можно ли восстановить дорожку на плате
При пайке отваливаются дорожки, что делать
При пайке, особенно старых плат, часто возникает проблема с тем, что дорожки начинают просто отваливаться от текстолита. Особенно остро стоит проблема, когда плата паяется несколько раз.
Что там говорить, в Советском Союзе качество печатных плат оставляло желать лучшего. Конечно же, влияет на них негативным образом и время, а также, различные другие нюансы, например, перегрев.
Как бы там ни было, но если нужно восстановить старую плату, то приходится как-то приспосабливаться и выходить из сложившейся ситуации. Многие решают проблему кардинально, путем переноса всех радиодеталей на новую плату.
Как восстановить дорожки на плате, если они отвалились
К сожалению, если дорожка на печатной плате отвалилась, приклеить её назад уже не получится. Приходится решать проблему при помощи олова или куска медной проволоки. Что касается олова, то если контакты расположены близко и расстояние позволяет это сделать, то необходимо просто спаять их вместе.
Однако если расстояние между радиоэлементами большое, то ничего не остается сделать, как использовать кусок медной проволоки. Проволоку нужно залудить, а затем припаять её к контактам на плате, таким образом, чтобы не замкнуть соседние дорожки.
Можно также использовать и другой способ, чтобы восстановить отвалившиеся дорожки на плате. Для этого необходимо вблизи контактов высверлить небольшие отверстия в плате, после чего с обратной стороны протянуть кусок медной проволоки. Таким образом, можно не переживать по поводу того, что произойдёт замыкание.
Как не перегревать дорожки печатной платы
Плохой текстолит и перегрев печатной платы являются самой большой проблемой. Именно от перегрева печатной платы и отваливаются дорожки, восстанавливать которые затем очень трудно, а подчас и невозможно.
Чтобы решать проблему с перегревом печатной платы, следует воспользоваться одним из предложенных способов:
При пайке старых печатных плат, чтобы не отваливались дорожки, нужно соблюдать множество различных нюансов. Основные правила, это придерживаться температурного режима и не перегревать плату. На пайку одного контакта должно уходить не более 1-2 секунд, а иначе перегрева не избежать.
Также проблемы часто возникают и по той причине, что на припое платы образовалась окись. Происходить это из-за неподходящих условий и долгого хранения. Удаление окиси поможет припою плавиться легче, а, следовательно, дорожки не будут перегреваться, и отваливаться от платы в процессе пайки.
Пошаговый процесс восстановления дорожек на печатной плате
Взаимодействие отдельных элементов платы обеспечивается за счет наличия металлизированных цепей. Именно по фольгированным дорожкам протекает электрический ток. Однако в процессе эксплуатации целостность цепей может нарушаться. Чаще всего это происходит из-за перегрева изделия, резких перепадов напряжения или механических повреждений.
Разрывы фольгированных дорожек нарушают функциональность платы, а то и вовсе выводят ее из строя. Чтобы вернуть ей табельную работоспособность, необходимо восстановить целостность электропроводящих цепей — solderpoint.ru/vosstanovlenie-dorozhek-na-plate. Как выполняется эта операция, рассмотрим ниже.
Этапы ремонта
Восстановление дорожек печатной платы осуществляется в несколько шагов:
При проведении комплексной диагностики удается обнаружить все поврежденные участки. Первым делом опытный мастер выполняет визуальный осмотр микросхемы. Чаще всего это приводит к выявлению перегоревших элементов. На следующем этапе диагностика выполняется с помощью высокоточных тестеров. Сначала проверяется общая работоспособность изделия. После этого проверяемые зоны сужаются. В результате, инженер обнаруживает повреждения и принимает решение о целесообразности проведения ремонта.
С проблемных участков демонтируются поверхностные и выводные элементы. Следующим шагом с пластины убираются поврежденные дорожки. Затем мастер напаивает новые металлизированные цепи и восстанавливает контактные площадки. После этого он монтирует новые компоненты взамен перегоревших. Отремонтированная плата подвергается повторной проверке с использованием тестеров. Это нужно для того, чтобы убедиться в ее 100% функциональности.
И если изделие работает должным образом, оно упаковывается для отправки заказчику. Ремонт всегда осуществляется в индивидуальном порядке. А потому и его стоимость тоже рассчитывается индивидуально. Восстановление электропроводящих цепей на плате – работа из разряда «ювелирных». Поэтому ее выполнение следует доверить профессионалам – специалистам надежного центра пайки. Квалифицированный мастер проверит поврежденное изделие и посоветует, что лучше: проводить ремонт или изготавливать новую микросхему «с нуля».
Записки мастера. Если с «ногами» оторвало «пятак»
Макс Любин
Давайте разбираться, что это за ноги, что за пятаки и что с ними делать. Пятаками часто называют контактные площадки на плате, на которые припаиваются ноги элементов. Сами «пятаки» – это чаще всего просто пластинка из медной или латунной фольги, которой оканчивается токопроводящая дорожка на плате.
Ноги — это ножки элементов, которыми элемент припаивается к пятакам.
При неаккуратном использовании, подразумевающем сильное механическое воздействие, элемент может оторваться от платы, вырвав при этом ту самую контактную площадку и сделав восстановление либо более проблематичным, либо нецелесообразным.
О того, как именно проходят дорожки на плате, зависит и сложность ремонта.
Для таких работ я использую бинокуляр. Но если бинокуляра нет, легко можно обойтись и лупой, так как элементы не настолько мелкие.
Сегодня у нас на ремонте простейший китайский планшет, который очень настойчиво хотели зарядить и, не рассчитав силы, вырвали разъем зарядки, что называется, «с мясом».
Удивителен не сам факт повреждения, а то, что при таком варварском обращении пострадало только две контактных площадки. Повезло.
Хозяин планшета сказал, что обратился в пару мастерских и ему либо отвечали, что не могут сделать, либо называли сумму в половину стоимости планшета. В итоге он отдал планшет мне на эксперименты за символические 500 руб. Если все пройдет удачно, этот планшет станет отличным автомобильным навигатором.
Ну что ж, будем реанимировать.
Ремонт
Для этого сначала оценим фронт работ.
Выглядит все не очень красиво.
Для начала зачищаем место предстоящей пайки, убирая все лишнее, и смотрим, реально ли восстановить контакт. Нам повезло, дорожка проходит по поверхности платы, и добраться до нее будет несложно.
Для начала счищаем лишний лак, обнажая дорожку, к которой будем подпаиваться.
После этого нам понадобится тонкий проводок, который затем и будет выполнять роль «пятака».
Я взял обычный многожильный провод и распустил его, выдернув одну жилу.
Фото полученного провода, с которым придется работать.
Провод в сравнении с тонкой швейной иглой.
Лудим зачищенный конец дорожки, а затем подпаиваем нашу жилу так, чтобы ее конец оказался на месте утраченного пятака. Лишнее не обрезаем, а сворачиваем в кольцо, создавая новую площадку. На самом деле, можно этого не делать, так как хватит и самого проводка.
После этого берем новый разъем, предварительно купленный в магазине запчастей за целых 23 рубля, и, закрепив, пропаиваем.
В связи с качеством проделанных работ, и для искупления вины, придется купить себе такие штаны
Еще один момент. который меня смущал — родная батарея на 2600 мАч. Думаю, этого будет маловато для роли навигатора. Сделаем апгрейд, поставив батарею емкостью 4000 мАч. Влезает она сюда прямо впритык.
В итоге имеем реанимированный планшет с увеличенной батареей, который теперь будет навигатором. Осталось только вспомнить, у кого из друзей нет в машине навигатора, чтобы осчастливить его таким незамысловатым подарком.
Пара слов вместо заключения
Многие предпочитают не заморачиваться подобным ремонтом, так как в данном случае стоимость потраченного времени оказывается слишком высокой по отношению к стоимости устройства. Но если делать такое для себя, то почему бы и нет. Главное, пользоваться качественными паяльниками, не пренебрегать защитой и всегда иметь под рукой запасной инструмент. Всем неломающейся техники!
Читайте также
Пятничная колонка
Когда покупать смартфон?
Посиделки по вторникам
Переход на 2 нм и тонкости техпроцесса
Переход на 2 нм и тонкости техпроцесса
Новостной дайджест
Двойной дисплей
На правах оффтопа
На правах оффтопа. телевидение или интернет
Беседка
Что такое работа и совещания по-илонмасковски?
Что такое работа и совещания по-илонмасковски?
iOS vs Android
Анатомия подделки. airpods 2
РоботоСофт
10 приложений для android 10
Аксессуары
50 комментариев на «“Записки мастера. Если с «ногами» оторвало «пятак»”»
Расскажите ещё, пожалуйста, как сделать паяльник из скрепки и зажигалки.
Иван, а ведь в теории можно, если пьезо. Правда понадобится помощник)
Ну тут про всё можно так сказать. Спасибо хоть автор не кинул ссылку про то, как подпаяться к площадке: «вот вам увлекательное видео о пайке печатных плат».
Я к чему так написал. Такой «паяльник» прост в изготовлении как три копейки, но страшная кустарщина. При работе, без матюгов не обойдется
Вот примитивная схема)
О, спасибо) Нужды, вроде нет, но для общего развития полезно)
А стержень не будет плавиться от пламени?
Восстановить 2 оторванных контакта и поменять разъем — это уже считается за «много времени»?
Увы, со слов хозяина планшета, да)
Просто вспоминаю времена, когда приносили оторванные 20-пиновые разъемы самсунгов. Хотя после перекатывания нокиевских бутербродов на китайских трафаретах подобные ремонты были отдыхом.
Ох, и не говорите…
А сименс СX65/М65 с постоянными обрывами под процессором, которые после перекатки в случае падения снова нужно было перкатывать… Хорошо, что шары там были огромными))
Просто вспоминаю времена, когда приносили оторванные 20-пиновые разъемы самсунгов. Хотя после перекатывания нокиевских бутербродов на китайских трафаретах подобные ремонты были отдыхом.
Макс ты забыл рассказать о том, что жало паяльника перед пайкой надо залудить. А то купят, начнут тыкать, жало сгорит, потом претензии будут))) Макс вообще очень интересно, если у молодых людей есть интерес к этому делу, оценят, а большего и не надо.
Гут! Макс, это не критика, просто иногда люди в первый раз приходят)
Понимаю прежнего владельца планшета. С ремонтом китайфонов в сарай-сервисах, все обстоит, увы, так же как с ремонтом японских винтажных поповозок в автосервисах. Либо возьмутся и не сделают, либо заломят конский ценник и все равно не сделают или сделают абы как. Такое ощущение, что основной доход массы шарашсервисов, оплата «диагностики» и «пасмареть». Судя по их многолетнему здравствованию, дураков с фиктивными ремонтами и избытком денег, у нас много. Автору спасибо, годный ликбез.
Было бы интереснее увидеть ремонт с оторванными дорожками которые правее две, ну и для комплекта с вырванными площадками. Тут как то удачно все сломалось)
правее — это которые экран? да там наоборот всё проще — площади навалом куда подпаяться
с увеличенной батареей (которая впритык) по-аккуратнее. прошлогодний опыт самса красноречиво-показателен =)
чью машину друзей не жалко, чтобы подорвать её? кому достанется «навигатор»? =)
Не страшно, там корпус хлипкий, если что, его просто сорвет и всё)))
Но тоже об этом думал, пока менял батарею)
Отстой эти китайские планшеты. Валяются 2 штуки дома — ни один больше года не протянул.
Согласен, год для них крайняя черта. Денег уходит вагон.
Проще айпад прежних поколений купить в цену тройки китай-планшетов 😉
И нафига было восстанавливать линии данных USB? Планшет и без них бы заряжался.
Быстрого заряда током более чем в полампера там наверняка нет, а данные и по вайфаю перекинуть можно.
Согласен с вами) Но хочется, чтобы железка была полноценной)
Единственный автор на MR (ЭМ не в счёт), кого всегда интересно читать. Так держать!
Какая-то жесть в конце получилась. Вы, конечно, дали объяснение, но от флюса и следов пайки почистить хорошо можно было. За 500 рублей — выгодная покупка планшета с матрицей за 1000-1500руб)
И самое главное, интересно, чтобы вы показали, как найти плюс, если все пятаки сорваны, дорожки пежплатные и корень пятака не расковырять.
Можно было и отмыть, согласен. Но было уже некогда…
На счет, как искать плюс, может быть в другой статье, как раз можно затронуть вопросы «прозвона» и поиска коротких замыканий и подобных штук 🙂
Было бы очень интересно.
Браво!
Скоро вам придётся сражаться с бактериями на плате, за право подпаять микродорожку….)
А я их паяльником, паяльником!))
Просто удивительно, что в наше время еще остались люди, которые умеют держать в руках паяльник! А еще более удивительно то, что об этом пишут на MR. Снимаю шляпу!
В последние годы лично у меня создается впечатление, что эта профессия обречена на вымирание. Ибо чаще всего супер-квалификация ремонтника фирменного сервиса заключается только в умении менять крупные узлы, а то и изделия целиком (как это делает например Apple). А на заводах в Китае платы тоже уже никто руками не паяет.
Вот в детстве помню в Ремонтах сидели дядьки, которые могли блоху припаять к холодильнику. А потом это все резко ушло с появлением фирменных товаров и фирменных ремонтов. Году этак в 1999 был у меня дорогущий наикрутейший кассетный плеер SONY с сенсорным управлением. К нему шли наушники с ПДУ. Наушники быстро износились, и я просил в сервисе SONY припаять мне новые наушники (срезав с них джек) к пульту. Люди делали круглые глаза и говорили, что пульты и наушники ремонтировать совершенно невозможно.
Кстати интересная была бы тема для статьи о ремонтах: как ремонтировали раньше и как это делают (меняют) сейчас.
О, это да, и не сравнивайте. Сейчас ремонтом третьего уровня занимаются единицы. Но на самом деле не потому, что лень, а потому, что у людей на руках стало намного больше электроники, а значит, на сервисные центры нагрузка очень сильно выросла. Тогда зачем мастеру три часа долбаться с перепайкой элемента на плате, если можно просто заменить модуль целиком? При этом, стоимость ремонта не изменится, так как время мастера стоит дорого.
Фен отдал товарищу на время, один паяльник недавно помер, оставался один, который тоже сгорел в самый неподходящий момент)
И не радиомастер я совсем — это хобби…
Так я и не имел ввиду, что это профессия…. скажу точнее — радиолюбитель…. )
Вспомнил как лет 15 назад вырвал с мясом мини-USB у DIAL-UP внешнего модема. На Совке купил новое гнездо и за 50 рублей мне его перепаяли))
Этой весной проводил капремонт своему первому телефону Sony Ericsson W700i. Джойстик, как оказалось, был рабочим на 60%. Закупив оригинальные запчасти в Германии, приступил к ремонту. По неопытности оторвал 2 пятака с джойстиком. Найдя схему, очистил нужные токоведущие дорожки, припаял джойстик на рабочие пятаки, к очищенным дорожкам и оставшимся «ногам» припаял лужёные жилки из советского телефонного провода, и всё заработало. Работы проводил 25-ваттным ЭПЦН-ом, так что, вероятно, могу считаться Левшой.
Макс, где R2D2 купить? =)
А всему виной «бессвинец»…
Не сношали бы мозги с экологией (при чем на этапе утилизации, а не сборки!), не было бы таких отрывов ибо сам корпус разъема сидел бы на плате куда надежнее.
А с этими ROHS даже сами сборщики плат не гарантируют надежную работу устройства более 2х лет.
Общество потребления требует обновления каждые полгода… 😀
Дык че ж ты хочешь, Паш, вон на видеокартах серии нвидиа 8800 на каждой третьей через некоторое время чип гпу отпаивался и нужно было прожигать над плитой.
Было здорово если бы видео вашей работы было. Надо свой планшет попробовать отремонтировать)))
На что припаяные жилы крепятся к плате? На припое прилипали или на клей садили?
Новости:
Redmi 9T официально поступает в продажу в России
В России представлены недорогие смартфоны realme C20 и C21
Xiaomi представила смартфоны POCO X3 Pro и POCO F3
Официальное заявление Xiaomi
Бета-версия браузера Samsung Internet 14.0 доступна для загрузки в Google Play Store и Galaxy Store
В Google Play обнаружено очередное мошенническое приложение с платными подписками
Состоялся анонс смартфона Samsung Galaxy A32
Большинство актуальных моделей vivo обновится до Android 11
Все устройства Galaxy 2019 года выпуска и позже будут получать обновления безопасности в течение как минимум 4х лет
Vivo расширяет свое присутствие в Европе
HUAWEI продолжает распространять EMUI 11 для смартфонов в России
Samsung привезла в Россию бюджетный смартфон Galaxy A02
Функционал Galaxy S21 станет доступен на смартфонах серий Galaxy S20, Galaxy Note20 и Galaxy Z
На российском рынке смартфонов Xiaomi демонстрирует впечатляющие результаты
Samsung представила 5G-смартфон среднего уровня – Galaxy A32 5G
Анонсирован мобильный процессор Samsung Exynos 2100 для флагманских смартфонов
В России открылся предзаказ на раскладной смартфон с гибким экраном – motorola razr 5G
HONOR 10X Lite в России: +5% рынка всего за 1 неделю
Xiaomi привезла в Россию линейку смартфонов Mi 10T
HONOR запускает собственную сеть монобрендовых магазинов по всей России
Сгорела дорожка на плате что делать
Для восстановления поврежденных дорожек на материнской плате Вам потребуется:
1. Паяльник с маленьким жалом.
4. Несколько медных проводов толщиной 0,1 — 0,3 мм.
Ремонт
2. Залудите все эти дорожки используя припой и флюс (также можно использовать кислоту, но после запайки хорошенько очистите запаянные места спиртом):
3. Залудите медные провода. Лучше всего взять один длинный медный провод и залудить его, а потом отрезать необходимый для восстановления дорожки размер.
4. Начинать запаивать нужно с самой крайней поврежденной дорожки, чтобы при запаивание других, соседние не мешались:
5. Запаяв все провода, очистите спиртом запаянные места и обязательно прозвоните поврежденные дорожки на обрыв.
фигвам
индейское жилище.
Одна из серьезных проблем со старой техникой, это конденсаторы. Обычные электролиты рассчитаны примерно на 15-17 лет работы. При этом уже к концу срока службы их емкость может заметно деградировать, а в некоторых случаях они могут и раньше выйти из строя (лопнуть или тихо разгерметизироваться и залить плату какой-то дрянью).
В самом плохом случае это ведет к сгоранию схемы. В не очень плохом — к нестабильной работе, повреждению текстолита, дорожек на плате и близлежащих элементов.
По этому замена электролитических конденсаторов — необходимая мера поддержания работоспособности для любой старой техники.
На днях я провел профилактику для материнской платы amiga 4000.
Ниже немного текста, и фотки.
Смотрим проблемные места. Конденсатор посередине фото определенно уже давно выстрелил — олово на всех элементах вокруг почернело.
Второе место — угол с аналоговой звуковой картой, куча конденсаторов под замену, плюс несколько почерневших мест — верхние ряды ножек чипов, сквозное металлизированное отверстие слева рядом с чипом.
Третье место — у разъема питания, почерневшая дорожка под лаком. Не понятно, то ли сгнила, то ли перегорела.
Приступим. Первым делом — с платы снимаем все снимаемое, саму плату в раковину, добавляем мыло или фейри по вкусу и мягкой щеткой удаляем всю пыль, грязь и прочие гадости с поверхности. Плата должна заблестеть как новенькая.
После купания — сушим бытовым феном, главное избавиться от воды в тонких местах — под чипами, в разъемах.
После сушки плата отправляется еще на сутки на горячую батарею, для гарантии отсутствия влаги.
Не стоит пытаться включить ее раньше, даже если она кажется сухой.
После высыхания внимательно осматриваем плату еще раз. В нормальном состоянии, после мытья, заводское олово должно блестеть, как новое. Вот найдено еще одно место, которое меня смущает — это рядом с местом, где раньше стоял кислотный аккумулятор. Видимо он немного протек до того, как я его удалил. Обратите внимание, нижний ряд ножек нижнего чипа явно пострадал, плюс одна из дорожек у него же почти полностью черная.
Приступим. Мне понадобится паяльная станция (ну или хотя бы фен, для снятия smd элементов), плюс я использую термоотсос и еще один более мощный паяльник.
Снимаем феном конденсаторы и подозрительные чипы. Под конденсаторами видна грязь, которая осталась даже после интенсивного мытья. Ее я удалю ватным тампоном смоченым ацетоном. Вообще ацетон отличное средство для чистки как перед пайкой, для чистки платы, так и после пайки, для удаления флюсов.
Удаляем ненужное олово паяльником и оплеткой, чистим площадки, при необходимости лудим.
Ставим новые конденсаторы на места, припаиваем. Я паяю с паяльной пастой bga. При этом конденсаторы сажаю не феном, а обычным паяльником. Получается очень быстро и аккуратно, достаточно приложить жало к ножке или площадке, как паста размазанная на них собирается в аккуратную каплю, не хуже заводской. Плюс точка нагрева очень маленькая, в отличии от фена, и паста не начинает утекать.
Место где протек аккумулятор. Отпаиваем чип, чистим площадки и ножки, ставим на место.
У черной дорожки иголкой снимаю лак. Сама дорожка оказалась цела.
Покрываем оловом, чуть позже покрасим поверх бесцветным цапон лаком.
С дорожкой у разъема питания оказалось то же самое.
А вот это место, с которым мне не очень удалось справиться.
Все, кого я спрашивал, что делать с элементами пострадавшими от вытекшего конденсатора, говорили, что ничего сложного, надо просто залудить заново. Но видимо не всегда все так просто, или им не попадались такие запущенные случаи.
Во первых темное олово не отмывалось ни спиртом, ни ацетоном. Во вторых оно не плавилось под феном и тонким паяльником. Только если его немного царапнуть вглубь — удавалось расплавить. При этом во время плавления шел жуткий «кислотный» запах. После этого оказалось что контактные площадки не смачиваются оловом, какой бы я флюс не применял — канифольный, глицериновый, или тот, что в паяльной пасте. Видно, что у резисторов посередине олово не растекалось, а собиралось в капли.
Единственный вариант который мне видится — снимать все элементы, целиком зачищать площадки, лудить и паять.
UPD: что я и проделал чуть позже тут.
На этом можно завершить. Конденсаторы заменены, проблемные места пропаяны заново, плата работает. Вешаем бирочку.
Как восстановить дорожки на плате?
Сегодняшняя электронная техника очень даже надежна. Но иногда бывают ситуации, когда из-за каких-либо неисправностей могут выгореть печатные проводники на плате. Понятно, что дальнейшая работа устройства в таком случае невозможна, значит нужно восстанавливать поврежденные дорожки.
Выгорание дорожек может происходить и потому, что по ним проходил очень большой ток. Так что сначала нужно выяснить причины основной неисправности, а потом устранить ее. И лишь потом можно ремонтировать печатные проводники.
Конечно в домашних условиях невозможно реконструировать токопроводящие дорожки в первозданный заводской вид. Но продублировать проводами соответствующего сечения выгоревшие участки печатных проводников, чтобы восстановить нормальную работу, вполне реально.
Сначала нужно хорошо изучить расположение выгоревших проводников, так что можете руководствоваться принципиальной схемой устройства. Теперь удалите остатки дорожек бритвенным лезвием, остро заточенным ножом или другим похожим инструментом. Выгоревшие места нужно аккуратно зачистить, чтобы не остались обугленные участки.
Далее найдите подходящий изолированный провод с нужным сечением, которое должно быть сопоставимо с сечением дорожки, которая сгорела. Провод лучше выбирать многожильный, а не цельный, тогда у вас получится более аккуратный монтаж. Отрежьте нужный кусочек провода. Его нужно припаивать к выводам деталей, которые были соединены сгоревшим проводником, либо к уцелевшим участкам последнего. В последнем случае надобно хорошо зачистить края дорожки ножом, потом пропаять с канифолью. Также нужно зачистить и залудить края провода.
Теперь при восстановлении дорожки, аккуратно изогните провод в нужную сторону. Все действия нужно проводить тщательно и аккуратно, ведь это залог последующей правильной работы и вообще успешного ремонта. Нельзя припаивать провода как-нибудь, чтобы они болтались или рядом с местом пайки был накапан припой. Некрасивая и грязная работа приведет к тому, что устройство вообще откажется работать.
После того как вы восстановите все проводники, еще раз внимательно осмотрите монтаж на наличие ошибок. Вооружившись лупой, посмотрите исправность дорожек, которые находятся рядом с местом ремонта. Ведь на них не должно быть капелек припоя, ведь это приведет к замыканию. Если есть сомнения, то поцарапайте пространство между дорожками кончиком острого ножа или иголкой. Только после тщательной проверки можно собирать устройство и включать компьютер.