соотношение стоимости материалов и работ при ремонте квартиры
7 факторов, которые влияют на стоимость ремонта
Из чего складывается стоимость ремонта и какие пункты нужно включить в смету перед тем, как отдирать старые обои, рассказывает глава собственной студии дизайна Ирина Фефелова.
Всегда нужно рассчитывать стоимость ремонта одного квадратного метра и умножать ее потом на соответствующую площадь квартиры.
Конечно, чем больше город, тем выше цена, и Москва тому прямое подтверждение.
Наша студия работает в пяти городах России (Москва, Сочи, Челябинск, Магнитогорск, Екатеринбург). В Екатеринбурге цена на ремонтные работы варьируется от 12 до 25 тысяч рублей за кв. метр, в Челябинске – от 7,5 до 12 тысяч рублей, а в Магнитогорске от 5 до 10 тысяч рублей за кв. метр. В Москве стоимость отделочных работ может варьироваться от 15 до 30 тысяч рублей за кв. метр.
Цена ремонта зависит от следующих факторов:
О стоимости строительных материалов – отдельный разговор. Цена черновых материалов чаще всего входит в сумму первого этапа работ. Как раз в эти 15-35 тысяч рублей за квадрат входят материалы, необходимые для производства черновых работ. Что такое черновые работы? Это подготовка основания пола, штукатурка, шпаклевка, грунтовка стен, монтаж коробов на стены и потолки, подготовка потолков под окраску, подготовка стен под укладку кафеля и вывоз строительного мусора, который появляется в процессе проведения ремонта. А вот финишные материалы в первоначальную сумму не входят. Почему? Потому что можно приобрести обои за тысячу рублей за рулон, а можно за 15 тысяч за рулон, можно кафель купить по 300 рублей квадрат, а можно и за 3 тысячи евро. По нашему опыту, как правило, аппетит заказчиков приходит во время еды. Даже те, кто изначально был нацелен на экономию, в процессе покупок уже выбирают кафель подороже, да и обои из дизайнерских коллекций.
Как показывает наш опыт, стоимость отделочных работ и стоимость материалов примерно одинакова.
Есть позиции, которые в общую смету по отделочным работаем не входят. Это:
В итоге ремонт среднего уровня в Москве может обойтись в 30-70 тысяч рублей за кв. метр – то есть от 3–3,5 млн рублей за квартиру в 100 кв. метров, включая материалы. Если вы хотите сделать что-то уникальное и дорогое, будьте готовы раскошелиться на сумму от 5 млн и выше.
Можно ли сэкономить на ремонте в 2021 году: мой разбор
Рано или поздно практически у каждого владельца или собственника возникает потребность в строительном ремонте своего жилого или офисного помещения. Естественное желание — сделать это с как можно более высоким качеством, но по как можно более низкой цене.
С чего начать
Хорошо, когда заказчик ремонта находится, как говорится, «в теме». То есть разбирается в современных строительных материалах, их цене, в ориентировочной стоимости тех или иных работ или операций, предлагаемых исполнителями. Если владелец помещения имеет способности к аналитике, он может по предварительно составленному «списку желаний» или перечню требуемых работ собрать в сети как можно больше информационных материалов, относящихся к строительному ремонту и провести их самостоятельный анализ. Такой подход позволит приобрести пусть и не слишком дорогие, но достаточно высококачественные материалы, а также подобрать исполнителей с хорошей репутацией и рекомендациями.
Прежде, чем приступать к подготовительным работам такого рода, необходимо разобраться в варианте ремонта, нужного в каждом конкретном случае.
Выбор своего варианта ремонта
Существуют следующие критерии возможного выбора.
Текущий или косметический ремонт — когда требуются самые простые работы, не требующие больших вложений:
Капитальный ремонт. Он понадобится, если имеются ярко выраженные дефекты, с которыми невозможно справиться простой подмазкой и подкраской, такие как:
Обычно в состав капитального ремонта входят:
Отделочные работы обычно начинают сверху, двигаясь от потолка к финишному напольному покрытию. На капитальный ремонт в Москве пришлось прозвонить 11 компаний. Средняя цена составила 5000 рублей за квадратный метр.
