рассказывают что когда тропинин пришел в московскую квартиру соболевского

Рассказывают что когда тропинин пришел в московскую квартиру соболевского

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Рассказывают (1) что (2) когда Пётр I не знал (3) где взять ему медь для отливки новых орудий в период войны со шведами (4) некий пушечный мастер посоветовал ему снять с колоколен половину колоколов (5) и что именно благодаря этому русская армия смогла победить шведов в ряде сражений.

Пояснение (см. также Правило ниже).

[Рассказывают], (что, (когда Пётр I не знал), (где взять ему медь для отливки новых орудий в период войны со шведами), некий пушечный мастер посоветовал ему снять с колоколен половину колоколов) и (что именно благодаря этому русская армия смогла победить шведов в ряде сражений).

2 и 3 нужны по правилу 5 (см. Правило к заданию)

В 5 не нужна по правилу однородных придаточных. Рассказывают ЧТО? «некий пушечный мастер посоветовал ему снять с колоколен половину колоколов» и ЧТО? «что именно благодаря этому русская армия смогла победить шведов в ряде сражений».

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

— понимание, того, что предложения без основы не бывает;

— знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

— понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

— умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

— умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

— умение видеть указательные слова в главном

— умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

— умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

— умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ

Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО

Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:

Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.

(Если б вместо Надежды был у меня сын), при каком условии [я не думал бы], о чём? (что будет со мною nод старость).

При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:

[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).

[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО. ), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)( 4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что— = и = ).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда — = ), [то— = ], (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что— = и = )|, и |(когда — = ), [то— = ], (насколько — = )|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

Источник

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с разными видами связи

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

1. На пресс-конференции по итогам чемпионата (1) спортсмен признался (2) что (3) если бы он не победил (4) то свою спортивную карьеру считал бы завершённой.

2. Зрители с большим волнением следили за происходящим (1) и (2) хотя по лицу и интонациям самого молодого участника дебатов нельзя было прочитать ожидание предстоящего торжества (3) понимали (4) что именно он одержит сегодня уверенную победу.

3. Охотники пробирались вдоль берега (1) и (2) хотя солнце уже село (3) и влажный туман спустился на реку (4) никто из них не собирался располагаться на ночлег.

4. В тот же день поздно вечером (1) северный горизонт против обыкновения очистился от тумана и туч (2) и (3) когда солнце спустилось почти до горизонта (4) на алом фоне неба можно было различить отдалённую мелкозубчатую цепь.

5. Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей (1) что (2) хотя и говорят (3) что история никого и ничему не научила (4) жизнь ещё больше мстит тому (5) кто совсем не знает истории.

6. Любовь делает человека честнее и строже в соблюдении нравственных устоев жизни (1) и (2) если мы сумели открыть в себе способность любить (3) можно считать (4) что мы нашли подлинное счастье жизни.

7. Приближался рассвет (1) и (2) хотя предутренний туман совсем скрыл очертания берега (3) которые до этого прорисовывались в свете восходящего солнца (4) моряки стали выбирать якоря и на вёслах двигаться к берегу.

9. Хозяйка уже много раз выглядывала в окно (1) чтобы скорее увидеть долгожданных гостей (2) и (3) когда вдалеке послышался звук приближающегося автомобиля (4) она выбежала на крыльцо.

10. Докладчик подошёл к кафедре (1) и (2) когда шум в зале затих (3) и установилась абсолютная тишина (4) начал своё выступление.

12. Нашим современникам трудно представить (1) что несколько столетий вплоть до конца XVIII века Кремль оставался в каком-то смысле обычным районом города (2)и (3) хотя и служил резиденцией правящего дома и высшего церковного иерарха (4) люди проживали на территории Кремля и участвовали в исторических событиях русского Средневековья.

13. Исследователи письменности индейцев племени майя вскоре поняли (1) что индейские иероглифы не могли быть буквами (2) поскольку их слишком много(3) и (4) хотя индейцев майя к XX веку уцелело немало (5) среди них не осталось никого (6) кто знал бы древнюю письменность и мог бы помочь учёным.

14. Коренные народы Южной Америки в XI—XVI веках придумали узелковое письмо «кипу» (1) смысл которого зависел от типа и числа узелков (2) и (3) хотя узелковый метод письменности в том или ином виде был в ходу в разных уголках Земли (4) его принято считать изобретением инков.

15. Долгое время в сельских избах печи клали без труб (1) чтобы лучше сохранялось тепло (2) и (3) хотя топили печь хорошо высушенными «бездымными» поленьями (4) дыма в горнице хватало (5) оттого избы назывались чёрными, или курными.

17. В нужный момент громовой голос прораба способен был перекрыть шум любого компрессора (1) и (2) когда этот сильный человек шёл по строительной площадке (3) казалось (4) что стальные балки сами по себе раздвигаются в стороны.

19. Благодаря земному притяжению каждое тело (1) вблизи поверхности земли обладает пропорциональным его массе весом (2) поэтому (3) если мы роняем какой-то предмет (4) он падает.

20. Художник спал так мало (1) что все удивлялись (2) и (3) если он нечаянно засыпал днём на полтора часа (4) то уже потом не спал всю ночь.

21. Утром пригрело солнце (1) а (2) когда (3) ночной туман превратился в лёгкую дымку (4) и растаял у подножия гор (5) то вдали проявились их величественные силуэты.

22. В деревенском доме было тихо (1) и (2) если бы не слабый свет в окошке (3) можно было подумать (4) что там уже все спят.

24. Солдат расположился на ночлег вблизи муравейника (1) и (2) поэтому (3) пока он спал (4) под одежду забрались муравьи (5) ему пришлось всё утро от них избавляться.

25. История Новгорода долгое время изучалась только по письменным источникам (1) среди которых были обширные летописные своды и житийная литература (2) и (3) хотя этот древнерусский город сохранил огромное число памятников зодчества и монументальной живописи (4) до рубежа XIX–XX веков их исследовали только искусствоведы вне контекста общего исторического течения.

26. Человечество одолело путь от примитивных деревянных и каменных орудий до компьютеров и космических кораблей (1) однако на этом пути человеку не менее пятисот тысяч лет сопутствует древесина (2) и (3) хотя со временем значение этого материала для развития цивилизации стало снижаться (4) он и сегодня может в немалой степени содействовать прогрессу.

27. Попытки расшифровать клинописный текст на Фестском диске с его значками (1) которые характерны для египетских иероглифов (2) не приводили ни к какому осмысленному результату (3) и (4) хотя рисунок значков и напоминает иероглифы (5) даже опытные египтологи оказались не в состоянии их понять.

29. Книги (1) которые рассказывают о жизни и судьбе человека (2) позволяют нам составить довольно полное представление об этом человеке (3) но (4) как бы ни был хорош словесный портрет (5) он не в силах заменить портрета живописного.

30. Если новое слово или новое значение слова прижилось (1) то это означает (2) что в культуре и в нашем сознании появился новый смысл (3) для которого недоставало словесной оболочки (4) и (5) что такое слово языку нужно.

31. Об этом удивительном городе говорят (1) что (2) если вы хоть раз в нём побывали (3) то непременно ещё раз захочет полюбоваться старинными фасадами его величественных зданий (4) которые так много рассказывают нам о его древней истории.

32. Рассказывают (1) что (2) когда В.А. Тропинин пришёл в московскую квартиру Соболевского (3) чтобы сделать первый набросок портрета А.С. Пушкина (4) поэт играл на полу с щенятами.

33. Нельзя не любить этот удивительный край (1) потому что он прекрасен (2) и (3) хотя вся прелесть его раскрывается сразу (4) каждый со временем начинает до боли в сердце дорожить этой тихой землёй под неярким небом.

34. Зритель в театре Чехова проходит нелёгкое нравственное испытание (1) в которое он так или иначе вовлекается ещё во время спектакля (2) и (3) когда этот зритель выходит из зала (4) он ещё долго продолжает обдумывать происходившее на сцене.

35. Всем нужны книги (1) но (2) когда люди приходят в библиотеку (3) нередко они теряются в книжном океане и начинают со сложного (4) потому что не имеют представления о простом.

36. Каждое писательское выступление углубляет наше представление об авторе (1) и (2) если мы имеем дело с большим художником и яркой индивидуальностью (3) для нас интересно и значительно каждое событие в его жизни (4) так как всё это дополняет образ писателя.

37. Меняются времена и условия жизни (1) но (2) если о человеке есть кому позаботиться (3) когда ему плохо (4) есть кому за него радоваться (5) когда происходит что-то хорошее (6) он не вырастет несчастным и жестоким.

38. Рябина неплохо растёт на любых почвах и плодоносит даже при довольно близких грунтовых водах (1) где обычно выпревают яблони и другие плодовые культуры (2) однако (3) если земля плодороднее (4) то урожай богаче (5) а ягоды крупнее и вкуснее.

39. Владислав долго не хотел будить сестру (1) которая до полуночи готовилась к предстоящему экзамену (2) и (3) когда всё-таки решился (4) она уже сама открыла глаза.

40. По целым дням братья (1) пропадали где-то с мальчишками –ровесниками (2) а (3) когда созрели фрукты (4) то их можно было застать дома только рано утром или ночью.

41. Геолог долго напряжённо вглядывался в карту местности (1) а (2) когда наконец понял (3) где находится экспедиция (4) то с размаху ударил себя ребром ладони по колену и широко улыбнулся.

42. Митроша подмигнул товарищам (1) и (2) в то время как соперники безуспешно пытались забросить мяч в корзину (3) вдруг в одном молниеносном прыжке перехватил его (4) чтобы передать нападающему своей команды.

43. Волейболисты юношеской сборной вышли на поле (1) и (2) хотя команда впервые играла в таком составе (3) показали игру (4) которую спортивные комментаторы единодушно признали высококлассной.

44. У меня кружилась голова от обилия и густоты красок на полотнах старых мастеров (1) и (2) чтобы отдохнуть (3) я уходил в зал (4) где была выставлена скульптура.

45. Внезапно испортилась погода (1) и (2) хотя до дождя дело не дошло (3) солнце посреди дня померкло (4) и тогда нарядный глянец Южного берега замутился.

46. В Эрмитаже более трёх миллионов экспонатов (1) и (2) чтобы остановиться у каждого из них хотя бы на минуту (3) потребуются годы (4) поэтому посетители выбирают что-то любимое.

47. Мальчик тихонько зашёл в комнату (1) и (2) когда дети уже расселись за столом и разложили лото (3) тоненьким голоском (4) попросил принять его в игру.

48. Чтобы сэкономить электроэнергию (1) мы лишь изредка позволяли себе слушать концерты из Москвы (2) но (3) когда это случалось (4) мы ощущали нашу столицу совсем рядом с нами (5) потому что передача принималась абсолютно ясно и без помех.

49. Собаки любят поскрести дощатый пол лапами (1) и (2) если коготь случайно застрянет в щели между досками (3) животное может получить серьёзную травму (4) которая потребует обращения к ветеринару.

50. Мышцы выполняют множество наиважнейших функций (1) и (2) если некоторые из них не справляются с функциями (3) которые на них возложены (4) страдает весь организм.

Источник

О творчестве Тропинина и его непростой судьбе

В. А. Тропинин.Кружевница. 1823,Третьяковская галерея.

“Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни”, — говорил Тропинин.

Василий Тропинин родился 30 марта в 1776 году в селе Карповка Новгородской губернии крепостным графа А. С. Миниха. Впоследствии он перешел во владение графа И. И. Моркова в составе приданого за дочерью Миниха, Натальей.

Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил вольную, однако без детей. Тропинин еще мальчиком посещал в Новгороде городскую школу, а затем, когда способности к рисованию стали очевидны, он был отдан учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.

В девять лет Тропинин был определен в воспитанники Императорской академии художеств.Учился Василий Андреевич блестяще и получил серебряную и золотую медали.

В 1804 г. его учеба внезапно прервалась — граф Морков приказал своему крепостному следовать за ним в имение на Украине. Здесь Тропинин был и кондитером, и лакеем, и архитектором; он построил церковь в селе Кукавка, где граф предполагал поселиться. Знания, с которыми Тропинин вышел из Академии, отличались от обычной академической программы.

Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын — Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых.

Незлобивый и добрый по натуре, Василий Тропинин со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию от сознания несоответствия собственного дарования и того положения, которое он занимал, напротив, воспринял пребывание на Украине как продолжение обучения, своего рода стажировку.

В 1823 в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. В сентябре 1823 он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика.

Сделавшись свободным человеком, В. Тропинин мог поселиться в Санкт-Петербурге, но столичная карьера не соблазняла его.С переселением в Москву начинается новый период творчества В. Тропинина.Он выбрал Москву ещё и потому,что жена и сын были по прежнему крепостными в семье Морковых,которая жила в это время в Москве.Только через 5 лет после сметри графа,по завещанию,они были освобождены.

Тропинин много работал на заказ, создавая картины разной художественной ценности. Среди этих работ можно встретить официальные портреты, холодные, написанные художником с закрытой душой. Но лучшие полотна мастера выделяются особой задушевностью: в их числе портреты жены, сына и великолепный портрет А.С. Пушкина.

Портрет, написанный в 1827 г., был заказан Тропинину самим Пушкиным для приятеля С.А. Соболевского, которому, по свидетельству современника, «хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще».

Его „Кружевница» (Смотрите иллюстрацию вверху)написана в 1823 году, в том заветном году, когда он покинул раздольное имение графа Моркова.
И, переполненный ожиданием счастья, художник творит картину, вошедшую, как классика, во все лучшие издания, посвященные отечественному искусству. Это шедевр.
Именно она на выставке в Академии художеств была особенно тепло встречена публикой и сразу же стала широко известной.

Недаром П. Свиньин, современник В. Тропинина, отмечал, что «и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный.

Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, — и все это изображено с такой правдой и простотой».

Миловидное лицо «Кружевницы» с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, как будто она только на минутку остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой. Все упруго в этой девушке: и лицо, и голова, и руки. Упруго и движение этих маленьких рук, особенно левой, ни на что не опирающейся, но остановившейся в воздухе с полной определенностью.

На 1830 — 1840-е годы приходится наибольшее количество портретов, написанных Тропининым. Про художника говорили, что он переписал “буквально всю Москву”. У него сложился широкий и разнообразный круг заказчиков.

Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Тропинин полагал, что портрет пишется на века, на память потомкам и должен выявлять достоинства, а не недостатки человека.

Тропинин оставил людям след своего гуманного и, может быть несколько простодушного взгляда на мир.
Умер Василий Андреевич Тропинин 3 мая 1857 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Источник

Рассказывают что когда тропинин пришел в московскую квартиру соболевского

ДВЕ ЗАМЕТКИ О ПОРТРЕТАХ ПУШКИНА

1. Портрет работы В. А. Тропинина

История создания и бытования портрета Пушкина работы В. А. Тропинина широко освещена в мемуарной и искусствоведческой литературе. Противоречивые мнения возникают только относительно одного факта: кто был заказчиком портрета? сам Пушкин или С. А. Соболевский? Этот — на первый взгляд частный — вопрос важен при изучении в целом пушкинской иконографии.

В отношении всех портретов Пушкина (кроме тропининского) вопрос решается однозначно: заказывали портреты и вели переговоры с художниками друзья поэта, хотевшие иметь его портрет. До некоторого времени не вызывал сомнения и заказчик портрета Тропинина.

На обороте эскиза портрета имеется надпись, сделанная рукой Соболевского: «Пушкин заказал Тропинину свой портрет, который и подарил Соболевскому. Этот портрет украли. Он теперь у кн. Мих. Андр. Оболенского. Для себя Тропинин сделал настоящий эскиз, который после него достался Алексееву, после Алексеева был куплен Н. М. Смирновым, а после Смирнова (ок. 3 марта 1870) подарили его Соболевскому».

Однако, несмотря на эту надпись, все авторы работ по пушкинской иконографии — С. Ф. Либрович, М. Д. Беляев, В. Згура, И. С. Зильберштейн называли заказчиком Соболевского. Зильберштейн даже объяснял эту надпись ошибкой памяти, так как она сделана через 40 лет после заказа портрета.

Почему же у исследователей иконографии Пушкина была такая уверенность, несмотря на утверждение Соболевского, закрепленное им в надписи на эскизе портрета?

Прежде всего потому, что неизвестно ни одного случая, когда поэт сам обращался бы к художникам для заказа своего портрета. Наоборот, мы знаем, что Пушкин отказывал художникам, хотевшим его написать.

14 мая 1836 г. Пушкин пишет из Москвы жене: «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности; я говорю: у меня дома есть красавица, которую когда-нибудь мы вылепим» (XVI, 116). Аналогичное пожелание выражено в стихотворении «To Dawe Esqr.» (1828) — совет художнику рисовать не «арапский профиль», а юные черты Олениной. По свидетельству Т. Г. Шевченко, К. П. Брюллов хотел написать портрет Пушкина, но он не стал позировать, а просил художника сделать портрет Натальи Николаевны.

В 1831 г. неоднократно обращался к Пушкину П. В. Нащокин с просьбой заказать для него портрет. В их переписке этого года пятикратная просьба Нащокина о портрете и трижды уклончивые ответы Пушкина. Портрета Пушкина Нащокин так и не получил. Поэт и на этот раз остался верен себе, не выступив в непривычной для него роли заказчика собственного портрета.

Исследователи иконографии Пушкина располагали и свидетельствами современников об истории создания портрета Тропининым. Н. В. Берг и П. П. Соколов в своих воспоминаниях называют заказчиком Соболевского.

Хорошо знавший Соболевского и встречавшийся с Тропининым Н. В. Берг подробно рассказывает о заказе, данном художнику: «Соболевский был недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появлялись.1 Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки, — перстнем, которому поэт придавал особенное значение».2

Н. В. Берг и П. П. Соколов рассказ о работе над портретом передают со слов самого Тропинина, и в обоих рассказах, написанных независимо друг от друга, фигурирует «заказчик». То, что Соколов называет заказчиком «Базилевского», свидетельствует лишь о том, что он не был лично знаком с Соболевским, а слышал это имя от Тропинина и исказил его при написании воспоминаний.3

Относившийся с юношеской восторженностью к знаменитому поэту, гордившийся тем, что Пушкин, вернувшись из ссылки, поселился в его квартире, Соболевский, естественно, захотел иметь его портрет. Знал он, конечно, и о карандашном рисунке Ж. Вивьена, выполненном по заказу Е. А. Баратынского в конце 1826 г. или в самом начале 1827 г. Тогда же, в начале 1827 г., Тропинин пишет портрет Пушкина — первый живописный портрет поэта.

Не будем касаться в этой заметке истории пропажи портрета. Найденный кн. М. А. Оболенским в 1850-х годах, портрет впервые был показан на выставке, устроенной в Москве Обществом любителей художеств в 1868 г. М. П. Погодин в газете «Русский» (1868, № 116) поместил заметку о портрете. Готовя материал для газеты, он обратился к Соболевскому за некоторыми сведениями об истории портрета.

Два письма Соболевского к Погодину были опубликованы впервые в 1952 г.4 Первое было прислано Погодину как материал для его отзыва в газете, второе — возражение Погодину на опубликованную им заметку.

Уже в первом письме к Погодину Соболевский утверждает: «Портрет Ал С заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в золоченой великолепной рамке». Несмотря на это, в своей заметке Погодин называет заказчиком портрета Соболевского, чем и было вызвано второе письмо. В нем Соболевский продолжает настаивать на том, что заказывал портрет Пушкин: «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами».

Это письмо, не указывая автора и пересказав его от 3-го лица, Погодин поместил в № 119 газеты «Русский» (1868). И рядом опубликовал свой «Ответ»: «Рассказ во 2-й заметке совершенно ложный, и показывает только, каким искажениям подвергается истина между современниками».

Публикаторы писем Соболевского делают вывод о бесспорности факта, что заказчиком портрета был Пушкин.5 Однако они не акцентируют внимания на том, что Погодин упорно опровергает это утверждение Соболевского. Хорошо знавший и Пушкина и Соболевского, наиболее тесно общавшийся с ними именно в 1826—1827 гг., Погодин, вероятно, хорошо знал, кто заказывал портрет Тропинину. Иначе трудно объяснить его настойчивость именно в этом вопросе.

Таким образом, к именам мемуаристов Н. Берга и П. Соколова, указывавшим на Соболевского как заказчика портрета, можно присоединить и имя Погодина.

В 1868 г., когда портрет впервые экспонировался на выставке, Соболевский объявляет заказчиком Пушкина, затем в 1870 г. эту версию излагает в надписи на эскизе портрета. Чем же объяснить желание Соболевского изменить имя заказчика?

Выскажем такое предположение. Современники Пушкина, пережившие его, оказались свидетелями все возраставшей славы поэта. Первые биографы Пушкина, П. В. Анненков, П. И. Бартенев, проявляют огромный интерес ко всем, кто знал Пушкина, по крупицам собирая материал для его биографии. Имя Пушкина как бы возвышало людей, с которыми он был когда-то связан.

Возвращаясь мысленно к годам, проведенным вместе с Пушкиным, перебирая в памяти события прошлых лет, в конце жизни Соболевский уверил себя даже в том, «что, если бы он был в 1837 г. в Петербурге, он никогда не допустил бы рокового поединка, причем он как-то особенно на

это напирал» (воспоминания В. М. Голицына).6 Именно к этому времени относится и его переписка с Погодиным относительно портрета Тропинина. То, что портрет был подарком Пушкина, придавало новый акцент их отношениям.

В связи со сказанным уместно вспомнить слова пушкиниста Н. О. Лернера: «Связь с Пушкиным укрепляет права Соболевского на память потомства».7

2. Портрет работы Райта

В прижизненной иконографии Пушкина важное место занимает портрет работы английского художника Т. Райта.8 До нашего времени портрет дошел в автогравюре, выполненной Райтом сразу после смерти Пушкина. Уже в марте 1837 г. гравюра поступила в продажу. Рисунок сепией самого Райта, с которого выполнена гравюра, не сохранился.

В литературе по иконографии Пушкина принято датировать рисунок 1836 г. Существуют разноречивые мнения о том, с натуры ли был сделан рисунок, по заказу Пушкина или по собственной инициативе художника.

Первые сведения о портрете Пушкина работы Райта были даны Н. В. Кукольником в «Художественной газете» за 1837 г. Кукольник писал, что Райт делал портрет Пушкина для задуманной им серии «Современники», и высказывал сомнение, сделан ли рисунок с натуры: «. наверное не знаем, с натуры ли рисован портрет сей».9

В 1890 г. вышла книга С. Ф. Либровича «Пушкин в портретах. История изображений поэта в живописи, гравюре и скульптуре». В ней впервые были объединены разрозненные сведения о портретах Пушкина, их создании и истории бытования. Книга Либровича имела большое значение как первая работа по иконографии Пушкина, выполненная достаточно тщательно, на уровне научных и фактографических данных по этому вопросу конца XIX в.

Относительно портрета Пушкина работы Райта Либрович без каких-либо документальных ссылок утверждал, что он был написан с натуры и «предназначался Пушкиным для предполагавшегося издания его сочинений».10

Ряд дополнений и уточнений к книге Либровича внес М. Д. Беляев в статье «Заметки на полях книги С. Либровича „Пушкин в портретах“».11 Однако сведения о портрете Райта сомнений у него не вызвали.

Датировка рисунка 1836 г. и указание на то, что портрет был заказан самим Пушкиным, а следовательно, делался с натуры, стали повторяться во многих работах по иконографии поэта, включая последний большой труд на эту тему Е. В. Павловой «А. С. Пушкин в портретах».

Е. В. Павлова пишет: «Как считается, Пушкин сам заказал ему свой портрет для готовившегося собрания сочинений. Подготовительный рисунок Райта с натуры конца 1836 года не сохранился, гравюра же была им выполнена вскоре после смерти поэта (март 1837)».12

Попробуем проследить, что нам известно об этом подготовительном рисунке. В 1837 г. рисунок находился у Райта, выполнявшего по нему гравированный портрет. В 1840-е годы его владельцем стал Матвей Юрьевич Виельгорский. После его смерти (1866) альбом, в котором был портрет Пушкина, перешел к его племяннице Аполлинарии Михайловне, бывшей замужем за А. В. Веневитиновым. Последним, известным нам владельцем рисунка был их сын — М. А. Веневитинов.

В 1888 г. этот рисунок видел в доме М. А. Веневитинова в Москве М. И. Семевский, редактор «Русской старины». В 1888—1889 гг. в «Русской старине» Семевский публиковал «Путевые очерки, заметки и наброски» о своей поездке по России, где, в частности, описал посещение дома М. А. Веневитинова и его коллекцию.

В интересующем нас альбоме были гравированные портреты и автографы знаменитых писателей, музыкантов, композиторов, несколько акварельных портретов работы известного художника П. Ф. Соколова. «Из портретов рисованных, — пишет Семевский, — весьма замечательно изображение А. С. Пушкина, сделанное в 1837 году сепией Райтом (Wright). Это последний портрет, снятый в год смерти Пушкина, и чуть ли не оригинал знаменитой гравюры этого художника. Портрет этот должен был быть очень похож и отличается чрезвычайною мягкостью и тонкостью работы»13 (обратим внимание, что Семевский указывает точную дату — 1837 г., дающую основание предполагать, что рисунок был датирован).

В 1900 г. М. А. Веневитинов умер, судьба его наследства неизвестна; с этого времени неизвестно и местонахождение рисунка Райта.

На юбилейной Пушкинской выставке в Москве в 1899 г., устроенной в залах Исторического музея, экспонировались и рисунок Райта и гравюра. В альбоме, изданном по материалам этой выставки, был воспроизведен рисунок. В те юбилейные дни он воспроизводился и на пригласительном билете на «Пушкинский обед» 26 мая 1899 г. На той и другой фототипии четко просматриваются подпись художника — «Wright» и дата — «1837».

Итак, портрет был выполнен не в 1836 г., как считалось до сих пор, а в 1837 г. Известно, сколь мучительны и трагичны были последние месяцы жизни поэта. Трудно представить, что в январские дни 1837 г. Пушкин заказывал свой портрет и даже ходил позировать художнику.

У нас нет оснований предполагать, что к собранию сочинений, работу над которым Пушкин начал в декабре 1836 г., поэт хотел приложить свой портрет. К тому же, как известно, Пушкин сам никогда не являлся инициатором создания своих портретов. В роли заказчиков выступали его друзья — Н. И. Гнедич, Е. А. Баратынский, С. А. Соболевский, А. А. Дельвиг. В других случаях к поэту обращались сами художники — Г. Гиппиус, Г. Чернецов, выполнявшие официальные заказы.

Н. В. Кукольник указывал, что портрет предназначался для серии Райта «Современники». Но эта серия осталась незаконченной, и нам трудно судить о замысле художника в целом.

Вполне вероятно, что личность Пушкина могла заинтересовать Райта и он собирался сделать его портрет. Принятый при дворе, Райт посещал те же великосветские салоны Петербурга, в которых бывал и Пушкин. Их знакомство скорее всего произошло во второй приезд Райта в Россию. Уже в 1830 г. Пушкин знал Райта или слышал о нем. Свидетельством этого является имя «Wright», записанное Пушкиным на листе рукописи с выписанными древнерусскими словами. Рядом с именем художника рисунок Пушкина — профильный портрет Натальи Николаевны. Автограф относится к болдинской осени 1830 г.14 Предполагается, что Пушкин хотел заказать Райту портрет своей невесты (в 1831 г. портрет был заказан А. П. Брюллову).

На сходство гравюры Райта с портретом Кипренского указывали Б. В. Томашевский15 и И. Э. Грабарь.16

Портрет Кипренского был широко известен благодаря выполненной с него гравюре Н. И. Уткина, которая неоднократно воспроизводилась («Северные цветы на 1828 год», 1827; «Руслан и Людмила», 1828; «Подснежник», 1829) и продавалась отдельными листами.

В работе Райта безусловно заметно влияние портрета Кипренского — тот же ракурс изображения, поворот головы, направленность взгляда. Но английский художник внес в изображение и свои собственные наблюдения, свое восприятие русского поэта.

Райт создавал посмертный портрет Пушкина как дань памяти великому поэту, имя которого принадлежит истории. Перед нами вдохновенный образ поэта, общественного деятеля, историка и мыслителя, полного энергии и творческих замыслов.

1 К этому времени были выполнены два портрета Пушкина — гравюра Е. Гейтмана и карандашный рисунок Ж. Вивьена.

2 Берг Н. Из рассказов С. А. Соболевского // Русский архив. 1871. С. 192.

3 Соколов П. П. Воспоминания // Исторический вестник. 1910. Сентябрь. С. 794—796.

4 Иванова Л., Коншина Е. О портрете Пушкина работы Тропинина // Литературное наследство. М., 1952. Т. 58. С. 344—346.

5 Эта версия как бесспорная была повторена в ряде работ по иконографии Пушкина.

6 Цит. по: Кунин В. В. Библиофилы пушкинской поры. М., 1979. С. 20.

7 Книга и революция. 1922. № 7. С. 46.

8 Томас Райт (1792—1849) работал в России с 1822 по 1826 г. и с 1830 по 1845 г.

9 Художественная газета. 1837. № 9—10.

10 Либрович С. Ф. Пушкин в портретах. СПб., 1890. С. 64.

11 Беляев М. Д. Заметки на полях книги С. Либровича «Пушкин в портретах» // Литературное наследство. М., 1934. Т. 16—18.

12 Павлова Е. В. А. С. Пушкин в портретах. М., 1983. С. 53.

13 Русская старина. 1889. Апрель. С. 244—245.

14 Автограф опубликован в книге: Летописи Гослитмузея. М., 1936. С. 320—321.

15 Борский Б. [Томашевский Б. В.]. Иконография Пушкина до портретов Кипренского и Тропинина // Литературное наследство. М., 1934. Т. 16—18. С. 968.

16 Грабарь И. Э. Внешний облик Пушкина // А. С. Пушкин. Материалы юбилейных торжеств. 1799—1949. М.; Л., 1951. С. 152.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *