сколько коров можно держать в частном доме в городе
Петух на даче
А вот местные суды, как оказалось, по похожим поводам в разных регионах принимают диаметрально разные решения. Так что решение Конституционного суда касается не только того человека, который со сложившейся практикой не согласился и дошел до Конституционного суда. А там попросил проверить закон, с которым был не согласен. И высшая судебная инстанция страны, и ее судьи, изучив вопрос, сказали, что человек поставил проблему правильно.
За решение КС, которое в среду публикует «Российская газета», граждане должны поблагодарить жительницу Читы Маргариту Анцинову. Это она попросила проверить статью 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Статья 8.8 предусматривает наказание за использование земельного участка не по целевому назначению.
Маргариту Анцинову оштрафовали на 10 тысяч рублей за то, что она развела на своей земле коз, уток и кроликов, хотя ее участок, как и соседние участки, предполагал только жилищное строительство.
Оспорить наказание Анцинова не смогла: суды сослались на то, что «выбор любого вида разрешенного использования земельного участка должен быть оформлен в установленном законом порядке, а потому фактическое изменение собственником разрешенных видов его использования невозможно без уведомительного отражения в Едином государственном реестре недвижимости».
В материалах ее судебного дела сказано, что только документальное оформление выбора вспомогательного вида использования земельного участка, при том что указанный вид предусмотрен территориальной зоной «Ж-3», позволяет владелице законно реализовать права, предусмотренные Градостроительным и Земельным кодексами РФ.
Но сама Маргарита Анцинова уверена, что на ее земле «предусмотрена возможность возведения построек для содержания скота и птицы (вспомогательный вид использования). Вследствие чего она вправе самостоятельно выбирать любой, в том числе вспомогательный, вид их разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования».
Судьи Конституционного суда сказали, что сложившаяся правоприменительная практика в подобных случаях неоднозначна. А это, в свою очередь, влечет неопределенность и в вопросе о возможности привлечения собственника к административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению. Интересно, но и полномочные представители органов власти в Конституционном суде тоже разошлись во мнениях по этому вопросу. Так, представители палат Федерального Собрания настаивали на том, что виды разрешенного использования участка должны определяться исходя из положений градостроительных регламентов. А полпред президента РФ, напротив, сказал, что право на выбор не подменяет обязанность собственника вносить в реестр сведения.
Сергей Князев, судья КС РФ:
Законодатель мог установить право землепользователя выбрать самостоятельно вспомогательный вид разрешенного использования участка.
Но выбрав один или другой вариант, правила необходимо сформулировать так, чтобы всем было понятно, как нужно поступать.
Если сравнивать не только земельное, но и градостроительное, и регистрационное законодательство, уверенно извлечь оттуда ответ на вопрос, нужно или не нужно вносить сведения в ЕГРН в подобном случае, нельзя.
События
Правила содержания сельскохозяйственных животных для граждан в доступной форме
Содержание животных в частных хозяйствах должно осуществляться с соблюдением правил. Это необходимо для предотвращения вспышек опасных болезней и поддержания санитарии на должном уровне. Нормы регулируют обращение с продукцией, отходами, поддержание порядка в помещениях и кормовых складах. Их соблюдение позволяет снизить падеж в хозяйстве и обеспечить ветеринарно-санитарную безопасность.
Соблюдать нормы закона обязаны не только крупные фермерские хозяйства, но и владельцы личных подсобных хозяйств. Контроль за соблюдением осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальными управлениями в рамках федерального государственного ветеринарного надзора. Нормы содержания животных регламентируются федеральным законодательством и муниципальными актами.
Для того чтобы осуществлять ветеринарный контроль надлежащим образом, муниципалитет производит регистрацию продуктивных животных, проживающих в хозяйствах. Владельцам ЛПХ необходимо обращаться в администрацию для внесения записей о поголовье скота в похозяйственную книгу. Отдельно следует сказать о данной книге. Она является официальным документом, который надлежит вести в установленном Министерством сельского хозяйства порядке. Использование информации из нее разрешается при осуществлении мероприятий органами исполнительной власти. Похозяйственная книга является единственным официальным документом, подтверждающим наличие у гражданина личного подсобного хозяйства.
Для регистрации поголовья продуктивных животных или птиц обратитесь в местную администрацию с заявлением о регистрации хозяйства. Для осуществления необходимых действий необходимо сообщить специалисту о количестве животных и птиц каждого вида. В небольших поселениях орган местного самоуправления ежегодно осуществляет обход с целью опроса владельцев хозяйств на предмет количества животных. Кроме общих норм, муниципалитет может предъявлять собственные. Они разрабатываются в виде правил и подлежат исполнению, а за нарушение наступает ответственность.
Сами хозяйства обязаны вести учет поголовья, используя свободную форму документов, а также присваивая животным инвентарные номера путем использования различных форм мечения: чипирование, клеймение, крепление бирки. Если животное выбывает из учета хозяйства по той или иной причине, об этом надлежит уведомить орган местного самоуправления и государственную ветеринарную службу.
Порядок и условия содержания
Для обеспечения комфортного сосуществования человека и животных нормативы также устанавливают размещение построек на территории хозяйств, в которых размещается племенное поголовье.
Помимо специальных норм при размещении хозяйственных объектов нужно соблюдать:
Постройки для содержания животных необходимо размещать на положенном расстоянии от жилых домов и заборов. Нормирование устанавливается ветеринарными правилами и муниципалитетом.
Правила оформления ветеринарных документов
Вопрос оформления ветеринарных сопроводительных документов подробно регламентирован федеральным законодательством. Оформлять такие документы необходимо не только при обращении с животной продукцией на продажу, но и при осуществлении действий с живым поголовьем.
Современные технологии позволяют оформлять справки в электронном виде. Этот способ получил право на реализацию благодаря приказу Министерства сельского хозяйства.
Для оформления ветеринарных документов необходимо знать, кто обладает компетенцией выдавать справки тех или иных форм.
Органы, которые имеют право выдавать ветеринарные документы
Орган, который имеет право выдавать документ
№ 1, 2, 3 и ветеринарные справки формы № 4
учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии
№ 5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l, 6.1, 6.2, 6.3
территориальные органы Россельхознадзора
Определив компетенцию, обратитесь в уполномоченный орган с заявлением о выдаче нужной справки. Большинство ветеринарных документов оформляются за один рабочий день и имеют срок действия пять дней с момента выдачи.
Перевозка большого поголовья сельскохозяйственных животных помимо ветеринарной регламентации требует опись с указанием данных на каждое племенное животное:
Нарушение режима получения документов может привести к уничтожению продукции и даже живого поголовья. Это связано с неблагополучной эпизоотической ситуацией в некоторых регионах страны.
Ветеринарные правила: права и обязанности владельцев
Владение поголовьем сельскохозяйственных животных накладывает множество обязательств, так как животные являются переносчиками многих опасных болезней. Халатное отношение к своим обязанностям в этой ситуации недопустимо. Контрольные органы стремятся проверять соблюдение лицами норм и правил, но без осознанного отношения самих владельцев пользы от этого будет мало.
Владелец сельскохозяйственных животных имеет право:
Хозяйствующий субъект — владелец сельскохозяйственных животных обязан:
Соседство с сельскохозяйственными животными редко устраивает всех соседей, закон в этих ситуациях чаще всего оказывается на стороне людей. Поэтому чтобы избежать неприятностей и и мер административного воздействия, старайтесь придерживаться норм закона и находить компромиссы.
Устанавливайте объекты, в которых предстоит разместить животных как можно дальше от забора и соседских строений.
Россиянам запретят держать скот в личных подворьях
В Госдуме подготовлен законопроект, который позволит региональным чиновникам устанавливать, сколько именно коров, овец, кур и свиней можно держать людям в личном подсобном хозяйстве. Эксперты говорят, что эту инициативу пролоббировали представители крупного агробизнеса, которые увидели в крестьянах серьезного конкурента.
Сегодня число животных, которых может выращивать человек в своих дворе возле дома, законодательно не ограничено. Поэтому многие сельские жители разводят у себя на приусадебном участке столько кур, уток, поросят и коров, сколько им необходимо, чтобы прокормить семью, или на сколько сил хватает.
То есть, если законопроект примут, то региональные чиновники будут сами решать, сколько хрюшек, уток и буренок может выращивать та или иная семья на своем подворье. Причем, согласно законопроекту, бюрократы будут проводить «учет личных подсобных хозяйств» и записывать, сколько, у кого выращивается животных и птиц в «похозяйственных книгах». И если вдруг они обнаружат лишних овец или кур, то хозяевам выпишут административный штраф до 5 тыс. руб.
Первый зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Харитонов заявил, что «сельские жители имеют право держать скота столько, сколько им необходимо, и ограничивать их в этом нельзя ни в коем случае». Он рассказал, что, например, в Новосибирской области в отдельных деревнях «семьи держат по 5–7 коров, потому что зарплаты там никакой нет, и люди выживают только благодаря своему хозяйству».
«Я бы не хотел, чтобы мы снова вернулись в хрущевские времена, когда за каждое плодовое дерево заставляли платить налоги и каждую свиную шкуру требовали государству отдавать», – вспомнил депутат. Он считает, что надо дать людям возможность возить свою продукцию «на базар по упрощенной схеме». Кроме того, по словам народного избранника, «сегодня в деревнях у нас живут около 40 млн. человек, и все они кушают молоко и мясо с этих подсобных хозяйств, а это уже немало».
Сегодня крестьяне со своими личными подворьями – главные конкуренты крупных и средних сельскохозяйственных компаний. Так, по данным Росстата, в 2007 году скота и птицы на убой население на своих подсобных участках произвело 45,5% от общего объема по стране, лишь немного отстав от крупных сельхозорганизаций (51,6%). В том же году агропредприятия поставили на рынок 44% молока, а простые люди надоили со своих коров 52%. По производству яиц, правда, сельхозпроизводители крестьян обогнали, выпустив 75,1% этого продукта.
Более того, согласно последней Всероссийской сельскохозяйственной переписи, которая проводилась в 2006 году, простые граждане опередили агробизнес по числу коров – 51,6% против 40,7%. А еще на личных подворьях содержат 50% всех свиней, тогда как на крупных и средних сельхозпредприятиях – 43%. Овец на приусадебных участках живет и того больше – 51,5% против 21,9% на скотных дворах организаций. Отстают крестьяне только по количеству птицы, которую они держат, – у них в курятниках всего 36,6% кур, гусей, уток и индюшек в стране, тогда как у предприятий – 61,3%.
Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин не исключил, что появление, мягко говоря, спорного законопроекта пролоббировано именно «сельскохозяйственными магнатами». «Раньше, в тучные годы, когда все росло, крупные предприниматели, занимающиеся сельским хозяйством, на единоличников, которые у себя во дворе коров выращивали, не обращали внимания», – говорит политолог. Но сейчас, в кризис, «когда покупательская способность населения сократилась, они увидели угрозу в этих скромных крестьянах».
Какие нормы по количеству животных в подсобном хозяйстве?
В поселке городского типа сколько свиней можно держать в подсобном хозяйстве?
Ответы на вопрос:
Нет ограничений по количеству, главное чтобы не нарушались права третьих лиц которые могут предъявлять претензии на основании ст. 304 ГК РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЛИЧНОМ ПОДСОБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ»
Принят Государственной Думой 21 июня 2003 года
Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления
1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.
Таким образом, поголовье скота никто ограничивать не может.
В законе не сказано о конкретном количестве животных. Ограничения могут быть установлены в региональном законодательстве. Обратитесь в Роспотребнадзор, они предоставят актуальную информацию для вашего региона. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
обязывает должностных лиц всех государственных и муниципальных органов реагировать на любые обращения, замечания и жалобы граждан.
Поголовье скота ограничивать не могут, главное, чтобы соблюдались санитарные нормы их содержания. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (с изменениями и дополнениями)
Вам нужно обратиться в администрацию, в Вашем населенном пункте должны быть установлены правила содержания сельскохозяйственных (продуктивных) животных в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей на территории городского поселения, все нормы должны быть указаны именно там.
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
«»Статья 2. Право граждан на обращение
«»1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Сколько хотите, столько и держите для удовлетворения личных нужд, главное, чтобы соблюдались санитарные нормы и правила и не нарушались права других владельцев земельных участков, проживающих рядом с вами. Статьи 1, 137, 209 ГК РФ.
Людмила Сергеевна, доброго Вам времени суток! В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Т.е. если у Вас земли предназначены для ведения ЛПХ, то никаких ограничений нет в количестве скота.
В зоне индивидуальной малоэтажной жилой застройки земельные участки предоставляются для размещения и эксплуатации жилых домов, а также необходимых хозяйственных надворных построек. Можно заниматься огородничеством для удовлетворения личных нужд, но для ведения ЛПХ в черте города или поселка городского типа они не предназначены.
Надо смотреть назначение Ваших земель.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков установлен Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540
«Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»
— Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением свиней,
— Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей);
сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных;
разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала),
Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с разведением домашних пород птиц
не разрешается на участках ИЖС.
В каждом населенном пункте должны быть разработаны правила содержания скота. Кроме того, весь скот должен быть учтён в похозяйственной книге, и иметь удостоверение ветврача о прививках и т.д.
В соответствии с п. 7.1.11 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74, (действующими с 01 марта 2008 года), хозяйствам с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов устанавливается санитарно-защитная зона 50 м (Класс опасности V).
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 21 октября 2020 г. N 622 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации»
В соответствии со статьей 2.4 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 24, ст. 857; Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4369) и подпунктом 5.2.9 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 25, ст. 2983), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Ветеринарные правила содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует по 31 декабря 2026 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 октября 2020 г.
Регистрационный N 60628
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минсельхоза России
от 21 октября 2020 г. N 622
Ветеринарные правила
содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации
2. Контроль за исполнением настоящих Правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии.
II. Требования к условиям содержания КРС в Хозяйствах
3. В Хозяйствах не допускается содержание и выпас КРС на территориях бывших и действующих полигонов твердых бытовых отходов, скотомогильников, очистных сооружений, предприятий по переработке кожевенного сырья, а также на месте бывших кролиководческих, звероводческих и птицеводческих хозяйств (ферм).
4. В Хозяйствах необходимо устанавливать ограждения, обеспечивающие недопущение проникновения диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов) на их территорию. Въезд на территорию Хозяйств (за исключением территории Хозяйств, на которой расположен жилой дом) должен быть оборудован дезинфекционным барьером с дезинфицирующими растворами, не замерзающими при температуре ниже 0°С.
Минимальное расстояние (м)
Поголовье КРС от 18 месяцев, содержащееся в животноводческом помещении, не более (голов)
6. При содержании КРС в Хозяйствах совместно с овцами, козами, свиньями здание, в котором содержатся животные, делится на изолированные помещения для каждого вида животных. Содержание птицы в здании, в котором содержится КРС, не допускается.
7. В животноводческих помещениях Хозяйств допускается совместно с КРС содержать лошадей с размещением не более двух денников или стойл для лошадей.
8. Животноводческие помещения в Хозяйствах должны быть оборудованы естественной или принудительной вентиляцией.
9. Стены, перегородки, покрытия животноводческих помещений в Хозяйствах должны быть устойчивыми к воздействию дезинфицирующих веществ и повышенной влажности, не должны выделять веществ, вредных для здоровья КРС. Антикоррозийные и отделочные покрытия должны быть безвредными для КРС.
11. В Хозяйствах должны быть созданы условия для обеззараживания навоза. Навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза, расположенных на территории Хозяйства вне здания, в котором содержится КРС.
12. Емкость навозохранилища и (или) площадки для хранения и биотермического обеззараживания навоза рассчитывается исходя из массы экскрементов, суточные выделения которых от одной головы КРС приведены в таблице N 2.
Половозрастная группа животных
Выход в сутки от одного животного (кг)
Коровы и нетели от 18 месяцев
Телята, кроме телят на откорме:
Молодняк, кроме молодняка на откорме:
от 6 до 12 месяцев
от 12 до 18 месяцев
Молодняк на откорме:
от 6 до 12 месяцев
13. При наличии выгульных площадок они должны располагаться у продольных стен здания для содержания КРС или на отдельной площадке. Площади выгульных площадок в Хозяйствах приведены в таблице N 3.
Половозрастная группа животных
Нормы площади выгульных площадок на одну голову, не менее ()
со сплошным твердым покрытием
без сплошного твердого покрытия
1. Коровы и нетели, кроме животных, указанных в пунктах 3, 4, 7 настоящей таблицы
3. Молодняк от 6 до 18 месяцев и нетели до 7 месяцев стельности, кроме животных, указанных в пункте 4 настоящей таблицы
4. Молодняк от 6 до 18 месяцев и КРС от 18 месяцев на откорме
5. Телята от 3 до 6 месяцев
6. Телята до 3 месяцев
7. Коровы мясного направления продуктивности с телятами
14. Кормушки на выгульных площадках должны располагаться так, чтобы при загрузке их кормами транспортные средства не заезжали на выгульные площадки, за исключением специально оборудованных кормушек для рулонов соломы (сена), располагающихся внутри выгульных площадок.
Наименование элементов животноводческого помещения
Предельное количество голов на один элемент помещения
Норма площади на одну голову, не менее
()
Размеры элементов помещения на голову (по осям ограждений)
а) для дойных, сухостойных коров, коров и нетелей до 7 месяцев стельности
б) для быков-производителей
г) для ремонтных телок старше 20 месяцев
д) для КРС на откорме
е) для коров и нетелей в течение последних 3 месяцев стельности и проведения отелов
а) для дойных, сухостойных коров, коров и нетелей до 7 месяцев стельности
в) для молодняка в возрасте:
от 6 до 12 месяцев
от 12 до 18 месяцев
г) для КРС старше 18 месяцев, кроме указанного в подпункте «а» пункта 2 настоящей таблицы
3. Секции (клетки) с групповым содержанием животных
а) для коров и нетелей за 3 месяца до отела
б) для телят от 14 дней до 3 месяцев
в) для телят от 3 до 6 месяцев
молодняка от 6 до 12 месяцев
д) для молодняка от 12 до 18 месяцев и нетелей до 7 месяцев стельности
е) для коров мясного направления продуктивности с телятами до 2 месяцев
ж) для молодняка на откормочных площадках (под навесами)
4. Клетки (индивидуальные)
а) для телят от 14 дней (при бесподстилочном содержании)
б) для телят от 14 дней (при содержании на подстилке)
в) для телят от 2 до 60 дней в индивидуальных домиках на открытом воздухе
а) для отела нетелей и коров
б) для быков-производителей
16. В животноводческих помещениях между секциями должны располагаться продольные и поперечные проходы (кормовые, навозные, эвакуационные и служебные). Размещение секций должно обеспечивать заполнение их животными и эвакуацию из них без использования других секций. При осуществлении выгульного содержания КРС каждая секция должна быть обеспечена выходом для прохода (прогона) животных на выгул.
17. Содержание КРС в Хозяйствах на полах осуществляется как без применения подстилки, так и с применением подстилки. Подстилочный материал не должен быть мерзлым или заплесневелым. Для дойных коров не допускается использование торфа в качестве подстилки.
18. В Хозяйствах при привязном содержании КРС применяется однорядное, двухрядное либо четырехрядное размещение стойл с одним или двумя кормовыми проходами, в одном непрерывном ряду допускается не более 50 стойл.
19. При беспривязном содержании КРС в Хозяйствах животные содержатся раздельно по половозрастным группам в животноводческих помещениях либо на выгульных площадках.
21. На выгульных площадках предусматриваются уклоны, не превышающие 6 градусов. Выгульные площадки, не имеющие твердого покрытия, оборудуются твердым покрытием:
у входов в здания для содержания КРС;
22. На выгульных площадках КРС может содержаться на подстилке. Для дойных коров не допускается использование торфа в качестве подстилки. На выгульных площадках, не имеющих твердого покрытия, для КРС мясного направления продуктивности могут оборудоваться курганы для отдыха из расчета 3,0 на одну голову. При содержании КРС должна быть обеспечена чистота кожных покровов от загрязнений навозом и грязью.
24. Корма и кормовые добавки, используемые для кормления КРС в Хозяйствах, должны быть безопасными для здоровья животных и соответствовать ветеринарно-санитарным требованиям и нормам, установленным документами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Для поения КРС и приготовления кормов для него должна использоваться питьевая вода.
25. Потребление воды молочными коровами (включая производственные нужды по уходу за коровами) и КРС по возрастным группам, нетелями, быками-производителями и коровами мясного направления продуктивности (включая расход воды на производственные нужды) соответственно приведено в таблицах N 5 и N 6.
Уровень молочной продуктивности коров (кг)
Потребление воды молочными коровами (включая производственные нужды по уходу за коровами) на 1 голову/сутки, не менее (л)
поение в зависимости от температуры окружающей среды
доение и прочие расходы
всего (при температуре до 15°С)
в том числе горячей (55-65°С)
Половозрастная группа животных
Потребление воды КРС по возрастным группам, нетелями, быками-производителями и коровами мясного направления продуктивности (включая расход воды на производственные нужды) на 1 голову/сутки, не менее (л)
из общего количества горячей воды
разведение заменителей цельного молока
прочие технологические расходы
в возрасте до 3 месяцев
от 6 до 12 месяцев
от 12 до 15 месяцев
от 15 до 18 месяцев
Коровы мясного направления продуктивности
26. При невозможности обеспечения КРС питьевой водой для поения, приготовления кормов допускается применять воду с повышенным солевым составом в соответствии с таблицей N 7.
Половозрастная группа животных
Предельное содержание в воде (мг/л)
Предельная жесткость (миллиграмм-эквивалент на литр)
Животные от 18 месяцев
Животные до 18 месяцев
27. На пастбищах местом водопоя для КРС могут являться колодцы, из которых вода поступает в поилки, а также водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), природные выходы подземных вод (родники). Пастбища должны располагаться не далее 2,5 км от места водопоя. Запрещается использование воды для поения КРС из источников, загрязненных сточными водами.
В случае отсутствия на пастбищах мест водопоя, указанных в абзаце первом настоящего пункта, должен быть организован подвоз питьевой воды либо воды, соответствующей требованиям, установленным пунктом 26 настоящих Правил, для поения КРС.
29. Дезинсекция, дезакаризация и дератизация животноводческих помещений в Хозяйствах должны проводиться не реже 1 раза в год, а также при визуальном обнаружении насекомых, клещей, грызунов либо выявлении следов их пребывания (покусов, помета).
30. При посещении животноводческих помещений и обслуживании КРС необходимо использовать продезинфицированную рабочую одежду и обувь. Выходить в рабочей одежде и обуви за пределы территории Хозяйств запрещается.
31. На пастбищах должны организовываться мероприятия по борьбе с грызунами, оводовыми и кровососущими насекомыми, а также проводиться деларвация водоемов и мест выплода гнуса.
33. Утилизация и уничтожение трупов КРС, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других биологических отходов в Хозяйствах осуществляются в соответствии с ветеринарными правилами хранения, переработки, утилизации биологических отходов, утверждаемыми Минсельхозом России в соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии».
III. Требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований КРС в Хозяйствах
IV. Требования к условиям содержания КРС на Предприятиях
38. На Предприятиях не допускается содержание КРС на территориях бывших и действующих полигонов твердых бытовых отходов, скотомогильников, очистных сооружений, предприятий по переработке кожевенного сырья.
На Предприятиях не допускается выпас КРС на территориях бывших и действующих полигонов твердых бытовых отходов, скотомогильников, очистных сооружений, предприятий по переработке кожевенного сырья, а также на территориях, на которых в течение последних 7 лет располагались кролиководческие, звероводческие и птицеводческие хозяйства (фермы).
39. На Предприятиях устанавливаются ограждения, обеспечивающие недопущение проникновения диких животных (за исключением птиц и мелких грызунов) на его территорию.
40. Территория Предприятия разделяется на изолированные друг от друга зоны:
производственную, где размещаются помещения для содержания КРС, выгульные площадки с покрытием и навесами, ветеринарный пункт, сооружения для обработки кожного покрова животных, а также молочный блок (изолированное помещение в животноводческом помещении или отдельное здание) для дойки коров и помещения для первичной обработки, временного хранения молока, а также мытья и обработки доильного оборудования (при содержании КРС молочного направления продуктивности);
административно-хозяйственную, включающую здания и сооружения административно-хозяйственной и технической служб, эстакаду для мойки и площадку для дезинфекции автомашин и других транспортных средств;
хранения и подготовки кормов, где размещаются складские помещения для хранения кормов и кормоцех (при наличии). Кормоцех, складские помещения для хранения кормов располагаются на линии разграничения с производственной зоной;
хранения и переработки навоза. Навозохранилище размещается с подветренной стороны на расстоянии не менее 60 м от животноводческих помещений;
карантинирования, в которой размещается здание для проведения карантинирования и убойно-санитарный пункт для убоя больных и подозреваемых в заболевании животных в рамках производственного цикла.
41. При въезде (выезде) на территорию (с территории) Предприятия должны быть размещены помещение, здание, сооружение или площадка для обработки транспортных средств в целях дезинфекции внешних поверхностей и исключения загрязнения территории Предприятия.
42. Перед входом на территорию ветеринарного пункта, в зону хранения и подготовки кормов должны устанавливаться дезковрики. Входы в здания для содержания КРС должны быть оборудованы дезинфекционными ванночками размером по ширине прохода и длиной не менее 1 м, наполненными дезинфицирующими растворами на глубину 15 см.
43. На Предприятиях должны быть предусмотрены помещения или места для размещения специалистов в области ветеринарии, хранения лекарственных средств для ветеринарного применения и дезинфицирующих средств.
44. На Предприятиях при содержании КРС с использованием пастбищ обеспечивается обработка кожного покрова животных противопаразитарными, инсектицидными и дезинфицирующими препаратами.
46. В случае утилизации биологических отходов в соответствии с ветеринарными правилами хранения, переработки, утилизации биологических отходов, утверждаемыми Минсельхозом России в соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии», за пределами территории Предприятия утилизационное отделение в составе убойно-санитарного пункта может не предусматриваться.
В этом случае в составе убойно-санитарного пункта оборудуется помещение (бокс) с холодильной камерой для хранения биологических отходов.
47. Использование транспортных средств, в которых осуществляется перевозка больных животных и трупов из производственных помещений в убойно-санитарный пункт Предприятия, в иных целях не допускается.
48. Помещение убойно-санитарного пункта и прилегающая к нему территория должны быть огорожены забором высотой не менее 2 м и обеспечены самостоятельным въездом (выездом) на автомобильную дорогу общего пользования.
49. Вход в производственную зону лицам, а также въезд любого вида транспорта, которые не связаны с непосредственным производственным процессом, не допускается.
52. Перед входом в санпропускник как со стороны административно-хозяйственной зоны, так и со стороны производственной зоны Предприятия устанавливаются дезковрики.
53. На Предприятиях, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, перемещаемых с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, ветеринарно-санитарный пропускник должен быть оборудован раздевалкой для домашней одежды и обуви (с индивидуальными шкафами, закрепленными за каждым работником), душевыми комнатами со сквозным проходом из раздевалки в гардероб со специальными одеждой и обувью. Не допускается входить в домашней одежде и обуви, вносить их и другие предметы и пищевые продукты в животноводческие помещения и помещения для хранения кормов, кормоцех, а также выходить из указанных помещений в специальных одежде и обуви и выносить их за пределы Предприятия. Специальные одежда и обувь должны подвергаться обеззараживанию или стирке с применением дезинфицирующих растворов.
54. На Предприятиях, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, перемещаемых с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, работники и посетители Предприятия в помещении санпропускника снимают личную одежду и обувь, принимают душ и обеспечиваются специальными одеждой и обувью.
55. На Предприятиях, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение товаров, перемещаемых с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, лица, обслуживающие одну технологическую (производственную) группу КРС, не допускаются к обслуживанию другой технологической (производственной) группы КРС.
56. Оборудование, инвентарь маркируются и закрепляются за участком (цехом). Передавать указанные предметы из одного участка (цеха) в другие без обеззараживания запрещается.
57. На территории Предприятий запрещается содержать собак (кроме сторожевых), кошек, а также животных других видов (включая птиц), кроме лошадей, используемых для пастьбы КРС мясного направления продуктивности, на Предприятиях, осуществляющих круглогодичное пастбищное содержание КРС. Сторожевые собаки должны подвергаться вакцинации против бешенства, дегельминтизации и другим ветеринарным обработкам, предусмотренных ветеринарным законодательством Российской Федерации.
58. Для сети дорог внутри Предприятия, проездов и технологических площадок должны применяться твердые покрытия. Пересечение дорог, используемых для вывоза навоза, трупов животных, отходов убоя КРС и других отходов, и дорог, используемых для подвоза здоровых животных, кормов и перемещения продукции животного происхождения, не допускается.
59. В целях предупреждения болезней животных во всех животноводческих помещениях Предприятий должны осуществляться уборка навоза и его обеззараживание биотермическим, химическим или физическим (термическая обработка или сжигание) способами.
60. В процессе эксплуатации навозохранилища выгрузка навозных стоков или забор жидкой фракции должны осуществляться выше (не менее чем на 50 см) поверхности дна отстойника.
61. Для поения КРС и приготовления кормов для них должна использоваться питьевая вода.
62. Потребление воды молочными коровами (включая производственные нужды по уходу за коровами) и КРС по возрастным группам, нетелями, быками-производителями и коровами мясного направления продуктивности (включая расход воды на производственные нужды) соответственно приведено в таблицах N 5 и N 6.
63. При невозможности обеспечения животных питьевой водой для поения КРС, приготовления кормов допускается применять воду с повышенным солевым составом в соответствии с таблицей N 7.
64. На пастбищах местом водопоя для КРС могут являться колодцы, из которых вода поступает в поилки, а также водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), природные выходы подземных вод (родники). Пастбища должны располагаться не далее 2,5 км от места водопоя. Запрещается использование воды для поения КРС из источников, загрязненных сточными водами.
В случае отсутствия на пастбищах мест водопоя, указанных в абзаце первом настоящего пункта, должен быть обеспечен подвоз питьевой воды либо воды, соответствующей требованиям, установленным пунктом 63 Правил, для поения КРС.
66. Температура и относительная влажность воздуха в животноводческих помещениях приведены в таблице N 8.
Половозрастная группа животных
Расчетная температура воздуха (°С)
Относительная влажность воздуха (%)
Молочное и молочно-мясное
Коровы (кроме коров на откорме) и нетели, молодняк от 12 до 18 месяцев, быки-производители, КРС старше 18 месяцев на откорме
В секциях, стойлах, боксах, клетках и денниках
Молодняк от 6 до 12 месяцев
В боксах и секциях
Коровы и КРС до 18 месяцев
Коровы и КРС до 18 месяцев
Телята от 14 дней до 6 месяцев
Коровы и нетели в течение 3 месяцев до отела и 14 календарных дней после отела
Привязное и в денниках
Телята до 20-дневного возраста
а) коровы и нетели перед отелом (за 10 календарных дней), во время отела и после отела с телятами до 20-дневного возраста
Беспривязное на глубокой подстилке
б) другие половозрастные группы КРС
Беспривязное на глубокой подстилке
67. Скорость движения воздуха в животноводческих помещениях приведена в таблице N 9.
Назначение животноводческих помещений
Скорость движения воздуха, не более (м/с)
в холодный (при минусовых температурах наружного воздуха) и переходный периоды года (+5°С и ниже)
в теплый период года (+5°С и выше)
1. Коровники для беспривязного и привязного содержания, здания для молодняка и КРС на откорме
2. Родильное отделение, телятник
68. Концентрация вредных газов и содержание пыли в животноводческих помещениях не должны превышать предельно допустимые концентрацию вредных газов и содержания пыли в животноводческих помещениях, указанные в таблице N 10.
Половозрастная группа животных
()
()
Телята до 3 месяцев
Телята от 3 до 6 месяцев
69. Полы в помещениях для содержания животных на Предприятии должны быть нескользкими, неабразивными и нетоксичными, малотеплопроводными, водонепроницаемыми, устойчивыми к воздействию сточной жидкости и дезинфицирующих веществ.
70. Кормушки и поилки должны быть влагонепроницаемыми, безвредными для животных, легко поддающимися чистке и дезинфекции. Чистка и дезинфекция кормушек должны производиться не реже 1 раза в месяц.
71. Родильное отделение должно представлять собой изолированное помещение для содержания коров и нетелей в течение 3 месяцев до отела и проведения отелов.
72. Животноводческие помещения обеспечиваются светом за счет естественного и искусственного освещения.
73. Освещенность животноводческих помещений приведена в таблице N 11.
Половозрастная группа животных
Естественное освещение (отношение площади остекления к площади пола)
Искусственное освещение в люксах (на уровне кормушек)
Молодняк от 6 до 18 месяцев
Коровы и нетели, кроме животных, указанных в пунктах 2, 5, 6 настоящей таблицы
Коровы мясного направления продуктивности
Коровы и нетели в родильном отделении
74. В случае содержания КРС молочного направления продуктивности на Предприятии должен быть предусмотрен молочный блок (изолированное помещение в животноводческом помещении или отдельное здание) для первичной обработки и временного хранения молока, а также мытья и обработки доильного оборудования. В молочном блоке должно быть предусмотрено отдельное помещение для исследования молока, допускается наличие на Предприятии одного такого помещения.
75. Для содержания и лечения слабых, больных животных, животных с повышенной температурой тела, а также животных, подозреваемых в заболевании, должны предусматриваться изолированные помещения (изоляторы) вместимостью до 1 процента от общего поголовья или в каждом животноводческом помещении должны быть оборудованы отдельные станки с перегородками.
77. Перед отправкой КРС с Предприятия-поставщика каждое животное должно подвергаться клиническому осмотру с термометрией.
79. На каждой Площадке Предприятия должны предусматриваться:
здание для размещения обслуживающего персонала с ветеринарным пунктом, а также загон для осуществления ветеринарно-профилактических, диагностических и противоэпизоотических мероприятий. На Площадках Предприятия могут быть размещены гараж и (или) конюшня, передвижные либо стационарные кормушки и поилки.
80. Утилизация и уничтожение трупов КРС, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других биологических отходов на Предприятиях осуществляются в соответствии с ветеринарными правилами хранения, переработки, утилизации биологических отходов, утверждаемыми Минсельхозом России в соответствии со статьей 2.1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии».
V. Требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС на Предприятиях
84. Карантин и территория, прилегающая к нему, должны быть огорожены, иметь самостоятельный въезд (выезд) на дорогу общего пользования.
85. Карантин должен состоять из двух отделений: отделения для приема и обработки (чистка, мытье) животных и отделения для содержания животных.
86. Отделение для приема и обработки животных должно включать весовую, помещение для приема и обработки животных, помещение для хранения дезинфицирующих, дезинвазионных и моющих средств, помещение для хранения лекарственных средств для ветеринарного применения и инструментов.
87. Отделение для содержания животных должно включать животноводческие помещения, а также помещения для хранения кормов и инвентаря (уборочного, по уходу за животными).
88. В карантине удаление, обработка, обеззараживание, хранение и утилизация навоза осуществляются за пределами навозохранилища Предприятия. Сточные воды карантина должны направляться самостоятельной канализационной сетью в общую систему после обеззараживания.
89. Все поступающее на Предприятие поголовье КРС, в том числе из собственного репродуктора, подлежит карантинированию в соответствии с условиями, запретами, ограничениями в связи со статусом региона происхождения и (или) отгрузки подконтрольных товаров, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 635, путем размещения в карантине, где животные содержатся под постоянным ветеринарным наблюдением.
90. При карантинировании:
комплектование изолированных секций животноводческих помещений карантина поголовьем должно осуществляться в течение 4 календарных дней и не более чем из 3 Предприятий-поставщиков, Хозяйств. Больные и подозреваемые в заболевании животные содержатся в отдельной секции;
запрещаются перемещения (переводы) животных из карантина в другие животноводческие помещения Предприятия, а также в другие секции животноводческих помещений карантина.
Перечень противоэпизоотических мероприятий формируется в соответствии с ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, утверждаемыми Минсельхозом России в соответствии со статьей 2.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии».
92. Дезинфекция помещения карантина проводится каждый раз после его освобождения от животных.
93. Карантинирование КРС мясного направления продуктивности, поступающего на Предприятие, осуществляющее содержание крупного рогатого скота мясного направления продуктивности на условиях круглогодичного пастбищного содержания, проводится на отдельных Площадках Предприятия в соответствии с условиями, запретами, ограничениями в связи со статусом региона происхождения и (или) отгрузки подконтрольных товаров, установленным решением федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора о регионализации в соответствии с Ветеринарными правилами проведения регионализации территории Российской Федерации, утвержденными приказом Минсельхоза России от 14 декабря 2015 г. N 635.
Перемещение (перевод) при карантинировании КРС мясного направления продуктивности с отдельных Площадок Предприятия или из отдельных загонов на другие отдельные Площадки Предприятия или в отдельные загоны Предприятия запрещается.
VI. Требования к обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям КРС на Предприятиях
95. КРС, содержащийся на Предприятиях, подлежит диагностическим исследованиям, вакцинациям и обработкам против заразных болезней животных в соответствии с ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней животных, включенных в Перечень заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), утвержденный приказом N 476, а также Перечнями противоэпизоотических мероприятий.
96. На Предприятии специалистами в области ветеринарии осуществляются:
осмотр копыт, их расчистка и обрезка;
профилактическая обработка копыт путем прогона групп животных через сооружения для обработки (за исключением Предприятий, осуществляющих содержание КРС мясного направления продуктивности на условиях круглогодичного пастбищного содержания).
97. Дезинсекция, дезакаризация и дератизация животноводческих помещений на Предприятиях проводятся не реже 1 раза в год, а также при визуальном обнаружении насекомых, клещей, грызунов либо выявлении следов их пребывания (покусов, помета).
1 Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 342 «О вопросах в сфере ветеринарного контроля (надзора) в Таможенном союзе» (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 23 августа 2010 г.), являющееся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст. 632); Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
2 Пункт 2 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 г. N 27 (Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org, 15 февраля 2018 г.), являющимся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе».
3 Пункт 3.7 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317, и приказ Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. N 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях» (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2016 г., регистрационный N 45094) с изменениями, внесенными приказом Минсельхоза России от 2 апреля 2020 г. N 177 (зарегистрирован Минюстом России 27 мая 2020 г., регистрационный N 58484).
4 Статья 2.5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии».
5 Пункт 3 Правил предоставления субсидий федеральным казенным предприятиям, отнесенным к ведению Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, на финансовое обеспечение затрат, связанных с производством и доставкой в субъекты Российской Федерации лекарственных средств и препаратов для ветеринарного применения для обеспечения проведения противоэпизоотических мероприятий в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 490 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 24, ст. 3529).
6 Статья 2.2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии».
7 Перечень заразных и иных болезней животных, утвержденный приказом Минсельхоза России от 9 марта 2011 г. N 62 (зарегистрирован Минюстом России 1 июня 2011 г., регистрационный N 20921) с изменениями, внесенными приказом Минсельхоза России от 15 февраля 2017 г. N 68 (зарегистрирован Минюстом России 9 марта 2017 г., регистрационный N 45878).
8 Пункт 3.7 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 и приказ Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. N 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях».
9 Статья 2.5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии».
Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 21 октября 2020 г. N 622 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 октября 2020 г.
Регистрационный N 60628
Вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует по 31 декабря 2026 г.