шпаликов стихи лучшее читать
Шпаликов стихи лучшее читать
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу —
Кто меня вернет? —
… показать весь текст …
Остается во фляге невеликий запас
Зажжены не про нас.
Вольным — вольная воля,
Ветром в чистое поле
… показать весь текст …
Бывает все на свете хорошо, —
В чем дело сразу не поймешь, —
А просто летний дождь прошел,
Нормальный летний
дождь.
Мелькнёт в толпе
знакомое лицо,
Веселые глаза,
А в них бежит Садовое кольцо,
И летняя гроза.
А я иду, шагаю по Москве,
И я пройти ещё смогу
… показать весь текст …
Рано утром волна окатит
Белоснежной своей водой,
И покажется в небе катер
Замечательно молодой.
Мимо пристаней и черешен,
Отделенный речной водой,
Появляется в небе леший
Замечательно молодой.
Драют палубу там матросы,
Капитана зовут на «ты»,
И на девочек там подросток
Сыплет яблоки и цветы.
… показать весь текст …
Меняют люди адреса,
Переезжают, расстаются,
Но лишь осенние леса
На белом свете остаются.
Останется не разговор
И не обиды — по привычке,
А поля сжатого простор,
Дорога лесом к электричке.
Меж дач пустых она вела, —
Достатка, славы, привилегий,
Телега нас обогнала,
И ехал парень на телеге.
… показать весь текст …
«Не принимай во мне участья. »
пронзительно грустное стихотворение Геннадия Шпаликова
Не принимай во мне участья
И не обманывай жильем,
Поскольку улица, отчасти,
Одна — спасение мое.
Я разучил ее теченье,
Одолевая, обомлел,
Возможно, лучшего леченья
И не бывает на земле.
Пустые улицы раскручивал
Один или рука в руке,
Но ничего не помню лучшего
Ночного выхода к реке.
… показать весь текст …
Городок провинциальный,
Летняя жара,
На площадке танцевальной
Музыка с утра.
Рио-рита, рио-рита,
Вертится фокстрот,
На площадке танцевальной
Сорок первый год.
Ничего, что немцы в Польше,
Но сильна страна,
Через месяц — и не больше —
Кончится война.
… показать весь текст …
Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ.
Я шагаю по Москве,
Как шагают по доске.
Что такое — сквер направо
И налево тоже сквер.
Здесь когда-то Пушкин жил,
Пушкин с Вяземским дружил,
Горевал, лежал в постели,
Говорил, что он простыл.
Кто он, я не знаю — кто,
А скорей всего никто,
У подъезда, на скамейке
Человек сидит в пальто.
… показать весь текст …
Вчерашний день погас,
А нынешний не начат,
И утро, без прикрас,
Актрисою заплачет.
Без грима, нагишом,
Приходит утром утро,
А далее — в мешок —
Забот, зевот… И мудро,
Что утро настает,
И день не обозначен,
И ты небрит и мрачен.
Светлеет. День не начат,
… показать весь текст …
Бывают крылья у художников
Бывают крылья у художников,
Портных и железнодорожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.
А прорастают они так,
Из ничего, из ниоткуда.
Нет объяснения у чуда,
И я на это не мастак.
Поэтам следует печаль,
А жизни следует разлука.
Меня погладит по плечам
Строка твоя рукою друга.
И одиночество войдет
Приемлемым, небезутешным,
Оно как бы полком потешным
Со мной по городу пройдет.
Не говорить по вечерам
О чем-то непервостепенном —
Товарищами хвастать нам
От суеты уединенным.
Никто из нас не Карамзин —
А был ли он, а было ль это —
… показать весь текст …
Жила с сумасшедшим поэтом
Жила с сумасшедшим поэтом,
Отпитым давно и отпетым.
И то никого не касалось,
Что девочке горем казалось.
О нежная та безнадежность,
Когда все так просто и сложно,
Когда за самой простотою —
Несчастья верста за верстою.
