шоколадница лиотара в хорошем разрешении
Прекрасная шоколадница
Описание картины «Прекрасная шоколадница»
Образ был создан между 1743-м и 1745 годами при дворе австрийской императрицы Марии Терезии. В то время швейцарский художник находился в Вене, где писал портреты правительницы и её супруга.
Картина входит в коллекцию Галереи старых мастеров в Дрездене с 1855 года.
Кто был моделью для «Прекрасной шоколадницы», достоверно не установлено. Вероятнее всего, это одна из незамужних девушек при дворе, поразившая живописца своей красотой. В те дни было принято призывать ко двору юных прелестниц из семей «низшего» дворянства и делать их компаньонками для дам из «высшего» дворянства.
Очень часто утверждается, что Лиотару позировала Анна (Аннель или Наннель) Бальтауф – дочь обедневшего кавалера Мельхиора Бальтауфа, которую, возможно, пригласили ко двору в качестве такой наперсницы. Молодой князь фон Дитрихштейн, якобы, был поражён её красотой, влюбился и женился – приведя в смятение весь высший свет.
Более романтическая версия этой истории гласит, что молодой Дитрихштейн пришёл в венское кафе чтобы попробовать новомодный напиток – горячий шоколад. Там он и встретил Анну Бальтауф, которая обслуживала посетителей. Он мгновенно влюбился в девушку и следующие несколько недель приходил в заведение практически ежедневно. В конце концов, он женился на своей пассии, несмотря на сопротивление высшего дворянства. В качестве свадебного подарка он заказал Лиотару портрет невесты в той одежде, в которой встретил её впервые.
Несмотря на то, что начало истории «Прекрасной шоколадницы» больше похожа на сказку, её продолжение хорошо задокументировано. В 1881 году Генри Пирс – президент Walter Baker, ведущей компании США по производству какао и шоколада – приехал в Европу, чтобы познакомиться с методами производства какао. В дрезденской Королевской галерее он увидел картину Лиотара. Его впечатлил и сам портрет, и его романтическая история – и с тех пор «Прекрасная шоколадница» стала одной из первых зарегистрированных торговых марок в экономической истории. С 1880-х образ Анны Бальтауф был запечатлён и растиражирован на миллионах банок какао и рекламных буклетов.
Во время Второй мировой войны немцы перевезли оригинальную картину в крепость Кёнигштайн. Хрупкому произведению удалось перенести холод и сырость. Пастель вернулась в Дрезден после того, как нацисты отступили под натиском советских войск.
«Шоколадница» Лиотара. Главный шедевр художника
Доподлинно не известно, кто позировал Лиотару. Немало на этот счёт легенд. Самая популярная гласит, что перед нами дочь разорившегося дворянина.
Она так приглянулась зашедшему в кафе князю, что он решил жениться на девушке. А перед свадьбой заказал ее портрет в том наряде, в котором полюбил. То есть в наряде шоколадницы.
Скорее это всего лишь красивая легенда. Которая сыграла немалую роль в том, что картина стала одной из самых узнаваемых в мире. Она же является чуть ли не главной визитной карточкой Дрезденской галереи (наряду с Сикстинской мадонной Рафаэля).
Но я не удивлена, почему такая легенда в принципе родилась. Сами ее живописные характеристики наталкивают на мысли о благородстве героини.
Посмотрите, насколько у шоколадницы светлая кожа с нежным румянцем. Девица простого происхождения вряд ли могла себе такое позволить. Ведь ей нужно было немало бывать на воздухе.
Помимо работы в кафе, надо же ещё работу по дому делать: воду из колодца таскать, на базар ходить или даже в огороде возиться. А в этом случае ее кожа непременно была бы смуглее.
Руки ее тоже очень холёные. Лиотар выписал их с особой нежностью. Работящая девушка такого себе тоже не могла позволить. Шитьё, мытьё посуды и прочие бытовые хлопоты непременно наложили бы свой отпечаток.
Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница (фрагмент). 1745-1747 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене
Выдаёт девушку и статная осанка. Чтобы иметь такую спинку, нужно было следить за ней с раннего детства. А такое было возможно только в рамках благородного семейства.
К тому же Лиотар подобрал невероятные цвета. Золотисто-охристый цвет корсета. Серо-голубой цвет юбки. Нежно-розовый чепец с голубой лентой. Белоснежно-белый цвет передника и платка. Все цвета светлые, подчеркивающие ощущение свежести и ухоженности.
Если бы художник выбрал другие цвета, то впечатление от картины было бы однозначно другим.
Ещё обратите внимание, как тщательно Лиотар выписал стакан и фарфоровую чашку на подносе девушки. Можно сказать, они тоже «из высшего света».
Скорее всего, именно из-за всех этих «благородных» деталей и родилась легенда о даме голубых кровей, попавшей в услужение из-за финансовых проблем семьи.
Но что-то мне подсказывает, что все дело в самом художнике Лиотаре. Он явно обладал тонким вкусом и умел создать благородство там, где его было не в таком количестве. И охотно льстил своим моделям.
Жан-Этьен Лиотар. Портрет Марии-Жозефы Саксонской, дофины Франции. 1751 г. Рейксмузеум в Амстердаме
Такова была эпоха рококо. Искусство должно было быть легким и нести людям красоту. Сам Лиотар говорил, что живопись – это лишь зеркало, в котором отражается самое прекрасное из реального мира.
Так что все дело в замысле мастера. Он сумел из простой официантки создать красивый, запоминающийся образ. Он и стал главным шедевром мастера.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Новое в блогах
ЖАН ЭТЬЕН ЛИОТАР.Шоколадница.
Жан-Этьен Лиотар,Шоколадница, ок. 1743—45,Галерея старых мастеров, Дрезден
Художника называли «живописцем королей и красивых женщин». Все в его жизни складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, которыми талантливый художник, одаренный к тому же практическим умом, умело воспользовался.
Жана Этьена Лиотара(1702-1789г ) считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Легенд о его странствиях и приключениях сохранилось не меньше, чем созданных работ, а их было около четырехсот! Коллеги и влиятельные поклонники таланта называли Жана “художником правды” — за фотографическую точность изображения, “живописцем королей и красивых женщин” — за любовь к изысканности.
Легенда о создании картины такова:
Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, он взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда.
Но есть и другая версия:
Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром и картина написана в его доме — это гласит надпись, сохранившаяся на копии картины, хранящейся в Лондоне.
Это был не заказной портрет, а картина, написанная по собственному желанию художника, поражённому красотой девушки, камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф, ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В любом случае, личность модели точно не установлена.
Так, например, совершенно реально топорщится плотный шелк ее платья; еще не распрямились складки фартука, только что вынутого из бельевого ящика; стакан с водой отражает окно, и в нем отражается линия верхнего края небольшого подносика.
Картина «Шоколадница» отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что «в силу всех этих особенностей «Шоколадница» может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи». После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.
Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate» приобрела права на использование картины, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире.
Жан-Этьен Лиотар всегда был сторонником независимости – и в жизни, и в искусстве. Рене Лош признается, что именно оригинальность Лиотара и его несравнимый «вкус к правде» привлекли ее в личности и работах художника: «Он наблюдал, как работают другие, и… делал все по-своему!»
Мне очень нравится другая работа Лиотара.У него есть ещё одна Шокладница или«Голландская девушка за завтраком»Картину специалисты «Сотбис» оценили в 4−6 миллионов фунтов (примерно 5,6−8,4 млн. долларов).
Тайна знаменитой «Шоколадницы» Лиотара: история Золушки или хищной охотницы за княжеским титулом?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На картине Лиотара «Шоколадница» мы видим скромную девушку, смиренно потупившую взор, вероятно, перед посетителем кофейни, которому она спешит подать горячий шоколад. По одной из версий, которая долгое время была общепринятой, художник изобразил на этой картине Анну Бальтауф, благовоспитанную представительницу обедневшего дворянского рода. Однажды в 1745 г. князь Дитрихштейн, австрийский аристократ, потомок богатейшего древнего рода зашел в венскую кофейню, чтобы попробовать новомодный шоколадный напиток. Он был настолько покорен скромным обаянием милой девушки, что принял решение на ней жениться, несмотря на протесты своей семьи.
Желая преподнести своей невесте необычный подарок, князь якобы заказал ее портрет художнику Лиотару. Однако это был необычный портрет – князь попросил изобразить девушку в том образе, в котором он встретил ее и полюбил с первого взгляда. По другой версии, художник изобразил на картине камеристку австрийской императрицы Марии Терезии, поразившую его своей красотой.
Скептики утверждают, что на самом деле все было куда менее романтично, чем в красивой легенде. И даже Анна была не Анной, а простушкой Нандль Бальтауф, происходившей не из дворянского рода, а из обычной семьи – все ее предки были слугами, а женщины добивались жизненных благ тем, что частенько оказывали особенные услуги в господских постелях. Именно к такой участи готовила девушку и ее мать, настаивавшая на том, что другим путем дочери не добиться ни денег, ни счастья.
Согласно этой версии, князь впервые увидел девушку не в кафе, а прислуживающую в доме у кого-то из знакомых. Нандль старалась почаще попадаться ему на глаза и всячески пыталась обратить на себя внимание. План удался, и смышленая служанка вскоре стала любовницей аристократа. Однако ее не устраивала роль «одной из», и она добилась того, что князь начал представлять ее своим гостям и перестал встречаться с другими любовницами.
А вскоре свет был шокирован новостью: князь Дитрихштейн женится на служанке! Он действительно заказал портрет невесты Лиотару, и когда рассказал ему о своей избраннице, художник произнес: «Такие женщины всегда добиваются, чего хотят. А когда она добьется, бежать Вам будет некуда». Князь удивился и спросил, что Лиотар имеет в виду, а тот ответил: «Всему свое время. Настанет миг, когда Вы сами это поймете. Боюсь, однако, что будет слишком поздно». Но, по всей видимости, князь так ничего и не понял: до конца дней он прожил со своей избранницей и умер, завещав ей все свое состояние. Ни одна женщина больше не смогла к нему приблизиться. А жена на склоне лет сумела добиться почета и признания в свете.
С 1765 г. «Шоколадница» находилась в Дрезденской галерее, а во время Второй мировой войны нацисты вывезли эту картину вместе с другими экспонатами галереи в замок Кенигштейн над Эльбой, где позже коллекция была обнаружена советскими войсками. Каким чудом драгоценная коллекция там сохранилась, невзирая на холод и сырость подвалов, – искусствоведы удивляются до сих пор.
Личность модели на портрете до сих пор точно не идентифицирована, но «Шоколадница» Лиотара словно завораживает всех, кто приходит в Дрезденскую галерею, и считается одним из лучших ее шедевров. Примечательно, что «Шоколадница» стала одной из первых торговых марок в истории маркетинга. Ее и сейчас использует в качестве логотипа сеть кофеен.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Шоколадница
К середине XVIII-го века уже вся Европа по утрам и не только пила шоколад. Это прекрасно иллюстрируют картины замечательного швейцарского художника Жана Этьена Лиотара.
Жан Этьен Лиотар, родился в 1702-ом году в Женеве (Швейцария) и умер в 1789-ом там же. За свои 87 лет он прожил насыщенную событиями жизнь: побывал в Турции, полюбил восточную одежду и даже носил бороду, которую впоследствии сбрил по настоятельной просьбе своей жены. Художнику довелось работать при многих европейских дворах: в Риме, в Вене, в Париже.
И везде, где бы он ни был, Лиотар рисовал королей и известных и красивых или просто красивых женщин. Но всему миру он известен, в первую очередь, как автор знаменитой «Шоколадницы», украшающей стены Дрезденской картинной галереи.
Жан Этьен Лиотар
Завтрак семьи Лавернь (1754)
Частная коллекция
Антикварный серебряный шоколадник (Франция, конец XIX-го века)
А дальше мнения «очевидцев» расходятся: одни утверждают, что в день свадьбы невеста пригласила знакомых шоколадниц и, будучи счастлива своим возвышением, подала им свою руку со словами: «Теперь я стала принцессой, и вы можете поцеловать мою руку.»
Другие утверждают, что с этими словами Анна после венчания обратилась к своему мужу, что было по достоинству оценено присутствующими аристократами, которые за эту фразу простили девушке её низкое происхождение. Лично мне эта версия нравится больше всего, вне зависимости от её подлинности.
Есть даже версия, что барышня была сколь красива, столь же хитра, и именно хитростью и при помощи советов своей матери-интриганки, такой, как мачеха в фильме про Золушку, она и охомутала принца.
А есть самая вероятная, на мой взгляд, версия о том, что на портрете никакая не Анна Бальтауф, других портретов которой не сохранилось. И вообще неизвестно была ли Анна шоколадницей, а Лиотар нарисовал просто красивую девушку с шоколадом в чашке. Нарисовал изумительно хорошо, что и способствовало появлению всех этих легенд.
Единственное, что не подлежит сомнению, так это то, что на подносе у девушки стоят чашка с блюдцем, сделанные на первой в Европе фарфоровой фабрике, находящейся в саксонском городе Мейсене.
Антикварный шоколадник (Пруссия, марка RS)
Копия уже статуэтки выпуска 1920-ого года стоит в Дрезденском музее. А в магазинах можно купить современные копии большого и малого размеров, которые стоят 6700 и 3700 евро соответственно.
Антикварный колокольчик для вызова (Германия)
В Венгрии, в Будапеште, на площади Вёрёшмарти (Vörösmarthy) находится легендарный в своей стране кондитерский Дом «Гурме Самош» (SZAMOS GOURMET PALACE). Считается, что лучшие фирменные сладости можно купить именно там.
Дом «Гурме Самош» это одновременно кафе, шоколадный магазинчик и школа шоколатье. Славится это заведение своими изделиями из марципана, делать которые, по легенде (а как же без легенды?!), основатель этого заведения некто Младен Савитч (судя по имени, по происхождению он не венгр, а, скорей всего, хорват) научился у заезжего датского кондитера. Этому искусству Младен выучил всю свою семью, так и началась история этого кондитерского дома.
Антикварный шоколадник (Австрия, марка MZ, 1900-е годы)