Отступ от границы участка при строительстве жилого дома: норма СНиП и закон для ИЖС, СНТ
Отступ от границы участка при строительстве дома регламентируется законодательными нормами на земельных участках ИЖС и СНТ. Минимально он равен 3 метрам, но есть нюансы. Соблюдение закона и норм обязательно для любого застройщика, планируется ли возведение здания в сельской местности или на территории города. Неукоснительное следование нормативам гарантирует беспроблемное проживание застройщика и его семейства, отсутствие претензий со стороны надзорных организаций и соседей.
Какие нормативы регулируют вопрос
Первоочередной учет основополагающих правил не означает, что нет других официальных указаний и ограничений. Реалии современного существования предусматривают необходимость выполнения пунктов, указанных в других документах, учитывающих риски от источников комфорта, освещения или тепла.
Пожарные требования, предписывающие соблюдение безопасной удаленности, устраняют возможность возгорания от потенциальных источников угрозы. Наличие необходимого отступа от линий электропередачи, надземных и подземных, и газопровода не только позволяет избежать их повреждений, когда производится рытье траншеи при строительстве.
Это еще и забота о жизни и здоровье людей, которые будут проживать или работать в возведенном здании. При строительстве жилого дома застройщику нужно учитывать следующие нормативные документы:
Избежать расхожих ошибок в строительстве на территории городских и сельских поселений помогают надзорные органы.
Именно они определяют, какими должны быть необходимые расстояния на основании существующих законов, проверяя планы застройщиков, внося коррективы, если в проектировании допущены ошибки. Они же утверждают нормативы, каким образом необходимо размещать различные типы строений.
Строительные нормы и правила
СНиП – это общее название для всех регламентирующих документов, разработанных на многолетнем типовом строительстве и государственной стандартизации. Это законодательное нормирование, по которому следует определять необходимое удаление друг от друга строений бытового назначения и жилого помещения, расстояние до зданий от границ участка, вариативные размеры отступов при застройке надела СНТ, при размещении от улицы, земельного надела соседа или государственных сооружений.
Основными строительными правилами (СП), с помощью которых осуществляется застройка территорий, считаются:
Застройщику придется обращаться и к различным нормативам, ранее актуальным на участке ИЖС. Ведь для нормальной жизни потребуются удобства, а они находятся в ведении сводов – по газификации, бытовым сооружениям. Чтобы правильно возвести стены здания, теперь нужно изучать другую документацию, обязательную для строительства на участке ИЖС.
Отступы в зависимости от типа и этажности строения
Расположение жилого дома и его дистанцирование от соседнего участка, хозпостроек или зданий регламентируется СНиП 2.07.01-89. В Москве есть отдельные нормы проектирования, МГСН 1.01-99, применяемые и в Московской области. Правительство Санкт-Петербурга тоже принимало отдельные постановления в целях сохранения исторических особенностей и принятых тенденций застройки неповторимого города.
Первоочередными требованиями к взаиморасположению жилого дома и строения такого же типа, детских и медицинских учреждений, общественных зданий и предприятий является соблюдение удаленности, необходимой для следующего:
Для точного определения удаленности необходимо изучение генерального плана.
Цифра зависит от категории улицы, наличия инженерных коммуникаций (от газовой трубы, ЛЭП, наземного отопления, условий эксплуатации объекта и его безопасности). Отступ от красной линии может составлять от 3 до 10 метров, и это будет соответствовать закону.
Минимальные отступы от границ земельного участка
Отступ от межи при строительстве дома зависит от материала его возведения. Минимальный отступ от границ земельного участка на территории ИЖС и СНТ равен, по нормам СНиП, 3 метрам. Однако для зданий из негорючих стройматериалов на соседних участках, возведенных с соответствующими перекрытиями, необходимо соблюдать противопожарные нормы – обязательные 6 метров между ними.
Минимальный отступ между домами из таких же материалов, но с деревянными перекрытиями должен составлять не менее 8 метров. Дома и постройки из пожароопасных строительных ресурсов располагаются на удалении 12 м.
Между забором соседнего участка и жилым строением для использования противопожарных разрывов минимальное расстояние между строениями на земельных участках должно обязательно соблюдаться.
Отступы от соседних строений при строительстве
Сооружения и строения в Российской Федерации возводятся в соответствии с требованиями действующего законодательства, строительными нормами и правилами (СНиП), санитарными нормами (СанПиН), направленными на обеспечение эпидемиологической безопасности.
Величина разрешенного дистанцирования может зависеть от разных обстоятельств. Если участок соседа на момент, когда создается проект дома, не застроен, можно построить только с учетом требуемой дистанции от края собственной земли.
В остальных случаях придется при рытье котлована для дома и планировании хозпостроек учитывать необходимую дистанцию по отношению к дому на соседском участке, соблюдать удаленность между своей и чужой хозяйственной частью. Наказание за несоблюдение правил предусматривает статья КоАП.
Нормы строительства дома на участке ИЖС: отступы 2021 года
Нормативы строительства домов на землях ИЖС, описанные выше, в 2021 году не изменились и по-прежнему требуют неукоснительного соблюдения. Это тем более необходимо, если учитывать, что все капитальные постройки на земельной собственности подлежат обязательной регистрации.
Это касается и домов на участке ИЖС.
Несоблюдение требуемых расстояний по отношению к дому для постоянного проживания своего соседа не даст узаконить строения.
Расстояния от фундамента до прочих объектов
Нормы отступов при строительстве частных домов изложены в СНиП 2.07.01-89. Наличие необходимых отступов обеспечивает простоту регистрации сооружений и строений, дислоцированных на плане земельного участка и на его территории в реальности. Фундамент дома располагается на определенном расстоянии от коммуникаций. Если у здания имеется пристроенная часть, расстояние отсчитывается от пристроя, а не от домового основания.
Отступы могут варьироваться при строительстве многоквартирного дома, ИЖС в сельской местности или неотапливаемого дачного домика на территории садоводческих объединений со стандартными небольшими земельными владениями. Регистрация плана строительства, перед тем как оно начинается, в соответствующих надзорных органах позволяет обойтись без досадных промахов и ошибок.
При покупке загородной недвижимости люди часто сталкиваются в описаниях с аббревиатурами. Разберемся, какие понятия в них зашифрованы и почему это важно знать, чтобы выбрать дачу.
Терминология:
Вид разрешенного использования (ВРИ) участка определяет, подходит ли он для сельского хозяйства, садоводства, разведения животных или строительства.
ВРИ указан в свидетельстве о праве собственности или выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРН, бывший ЕГРП).
Индивидуальное жилищное строительство — это вид разрешенного использования земли. На таком участке можно построить дом для постоянного проживания, получить прописку, разбить сад и огород [1]. Участок может быть частью садового товарищества или располагаться на территории населенного пункта.
Плюсы ИЖС:
Минусы ИЖС:
Ипотека под ИЖС
У крупных банков и региональных кредитных организаций есть специальные ипотечные программы под строительство домов на участках ИЖС. Развитие этого направления предусмотрено государственной программой поддержки ИЖС, поэтому получить такой кредит проще, чем под другое строительство. Средний срок ипотечного кредита — 17 лет.
Чтобы получить ипотеку, нужно предоставить:
Как построить дом на участке ИЖС
Такое жилье должно отвечать нормам закона:
Для домов площадью до 500 кв. м. действует уведомительный порядок разрешения на строительство.
Чтобы начать стройку, нужно представить в муниципалитет:
В течение семи рабочих дней власти согласовывают уведомление либо отказывают, если постройка не отвечает нормам законодательства. По истечении недели уведомление считается согласованным и действует десять лет.
Не позже 30 дней после окончания работ нужно подать:
В ответ заявитель получает уведомление о соответствии возведенного жилья требованиям закона.
Если площадь дома более 500 кв. м, потребуются разработка проектной документации, строительная экспертиза и разрешение на ввод дома в эксплуатацию.
Налоги и льготы
Ставки по земельному налогу устанавливают местные власти в размере не выше 0,3% [2]. При покупке участка можно оформить налоговый вычет на сумму до 290 тыс. руб. или использовать для приобретения материнский капитал.
А еще участок под ИЖС можно получить бесплатно. Например, такие льготы предусмотрены для многодетных семей, инвалидов, ветеранов войн или ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Списки льготников есть в Земельном кодексе РФ и законах субъектов Федерации. Региональные льготы стоит уточнить в местной администрации [3].
Как перевести СНТ в ИЖС
Под таким переводом подразумевается изменение вида использования для садового или огородного участка.
Для этого необходимо:
Проверьте право собственности
Для этого можно заказать выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРН). Для изменения ВРИ потребуется согласие всех владельцев участка.
Уточните категорию земли
У садовых и огородных участков их две [4]:
В первом случае участок можно перевести в ИЖС. Во втором случае для этого требуется изменение категории земель.
Проверить вид разрешенного использования и категорию участка можно по публичной кадастровой карте Росреестра либо по выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Выписка также потребуется для перевода участка в ИЖС, поэтому как ее получить — рассказываем ниже.
Проверьте участок по кадастру
Участок должен состоять на кадастровом учете и иметь границы [5], [6].
Уточните предельную норму для участка
Нормы разрешенной площади участков определены:
Проверить участок можно по ПЗЗ на сайте администрации либо с помощью сервиса ФГИС ТП. Землю, которая не соответствует нормам, не вносят в ЕГРН и там нельзя построить дом.
Как зарегистрировать перевод участка в ИЖС
Порядок действий зависит от того, указан ИЖС как основной или условный вид использования земли. В первом случае достаточно собрать комплект документов и подать заявление о переводе в МФЦ «Мои документы» или территориальное отделение Росреестра.
Комплект документов для регистрации перевода участка в ИЖС
Список документов
Где получить
Что важно учесть
Выписка из ИСОГД. Нужна, чтобы подтвердить основной или условный вид использования
МФЦ «Мои документы»; отдел архитектуры местной администрации; администрация поселка; комитет или департамент градостроительства
Запросить выписку может любой собственник участка. Комплект документов для получения выписки: паспорт; выписка из ЕГРН с координатами участка; квитанция об оплате госпошлины
Свидетельство о праве собственности на землю или выписка из ЕГРН
МФЦ «Мои документы»; территориальное отделение Росреестра
Подать документы в бумажном виде
Доверенность от других собственников, если документы подает один человек
Подготовить и удостоверить у нотариуса
Можно представить оригинал и бумажную копию либо заверенную нотариусом копию доверенности
Заявление о внесении изменений
МФЦ «Мои документы»; территориальное отделение Росреестра
Оформляет сотрудник МФЦ «Мои документы» или отделения Росреестра
Копия российского паспорта
Достаточно простой бумажной копии без нотариального удостоверения
Если действует один представитель — потребуется только его паспорт
Квитанция об уплате госпошлины*
Можно оплатить на месте
Нужна банковская квитанция или чек из терминала
По закону срок для внесения изменений — семь дней, но в конкретных случаях может потребоваться больше времени [7], [8].
Если ИЖС указан как условный вид использования — потребуется разрешение от администрации муниципального образования.
Согласование проходит четыре стадии:
На каждом этапе возможен отказ, который можно оспорить в суде. Если собственник получил разрешение, дальше порядок действий совпадает с первым вариантом.
ИЖС 2020 — вопросы эксперту
Федорова Елена, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков:
— Можно ли изменить категорию земель?
— Да, такая процедура предусмотрена действующим законодательством. В компетентный орган исполнительной власти или местного самоуправления подается ходатайство, среди прочего указывается обоснование необходимости перевода и прикладываются документы. По результатам рассмотрения принимается акт о переводе либо об отказе. На указанные решения подается жалоба в суд.
Такой перевод, особенно в части земель сельхозназначения, требует детальной, индивидуальной проработки.
— Как быть, если местная администрация отказывается заниматься коммуникациями и инфраструктурой для участков ИЖС?
— Использование земли для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к инженерно-техническим сетям.
Вопрос заслуживает пристального внимания при выборе объекта, решение такой проблемы потребует финансовых вложений, приведет к судебным тяжбам.
К полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение жителей инженерной инфраструктурой. Власть порой не решает проблему. Жалоба на бездействие или на официальный отказ направляется в прокуратуру и суд. Для подачи иска требуются доказательства, прокурорская проверка потенциально этому способствует.
— Что нужно знать об ИЖС-2020, на какие изменения в законодательстве стоит обратить внимание владельцам ИЖС и потенциальным собственникам таких участков?
— Возможность постоянной регистрации, о нюансах шла речь в издании. Продление упрощенного порядка оформления прав на жилой и на садовый дом.
Действует и возможность для членов некоммерческих организаций в сфере садоводства и огородничества или дачного хозяйства бесплатно приобрести в собственность участок целевого назначения.
Строительные нормативы для частных домов на землях ижс
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 5 марта 2021 г. N 14-1578-ГЕ/21
1. О проверке параметров созданных (образованных) объектов капитального строительства.
Федеральным законом от 13.07.2020 N 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 40 Закона N 218-ФЗ дополнена положениями (части 13-15 статьи 40 Закона N 218-ФЗ) о пределах правовой экспертизы при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, помещения или машино-места в них на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, согласно которым представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане:
1) разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию) и (или) проектной документации объекта капитального строительства (пункт 1 части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ);
2) акту приемочной комиссии, подтверждающему завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме (в случае, если осуществляются государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на помещения, образованные (измененные) в результате перепланировки) (пункт 2 части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ).
При этом сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, исключительно в отношении:
площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ),
количества жилых и (или) нежилых помещений (при наличии) и машино-мест (при наличии).
Несоблюдение требований, указанных в части 13 статьи 40 Закона N 218-ФЗ, является основанием для приостановления осуществления учетно-регистрационных действий в соответствии с пунктами 61-63 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
Таким образом, не является предметом правовой экспертизы, осуществляемой в рамках рассмотрения названных документов, на предмет наличия/отсутствия оснований для приостановления, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, проверка на соответствие в техническом плане сведений об иных параметрах, указанных в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и (или) проектной документации объекта капитального строительства, акте приемочной комиссии, подтверждающем завершение перепланировки помещений в многоквартирном доме, уведомлении о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в том числе при наличии в указанных документах ошибочных сведений (например: неверное указание кадастрового номера земельного участка, на котором возведен объект недвижимости).
При этом ограничение пределов правовой экспертизы в рамках основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, не исключает необходимости проведения правовой экспертизы на предмет наличия иных оснований для приостановления учетно-регистрационных действий, предусмотренных данной статьей Закона N 218-ФЗ (например, пункта 5 части 1 статьи 26), а также в рамках пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ в части соблюдения формы технического плана, Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Законом N 404-ФЗ внесены изменения в часть 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, не только продлевающие период применения данного положения Закона N 218-ФЗ до 01.03.2026, но и распространяющие их применение на жилые дома, возведенные (возводимые) на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения в границах населенного пункта личного подсобного хозяйства, если указанные здания соответствуют параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК.
Пункт 39 статьи 1 ГрК определяет следующие параметры объекта индивидуального жилищного строительства:
количество надземных этажей не более чем три;
высота не более двадцати метров;
состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании;
не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Кроме того, свод правил «СП 55.13330.2016 Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001», определяющий требования к проектированию и строительству жилых домов и автономных блоков, не включен в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985 перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ, в связи с чем его положения применяются на добровольной основе. Наличие выделенных для обеспечения коммуникационных, санитарных, технических и хозяйственно-бытовых нужд в самостоятельные помещения кухонь, санитарных комнат, кладовых, постирочных, помещений для размещения теплогенераторного оборудования или иных подобных помещений, либо нескольких комнат, предназначенных непосредственно для проживания не является обязательным требованием для того, чтобы дом был признан жилым домом, и отсутствие таких помещений, на наш взгляд, не может являться основанием для приостановления осуществления учетно-регистрационных действий, в том числе с учетом того, что данные обстоятельства не подлежат проверке при проведении государственным регистратором прав правовой экспертизы.
3. О проверке документов об объекте недвижимости, в отношении которого Законом N 218-ФЗ предусмотрен «упрощенный» порядок государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, предусмотренном частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет:
наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1-10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок;
соответствия предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом.
В этой связи обращаем внимание на следующее.
3.1. О проверке на наличие или отсутствие предусмотренного пунктом 22 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ основания для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в части соответствия градостроительному регламенту, установленному правилами землепользования и застройки для определенной территориальной зоны.
Пункт 22 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусматривает приостановление учетно-регистрационных действий, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 51.1, пункту 1 части 19 статьи 55 ГрК уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления проводят проверку:
соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК, другими федеральными законами;
соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК, другими федеральными законами.
Пунктами 2-4 части 1 статьи 38 ГрК предусматривается установление в градостроительном регламенте предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в частности:
минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
При этом указанные в пунктах 2-4 части 1 статьи 38 ГрК параметры градостроительным регламентом могут не устанавливаться (часть 11.1 статьи 38 ГрК).
Таким образом, минимальные отступы от границ земельных участков являются одним из видов предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не параметрами непосредственно объекта капитального строительства, устанавливаемыми федеральным законом, в частности, пунктом 39 статьи 1 ГрК. Полномочия же по проверке соблюдения застройщиками предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки, законодателем отнесены к компетенции уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Кроме того, согласно части 8 статьи 36 ГрК объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 384-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ. Обязательными для применения являются национальные стандарты и своды правил, включенные в такой перечень, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (часть 4 статьи 6 Закона N 384-ФЗ).
Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985, при этом в данный перечень не включены строительные нормы и правила «СНиП 30-02-97*. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», свод правил «СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*». Согласно же приказу Росстандарта от 02.04.2020 N 687 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» указанные строительные нормы и правила или свод правил применяются исключительно на добровольной основе. (Ранее в соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 384-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 был утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивалось соблюдение требований Закона N 384-ФЗ; в данный перечень названные выше строительные нормы и правила также не были включены.)
Вместе с тем основным предметом проверки в соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, исходя из его содержания, является соответствие объекта капитального строительства виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), а указание на несоответствие градостроительному регламенту в пункте 22 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ также обусловлено видом разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, когда он был изменен в результате выбора без согласований и разрешений правообладателем указанных объектов недвижимости. Иными словами, в данном случае речь идет о таких характеристиках объекта капитального строительства, как его назначение и (или) вид разрешенного использования созданного (создаваемого) объекта недвижимости.
3.2. О проверке на соответствие сведениям, содержащимся в ЕГРН, возведенного объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома в границах зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 51.1, пункту 1 части 19 статьи 55 ГрК уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления также проводят проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Проверка допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома в части соответствия виду разрешенного использования земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, осуществляется в рамках проверки наличия или отсутствия основания для приостановления, предусмотренного пунктом 22 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ при проведении правовой экспертизы органом регистрации прав осуществляется проверка представленных документов на предмет соответствия содержания представленных заявителем документов иным сведениям, содержащимся в ЕГРН, включая сведения о зонах с особыми условиями использования территории.
Наличие в ЕГРН сведений о зоне с особыми условиями использования территории и об ограничениях использования земельных участков в границах данной зоны, указывающих на невозможность возведения на земельном участке садового или жилого дома либо указывающих на несоответствие возведенных объектов таким ограничениям, с учетом положений пункта 4 части 19 статьи 55 ГрК, на наш взгляд, является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
При приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на садовый или жилой дом в случаях, когда такое приостановление обусловлено несоответствием данных объектов ограничениям, установленным в зонах с особыми условиями использования территории, в уведомлениях о приостановлении следует указывать сведения о зонах с особыми условиями использования территории, включая установленные ограничения, влекущие невозможность создания садовых или жилых домов, с характеристиками, приведенными в техническом плане, а также рекомендации для заявителя по обращению в органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решения об установлении или изменении таких зон.
В случае, если на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещены карты (схемы), на которых отображены границы полос воздушных подходов на аэродромах экспериментальной авиации, аэродромах государственной авиации, аэродромах гражданской авиации, границы санитарно-защитных зон аэродромов (внесение сведений о таких границах в ЕГРН не требуется), заявленный для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объект капитального строительства предположительно расположен в указанных границах, и такое согласование строительства объекта капитального строительства заявителем не представлено по собственной инициативе, органу регистрации прав следует направить запрос в уполномоченный орган на предмет проверки выдачи такого согласования, и, соответственно, решение об осуществлении заявленных учетно-регистрационных действий принимается в зависимости от полученного ответа на запрос.
Также следует учитывать, что в соответствии с частью 8 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до 01.01.2025 зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 01.01.2022 одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
Таким образом, если при отсутствии в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территории в распоряжении органа регистрации прав (государственного регистратора прав) имеется информация о зонах с особыми условиями использования территории, которые считаются установленными в соответствии с вышеуказанными положениями Закона N 342-ФЗ, такая информация также должна использоваться при проведении правовой экспертизы. (В этой связи также напоминаем, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 218 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278, при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав вправе, а при выявлении причин, препятствующих государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона N 218-ФЗ), в частности самостоятельно получает информацию справочного характера в информационных базах данных, при наличии технических возможностей самостоятельно получает необходимую информацию в электронном виде в информационных базах данных в органах государственной власти и органах местного самоуправления, органах по учету государственного и муниципального имущества, других организациях, в том числе в форме электронных документов.)
3.3. О проверке наличия оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на построенный (реконструированный) объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом.
Согласно частям 5, 6, 11 статьи 16 Закона N 340-ФЗ правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения в границах населенного пункта личного подсобного хозяйства, на которых до дня вступления в силу Закона N 340-ФЗ начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01.03.2026 направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное частью 1 статьи 51.1 ГрК уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16-21 статьи 55 ГрК. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
В соответствии с частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ до 01.03.2026 допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, без представления соответствующих уведомлений.
В этой связи застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять права на жилой или садовый дом, строительство которого начато или осуществлено (закончено) до или после 04.08.2018, до или после 19.12.2020: в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ или в уведомительном порядке в соответствии со статьями 51.1 и частями 16-21 статьи 55 ГрК или статьей 16 Закона N 340-ФЗ.
При установлении соответствия возведенного объекта недвижимости указанным выше требованиям на момент осуществления учетно-регистрационных действий, на наш взгляд, основания для приостановления (по причине наличия в органе регистрации прав сведений о несоответствии построенного (реконструированного) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности) отсутствуют.
Как отмечено выше, застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять права на жилой или садовый дом, строительство которого начато или осуществлено (закончено) до или после 04.08.2018, до или после 19.12.2020: в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ или в уведомительном порядке в соответствии со статьями 51.1 и частями 16-21 статьи 55 ГрК или статьей 16 Закона N 340-ФЗ.
В случае, если оформление прав на жилой или садовый дом осуществляется в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, представление в орган регистрации прав каких-либо уведомлений (в том числе уведомления о соответствии построенного объекта) не требуется.
5. О возведении жилого дома на земельном участке, предоставленном гражданам для садоводства, включенном в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, предусматривающие возведение садовых домов, но не предусматривающие при этом возможность строительства жилых домов на соответствующей территории.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК правовой режим земельных участков определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 40 ЗК).
Как предусмотрено частью 9 статьи 35 ГрК, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться в том числе зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 11 статьи 23 Закона N 217-ФЗ садовые земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.
Частью 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Согласно части 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ до 01.03.2026 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном указанной частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Закона N 217-ФЗ.
В этой связи части 12-13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ применяются в отношении жилых и садовых домов, возведенных (возводимых) на садовых земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, а также для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, если на такие земельные участки распространяется действие Закона N 217-ФЗ.
Кроме того, в силу части 10 статьи 23 Закона N 217-ФЗ садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, установленном Постановлением N 47.
Учитывая вышеизложенное, на наш взгляд, отсутствие в утвержденных градостроительных регламентах указания на возможность осуществления строительства жилых домов в границах территориальных зон, в которых находятся садовые земельные участки, на которые распространяется действие Закона N 217-ФЗ, не является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности на жилые дома в указанных в частях 12-13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ случаях.
Обзор документа
Росреестр подготовил разъяснения:
— о проверке параметров созданных (образованных) объектов капстроительства;
— об оценке соответствия положениям ГрК построенных индивидуальных жилых домов, не имеющих помещений вспомогательного использования и представляющих собой одно помещение;
— о проверке документов об объекте недвижимости, в отношении которого предусмотрен «упрощенный» порядок кадастрового учета и (или) регистрации;
— о необходимости представления уведомления о соответствии построенного объекта при осуществлении учетно-регистрационных действий.