ремонт системы отопления в квартире многоквартирного дома
Кто должен производить замену стояков отопления в квартире и как сделать это бесплатно?
Большинство горожан живут в многоквартирных домах (МКД), многие из которых построены достаточно давно. Система центрального отопления в них включает стояки для подачи теплоносителя. Со временем они стареют, обнаруживаются протечки и потери тепла, а порой возникает риск аварии. Естественно, возникает вопрос, кто должен менять стояки отопления в квартире. Он заслуживает особого рассмотрения для различных ситуаций.
Чьей собственностью являются трубы и стояки в многоквартирных домах?
Собственник отопительной системы МКД определяется законодательством РФ. Согласно Правил (п.1), утвержденных Постановлением Правительства от 13.08.2006 №491, стояки тепло-, водоснабжения и канализации относятся к общедомовому имуществу. Таким образом, они являются общей собственностью всех жильцов МКД, которая передается в ведение управляющей компании.
Законы достаточно четко регламентируют права и обязанности собственников общего имущества. Основополагающими документами считаются Жилищный кодекс (ст.155) и Гражданский кодекс (ст.290) РФ.
Кто и когда должен их менять/ремонтировать?
Обслуживание отопительной системы предусматривает проведение 2-х типов ремонта – текущий и капитальный.
За проведение планового капитального и текущего ремонта отвечает управляющая компания. Она, конечно, проводит его не сама, а с привлечением специализированной организации. Внеплановые мероприятия такого типа проводятся по решению общего собрания жильцов. Далее, заявление подается в управляющую компанию, которая и обеспечивает их осуществление.
Больше о разновидностях и стоимости капитального и других видов ремонта систем отопления в многоквартирном доме читайте тут.
Сколько составляет срок службы тепловых коммуникаций по ГОСТу?
Обустройство отопительной системы в МКД осуществляется с учетом требования ГОСТ 32415-2013. Ее стояки могут изготавливаться из разных материалов, но должны обеспечивать высокую надежность и долговечность. Всякий материал имеет определенный срок службы, когда гарантирована работоспособность труб, изготовленных из него. Исходя из этого показателя, составляется график проведения капитального ремонта системы центрального отопления МКД.
Данный параметр устанавливается Ведомственными строительными нормами (ВСН). Для стояков отопления из черного металла согласно ВСН 58-88 гарантированный срок службы составляет 20 лет (приложение 2 ВСН). При использовании оцинкованных труб он может увеличиваться до 25 лет. В реальной жизни капитальный ремонт проводится через 25-30 лет.
За чей счет производят ремонт и обновление?
Все работы, связанные с обслуживанием отопительной системы, оплачиваются собственником имущества, т.е. жильцами МКД. Однако они ежемесячно вносят плату на содержание и ремонт дома, причем норматив рассчитывается с учетом занимаемой площади каждым владельцем квартиры. Эти платежи должны создавать соответствующий фонд, из которого и планируется капитальный ремонт отопительной системы (как формируется плата за отопление?).
Таким образом, жильцы заранее оплачивают замену стояков, и когда приходит срок проведения работ, дополнительные оплаты не производятся. Требования управляющей компании на оплату ремонта незаконны. Данное положение закреплено ст. 290 ГК РФ, а также и ст.155 ЖК РФ.
Только в исключительных случаях, когда предлагается модернизация системы с целью повышения ее эффективности, управляющая компания может обратиться о дополнительном взносе. Решение об этом принимает общее собрание жильцов, которое имеет право отказаться от новых платежей.
Важно учитывать одно обстоятельство. Если ремонтные работы приходится проводить по вине кого-либо из жильцов, когда он совершил действие, повреждающее стояк, или не принял меры по устранению мелких дефектов внутри своей квартиры, приведших к выходу из строя всего стояка, то виновнику придется оплачивать ремонт полностью.
Как это сделать бесплатно через УК или ЖЭК?
Проблема замены стояка отопления может возникнуть по многим техническим причинам. В этом случае необходим текущий ремонт.
Этот вопрос регулируется такими документами:
Если согласно указанным документам стояк отопления не удовлетворяет предъявляемым требованиям и создает массу проблем, то собственники жилья имеют право требовать бесплатную замену (в счет ежемесячных платежей). Для этого существует определенных порядок действий. Прежде всего, собирается общее собрание жильцов, на котором принимается решение о необходимости мероприятия. Если созвать собрание не удается, то пишется коллективное обращение.
Куда обращаться?
Если МКД находится в собственности жильцов, то вопрос капитального или текущего ремонта находится в зоне ответственности управляющей компании, куда и подается соответствующее заявление. В случае сохранения муниципальной собственности, ответственность за проведение ремонт несет местная, исполнительная власть. Обращаться следует в ЖЭК, в ведении которого находится данный дом.
Необходимые документы
К заявлению на проведение ремонта прикладываются необходимые документы:
Работы по замене стояка затронут интересы жильцов, через квартиры которых он проходит. Именно поэтому надо согласие всех заинтересованных жильцов (при коллективном обращении). Если есть решение общего собрания, то отдельное согласие не требуется.
Составление заявления
После выявления дефектов и освидетельствования поврежденных элементов, подается заявление на имя руководителя управляющей компании (ЖЭКа). Оно пишется в свободной форме, но должно содержать такие основные пункты:
Заявление составляется в 2-х экземплярах. Один из них направляется управляющей компании. На экземпляре заявителя делается отметка с датой и подписью, подтверждающей получение.
Сроки процедуры
Срок рассмотрения заявления регламентируется п 40 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 №491, управляющей компании отводится на это 5 дней. Она имеет право направить своих представителей для проведения собственного осмотра.
Для этого, обычно, привлекаются опытные специалисты, дающее экспертное заключение о степени повреждения, причинах и виновнике его появления. После этого, согласовывается срок проведения работ, который удовлетворяет обе стороны.
Для проведения работ управляющая компания заключает договор со специализированной организацией. С собственником жилья согласовывается смета расходов на ремонт, в т.ч. на закупку материалов, демонтаж, монтаж и испытания. Со своей стороны собственник должен обеспечить свободный подход к рабочей зоне и нормальные условия для работы. Контроль исполнения остается за управляющей компанией.
Когда могут отказать, и как заставить ЖКХ выполнять свои обязанности?
Управляющая компания имеет право отказать в бесплатной замене отопительного стояка в следующих случаях:
Если собственник желает заменить стояк без должных на то оснований, а только с целью модернизации, то управляющая компания может потребовать дополнительную оплату более дорогих материалов и приборов. Компания также по результатам собственного осмотра может вместо замены стояка ограничиться его полноценным ремонтом, если это решает проблему.
Необоснованный отказ в бесплатной замене собственник может оспорить. Он может обратиться с жалобой в Жилищную инспекцию или в судебные инстанции. Совершенно недопустим отказ со ссылкой на нахождение поврежденных элементов системы центрального отопления внутри квартиры. Незаконно требование дополнительной оплаты на удорожание материалов и услуг, если она заранее не согласована с собственником.
Какие сложности с законом могут возникнуть, если проводить работы самостоятельно?
Законодательство РФ не запрещает жильцам квартиры менять стояки, находящиеся в их помещениях. Однако согласно статьям 44 и 46 ЖК они считаются общим имуществом, а любые изменения без согласования признается нарушением прав собственности. На практике, проблем не будет, если обеспечивается надежная работа системы и претензий ни у кого нет.
Все изменяется, когда выявляется дефект на установленной трубе. Далее, появятся серьезные проблемы и наказания:
Ответственность в случае наступления аварийной ситуации
После некачественной замены стояка возможны серьезные последствия:
За ремонт ответственность перед жильцами несет управляющая компания, которой и предъявляется счет на компенсацию ущерба. Она, в свою очередь, должна предъявить претензии организации-исполнителю работ. Вначале, осуществляется досудебное разбирательство, а если виновник не соглашается на возмещение убытков, то подается судебный иск.
Стояки отопления в квартире МКД считаются общей собственностью. За их содержание и ремонт отвечает управляющая компания. Жильцы заранее оплачивают капитальный ремонт, производя ежемесячный, эксплуатационный платеж. Сама замена стояков обеспечивается без дополнительного взимания денег с жильцов.
Разновидности и стоимость капитального и других видов ремонта систем отопления в многоквартирном доме
Несмотря на то, что любой ремонт отопления в многоквартирном доме (далее МКД) преследуют одну и ту же цель, достижение конечного результата напрямую зависит от износа и срока эксплуатации элементов отопительной системы. Эти факторы и влияют на перечень работ и способ устранения неисправностей.
Производство работ для обеспечения теплоснабжения в многоквартирных домах
Основные нормативные акты, на которые следует опираться при решении вопросов, связанных с восстановлением отопительной системы:
В соответствии с п.1.8 ПГ РФ N 170 для поддержания в надлежащем состоянии инженерных систем могут проводиться следующие виды ремонта:
Определимся, в чём их различие, и какие условия создают предпосылки для каждого вида ремонта.
Капитальные работы
Капитальный ремонт — это комплекс мероприятий, направленный на устранение поломок изношенных конструктивных элементов теплоснабжения МКД, относящихся к общему имуществу. При этом выполняются работы по их замене либо восстановлению с целью приведения к действующим эксплуатационным нормам (ст.2 ФЗ № 185-ФЗ).
Предпосылки для проведения капитального ремонта отопительной системы:
Что входит в работы по восстановлению теплоснабжения при капитальном ремонте (п.7.2 СТО НОСТРОЙ 2.33.120-2013):
Последний пункт приведённого перечня является наиболее спорным. Дело в том, что отопительные радиаторы в соответствии с п.6 ПП РФ № 491 отнесены к разряду общего имущества, то есть такового, которое обслуживает более одного помещения (ст.36 ЖК РФ). Это означает, что жильцы при проведении ремонта теоретически могут претендовать на их бесплатную замену.
На практике собственник квартиры при восстановительных работах может попытаться бесплатно заменить свой прибор отопления только в случае, если на квартирном стояке отсутствуют отключающие устройства, что позволит признать радиатор частью общедомовой отопительной системы.
Вопросы организации и проведения капитального ремонта системы теплоснабжения в МКД возложены на управляющую компанию. Исполнение работ может проводиться как силами подрядной организации, так и с помощью собственного персонала компании с заключением договора. Последнее более выгодно для жильцов, так как даёт больше гарантий при возможных претензиях к качеству.
Текущая замена элементов
Проводится в плановом порядке с целью предотвращения износа конструктивных элементов, относящихся к общему имуществу (п.18 ПП РФ № 491).
Периодичность проведения текущего ремонта для системы теплоснабжения законом не установлена. Ремонт проводится 1 раз в несколько лет при выявлении недостатков, установленных в ходе плановых или сезонных осмотров и требующих устранения.
Периодичность осмотров центрального отопления:
Правовая реализация этого вида ремонта возможна двумя путями:
Перечень работ при текущем ремонте включает в себя следующие мероприятия по восстановлению и замене отдельных элементов центрального отопления (п.11 прил.7 ПГ РФ № 170 и п.11 прил.2 МДК 2-04.2004):
Обязанности по проведению текущих ремонтов отопления «по умолчанию» возлагаются на управляющую организацию, с которой собственники МКД заключили соответствующий договор (п.16 ПП РФ № 491).
Устранение аварий
Аварийные работы системы теплоснабжения МКД проводятся с целью срочного восстановления функциональности отопительной системы в случае аварии. В соответствии с п.3 прил.1 МДК 2-04.2004 аварийное обслуживание центрального отопления включает в себя следующие мероприятия:
Аварийные неисправности трубопроводов и соединений в системах теплоснабжения должны устраняться незамедлительно (прил.2 ПГ РФ № 170).
Аварийные работы отопления входят в плату за содержание жилья (Прил.1 МДК 2-04.2004).
Кто выполняет аварийные работы:
Стоимость замены в рамках капремонта
Законодательством РФ бремя оплаты за капитальный ремонт МКД (включая замену отопления) возложено на собственников квартир.
Входит ли это в состав платежей за капремонт?
С 2014 года жильцы должны ежемесячно перечислять средства в специальный фонд, с которого впоследствии и оплачиваются капитальный ремонт (ст.169 ЖК РФ). Сумма взносов для каждого собственника рассчитывается индивидуально путём умножения установленного в регионе тарифа на общую площадь квартиры (как формируется плата за отопление?). Отдельной платы за капитальный ремонт отопления законом не предусмотрено.
И текущий и капитальный ремонты отопления схожи тем, что проводятся в плановом порядке, а отличаются — масштабом и целями. Восстановительным работам подлежат элементы центрального отопления, находящиеся в общей собственности жильцов МКД. Конечная цель ремонта — безопасная эксплуатация системы теплоснабжения.
Батарея в квартире — чья собственность и кто должен ее ремонтировать?
Жизнь в многоквартирном доме далеко не всегда безоблачна и проста. Возникновение спорных вопросов между жильцами отдельных квартир и управляющими компаниями (УК) – нередко встречающееся явление.
Большинство из них решить крайне просто – достаточно обратиться к базовым законодательным актам жилищной сферы права.
Кто отвечает за батареи, радиаторы отопления в квартире?
Однако бывают и такие случаи, когда ситуацию крайне сложно истолковать, даже используя действующее законодательство.
Ярким примером подобного явления можно считать многочисленные споры, возникающие между УК и жильцам дома относительно ответа на вопрос: «Чья собственность батареи отопления, находящиеся в квартирах?».
Так как тема действительно очень актуальная, наш ресурс выделил для ее рассмотрения целую статью, которая раз и навсегда поможет ответить на злополучный вопрос. Ознакомиться с материалом можно ниже.
Чья собственность батарея в квартире?
Законодательство об общей собственности жильцов МКД
Многим жителям многоквартирных домов (МКД) известно, что территориально подобные строения делятся на две зоны:
Согласно Жилищному Кодексу РФ (ЖК РФ), за первый вид зон многоквартирного дома отвечают непосредственно их владельцы, а вот за второй – УК или же товарищество собственников жилья.
В вопросе относительно радиаторов отопления ведутся споры именно о том, кому они принадлежат и кто, соответственно, обязан следить за их состоянием.
Для ответа на столь специфичный вопрос из правовой сферы необходимо обратиться к некоторым Постановлениям Правительства РФ (преимущественно под номером 491) и решениям Верховного суда РФ.
В соответствии с положениями данных нормативно-правовых актов батареи отопления могут относиться к общей собственности жильцов МКД только в том случае, если они не отделены в конкретной квартире от центральной отопительной системы каким-либо вентилем или подобным разделительным узлов.
То есть, при наличии вентилей у радиатора он принадлежит владельцу квартиры, при отсутствии же такового – является общедомовым имуществом и следить за его состоянием обязаны управляющая компания, либо полномочные лица товарищества собственником жилья.
Таким образом, можно констатировать: любой радиатор отопления, отделенный от общедомового стояка каким-либо вентилем, становится собственностью владельца квартиры и ответственность за его состояние/своевременный ремонт лежит именно на собственнике.
В остальных случаях батарея будет являться общедомовой собственностью и, соответственно, следить за ней должны полномочные организации управления МКД.
Кто должен заниматься заменой непригодных для использования батарей или их ремонтом?
Как найти ответственного за обслуживание и ремонт батарей?
Теперь, когда всем читателям нашего ресурса понятно, кому и при каких обстоятельствах принадлежат радиаторы отопления в МКД, можно рассмотреть и процедуры, касающиеся их ремонта или замены.
На самом деле ситуация в данном вопросе до безобразия проста – чья батарея, тот за нее и отвечает, а точнее, обязуется:
Стоит отметить, что при нежелании фактического владельца ремонтировать или менять неисправную батарею его оппонент по правоотношениям имеет полное право обратиться в суд, который решить все спорные вопросы.
Прибегая к судебным прениям по «батарейному» вопросу в МКД, важно учитывать, что судебный орган при вынесении вердикта будет ориентироваться именно на ранее упомянутый вентиль радиатора. Поэтому, если конкретно вы находитесь в невыигрышной позиции, судиться не просто бессмысленно, а по-настоящему глупо.
Во многом это связано с тем, что вердикт суда обязует проигравшую сторону не только проводить ремонт батареи, но и возмещать все траты его оппонента по судопроизводству, которые были понесены таковым в процессе судебных прений. Интересна ли вам такая перспектива? Скорее всего, нет.
Кто отвечает за отопление в квартире и подачу тепла?
Помимо представленных выше нюансов, «радиаторный» вопрос в МКД имеет еще одну особенность.
Заключается она в процедуре проведения замены батарей. Многие жильцы МКД интересуются – имеют ли они право самопроизвольно проводить данное мероприятие или нет?
Для лучшего понимания сути этой процедуры давайте рассмотрим порядок ее проведения для двух возможных вариантов исхода событий:
После проведения указанных выше мероприятий, собственник квартиры может проводить и замену, естественно, за свой счет.
Как видите, ответить на большинство вопросов, возникающих относительно «радиаторных» споров в МКД, не столь тяжело, если знать некоторые законодательные нюансы данной темы. Надеемся, представленный выше материал был для вас полезен. Удачи в отстаивании прав!
О том как заменить батареи отопления вы можете узнать, посмотрев видео:
Ремонт оборудования в квартире собственника: за чей счёт?
Много спорных ситуаций и вопросов возникает вокруг ремонта инженерных систем, квартирных стояков, радиаторов отопления, приборов учёта коммунальных услуг и прочего оборудования в квартирах собственников помещений в МКД. Жильцы постоянно судятся из-за оплаты ремонта с управляющими компаниями. Сегодня попытаемся разобраться, какое оборудование в квартире собственника управляющая компания должна ремонтировать платно, а какое бесплатно.
Ответственность за содержание общего имущества в доме
По закону ответственность за содержание квартир и общего имущества в МКД несут сами собственники помещений в доме (ст.210 ГК РФ, ч.3 ст.30, ст.39 ЖК РФ). Они ежемесячно перечисляют плату управляющей компании, которая, в свою очередь, обязуется за эту сумму выполнять соответствующие работы и оказывать услуги.
Также собственники помещений в МКД платят УК, РСО и региональному фонду капремонта за текущий и капитальный ремонт общего имущества в доме (ч.2 ст.154, ст.156, 158, 166, 169 ЖК РФ; Постановление Правительства РФ №491 от 13.08.2006).
Получается, что бремя основной нагрузки по содержанию в надлежащем состоянии и текущему ремонту общего имущества в жилом доме ложится на плечи управляющей компании (ст.161 ЖК РФ). Следовательно, УК должна производить ремонт общего имущества в доме, не взимая за это дополнительной платы сверх ежемесячной суммы платежа потребителя ЖКУ.
Поэтому важно определить, какое имущество в квартире относится к общему, а какое к личному пользованию собственника помещений в МКД.
Общее имущество в МКД, которое УК ремонтирует бесплатно
Оборудование, которое УК не должна ремонтировать бесплатно
Как определить ответственность за ремонт собственника и УК
Чтобы решить, платно или бесплатно должен производиться ремонт оборудования в квартире собственника помещений в МКД, необходимо определить внутренние границы систем коммунальных инженерных коммуникаций, по которым разграничивается ответственность за их эксплуатацию между владельцем жилья и УК.
Как вы уже поняли из выше перечисленных списков, например, ответвления от стояков горячего и холодного водоснабжения после запорно-регулирующей арматуры вместе с самим этим элементом в квартире собственника, а также сантехника в зону эксплуатационной ответственности управляющей компании не входят. Поэтому УК не должна ремонтировать это оборудование бесплатно.
Во избежание недоразумений и споров рекомендуем вам закрепить границы эксплуатационной ответственности между вашей УК и собственниками помещений в МКД в договоре управления.
Но если произойдёт авария или поломка оборудования в квартире собственника, которое входит в общедомовое имущество, то управляющая компания обязана сделать ремонт бесплатно (Решение Верховного Суда РФ от 30.11.2011 №ГКПИ11-1787).
Также следует обратить внимание, если необходимость ремонта оборудования внутри квартиры вызвана ненадлежащим оказанием коммунальных услуг, то собственники помещений могут требовать от своей управляющей компании возмещения понесённых убытков или расходов на его ремонт либо произведения ремонта за счёт УК (п.149, 151 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011).
Спорные случаи
Самые большие сомнения, разногласия и споры собственников помещений в МКД с управляющими компаниями вызваны отнесением к общему имуществу дома внутриквартирных радиаторов отопления. Это объясняется тем, что зачастую достаточно трудно провести чёткую внутреннюю границу эксплуатационной ответственности по отопительным сетям.
Поэтому по отопительным радиаторам в квартирах жильцов дома ситуация неоднозначная. Существует разное мнение и различные судебные решения. Так, одни суды считают, что внутриквартирные радиаторы входят в состав общего имущества МКД (Письмо Минрегиона РФ от 04.09.2007 №16273-СК/07).
Ведомство в своём объяснении ссылается на п.6 Правил содержания общего имущества, утверждённых Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года. Там сказано, что в состав общего имущества входит внутридомовая система отопления вместе со стояками, радиаторами, регулирующей и запорной арматурой, ОДПУ теплоэнергии и другим оборудованием на этих сетях.
Другие суды придерживаются противоположного мнения. Верховный Суд РФ считает, что в состав общего имущества собственников помещений в МКД входят только те радиаторы отопительной системы, которые обслуживают более одной квартиры в доме, то есть установлены за пределами квартир на лестничных клетках в подъездах, в подвалах (Определение Верховного Суда РФ от 24.11.2009 №КАС09-547).
Также бытует мнение, что радиаторы не входят в состав общего имущества в МКД, если они оснащены отключающими устройствами. Отсутствие отключающего устройства на радиаторе подтверждает тот факт, что отопительные приборы квартир признаются элементом единой общедомовой отопительной системы.
Как видите, вопрос отнесения квартирных отопительных приборов к составу общего имущества в МКД остаётся спорным и открытым до сих пор, поскольку в каждом отдельном случае суды трактуют проблему по-разному. С остальным оборудованием в квартирах собственников, надеемся, вам стало проще разобраться после прочтения нашей статьи.
Кто должен ремонтировать и менять батареи отопления в квартирах, как сделать замену бесплатно?
Замена батарей отопления в квартире может повлечь за собой ряд существенных расходов. Это знают многие владельцы жилья в многоквартирных домах (далее – МКД). Если же говорить о том, что даже находящиеся внутри квартир батареи отопления могут относиться к общедомовому имуществу, то об этом знает далеко не каждый человек.
В определенных ситуациях собственник квартиры не должен менять батареи за свой счет. Их своевременная замена и поддержание в надлежащем состоянии, устранение течей и других неполадок может лежать на управляющей компании (далее – УК). Более того, самовольная замена батарей может считаться по закону нарушением правил пользования жилыми помещениями в МКД, что влечет за собой штраф до 1,5 тысяч рублей (согласно ст.7.21 КоАП РФ).
Об этих и других особенностях замены батарей отопления в квартире мы поговорим в данной статье.
Чьей собственностью являются квартирные радиаторы и трубы?
Радиаторы отопления внутри квартир в МКД могут относиться к общедомовому имуществу. Это регламентируют следующие законодательные акты:
Во всех указанных актах законодательства отмечено, что к общедомовому имуществу батареи / радиаторы отопления внутри квартиры относятся тогда, когда они являются частью общей системы и обслуживают более одного помещения.
Если отсекающие краны на трубах перед батареей имеются, ремонт при протечках самих радиаторов системы центрального отопления или замена на более современное оборудование возлагается на кошелек собственника жилья. В этом случае к общедомовому имуществу радиаторы относиться не будут – это оговорено в пункте 5 Правил эксплуатации МКД. В данном разделе указано, что общее имущество – это все, что находится до запорного вентиля (перемычки) на отводе трубы от стояка к батарее.
В пункте 6 Правил при этом говорится, что сама регулирующая и запорная арматура является имуществом общедомовым, отсюда вытекает, что при протечке именно в месте стыковки запорного крана и радиатора устранять неполадку также должна УК за свой счет.
При отсутствии запорного вентиля от стояка отопления в сторону батареи производить их замену самостоятельно запрещено (кто должен производить замену стояков отопления в квартире?). Это может привести к аварийной ситуации, а также повлечет за собой штраф и, возможно, требование демонтировать незаконно установленное оборудование.
Кто и когда должен заниматься обслуживанием и ремонтом?
Согласно указанным выше нормативам, ремонт и замена отопительных приборов, относящихся к общедомовому имуществу, возлагается на УК, собственностью которых является вся система теплоснабжения в доме, если эта тепловая сеть не имеет разграничений внутри квартир (запорных вентилей).
Статью «Содержание и ремонт общедомового имущества» можно найти в квитанции на оплату услуг, согласно которой собственники МКД ежемесячно вносят плату за содержание этого имущества (как формируется плата за отопление?). Изыскивать средства на ремонт и замену батарей и других входящих в отопительную систему коммуникаций УК должна именно из этого фонда.
Кто должен ремонтировать, мы разобрались. Теперь о том, когда должно меняться или ремонтироваться такое оборудование. В случае аварийных ситуаций – незамедлительно.
Вопрос замены радиаторов сложнее. Здесь следует опираться на ГОСТы и другие нормативы, определяющие срок службы батарей.
Сколько составляет срок службы по ГОСТ?
Регулируют сферу изготовления и эксплуатации батарей ГОСТ 31311-2005 и СП 60.13330.2012. В них указаны сроки службы отопительных приборов, в зависимости от материалов, из которых они изготовлены:
Выяснив, какие батареи обогревают вашу квартиру и когда они были установлены, можно понять, пора ли их заменить.
Если батареи справляются с обогревом помещения, поддерживая в квартире температуру от +18 °С, не протекают и не имеют других дефектов – УК может отказаться их заменить даже при истечении срока службы.
Оценить состояние батарей отопления могут представители УК. В результате проверки комиссия составит акт, в котором будут даны необходимые рекомендации. Если будет рекомендовано заменить радиаторы, являющиеся общедомовым имуществом, можно писать заявление на проведение этих манипуляций самой УК.
За чей счет происходит смена старых радиаторов на новые?
Менять старые батареи на новые, если они не имеют запорных вентилей и не могут с их помощью «отрезаться» от общей системы, должна УК. Сами радиаторы также должна оплачивать УК, поскольку новое оборудование станет их собственностью.
По всей стране известны случаи решения таких спорных ситуаций в пользу собственников жилья.
Если запорные вентили в системе отопления имеются, то менять батареи придется за свои деньги. Но обойтись без участия УК все равно не получится. Правила эксплуатации МКД устанавливают (см. п. 5.2.5), что нужно получать разрешение на проведение данных действий. Кроме того, правильно подобрать подходящие батареи можно только проконсультировавшись у специалистов УК.
Перед заменой батарей нужно провести экспертизу и рассчитать, какие радиаторы нужно покупать (сколько секций и т. д.). Экспертиза, если отопительные приборы не являются общедомовой собственностью, также оплачивается владельцем квартиры. Вносить изменения в техпаспорт не нужно – замена батарей не является перепланировкой или переоборудованием, если они устанавливаются на тех же местах, где стояли старые.
Как поменять или отремонтировать отопительный прибор бесплатно через УК / ЖЭК?
Итак, вы живете в квартире, где являющиеся имуществом УК приборы отопления давно пора заменить, либо приобрели жилье на вторичном рынке и столкнулись с такой необходимостью. Только одного желания недостаточно – законность требований бесплатной замены батарей нужно доказать — вышел срок эксплуатации, либо батареи не справляются с обогревом квартиры, не обеспечивая нужной температуры, имеют дефекты и т. д. (узнать температурный график центрального теплоснабжения по ГОСТу и нормы нагрева воды в радиаторах системы отопления можно здесь).
Для того чтобы официально через ЖЭК произвести ремонт или замену радиаторов, должны быть основания. Алгоритм действий должен быть определенным, если добиться цели вы хотите без ущерба для собственных нервов и траты лишнего времени. Все заявления нужно подавать письменно. Инструкция, как добиться бесплатной замены или ремонта отопительных приборов в квартире – далее.
Куда обращаться?
Если УК выполняет свои обязательства – вопрос решен, останется лишь дождаться ремонта/замены батарей.
Составив претензию, как и в случае с заявлением, приносите два экземпляра. На вашем должны быть проставлены все те же данные:
В суд следует идти только после прямого обращения в вашу УК с заявлением на ремонт/замену батарей. Возможно, представители УК пойдут навстречу и обращаться в другие инстанции не придется. Обращение в суд – только после направления в УК письменной претензии. Невыполнение изложенных в претензии требований и будет являться основанием для иска.
Необходимые документы
Подавая в УК заявление на бесплатную замену отопительных приборов в квартире, к данному документу нужно добавить составленный специалистами акт о замерах температуры внутри квартиры или осмотра состояния батарей – документ, подтверждающий обоснованность вашей просьбы. Не обойтись и без свидетельства о собственности на квартиру. Можно также приложить квитанции об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам.
Составление заявления
Писать заявление на бесплатную замену или ремонт батарей отопления следует на имя руководителя УК. В заявлении обязательно должны быть следующие подпункты:
Помимо указанных выше нормативов, регламентирующих правомерность требований граждан на бесплатную замену батарей отопления, можно упомянуть Жилищный кодекс (например, ст. 161, описывающую обязанность УК осуществлять управление МКД так, чтобы это обеспечивало жильцам комфортные и безопасные условия жизни), Правила предоставления коммунальных услуг, утв. ПП РФ №354 от 6 мая 2011г (отсутствие обслуживания отопительного оборудования нарушает положения данных Правил).
В заявлении нужно описать проблему как можно подробнее, но без лишних слов и эмоциональной окраски.
Следует обязательно указать в конце заявления, какие действия вы предпримете, если просьба не будет удовлетворена. Лучше сочетать эту информацию с фразой: «В случае неисполнения изложенных в данном заявлении требований оставляю за собой право обратиться в …». В конце необходимо указать дату составления заявления, поставить подпись и вашу фамилию с инициалами.
Если вы затрудняетесь написать заявление самостоятельно, либо сразу хотите изложить информацию максимально убедительно, то правильно его составить поможет юрист с опытом ведения дел в коммунальной сфере.
Сроки процедуры
Законом не установлены сроки выполнения замены отопительных приборов. В аварийных ситуациях меры по обеспечению безопасности должны быть приняты безотлагательно. Насколько может затянуться решение вопроса, если экстренной необходимости нет – зависит только от вашей УК.
Если дело дошло до подачи претензии, в ней указывать сроки выполнения ваших требований необходимо. В случае решения вопроса судом – временные рамки установит данный орган.
Когда управляющая компания может отказать и что делать в таком случае?
Практика отказа УК владельцам квартир в МКД заменять батареи отопления бесплатно – повсеместна. На основании того, что радиатор находится внутри квартиры, представители УК утверждают, что платить за новые отопительные приборы и все работы собственник жилья должен сам.
Обращение в вышестоящие инстанции – единственный выход в такой ситуации. Помимо суда, можно обратиться с жалобой на УК в Жилищную Инспекцию или Роспотребнадзор.
Какие сложности с законом могут возникнуть, если проводить работы самостоятельно?
Самостоятельная замена батарей в квартире чревата:
Если произвести замену батарей самовольно, то при любых авариях платить за порчу имущества будет владелец квартиры. Причем, не только соседям, но и УК.
Лучше поручать работы сотрудникам вашей УК, так как при дальнейших аварийных ситуациях за нарушения в работе системы отопления дома отвечать будут они. Сторонние же организации не смогут обеспечить собственнику жилья правовую защиту в случае аварий, в том числе возникших не по вине владельца жилья.
Ответственность в случае аварийной ситуации
При авариях после ремонта, если монтаж новых батарей отопления выполнялся сотрудниками не вашей УК, а сторонних организаций, вся финансовая ответственность ляжет на ваши плечи.
Доказать непричастность к аварийным ситуациям можно только в тех случаях, если при замене радиаторов вы получили разрешение, а после установки была произведена экспертиза и подписан акт, подтверждающий, что все работы выполнены в соответствии с нормативами и нарушений не выявлено.
Замена батарей в квартире – сложный вопрос. Если вы мерзнете, а УК не идет навстречу – решить проблему поможет только вышестоящий орган.
Решившись заменять батареи самостоятельно, что приходится делать многим собственникам квартир в МКД, не желающим обращаться в суд и тратить время и деньги, обязательно получите в УК разрешение на проведение работ и наймите для их выполнения сотрудников вашей УК – так можно защитить себя от дальнейших неприятностей.
Практика решения проблем с отоплением в пользу собственников квартир встречается все чаще. Все больше граждан решаются отстаивать свои права, сводя общение с УК не только к ежемесячным оплатам квитанций, но и к тому, чтобы данные компании выполняли свои обязательства перед людьми.