можно ли вылечить сенсорную алалию у ребенка 3 лет
Сенсорная алалия: основные симптомы, причины и коррекция
Что такое сенсорная алалия
Сенсорная алалия (СА) – это патологическое состояние, один из вариантов речевого дизонтогенеза, который обусловлен расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен. В МКБ-10 сенсорной алалии соответствует термин «расстройство рецептивной речи». При этом доля пациентов, страдающих этим речевым расстройством, составляет всего 10%, тогда как моторная алалия встречается значительно чаще – в 90% случаев (исходя из общей структуры системного недоразвития речи).
Сенсорная алалия возникает из-за поражения височных долей, расположенных в левом полушарии головного мозга (центр Вернике). Характеристика нарушения заключается в затруднении сопоставления визуальной картинки и звукового обозначения. То есть, ребенок все слышит, но не понимает.
При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние речевого и акустического гнозиса.
Причины появления патологии
Несформированность импрессивной речи вызвана органическим поражением зон мозга, которые ответственны за анализ речевых звуков. Недоразвитие речи развивается на фоне поражения центра Вернике, расположенного в задней трети верхневисочной извилины левого полушария.
Есть несколько основных причин развития этого речевого расстройства:
Как показывает практика, появление данного речевого расстройства крайне редко обусловлено каким-либо одним фактором. В большинстве случаев речь идет о совокупности причин, включая внутриутробные, интранатальные и постнатальные патологии.
Основные симптомы сенсорной алалии
Симптоматика нарушения зависит от степени тяжести этой патологии. Детям может быть доступно понимание определенных слов и ситуативной речи. При этом, если это же слово малыш слышит в незнакомой обстановке, то он перестает его понимать. В более тяжелых случаях ребенок может вообще не воспринимать любые звуковые раздражители, не реагировать даже на собственное имя.
Основные симптомы сенсорной алалии:
Также у детей с сенсорной алалией наблюдается нарушение концентрации внимания. Из-за того, что ребенок не понимает обращенную к нему речь, он быстро теряет интерес к каким-либо занятиям. Все это сопровождается переменами в настроении, ребенок может вести себя достаточно агрессивно, не желая идти на контакт со взрослыми и сверстниками.
Диагностика сенсорной алалии
У сенсорных алаликов достаточно звонкий голос, при этом у некоторых детей диагностируется логорея. Речь ребенка становится похожа на своеобразный «словесный салат», в котором намешаны обычные и зачастую бессмысленные слова, могут быть перепутаны слоги. Может встречаться контаминация – объединение разных слов в одно.
При анализе анамнеза специалист должен внимательно изучить симптоматику, ведь зачастую это речевое расстройство путают с аутизмом и нарушением слуха. Но есть серьезные различия, которые позволяют отличить сенсорных алаликов от слабослышащих детей:
Диагностика сенсорной алалии обязательно подразумевает неврологическое обследование. Как правило, специалист назначает электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную терапию и эхоэнцефалограмму, которые позволяют определить характер и степень повреждения функций головного мозга.
Для исключения тугоухости проводится исследование слуховой функции.
Назначается компьютерная аудиометрия, отоскопия и другие исследование. Обязательно участие нейропсихолога, который анализирует поведение ребенка, а также исследует состояние слухоречевой памяти.
После проведения всех исследований и получения результатов диагностики, свое обследование начинает логопед. Выясняются особенности раннего речевого развития малыша. Тщательно оценивается импрессивная речь, т.е. ребенка просят повторить слова, указать на предмет, который озвучивает специалист (установление связи между словом и предметом).
Сенсомоторная алалия
Сенсомоторная алалия – это глубокое недоразвитие речевой функции, возникающее при поражении коркового речедвигательного и речеслухового анализатора у ребенка до трех лет. Характеризуется нарушениями речевого праксиса, слухового гнозиса, приводящим к невозможности говорения и непониманию чужой речи. Речевому дефекту сопутствуют нарушения моторики, внимания, гиперактивность. Диагностика основывается на обследовании устной речи и высших психических функций. Логопедическая работа направлена на коррекцию рецептивной и экспрессивной речи. По показаниям проводится терапия ноотропами, физиотерапия.
МКБ-10
Общие сведения
Сенсомоторная алалия ‒ смешанная форма речевой патологии, сочетающая элементы моторной и сенсорной алалии. В современной логопедии относится к тяжелым патологиям речи, поскольку затрагивает все уровни речевой организации. В детской популяции различные виды алалии выявляются у 1% дошкольников. Поскольку все виды речи имеют тесную взаимосвязь, у моторных алаликов часто вторично нарушается восприятие и понимание речи, а у сенсорных – собственная речь. При сенсомоторной алалии может преобладать речедвигательная или фонематическая недостаточность.
Причины
К сенсомоторной алалии приводят органические повреждения корковых отделов слухоречевого и речедвигательного анализаторов и их проводящих путей доминантного по речи (чаще левого) полушария. Патологические изменения происходят на стадии внутриутробного развития или в раннем детском возрасте (до 3 лет). Непосредственными этиофакторами сенсорно-моторной алалии могут выступать:
Факторы риска
Определенные условия сами по себе не вызывают речевой недостаточности, но потенцируют влияние биологических причин. Такими факторами риска речевого недоразвития могут послужить:
Некоторые исследователи считают, что не бывает «чистых форм алалии (только импрессивной или только экспрессивной). Все виды алалии носят смешанный характер с различной степенью выраженности сенсорного или моторного компонента.
Патогенез
Различные патогенные влияния приводят к повреждению нейронов моторных и сенсорных центров речи (постцентральной, премоторной, верхней височной коры и дугообразного пучка), а также проводящих путей, обеспечивающих межполушарные связи (мозолистое тело). При этом нервные клетки остаются функционально незрелыми, их возбудимость снижена, передача нервных импульсов нарушена. Возникает слуховая агнозия, орально-артикуляционная апраксия.
При сенсомоторной алалии грубо нарушается речевой онтогенез, недоразвитие охватывает всю речевую систему: страдает произносительный компонент, понимание речи, словарный запас, навык построения фразы. Ребенок не овладевает языковыми навыками в нормативные сроки. Сенсомоторная алалия наблюдается у детей с первично нормальным интеллектуальным развитием и периферическим слухом.
Симптомы сенсомоторной алалии
Смешанная алалия диагностируется у детей старше 3-х лет, у которых речь отсутствует изначально. Ведущие симптомы – стойкое непонимание чужой речи и отсутствие собственной речевой продукции. В анамнезе отмечается позднее формирование речевых реакций: гуления, лепета, первых слов. С раннего возраста ребенок не реагирует на неречевые звуки, голос матери, свое имя.
Импрессивный словарь не сформирован: дошкольник не знает названия предметов, не показывает их на картинке, не выполняет элементарные вербальные инструкции. Характерна неустойчивость слухового внимания, снижение объема слуховой памяти, отвлекаемость на различные внешние стимулы. Ребенка с сенсомоторной алалией не привлекает прослушивание аудокниг, чтение и рассказывание сказок. Контакт возможен только с помощью элементарных жестовых указаний, эмоциональных реакций, мимики.
Речевая активность либо отсутствует полностью, либо имеет лепетный характер в виде звуковых цепочек. Иногда отмечаются эхолалии, персеверации, но бессвязное и нечленораздельное повторение слов нестойкое, не несет смысловой нагрузки и не закрепляется в речи. Вследствие трудностей с поиском правильных кинестезий при повторах слов допускаются множественные звуковые замены, ошибки в ударении, искажение слогонаполняемости.
Поведение детей с сенсомоторной алалией часто гиперактивное, иногда имеет аутистические черты (склонность к уединению, стереотипным действиям, вспышкам агрессии). Отмечается неловкость движений, нарушения координации и переключаемости, трудности при выполнении действий (рисовании, аппликации, одевании, застегивании пуговиц). У старших дошкольников и младших школьников формирование графомоторных навыков происходит медленно.
Осложнения
Дефицитарное речевое развитие не обеспечивает ребенку необходимого общения с близкими и сверстниками, должной социализации. В результате этого развиваются личностные нарушения: проблемы с поведением, особенности эмоционально-волевой сферы (тревожность, агрессивность), вторичная ЗПР. В школе учащиеся с сенсомоторной алалией имеют значительные трудности при овладении навыками письма, чтения. Обучение осуществляется по коррекционной программе, но даже ее усвоение дается с трудом.
Диагностика
Сенсомоторная алалия часто маскируется под нарушения слуха и различные формы общего дизонтогенеза, поэтому представляет определенные сложности для диагностики. Только мультидисциплинарный подход позволяет правильно определить проблему и выстроить грамотный коррекционный маршрут:
Дифференциальная диагностика
На этапе диагностики необходимо исключить темповую задержку речевого развития, сенсоневральную и кондуктивную тугоухость, расстройства аутистического спектра, олигофрению. Иногда верный диагноз можно установить только при динамическом наблюдении ребенка, для чего требуется неоднократное посещение специалистов.
Коррекция сенсомоторной алалии
Медицинское лечение
В лечении сенсомоторной алалии применяется биопсихосоциальный подход. Для нормализации нейродинамических процессов и создания благоприятных условий для логотерапии назначается медикаментозная терапия (ноотропы, нейропротекторы, нейропептиды, витамины группы В, сосудистые препараты). Доказанное стимулирующее действие на ЦНС имеет физиотерапия (транскраниальная микрополяризация, микротоковая рефлексотерапия, магнитотерапия и электрофорез на ШОП), мануальные техники (массаж, остеопатия).
Логопедическая коррекция
Дети с сенсомоторной речевой недостаточностью нуждаются в ежедневных занятиях с логопедом, поэтому ребенка с алалией необходимо определять в логопедическую группу детского сада (для детей с ОНР). На начальном этапе ребенка учат воспринимать сначала неречевые окружающие звуки, потом речь. В дальнейшем ведется работа над расширением словаря, как пассивного, так и активного за счет глагольных конструкций. Используется опора на сохранный зрительный анализатор (показ картинок, предметов), формируется соотнесенность зрительного и звукового образа слова.
С 4-х лет детей с сенсомоторной алалией обучают грамоте: письму, глобальному чтению. С расширением словаря и появлением фразы акцент смещают на совершенствование фонетико-фонематический системы, слоговой структуры слова. Занятия должны проводиться 4-5 раз в неделю при соблюдении единого речевого режима, как в группе, так и дома. Длительность коррекции сенсомоторной алалии – 3-4 года.
Для выработки речевых кинестезий проводится артикуляционная гимнастика, логомассаж. Из методов нейрокоррекции при сенсомоторной алалии эффективны упражнения на межполушарное взаимодействие, мозжечковая стимуляция, Томатис-терапия.
Прогноз и профилактика
Интенсивная системная коррекция алалии приводит к хорошим результатам. Ребенок постепенно овладевает всеми видами речи, вступает в активную коммуникацию с окружающими, успешно получает общее образование. Напротив, неполностью корригированная сенсомоторная алалия служит риск-фактором специфических расстройств развития школьных навыков (дислексии, дисграфии, дизорфографии). Катамнестическое наблюдение и помощь логопеда требуется ребенку на протяжении всей начальной школы.
Профилактика тяжелых речевых расстройств, к которым относится сенсомоторная алалия, начинается в пренатальном периоде. Необходимо исключить или свести к минимуму потенциальные этиофакторы, вызывающие раннее органическое повреждение мозга у плода и рожденного ребенка. При выявлении задержки речевого развития требуется незамедлительное обращение к логопеду.
Сенсорная алалия
Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.
Общие сведения
Сенсорная (или импрессивная, рецептивная) алалия – малоизученный нейропсихологический и лингвопатологический синдром. В общей структуре системного недоразвития речи на долю моторной алалии приходится 90% случаев, на сенсорный вариант – лишь 10%. В изолированном виде первичная сенсорная недостаточность встречается нечасто. В большинстве наблюдений приходится сталкиваться со смешанной сенсомоторной алалией или вторичным сенсорно-акустическим синдромом, возникающим на фоне другой патологии (дизартрии, ринолалии, дислалии, аутизма). В последние годы в логопедии все настойчивее высказывается мнение о необходимости замены термина «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция», поскольку нарушения восприятия у таких детей всегда носят множественный характер.
Причины сенсорной алалии
К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:
Патогенез
Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов. Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.
Симптомы сенсорной алалии
При рецептивной алалии изначально страдает понимание обращенной речи. Степень речеслуховой недостаточности может быть различной. В тяжелых случаях дети безразличны абсолютно ко всем звуковым раздражителям, не различают речевые и неречевые звуки, не реагируют на свое имя. При более легкой степени импрессивной алалии ребенку доступно понимание некоторых обиходных слов и ситуативной речи; вне контекста или ситуации понимание теряется. Речевая активность у сенсорного алалика повышена, однако собственная речь состоит из лепетных звукосочетаний, слов-корней, междометий. Содержание речевого потока непонятно окружающим, поэтому такая речь носит название «словесного салата», или логореи.
Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику. Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации. Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.
Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом. Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми. Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).
Осложнения
Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия). Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.
Диагностика
Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем. Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:
Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.
Коррекция сенсорной алалии
Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:
Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.
Прогноз и профилактика
Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией. Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум. При позднем обращении сформировать полноценную речь зачастую не удается. Профилактика тяжелых нарушений речи требует тщательного планирования беременности, предупреждения раннего органического повреждения головного мозга на всех этапах развития ребенка.
Можно ли вылечить сенсорную алалию у ребенка 3 лет
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Алалией называеют стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга (центра Брока).
Статья:
Алалия — это стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга. Часть авторов называет эту патологию детского возраста «врождённой афазией», или «афазией развития» по аналогии с такой же речевой патологией взрослых. Здесь имеется существенное отличие – у взрослых происходит распад уже сформировавшейся речи, а у детей имеется речевое недоразвитие из-за поражения речевых зон коры головного мозга (зоны Брока). Подобные изменения происходят во время внутриутробного развития или в раннем детстве.
Выделяют следующие виды алалии: моторная, сенсорная и сенсомоторная. Остановимся на них чуть подробнее ниже.
Причины алалии
Тяжесть патологии зависит от времени поражения мозга. Наиболее тяжёлое поражение происходит во время внутриутробного развития, на 3–4 месяце беременности. Причины поражения речевых зон:
Суть заключается в том, что при органическом повреждении головного мозга замедляется процесс созревания нервных клеток. Этот фактор способствует снижению возбудимости нейронов и снижению проводимости нервных импульсов.
Моторная алалия
О том, что при моторной алалии поражены оба полушария головного мозга, говорит следующее обстоятельство – эта патология не компенсируется спонтанно, без специальной коррекционной работы и медицинского сопровождения. В онтогенезе нарушения лежат сложные энцефалопатические нарушения коры головного мозга и подкорковых структур.
Заболевание относится к третьей группе клинических видов общего недоразвития речи, встречается примерно у 1% дошкольников, у 0,6% детей школьного возраста. Официально зафиксированный диагноз — основание для получения инвалидности.
Характерные признаки алалии – это недоразвитие абсолютно всех сторон речи:
Своё название моторная (экспрессивная) алалия у ребенка получила потому, что в основе этого дефекта лежит недостаточность моторного звена речи. Электроэнцефалопатическое исследование детей с моторной алалией диагностирует у них локальные поражения тканей коры, а также гипоталамуса, подкорковых ганглиев, зрительного бугра, ствола головного мозга. В большинстве случаев наблюдается дисфункция срединных мозговых структур.
Клиническая картина и особенности поведения детей
При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове.
Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, притом что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.
Очень сильно заметна скудность фразовой речи – дети говорят простыми предложениями или предложениями, состоящими из одних подлежащих. Если с малышом не заниматься, он не сможет усвоить грамматический строй речи. Дети допускают ошибки в согласовании существительных с предлогами, неправильно употребляют падежные окончания.
С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.
Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.
Ребёнок с алалией слабо стремится к познанию окружающей действительности, он невнимателен, часто отвлекается. Зрительная и слуховая память у таких детей снижена, к интеллектуальной деятельности такие дети не стремятся. В процессе выполнения заданий они неточно соблюдают инструкции и поэтому часто ошибаются.
Сенсорная алалия
При сенсорной алалии нарушается восприятие речи других людей из-за повреждения речеслухового анализатора. Сенсорная алалия встречается очень редко, может быть, причиной этого служит несовершенство диагностики.
Информация достигает мозга детей фрагментами, потому что они очень плохо воспринимают её на слух. Отсюда следует малопонятная искажённая речь, хотя речевая активность таких детей достаточно велика.
Осознавая свой дефект, многие дети становятся стеснительными, хотя не теряют желания общаться. Другие алалики возбудимы и раздражительны, могут проявлять негативизм, аффективные вспышки.
В ряде случаев диагностируется комплексное нарушение — сенсомоторная алалия.
Методы диагностики и лечения
Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматика алалииалалию от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога логопеды и психологи.
Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:
У детей-алаликов, имеющих минимальные повреждения речевого развития, определяют возможность пересказывать простую сказку и отвечать на вопросы по её содержанию, умение составить рассказ по серии картинок. Диагностика проводится в присутствии родителей, с использованием большого количества стимульного материала (игрушек, картинок). Логопед стремится к установлению тесного контакта с ребёнком.
Коррекция дефекта проводится в комплексе. Лечение алалии у детей требует назначения медикаментов, стимулирующих созревание структур мозга:
Чтобы устранить сенсорную и моторную алалию, назначается физиотерапия, микротоковая рефлексотерапия. Медикаментозное лечение моторной алалии будет более эффективным, если вместе с ним проводить коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Специалисты работают над развитием речи и других высших психических функций: вниманием, памятью, мышлением.
Методика выполнение массажа
При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.
Последовательность массажных движений:
Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.
С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.
Коррекционная работа логопеда
Логопед проводит поэтапную работу по формированию устной речи. Каждый новый этап работы строится на базе достижений предыдущего этапа.
Если не имеется сложных поражений коры головного мозга, по окончании коррекционной работы дети овладевают грамматически правильной разговорной речью. При любой форме алалии необходимо раннее обучение грамоте, так как чтение и письмо способствуют закреплению усвоенного материала и контролю устной речи.
Режим тишины при коррекции сенсорной алалии
Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.
Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи.
На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.
На следующем этапе коррекции основная задача логопеда — обратить внимание ребёнка на смех, плач и другие реакции окружающих людей, выработать усидчивость, умение копировать эмоциональные реакции окружающих. Если он устал, занятие прекращается. Чтобы работа логопеда была успешной, коррекция проводится с 2,5-3 лет. Специалист должен систематически воздействовать на каждый компонент речи.
Прогноз и профилактика
При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе. Дети со сложным повреждением структур головного мозга или с которыми поздно начали коррекционную работу не смогут преодолеть данную патологию речевого развития. Поэтому в дальнейшем они направляются в специальные школы для продолжения коррекционной работы.
Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.
На этом всё. Теперь вы знаете чем отличаются формы алалии и как её лечить и можно ли вылечить данное нарушение без услуг специалистов.