почему приходят две квитанции за квартиру в московской области
Двойные квитанции на оплату коммунальных услуг от разных УК. Кому платить
Возможно, вы или ваши знакомые оказывались в интересной ситуации, когда собственники жилья, расположенного в многоквартирных домах, получают за содержание и управление общедомовым имуществом по два платёжных документа от разных управляющих компаний. Расскажем, кто именно имеет право начислять платежи и выставлять документы на оплату за оказанные услуги и что делать с «двойными» платёжками.
📄 На кого возложена обязанность по выставлению платёжных документов за коммунальные услуги
Согласно жилищному законодательству, многоквартирный жилой дом может обслуживаться специально привлекаемой для этого управляющей организацией (УК) или самостоятельно созданным товариществом собственников жилья (ТСЖ).
В перечень обязанностей, которые должны выполнять такие организации, входят работы по обслуживанию общедомового имущества, в том числе по поддержанию его в исправном состоянии и осуществлению – в случае необходимости – ремонта, чтобы такое исправное состояние сохранялось.
За оказание работ по обслуживанию общедомового имущества УК или ТСЖ взимает плату, часть средств из которой направляется на непосредственно обслуживание многоквартирного дома, а часть – на вознаграждение управляющей организации, в том числе в виде выплаты денежных средств в качестве зарплаты своим сотрудникам.
Платёжные документы, где содержатся графы для оплаты коммунальных услуг, имеют право выставлять только ресурсоснабжающие организации (например, за водоснабжение или водоотведение). А вот за управление, содержание и обслуживание дома выставляют платёжные документы сами управляющие организации. Как результат, именно здесь чаще всего и возникает сложность с наличием нескольких квитанций.
⚡ Двойные платёжки
Пункт 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации подчёркивает, что любым многоквартирным домом может заведовать только одна управляющая организация одного типа (например, управляющая компания). Однако на практике может возникнуть ситуация, когда домом управляют две такие организации. Это может произойти из-за прекращения действия договора с одной УК и не уведомление об этом самой управляющей организацией в параллель с заключением договора с другой организацией. Причиной может быть «война» управляющих компаний за многоквартирный дом – особенно часто такие «войны» происходят за дома в хорошем состоянии и с большим числом жильцов, то есть «богатые» дома, с которых можно получить вознаграждение, не сильно вкладываясь в работу над таким домом.
Как результат, жильцы дома могут получать по две платёжные квитанции с разными суммами от разных управляющих организаций.
Кому платить
Прежде чем вносить плату по полученным таким сдвоенным квитанциям, необходимо уточнить ряд обязательных сведений:
После того как перечисленные выше нюансы были установлены, можно приступать непосредственно к оплате. Оплата происходит по факту той компании, которая выставила легальный документ – например, новой управляющей компании, которая начала обслуживать дом на основании нового заключённого договора управления.
Можно ли до выяснения всех обстоятельств не оплачивать коммунальные услуги вообще
Иногда собственники помещений принимают решение о том, чтобы не платить вообще за оказываемые услуги до момента, пока не станет понятно, какая именно управляющая организация выставила требования законно.
Данный путь не приведёт ни к чему, кроме образования задолженности и начисления штрафов, тем более, что с 1 января 2021 года мораторий на начисление штрафов за коммунальные задолженности отменён.
В случае если подобная ситуация вдруг произошла, управляющие компании должны разобраться самостоятельно между собой, так как будет использован принцип возврата средств, полученных в рамках неосновательного обогащения. А обязанность по внесению платы со стороны собственника жилого помещения будет считаться исполненной в полном объёме.
Жилищно-коммунальные услуги Подмосковья: как расшифровать платежку
Деньги и счет на оплату коммунальных услуг
Жильцы многоквартирных домов Подмосковья ежемесячно получают счета за жилищно-коммунальные услуги. В квитанциях указан перечень услуг от разных поставщиков, и порой в них трудно разобраться. Из чего складывается квартплата и как правильно читать платежку, разъяснили в министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области. Подробнее об этом – в материале mosreg.ru.
Жилищные услуги
Источник: ©, пресс-служба заместителя председателя правительства Московской области Евгения Хромушина
Начисления по жилищным услугам размещены в верхней части квитанции. К таким услугам относятся:
– работы по содержанию общего имущества и ремонт дома (в том числе взносы на капремонт);
– благоустройство придомовой территории;
– уборка мест общего пользования;
– плата за наем помещения.
Большая часть жилищных услуг может отражаться в квитанции в объединенном виде в строке «Содержание жилого фонда». Поставщиком этой комплексной услуги является управляющая компания.
Перечень работ по содержанию и текущему ремонту жилого фонда указан в договоре на управление домом. Как правило, информацию также публикуют на сайте управляющей компании. Внести изменения в перечень или стоимость работ можно по решению общего собрания собственников квартир. Если такое решение не принято, то размер платы за содержание жилого помещения устанавливает администрация муниципалитета.
Коммунальные услуги
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги
К коммунальным услугам относятся:
– холодное и горячее водоснабжение;
– электрическая и тепловая энергия;
– обращение с твердыми коммунальными отходами.
Поставщиком коммунальных услуг может быть управляющая компания или другие организации (при условии заключения прямых договоров). Например, это может быть ресурсоснабжающая организация или региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Тарифы на коммунальные услуги в Подмосковье устанавливает региональный комитет по ценам и тарифам.
Общедомовые нужды
Пятилетняя губернаторская программа по ремонту подъездов досрочно завершится в Реутове
Источник: ©, пресс-служба администрации Реутова
Основную долю коммунальных ресурсов потребляют непосредственно жильцы. Однако некоторая часть идет на обслуживание дома и содержание общедомового имущества.
Общедомовые нужды (ОДН) – это содержание общего имущества дома: освещение подъездов, работа системы водоотведения и другие услуги. В 2017 году услуги по ОДН перешли из разряда коммунальных в жилищные.
Плату за эти услуги начисляют в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома и отражают в квитанции отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Иные услуги
Домофон на двери подъезда жилого дома
В единый платежный документ могут быть включены дополнительные услуги: техобслуживание внутриквартирного газового оборудования, кабельное ТВ, обслуживание домофона, услуги связи, добровольное страхование, интернет и т. д. Стоимость таких услуг рассчитывают в соответствии с условиями поставщика услуги. Так, оплата кабельного ТВ может быть фиксированной или зависеть от количества транслируемых каналов. Подробнее узнать о стоимости таких услуг можно непосредственно у поставщиков.
Куда обратиться за разъяснениями
За разъяснениями по расчету коммунальных услуг можно обратиться в контактный центр МосОблЕИРЦ, на портал «Добродел» или в социальные сети министерства ЖКХ Московской области.
Справочную информацию о расчетах можно получить ежедневно с 8:00 до 22:00 по телефонам контактного центра МосОблЕИРЦ: +7 (496) 245-15-99, +7 (495) 374-51-61.
Двойные платежки по ЖКХ: что оплачивать и куда жаловаться
Жильцы многоквартирных домов иногда сталкиваются с ситуацией, когда им приходят сразу два платежных документа от разных управляющих компаний. Разбираемся вместе с экспертами, почему это происходит и что делать собственнику, если с него требуют заплатить за ЖКУ дважды или просто сильно завышают сумму в квитанции.
За что жильцы платят управляющей компании
Согласно статье 161 Жилищного кодекса, многоквартирный дом может обслуживаться как товариществом собственников жилья (ТСЖ), так и управляющей компанией (УК). В обязанности ТСЖ или УК входят обслуживание общедомового имущества, ремонт и поддержание этого имущества в исправном состоянии. Именно за эти услуги они и выставляют счета жильцам, тогда как суммы в платежке по оплате ЖКУ имеют право выставлять только ресурсоснабжающие организации — в Москве это Мосэнерго, Мосводоканал и другие.
В Единый платежный документ входит плата за следующие услуги:
Из всего перечня управляющая компания может выставлять счета только за содержание жилого помещения и капремонт.
Почему возникают двойные платежки и как действовать
Согласно пункту 9 статьи 161 Жилищного кодекса, многоквартирным домом может управлять только одна организация. Но нередки случаи, когда одним домом занимаются две УК. Как правило, это происходит в переходный период, при смене управляющей компании. Самый распространенный вариант — когда с одной договор заключили, с другой расторгли, но она с этим не согласна и продолжает рассылать жильцам платежные документы.
Резонансный пример
В конце декабря 2020 года суд Красногорска рассмотрел жалобы жителей 168 многоквартирных домов по вопросу двойных платежных документов. До декабря 2019 года дома находились в управлении ООО «ДЭЗ». Но с 1 января 2020 года платежные документы начала формировать новая управляющая компания — «ЖКХ-Онлайн». Однако вместе с новыми платежными документами жителям домов продолжали поступать дублирующие платежки от АО «Красногорский расчетный центр», в которых получателем денег значилась старая управляющая компания. В итоге суд запретил обеим УК изготавливать и направлять жильцам платежные документы, а также любым другим способом пытаться получить оплату или даже просто проинформировать о ней жильцов.
Если жильцы дома начали получать по два платежных документа с разными суммами, алгоритм действий следующий:
Если же выяснить, какая компания обслуживает дом, не удается, говорит адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев, оплачивать можно любую из двух пришедших квитанций.«С помощью оплаченной квитанции, в случае претензий от любой из УК, собственник легко докажет факт своевременной оплаты», — подчеркивает юрист.
Что делать при завышении сумм в единственной квитанции
Но спор управляющих компаний и две квитанции — это не единственный случай завышения ежемесячной платы за квартиру. Случается, что управляющая компания одна, а суммы в платежках буквально за месяц повышаются вдвое.
По словам основателя и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадима Ткаченко, чаще всего «задвоение» сумм по ЖКХ происходит из-за ошибок. Их допускает бухгалтерия управляющей компании, либо они обусловлены неправильной работой счетчиков и других устройств, фиксирующих потребление ресурсов.
«Если вы столкнулись с неправильным начислением платы за услуги ЖКХ, можно пожаловаться в управляющую компанию либо обратиться напрямую в организации, которые рассчитали неправильные суммы. Если перерасчет делать откажутся, стоит обратиться в суд. В моей практике был случай, когда человеку насчитали большую задолженность за предыдущие годы, хотя он оплачивал все услуги. И в суде помогло то, что он сохранил все платежки, подтверждающие исполнение обязанности по оплате услуг ЖКХ. В любом случае, если собственнику приходят платежные документы с большими суммами или по две квитанции от разных компаний, надо выяснять в чем дело и решать проблему», — говорит Вадим Ткаченко.
Адвокат Алексей Гавришев также отмечает, что «задвоение» счетов по оплате жилищно-коммунальных услуг происходит с завидной периодичностью и связано чаще всего с неверными расчетами. «Если сумма в платежке завышена, необходимо направить в УК официальную претензию с уведомлением о вручении и требованием привести в соответствие расчеты по услугам ЖКХ. Если никакой реакции не последует, через 30 дней можно обратиться с исковым заявлением в суд. Кроме того, один из наиболее эффективных способов — подача жалобы в прокуратуру, которая обязательно проведет проверку сложившейся ситуации», — советует юрист.
Проблема двойных платежек на оплату ЖКХ: кому платить за услуги
В последнее время все чаще от жителей многоквартирных домов стала поступать информация о получении сразу двух квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Почему это происходит и как следует поступать в такой ситуации, расскажем сейчас.
Почему могут прислать две платежки на оплату коммунальных услуг
Согласно российскому жилищному законодательству, МКД может обслуживаться специальной управляющей компанией (УК) либо созданным жителями дома товариществом собственников жилья (ТСЖ).
В пункте 9 статьи 161 ЖК РФ прямо указывается, что многоквартирным домом может управлять только одна организация одного типа (например, управляющая компания). На практике случаются ситуации, когда домом управляют две однотипные конторы.
Переходный период по передаче МКД от одной УК к другой
Борьба управляющих компаний за многоквартирный дом может происходить в случае, когда действие договора с одной УК прекращается, и заключается договор об управлении МКД с другой организацией.
Некоторые нечестные руководители отстраненных компаний, не согласные с прекращением своих полномочий и потерей доходов, могут направлять жильцам для оплаты квитанции с прежними реквизитами. Вновь назначенные организации будут формировать свои. Таким образом жильцы будут получать по две платежки с разными суммами от разных управляющих компаний.
Подобная ситуация произошла в 168 многоквартирных домах городского округа Красногорск Московской области, которые до декабря 2019 года находились в управлении ООО «ДЭЗ», а с 1 января 2020 — ООО УК «ЖКХ-Онлайн». Несмотря на прекращение обслуживания домов ООО «ДЭЗ» по-прежнему направляло жителям квитанции со своими реквизитами.
Красногорская прокуратура потребовала принять обеспечительные меры и прекратить изготовление и направление жителям Красногорска двойных платежек по коммунальным услугам до момента рассмотрения спора в суде.
Выставление одинаковых счетов от РСО и УК
Еще одним вариантом, когда жилец может получать двойные квитанции, является конфликт между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией.
Согласно ФЗ № 59 от 2018 года теперь платить за свет, воду, отопление и газ можно напрямую на счёт той организации, которая поставляет эти ресурсы. Тогда деньги поступят поставщику ресурсов, а не посреднику в лице УК.
Такое нововведение является хорошей страховкой от нечестных УК, которые могут завышать цены, показания израсходованных ресурсов, неправильно начислять плату, а иногда банкротятся и пропадают, оставив за собой миллионные долги.
В этой ситуации каждая из организаций может счесть, что имеет право получать оплату за коммунальные услуги. А жители будут получать дублирующие друг друга платежки и ломать голову над тем, которую из них оплатить.
📄 Какую из квитанций нужно оплачивать
Прежде чем оплачивать любую из платежек, необходимо сделать ряд уточнений:
Лжедолги за ЖКУ: как избежать повторной оплаты счетов
В начале марта жители Подмосковья и Химок сообщили о проблемах с Единым информационно-расчетным центром (ЕИРЦ): из базы данных пропала информация о платежах за декабрь 2019-го — январь 2020 года. Горожан просили зайти в офисы ЕИРЦ по месту жительства для подачи заявления на розыск платежа. В связи этим многим из них могут прийти квитанции, включающие пропавшие платежи.
Срок по взысканию задолженности по ЖКУ составляет три года. В течение этого времени управляющая компания может потребовать подтвердить платежи, если, например, потеряны необходимые сведения. Однако, чтобы доказать осуществление платежа, необходимо предоставить платежное поручение с отметками банка либо чек. Рассказываем, как обезопасить себя от повторной оплаты ЖКУ.
Оплату услуг ЖКУ можно произвести в банке, через платежный терминал или онлайн. Если с оплатой в банке все понятно — сотрудник банка прикрепляет чек о проведении платежа, то по остальным способам могут возникнуть вопросы.
Внося оплату ЖКУ через платежные терминалы банков, плательщик получает чек. Однако такие чеки имеют свойство быстро выцветать, поэтому их лучше фотографировать или брать заверенную в банке ведомость платежей раз в полгода.
Все большее число людей переходят на оплату коммунальных услуг онлайн. Это быстрее, чем каждый месяц стоять в очереди в банке или искать банкомат ради проведения пары платежей. Все операции, выполненные онлайн через личные кабинеты банков, сохраняются в их базах. Поэтому получить доказательства оплаты будет не так сложно. В отделении банка вам обязаны выдать копию платежного поручения с печатью и подписью. Также можно сохранить на телефоне онлайн-чеки в отдельную папку.
Некоторые крупные банки предлагают услугу автоплатежа, и тогда плательщику не нужно лишний раз заходить в личный кабинет — платеж по выставленной квитанции выполнит сам банк, а пользователю придет напоминание. Плательщику остается проверять суммы начислений и списаний раз в квартал.
При оплате счетов за ЖКУ через сайт госуслуг и онлайн-банки информация о поступлении платежей не всегда синхронизируется. Так, москвичи могут обнаружить на mos.ru в разделе «долги по платежам» выставленные счета, которые числятся как неоплаченные. Не стоит спешить гасить эти «долги» — необходимо проверить, не были ли они оплачены ранее.
В любом случае, если вы платите через терминал или каким-то другим электронным способом, вводите свой номер телефона или адрес электронной почты, чтобы получить на них электронный чек об оплате. Данные о платежах, как правило, хранятся и в личном кабинете банка. Но все же стоит сохранять чеки на домашнем компьютере или в распечатанном виде на случай технических сбоев. Юридической силы эта бумага не имеет, но в ней есть реквизиты платежа и, предъявив распечатку в банке, можно будет получить документ уже с печатями о том, что платеж внесен вовремя. А раз в год старайтесь собирать подтверждения всех оплат и сверять их в МФЦ с данными, которые содержатся в системе.
Во время карантина
Из-за угрозы заражения коронавирусом столичные власти ввели режим всеобщей самоизоляции. В это время особенно актуальными становятся городские онлайн-сервисы, которые позволяют горожанам вовремя передавать показания счетчиков, не задерживать оплату комммуналки, а также решать другие бытовые вопросы.