можно ли восстановить пальчиковые аккумуляторы
Несложный способ восстановления работоспособности Li-Ion аккумуляторов от портативных устройств
Привет всем юзерам хабра, сегодня я буду рассказывать про то, как я довольно таки простым методом, восстанавливаю нерабочие Li-Ion аккумуляторы от портативных устройств до того как обзавёлся таким замечательным устройством как Imax B6. Таким методом я восстановил работоспособность уже, наверное, трем десяткам аккумуляторов от разных гаджетов, от фотоаппаратов до MP3 плееров, но я замечу, только восстановил работоспособность, емкость таким образом вернуть не получится, да и лично я не встречал способов вернуть емкость для такого типа аккумуляторов. К слову, емкость, которая останется в аккумуляторе, очень сильно зависит от того сколько аккумулятор пробыл в такой «клинической смерти».
Скажу сразу, данный метод не претендует на что-то из разряда «Вау, это что-то новенькое» но, тем не менее, не все про него знают. Суть данного метода чтобы «толкнуть» аккумулятор.
Вот видео всего процесса:
(информация что ниже будет дублировать информацию, предоставленную в видео)
Для того чтобы попробовать вернуть в жизнь аккумулятору нам понадобиться:
— Блок питания который выдаёт постоянное напряжение от 5 до 12 Вольт;
— Резистор номиналом от 330 до 1000 Ом, рассчитан на мощность 0.5 Вт, а хорошо бы и по мощнее;
— Вольтметр для того чтобы контролировать напряжение (по желанию).
Как правило, большинство блоков питания от Wi-Fi роутеров, свичей и модемов идут с разъемом 2.5 мм, например такой как на фото:
Почти всегда центральный контакт разъема имеет плюс, а боковой минус, и еще, как правило, полярность изображают на самом корпусе блока питания:
Как видно на фото мой блок выдаёт постоянное напряжение 12 В об этом свидетельствует значок посредине между 12V и 2.0A.
Ток блока питания должен быть выше 0.1 А.
Отключаем блок питания от сети чтобы уберечься от короткого замыкания которое может вывести из строя блок, подключаем так, как показано на рисунке, а именно, плюс 12 В к одному концу резистора, а второй конец резистора к плюсу аккумулятора (как правило у аккумулятора указанная полярность, если нету, то нужно как-то узнать где плюс а где минус), минус блока питания подсоединяем к минусу нерабочего аккумулятора.
Смотрим на напряжение если есть такая возможность, оно должно начать потихоньку расти, как только поднимется до 3.3 В то заряжаем уже посредством самого устройства от которого аккумулятор, после этого обязательно нужно следить за температурой аккумулятора на протяжении всего процесса заряда, пробовать рукой не начинает ли он греется, если аккумулятор начнёт быть более чем тёплым или горячим, немедленно вынимаем аккумулятор из устройства, он восстановлению уже не подлежит.
Если же нету возможности смотреть за напряжением, то делаем такую зарядку минуту или две, и вставляем в наше устройство чтобы посмотреть принимает ли оно аккумулятор или нет.
Давайте рассчитаем ток зарядки аккумулятора по Закону Ома (I = U / R) для случая с 12 В блоком питания:
12 В / 330 Ом = 0,036 А(36мА), то есть ток заряда будет 36 мА или же если взять резистор на 1 КилоОм тогда будет 12 В / 1000 Ом = 0,012А (12 мА).
То есть, при 12 В напряжении источника питания, зарядный ток будет составлять 36 мА, это если использовать резистор на 330 Ом, а если резистор взять резистор на 1 КОм, то ток зарядки будет составлять 12 мА.
Для случая с 5-ти вольтовым блоком питания (как правило, это зарядки для смартфонов):
5 В / 330 Ом = 0,015 А(15 мА), то есть ток заряда будет 15 мА или же если взять резистор на 1 КОм тогда будет 12 В / 1000 Ом = 0,005А (5 мА).
Как видим в этом случае ток зарядки, а соответственно и скорость роста напряжения на аккумуляторе будет ниже, по этому для случая с 5 В блоком питания можно взять резистор от 100 Ом, 5 В / 100 Ом = 0,050 А(50мА).