Несчастья? Какие несчастья, —
То было обычное счастье,
Но счастье и тем непривычно,
Что выглядит очень обычно.
… показать весь текст …
Звон трамвая голосист и гулок,
Парк расцвечен точками огней,
Снова я пришел на переулок —
Переулок юности моей.
Над асфальтом наклонились вязы,
Тенью скрыв дорожку мостовой.
Помню, как к девчонке сероглазой
Торопился я под выходной.
Как, промокнув под дождем веселым,
За цветущий прятались каштан,
Девочка из сорок третьей школы
И до слез смущенный мальчуган.
… показать весь текст …
То ли страсти поутихли,
То ли не было страстей, —
Потерялись в этом вихре
И пропали без вестей
Люди первых повестей.
На Песчаной — все песчано,
Лето, рвы, газопровод,
Белла с белыми плечами,
Пятьдесят девятый год,
Белле челочка идет.
Вижу четко и нечетко —
Дотянись — рукой подать —
… показать весь текст …
Не насовсем прощались
Не насовсем прощались,
А так, до неких пор,
Забытыми вещами
Завален летний двор.
Кому и чем обязан —
Трава узнает путь.
Я разберусь не сразу,
Я после разберусь.
Так бесконечно лето
У нас над головой,
И хорошо бы это
Позаросло травой.
… показать весь текст …
Марианне Вертинской
Выпей со мной, Марьяна,
Из моего стакана.
Пусть тебе снится
Светлая Ницца
И заграница, Марьяна.
Кошки на мягких лапах,
Твой знаменитый папа.
Солнцем обрызган целый мир,
Празднично блещет улица.
После
утренней тьмы
квартир
Люди стоят
и щурятся.
Сдвинься, попробуй, —
не хватит сил,
И у подъездов,
спросонок,
Город большой на мгновенье
застыл,
Зажмурившись,
… показать весь текст …
Я со псом разговаривал ночью,
Объясняясь, — наедине, —
Жизнь моя удается не очень,
Удается она не вполне.
Ну, а все же, а все же, а все же, —
Я спросил у случайного пса, —
Я не лучше, но я и не плоше,
Как и ты — среди псов — не краса.
Ты не лучший, единственный — верно,
На меня ты печально глядишь,
… показать весь текст …
Под ветром сосны хорошо шумят,
Светает рано. Ты не просыпайся,
Ко мне плечом горячим прикасайся,
Твой сон качают сосны и хранят.
Тебя держу, тебя во сне несу
И слышу — дятел дерево колотит,
Сегодня воскресение в лесу,
На даче, на шоссе и на болоте.
Покой еще не начатого дня,
Неясные предметов очертанья.
Я думаю, как ты вошла в меня,
В мои дела, заботы и сознанье.
Уходят в будни наши торжества,
Но по утрам хочу я просыпаться,
… показать весь текст …
Шпаликов стихи лучшее читать
Геннадий Шпаликов. Стихотворения.
Не верю ни в бога, ни в черта,
Ни в благо, ни в сатану,
А верю я безотчетно
В нелепую эту страну.
Она чем нелепей, тем ближе,
Она — то ли совесть, то ль бред,
Но вижу, я вижу, я вижу
Как будто бы автопортрет.
Любите вы Листа, Моцарта, Сальери.
Любите вы Листа, Моцарта, Сальери,
Лавки букинистов, летний кафетерий,
Споры о Шекспире и о Кальдероне
В городской квартире в Киевском районе.
Ах, Париж весенний! Как к тебе добраться?
Рано утром в Сене можно искупаться.
Вы себя погубите западной душою,
Заграницу любите — ох, нехорошо.
Мастера палитры, вы не виноваты,
Ох, космополиты — милые ребята.
нравится вам Врубель,
Есть у раздражения самовыражение.
Есть у раздражения
Ах, как всем досадил!
И лежит в гробу — костюм,
Галстук на резинке.
Он лежит — уже ничей
Вот почетный караул.
Хорошо ему в почете,
Жалко, ноги протянул.
Говорю ему — привет,
Ты — туда, а я — в буфет.
О чем во тьме кричит сова?
Спроси об этом у совы
На «вы» спросить — переспросить
На «ты» — невежливо спросить.
Поскольку женщина сова
И у нее свои права.
Иду дорогой через лес,
Охотник я. Но где же дичь?
Где куропатка или сыч?
Хотя — съедобны ли сычи,
Про то не знают москвичи.
Но я — неважный гастроном,
Давай зальем сыча вином!
Мы славно выпьем под сыча
Зубровки и спотыкача!
Прекрасен ты, осенний лес, —
Какая к черту мне охота!
Твои осенние болота.
Размеры наши совпадают,
Подарок с дружеской ноги
Сейчас в болоте пропадает!
Но притяжение болот
Мы все–таки преодолеем,
Тому надежда и оплот,
Что силу воли мы имеем.
Мы — это я и сапоги,
Подарок с дружеской ноги.
Они ходили с малых лет
Через болота и овраги,
А покупали их в сельмаге,
Для них асфальт — уже паркет.
Люблю я эти сапоги,
Я не верну его обратно.
Уже светлеет. Переход
От тени к свету непонятен,
Число полутонов растет,
А воздух влажен и приятен.
Рога трубят? Рога трубят…
Я голову приподнимаю.
Я голову приподнимаю,
Прошедший день припоминаю.
Улицу наклонную, по улице — туман,
С дворянскими колоннами старинные дома.
Заберите меня, заберите,
Посадите меня под арест,
Десять суток мне подарите,
Прикажите позвать оркестр.
Пусть по улицам бьют барабаны
И в подзорные трубы глядят,
И суровые ветераны
Пощадить меня не велят.
По несчастью или к счастью, истина проста.
По несчастью или к счастью,
Никогда не возвращайся
Даже если пепелище
Не найти того, что ищем,
Путешествие в обратно
Я прошу тебя, как брата,
И на валенках уеду
В сорок пятом угадаю,
Будет мама молодая
На площадке танцевальной
На площадке танцевальной
Ничего, что немцы в Польше,
На площадке танцевальной
Я жизнью своею рискую, с гранатой на танк выхожу
Геннадий Шпаликов. Стихотворения.
УТРО
Не верю ни в бога, ни в черта,
Ни в благо, ни в сатану,
А верю я безотчетно
В нелепую эту страну.
Она чем нелепей, тем ближе,
Она — то ли совесть, то ль бред,
Но вижу, я вижу, я вижу
Как будто бы автопортрет.
Любите вы Листа, Моцарта, Сальери.
Любите вы Листа, Моцарта, Сальери,
Лавки букинистов, летний кафетерий,
Споры о Шекспире и о Кальдероне
В городской квартире в Киевском районе.
Ах, Париж весенний! Как к тебе добраться?
Рано утром в Сене можно искупаться.
Вы себя погубите западной душою,
Заграницу любите — ох, нехорошо.
Мастера палитры, вы не виноваты,
Ох, космополиты — милые ребята.
нравится вам Врубель,
Есть у раздражения самовыражение.
Есть у раздражения
Ах, как всем досадил!
И лежит в гробу — костюм,
Галстук на резинке.
Он лежит — уже ничей
Вот почетный караул.
Хорошо ему в почете,
Жалко, ноги протянул.
Говорю ему — привет,
Ты — туда, а я — в буфет.
СЕНТЯБРЬ
О чем во тьме кричит сова?
Спроси об этом у совы
На «вы» спросить — переспросить
На «ты» — невежливо спросить.
Поскольку женщина сова
И у нее свои права.
Иду дорогой через лес,
Охотник я. Но где же дичь?
