можно ли выполнить обгон в туннеле
Разрешено ли выполнять обгон в тоннеле
Дорожные сооружения, которые предназначены для преодоления участков особого типа, имеют специальные правила проезда. Соответственно, многие маневры в них запрещены. Несмотря на то, что тоннели встречаются на пути не так часто, как мосты, правила движения в них знать необходимо каждому водителю.
Что говорится в ПДД
Тоннелем называется подземное горизонтальное или наклонное сооружение на дорожном участке. О приближении к тоннелю предупреждает дорожный знак 1.31. Вне населенных пунктов он устанавливается за 150-300 метров до сооружения, а в городах и поселениях за 50-100 метров.
Видимость в тоннеле ограничена, поэтому многие маневры в нем запрещены. Согласно пункту 11.4 ПДД РФ, в тоннелях, на мостах, эстакадах, путеводах и под ними обгон запрещен.
Требуемые правила проезда
Чтобы не нарушать правила проезда тоннеля, нужно соблюдать ряд требований:
Какие ещё маневры запрещены
В тоннеле следует двигаться строго по своей полосе, не совершая иных маневров. Вот ряд запретов:
Какое наказание предусмотрено за нарушение правил
За нарушение правил движения в тоннеле предусмотрены штрафы:
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! |
Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84
Тоннели строят только на тех дорожных участках, где в этом есть необходимость. Поскольку это сооружение повышает риск ДТП, правила движения в нем более строгие, чем на открытых дорожных участках. Соблюдение ПДД поможет сохранить свои финансы, водительские права, автомобиль в целости, и самое главное — жизнь, личное здоровье и здоровье пассажиров.
Разрешен ли обгон в тоннеле
Любой маневр автомобилиста, будь то перестроение или обгон, так или иначе, сопряжен с риском. Каждый водитель обязан знать разрешено ли выполнить обгон в тоннеле, а также быть в курсе последствий, грозящих за те или иные нарушения правил ПДД.
Что говорится в ПДД об выполнении обгона в тоннеле?
Само понятие обгона определяется как опережение одного или нескольких автотранспортных средств за счет выезда на встречную полосу. Прежде чем осуществить данный маневр, водитель должен убедиться в том, что обгон возможно выполнить. Оценить же возможность выполнения обгона представляется лишь в случае достаточной видимости. Если исходить из определения тоннеля согласно ПДД, то это искусственное подземное сооружение с ограниченной видимостью, расположенное на дорожном участке. Именно поэтому большинство маневров, в том числе обгон, выполнять в тоннеле не разрешается.
Разрешено ли выполнять обгон при наличии искусственного освещения?
Повышенная опасность таких сооружений как тоннели очевидна, но что если подземная конструкция оснащена искусственным освещением? Возможно ли, что в таком случае водитель вправе обогнать транспортные средства по встречной полосе, если убедится, что это безопасно?
Обратившись к п.11.4 ПДД РФ, становится очевидно, что условий, позволяющих совершить водителю обгон в данном случае не установлено. То есть, ни наличие искусственного освещения, ни загруженность трафика, ни иные факторы не позволяют водителям нарушать данное правило, касающееся обгона и других маневров.
Разрешен ли выполнять обгон при наличии прерывистой разметки?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вновь обратиться ПДД. Дабы не спровоцировать возникновение ДТП, автолюбители должны знать, что не каждая прерывистая линия позволяет совершить обгон. К примеру, разметки 1.5
и
1.6
позволяют осуществлять через них маневры для перестроения или обгона, но при наличии блокирующих знаков такие действия запрещаются.
Однако летом прошлого года прерывистая разметка начала появляться в тоннелях города Москвы взамен сплошных линий, где были определены минимальные показатели аварийности. Таким образом, автомобилисты получили возможность совершать ранее запрещенные перестроения. Данное изменение действует уже более чем в 20 тоннелях столицы.
Чем опасен обгон, совершаемый в тоннеле?
Последствия осуществления опасного маневра, такого как обгон в тоннеле, чреваты не только совершением ДТП, в котором транспортному средству будет причинен вред, но угрожает здоровью и жизням самих водителей и их пассажиров.
Чаще всего в результате ДТП в тоннеле возникают такие опасные последствия как:
Не стоит забывать о том, что в условиях замкнутого пространства затрудняется движение другого автотранспорта, который фактически не способен разъехаться.
Чтобы не допустить таких печальных последствий, каждому водителю должны быть известны правила проезда в тоннелях:
Какой штраф за обгон в тоннеле?
Ответственность за нарушение правил, касающихся обгона в тоннеле, определена в КоАП РФ и непосредственно в статье 12.15. Исходя из положений данной нормы, по отношению к нарушителю может быть применен штраф в размере 5 тысяч рублей либо автомобилист может лишиться водительского удостоверения на срок от 4 месяцев до полугода.
Если водитель, совершит нарушение повторно, и данный факт зафиксируют камеры видеонаблюдения, работа которых ведется в автоматическом режиме, то вместо лишения прав, ему может грозить штраф в сумме 5 тысяч рублей. Совершение водителями грубых правонарушений, которые связаны с эксплуатацией авто в тоннелях, строго караются нормами КоАП РФ.
Обгон почти не виден
Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.
Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко. В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины. Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД. В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон. Ну и в крайнем случае: «по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».
Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.
Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.
Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.
Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.
Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.
Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.
В России изменились правила езды в тоннеле
Сплошную разметку в тоннелях заменят прерывистыми линиями, что будет соответствовать действующим ПДД. Пока только в Москве, но в дальнейшем столичный опыт могут перенести в другие регионы.
С 2010 года в России под обгоном подразумевается только опережение попутных транспортных средств с выездом на встречную полосу, а до внесения изменений в ПДД обгоном считался любой манёвр с выездом из занимаемой водителем полосы. Исходя из этого в тоннелях наносилась сплошная линия, а после реформирования ПДД менять на прерывистую её не стали. Таким образом водителей наказывали за разрешённые правилами, но не разметкой, опережения в тоннелях, выписывая штрафы по материалам камер фотофиксации нарушений.
13 марта 2020, 12:43
20 марта 2020, 17:53
По инициативе экспертного центра «Пробок.нет» московский Центр организации дорожного движения (ЦОДД) согласился изменить сплошную линию разметки на прерывистую в 23 тоннелях Москвы и уже отдал такое распоряжение ГБУ «Автомобильные дороги», которое отвечает за содержание улиц и разметку.
«Больше десятка тоннелей вызвали споры по разным причинам (где-то много аварий, где-то освещение не очень), и было принято решение отложить решения по ним до момента изучения практики по 23 первым тоннелям. Если показатели безопасности движения останутся теми же и аварий не станет больше — то можно будет переразметить. Речь не идёт о действительно опасных тоннелях Лефортовском, Северо-Западном и Алабино-Балтийском, их изначально даже не обсуждали и разметка там останется сплошная», — пояснили в «Пробок.нет».
Напомним, в настоящее время перестроение в тоннеле наказывается по ч. 1. ст. 12.16 КоАП «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» штрафом в 500 рублей.
Выполнение обгона по правилам дорожного движения
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о выполнении одного из самых опасных автомобильных маневров. Безусловно, именно таким маневром является обгон транспортного средства.
Для читателей, которые не следили за изменениями правил дорожного движения, напоминаю, что в 2021 году обгоном является только маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. Подробнее этот вопрос рассмотрен в статье «Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения».
Проблема выбора правильного места для обгона является весьма актуальной, поскольку неправильный обгон в настоящее время наказывается лишением прав. В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к обгону, а также штрафы за неправильный обгон.
Для начала рассмотрим актуальное понятие «обгон» из пункта 1.2 ПДД:
«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Выполнение обгона по правилам дорожного движения
Выполнению обгона посвящена глава 11 правил дорожного движения. Разберем основные особенности этого маневра.
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
Это требование весьма актуально, поскольку выезд на встречную полосу всегда связан с определенным риском. Перед выполнением обгона Вы должны убедиться, что Вы не создадите помех другим участникам движения.
Из этого пункта правил вытекает следующий вывод: если в процессе выполнения обгона произошло ДТП, то в нем всегда виноват тот водитель, который выполнял обгон. Единственным исключением из этого правила является пункт 11.3 правил:
11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.
Очевидно, что если Вы хотите выполнить обгон, то не можете заранее убедиться в том, что водитель обгоняемого транспортного средства не будет препятствовать обгону. Согласитесь, на практике весьма не просто определить, что задумал водитель другого автомобиля.
Подчеркну, что во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.
При выполнении обгона водитель должен учитывать особенности, которые регламентируются пунктом 11.2 правил дорожного движения:
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
Суть этого пункта сводится к тому, что обгон запрещается выполнять, если автомобиль сзади или спереди от Вас начал маневрировать. Т.е. если соседний автомобиль сам пытается выполнить обгон или поворот налево.
Этот же пункт правил запрещает выполнять обгон в тех случаях, когда скорость Вашего автомобиля для маневра недостаточна.
Например, если скорость обгоняемого автомобиля 85 км/ч, а скорость Вашего автомобиля 90 км/ч, то для выполнения обгона Вам понадобится 180 метров. При этом встречная полоса должна быть свободна на 360 метров (180 метров для Вас и 180 метров для встречного автомобиля), чтобы избежать столкновения.
В том случае, если Вы догоняете автомобиль достаточно медленно, от обгона стоит отказаться, т.к. при завершении маневрирования Вы создадите помехи либо обгоняемому, либо встречному автомобилю. Чуть ниже Вы узнаете, что наказание за подобный маневр весьма суровое.
При выполнении обгона также нужно учитывать требования пункта 9.1 1 ПДД, действующего с 12 июля 2017 года:
Этот пункт запрещает водителю находиться на встречной полосе, отделенной сплошной или двойной сплошной линией разметки. Таким образом, если в процессе обгона Вы видите, что прерывистая разметка заканчивается и начинается сплошная линия, то нужно немедленно отказаться от маневра и вернуться на попутную полосу движения.
Где запрещен обгон?
Рассмотрим, где запрещен обгон транспортных средств, подробнее:
Обгон на перекрестке
Обгон запрещается на всех регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если Ваш автомобиль движется по дороге, не являющейся главной.
Рассмотрим единственную ситуацию при которой обгон на перекрестке разрешен:
1. Перекресток должен быть нерегулируемым;
Т.е. главная дорога не должна менять направления на перекрестке. При этом следует иметь в виду, что обгону на перекрестке могут препятствовать и другие условия, например, главная дорога может иметь 4 полосы или более. В этом случае правила запрещают выполнять обгон (выезжать на встречную полосу).
Замечу, что теоретически можно попытаться выполнить обгон на главной дороге и в том случае, если дорога на перекрестке меняет направление. Однако при этом следует помнить, что на участках с ограниченной видимостью обгон запрещен.
На всех остальных перекрестках обгон запрещен вне зависимости от количества полос.
Обгон на пешеходном переходе
Обгон на пешеходном переходе запрещается во всех случаях (начиная с 29 ноября 2014 года).
Обгон на железнодорожном переезде
Обгоны на железнодорожном переезде были подробно рассмотрены в отдельной статье:
Обгон на мосту
Обгон на мосту, эстакаде или путепроводе в 2022 году запрещен правилами дорожного движения. То же самое касается и пространства под этими сооружениями, а также тоннелей.
Имейте в виду, что небольшие мосты могут быть построены таким образом, что заметить их издали совершенно невозможно. При этом если мост располагается в пределах населенного пункта, его границы не должны обозначаться специальными знаками, т.е. идентифицировать мост становится чрезвычайно сложно. Однако несмотря на трудности для водителей, обгон на таком мосту запрещен правилами дорожного движения.
Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполнять обгон нужно предельно внимательно, учитывая все особенности сложившейся дорожной ситуации.
Обгон на опасном повороте
Обгон запрещен в конце подъема, на опасном повороте, а также на других участках с ограниченной видимостью.
Для того, чтобы определить наличие на дороге крутого подъема или опасного поворота, следует воспользоваться дорожными знаками 1.14, 1.11.1 и 1.11.2:
При этом важно учитывать, что обгон запрещен в конце любого подъема (т.е. подъем может не быть крутым), а также на любом участке дороги с ограниченной видимостью.
Понятие ограниченная видимость приводится в пункте 1.2 правил:
Очевидно, что самостоятельный поиск участков с ограниченной видимостью на дороге является задачей весьма непростой, т.к. это определение весьма расплывчато. Поэтому если у Вас есть хоть малейшее подозрение в том, что видимость на дороге ограниченная, рекомендую отказаться от маневра.
Обгон на четырехполосной дороге
Пункт 9.2 правил дорожного движения:
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
Обгон на четырехполосных дорогах с двухсторонним движением запрещен во всех случаях, в том числе и при отсутствии дорожной разметки.
Штрафы за неправильный обгон в 2021 и 2022 году
Однако не стоит забывать, что выполнение любого обгона сопровождается выездом на полосу встречного движения, поэтому для наказания водителей могут применяться части 4 и 5 статьи 12.15:
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Рассмотрим особенности этой статьи:
1. Действие части 4 статьи 12.15 распространяется на выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения. Т.е. лишением прав должен наказываться только выезд на встречную полосу там, где обгон запрещен.
Например, начало обгона на мосту, через сплошную линию разметки или на опасном повороте повлечет наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП.
То же самое относится и к ситуации, когда автомобиль находится на встречной полосе слева от сплошной линии разметки.
Отмечу, что если Вы выехали на встречную полосу без нарушения правил и заметили, что впереди разметка становится сплошной, то лучшим решением будет отказаться от маневра и вернуться на попутную сторону движения через прерывистую разметку. Ведь за завершение обгона через сплошную возможно лишение прав:
Еще раз подчеркну, что начало обгона с нарушением любого пункта правил дорожного движения наказывается лишением прав.
Например, если водитель не убедился в том, что он не создаст помех другим транспортным средствам (пункт 11.1 правил), то он будет наказан лишением водительского удостоверения.
2. Часть 4 статьи 12.15 предусматривает наказание в виде штрафа (5 000 рублей). Довольно часто мне задают вопрос по поводу того, можно ли заменить лишение прав на денежный штраф.
В данном случае выбор наказания целиком зависит от судьи, который рассматривает дело по статье 12.15. Если есть смягчающие обстоятельства, а отягчающих обстоятельств нет, то наложение штрафа вместо лишения вполне возможно.
Кроме того, в случае автоматической фиксации нарушения лишение прав наложено быть не может. В данном случае речь идет о ситуации, когда нарушение фиксируется камерой наблюдения без непосредственного участия человека. В этом случае информацию о штрафе водитель получает по почте.
Не стоит путать этот случай с ситуацией, когда сотрудник ГИБДД фиксирует нарушение на камеру. При подобном развитии событий видеозапись используется в качестве дополнительного доказательства в суде при рассмотрении дела.