Другие особенности строительного ремонта
Естественно, на начальном этапе должен быть составлен проект, в крайнем случае план ремонта с перечислением нужных работ, их последовательности, а также желательных сроков выполнения. При невозможности самостоятельного выполнения, придется обратиться к специалистам. Однако нужно быть готовым к тому, что это повлечет за собой некоторые дополнительные затраты.
Если в составе капитального ремонта используются самые лучшие и дорогие, часто импортные, материалы — его называют «евро» или улучшенным. Часто такие ремонты выполняют по эксклюзивным дизайнерским проектам.
Иногда в сети можно встретить объявления о реализации остатков отделочных или других видов строительных материалов, остающихся у некоторых владельцев помещений после их неправильного расчета. Обычно их предлагают по бросовым ценам или вообще бесплатно с условием самовывоза.
Цены на дизайн, технический и планировочный проект нашел в интервале от 500 до 2100 рублей за квадратный метр.
Расчет стоимости
Для определения близкой к реальному значению стоимости капитального ремонта можно воспользоваться услугами нескольких специализированных ремонтно-строительных компаний, которые в составе начального этапа сотрудничества бесплатно направляют к месту предполагаемого ремонта своих опытных квалифицированных оценщиков. Среднее значение из озвученных ими сумм будет наиболее близким отражением предполагаемых затрат. При этом, если значение будет больше бюджета, выделенного заказчиком на ремонт, можно будет сразу понять, от чего нужно будет отказаться или упростить, если меньше, то добавить что-то ещё или использовать материалы с более высоким качеством и ценой.
Однако реальная стоимость ремонта может быть определена только на основании профессионально выполненного сметного расчета, базирующегося на официальных государственно утвержденных расценках — разнообразных ЕНИРах (единые нормы и расценки), ТЕРах (территориальные единичные расценки), КЕРах (каталоги единичных расценок) и других аналогичных сборниках, издающихся, как в твердом (бумажном), так и в электронном виде. К этим расценкам применяют инфляционные коэффициенты, регулярно принимаемые уполномоченными местными органами, действующие на момент их применения.
Об исполнителях
Непосредственное выполнение работ лучше поручать специализированным фирмам или компаниям, длительное время занимающихся ремонтно-строительной деятельностью, имеющих в своем составе квалифицированных обученных работников-исполнителей, а также располагающих многочисленными положительными отзывами и хорошей репутацией.
Ни в коем случае нельзя доверяться бродячим бригадам рабочих из южных республик, выдающих себя за строителей-отделочников. Обычно они пытаются врываться на региональные рынки строительных услуг, предлагая самые низкие цены на свои работы. Сотрудничество с ними чаще всего обернется потерянными деньгами и испорченными строительными материалами, так как вся их работа, скорее всего, будет требовать переделки если не сразу, то в очень близкий промежуток времени. Максимум, на что способны такие «специалисты» — это очистка от старой отделки и вынос мусора.
Конечно, существуют бригады, и индивидуальные мастера, которые обладают всеми необходимыми средствами для выполнения высококачественного ремонта. Но искать таких работников нужно не на бесплатных досках объявлений в интернете, а при помощи, так называемого, «сарафанного радио», когда довольные заказчики передают этих исполнителей, что называется из рук в руки, снабдив достойной положительной рекомендацией.
О материалах
Часто бытует мнение, что чем выше стоимость материала, тем он качественнее, тем более, если произведен за границей Российской Федерации. Иногда это справедливо, но не всегда соответствует действительности.
Поэтому еще один способ снижения затрат — это использование материалов, изготовленных на отечественных заводах, пусть даже и по лицензии. Ничем не отличаясь по своим свойствам, стоить они могут в 2—3 раза дешевле в сравнении с «фирменным» импортом.
Не нужно гнаться за известными «раскрученными» брендами. Нередко какая-нибудь дорогущая «смесь для штукатурки» на поверку окажется простой смесью обычного портландцемента марки М400—500 и просеянного мелкого кварцевого песка, изготовить которую в домашних условиях не составит никакого труда, да и стоимость ее может оказаться на порядок ниже.
О продавцах и поставщиках
Продавцов нужно подбирать поблизости от объекта, на котором выполняются ремонтно-строительные работы или не имеющих проблем с логистикой по всей России. Интернет-магазины, которые доставляют стройматериалы по всей России: Петрович, Строительный двор, Striwer. Такой подход позволит существенно снизить затраты на доставку, транспортировку и прочую логистику, а в некоторых случаях можно попытаться договориться с поставщиком о бесплатном подвозе.
Читатели пишут. Вы тоже можете написать текст на любую тему о финансах, которая вам интересна. Нужно всего лишь…
Сколько стоит ремонт: 5 примеров — от быстрых и бюджетных до бесконечных
Основано на опыте читателей Т—Ж
На ремонт может уйти от 100 тысяч рублей до нескольких миллионов.
Это зависит от многого: в каком городе все происходит, жива квартира или убита, обустраивать ее для себя или лишь бы поскорее сдать, нанимать рабочих или взять перфоратор в свои руки. Мы попросили читателей Т—Ж, которые прошли через это, поделиться опытом и вычислили несколько возможных вариантов развития событий.
Где: Нижний Новгород, 37 м² в новостройке
Сколько потратили: полгода и 100 тысяч рублей
Цель была — сделать максимально бюджетный ремонт. Рассчитывали тысяч на 50, получилось побольше — около 70—80. На все — вместе с мебелью и техникой — в итоге ушло максимум 100 тысяч.
Все цены округляю в большую сторону, чтобы учесть стоимость клея, пен и так далее. Конечно, еще были траты на бензин, так как приходилось поездить по разным магазинам, чтобы найти самые выгодные цены. Но на него много не ушло.
Ремонт занял 5—6 месяцев, хотя рассчитывали на три. Делали все сами, только по выходным и праздникам, так как уже жили в Москве. Все инструменты у нас были, паяльник для труб брали у родственников.
Сантехнику в ванную купили всю разом на «Авито» — за 6 тысяч рублей с доставкой. Там же купили два дивана за 9 тысяч, кухня уже была когда-то куплена за 16 тысяч рублей, тоже на «Авито», и стояла на даче. Стиральную машину привезли старую, а холодильник купили за 15 тысяч.
Где: Тюмень, 62 м² в новостройке с улучшенной черновой отделкой
Сколько потратили: два месяца и 750 тысяч рублей
Нужно было сделать ремонт в двушке площадью 62 м²: две спальни и кухня-гостиная. Я хотел потратить меньше времени на ремонт и быстрее переехать.
Перепланировку не делал, дизайн-проект не заказывал. Обратился в фирму, которая делает ремонты под ключ. Бюджет был 600 тысяч рублей. По факту вышло около 750 тысяч.
Сначала выбрали материалы в офисе фирмы — 2 часа. Подписание договора — 1 час. Иногда приезжал на квартиру и смотрел, как идет ремонт. Фото прораб высылал раз в неделю. Принятие ремонта — 2 часа.
На полу ламинат 32-го класса. На стенах обои под покраску, потолки натяжные, в санузлах плитка. Унитаз с инсталляцией, акриловая ванна. Двери и окна не менял, балкона нет. Дополнительно заказывал теплый пол в коридор, карнизы, кондиционер, аквасторож, водонагреватель, выключатели, освещение и розетки.
Ремонт сделали за два месяца. Срок увеличился на два дня из-за проблем с поставкой оборудования. Результатом доволен. Без заморочек получил готовую к переезду квартиру. Гарантия на работы — год.
Дом сдали полгода назад. Некоторые жильцы до сих пор делают дизайн-проект, кто-то согласовывает перепланировки или ищет рабочих. Судя по сообщениям в группе квартала, жить под шум перфораторов предстоит года три.
Где: Москва, убитая двушка в панельном доме
Сколько потратили: три месяца и миллион рублей
Основная проблема — найти нормальную бригаду, которая думает своей головой и не треплет нервы. Я нашел такую через знакомых. Два человека за три месяца сделали ремонт в убитой в хлам двушке.
Квартира была ободрана до бетона, весь мусор — в заказанный контейнер. Окна целиком под замену на пластик. Алюминиевая проводка наращена методом пайки до нужных высот, в ванную и кухню протянуты две новые медные линии, всего 17 новых розеток, в электрощит добавлено все, что нужно. Батареи отопления покрашены и закрыты экранами: грели и так нормально, а замену пришлось бы согласовывать. Разводка воды и канализации от стояка переделана полностью, полотенцесушитель переделан через «Жилищник». Стены и потолок оштукатурены по маякам, пол выровнен пескоцементом и наливной смесью. Коридор, кухня и санузлы — в плитке, в комнатах ламинат, потолок покрашен. Обои поклеены на белую шпаклевку, балкон обит вагонкой и покрашен. Двери все новые, ванна тоже новая, стальная, запененная вручную. Часть материалов заказывала бригада, часть сам.
Потратил миллион рублей на все, включая мебель и бытовую технику. Из этой суммы бригада получила 400 тысяч. Чуть больше ушло на материалы, которые в 2019 году сильно подорожали.
На обстановку ушло около ста тысяч: кухня простенькая из «Касторамы»/«Леруа», шкафы с «Авито», кровати из Икеи, техника новая недорогая. Потом по мере финансовых возможностей буду менять.
Где: Челябинск, квартира с черновой отделкой
Сколько потратили: 1 700 000 рублей и довольно много времени
У меня квартира с черновой отделкой в новостройке: стяжка на полу, без разводки водопровода, без разводки электричества.
Сэкономить можно, во-первых, на кухонной и корпусной мебели. Все небольшие кухонные фабрики работают со стандартными материалами и зачастую напиливают вашу мебель в одном и том же месте. В Челябинске это галерея «Квадрат». Достаточно составить проект, приехать, выбрать материалы фасадов, столешницы, корпуса и фурнитуру, а затем обратиться к знакомому проверенному сборщику. Он сам сделает раскрой и закажет напил, а когда все доставят, соберет и установит технику. Так кухня из салона за 350 тысяч превращается в точно такую же за 150 тысяч.
Во-вторых, на мягкой мебели. Можно пройтись по заведениям вашего города. Зачастую мебель туда не закупается в магазине, а заказывается у местных или не местных производителей. Обратитесь к руководителю ресторана или бара с понравившимся вам диваном, не постесняйтесь спросить контакты производителя мягкой мебели. Цены вас порадуют. Можно будет получить не стандартный диван, который продается в 8 магазинах из 10, а что-то индивидуальное. Кроме того, эти люди знают, как делать мебель для промышленного использования, поэтому за качество переживать не стоит.
Сантехнику тоже можно купить дешевле. Зачастую у именитых брендов типа «Грое» или «Калдевея» есть линейки для стран третьего мира. Они выполняют изделия по тем же технологиям, на том же оборудовании, что и премиальные модели, но с использованием более простых материалов и расходников. Можно присмотреть что-то интересное.
Не стесняйтесь заказать светильники с «Алиэкспресса». Вы удивитесь, но реплики итальянских светильников там будут стоить в 4—5 раз дешевле. Понятно, что материалы попроще, но, так как эти предметы интерьера не подвергаются ежедневному механическому воздействию, мне кажется, на этом можно сэкономить.
Еще я был сильно удивлен, что розетки и выключатели самой дешевой линейки в «Леруа Мерлен» были дороже, чем более премиальная линейка того же производителя в специализированном сетевом магазине электротехники.
Нельзя экономить на материалах для чернового электромонтажа: это безопасность вашей семьи. Почитайте форумы электриков, возьмите кабель от более качественного производителя, вы переплатите немного относительно самого дешевого. Закажите сборку электрощита на производстве: это заводское изделие — и должно собираться в соответствующих условиях.
На материалах для водопровода лучше тоже не экономить. Скорее всего, водопроводные трубы у вас будут зашиты, и в случае пробоя старой доброй трубы белого цвета из ПВХ — такое бывает, это не страшилки — вам придется вскрывать очень большую площадь вашей чистовой отделки. Старайтесь использовать PEX-a — поперечно сшитый полиэтилен — и качественную арматуру.
Вообще очень интересно разбираться во всех тонкостях во время ремонта: иногда открываешь для себя удивительные вещи. Но на это требуется довольно много времени.
Где: Санкт-Петербург, квартира площадью 75 м² без отделки и с двумя санузлами
Сколько потратили: 9 месяцев, 4 миллиона рублей — и это не предел
Проект для квартиры площадью 75 м² с двумя санузлами стоил 150 тысяч, работа обошлась в 900 тысяч, на черновые материалы ушло 560 тысяч, оформление перепланировки — еще 100 тысяч. На чистовую отделку без дверей, света и сантехники потратили 350 тысяч. Остальное — мебель и техника.
Не стал экономить на оформлении перепланировки и на всем, что скрыто и должно быть надежным: душевой трап, отдельностоящая ванна, встроенные в стены смесители, датчики протечки, электрика, количество розеток и точек для света. Оставил второй санузел санузлом, а не кладовкой. Думал отказаться от кондиционеров, но в итоге решил ставить: прошлое лето дало урок. Сэкономил на том, что не стал менять окна и заменил в интерьере элементы из массива на шпонированную фанеру.
На все ушло 9 месяцев, куча нервов и непредвиденных затрат. Но в итоге получилось очень хорошо, уже переехали.
Пока потрачено 4 миллиона, на доведение до ума требуется еще около 1 200 000 рублей. Это дорогая замена остекления и утепление балкона, свет, некоторая мебель, шторы на 8 окон, двери шкафов, которые стоят дорого, так что лучше сразу купить корпуса, а доделать позже. И так далее.
Я везде старался экономить, но брать качественные вещи — из низа среднего сегмента: не «Миле», а «Аристон», не немецкая кухня, а хорошая российская. Если квартира для семьи и надолго, оно того стоит. Приятно приходить домой.
Как составить смету
На ремонт квартиры или дома
Я потратил на ремонт в полтора раза больше денег и времени, чем рассчитывал.
Я делал ремонт без сметы: подумал, что раз бригадир огласил сумму 10 тысяч рублей за квадратный метр, то так и будет. Никогда в жизни я так не ошибался.
После того как улеглась строительная пыль, я решил разобраться, в чем ошибся и как надо было делать по уму, поэтому обратился к специалисту по составлению смет.
Лучше поздно, чем никогда. Зато теперь могу поделиться полученными знаниями с вами.
Что такое смета
Смета — документ, в котором рассчитывают затраты на проект исходя из расходов: на работы, стройматериалы, хозяйственные нужды, приобретение комплектующих и прочее.
Когда составляется смета
Нестыковку заметил замерщик компании, у которой я заказывал кухню. Для замеров он использовал высокоточное лазерное оборудование, а планы начертил в специальной программе, которая контролирует результат и не позволят ошибиться в расчетах.
Замеры делают быстро, а результат можно получить в течение нескольких дней. Я получил детальные чертежи, где указаны не только длины, площади пола, но и площади стен, которые очень сложно подсчитать самостоятельно из-за окон и дверей.
Учтите, что размеры до демонтажа, после демонтажа и после черновых работ отличаются. Это важно для заказа всего, что планируется вписывать в помещение: мебель, кухня, двери, встроенные шкафы. Ошибка даже в сантиметр здесь имеет значение. Например, мне подпиливали полочки и полировали наждачкой пластиковые вставки для света: из-за слоя штукатурки пространство между стенами стало на пару сантиметров меньше.
Для чего нужна смета
Смета лежит на пересечении интересов заказчика и исполнителя. Заказчик хочет потратить на ремонт как можно меньше, а исполнитель заработать как можно больше.
Почему важно правильно составить и оформить смету. Без сметы у вас как у заказчика меньше аргументов, чтобы защитить свой бюджет: вам могут навязать дополнительные работы или взять деньги за то, что даже не делали. Но даже идеальная смета может не уберечь от дополнительных трат. Зато она поможет решить, обоснованны эти траты или нет.
Если вы заключили договор со строительной фирмой, вы можете попросить объяснить, почему от вас требуют больше денег, чем указано в смете. Они обязаны доступно рассказать, почему нужны дополнительные работы.
Смета определяет и технологию проводимых работ. Представьте: вам звонит бригадир и требует денег. Говорит, что пришлось шпаклевать стены по другой методике, и он докупал материалы и плюмбус за свой счет.
Если правильно составили смету и согласовали ее с представителем фирмы, можете сказать: «Вы не согласовали со мной траты, изменение техпроцесса и не предупредили о дополнительных работах. Поэтому я не могу подтвердить, обоснованны эти траты или нет. А плюмбуса в смете вообще не было — я не понимаю, зачем он нужен, и платить за него не буду».
Задачи сметы
Вот какие задачи выполняет смета.
Фиксирует объем и стоимость работ. Исполнитель не сможет внезапно повысить стоимость работ или приписать новые без обсуждения с заказчиком. Смета защищает заказчика от внезапных, безосновательных изменений стоимости ремонта.
Оценивает затраты на материалы. Служит ориентиром для закупок и помогает не потратить лишние деньги.
Дает юридические гарантии. На основе сметы суды в спорах между заказчиком и исполнителем выносят решения.
Дает инструмент контроля. По смете вы сможете определить, что происходит на объекте. Легко сравнить то, что на бумаге, с тем, что сделано по факту.
Виды смет и способы расчета
В профессиональном строительстве существует множество самых разных смет, каждая со своими требованиями и особенностями. Но ремонт в квартире не будут инспектировать суровые проверяющие, так что можно ограничиться следующими видами.
Смета на работы. Предварительная смета на работы — ценник на услуги бригады. Она позволяет оценить, что должно быть сделано и сколько это будет стоить. Итоговая смета на работы отчитывается за все, что было сделано бригадой на объекте.
Смета на материалы. Точно спрогнозировать цены в магазинах невозможно: они постоянно меняются. К тому же конечные затраты зависят от вашего выбора паркета, обоев, плитки. Поэтому предварительная смета на материалы лишь служит ценовым ориентиром. Итоговая смета на материалы — по сути это сумма всех чеков.
Как выбрать оптимальный способ расчета сметы. Невозможно описать «стандартную» смету. Сколько строителей — столько смет. Каждый делает так, как ему удобнее и привычнее. Некоторые составляют сметы методом «от балды»: в таких сметах демонтаж запросто может стоять после монтажа.
Самый удобный для заказчика вариант — запрашивать смету по хронологии. Другими словами, чтобы строитель расставил работы в смете в порядке их плановой последовательности.
Такая смета снижает неопределенность и тревогу: заказчик начинает хотя бы примерно представлять себе ход работ, не становясь при этом прорабом. Если заказчик видит, что работы из конца списка почему-то выполняются сейчас, то может спросить, с чем связано изменение планов. Это помогает отследить проблему и не дать ей перерасти в потери.
Когда заказчик понимает последовательность работ, ему легче планировать оплату и поставку материалов строителю. Строителю тоже удобно — ему не нужно перестраиваться и что-то существенно менять в своей работе. Он выполняет работы последовательно по смете.
Бывает, что строители сопротивляются и спрашивают, зачем нужна такая смета. Для этого можно говорить волшебную фразу: «Мне нужно планировать время и деньги, чтобы у вас не было простоев и я вам не задерживал оплату».
Подготовка хронологической сметы занимает чуть больше времени. Многим строителям сложно разделить работы по хронологии: они привыкли сливать в одну работу несколько. Например, демонтаж и поклейку новых обоев могут написать как «сделать обои». Придется объяснять такой подход: скажите, что это позволит вам быстрее проверить ход работ и заплатить за сделанное.
Некоторые работы могут идти параллельно, так как ремонт будут делать несколько человек. Строитель может сказать, что расписать смету в хронологическом порядке не получится. В этом случае нужно сказать, чтобы работы расставили так, как будто это будет делать один человек.
Помимо сметы по хронологии можно выделить еще несколько способов расчета.
По этапам. Отдельные сметы составляют на демонтаж, монтаж, черновую и чистовую отделку. Это самый популярный способ расчета, так как позволяет оценить состояние объекта после каждого этапа и вовремя скорректировать смету.
Все корректируют сметы в среднем на 20% — это нормально. Например, после демонтажа старых обоев выяснилось, что стена сыпется и ее нужно заново выравнивать. Затраты на дополнительные материалы согласуют с заказчиком и внесут в смету на монтаж.
По комнатам. Подойдет, если вы делаете ремонт не во всей квартире. Или, наоборот, если на объекте слишком много комнат и легко запутаться, в какую сколько материалов необходимо.
Но в такой смете может быть подвох. Когда вы составляете сметы по комнатам, легко купить лишние материалы. Например, вы планируете покрасить потолок и пишете в смету каждой комнаты по ведру краски. В жизни одного ведра может хватить на несколько комнат. Еще краску выгоднее покупать большими объемами — а если брать маленькие емкости, это может выйти дороже.
По видам работ. Отдельные сметы для стен, электрики, сантехники и так далее. Такие сметы одни из самых распространенных, но заказчику сложно отслеживать остатки материалов и ход ремонта.
Кто уполномочен заниматься сметой
Сметой заказчику и подрядчику лучше заниматься сообща. Это в интересах обеих сторон.
Если нанимаете бригаду, бригадир составит смету и согласует ее с вами. Если заказали услуги у компании, смету, скорее всего, составит профессиональный сметчик. В любом случае контролировать ее исполнение вы будете вместе с подрядчиком.
Все изменения в смету бригадир вносит только с одобрения заказчика. Если необходимы материалы и работы, которые не заложены в смету, бригадир должен остановить ремонт, позвонить заказчику и получить его согласие.
Например, при плановой замене двери обнаружилось, что стена между комнатами рухнет в любой момент. Хороший бригадир пригласит вас на объект и согласует изменения в смете. Плохой — укрепит стену, а потом будет спорить и требовать оплату. Если работы, не заложенные в смету, провели без вашего ведома, вы имеете право не платить за них.
Требуйте чеки на все покупки, сверяйте чек со сметой и просите бригадира объяснять смысл покупок. Если не доверяете рукописным чекам с рынков, просите бригадира покупать материалы не на строительных рынках, а в крупных сетевых магазинах: в них чеки печатают и подделать их практически невозможно. Цены в магазинах могут быть как выше, так и ниже, чем на рынках. Но даже у крупного строительного супермаркета ассортимент будет скромнее рыночного.
Основные принципы составления сметы
Перед началом работ смету должен утвердить и заказчик, и исполнитель. Все изменения в смете должны согласовываться с заказчиком.
Обязательно нужно заложить сумму на непредвиденные расходы. Обычно она составляет 30% от планируемой сметы. В моем случае оказалось, что стены нужно демонтировать и возводить их с нуля. Это не только лишние траты на работу и материалы, но еще на доставку со склада и вывоз мусора. Для меня эти траты стали неприятной неожиданностью, так как я не закладывал на них деньги.
Чем подробнее смета — тем меньше разночтений возникнет в процессе. Лучше разбить работу «привести стены в порядок» на более мелкие задачи: «содрать старые обои», «выровнять стены», «подготовить стены к покраске» и «поклеить обои».
Правильно названные работы — это уже половина сметы
Сколько строителей, столько и формулировок работ — каждый формулирует работу так, как привык или прижилось в его документах.
Одна и та же работа у разных строителей может называться по-разному и включать в себя разные действия. Например, в понятие «выравнивание стен» каждый строитель будет вкладывать свое представление в зависимости от ситуации. Это усложняет жизнь заказчикам и приводит к недопониманию.
Неправильно сформулированная задача снижает эффективность контроля, управления, приемки. Растут ошибки в подсчетах необходимого количества материалов и оплатах, увеличивается неразбериха.
Расскажу, как определить правильно и неправильно сформулированные работы.
В одной ячейке таблицы сметы могут быть только работы, у которых общие материалы. В идеале — у каждой работы своя ячейка.
Неправильно: установка подвесного потолка, покраска.
Правильно: установка подвесного потолка — одна работа, покраска подвесного потолка — другая.
Нельзя смешивать работы, у которых разные единицы измерения.
Неправильно: поклейка обоев, установка потолочных плинтусов.
Правильно: поклейка обоев — одна работа (потому что считается в квадратных метрах), установка плинтусов — другая (потому что считается в погонных метрах).
Строители реагируют на такой запрос настороженно. Они не любят детализацию из-за того, что так стоимость их работ легче сравнить с конкурентами. Строители привыкли к собственным формулировкам и считают, что детализация увеличивает их нагрузку.
Но строители быстро и с удовольствием перестраиваются, если вы договариваетесь, что будете платить раз в неделю «за завершенные строки в смете». Тогда они заинтересованы сформулировать работы и разместить их в разных строках так, чтобы получать оплату регулярно. Потому что строитель, как и любой человек, ценит стабильность и регулярность оплат.
Как оформляется смета
Смета — это несложная таблица. В самом простом варианте она содержит следующие столбцы: наименование, единица измерения, количество, цена и сумма. Хорошо, если присутствует столбец «скидка» — это позволит указывать скидку не на всю смету, а на конкретную работу. Так будет легче понять, что именно вам обошлось дешевле. Если давать скидку на всю смету — непонятно, будет ли действовать скидка в случае, если какие-то работы придется в нее добавить и смета расширится.
Не так важно, как конкретно она оформлена и в какой программе. Важно, чтобы заказчик и исполнитель понимали смету одинаково.
Проще всего сделать смету по готовому шаблону.
Программы для составления и заполнения смет
В интернете много платных программ для составления смет: « Гранд-смета », « Смета-ру », «1С: Смета». Такие программы используют для смет на жилые дома, мосты, стадионы и подобные объекты, где необходимо подробно документировать каждую мелочь. Обучение работе с этими программами займет у вас больше времени, чем сам ремонт. Например, в таких программах нет понятия «поклеить обои». Вместо него используют термин «нанесение бумажных полотен».
Если вы никогда не составляли сметы, попробуйте сайт « Сметус-ком » или «Гибкая смета» — они более дружелюбны к новичкам.
Основные ошибки при составлении смет
Невозможно учесть все нюансы, если составляете смету самостоятельно и никогда раньше не занимались подобным. Вот основные вещи, про которые забывают чаще всего.
Доставка и подъем на этаж. Статья расходов, про которую забывают чаще всего. Обычно магазины доставляют строительные материалы только до подъезда. За подъем в квартиру придется платить либо грузчикам, либо строителям. Я живу на восьмом этаже в доме без грузового лифта и тихо плакал от расценок грузчиков каждый раз, когда заказ не помещался в тесную кабину лифта.
Вынос мусора. Выбросить строительный мусор на обычную помойку не получится — придется заказывать контейнер. Контейнер на 3 тонны не всегда получится загрузить на 3 тонны: водителям запрещено загружать контейнер выше бортов. Мне пришлось заказывать несколько машин, хотя рассчитывал только на одну.
До начала ремонта спросите бригадира или старшего строителя, сколько примерно будет стоить вывоз мусора по окончании работ. Рассчитать конечную стоимость по вывозу мусора сложно. Заложите на это минимум 10 000—15 000 Р дополнительно. Если в доме нет лифта — цена возрастет.
Входная дверь. После ремонта многие меняют замки и обивку двери. Эти траты редко включают в смету, и я тоже это не учел.
Краска. Распространенная ошибка — заложить в смету только один слой краски, а не два. Мне пришлось не только заплатить в два раза больше, чем планировал, но и раскошелиться на еще одну доставку.
Счетчики. Ремонт — хороший повод поменять счетчики. Я забыл, что стоит заложить в смету не только стоимость самих приборов, но и установку с проверкой.
Допустимо ли превышать указанные в смете цифры
Смета — это приблизительный план, а ремонт никогда не идет по плану. Менять смету по ходу ремонта нормально. Главное, чтобы все изменения в смете заранее согласовывались с заказчиком и были аргументированы. Если есть возможность — заключайте дополнительные соглашения на выходящие за смету работы.
Как правильно составить смету
Ремонт — это боль. В какой-то момент я просто закрыл глаза и давал бригадиру все, что он попросит, лишь бы это побыстрее закончилось. Меня выбили из колеи незапланированные расходы, а из-за нервов и спешки я принял несколько неправильных решений.
Вот что я понял теперь: