почему нельзя приводить незнакомцев в свою квартиру
Стр 35 учебник Окружающий мир 2 класс 2 часть Плешаков
Задание 1. Как вести себя при встрече с незнакомыми людьми?
Нельзя верить тому, что говорят незнакомые люди; нельзя идти с ними куда-то или вести их в свою квартиру. Надо отказывать незнакомцам и тогда, когда они просят помочь найти котёнка или достать его из подвала. Нельзя брать у незнакомых еду или игрушки. Нельзя рассказывать им о себе и о своих родителях. Если к тебе подошли с подобными просьбами или расспросами незнакомцы, надо сразу же позвонить родителям или обратиться к полицейскому.
Задание 2. Какие правила безопасности нужно соблюдать, если останешься дома без взрослых?
Если остаёшься дома без взрослых, нельзя открывать дверь не только незнакомым людям, но и знакомым, если родители не предупредили тебя 0 том, что эти люди придут. Нельзя говорить чужим, что взрослых нет дома. Если незнакомые люди просят тебя открыть дверь, надо позвонить родителям или в полицию по телефону 02.
Задание 3. К кому можно обратиться за помощью, если вы потерялись? Почему нельзя приводить незнакомцев в свою квартиру.
Конечно, самое разумное не уходить с того места, где вас оставили взрослые. Тогда вы не потеряетесь.
Но если всё-таки потерялись, лучше всего обратиться за помощью к милиционеру. Ведь у него такая служба — всем помогать. А если милиционера нет поблизости? Можно подойти к мамам и бабушкам, которые гуляют во дворе с такими же, как ты, мальчишками и девчонками.
Если вы потерялись в большом магазине, подойдите к продавцу или кассиру. Если это случилось в метро, ищите дежурного или обратитесь к контролёру, который сидит в стеклянной будке.
И ещё. Каждому важно помнить свою фамилию, имена мамы и папы, свой адрес (улицу, номер дома и квартиры), телефон.
Задание 4. Почему нельзя приводить незнакомцев в свою квартиру?
Незнакомцев нельзя приводить в квартиру, если незнакомец окажется вором, он может ограбить вас или осмотрев квартиру и что находится в ней сделать наводку к грабителям.
10 Правил поведения с незнакомыми людьми у двери
01.03.2015 от Admin в Как выжить в городе // 2 комментария
Если в ваш дом или квартиру пришел незнакомый человек и звонит в дверь, никогда не открывайте двери сразу! О том, как действовать в такой ситуации, чтобы не выглядеть неучтивым и при этом обезопасить себя, своих близких и жилище от проникновения опасных преступников, поговорим прямо сейчас.
Необходимость написать данные правила меня как автора www.extreme-voyage.ru побудил бытовой случай с соседом. К нему пришли двое незнакомцев, которые показали ксивы оперативных работников правоохранительных органов и начали выспрашивать о каком-то «разыскиваемом». Как оказалось, после, эти люди не имели отношения к МВД. Поэтому хорошо, что они просто ушли.
Начнем с азов: чтобы держать оборону дома или квартиры, необходимо установить надежную дверь. Но даже если у вас в дверном проеме стандартное изделие, не стоит отчаиваться: в 99% случаев при правильных действиях хозяев дверь остается нетронутой, так как взлом и незаконное проникновение в жилье – это совсем другая статья УК. Если вас захотят тупо ограбить, в дверь не постучат, ее взломают.
Совсем другое дело, если вы сами пускаете незнакомца. Часто это приводит к кражам, мошенничеству, появлению предпосылок для «наводки» опасных преступников с целью воровства или грабежа. Особенно опасно пускать незнакомцев для детей, девушек и пожилых людей.
Наши исходные задачи:
• Оставаться вежливым.
• Оставаться осторожным.
• Дать посетителю понять, что вы не одни.
• Дать посетителю понять, что вы вооружены.
• Дать посетителю понять, что вы на связи с кем-то.
• Дать посетителю понять, что к вам едут кредиторы с армией вооруженных судебных исполнителей для описи и законного грабежа имущества на основе постановления суда (шутка, но в каждой шутке есть доля правды).
Держим оборону двери
1. Попросите вашего посетителя идентифицировать себя.
Любой, кто имеет легальный повод для посещения вашего дома, будет не против идентифицировать себя в ответ на ваш вопрос. Если вам принесли посылку (букет, заказ) — пусть скажет фамилию заказчика (вашу или ваших близких).
2. Не забывайте про глазок или видеокамеру.
Это правило кажется само собой разумеющимся, но некоторые люди поддаются ложному чувству безопасности при дневном свете. Не делайте такой ошибки – осторожно посмотрите в глазок, на экран мобильного устройства на монитор ( в зависимости от применяемой системы визуализации посетителей).
3. Используйте камеру телефона.
Если вам нужно проверить посетителя, сфотографируйте и отправьте фото тому, кто может его идентифицировать (например, если вы ждете посетителя для переговоров, то фото можно послать его начальнику).
4. Установите цепь на дверь.
Я знаю, что цепь на дверь можно сравнительно легко выломать или выбить. Поэтому побеспокойтесь о надежном креплении и надежной цепи. Можно использовать тросик и т.п. – насколько фантазии хватит. Такая цепь позволит, например, взять на проверку ксиву лже-полицейского.
5. Сделайте телефонный звонок.
Позвоните в организацию или лицу, пославшему незнакомца. Информацию о телефонном номере берите из своей записной книжки или открытых источников (Интернет и справочные службы в помощь). Не звоните с мобильника незнакомца и не используйте его записную книжку.
7. Держите у входной двери средства оповещения.
Кнопка сирены или яркий прожектор в виде стробоскопа, направленный из дома на улицу – лучшее средство. Чаще всего злоумышленники сильно опасаются широкой огласки.
8. Слушайте свои инстинкты.
Не отмахивайтесь от «шестого чувства». Если вы чувствуете, что что-то не так – на 90% это соответствует действительности. В любом случае, с чужим человеком лучше разговаривать вне дома или квартиры, сославшись на злую «вторую половинку» или бультерьера в своем помещении.
9. Перенесите встречу.
Если вы не можете идентифицировать незнакомца за дверью, но вам интересно его предложение, перенесите его посещение на сутки или неделю. У вас появится время сделать идентификацию.
10. Передайте свои знания другим.
Обучайте членов вашей семьи этой практике, чтобы сохранить близких в безопасности. Что толку, что вы все знаете, если ваша бабушка или малолетняя дочь легко открывают двери незнакомцам?
Окружающий мир 2 класс 2 часть Опасные незнакомцы стр. 30 – 35
1) Вспомни и расскажи как нужно себя вести, если останешься дома или на улице без взрослых?
Из учебника «Окружающий мир» мы узнаём, кто такие опасные незнакомцы, и как с ними следует себя вести.
Если ты остался один на улице, не следует разговаривать с незнакомцами, а тем более куда-то за ними идти. Следует держаться людных мест, а при необходимости громко звать на помощь.
Если у тебя разрядился мобильник, помни, что зарядить его можно в любом кафе или торговом центре.
Если ты остался один дома, нельзя никому открывать дверь, и что-то рассказывать незнакомцам.
Если кто-то пытается проникнуть в квартиру, следует сразу же звонить в полицию по телефону 02.
2) Как ты думаешь, что показано на этих рисунках? Как нужно вести себя в подобных ситуациях?
На этих рисунках показано, как взрослые пытаются увести ребёнка.
В таких случая нельзя никуда идти с незнакомыми взрослыми, садиться к ним в машину, или что-то у них брать.
Если ребёнка пытаются увести силой, следует громко кричать и звать на помощь.
На следующих рисунках показано, как незнакомцы пытаются проникнуть в квартиру, просят открыть дверь, представляясь сантехниками, подбирают ключи.
В этих случаях открывать никому дверь нельзя.
А при попытке проникнуть в квартиру, сразу следует позвонить в полицию.
Как избежать беды
Ситуация 1 Потерялась
Задание 1. Что же делать тем, кто потерялся?
Если вы потерялись, то прежде всего следует не паниковать и обратиться за помощью к полицейскому, или к мамам и бабушкам с детьми.
Они всегда помогут вам найти родителей.
Если вы потерялись в торговом центре, следует обратиться к кассиру или контролёру.
Важно помнить своё имя и фамилию, адрес и номер телефона.
Задание 2. На основе полученных сведений составьте памятку в рабочей тетради.
Памятка «Как вести себя, если ты потерялся» для 2 класса
Ситуация 2. Мамина подруга
Задание 1. Обсудите с ребятами эту ситуацию. Как бы вы стали действовать на месте Пети? Какие подобные ситуации могут возникнуть?
Петя поступил совершенно правильно.
Он не знал женщины, которая представилась маминой подругой.
Поэтому он не стал открывать ей квартиру, а сел рядом с бабушками.
К вам могут подойти на улице и представиться друзьями папы, мамы, дальними родственниками.
Никогда не слушайте незнакомых людей и не открывайте им квартиру. Ищите защиту у бабушек, знакомых людей во дворе.
Задание 2. Составьте памятку в рабочей тетради.
Памятка Как вести себя с «маминой подругой»
1. Никогда не вступайте в разговор с людьми, которые представляются знакомыми родителей.
2. Не уходите с ними с двора, не открывайте им квартиру
3. При необходимости приблизьтесь к другим людям, бабушкам, соседям, или зовите на помощь.
Задание 3. Подумайте, какие ещё опасные ситуации могут быть связаны с незнакомыми людьми. Сочините об этом рассказ, пользуясь тем, что узнали на уроке.
Рассказ опасные ситуации с незнакомыми людьми для 2 класса
Вася качался на качелях возле дома, когда к нему подошёл мужчина и сказал, что в соседнем дворе только что поставили новый детский городок. И что там есть новые качели и горки.
Мужчина предложил проводить мальчика в соседний двор, чтобы тот смог покачаться на хороших качелях.
Вася сказал, что ему надоело качаться, подошёл к двум мамам с детьми и встал рядом.
Женщины спросили мужчину, что он тут делает, и тот испугался и быстро убежал.
Домашнее задание
1) Как вести себя при встрече с незнакомыми людьми?
При встрече с незнакомцами нельзя вступать с ними в разговоры. Нельзя никуда с ними уходить и ничего у них не брать.
При необходимости нужно искать защиту у взрослых с детьми, бабушек, или громко кричать и вырываться.
2) Какие правила безопасности нужно соблюдать, если останешься дома без взрослых?
Никогда нельзя открывать двери незнакомым людям, чтобы они не говорили.
Нельзя сообщать им об отсутствии дома родителей или другие детали.
При попытках незнакомцев проникнуть в квартиру, следует звонить в полицию.
3) К кому можно обратиться за помощью, если вы потерялись?
Обратиться за помощью можно к полицейскому, бабушкам, родителям с детьми, кассиру, контролёру, знакомым.
4) Почему нельзя приводить незнакомцев в квартиру?
После посещения незнакомцев могут пропасть ценные вещи.
Конспект урока окружающего мира по теме «Опасные незнакомцы»
Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов
Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте
откроется в новом окне
Выдаем Удостоверение установленного образца:
Учитель начальных классов ГАЛЫНСКАЯ И.А.
МБОУ «ХИСЛАВИЧСКАЯ СШ»
Предмет: окружающий мир (УМК «Школа России»)
Тема урока : « Опасные незнакомцы ».
Тип урока – комбинированный
Цель : актуализировать знания детей по разделу «Здоровье и безопасность»; познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; сформировать умения правильно действовать при встрече с незнакомцем.
Образовательные: повторить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на реке и в лесу; выяснить какие опасности могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; расширить кругозор детей.
-развивать познавательную активность, умение работать сообща, вести диалог;
— совершенствовать мыслительные операции анализа, обобщения, сопоставления;
— развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции; умение критически оценивать работу одноклассников;
— развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях.
Воспитательные: воспитывать дружбу, взаимопомощь, культуру общения.
Личностные УУД: воспитание ответственности за совершенные поступки, любознательности и пытливости в процессе учения:
внутренняя позиция школьника к незнакомцу;
учебно-познавательный интерес к теме урока;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
самоанализ и самоконтроль результата.
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов решения проблемы;
способность к умению учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение)
формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Планируемые результаты: учащиеся запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами; научатся предвидеть опасность; пользоваться правилами безопасного поведения; делать выводы из изученного материала.
Методы: беседа, игровые методы,
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, экран, учебник, картинки с машинами и телефонами первой помощи, карточки-памятки, сигнальные карточки для рефлексии.
2. Актуализация знаний.
Б) Дети показывают знаки опасности «в лесу и на реке»
3.Самоопределение к деятельности.
Продолжим разговор по теме, которую изучаем несколько уроков подряд. «Безопасность».
Мы с вами уже знаем службы, которые призваны оказать помощь людям в трудных жизненных ситуациях? О какой службе мы еще не говорили? ( 02)
Номера телефонов на доске: 01. 02. 03. 04.
У нас в гостях Смешарик. Он получил письмо КОНВЕРТ с письмом «Опасный незнакомец».
Не каждый встречный-друг сердечный.
— Как вы понимаете эту поговорку?
Народ давно это подметил и родители часто через сказки хотят донести до детей, что нельзя доверять незнакомцам.
А слово опасный, что нам подсказывает?
Смешарики, всегда помогают нам узнать что – то новое. Давайте сегодня мы поучим их жить в безопасности.
Тема нашего урока «ОПАСНЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ»
Откроем учебник с.30. и вместе сформулируем цель урока. (Табличка на доске)
УЗНАЕМ правила безопасного поведения
НАУЧИМСЯ выполнять эти правила
НАУЧИМ себя и друг – друга правильному поведению и послушанию.
2) Планирование этапов урока. ( картинки из сказок) Выбор ситуации по группам.
Встреча с незнакомцем на улице. «КОЛОБОК»
Незнакомец хочет проникнуть в дом. «ВОЛК И 7 КОЗЛЯТ»
Мы должны ответить на вопросы с.35.
Как вести себя при встрече с незнакомыми людьми?
Какие правила безопасности нужно соблюдать, если останешься дома без взрослых?
К кому можно обратиться за помощью, если вы потерялись?
Почему нельзя приводить незнакомцев в свою квартиру?
4.РАБОТА по теме урока
-Вы уже знаете, что нужно для того, что обезопасить жизнь?
Как правильно себя вести с любым незнакомым человеком?
Коротко это называется Правилом четырех “НЕ” (у каждого на парте)
Предположите продолжение этих правил. (работа в парах)
— Давайте попробуем сформулировать эти правила? Как решить эту проблему?
-Кто и что нам поможет?
(Учебник, друзья, родители, учитель, интернет, книги)
А) Беседа по иллюстрации учебника с.30
— Если незнакомец разговаривает с вами, то обычно во время разговора чем-то хочет заманить . Правила 1 и 2 «НЕ»
Отгадайте, какими предметами может заманить незнакомый человек ребенка.
Эти маленькие штучки
Часто держат ваши ручки.
Любят взрослые и детки
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу, как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком. ( кошка )
Куклы, прыгалки, машинки,
Танки, мячики, зверушки –
Это всё мои… ( игрушки )
Все решит и даст советы
И на все найдет ответы.
Каждый поиграть с ним рад. ( компьютер )
Мальчиков и девочек
По улице везут. ( машины )
— Какие правила безопасного поведения нарушили сказочные герои? ( Буратино, Колобок, Красная Шапочка). (Слайд № )
2) Вывод: (отвечают ребята)
Каждый грамотный ребенок,
Должен твердо знать с пеленок:
Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет,
Отвечайте твердо : «НЕТ!»
Вам предложат обезьянку,
Или даже денег банку,
Или даже в цирк билет-
Отвечайте твердо : «НЕТ!»
Позовут лететь к Луне,
Покататься на слоне,
Есть на все простой ответ:
Отвечайте твердо : «НЕТ!»
Б) Беседа по иллюстрации учебника с.31
НЕ пускай незнакомца в дом
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя не знаком!
И не открывайте тете,
если мама на работе,
Ведь преступник так хитер,
притворится, что монтер.
Или даже скажет он,
что пришел к вам почтальон.
ОН покажет вам пакет
(а под мышкой пистолет),
Или он надел халат,
А под ним пять штук гранат.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
Научим друг друга и составим памятки для уголка БЕЗОПАСНОСТИ
Инструктаж работы в группах.
— Давайте повторим правила работы в группах.
– Это какой номер телефона!
– А взрослые дома есть или нет?
— Папа и мама дома, но не могут подойти! Перезвоните позже!
— Сейчас придет сотрудник полиции! Открой ему!
— Я не могу открыть! Обратитесь к соседям!
Не называйте никому адрес или номер своей квартиры.
Никогда не называй номер своего телефона.
Не вступай в разговоры с незнакомцами.
Не открывай дверь незнакомому человеку.
Не оставляй ключ от квартиры в потайном месте.
1.Ребята играли во дворе. Вдруг к ним подошла тётенька с большой сумкой и говорит.
2. – Петя здравствуй! Я мамина подруга. Мама сказала, чтобы я подождала её дома. Ты открой мне дверь, а сам еще можешь погулять.
3. Недалеко от дома на лавочке сидели две бабушки. И я сказал:
— А давайте здесь подождем маму и сел рядом с бабушками.
«Как вести себя с незнакомцами на улице».
О подозрительных незнакомцах сообщай взрослым.
2. Никого не приводите домой, если там нет родителей.
3. Никому не сообщайте, где находится ключ и ни в коем случае не давайте его незнакомцам.
1.Девочка на улице сильно плакала. Я подошел узнать, что случилось.
— Ты чего плачешь? Кто тебя обидел?
Памятка « Если ты потерялся»
Не уходить с того места, где вас оставили взрослые.
Подойти к мамам и бабушкам, которые гуляют с детьми.
Лучше всего обратиться за помощью
4. Если ты потерялся в большом магазине лучше всего подойти к охраннику, продавцу или кассиру, в метро – к диспетчеру или контролеру.
5. Обобщение изученных знаний.
Тест «Опасные незнакомцы» на листочке.
6. Подведение итогов.
-Наш урок подходит к концу.
— Какие цели стояли перед нами в начале урока? Смогли мы их достичь?
-Какие вывод о правилах поведения с незнакомыми людьми мы можем сделать?
— Давайте проверим правильно ли мы догадались о каких четырёх правилах полицейских шла речь в начале урока?
ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ
НЕ разговаривай … с незнакомцем.
НЕ принимай … подарки от незнакомца
НЕ играй … по дороге из школы домой
НЕ гуляй … с наступлением темноты
7. Рефлексия. МОЕ настроение.
1.Ребята играли во дворе. Вдруг к ним подошла тётенька с большой сумкой и говорит.
2. – Петя здравствуй! Я мамина подруга. Мама сказала, чтобы я подождала её дома. Ты открой мне дверь, а сам еще можешь погулять.
3. Недалеко от дома на лавочке сидели две бабушки. И я сказал:
— А давайте здесь подождем маму и сел рядом с бабушками.
1.Ребята играли во дворе. Вдруг к ним подошла тётенька с большой сумкой и говорит.
2. – Петя здравствуй! Я мамина подруга. Мама сказала, чтобы я подождала её дома. Ты открой мне дверь, а сам еще можешь погулять.
3. Недалеко от дома на лавочке сидели две бабушки. И я сказал:
— А давайте здесь подождем маму и сел рядом с бабушками.
Курс профессиональной переподготовки
Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Номер материала: ДБ-500020
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате
Время чтения: 1 минута
Что влияет на выбор школьниками инженерных специальностей
Время чтения: 1 минута
Всероссийская олимпиада школьников начнется 13 сентября
Время чтения: 2 минуты
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Студентов МГУ обязали проходить курс по искусственному интеллекту
Время чтения: 1 минута
Большинство учителей считают, что поступить на бюджет без репетитора не получится
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Памятка для детей о том, как себя вести с незнакомыми людьми. Правило пяти «нельзя».
Правило пяти «нельзя»:
• Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
• Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
• Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.
• Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти с ними.
• Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?
Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае, никуда не провожать.
В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:
• Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
• Если за тобой в школу или другое детское учреждение пришёл посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
• Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.
• Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
На все уговоры пойти куда-нибудь в уединённое место (строящееся здание, подвал или квартиру), чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «Нет!», даже если очень интересно.
Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»
ЧТО нужно знать, чтобы не стать жертвой?
• Если у тебя появилось хоть малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или тебя что-то насторожило, то лучше отойти и пропустить этого человека вперед.
• Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.
• Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
• Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
• Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!».
• Если тебе предложили сниматься в кино, участвовать в интересном конкурсе или телепередаче, не соглашайся, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.
• Если рядом с тобой тормозит автомобиль, как можно дальше отойди и ни в коем случае не садись в него.
ГДЕ преступники могут поджидать своих жертв?
• Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдёт в кабину.
• Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
• Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.
• Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.
• Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь.
• Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в полицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший.
А если всё-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:
• Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или полиции, не плачь, сохраняй спокойствие, постарайся вовлечь насильника в разговор.
• Если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу.
• Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли кто-либо следом.
• Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и попроси родителей встретить.
• Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдёт кто-то из взрослых жильцов дома.
• Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
• При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.
В ЧУЖОМ АВТОМОБИЛЕ!
Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.
Правила поведения в автомобиле
• Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.
• Если всё же добираешься на попутном автомобиле или остановленном на улице такси, попроси провожающих записать номер, марку. Не садись в автомобиль с тёмными стеклами, а также в автомобиль, в котором уже сидят пассажиры.
• Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать маршрут передвижения.
• Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси остановить автомобиль.
• Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай всё, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.
• Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины.
Если к тебе пристаёт незнакомец:
• Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
• Не жди, когда он тебя схватит.
• Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
• Убегай в сторону, где много людей.
• Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
• Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
• Громко кричи «помогите», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь, или позвонить в полицию.
• Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.
Правила поведения на улице
• Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.
• Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
• В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
• Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу.
• Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
• Не ходи в отдалённые и безлюдные места.
• Иди по улице в тёмное время в группе людей, вышедшей из автобуса, электропоезда.
• Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
• Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него (могут силой усадить и увезти) и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не соглашайся сесть в него.
• Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону.
• Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.
• В школу или из школы желательно ходить группой.
Правила поведения в своём доме:
• Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека.
• Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом и наведи справки или позвони родителям.
• Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.
• Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.
• Даже, если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.
• Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.
• Если с почты принесли посылку, телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, что могут сделать только взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям, и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которые давно знакомы.
• Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи или позвони, чтобы тебя встретили.
ЧТО нужно знать девочкам-подросткам
Девочкам-подросткам, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях.
Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в тёмной аллее парка или неосвещённом подъезде, а дома у жертвы, или в гостях.
Отправляясь в гости к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующие правила поведения:
• В огромном количестве случаев одно только согласие девушки пойти в ресторан расценивается, как понимание, к чему идёт дело и знак согласия на это. Последующее сопротивление воспринимается просто как игра.
• Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться своей осторожности. Необходимо уйти или твёрдо заявить о своем отношении к ситуации, вообще сказать решительное однозначное «НЕТ!».
• С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
• Держись вместе с близкими друзьями или поближе к хорошим знакомым.
5.2. Основные правила безопасного поведения, которые родители должны привить своим детям
• знакомиться на улице с посторонними людьми,
• говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон,
• гулять в непредназначенных для этого местах,
• гулять в отдаленные места без сопровождения взрослого и хорошо знакомого Вам человека,
• приносить домой чужие вещи, даже если они утверждают, что просто нашли их на улице.
5.3. Основные правила, соблюдение которых
усилит безопасность ваших детей
• Даже если Вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют Ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребёнка, в каком именно месте он гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.
• Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих Ваши домовые территории, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «тёмных углов». Вся территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нём всегда должно быть две калитки, чтобы у ребёнка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.
• Не стесняйтесь знакомиться с родителями знакомых Ваших детей, даже если это Вам неприятно. Обменяйтесь с ними телефонными номерами. Всегда имейте эти номера под рукой, а так же номера ближайшего отделения милиции и Вашего участкового инспектора. Проинструктируйте своего ребёнка, куда следует обращаться в случае возникновения опасности. Сообщите ему телефон ближайшего отделения полиции и вашего участкового.
• Если ребёнок еще мал (10-14 лет), но у него уже есть мобильный телефон, периодически проверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных контактов. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонный номер Вашего ребёнка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребёнка.
• Если ребёнок сообщил Вам, что он записался в кружок, клуб по интересам, или компьютерный клуб, не поленитесь посетить это заведение. Поинтересуйтесь, кто руководит этим клубом, кто следит в нём за порядком, графиком работы заведения и наличием соответствующих лицензий. Внимательно осмотрите клуб. Если обнаружите «курилку» (что не редкость, например, для компьютерных клубов), это повод задуматься о целесообразности посещения такого заведения Вашим ребёнком. Помните, что если заведение Вам не понравится, Вы имеете полное право запретить своему ребёнку его посещать, а так же потребовать от охраны заведения не пускать туда Вашего ребёнка.
• Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние лагеря отдыха. Очень часто вожатыми и воспитателями устраиваются работать лица без педагогических навыков. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно это происходит.
Если у вашего ребёнка появился взрослый друг
Если у ребёнка появился взрослый друг, деликатно выясните что это за человек, при каких обстоятельствах произошло знакомство, и что именно их связывает. Вполне возможно, что ребёнок просто заинтересован чем-то, о чём Вы не подозреваете. Ни в коем случае не стоит пытаться разрешить сложившуюся ситуацию, если она Вам не нравится, радикальными методами. Помните, что никакие запретительные меры воздействия не помогут. Они только осложнят Ваши семейные отношения. Лучше подумайте, почему это произошло и чего не хватает ребёнку. Обязательно познакомьтесь с этим человеком, узнайте, где и кем он работает, и кто ещё входит в круг его общения. Если человек представляется работником детского учреждения, обязательно убедитесь в этом. При малейших подозрениях на криминал, обратитесь в полицию.
Если вы что-что заподозрили
Передвигаясь по городу, присматривайтесь к местам скопления детей (подростков): кафе, игровые площадки, развлекательные центры. Если Вы заметите подозрительных людей (не похожих по поведению на родителей) общающихся с детьми, потратьте полчаса своего личного времени, и попытайтесь понять, что происходит на самом деле. Если возникла уверенность, что происходит процесс совращения и человек уводит ребёнка (это может быть заметно по поведению), обратите на это внимание ближайшего полицейского или службы безопасности заведения.
• Уважайте своего ребёнка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против его воли.
• Если Вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию.
• Если ребёнок говорит матери о нездоровом интересе к нему её мужа (сожителя), нужно прислушаться к его словам, поговорить с мужем, не оставлять ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаться с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребёнка.
• Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
• Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
• Если Вы заметили странность в поведении ребёнка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
6. Телефоны «горячих линий», по которым можно обратиться за помощью
• 123 – горячая линия «Дети в опасности» Следственного комитета РФ для детей, подвергающихся опасности (круглосуточно, звонок бесплатный).
• 112 – единый телефон «Службы спасения» для всех мобильных операторов. В экстренных случаях звоните со своего мобильного телефона. Операторы примут Вашу информацию и передадут в соответствующую оперативную службу.
• Социальный телефон: 8-800-100-22-42 (звонок бесплатный, в будние дни с 9.00 до 18.00).
• Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и родителей: 8-800-2000-122 (круглосуточно, звонок бесплатный, анонимный).
Брошюра подготовлена и издана в рамках проекта «Информационно-образовательная кампания по профилактике, выявлению и работе с детьми, потерпевшими сексуальное насилие» при поддержке «Губернского собрания общественности Иркутской области». Проект выполнен Иркутской областной общественной организацией Байкальский региональный союз женщин «Ангара» в партнерстве со Следственным управлением Следственного комитета РФ по Иркутской области и Уполномоченным по правам ребёнка по Иркутской области.