Не советую злоупотреблять токами зарядки(50 мА более чем достаточно для «толчка» аккумулятора) и завышением напряжения выше 4.2 В, в сети есть достаточно видео с возгоранием литиевых аккумуляторов, например вот:
Так что весь процесс восстановления работоспособности аккумулятора должен, проводится только под наблюдением. Нам главное только вывести аккумулятор из того состояния при котором контроллер, что внутри батареи, отключает аккумулятор от нагрузки.
Почему это работает?
Дело в том, что в аккумуляторах от многих портативных устройств есть контроллер, который следит за напряжением на аккумуляторе, если аккумулятор не использовать или же он долго полежит в разряженном состоянии, то контроллер как бы отключает рубильник, который соединяет аккумулятор от контактных площадок к которым подключается устройство.
Делается это то ли для защиты устройства то ли для того чтобы потребитель через некоторое время покупал новую продукцию.
PS Есть ещё один способ которым я давно пользовался, вместо резистора взять компьютерный вентилятор 80х80 мм, правда минимальное напряжение в таком случае будет от 8 В ну а максимальное 16 В, но способ с резистором более проще, да и не у каждого есть вентилятор.
PPS Как говорят люди в комментариях, риск возгорания восстановленного аккумулятора повышается, особенно в момент первой зарядки, ещё раз акцентирую внимание на этом, следите за температурой на аккумуляторе при первой зарядке.
PPPS Не рекомендую восстанавливать очень старые аккумуляторы, которые пролежали в мёртвом состоянии больше чем пол года, так как у них риск возгорания будет ещё выше.
Как восстановить пальчиковый аккумулятор в домашних условиях
Как проявляется износ литий-ионного аккумулятора
Гальванические батареи изнашиваются постепенно – в течение 2-3 лет. Обычно новые ЛИА удерживают заряд на протяжении нескольких часов, а то и дней. Постепенно время работы уменьшается, и прибор начинает требовать более частой подзарядки. Это свидетельствует об износе источника тока.
Причиной износа является длительное воздействие высоких температур. Также батарейке вредит большое количество циклов зарядки и разрядки.
Процесс перемещения ионов лития постепенно нарушается, и элемент начинает слишком быстро разряжаться.
Простая батарейка в помощь
Этот метод тоже не всегда помогает, но тем не менее имеет огромную популярность. Для его осуществления нужно взять полностью заряженный аккумулятор или мощную батарею и посредством проводников соединить, соблюдая полярность. После десяти минут необходимо попробовать вставить восстанавливаемый аккумулятор в телефон и подключить зарядное устройство.
За основу такого метода взят способ, который используют автомобилисты, давая «прикурить» аккумулятор от другой машины. И, как и в автомобилях, нельзя допускать чтобы что-то нагревалось!
Восстановление при помощи заморозки
Более безопасным способом восстановления ЛИА является охлаждение устройства. Для того чтобы уменьшить скорость разрядки данным методом, необходимо выполнить следующие шаги:
Данный метод позволяет быстро и безопасно восстановить источник питания. После процедуры устройство будет разряжаться значительно медленнее.
Как восстановить литий-ионный аккумулятор: советы экспертов
Li-ion аккумуляторы активно используются производителями современной техники как элемент питания для своих устройств. Они обладают высокой энергоемкостью при небольших габаритах, а так же работают при широком диапазоне температур. Но даже при всех достоинствах, аккумуляторные батареи могут быстро выйти из строя. Ежедневная зарядка и неправильная эксплуатация постепенно истощают их емкость, после чего полноценно использовать источник бесперебойного питания становится невозможным.
Не стоит спешить сразу покупать новый аккумулятор, так как старый можно реанимировать. Полностью восстановить функционал не получится, но продлить срок службы даже в домашних условиях вполне возможно. Но перед тем, как восстановить литий-ионный аккумулятор
, важно выяснить, почему он пришел в негодность раньше положенного срока.
Основные причины неисправностей
В большинстве случаев Li-ion может выйти из строя из-за некорректного использования или хранения, а именно:
С этими проблемами можно и не столкнуться, если в ИБП установлено зарядное устройство высокого качества. Но практика показывает, что производители часто экономят на АКБ для бесперебойника, которые приходится реанимировать собственными силами.
Способы восстановления
Li-ionбатареи
Профи, которые часто имеют дело с литий-ионными аккумуляторами, знают несколько действенных методов их оживления. В домашних условиях ждать гарантированных результатов не приходится, но попробовать все-таки стоит. Все они безопасны и если окажутся эффективными, то помогут избежать незапланированных денежных трат.
Он основывается на использовании дистиллированной воды, которая поддерживает оптимальную плотность электролита. Ее можно приобрести в любом магазине для автомобилистов.
Продолжительная зарядка дает возможность вернуть Li-ion к жизни после высыхания. Это не требует разбора батареи и является одним из простейших методов ее реанимации. Стоит учитывать, что сначала она никак не будет реагировать на подаваемый ток, поэтому не нужно полагаться на показания амперметра.
Циклическая зарядка или так называемая десульфатация. Этот метод позволяет восстановить исходные характеристики источника питания, «раскачав» его. Суть в том, чтобы по несколько раз заряжать и разряжать батарею, при этом, первые циклы проводятся под достаточно высоким напряжение — 30 В. Затем следует его последовательное понижение до 14 В. Для разряда рекомендуется использовать обычную лампочку и следить за тем, чтобы напряжение АКБ не падало ниже 10.5 В.
Рекомендуется в случаях, когда батарея вздувается и практически не держит заряд. Восстановить литий-ионный аккумулятор
можно с помощью: паяльника, эпоксидной смолы и иголки.
Вам потребуются: блок питания с силой тока минимум 0.1 А, вольтметр и резистор.
Кажется весьма спорным, но на специализированных форумах можно найти немало лестных отзывов о нем.
Один из самых кардинальных методов, который рекомендуется к применению только если все остальные манипуляции не дали результатов. Вам потребуются: лезвие бритвы, отвертка и клей.
Все перечисленные методы не дают гарантированного результата, но в ряде случаев все-таки позволяют восстановить литий-ионный аккумулятор
. Особенно это актуально в тех случаях, если элемент питания совсем перестал подавать признаки жизни, а приобрести новый пока не представляется возможности.
Насколько работает метод заморозки
Способ заморозки отлично справляется с реанимацией полностью «убитых» батарей. Многие люди пишут о том, что данный метод помог им восстановить несколько старых устройств.
А вот с повышением емкости все не так однозначно. Одним заморозка помогла, а другим – добила источник тока полностью. Так что каждый сам должен решить, насколько безопасно такое восстановление.
Старые аккумуляторы можно реанимировать с помощью заморозки. Однако данный способ помогает не всегда, поэтому перед тем, как его использовать, необходимо взвесить все «за» и «против».
Четвертый способ
По простоте такой метод можно сравнить с первым. К сожалению, он не работает на всех типах устройств, но имеет быть, так как не обязывает иметь дополнительное оборудование или навыки. Этот способ, как оживить аккумулятор телефона в домашних условиях, выглядит так:
Читать дальше: Пробить машину по кузову
Почему это может сработать? Как говорилось ранее, аккумулятор нужно «толкнуть». Такое резкое поступление тока может стать таким толчком, и аккумулятор придёт в норму, начав накапливать энергию.
Замыкание контактов батареи для восстановления заряда
Данный способ можно использовать лишь в том случае, если другие методы не помогают. В Интернете можно увидеть множество отзывов о том, что он сможет реанимировать литий-ионный аккумулятор 18650. Данный метод очень рискованный для сохранения ёмкости батареи.
Для замыкания контактов нужно специальные инструменты, для разборки аккумулятора, помимо этого необходим провод, для того, чтобы закоротить выводы батареи.
В рамке из пластика обычно расположена управляющая плата батареи. К ней подключены контакты на минус и плюс. Они как раз то нам и нужны. Их следует закоротить на минимальный промежуток времени.
Как восстановить литий ионный аккумулятор
На самом деле, есть множество способов восстановления li on аккумулятора, начиная от самых простых, которые можно совершить в домашних условиях до «профессиональных».
Как восстановить аккумулятор 18650 после глубокого разряда
Глубокий разряд батареи – это процесс обнаружения минимального заряда, после чего происходит блокировка электрической цепи при помощи специального контроллёра. Если не провести операцию по запуску, то аккумулятор и дальше будет падать, в итоге чего совсем перестанет держать заряд.
Для этого процесса нам понадобятся инструменты для проверки напряжения и тока, адаптер на 6-12 вольт, подстроечный резистор.
Специалисты говорят, что минимально низкий уровень заряда аккумулятора очень плохо влияет на состояние элемента питания. Даже после процедуры восстановления, скорее всего, будет наблюдаться частичная деградация и уменьшение ёмкости. Если батарея совсем не хочет запускаться, то нужно выполнить следующие действия:
Если все процедуры выполнить правильно, то аккумулятор должен включиться и начать стабильно работать. Что не стоит делать, если аккумулятор ушел в глубокий разряд?
Как нужно проводить восстановление Ni─MH аккумулятора и почему это важно?
Ni─MH аккумуляторы рекламируются производителями, как батареи с большой энергоёмкостью, устойчивые к холоду, и лишённые недостатков кадмиевых. Действительно, этот тип батарей не имеет в своём составе такого вредного вещества, как кадмий. Производство и переработка Ni─MH аккумуляторов не имеют тех сложностей, что для Ni─Cd. Но некоторые недостатки кадмиевых батарей у них остались. К примеру, сохранился «эффект памяти». Да и вообще, Ni─MH очень чувствительны к режимам зарядки и разрядки. Для заряда никель─металлогидридных аккумуляторов требуются продвинутые устройства. Кроме того, чтобы продлить срок службы таких элементов, нужно их периодически восстанавливать. Поговорим о том, как это можно сделать.
О чём нужно помнить при эксплуатации Ni─MH аккумуляторов?
Несмотря на преимущества никель─металлогидридных аккумуляторов перед никель─кадмиевыми, у них имеется ряд недостатков. И их нужно учитывать при эксплуатации.
Никель─металлогидридные аккумуляторные батареи имеют меньшее количество циклов заряд-разряд. Первые ухудшения их эксплуатационных характеристик наблюдаются уже после 200─300 циклов заряд-разряд. Этот тип аккумуляторов имеет больший саморазряд по сравнению с Ni─Cd батарейками (примерно в 1,5 раза).
Стоит отметить и ещё один момент. Никель─металлогидридные батарейки могут отдавать большой ток, но не рекомендуется при разряде устанавливать значения, больше 0,5*С. Это приводит к значительному сокращению числа циклов заряд-разряд и уменьшению срока службы. Пока там, где требуются высокие разрядные токи, по-прежнему используются Ni─Cd аккумуляторы.
Зарядка никель─металлогидридных аккумуляторов
Зарядка никель─металлогидридных аккумуляторов бывает капельная и быстрая. Капельная зарядка не рекомендуется производителями из-за того, что при ней возникает сложность с определением прекращения подачи тока на аккумулятор. В результате может идти сильный перезаряд и деградация аккумуляторов. Как правило, заряд Ni─MH аккумуляторов выполняется при помощи быстрого или ускоренного варианта зарядки. При этом КПД зарядки выше, чем при капельной. Ток заряда в этом случае ставится 0,5─1С.
В случае быстрой или ускоренной зарядки нужно иметь качественное ЗУ, которое может вести контроль окончания зарядки по нескольких независимым друг от друга критериям. В случае Ni─Cd аккумуляторов вполне достаточно контроля по дельте напряжения в конце заряда. В случае с никель─металлогидридными желательно, чтобы устройство вело контроль по температуре и её дельте, а также по общему времени заряда. Рекомендуем также прочитать статью о том, как заряжать Ni-MH аккумуляторы.
Восстановление Ni─MH аккумуляторов
Из-за «эффект памяти» никель─металлогидридные элементы могут терять значительную часть своей ёмкости. Он проявляется меньше, чем в никель─кадмиевых, но все равно присутствует. Эффект памяти проявляется при многократных циклах неполного разряда и последующего заряда. В результате такой эксплуатации аккумулятор «запоминает» всё меньшую нижнюю границу разряда, из-за чего уменьшается ёмкость. Часть активной массы аккумуляторной батареи выпадает из процесса.
Процесс деградации Ni─MH аккумуляторов
Производители Ni─MH аккумуляторов заявляют, что «эффект памяти» отнимает около 5 процентов ёмкости. Восстановление такого количества ёмкости в результате тренировки вполне реально. В принципе, это можно измерить, разрядив полностью заряженный аккумулятор. Для этого нужно будет засечь время разрядки и умножить его на ток разряда. Это и будет ёмкость, которую нужно сравнить с номиналом. Некоторые устройства, например, iMAX B6, проводят измерения в автоматическом режиме.
Важным моментом при восстановлении Ni─MH аккумуляторов является наличие у зарядного устройства функции разряда батареи с контролем по минимальному напряжению. Это нужно для того, чтобы не допустить глубокого разряда аккумулятора при восстановлении (ниже 0,8─1 вольта). Это незаменимо для тех случаев, когда вам неизвестна начальная степень заряда батарейки, и прикинуть примерное время разряда не представляется возможным.
Вообще, по восстановлению никель─металлогидридных аккумуляторных батарей нужно отметить следующий момент. Если батарейка уже отработала несколько лет, то подобное восстановление полным разрядом и зарядом может оказаться бесполезным. Такое восстановление полезно в качестве периодической профилактики в процессе эксплуатации батареи. Дело в том, что в процессе эксплуатации Ni─MH аккумуляторов параллельно с возникновением «эффекта памяти» происходит изменение состава и объёма электролита. Для никель─кадмиевых батарей есть примеры восстановления с помощью доливки в элементы дистиллированной воды. Об этом говорилось в статье о восстановлении и ремонте Ni─Cd аккумуляторов.
Также хотелось бы отметить, что лучше всего проводить восстановление элементов по отдельности, а не всей аккумуляторной батареи целиком.
Вернуться к содержанию
Процессы взаимодействия элементов в аккумуляторной батарее
В заключение стоит рассмотреть состояние элементов в аккумуляторной батарее. Вы, наверняка, знаете, что никель─металлогидридные аккумуляторные батареи редко используются по одному элементу. Чаще они используются в наборе какой-нибудь аккумуляторной батареи. Например, аккумулятор для шуруповёрта с рабочим напряжением 14,4 вольта может набираться из 10─12 отдельных элементов, соединяемых последовательно.
Аккумуляторная батарея шуруповёрта Bosch
Батарейки с меньшей ёмкостью будут деградировать и при разрядке. Они разряжаются раньше, чем остальные элементы. Дальнейшая разрядка приводит к их глубокому разряду, а иногда переполюсовке. Поэтому, ремонт аккумулятора шуруповёрта часто делается простым набором исправных элементов из основной и запасной батареи.
При эксплуатации по возможности нужно стремиться к тому, чтобы степень заряженности отдельных батареек была одинаковой. Так, что при периодическом восстановлении можно проводить тренировку элементов по отдельности. Поскольку для этого требуется разбирать сборку, могут возникнуть сложности. Поэтому продвинутые зарядные устройства оснащаются режимом балансировки или выравнивания. Её можно рекомендуется проводить для новых и глубоко разряженных щелочных аккумуляторов.
Можно ли восстановить аккумуляторные батарейки? (эксперимент редакции)
Как это работает?
Для начала немного теории, чтобы понять, почему батарейки портятся и как их можно восстановить.
Современные аккумуляторы NiMH (никель-металлгидридные) имеют внутри две тонкие металлические полоски (анод и катод), погружённые в электролит. Под действием химических процессов происходит саморазряд, а со временем полоски разрушаются (что приводит к ухудшению характеристик) и батарейка выходит из строя.
Простое зарядное устройство заряжает все батарейки одинаково, невзирая на их индивидуальные характеристики. И, как правило, не контролирует не только ток, но и уровень полной зарядки, после которой надо выключаться. Из-за этого характеристики батареек ухудшаются. Более того, перезаряд вызывает перегрев, а это может привести к воспламенению и пожару. И даже если есть автоотключение – без подпитки малыми токами возможен постепенный саморазряд.
К тому же, никель-металлогидридные аккумуляторы хоть и куда меньше подвержены «эффекту памяти», чем, например, никель-кадмиевые, но всё равно заряжать их стоит только после полного разряда, иначе ёмкость может уменьшиться.
Каким же образом интеллектуальная зарядка сохраняет и восстанавливает батарейки? Во-первых, аккумулятор перед зарядкой подключается к нагрузке и рассеивает остаток заряда. И только после того, как будет зафиксировано резкое падение тока через нагрузку, свидетельствующее о полном разряде, начинается заряд. Интеллектуальное устройство «раскачивает» аккумуляторы до максимально возможной ёмкости путём проведения нескольких циклов разряд/заряд. Причём постоянно контролирует потребление и самостоятельно определяет тот момент, когда батарейка восстановилась до максимально возможного уровня и запускать новый цикл нет смысла. А главное – оно автоматически выбирает мощность и напряжение и позволяет менять характеристики заряда (каждой батарейки в отдельности), не допускает перегрева. Ещё один существенный плюс: оно позволит вам найти «слабое звено» в комплекте и отсортировать одинаковые с виду батарейки по их индивидуальным характеристикам – реальной ёмкости и сопротивлению! Это немаловажно, ведь мощность комплекта ограничена самым слабым элементом. И для максимального срока службы и эффективной работы лучше выбирать близкие по характеристикам батарейки.
Как проходил эксперимент
Каждая батарейка прошла ряд этапов: тест, восстановление, тест, полный разряд и полный заряд. На каждом результаты замеров фиксировались, сбойные элементы удалялись, а в случае спорных показателей батарейка снова проходила полный тест с начала.
В общей сложности на эксперимент ушло достаточно много времени. Устройство рассчитано на четыре элемента, причём заряжать их можно как вместе, так и раздельно. Но поскольку каждый этап занимал порой несколько часов, то для проверки всех имеющихся батареек понадобилось более месяца. И только сопоставив цифры в итоговой таблице мы сделали вывод: эксперимент удался! В подавляющем большинстве случаев нам удалось увеличить ёмкость, порой – более чем в 10 раз! Правда, до указанных на элементах величин всё равно зарядить не удалось. А в считанных случаях ёмкость даже упала, либо значительно выросло внутреннее сопротивление. Так что чудес ждать не стоит, ресурс аккумуляторных батарей ограничен. Но в целом результат всё же получился впечатляющий! Итоговую таблицу вы можете скачать по этой ссылке.
Несколько советов
При покупке аккумуляторных батареек обращайте внимание на данные на упаковке. Подбирайте батарейки под конкретное устройство, брать их впрок смысла не имеет – не используемые элементы со временем теряют заряд и работают хуже. К тому же есть большая разница: нужны ли вам элементы для электронных устройств, потребляющих высокие токи за короткое время (например вспышка в фотоаппарате) или же требуются низкие токи на долгий срок (пульт от ТВ или часы)?
При выборе не ориентируйтесь на низкую цену – лучше выбрать те, у которых наибольшее количество циклов разряд/заряд и низкий саморазряд (с LSD, например SANYO ENELOOP), в долгосрочной перспективе они окажутся экономичнее дешёвых.
Не стоит также брать самые ёмкие – они чаще и раньше саморазряжаются и выходят из строя, а их заявленная ёмкость обычно мало соответствует реальной. Правда, в том случае, когда ваше устройство за короткий срок потребляет большой заряд – тут ёмкие батарейки пригодятся.
Если у вас скопилось некоторое количество неиспользуемых батареек, то хранить их лучше заряженными и … в холодильнике (но не ниже 0 градусов!). Так они дольше сохранят свои свойства и заряд.
Если у вас возникли какие-то замечания или дополнения к этому обзору – оставляйте их в комментариях.