Где куропатка или сыч?
Хотя — съедобны ли сычи,
Про то не знают москвичи.
Но я — неважный гастроном,
Давай зальем сыча вином!
Мы славно выпьем под сыча
Зубровки и спотыкача!
Прекрасен ты, осенний лес, —
Какая к черту мне охота!
Твои осенние болота.
Размеры наши совпадают,
Подарок с дружеской ноги
Сейчас в болоте пропадает!
Но притяжение болот
Мы все–таки преодолеем,
Тому надежда и оплот,
Что силу воли мы имеем.
Мы — это я и сапоги,
Подарок с дружеской ноги.
Они ходили с малых лет
Через болота и овраги,
А покупали их в сельмаге,
Для них асфальт — уже паркет.
Люблю я эти сапоги,
Я не верну его обратно.
Уже светлеет. Переход
От тени к свету непонятен,
Число полутонов растет,
А воздух влажен и приятен.
Рога трубят? Рога трубят…
Я голову приподнимаю.
Я голову приподнимаю,
Прошедший день припоминаю.
Улицу наклонную, по улице — туман,
С дворянскими колоннами старинные дома.
Заберите меня, заберите,
Посадите меня под арест,
Десять суток мне подарите,
Прикажите позвать оркестр.
Пусть по улицам бьют барабаны
И в подзорные трубы глядят,
И суровые ветераны
Пощадить меня не велят.
По несчастью или к счастью, истина проста.
По несчастью или к счастью,
Никогда не возвращайся
Даже если пепелище
Не найти того, что ищем,
Путешествие в обратно
Я прошу тебя, как брата,
И на валенках уеду
В сорок пятом угадаю,
Будет мама молодая
Рио–рита, рио–рита
На площадке танцевальной
На площадке танцевальной
Ничего, что немцы в Польше,
На площадке танцевальной
Я жизнью своею рискую, с гранатой на танк выхожу
Я жизнью своею рискую,
С гранатой на танк выхожу
За мирную жизнь городскую,
За все, чем я так дорожу.
Я помню страны позывные,
На пункты идти призывные,
Отечество наше в беде.
Живыми вернуться просили.
Живыми вернутся не все,
Вагоны идут по России,
По травам ее, по росе.
И брат расставался с сестрою,
Покинув детей и жену,
Я юностью связан с войною
И я ненавижу войну.
Я понял, я знаю, как важно
Веслом на закате грести,
Сирени душистой и влажной
Невесте своей принести.
Пусть пчелы летают — не пули,
И дети родятся не зря,
Пусть будет работа в июле
И отпуск в конце января.
За лесом гремит канонада,
А завтра нам снова шагать.
Не надо, не надо, не надо,
Не надо меня забывать.
Я видел и радость и горе,
И я расскажу молодым,
Как дым от пожарища горек
И сладок отечества дым.
Москва сортировала поезда.
Москва сортировала поезда:
Товарные, военные, почтовые.
Нас увозили в дальние места,
Живыми оставались чтобы мы.
Для жизни дальней оставались жить,
Которая едва обозначалась,
Теперь — глаза в слезах, едва смежить,
За все начала, за все начала.
ПЕРЕУЛОК ЮНОСТИ
Звон трамвая голосист и гулок,
Парк расцвечен точками огней,
Переулок юности моей.
Над асфальтом наклонились вязы,
Тенью скрыв дорожку мостовой.
Помню, как к девчонке сероглазой
Торопился я под выходной.
Как, промокнув под дождем веселым,
За цветущий прятались каштан,
Девочка из сорок третьей школы
И до слез смущенный мальчуган.
Мне хотелось слез необычайных,
Клятву, что ли, дать или обет.
Этот дождь, короткий и случайный,
Стал причиной близости к тебе.
Знаю — случай ничего не значит.
Но сегодня поздно пожалел,
Что могло случиться все иначе,
Если б дождь подольше прозвенел.
Звон трамвая голосист и гулок,
Парк расцвечен точками огней,
Переулок юности моей.
Имя на поэтической поверке. Геннадий Шпаликов
Прекрасные стихи он писал ещё в юности. Согласитесь, далеко не каждый семнадцатилетний парень может написать так образно, но в тоже время просто:
Москва, июль печёт в разгаре,
Жар, как рубашка к зданиям прилип.
Я у фонтана, на Тверском бульваре
Сижу под жидковатой тенью лип.
Девчонки рядом с малышом крикливым,
Малыш ревёт, затаскан по рукам,
А девочки довольны и счастливы
Столь благодатной ролью юных мам.
И, вытирая слезы с мокрой рожи,
Дают ему игрушки и мячи:
«Ну, Геночка, ну перестань, хороший,
Одну минутку, милый, помолчи».
Ты помолчи, девчонки будут рады,
Им не узнать, что, радостью залит,
Твой тёзка на скамейке рядом
С тобою, мальчуган, сидит.
И пусть давным-давно он не ребёнок,
Но так приятно, нечего скрывать,
Что хоть тебя устами тех девчонок
Сумели милым, Геночкой назвать.
1954
Я выхожу, большой, неуклюжий,
Под солнце, которое в самом зените,
И наступаю в синие лужи,
Я говорю им: вы извините!
Вы извините, синие лужи, –
Я ошалелый и неуклюжий.
Неуклюжий – это не для рифмы, а потому, что в ту весну автор ещё прихрамывал.
С 1956 года по 1961 год Геннадий Шпаликов учиться во ВГИКе, на сценарном факультете. Во время учёбы женился в 1959 году на студентке сценарного факультета ВГИКа Наталья Рязанцевой. После окончания учёбы жизнь бурлила, как вода в половодье. Сценарий «Трамвай в другие времена» берет для съёмок один из близких друзей Шпаликова Юрий Файт.
Режиссёр Виктор Туров снимает картину «Звезда на пряжке», тоже по сценарию Геннадия. Но появилась неувязка в личной жизни – два сценариста не могут ужиться в одной семье. К том уже Наталья обвиняет Геннадия в том, что он сильно увлёкся молоденькой актрисой Инна Гулая.
Зрители помнят её по главной роли в фильме «Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова. А что делать, если она уже беременна от Геннадия? Он сжигает мосты: оставляет Наталью и уходит к Инне в 1962 году, а 19 марта 1963 года у них рождается дочь Дарья.
Ради молодой жены Геннадий Шпаликов готов на все! Муза кажется поселяется у него надолго. Именно в тот период написано одно из лучших стихотворение поэта:
А я иду, шагаю по Москве
Бывает все на свете хорошо,-
В чем дело, сразу не поймёшь,-
А просто летний дождь прошёл,
Нормальный летний дождь.
Мелькнёт в толпе знакомое лицо,
Весёлые глаза,
А в них бежит Садовое кольцо,
А в них блестит Садовое кольцо,
И летняя гроза.
А я иду, шагаю по Москве,
И я пройти ещё смогу
Солёный Тихий океан,
И тундру, и тайгу.
Над лодкой белый парус распущу,
Пока не знаю, с кем,
Но если я по дому загрущу,
Под снегом я фиалку отыщу
И вспомню о Москве.
1963
Первая крупная сценарная работа «Застава Ильича» Геннадия Шпаликова, снятая режиссёром Марленом Хуциевым. Фильм подвергся жёсткой цензуре, из него был исключён ряд сцен. Геннадий Шпаликов выступил с резкой критикой цензурных ограничений. В 1964 году фильм все же вышел на экраны в сокращённом варианте. Он не понравился самому Никите Хрущёву.
В 1962 году Геннадий Шпаликов выступил сценаристом для режиссёра Георгия Данелия, приступившего к съёмкам фильма «Я шагаю по Москве». Композитор Андрей Петров написал музыку на стихотворение «А я иду, шагаю по Москве» и песня вошла в фильм. Исполнял песню в картине молодой актёр Никита Михалков. По свидетельству очевидцев слова песни Геннадий написал прямо на съёмочной площадке.
Этому фильму также пришлось пробиваться к зрителю через утверждения В многочисленных инстанциях, вносивших свои замечания и исправления.
Геннадий не хотел мириться с диктатом чиновников Совкино, при этом запил горькую.
К сожалению, даже рождение дочери Дарьи не могло удержать от алкоголя, и расставания в дальнейшем с супругой Инна, которая не выдержала такой жизни. Хотя новая семья и рождение дочери на некоторое время помогли Геннадию воздержаться от пагубной привычки.
Надо сказать, что Геннадий Шпаликов был самокритичен к себе, без послаблений, что видно отчётливо из его стихотворения:
Я дошёл до ручки,
Да, теперь хана.
День после получки,
Денег – ни хрена.
Что сегодня? Пятница?
Или же четверг?
Пьяница, ты пьяница,
Пропащий человек.
В 1966 году на экраны вышел фильм «Долгая счастливая жизнь», как оказалось впоследствии единственная режиссёрская работа Геннадия Шпаликова, снятая по его сценарию. Главные роли исполняли Инна Гулая и Кирилл Лавров. Играл в фильме Владимир Высоцкий. На международном фестивале авторского кино в Бергамо фильм получил главный приз. В СССР картина шла малозамеченный. В том же 1966 году вышел в прокат фильм «Я родом из детства», режиссёр Виктор Туров, автор сценария Геннадий Шпаликов, считающийся белорусскими критиками лучшей картиной, созданные за всю историю белорусского кино.
Затем у Геннадия Шпаликова начался период творческое невостребованности. Из многочисленных его сценариев, написанных до начала 1970-х годов, оказались экранизированы лишь 2 мультипликационных фильма «Жил-был Козявин» (1966), «Стеклянная гармоника» (1968). Геннадий Шпаликов, уйдя из дома перебивался временным жильём, у друзей и знакомых. Причём по свидетельству друзей писатель мог запросто работать пьяным, и поэтому даже не пытался перестать употреблять алкоголь, в начале «отшучивался», но потом махнул на жизнь рукой.
«Романтик оттепели» – так назвал Шпаликова Евгений Евтушенко. Литературоведы также отмечают высокий уровень его произведений в 1970-е годы: в них звучит ярко индивидуальная тема хороших, но невыносимых друг с другом людей. В 1971 году вышел снятый режиссёром Ларисы Шепитько «Ты и я», в сценарии которого Геннадий Шпаликов подвёл черту под шестидесятничеством, констатирую крах иллюзий этого поколения. Фильм был отмечен на Венецианском фестивале, но стал худшим по посещаемости в СССР.
Первый сборник стихов был опубликован посмертно спустя 5 лет «Избранное» – 1979 год. Позднее также вышли и другие сборники: «Я жил, как жил», 1998 год, «Прощай Садовое кольцо» – 2000, «Пароход белый-беленький» – 2000.
Первая мемориальная доска в честь Геннадия Шпаликова (Москва, 1-я Тверская-Ямская, 13) с надписью: «В этом доме с 1956 по 1960 год жил и работал поэт и кинодраматург Геннадий Фёдорович Шпаликов.» Затем была установлена фигура Геннадия Шпаликова – часть скульптурные композиции у входа во Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова. И ещё была открыта мемориальная доска на родине Геннадия Шпаликова в Сегеже, в Республике Карелия.
Я думаю, что лучше память замечательному поэту и кинодраматургу Геннадию Шпаликову состоит в том, что для нашего старшего поколения стоит сказать: «Геннадий Шпаликов», – и мы тут же улыбаемся, сами не зная почему.
То ли своему детству с шариками первомайских демонстраций, то ли юности с далёкой и прекрасной столицей в фильме «Я шагаю по Москве», то ли просто какие-то хорошие пустяки вспоминаются.
Говоря словами Геннадия Шпаликова:
День был светлый и свежий,
Людям нравилось жить.
Я был весел и вежлив,
Я хотел рассмешить…
Из поэтического наследия Геннадия Шпаликова
В фильме «Коллеги» 1962 года звучит песня «Палуба» – музыка Юрия Левитина на стихи Геннадия Шпаликова в исполнении Олега Анофриева
На меня надвигается
По реке битый лёд.
На реке навигация,
На реке пароход.
Пароход белый-беленький,
Дым над красной трубой.
Мы по палубе бегали –
Целовались с тобой.
Пахнет палуба клевером,
Хорошо, как в лесу.
И бумажка приклеена
У тебя на носу.
Ах ты, палуба, палуба,
Ты меня раскачай,
Ты печаль мою, палуба,
Расколи о причал.
В финале фильма «Гений» звучит песня на стихи Геннадия Шпаликова «Ах, утону я в Западной Двине…» в исполнении Александра Абдулова, музыка Вячеслава Иванова.
Ах, утону я в Западной Двине,
Или погибну как-нибудь иначе,
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне мои товарищи заплачут.
Они меня на кладбище снесут,
Простят долги и старые обиды.
Я отменяю воинский салют,
Не надо мне гражданской панихиды.
Я никогда не ездил на слоне,
Имел в любви большие неудачи,
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне мои товарищи заплачут.
В финале фильма «Подранки» звучит стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью…», которое читает режиссёр фильма Николай Губенко.
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.
Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу –
Кто меня вернёт? –
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
Данные стихи Геннадия Шпаликова положил на музыку Сергей Никитин:
Друзей теряют только раз,
И, след теряя, не находят,
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.
А если он уходит днём,
Он все равно от вас уходит.
Давай сейчас его вернём,
Пока он площадь переходит.
Его немедленно вернём,
Поговорим и стол накроем,
Весь дом вверх дном перевернём
И праздник для него устроим.
А если он уходит днём,
Он все равно от вас уходит.
Давай сейчас его вернём,
Пока он площадь переходит.
Друзей теряют только раз,
И, след теряя, не находят,
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.
А если он уходит днём,
Он все равно от вас уходит.
Давай сейчас его вернём,
Пока он площадь переходит.
Данное стихотворение Геннадия Шпаликова звучит как завещание:
Я к вам травою прорасту,
Попробую к вам дотянуться,
Как почка тянется к листу
Вся в ожидании проснуться.
Однажды утром зацвести,
Пока её никто не видит,
А уж на ней роса блестит
И сохнет, если солнце выйдет.
Оно восходит каждый раз
И согревает нашу землю,
И достигает ваших глаз,
А я ему уже не внемлю.
Не приоткроет мне оно
Опущенные тяжко веки,
И обо мне грустить смешно,
Как о реальном человеке.
А я – осенняя трава,
Летящие по ветру листья,
Но мысль об этом не нова,
Принадлежит к разряду истин.
Желанье вечное гнетёт,
Травой хотя бы сохраниться –
Она весною прорастёт
И к жизни присоединится.
Геннадий Шпаликов – одна из самых нежных красок на групповом портрете поэтов прошлого ХХ века. Он не вписался в нашу равнодушно систему, он боролся с ней своим темпераментом, своей драматургией, своей поэзии, своей уникальной личностью и знал, что это борьба безнадёжна.
Но откуда на сердце
Вдруг такая тоска?
Жизнь уходит сквозь пальцы
Жёлтой горстью песка.
После его трагического ухода все схватились за голову, кто его любил, и любили его многие. Он был слишком нежен и светел, Гена, скрывающий простуженное горло синим шарфиком. Никто не думал, что он не выдержит.