можно ли выписать накладную раньше отгрузки
Что будет, если выставить счет-фактуру раньше отгрузки?
Минфин рассказал о сроках выставления счетов-фактур и остановился на ситуации, когда СФ выставлен ранее даты фактической отгрузки товаров (Письмо Минфина РФ от 12.07.2019 N 03-07-09/51713).
По общему правилу, СФ выписывают не позднее 5-ти календарных дней со дня отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Если счет-фактура выставлен ранее этого срока, покупателям гарантированы проблемы с вычетом НДС: ведь возможности выписать этот документ до даты отгрузки НК РФ не предусматривает.
Кстати обратная ситуация — если СФ выставлен с опозданием — потерей вычета не грозит: «просроченный» счет-фактура не мешает идентифицировать продавца, покупателя, наименование и стоимость товаров, ставку и сумму НДС (Письмо Минфина РФ от 14.03.2019 N 03-07-11/16556).
См. также:
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
Карточка публикации
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Реализация раньше покупки. Что делать?
20 марта на сайте был размещен мой опус, где в меру своего незаурядного таланта (а чё, я такой!) размышляю о расходах, которые могут возникнуть гораздо позже, чем получены доходы по этой сделке.
Но узок круг таких затрат, и далеко не всегда возникшие у организации расходы по какой-либо сделке, доход от которой был отражен намного раньше, можно полностью законно списать на уменьшение финансового результата и налогооблагаемой прибыли.
Не первый год, как на семинарах, так и на консультациях, задают одни и тот же вопрос: — Мы заключили контракт с бюджетом (или с крупной корпорацией). Нам выкрутили руки и заставили подписать акт на сдачу объекта (или накладную на отгрузку товара) последними числами декабря. Но к работам мы фактически приступили (приобрели товар) только в конце января (а то и в начале марта). Как нам списать фактические расходы?
Мой ответ: — как это сделать полностью законно, не знаю.
Бюджетные заказчики (равно как и крупные компании) до сих пор, как и лет 40-50 назад, оценивают эффективность работы своих подразделений, в первую очередь, по освоению средств, выделенных им на год по смете, под тот или иной проект, задачу.
И если в декабре все выделенные средства не освоены, то на следующий год их могут, и того, урезать. А ни один чиновник этого допустить не может. А то, что в конце года будет подписана фактическая «липа» на принятие объекта (получение товара), да еще и оплачена, его не волнует. Деньги то не его, казенные. А подрядчик (поставщик) чаще всего убежать никуда не может.
Лесную тему (как распилить, как откатить) обсуждать не будем. Автор чтит (ну, почти) Уголовный кодекс. Поэтому попробуем разобраться, как организации, на свою голову заключившей договор с бюджетом, попытаться выйти из такой ситуации, не привлекая излишнего внимания налоговиков.
Ситуация номер раз (не я придумал, вопрос был задан на форуме в прошлом году).
В бухгалтерию принесли ТОРГ-12, датированную декабрем, на отгрузку товара, который мы сами закупили только в конце января.
А вот как отразить отгруженный товар, который еще не приобрели?
Здесь можно будет попытаться вспомнить и применить термин, которая большая часть современных бухгалтеров, возможно, и не знает — неотфактурованные поставки.
*Здесь надо будет еще найти смельчака, согласного его подписать
А вот когда в январе товар действительно будет получен, а с ним и ТОРГ-12 и счет-фактура, то можно будет скорректировать и стоимость «продажи» его в декабре, и принять НДС к вычету.
Хотя, при очень внимательной проверке всех документов может быть обнаружена нестыковка. Мы товар оприходовали декабрем, а поставщик отгрузил нам его в январе. Но может и проскочить.
А вот что делать, допустим, с декабрьским актом приема-передачи временной зимней дороги (зимника), к прокладке которой приступили в начале февраля?
Попытаться все затраты отнести на исправление брака? Ловится.
Можно понять, когда выявленный брак составил 10, ну, 20 процентов от стоимости работ. Но вот когда 80-90, а то и все 100? Тогда как принимали его в декабре и этот брак не обнаружили?
Единственное, что приходит в голову — размазать тонким слоем по другим объектам текущего года. Хотя при внимательном анализе документов это тоже не сложно обнаружить.
И, по своей наивности, думал, что так рассуждают — сначала можно объект сдать, а только потом приступить к работам по его выполнению — только чиновники и наиболее продвинутые директоры. Оказывается, такая зараза пошла и дальше, и в таком же направлении стали мыслить и коллеги-бухгалтеры.
— По основному договору дата закрытия работ по акту 25.11, по субподряду — 23.12. Документы оформлены. Читаю разные статьи в интернете, пишут, что имеет место такое быть.
Вопрос:
— Есть ли нормативный документ на порядок закрытия работ по субподряду и договору с основным заказчиком?
— То есть результат работ заказчику передали на месяц раньше, чем приняли его от субподрядчика?
И ничего не смущает?
— Меня нет. А если я приму работы у Субчика, а Заказчик у меня их не примет? Так что абсолютно правильная тактика: как раз сначала сдать работы своему Заказчику, а потом принять у Субчика.
И часто идут еще дальше. Подписывают документы с субподрядчиком только после того, как получили от заказчика деньги за работы, сделанные тем самым субподрядчиком.
Ну и какие тут МСФО, методология учета и прочие премудрости, да и сам здравый смысл?
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Оформление документов на поставку в конце месяца допустимо
Поставщик поставляет в течение месяца материалы без оформления учетных документов. В конце месяца он выставляет накладную, счет-фактуру на весь поставленный объем за месяц.
В договоре порядок документооборота не установлен.
Обязан ли поставщик выдать первичный документ на каждую поставку, или допустимо выдавать один документ, где будут учтены все поставки за месяц?
Порядок действий организации-покупателя при поступлении товара от поставщика без документов и учет указанного товара регулируются п.п. 36-41 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее – Методические указания)
Так, п. 36 Методических указаний предусматривает, что неотфактурованными поставками считаются поступившие в организацию материальные запасы, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).
Пункт 39 Методических указаний определяет, что неотфактурованные поставки приходуются на счета учета материальных запасов. Оприходование производится в момент поступления товаров на склад получателя.
На практике документом, являющимся основанием для принятия к учету материально-производственных запасов по неотфактурованным поставкам, может служить, в частности, акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика (форма № ТОРГ-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132, или документ, разработанный на основании данной формы).
После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с поставщиком (п. 40 Методических указаний).
При этом на стройках строительные материалы, поступающие в значительном количестве, как правило, завозятся непосредственно на объекты строительства, минуя центральный склад организации (п. 51 Методических указаний).
По общему правилу, закрепленному в части 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон № 402-ФЗ), каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Поступление материально-производственных запасов для покупателя (выбытие – для поставщика) является фактом хозяйственной жизни в понимании ст. 3 Закона № 402-ФЗ. Поэтому оприходование (списание) материально-производственных запасов должно осуществляться на основании соответствующего первичного документа.
В п. 44 Методических указаний определено, что на материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и другие).
В соответствии с п. 120 Методических рекомендаций продажа материалов оформляется в том числе путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону, на основании договоров или других документов.
Таким образом, можно сделать вывод, что по общему правилу каждый отпуск материалов их поставщиком должен оформляться первичным документом. Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что поставщику следует представить покупателю товаросопроводительные документы (например, накладную) на каждую отгрузку материалов в течение месяца.
Разъяснениями уполномоченных органов в части бухгалтерского учета мы не располагаем. Вместе с тем оформление одного документа на несколько партий товара в целях налогообложения считается возможным.
Так, в письме Минфина России от 13.01.2012 № 03-07-11/08, посвященном вопросам исчисления НДС, высказывается позиция, согласно которой датой отгрузки оборудования следует считать дату составления первичного документа, оформленного на покупателя (перевозчика) при отгрузке последней части оборудования.
В постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017 № 19АП-4090/17 судьи фактически посчитали допустимым оформление одной товарно-транспортной накладной в отношении нескольких перевозок песка налогоплательщиком.
Тогда если руководствоваться логикой чиновников и судей, то, например, в ситуации, когда вашей организацией и поставщиком был согласован такой объем поставки, доставить который единовременно не представляется возможным, представление поставщиком одной накладной при отгрузке последней партии не противоречит действующему законодательству.
Однако если исходя из имеющих место взаимоотношений сторон каждая поставка материалов рассматривается как разовая сделка, то поставщику следует выставить ТОРГ-12 или иной аналогичный документ при отгрузке каждой партии материально-производственных запасов (смотрите определение ВАС РФ от 26.09.2012 № ВАС-12342/12).
По мнению судей, составление товарно-транспортной накладной свидетельствует о заключении договора. При этом поставка не признается разовой (смотрите постановление ФАС Московского округа от 09.04.2013 № Ф05-1282/13 по делу № А40-86581/2012).
Ответ подготовил: Завьялов Кирилл, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА
Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм
Можно ли выписать накладную раньше отгрузки
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Покупатель просит отгружать товар в течение месяца по всем офисам по товарным накладным, а счет-фактуру просит выставлять одну последним днем месяца на весь товар, поставленный за месяц. Это будет прописано в договоре. Речь идет о поставках канцтоваров, ежедневная отгрузка которых не планируется.
Согласно статье 168 НК РФ организация должна выставить счет-фактуру в течение пяти дней.
Можно ли заключить такой договор? Какие могут быть последствия для поставщика со стороны ИФНС?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Подписка на обзоры и консультационные материалы.
Услуги
О правильных сроках выставления товарной накладной и счета-фактуры
Поставщик выставляет товарную накладную и счет-фактуру датой приемки товара на склад покупателя. Доставка осуществлялась железнодорожным транспортом. Конкретный пример: груз погружен к перевозке 13.03.2019, прибыло на станцию назначения 26.03.2019, покупатель принял товар 27.03.2019. Поставщик выставляет товарную накладную и счет-фактуру 27.03.2019. В договоре есть пункт «Право собственности на товар переходит на Покупателя в момент передачи товара.
Вопрос
Не является ли ошибкой то, что поставщик выставил документы 27.03.2019, а не 13.03.2019?
Ответ специалиста
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)
ст. 9, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете»
Даты счета-фактуры и товарной накладной, к которой он составлен, могут не совпадать, поскольку для них установлены разные сроки составления.
Так, товарная накладная составляется на дату поставки товаров (ч. 3 ст. 9 Закона о бухучете).
Вопрос: Согласно договору право собственности на партию товара покупатель получает после ее полной оплаты. Отгрузка совершена до оплаты. С какой даты отсчитывать срок для выставления счета-фактуры покупателю товара?
Обоснование: Счет-фактуру нужно выписать в срок до пяти дней с момента осуществления одной из первых (по времени осуществления) операций: отгрузки товара или получения аванса.
Если при реализации товаров наиболее ранней из дат, установленных п. 1 ст. 167 НК РФ в целях определения налоговой базы, является дата отгрузки товаров, обязанность по исчислению НДС у продавца возникает на дату отгрузки товаров независимо от момента перехода права собственности, установленного договором (Письмо Минфина России от 28.08.2017 N 03-07-11/55118).
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи.
В то же время в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Учитывая изложенное, счета-фактуры, выставленные продавцом товаров после срока, установленного абзацем первым пункта 3 статьи 168 Кодекса, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость покупателем.
Из выше перечисленного следует, что товарная накладная выписывается в момент отгрузки товара, счет- фактура в течении 5 календарных дней после отгрузки товара либо после составления товарной накладной. Счета-фактуры, выставленные продавцом товаров после срока, установленного абзацем первым пункта 3 статьи 168 Кодекса, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость покупателем.
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в марте 2019 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).
Данная консультация прошла контроль качества: