорожки, приготавливают очень густой раствор, при этом в домашнем бетонировании из-за отсутствия профессиональных инструментов обработка бетона вибрацией обычно недоступна. Бетон нужной консистенции может лечь неплотно, с пустотами, что будет способствовать низкой эксплуатационной прочности покрытия. Поэтому в условиях самостоятельного бетонирования без применения специальной техники критически важный шаг – добавление в бетонную смесь пластификатора. Он снижает количество воды в смеси, одновременно повышая подвижность и удобоукладываемость раствора и прочность готового бетона. Некоторые пластификаторы обладают комплексным действием, обеспечивая гидрофобизирующие, водоредуцирующие и прочие свойства бетона. Жидкий пластификатор можно добавить в воду затворения либо непосредственно в бетон при замесе.
Видео: Садовая дорожка своими руками
Шаг 5. Укладка бетона
Бетонную смесь нужно уложить в опалубку слоем 4–6 см для пешеходных дорожек и 6–10 см для дорожек, которые будут использоваться для подъезда и парковки транспорта.
На разровненную ПГС укладывается полиэтиленовая пленка, вспененный полиэтилен или геотекстиль, а сверху заливается бетон.
В случае невозможности выполнить заливку раствора в один день прерывайте работу на температурном шве.
Бетон разравнивают доской или гладилкой. Хорошо выравнивает верхний слой имитация вибрации, выполняемая с помощью планки.
При этом на поверхности выделяется цементное молочко.
Шаг 6. Уход за бетоном
Залитый в форму бетонный раствор не просто высыхает: он застывает. Чтобы смесь из цемента, ПГС и воды стала прочным искусственным камнем, необходимо, чтобы в ней прошли реакции гидратации, в ходе которых образуются новые химические соединения. Для успешного протекания этих реакций требуются определенные условия: температура воздуха 18–20° С и высокая влажность.
При высыхании бетона реакции гидратации прекращаются, что негативно отражается на прочности готового изделии.
Поэтому через 3–4 часа, когда вынуты все маяки, бетон укрывают пленкой. В жаркую сухую погоду желательно в первые сутки несколько раз пролить бетон водой.
Через 5–7 дней можно снимать опалубку и давать небольшую нагрузку, но окончательной прочности бетон достигнет не ранее, чем через 4 недели.
Оптимальное время для заливки бетонной дорожки – поздняя весна либо ранняя осень, когда температура воздуха выше нуля, но не слишком жарко. При необходимости изготовить дорожку в условиях низких температур (5° С и ниже), используйте противоморозные добавки для бетона.
Декоративный бетон
Простая бетонная дорожка – практичное и красивое сооружение, но иногда, в соответствии с замыслом автора, требуется что-то более нарядное, например, введение цвета или имитация дорожки из брусчатки.
В этих случаях воспользуйтесь одним из многочисленных декорирующих приемов, которые можно применять самостоятельно. Комбинируя их, можно получать интересные декоративные эффекты.
На строительных рынках можно приобрести специальные пигменты любого цвета для бетона.
Обычный цемент имеет серый оттенок, который сохраняется и при подкрашивании, придавая любому цвету серый оттенок. Чтобы получить яркие цвета, применяйте специальный супербелый цемент.
Чтобы сэкономить пигмент и дорогой белый цемент, можно подготовить 2 вида раствора и залить двумя слоями: сначала обычный, а сверху цветной. Промежуток между заливками – не более 20 минут.
Подкрасить бетон можно не только в массе, но и на поверхности. Для этого можно использовать цветной закрепитель бетона. Его рассыпают по поверхности свежеуложенного бетона и разглаживают.
Затем, чтобы получить ровный тон без проплешин, рассыпают еще немного закрепителя и снова разглаживают. Верхний слой бетона таким образом окрашивается в выбранный цвет, но имеет сероватый оттенок и выглядит очень натурально.
Инкрустация
Хороший способ украсить бетонную дорожку – инкрустировать ее кусочками цветной плитки или галькой, вдавленными в поверхность свежеуложенного бетона. Можно выкладывать декоративные элементы произвольно или, в соответствии с задумкой, в виде орнамента.
Рельеф
Свежеуложенному бетону можно придать рельеф, имитирующий брусчатку, камень, дерево или другую фактуру методом штамповки. Формы для штамповки бывают мягкими и жесткими. Штампы прикладывают к бетону и прижимают, а затем снимают и присыпают рисунок песком; получается рельефный узор.
Нанести рисунок на свежий бетон можно даже пальцем или шпателем.
После этого «швы» посыпают песком и дают бетону схватиться. Результат – рельефная поверхность.
Поверх рельефа можно нанести пропитку, которая может придать поверхности, к примеру, глянец, вид мокрого камня и другие декоративные эффекты.
Бетонные дорожки можно сделать своими руками, и они могут быть не только утилитарным, но и декоративным сооружением. Применяя приемы декорирования бетона можно создать садовую дорожку, по эстетическим качествам не уступающую сооружениям из брусчатки, сэкономив время и деньги. В условиях отсутствия специальной техники для обработки бетона большое значение приобретает использование специальных добавок для бетона, прежде всего, пластификаторов и фиброволокна, а при необходимости – противоморозных добавок и пропиток для бетона.
Как своими руками сделать дорожки из бетона на даче
Садовые и дачные тропинки нуждаются в благоустройстве. Сделать это можно по-разному: засыпка гравием или керамзитом, укладка плитки. Есть еще один вариант: заливка бетонной смесью. Получается долговечное, прочное, ровное уличное покрытие. Если есть желание, его можно украсить и получить качественную имитацию мокрого камня, брусчатки, плитки. Разберемся во всех тонкостях изготовления садовых дорожек из бетона своими руками.
Как залить бетоном тропинку
Виды тропинок из бетона
Бетон можно считать разновидностью искусственного камня, его можно купить или изготовить самостоятельно. Покупают обычно бетонную уличную плитку. Она выпускается в самых разных расцветках и формах: имитация камня, брусчатки, всевозможные геометрические и абстрактные фигуры. Владельцу остается только уложить ее на место. Но есть и другие разновидности бетонных дорожек. Коротко охарактеризуем каждую.
Монолитная лента
Заливается цельными полосами, что дает сооружению высокую прочность. При правильном обустройстве способна выдержать вес не только людей, но и транспорта. Лента может быть любой формы, ее, если есть желание, изготавливают самостоятельно. Бетон долговечен и прост в уходе, его можно декорировать по своему вкусу. К недостаткам монолита относят сложность в обустройстве и проектировании. Если допущены ошибки, бетонная смесь в короткое время покроется трещинами и раскрошится.
Отливка дорожек с помощью форм
Раствор заливается в уложенные на подготовленную основу формы-опалубки, в которых и отвердевает. Получается отделка, имитирующая камень, кирпичную кладку. Формы самых разных размеров и вида можно купить в строительных магазинах.
Иногда, если нужна несложная конфигурация, их делают самостоятельно. Изготовить садовые дорожки из бетона с помощью формы проще, чем монолит. Ведь работать приходится с небольшими фрагментами. Если форм-опалубок несколько, процесс заливки движется очень быстро.
Штампованный бетон
Разновидность монолита. После заливки на мокрый раствор специальным штампом наносится рисунок. Это может быть имитация брусчатки, дикого камня, дерева, плитки. Штамп с усилием утапливается во влажный материал, после чего поверхность посыпается песком. После отвердения на бетонной основе остаются отпечатки, из которых складывается рисунок. Поверхность может быть окрашена и дополнительно покрыта защитными составами. Примеры можно увидеть на фото.
Инструкция по обустройству монолитной дорожки-ленты
Вариантов обустройства садовой тропинки из бетона много. Один из самых востребованных — лента-монолит. Мы подготовили подробную инструкцию, как залить монолитную дорожку из бетона на даче своими руками.
1. Проектирование сооружения
Начинают с выбора места, где будет проложена тропка, и ее направления. Выбирать нужно участки, по которым чаще всего ходят. На новой территории траектории движения пока нет, ее придется прокладывать, ориентируясь на свои предположения. Например, понадобится тропа к хозяйственным постройкам, цветнику, бассейну и т.п.
Надо обойти объекты, около которых нежелательно укладывать бетонное покрытие. Это, к примеру, деревья, особенно крупные. Со временем их корневая система способна разрушить сооружение, а стекающая с кроны вода будет провоцировать порчу бетона. Нежелательно укладывать покрытие поверх инженерных коммуникаций. Это затруднит их ремонт и может повредить магистралям.
Определив направление дорожек, выбирают их ширину. Комфортной считается ширина 0,6-0,8 м, но, если участок небольшой, можно сделать тропинки уже.
Последним надо решить, нужны ли бордюры. Они защищают сооружение от осыпаний, помогают вывести четкий край и уменьшают объем земельных работ при монтаже. Правда, при этом усложнят работы и делают их дороже. Поэтому их используют не всегда.
2. Разметка тропинки
По всей длине будущей тропы вбивают колышки. Расстояние между ними должно быть 300-500 см. Обязательно ставят колышки в углах, на поворотах. С помощью строительного уровня намечают уклон сооружения. Его нужно делать обязательно, чтобы на поверхности не образовывались лужи. Уклон от центра тропы к краям выполняют по ходу заливки. А вот продольный наклон дорожки закладывается в процессе разметки.
Оптимальная величина уклона — 2 мм на каждый метр длины. Сток нужно направлять по естественному снижению рельефа. Если такого нет, надо продумать, куда будет поступать отводящаяся с дороги вода. Нельзя, чтобы она направлялась, например, под стены здания. На колышки наносят отметки, показывающие будущий уровень поверхности. Затем по ним натягивают шнуры, которые станут ориентирами при строительстве.
3. Подготовка основания
Технология подготовительных работ зависит от того, будет устанавливаться бордюр или нет. Разберем оба варианта.
С монтажом бордюра
Начинают с подготовки канавок для установки бордюрных камней. Для этого вдоль тропки выкапывают ямы шириной чуть больше ширины бордюра. Глубина должна быть такой, чтобы две трети высоты камня находилось на поверхности. Когда все будет готово, приступают к установке. На дно канавки выливают порцию цементно-песчаной смеси. На нее ставят бордюрный камень. Его внутренний край выставляют точно по натянутому шнуру. Правильно выставленный бордюр простукивают резиновой киянкой или деревянным молотком, чтобы уплотнить соединение. Остальные камни укладывают аналогично.
С установкой опалубки
Опалубку ставят, если бордюров не будет. Она «удерживает» жидкую бетонную массу до отвердения. Потом конструкцию снимают. Для ее изготовления берут доски или фанеру. Потребуется доска толщиной 2-3 см. Можно брать необрезную, но один край все равно придется подрезать. Это нужно, чтобы край дорожки был ровным. Фанера гладкая, но менее прочная. Она хорошо гнется, поэтому ее выбирают, если тропка будет изогнутой. Работы по изготовлению опалубки проводятся в такой последовательности.
После установки опалубки или бордюров основание накрывают геотекстилем или геосеткой. Поверх него обустраивают песчаную подушку. Ее высота — немного больше половины глубины траншеи. Можно поступить иначе. На дно засыпать песок, а сверху слой щебня. Но при этом надо понимать, что щебенка должна быть некрупной, фракция — не больше 20 мм.
Следующий этап — армирование. Оно проводится не всегда, только если будущая дорожка будет подвергаться значительным нагрузкам или грунт под ней слабый и пучинистый. Для армирования берут сетку из прутка толщиной 0,3-0,5 см с размерами ячеек от 5 до 10 см. Укладывают арматуру, разделяя ее на участках компенсационных швов. Глубина закладки должна быть такой, чтобы поверх прутков находилось минимум 3 см бетонной смеси. Иначе металл начнет ржаветь.