питерские квартиры в старых домах внутри квартиры
Роскошь и нищета петербургских коммуналок
В соцсетях набирает популярность инстаграм петербургского фотографа, который снимает дореволюционные квартиры из «старого фонда»: с высокими потолками, большими окнами, лепниной на потолке и каминами. Большинство из них в советское время было переделано в коммунальные квартиры, в которых и сейчас есть жильцы.
Коммунальная квартира на 5‑й Советской улице.
Расселенная коммунальная квартира на Кирочной улице.
Напольные часы в квартире на Петровской набережной.
Стенной сейф в расселенной коммуналке на Большом проспекте Петроградской стороны от американской фирмы Lowrie S&L.
Комната с витражом и печкой в коммунальной квартире на Рузовской улице.
Квартира на Шпалерной улице.
«Двери эти странные потому, что с одной стороны у них стекла, а с обратной — глухие филенки. Справа стоит статуя из итальянского мрамора. Автор неизвестен, так как подпись сколота. Стоит дорого. Очень».
Дореволюционный латунный смеситель. «Два рычага изначально были соединены перемычкой с надписями «душъ» и «ванна» с разных сторон. А сверху в смеситель вставлялся термометр (сейчас там заглушка)».
Балкон с оградой в стиле модерн.
Хостел в доме 1902 года на Суворовском проспекте.
Раскрашенная потолочная лепнина. «Сложно сказать, оригинальные это цвета или эксперименты предыдущих жильцов. Вообще, до революции лепной декор нередко раскрашивали в подобные оттенки».
Камин в стиле модерн в доме на Галерной, 67. «Изготовлен, скорее всего, где-нибудь в Польше или Лифляндии. Состояние так себе, явно перекладывался, и довольно криво. Перфекционисты не одобрят».
«Думаете, это лестница в каком-нибудь особняке? Или, может быть, парадная лестница богатого доходного дома? А вот и нет. Это лестница внутри одной из квартир в доходном доме Дернова на Таврической улице. В квартире сейчас находится детский сад, а знаменит дом совсем не этими интерьерами. В другой квартире, на самом верху дома, находилась «башня Иванова» — неформальный эпицентр культурной жизни эпохи Серебряного века».
«Несмотря на то что дом построен в эпоху расцвета модерна (1904 год), его экстерьер и интерьеры эклектичны. Впрочем, иногда модерн таки просачивается».
«Кухня в расселенной коммуналке в самом центре Петербурга. И не спрашивайте, что находится в банке справа».
«Это детский садик в бывшей квартире на набережной Фонтанки, 24. Конечно, до революции это была не просто квартира, а одна из самых богатых квартир города, занимавшая целый этаж. Ныне одна ее половина все еще является жилой, а во второй уже много лет находится детский сад. Кстати, если хотите испортить исторический интерьер, покрасьте стены в пастельный зеленый и постелите гулкий ламинат».
«Коммунальные путти (мальчики с крыльями в искусстве Ренессанса и Барокко. — Прим. ред.)».
«Вот здесь до революции жила прислуга. Типичная людская — каморка около кухни, с окнами во двор. Эта комната сохранила исторические габариты».
Посмотрите на три 100-метровые коммуналки, в которых петербуржцы восстановили дореволюционные интерьеры. И сделали из них музей, театр и съемочную площадку
Путешественник, который выкупил коммуналку на Петроградской и воссоздал там исторический интерьер, режиссер, ставящий спектакли в трехкомнатной квартире, и инженер, занявшийся ремонтом комнат, где жил Распутин: «Бумага» рассказывает три истории о том, как в Петербурге отреставрировали коммуналки — под театр, мемориальное пространство и съемочную площадку.
Хозяева квартир объясняют, как восстанавливали лепнину, паркет и двери в дореволюционных домах, зачем обустроили бывшую коммуналку для показа спектаклей и что в квартире Григория Распутина сохранилось от его эпохи.
Жилая квартира на улице Блохина, в которой снимали фильм
Вячеслав Красько, путешественник
2 года и 9 месяцев
Зачем воссоздавать исторический интерьер в старой коммуналке
— Эту квартиру я купил случайно: проезжая мимо на машине, заметил два балкона и эркер, увидел объявление. Подумал, что такое жилье должно стоить космически дорого, но на всякий случай позвонил. Оказалось, что это не дороже, чем другие коммуналки старого фонда на Петроградской стороне. Во-первых, квартира была убитая, во-вторых, несколько лет ее не могли расселить.
Сейчас я живу в Москве и сюда только приезжаю. Мое любимое место в квартире — гостиная: сажусь и наслаждаюсь видом на эркер. Мне сразу показалось это очень красивым, и я решил максимально сохранить изначальную идею.
Дизайнеры, которых я приглашал, предлагали снести все окна, поставить деревянные стеклопакеты, убрать потолок и сделать некую современную копию. Но я, хоть и не разбирался тогда в старинных интерьерах, чувствовал, что это неправильно.
Постепенно я вышел на ценителей старинного интерьера и строителя, который этим занимался (Вячеслав Красько не назвал точную стоимость ремонта — прим. «Бумаги»). Ключевым открытием для меня стало то, что старые интерьеры были очень хорошо продуманы. Окна, арка, потолок, рисунок на паркете — они завязаны в единую композицию. Как только ты начинаешь это переделывать, всё распадается, и красота исчезает.
Я решил сохранить ансамбль. Красота не в пафосности, не в позолоте, а в гармоничном сочетании различных элементов. Теперь я не представляю, как можно жить в современных квартирах, в новостройках. Их не сравнить с тем, что создали больше ста лет назад.
Как восстанавливали парадный вход, печь и лепнину
Моя квартира — половина изначальной, площадью 220 метров. Парадный вход вел в соседнюю квартиру, мне же достался черный вход. [Парадный] вход я делал дополнительно, согласовывал: дверь в квартиру — точная копия исторической, которая находится в квартире этажом выше. Мы создавали ее с нуля. Здесь полностью воспроизводятся и филенки, и рисунок. Единственное — она дополнена ручкой, которую я привез из Непала: она символизирует руку Будды с цветком.
С нуля мы создали и входную дверь в парадную. От исторической двери [с витражными вставками] оставалась только фрамуга (боковая или верхняя створка — прим. «Бумаги»). По фрагментам [дверей] из других парадных мы воссоздали исторический облик двери.
История самой большой коммуналки в Петербурге
16 кадров из аварийной квартиры
На месте гостиной было две комнаты: она была поделена пополам по диагонали. Потолок в гостиной — оригинальный. Несмотря на разделение на две части, люди, которые ставили стены, сделали это на удивление аккуратно. Пострадал только фрагмент розетки в центре, которую мы восстановили.
На кухне потолок полностью новый. Центральная розетка была полностью залеплена — на потолке был просто небольшой бугор. Реставраторы вытащили два куска [лепнины]: край и середину. Так мы смоделировали весь потолок.
Столовую я постарался сохранить в первозданном виде. Начал расчищать потолок, печь — и мне настолько понравилось, что я решил всё это «законсервировать». Какие-то фрагменты восстановлены, но задекорированы под старину.
В квартире восстановлены и исторические окна: рамы сильно прогнили, нужно было заделать дыры. Где-то окна покрашены (например, в гостиной), где-то — просто покрыты лаком. Сохранилась только часть исторических шпингалетов — но мне удалось найти точно такие же и везде поставить одинаковые. У балконов (в квартире их два — прим. «Бумаги») мы заменяли несущие балки, восстанавливали ковку.
Что касается пола, его восстановить не удалось — он был слишком тонкий. Мы сделали точную копию из нового паркета, полностью восстановив исторический рисунок. Дизайнер, которая занимается классическими интерьерами, сказала, что этот рисунок — копия паркета из кабинета Николая II: раньше было модно повторять какие-то элементы интерьера знатных людей.
В комнате с печью мы использовали паркет из двух квартир — с Петроградской и с Васильевской стороны: взяли старый паркет, когда его выбрасывали, обработали, обточили.
Как хозяин квартиры снял в ней фильм и почему не сдает ее другим режиссерам
Поскольку я учусь на режиссера, я использовал эту локацию для своего фильма «Я был». Действие происходит и на улице — напротив эркера — и внутри квартиры. По сюжету бывший пианист, опустившийся до состояния бомжа, оказывается в том месте, где он когда-то жил. Здесь он всё вспоминает и снова начинает играть на пианино, которое привозят в музыкальный магазин на первом этаже (на самом деле там кафе).
Я купил пианино специально для съемок. Момент, когда настоящие грузчики на настоящей машине привезли настоящее пианино, попал в фильм. Потом пианино перебралось в дом. Тем более что оно — ровесник дома, построенного в 1905 году.
От чего зависит состояние старой квартиры
Петроградская сторона застраивалась в конце XIX — начале XX века. Здесь использовались более современные технологии, чем в «Золотом треугольнике» (территория, ограниченная Адмиралтейской и Дворцовой набережными, Адмиралтейским проспектом, Гороховой улицей и набережной реки Фонтанки — прим. «Бумаги»), — металлические балки с деревянным заполнением. И дома на Петроградке более новые.
Перед покупкой старой квартиры обязательно нужно смотреть, стоят в ней металлические перекрытия или деревянные. С металлическими, как правило, проблем нет. Бывает, что и деревянные перекрытия в очень хорошем состоянии, а где-то они уже гнилые, проваливаются. Иногда это сразу видно по полу, а иногда необходимо вскрывать паркет. Это главный риск: если окажется, что в квартире плохие перекрытия, всё, что вложено, будет потеряно. Всё остальное отремонтировать — сравнительно недорого.
Квартира Распутина на Гороховой, 64
Дмитрий Филатов, инженер
Занимается реконструкцией квартиры Распутина и проводит экскурсии
Кто живет в квартире Распутина и как там открылось мемориальное пространство
— Григорию Ефимовичу, когда он здесь жил, часто писали письма: описывали свои нужды, чтобы он помог, помолился. Подобные письма до сих пор сюда приходят — записки кладут в ящик: «Григорий Ефимович, помогите, очень нужно два с половиной миллиона рублей на дело».
У Распутина было несколько адресов в Петербурге — это его последняя квартира. Сюда он приехал в марте 1914-го года и прожил чуть меньше двух лет. Это были и лучшие его годы, и худшие: в 1916 году началась травля, когда ему приписывали вину во всевозможных несчастьях и бедах России — в том числе на фронте.
Пуришкевич, член государственной думы (и один из участников убийства Распутина — прим. «Бумаги»), считал, что его выстрел в Григория Ефимовича в саду Юсуповского дворца — первый выстрел революции. И что со смертью Распутина дурное влияние старца на монархию исчезнет, дела в России наладятся, и она воспрянет.
Я рассматриваю это место не как музей, а как мемориальную квартиру. Здесь должна жить какая-то память, потому что могилы Распутина нет. Идея пространства возникла у меня достаточно давно, и так совпало, что в 2008 или 2009 году мне предложили купить здесь комнату. Сейчас мне принадлежат две комнаты: бывший кабинет и детская.
Можно сказать, что это по-прежнему коммунальная квартира: еще две комнаты — бывшая гостиная и приемная для гостей — арендуются, а в спальне Распутина живет художник Александр Сергеевич Думченко, у него там мастерская. Кстати, именно в его комнате сохранилась лепнина.
Команда — я и еще два человека — занимается реставрацией детской и уборной; частично восстановили кухню. Полностью готовы прихожая, коридор, кабинет, ванная.
На данный момент средства, затраченные на ремонт, составляют примерно 500 тысяч рублей.
Как в квартире воссоздают дореволюционную эпоху и что сохранилось в ней со времен Распутина
Говоря о том вечере, когда Распутин в последний раз уходил из этого дома с Юсуповым (одним из организаторов убийства — прим. «Бумаги»), его дочь Матрена вспомнила, что взглянула на часы в прихожей, и было одиннадцать с чем-то. Очистив обои, мы обнаружили гипотетическое место с затычкой для гвоздя, где они могли висеть. Мы обязательно снова повесим сюда часы.
Квартира была в очень плачевном состоянии. Нам пришлось прикручивать к стенам гипрок с целью «консервации»: там дореволюционные обои, на которые мы не можем наклеивать новые. Фрагмент исторических обоев хранится у нас под стеклом.
После войны здесь всё было перепланировано, поэтому это удача — когда мы находим что-то из дореволюционного времени: например, дверные ручки. Мы относимся к этому очень бережно, потому что это единственная оставшаяся связь с той эпохой.
Петербурженка вернулась в квартиру, в которой жила в блокаду
«Ей показалось, что парадная лестница как будто стала меньше. Но она и сама была меньше»
Окна были в ужасном состоянии, с трещинами на стеклах. Рамы и ручки на них подлинные — нам удалось их восстановить. Мы обнаружили замурованную дверь с покраской одним слоем на дереве — тоже тех времен. Дверей здесь много, и они все сохранились, но остальные перекрашены во много слоев и использовались в достаточно варварском режиме — в коммунальных квартирах никто особенно за такими вещами не следит.
Даже дубовый пол — дореволюционный: он был покрашен ярко-красной краской. Нам пришлось повозиться, чтобы снять ее и поменять гнилые балки.
Мы хотим воссоздать эпоху, но при этом чтобы в ней чувствовалась настоящая жизнь. Постараемся восстановить элементы интерьера, опираясь на чужие воспоминания. Например, Юсупов описывает лампы с белым колпаком.
Шкаф, который стоит в комнате, — моя собственность, он достался мне по наследству: у Распутина не было мебели.
На кухне — та самая дверь, куда Распутин ушел вместе с Юсуповым по черной лестнице.
Как посетители помогали с ремонтом и дарили пространству мебель и иконы
Очень многие люди помнят Григория Ефимовича, и я провожу для них небольшие экскурсии. Нам даже подарили иконы и иерусалимский крест, а женщина, которая занимается фотографиями Романовых, отдала нам несколько фото. Нам подарили и кровать XIX века.
Был даже один почитатель Григория Ефимовича из Пскова — печник — который приехал сюда помолиться. Он пожил здесь неделю и заодно очень помог нам с ремонтом.
Посетители спрашивают, например, остались ли у Распутина наследники. У него было две дочери — Матрена и Варвара, и сын Дмитрий. Варвара умерла в Москве в 30-е, Дмитрий тоже — в Покровском, там было целое следствие.
Матрена в конце 1917 — начале 1918 года переехала из Петрограда с мужем в Германию, потом в США, взяв фамилию Соловьева. Там она работала укротительницей в цирке: о ней говорили, что это дочь загадочного Распутина, которая своим взглядом завораживает диких зверей. У нее родились две дочки. Одна ветка осталась в Америке, другая осела в Париже. Сейчас правнучка Распутина — Лоранс Ио-Соловьефф — приезжает в Россию, ее часто принимают в Юсуповском дворце.
Театральный проект «Квартира» на Мойке, 40
Продюсер Ника Пархомовская и режиссер Борис Павлович
Провели реконструкцию коммунальной квартиры и создали в ней театральное пространство
2,5 месяца (закончен)
Зачем открывать театр в коммунальной квартире
Борис Павлович, режиссер: Когда мы с нашей актерской группой, которая состоит из профессиональных артистов и людей с аутизмом из Центра «Антон тут рядом», вошли сюда, квартира была обставлена собранными с разных концов страны вещами. У каждой своя история.
Я предложил артистам ответить на вопрос, чья это квартира. Я выбрал такую формулу: охотничий домик, который стоит в лесу. Там никто постоянно не проживает, но есть всё необходимое, чтобы, замерзнув и утомившись, человек мог набраться сил и двинуться дальше.
Ника Пархомовская, продюсер: Смысл в том, чтобы это место было «жилым»: мы хотели, чтобы люди не только смотрели спектакли, но и создавали постоянное движение.
Идея такого пространства родилась где-то два с половиной года назад. Нужно было найти коммунальную квартиру около ста квадратов — с возможностью организации здесь театрального действия и анфиладами неизолированных комнат.
Это нежилой фонд: здесь практически ничего не было, только стены и не самые надежные полы. Но благодаря нашей артели художников квартира преобразилась. Мы переложили полы, покрасили стены, побелили потолки. И одновременно собирали вещи — мебель, книги, реквизит — по друзьям, знакомым, комиссионкам.
С конца XIX века и вплоть до самой революции здесь располагался доходный дом — сначала фон Дервиза, а затем великих князей Кирилла и Бориса Владимировичей, это значится и во всех документах по дому, [построенному в 1876–1877 годах].
Как создавали интерьер квартиры — с чемоданами, пишущими машинками и столетним фортепьяно
НП: У нас есть гостиная, библиотека, детская, кухня. Кухня — это принципиально, потому что чаепития — часть ритуала творческой истории.
В «Квартире» многие узнают предметы из своего детства и быта, трогают их, расспрашивают, откуда какая вещь к нам пришла. Например, [в нашем интерьере] много чемоданов: кроме темы путешествий есть еще история с обэриутами. Мы помнили о человеке с чемоданом, который в 30-е годы был всегда готов к тому, что в любой момент ему позвонят в дверь, и ему придется спешно собирать вещи.
Вся мебель аутентичная, винтажная. Например, фортепиано — первый подарок нашей квартире от знакомого филолога: оно семнадцатого года, ровесник революции. У него даже есть меццо-форте (регулятор громкости игры — прим. «Бумаги»). Печей у нас три, работающая одна: здесь есть дрова, мы ее топим.
Лично мне очень дорога деревянная лошадка в детской комнате. Ей где-то 50 лет, и она стояла у преподавателя Елены Иосифовны Горфункель из театрального института. На этой деревянной лошадке выросло несколько поколений питерских театроведческих детей.
Как выглядит коммуна в центре Петербурга, где живут 35 человек
Как они празднуют полнолуния, рисуют и находят вещи в мусоре
Обшарпанная красота: питерские коммуналки в старом фонде
Санкт-Петербург с его неповторимой аурой не мог бы состояться без уникальных коммунальных квартир. Большая часть их, находящихся в старых домах, настолько самобытны, красивы, что практически не нуждаются в описании. Достаточно посмотреть на эти роскошные парадные, лепнину на потолке, изразцовые печи, эркеры, раритетные ванны и столетние раковины, оставшиеся от самых первых хозяев.
Коммунальные квартиры в старом фонде Санкт-Петербурга были основаны в господских домах. Большие хозяйские покои были наскоро поделены на много комнат. Одна семья, как правило, занимала 1 комнату.
Телефонный аппарат шведской фирмы Эриксонъ и Ко (тот самый Ericsson)
В настоящее время, конечно, по назначению не используется. Сохранился в квартире с дореволюционных времен.
Что такое коммунальная квартира в Питере? Эта 40-метровая комната в квартире, окна которой выходят на Каменноостровский проспект. В комнате — арочные окна, невероятная лепнина и действующая печь.
Печь в доходном доме Корзинина
Прекрасные изразцовые печи — не редкость в старых домах Санкт-Петербурга. Многие из них абсолютно рабочие — раньше умели строить на века.
Арочные деревянные окна
Между двойными рамами раньше обязательно выкладывали вату и ставили стаканчики с солью, которая поглощала лишнюю влагу. Вату часто украшали — битыми елочными игрушками, искусственными цветами или другим незатейливым декором.
Из воспоминаний М.В. Добужинского: «Между стекол клали белую вату (и было похоже, точно там лежал снег), и всегда по ней были разбросаны мелкие отрезки толстых разноцветных шерстинок (до чего это было наивно и мило), и ставились стаканчики с кислотой, чтобы не потели и не замерзали стекла. Они все-таки замерзали, и какие красивые узоры на них появлялись! (“Это нарисовал Дед-Мороз”,– говорила няня, и я верил).»
А эта прихожая упоминается в автобиографическом романе С.Довлатова «Куртка Фернана Леже»
«Как-то Андрюша и Дарья позвали нас в гости. Приезжаем на Кронверкскую. В подъезде сидит милиционер. Снимает телефонную трубку:
— Андрей Николаевич, к вам!
И затем, поменяв выражение лица на чуть более строгое:
Поднимаемся в лифте. Заходим.
В прихожей Даша шепнула:
— Извините, у нас медсестра.
Я сначала не понял. Я думал, кому-то из родителей плохо. Мне даже показалось, что нужно уходить.
— Гена Лаврентьев привел медсестру. Это ужас. Девица в советской цигейковой шубе. Четвертый раз спрашивает, будут ли танцы. Только что выпила целую бутылку холодного пива… Ради бога, не сердитесь…
— Ничего, — говорю, — мы привыкшие…»
Гостиная в квартире А.П. Киселева — автора учебника по алгебре и геометрии
В 1910 году знаменитый автор самых популярных русских и советских учебников по алгебре и геометрии, приобрёл доходный дом на 2-й линии Васильевского острова. Здесь он жил с большой семьей до своей смерти в 1940 году. После войны его квартира стала коммунальной, но несколькими комнатами в этом доме потомки Киселева владеют до сих пор.
В этой квартире с потолками около 7 м по легенде творил сам Бакст
Мастерская в доме Бака на Кирочной улице.
Потрясающая лепнина ручной работы
Эта коммунальная квартира, как одна из многих других, разделена на множество небольших комнат. Перегородки делят общее большое пространство на отдельные помещения для десятка семей. Богатая лепнина диссонирует с обычной мебелью, но хозяева бережно сохраняют красивый декор и однажды даже приглашали реставратора для восстановления утраченных фрагментов.
Примерно так выглядит большая комната, разделенная на 2 части
По центральной розетке видно, что эта комната, наверняка, больше, чем образованная оставшейся частью.
Обычно лепнина скрывается под многочисленными слоями побелки. Но здесь она покрашена масляной краской. Рельеф хорошо читается, правда, реставрировать такой декор сложнее.
Такие богатые потолки и лепнина на стенах, конечно, принадлежали помещениям, в которых когда-то размещались хозяйские покои. «Людские» комнаты были куда проще.
В таких каморках до революции жила прислуга
Окна выходили во двор, а сама «людская» была расположена около кухни. Комната сохранила свои первоначальные габариты. Высота потолков в этой прежней «людской» — около 5 метров.
Коммунальная кухня в бывшей «людской»
Это как раз та часть нынешней коммунальной квартиры, в которую дореволюционные хозяева-господа вообще вряд ли когда заглядывали. У дальней стены — выход на «черную лестницу».
Нынешняя кухня- она же постирочная — содержится в чистоте и порядке.
Вот такая уникальная ванна обнаружена в одной из коммунальных квартир
Подобные ванны-термосы изготавливали в Германии времен 3 Рейха в 30-е годы и ставились на дачах и в квартирах первых лиц государства. И вот, теперь один из экземпляров стоит здесь, в коммунальной квартире. Каким образом он попал туда, неизвестно, но ванна раритетная, очень ценная.
Редчайший экспонат в коммунальной квартире на ул. Марата — унитаз 1910-х годов марки Doulton & Co из Лондона
Компания, изготовившая этот клозет, была поставщиком королевского двора. Маркировка «leadless glaze» — «бессвинцовая глазурь» сообщает о безопасности покрытия этого унитаза. Таким образом производители помечали сантехнику и другие предметы, в эмалях и красках для покрытия которой не использовались мышьяк, свинец и другие опасные вещества.
А это столетняя раковина, которую тоже бережно сохраняют в одной из коммунальных квартир
Старинная плита. По назначению не используется, но бережно сохраняется
Квартира акционерного общества «Строитель». Бывшая коммуналка сохранила большое количество оригинальных деталей — эта плита одна из них.
Этой настенной и напольной плитке 118 лет. Практически идеальная для этого возраста сохранность
Бесшовная технология укладки, практически утраченная ныне.
Отличительная особенность старых домов — большое количество дверей
Двери соединяли соседние помещения ( к примеру, в ванную можно было попасть и из коридора, и из спальни), и благодаря причудливой планировке квартиру, порой, можно было обойти по кругу.
В некоторых квартирах и домах сохранились витражи
В квартирах они закрывали некрасивый вид из окна доходных домов.
Комната с витражом и печкой в коммунальной квартире на Рузовской улице
Помимо коммуналок, в которые превращались дома богатых господ, существовали квартиры, которые изначально строились с целью заселения малообеспеченных слоев населения. Они назывались «меблированные комнаты». Этот дом был построен во время первой мировой войны купцом Полежаевым. В нем он предусмотрел 10 квартир, которые отдавались вдовам, пожилым офицерам, одиноким старым девам. Многие жили здесь на чисто благотворительной основе, те, кто мог платить, платили за квартиру очень небольшую сумму.
Лестницы — особая гордость старых домов
Встречаются квартиры с отдельным входом из-под арки. Вот эта как раз из немногих, в которых лестница была не черной, которой пользовались дворники, а собственной, с перилами и плиткой 1908 года. Эта квартира находится в стадии реставрации.
Дверь слева сделана из сосны с окрашиванием под ценную породу.
Лестница внутри одной из квартир в доходном доме Дернова на Таврической улице. В квартире сейчас находится детский сад.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook: